Меню Услуги

Автоматизированные банковские системы


Страница:   1   2


Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1.1. История развития автоматизации банковской деятельности
  • 1.2. Банковская информация и ее обработка
  • 1.3. Информационное обеспечение автоматизированных информационных технологий в банке
  • 1.4. Программные средства обработки банковской информации
  • 2.1. Программное обеспечение АБС
  • 2.2. Технические средства обработки банковской информации
  • 2.3. Основные понятия в области автоматизированных систем (АС)
  • 2.4. Основные компоненты автоматизированных систем
  • 3.1. Основные понятия и определения АБС «Форпост»
  • 3.2. Требования к формированию и обработке сообщений, заявок, служебных записок, запросов, направляемых для администрирования доступа в автоматизированные банковские системы «Запсибкомбанк» ОАО
  • 3.3. Организация процесса формирования, обработки и исполнения заявок на администрирование АБС
  • 3.4. Организация процесса обработки и исполнения заявок на администрирование доступа в АБС «Запсибкомбанк» ОАО
  • 3.5. Организация процесса обработки и исполнения заявок, поступающих в адрес отдела администрирования
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Информация считается таким же важным ресурсом в банке, как рабочая сила, производственное оборудование, материалы и денежные средства. Она заслуживает не меньшего внимания и нуждается в не менее обстоятельном планировании, чем остальные ресурсы. Информация служит инфраструктурой, соединительной тканью, определяющей эффект соединения этих ресурсов.

Актуальность рассматриваемой темы: «Автоматизированные банковские системы», обусловлена тем, что рабочие места сотрудников банка в настоящее время оснащены персональными компьютерами и на их основе созданы автоматизированные рабочие места служащих банка (далее АРМ). Они позволяют автоматически формировать первичные документы и машинограммы по различным участкам учета и передавать полученные результаты в центры обработки информации, чтобы составить сводные регистры бухгалтерского учета и отчетности. Их внедрение позволяет решить проблему полной и комплексной автоматизации банковской системы.

Широкое внедрение в практику персональных компьютеров привело к возможности создания АРМ банковских работников. С их помощью выполняются значительно быстрее и надежнее расчетные и другие операции, автоматизировано получение банковских документов.

С помощью компьютера в банке значительно облегчается решение информационно-поисковых задач, упрощается работа по подготовке, составлению и распечатке первичных документов. Использование компьютеров привело к созданию и распространению различных автоматизированных банковских систем.

В настоящее время происходит быстрое оснащение банка  компьютерами. Они позволяют накапливать данные как непосредственно в учетных регистрах (карточках, свободных листах и др.), так и на машинных носителях информации (например, на жестком диске,  дискетах).

Относительная простота освоения и эксплуатации позволяют использовать компьютеры в качестве персональной техники, оснащать ими операционистов банка и на их основе создавать автоматизированные рабочие места (АРМ) служащих. Одним из обязательных условий автоматизации и учета является наличие программы регистрации и обработки банковских данных.

При этом программы обработки банковской информации должны быть адаптированы к правилам ведения банковского учета. Это относится к представлению банковских документов в удобном для чтения виде, невозможность несанкционированных исправлений в записях и др.

Банки самостоятельно выбирают формы и методы ведения учета исходя из объема работ, наличия вычислительной техники и других условий. Они могут не только использовать рекомендованные формы, но и разрабатывать свои, включая формы бухгалтерских регистров, программа регистрации и обработки информации. Вместе с тем они должны соблюдать общие методологические принципы, установленные в централизованном порядке, а также технологию обработки учетных данных.

С переходом к прогрессивным формам учета кардинально меняются характер и содержание банковской работы, сокращается удельный вес технических процессов, основанных на ручном труде. Главными для учетного персонала становятся функции организаторов процесса обработки экономической информации.

Цель дипломной работы — изучить аспекты, связанные с применением автоматизированных банковских систем в «Запсибкомбанк» ОАО.

Основными методами исследования служили системный, статистический и функциональный анализ, теоретические исследования в границах, заданных областью изысканий, логические методы, обусловленные конкретными целями и задачами.

Структурно работа состоит из трех разделов.

В первом разделе рассматриваются сущность автоматизации банковской деятельности.

Во втором разделе рассматриваются основные понятия и определения автоматизированных банковских систем, структура, стадии развития.

В третьем разделе предпринимается попытка охарактеризовать АБС «Форпост».

В ходе выполнения данной дипломной работы были поставлены следующие задачи:

— изучить историю развития автоматизированных банковских систем

— изучить цели внедрения автоматизированных банковских систем

— рассмотреть функции автоматизированных банковских систем

— дать общую характеристику объекта и предмета изучения

— обоснование проектных решений по автоматизации управленческого процесса в «Запсибкомбанк» ОАО.

Методы исследования – анализ научно-практической литературы, работа с комплексным методическим обеспечением учебной дисциплины, интернет — ресурсами.

Актуальность, практическая значимость проблемы в целом определили выбор темы.

1.1. История развития автоматизации банковской деятельности

Банковская сфера была одной из первых народнохозяйственных областей, в которых с начала 60-х годов в СССР создавались автоматизированные системы (АС) обработки информации на базе ЭВМ. К 1960 г. сфера деятельности Госбанка СССР в экономическом и информационном отношении уже представляла подготовленную почву для внедрения подобных АС, поскольку этому предшествовал опыт обработки банковской информации на счетно-перфорационных машинах фабрик механизированного учета и машинно-счетных станций ЦСУ СССР. Например, в Москве на фабрику механизированного учета от учреждений Московской городской конторы Госбанка СССР на обработку ежедневно поступало 200–250 тыс. перфокарт, что вместе с сопровождавшими перфокарты сопроводительными документами составляло сотни килограммов бумаги в день. Все это приводило не только к большому количеству документов и расходу бумаги, но и к потере оперативности. В Госбанке СССР к началу 60-х годов была осознана необходимость решения логико-математических задач, связанных с анализом хозяйственной деятельности отраслей народного хозяйства, предприятий, обслуживаемых Госбанком, контролем товарно-денежного оборота. Справиться с такими задачами без автоматизированных систем на базе ЭВМ учреждения Госбанка СССР были уже не в состоянии.

В истории создания и применения АС обработки банковской информации в нашей стране можно выделить три крупных этапа продолжительностью по 15 лет.

Первый этап (1960–1975 гг.) был связан с созданием экспериментальной системы «Банк» для автоматизированной обработки данных бухгалтерского учета банковских операций (подсистема «Операционный день Госбанка»), автоматизации процессов контроля и квитовки межфилиальных оборотов учреждений Госбанка (подсистемы «Квитовка МФО», «Контроль МФО»), автоматизированного ведения аналитического и синтетического учета операций Внешторгбанка. Система «Банк», созданная для учреждений Госбанка СССР г. Москвы и Московской области, была в 70-х годах внедрена в 13 крупных промышленных центрах страны. Техническую базу системы «Банк» составляли ЭВМ второго поколения – «Урал-11» и «Урал-14».

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Второй этап (1972–1989 гг.) отмечен созданием единой иерархической АС Госбанка СССР (ОАСУ Госбанка СССР), охватывавшей все уровни учреждений Госбанка на территории страны: районные отделения, 173 областные конторы, республиканские конторы в столицах союзных республик СССР, ГВЦ при Правлении Госбанка СССР. Техническую базу ОАСУ Госбанка СССР составляли ЭВМ третьего поколения – ЕС ЭВМ, а также малые ЭВМ М-6000, М-5000 и СМ-1600 в ряде областных центров.

Третий этап (с 1989 г. по настоящее время) связан с созданием нового поколения АС, предназначенных для комплексной автоматизации учреждений банковской сферы России, формирующейся в условиях переходного периода в экономике страны – Центрального Банка РФ и коммерческих банков. На этом этапе автоматизации подлежат основные функции ЦБ РФ, законодательно закрепленные за ним законом РФ «О Банке России»:
-автоматизация межбанковских расчетов, осуществляемая сетью расчетно-кассовых центров и Федеральным расчетным центром ЦБ РФ;
-контроль экспортно-импортных валютных операций и мер поддержки валютного курса рубля;
-контроль денежного обращения и мер по денежной эмиссии;
-контроль состояния финансово-кредитной сферы в стране (в том числе предоставления и отзыва лицензий коммерческим банкам в соответствии с установленными нормативами);
-функции кредитора последней инстанции на рынке межбанковских кредитов.

Эти и другие функции ЦБ РФ, подлежащие автоматизации, реализуются АС, обслуживающими подразделения Центрального аппарата ЦБ РФ, Федеральный центр информатизации ЦБ РФ и подразделения главных управлений ЦБ РФ по регионам России.

Для обеспечения электронного обмена данными при проведении межбанковских расчетов учреждения ЦБ РФ используют наземные сети передачи данных, доступные в регионах России, с учетом необходимых мер по защите информации. Кроме того, ЦБ РФ создает специальную сеть спутниковых телекоммуникаций «Банкир».

Эффективность и обоснованность принимаемых решений на уровне центрального аппарата (ЦА) и территориальных учреждений (ТУ) Банка России во многом предопределяется качеством информации и информационных технологий, используемых при реализации функций информационно-аналитического характера и включающих средства и методы сбора, контроля, очистки данных, транспортировки, хранения, агрегации, обеспечения доступа, аналитической обработки и отображения информации в удобном для использования виде. Актуальность совершенствования этих технологий, в первую очередь, объясняется: потребностью повышения согласованности, достоверности и доступности информации; необходимостью оценки неблагоприятных факторов при принятии оперативных и тактических решений; необходимостью и возможностью выявления тенденций и проведения долгосрочных прогнозов при принятии стратегических решений; необходимостью и возможностью получения большей отдачи от накопленных данных путем использования при принятии решений извлеченных из них информации и знаний.

Решение перечисленных проблем в современных условиях основывается на использовании таких технологий, как:
1) технологии хранилищ данных, обеспечивающие согласованность, достоверность и доступность информации в удобном для дальнейшего использования виде;
2) технологии оперативной аналитической обработки информации (OLAP), поддерживающие наиболее распространенные, традиционные аналитические приемы и расширяющие их возможностями многомерного анализа данных;
3) приемы сценарной обработки информации и многофакторной оценки;
4) методы и средства интеллектуального анализа данных (технология разведки данных (data mining) для обработки больших объемов информации; статистический анализ; многомерное прогнозирование и др.);
5) интернет-технологии, обеспечивающие доступ к информации и ее доставку потребителям.

Коммерческие банки и другие финансово-кредитные организации России оснащаются автоматизированными банковскими системами (АБС), создаваемыми по их заказам специализированными фирмами – системными интеграторами. Эти фирмы предлагают набор различных прикладных систем для малых, средних и крупных коммерческих банков, системных решений (если банк создает прикладные программные комплексы АБС своими силами) и услуг.

Программно-техническую среду, в которой функционируют прикладные программные комплексы банковских АС, составляют системы распределенной обработки данных с архитектурой клиент-сервер. В такой среде используются автоматизированные рабочие места (АРМ) банковских служащих, как правило, на базе персональных компьютеров и серверы, как правило, на базе отказоустойчивых кластеров и многопроцессорных ЭВМ четвертого поколения, которые объединяются в локальные сети.

1.2. Банковская информация и ее обработка

Банковская информация представляет собой совокупность данных, которые предназначены для интегрированной обработки и решения с помощью программного и других видов обеспечения различных функциональных задач.

Информация может существовать в различных формах в виде совокупностей некоторых знаков на носителях различных типов. В связи с бурным процессом информатизации все большие объемы информации накапливаются, хранятся и обрабатываются в автоматизированных системах, построенных на основе современных средств вычислительной техники и связи.

В литературе встречаются различные по содержанию классификации связанные с вопросами получения, хранения, распространения и использования информации. Систематизировав (обобщив) все определения (классификации) встречающиеся в различной литературе мы предлагаем на наш взгляд более подробную классификацию информации и информационных отношений в разрезе субъектов информационных отношений и их интересов, свойств информации и ее обработки, классов банковской информации и др.

Субъектами информационных отношений являются: государство (в целом или отдельные его органы и организации), Центральный банк РФ, общественные или коммерческие организации и предприятия (юридических лиц), граждане (физические лица).

В процессе своей деятельности субъекты могут находиться в разного рода отношениях, в том числе, касающихся вопросов получения, хранения, обработки, распространения и использования определенной информации.

Различные субъекты по отношению к определенной информации могут выступать в качестве (возможно одновременно):
— источников (поставщиков) информации;
— пользователей (потребителей) информации;
— собственников (владельцев, распорядителей) информации;
— физических и юридических лиц, о которых собирается информация;
— владельцев систем сбора и обработки информации и участников процессов обработки и передачи информации и т.д.

Для успешного осуществления своей деятельности по управлению объектами некоторой предметной области субъекты информационных отношений могут быть заинтересованы в обеспечении:
— своевременного доступа (за приемлемое для них время) к необходимой им информации;
— конфиденциальность (сохранения в тайне) определенной части информации;
— достоверности (полноты, точности, адекватности, целостности) информации;
— защиты от навязывания им ложной (недостоверной, искаженной) информации (т.е. от дезинформации);
— защиты части информации от незаконного ее тиражирования (защиты авторских прав, прав собственника информации и т.п.);
— возможности осуществления непрерывного контроля и управления процессами обработки и передачи информации.

Для удовлетворения законных прав и перечисленных выше интересов субъектов необходимо постоянно поддерживать следующие свойства информации и систем ее обработки:
— доступность информации, то есть свойство системы, в которой циркулирует информация, характеризующееся способностью обеспечивать своевременный беспрепятственный доступ субъектов к интересующей их информации и готовность банков к обслуживанию поступающих от субъектов запросов всегда, когда в обращении к ним возникает необходимость;
— целостность информации, то есть свойство информации, заключающееся в ее существовании в неискаженном виде. Точнее говоря, субъектов интересует обеспечение более широкого свойства — достоверности информации, которое складывается из адекватности (полноты и точности) и непосредственно целостности информации, то есть ее не искаженности;
— конфиденциальность информации — субъективно определяемую (приписываемую) характеристику (свойство) информации, указывающую на необходимость введения ограничений на круг субъектов, имеющих доступ к данной информации, и обеспечиваемую способностью системы сохранять указанную информацию в тайне от субъектов, не имеющих полномочий на доступ к ней.

Банковская информация делится на следующие классы:
1) Организационно — распорядительная информация, исходящая от Центрального банка РФ в виде инструкций, распоряжений и писем и от органов государственной власти в виде законодательных актов. Данный вид информации должен проходить сверху вниз до определенного уровня вплоть до филиалов и клиентов;
2) Нормативно — справочная информация, разработанная обеспечивающими; органами (Госстандарт, Министерство финансов, Налоговая инспекция), внедренная в Центральном банке РФ приказом по Центральному банку и исходящая от соответствующих подразделений Центрального банка РФ, должна проходить сверху вниз до соответствующего уровня;
3) Расчетная информация (банковская, межбанковская, внутрирегиональная и межрегиональная), формируемая при осуществлении платежа должна передаваться вверх до соответствующего уровня иерархии; результат осуществления расчета должен передаваться вниз;
4) Бухгалтерская информация (первичный учет и отчетность) формируется на соответствующем уровне и должна передаваться вверх (по регламенту);
5) Статистическая информация должна формироваться на каждом уровне и передаваться на уровень выше в виде документов статистической отчетности (по регламенту);
6) Аналитическая информация должна получаться на основании обработки и анализа статистической информации каждого уровня и передаваться на уровень выше по запросам;
7) Специальная (тематическая) отчетная информация должна формироваться структурным подразделением Главного Управления Центральным банком РФ и передаваться в соответствующее головное подразделение Центра автоматизации Центрального банка РФ (по регламенту), с использованием средств защиты информации.

Система классификации и кодирования информации должна предусматривать возможность создания классификаторов, позволяющих упорядочить, систематизировать банковскую информацию, а также унифицировать внутреннее описание объектов в проблемно — ориентированной базе данных. Любая банковская информация требует соответствующей обработки.

1.3. Информационное обеспечение автоматизированных информационных технологий в банке

Проектирование и функционирование АБС основывается на системотехнических принципах, отражающих важнейшие положения методов общей теории систем, системного проектирования, теории информации и других наук, позволяющих обеспечить необходимую надежность эксплуатации, совместимость и взаимодействие информационных систем различных экономических объектов, экономить труд, время, денежные средства на проектирование и внедрение АБС в практику.
Информационное обеспечение (ИО) АБС представляет собой информационную модель банка. Различают внемашинное и внутримашинное ИО:
-внемашинное – это вся совокупность информации в банке, включая системы показателей, методы классификации и кодирования элементов информации, документов, документооборота информационных потоков;
-внутримашинное – это представление данных на машинных носителях в виде разнообразных по содержанию, по назначению и специальным образом организованных массивов (файлов), БД и их информационных связей.

Современные системы банковских связей складываются и показателей видов банковских услуг и банковской деятельности, которые отражают расчетно-кассовый, кредитный, депозитный, бухгалтерский, нормативный, законодательный, фондовый, инвестиционный и другие аспекты функционирования банка.

С помощью аналитических и сводных показателей анализируются структура активов и пассивов, доходов и расходов, денежных потоков по активным и пассивным операциям, ликвидность и финансовая устойчивость банка и т.п. Показатели банковской деятельности характеризуют соотношения депозитов, кредитов, собственных и привлеченных средств, долю межбанковских операций в общем объеме ресурсов и вложений, определяют удельный вес и значимость тех или иных операций, что позволяет выявлять возможность повышения прибыльности и конкурентоспособности банка.

Значительную долю внемашинного ИО составляет документация. При разработке внемашинного ИО к документам, как наиболее распространенным носителям исходной и результативной информации, предъявляется ряд требований по их форме, содержанию, порядку заполнения. Единство требований создает унифицированную систему документации. Унифицированные типовые документы в банковской системы повышают эффективность автоматизации. К таким документам относятся платежные поручения, чеки, кассовые ордера, банковские выписки и другие. Унифицированные формы документов вырабатываются для всей территории РФ, утверждаются Министерством финансов РФ и ЦБ
Современные АБС предоставляют получения информации в различных формах: в виде печатных документов, экранных форм, на машинных носителях; она может быть представлена в текстовом, табличном и графическом виде. ПЭВМ располагают набором готовых форм первичной и результативной информации или удобными средствами их формирования и компоновки. Существует прикладной пакет программных средств общего назначения для работы с документами табличного типа или представления информации в табличной форме. АБС разрабатываются с использованием таких программных продуктов, которые имеют разнообразные версии и могут носить встроенный характер.
Внутримашинное ИО формирует информационную среду для удовлетворения разнообразных профессиональных потребностей банковской системы.

Оно включает все виды специально организованной на машинных носителях информации для восприятия, передачи, обработки техническими средствами. Поэтому информация представляется в виде файлов, БД, банков данных (БнД).

Современные банковские технологии работают только с БД. Существуют различные инструментальные программные средства как для проектирования, так и для управления и поддержания БД – это, прежде всего, СУБД. В зависимости от выполняемых функций их спектр может включать как простые, так и сложные разработки.

К внутримашинному ИО банковских систем предъявляется ряд требований. Рассмотрим наиболее важные из них

Система должна предоставлять возможность экспорта (импорта) данных в текстовом и DBF – форматах, что позволяет обмениваться информацией со специальными программами, электронными таблицами и т.д., а экспортируемый из системы документ может быть послан по электронной почте.

Внутримашинное ИО банковских систем должно реализовываться в режиме реального масштаба времени, при котором изменение в данных. произведенные одним пользователем, сразу должны становиться доступными остальным пользователям системы.

В настоящее время наиболее распространенной СУБД является «Btrieve Tecors Manager» фирмы NOVELL. Программный продукт «Btrieve» является частью ОС Net Ware и позволяет эффективно и надежно использовать ресурсы банковской системы. Среди набора возможностей «Btrieve « отметим основные:
— реализация модели взаимодействия клиент – сервер, обеспечивающей высокую производительность при многопользовательском доступе к данным;
— интерфейс с различными языками программирования (C, Pascal, Assembler и другие);
— управление файлами размером до 4 Гбайт;
— обработка трансакций, позволяющая выполнять логически связанные изменения в различных файлах;
— системное журналирование всех изменений в файлах;
— мониторинг использования системных ресурсов.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Альтернативный подход состоит в использовании в качестве основы для построения банковских систем распределенной переносимой реляционной СУБД «Oracle».В ней обеспечиваются надежные методы хранения и обработки данных , защита от сбоев и несанкционированного доступа, эффективная работа в многопользовательской среде и во всех популярных сетях, высокая производительность. Прикладные системы, созданные на базе СУБД «Oracle»,одинаково эффективно функционируют на всех типах ЭВМ: персональных, мини- и больших ЭВМ и лишены недостатков, присущих многим другим СУБД на ПЭВМ. Ввиду полной переносимости прикладных систем сохраняются все вложения в их разработку. Не требуется персонала, а закупка нового оборудования не приводит к полному отказу от старого, ибо последнее может использоваться параллельно с новым. Недостатком СУБД «Oracle» является достаточно высокая стоимость, поэтому система доступна, как правило, крупным и средним банкам.

1.4. Программные средства обработки банковской информации

К наиболее значимым по числу внедрения фирмам разработчикам систем автоматизации банковской деятельности следует отнести такие как «Инверсия», «Diasoft», «R-style», «Програмбанк», «Асофт», и др. Все эти фирмы (кроме «R-style») являются членами секции банковского программного обеспечения, действующей в рамках Ассоциации разработчиков программного обеспечения в области экономики. Ассоциация является независимой организацией, имеющей целью защиту интересов разработчиков и своих клиентов.

Интересен подход к автоматизации банковских технологий, реализованный в программных продуктах «АСУ комбанк», разработанных совместно фирмой «Инверсия» и техническим центром «Кредобанка». Здесь разработчики пошли по оригинальному пути, их технические решения впоследствии широко использовались другими фирмами. Технология “АСУ комбанк” предусматривает получение выходных форм за любой промежуток времени, а также различные формы фильтрации и индексации, позволяющие выводить строго определенную, но глубоко варьируемую информацию. Фирмой предложена ориентированная на работу главного бухгалтера связь синтетического и аналитического учета, обеспечивающая контроль соответствия показателей (сетевая ЛВС «Novel Net Ware» версия программных продуктов, широко распространенная реализация валютного операционного дня и промышленно используемая система «Клиент – банк»).

В «АСУ Комбанк» реализуется система контроля ведения банковских договоров, которая позволяет не только вычислять проценты по кредитным, депозитным и т.п. договорам, но и оценивать по достаточно просто закладываемым работниками банка методикам ход кредитной работы, выявлять узкие места, ожидаемое состояние банка на любую будущую дату и выполнять большой объем других аналитических услуг, как в шифровом, так и аналитическом виде. Концепция, основанная на построении фундамента в виде ОДБ (операционного дня банка) в национальной валюте и в мультивалютном режиме с достаточно широкой «периферией» в виде программ «Ведение банковских договоров», «Платежные поручения», «Касса», «Ведение переводных операций» и т.п., позволила фирме «Инверсия» широко распространить разработанную технологию, установить свой программный продукт в более чем пятистах банках разных регионов страны. Программный комплекс ОДБ постоянно развивается как за счет «периферий», так и за счет создания принципиально новых программных комплексов, автоматизирующих аналитические и другие банковские функции.

Технологии и программные комплексы фирмы «Асофт» и «Diasoft» имеют несколько меньшее число внедрений. В частности фирма «Асофт» внедрила свои разработки примерно в ста банках, а «Diasoft» — в двухстах. На рынке банковских технологий фирма «Асофт» несколько уступает своим конкурентам, в то время как добротный, хорошо отработанный продукт фирмы «Diasoft» пользуется вполне заслуженным спросом. Получили широкое распространение традиционный ОДБ, совмещающий рублевые и валютные операции, технология контроля расчета процентов по банковским договорам и многие другие.

АО «Diasoft» предлагает решение банковских проблем в виде трех систем: непосредственная автоматизация деятельности банков «Diasoft Bank», автоматизация операций по частным вкладам «Diasoft Gard» и банковский депозитарный комплекс «Diasoft Depo».

В основу функционирования системы автоматизации банковской деятельности («Diasoft Bank») положен принцип раздельного ведения операций в различных валютах. Система имеет ряд направлений, связанных с ведением счетов, обработкой платежного документооборота, формирование бухгалтерской отчетности, ведением договоров и анализом деятельности банка, управлением системой автоматизации.

«Diasoft» специализируется в области создания новых технологий прикладных банковских систем. Новые технологии базируются на архитектуре “клиент — сервер”, на использовании объектно — ориентированного подхода при создании прикладных систем и других современных достижений в области компьютеризации банковского дела.

Банковский депозитный комплекс («Diasoft Depo») предназначен для использования в банках, инвестиционных институтах и финансовых институтах. Комплекс может применяться для создания собственной сети депозитариев, иметь связь с другими сетями депозитариев. При совместной работе с системой автоматизации коммерческого банка могут автоматически формироваться и передаваться проводки денежных средств, сопровождающие операции на рынке ценных бумаг. К таким операциям могут быть отнесены:
— учет эмитентов и ценных бумаг;
— расчеты и выплаты дивидендов;
— плата за обслуживание хранения ценных бумаг;
— расчеты налогов на операции с ценными бумагами;
— контроль остатков на лицевых счетах участников сделки.

Стремление удовлетворить растущие потребности настоящих и потенциальных клиентов отражается в постоянном совершенствовании имеющихся и появлению новых разработок. Программа автоматизации обменного пункта («Diasoft Forex») является логическим дополнением семейства программных продуктов АО «Diasoft».

Система «Diasoft Forex» позволяет выполнять следующие основные операции:
— редактирование ордеров по покупке, продаже и обмену валюты;
— учет операций по инкассации денег в кассе обменного пункта;
— печать реестров купленной, проданной валюты и реестра обмена;
— получение справки о кассовых оборотах;
— получение настраиваемых форм отчетности.

Данная система допускает многократное изменение курсов валют в течение дня, что позволяет гибко реагировать на изменение конъюнктуры рынка. Развитая система подсказок позволяет операционисту уверенно и комфортно чувствовать себя при работе в системе «Diasoft Forex».

Учет документооборота в системе позволяет полностью контролировать оборот валюты в обменном пункте и исключить возможные злоупотребления со стороны работников обменного пункта.

Фирма «Програмбанк» предлагает свою концепцию автоматизации банковской деятельности. Следует отметить высокий уровень программирования и широту охвата автоматизации банковских услуг. В рамках ОДБ заложена возможность получать выходные формы практически за любой календарный период. Наряду с жестко определенными отчетными сроками наличие программ «Касса», «Платежные поручения», «Учет основных средств и малоценного имущества» позволяет комплексно автоматизировать деятельность бухгалтерии. Этой фирмой разработаны и другие программные продукты, например, программы по автоматизации ведения операций с иностранной валютой.

Программные продукты этой фирмы рассчитаны на мелкие и средние банки, что в первую очередь связано с отсутствием возможности его работы в операционной среде «Novel Net Ware».

Несколько архаична система обмена информацией между компьютерами затрудняет работу в банке при его росте и увеличения числа автоматизированных рабочих мест (АРМ). Однако наличие достаточно сильной группы сопровождения и внедрения позволило «Програмбанку» добиться внедрения своего продукта более чем в двухстах пятидесяти банках страны.

Банковский комплекс фирмы «Програмбанк» включает программы, обеспечивающие широкий спектр услуг. Так, автоматизация технологий внутрибанковских операций в рублях реализуется в рамках подсистем:
— операционный день;
— архивация операционного дня;
— начисление всех видов процентов;
— кредитно — депозитная работа;
— расчет экономических нормативов и свод балансов по филиалам;
— генерация консолидированных балансов;
— обработка платежных и кассовых документов.

Автоматизированы также расчет заработной платы, учет основных средств и материальных запасов, которые имеют связь с ОДБ.

Подсистема «Клиент – Банк» служит для пересылки документов между банками и клиентами, ее использование сокращает время прохождения документов и улучшает контроль за их состоянием.
Подсистема учета операций с ценными бумагами автоматизирует депозитарный и бухгалтерский учет ценных бумаг, все основные функции фондового отдела банка. Система работает с разнообразными ценными бумагами.

Подсистема внутрибанковских операций в иностранной валюте включает операционный день с архивацией, автоматизацию работы валютного обменного пункта. Для выполнения в автоматическом режиме валютных кассовых операций и обработки валютных кассовых документов и обработки валютных кассовых документов предназначена валютная касса, которая формируется в виде информационного массива и связана с валютным днем. Предусмотрена возможность работы с индивидуальными вкладами, начислением валютных процентов, обработкой валютных платежных документов.

Подсистема автоматизации расчетов с использованием специальных карточек «Карт – банк» рассчитана на многофилиальный коммерческий банк, обслуживающий торговую сеть и операции по вкладам физических и юридических лиц. Система имеет программно — аппаратные модули: фронт — офис; бэк — офис; модули магазина. Фронт — офис — ориентирован на работу с клиентами банка. Модуль фронт — офис используется при открытии и закрытии счетов, обслуживании клиентов, формировании отчетности для клиентов и бухгалтерии. Бэк — офис поддерживает работу бухгалтерии и взаимодействие со всей банковской системой. В модуле бэк — офис имеются списки участников платежей и их счетов для отражения операций. К функциям модуля магазина относится автоматизация обработки данных пластиковых карточек и проверки платежеспособности клиентов. В частности осуществляются операции ввода, оплаты и печати чека, составления отчета о продажах и выручке. Обмен данными между банками и магазинами обеспечивается специальными программными модулями. В них обрабатываются платежные поручения валютных операций, перевод средств за границу и др.

Подсистема электронных межбанковских расчетов обслуживает банки, уменьшая время выполнения операции и контролируя их прохождение. В нее входят банки — пользователи и обслуживающий их центр. Каждый банк имеет в центре, как правило, несколько корреспондентских счетов. Центр в свою очередь, имеет свои счета в РКЦ ЦБ и в др. Центрах и банках России и других стран СНГ. Все межбанковские расчеты сводятся к модификации корреспондентских счетов и выполнению безбумажного документооборота. Технология позволяет вести обслуживание банков, не являющихся пользователями подсистемы. В этом случае применяется схема взаимных расчетов. Возможна автоматизация как клиринговых операций, так и работа с корреспондентскими счетами банков. Кроме безопасности и конфиденциальности расчетов предусмотрено взаимодействие с внутрибанковскими расчетами операционного дня.

Одним из основных направлений деятельности фирмы «R-style» является комплексная автоматизация деятельности банков, получившая название — система «RS – Bank». Эта система непрерывно развивается, она опирается на базовую подсистему ОДБ, в которой выполняются все необходимые операции. В частности, организована работа с валютой, формируются балансы по каждой валюте и сводный рублевый баланс. Для эффективного использования кредитных ресурсов автоматизированы работы по кредитным договорам, ссудным и расчетным счетам клиентов, производится обслуживание физических лиц. В подсистеме «Учет акций банка» ведется реестр акционеров, расчет дивидендов, считываются платежи по акциям и налогам. Система «RS – Bank» подготавливает файлы балансов и отчетности по любому количеству филиалов и выдает сводный баланс. Организована система в виде набора АРМ, каждое из которых может включать одну или несколько ПЭВМ с общедоступной базой данных.

Разработки фирмы «Асофт» для коммерческих банков дают возможность автоматизировать ведение операционно-учетных работ и бухгалтерского учета, межбанковских расчетов, кассовых операций, решение кредитных задач, информационное обеспечение руководства банка. Кроме того, с их помощью реализуется телекоммуникационная связь “клиент — банк” с использованием электронной почты и электронной подписи, система безналичных расчетов банковскими пластиковыми карточками, ведение компьютерной технологии обработки вкладов населения, работа обменных пунктов и др.

2.1. Программное обеспечение АБС

Отличительной чертой функционирования АБС является необходимость обработки больших объемов данных в сжатые сроки. При этом основная тяжесть падает на операции ввода, чтения, записи, передачи данных. Это предъявляет весьма жесткие требования к производительности ОС, СУБД и средств передачи данных. Кроме того, значительные объемы информации должны быть доступны в оперативном режиме для обеспечения возможностей анализа, прогнозирования, контроля и прочего. Поэтому базовые средства должны быть в состоянии поддерживать доступ к большим (и постоянно возрастающим) объемам данных без потери производительности.

Базовые средства используются для обеспечения эксплуатации АБС, для разработки прикладной части программных средств. Базовыми являются ОС, СУБД и другие программные средства системного назначения. В их окружение, под их действием функционируют прикладные программы.

Наличие в спектре базовых средств сетевых функций является непременным атрибутом современных АБС. Сетевые функции придают системе свойства многоуровневости и многозвенности, а также обеспечивают возможность объединения различных программных платформ (MS DOS, NetWare, Windows NT, Unix и другие) и, как следствие, возможность гибкого расширения и наращивания системы – дополнения ее новыми рабочими системами, новыми серверами различных классов.

Основным свойством АБС, с точки зрения прикладных потребительских свойств, является достаточная широта функционального набора. Перечень функций, реализуемых банковской системой, можно разделить на две части:
-обязательные;
-дополнительные.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

К первым следует отнести те направления деятельности, которые, как правило, имеют место в любом КБ. Выбор вторых зависит от спеацилизации банка. Прикладные характеристики АБС, кроме функциональных свойств, должны отвечать также требованиям интегрированности, конфигурируем ости, открытости и настраиваем ости системы.

Конфигурируем ость банковской системы, означает возможность приобретения различных конфигураций системы (минимальной с последующим расширением путей введения дополнительных модулей). При этом важно учитывать такие характеристики системы, как набор модулей и реализуемых ими функций, степень автономности модулей, наличия межмодульного взаимодействия и формы его реализации (почта между модулями, пересылка управляющих сообщений и другое), возможные конфигурации системы, ее минимальный состав, независимо функционирующие части, варианты расширения.

Интегрированная АБС, объединяющая все банковские процессы, повышает уровень управляемости банка. Такая система адекватно отражает все функциональные и информационные связи, существующие в банке, обеспечивает доступ к данным любого уровня, тем самым предоставляя возможность контролировать работу банка с необходимой степенью детализации. Открытость системы предполагает в ней наличие средств для развития и модификации.

Современная методология и инструментальные программные средства дают такую возможность. Они получили название CASE средств, позволяют автоматизировать создание и сопровождение ПО. Настраиваемая ость системы необходима для адаптации к технологии конкретного банка.

Необходимость настройки и обычно возникает при установке ЛВС в банке, но может быть и следствием технологических изменений в операциях банка. Тогда настраиваем ость непосредственно граничит с открытостью.

Настраиваемость предполагает возможность процедурной настройки системы: регламентацию прав пользователей, конфигурирование рабочих мест, определение набора процедур при открытии и закрытии операционного дня и прочее.

2.2. Технические средства обработки банковской информации

Предоставление банковских услуг на основе компьютерных систем можно представить в виде трех уровней. К первому уровню относятся различные банковские услуги, предусматривающие использование автоматов — кассиров, пластиковых карточек и систем расчетов в торговых точках, а также услуги, связанные с обработкой и хранением денежных документов. Ко второму уровню относятся услуги по управлению денежными операциями и их контролю. К третьему уровню — деятельность рассчетно — кассовых центров (РКЦ), автоматизированных расчетных палат, клиринговых центров, создаваемых несколькими банками для обеспечения и ускорения взаиморасчетов.

Современные банковские системы имеют состав аппаратных средств, в который входят:
— средства вычислительной техники;
— оборудование локальных вычислительных сетей;
— средства телекоммуникаций и связи;
— оборудования, автоматизирующие различные банковские услуги: автоматы — кассиры, терминалы торговой системы, пластиковые карты и т.д.
— средства, автоматизирующие работу с денежной наличностью (для подсчета и подтверждения подлинности купюр и т.д.)

Важнейшими факторами, влияющими на функциональные возможности и эффективную работу банковских систем, являются состав технических средств, их архитектура и набор базового (системного) программного обеспечения, на основе которого строится прикладная часть системы.

Использование средств вычислительной техники в основном ориентировано на персональные компьютеры, в частности, на IBM совместимые. Широко применяются локальные сети персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) с центральной ПЭВМ — сервером. Создание информационных систем для крупных банков строится на основе более мощной центральной ЭВМ и относительно дешевых терминалов или ПЭВМ. В качестве центральной ЭВМ могут использоваться, например, многопроцессорные системы, а так же системы на RISC — процессорах. Создание распределенных систем на основе локальных сетей с высокопроизводительными ЭВМ, выполняющими роль серверов и ПЭВМ в качестве рабочих станций — основное современное направление технической базы банковских систем.

Техническое оснащение банковской системы зависит от ряда факторов и, прежде всего, от состава и объема работ. Например, техническое оснащение банка при документообороте до 5000 документов в день может составить следующее оборудование:
— файл — сервер сети — Pentium Xeon 3.2 гГц;
— рабочая станция администратора и пользователей — Pentium III 700 мГц / Pentium IV 2.4 гГц с оперативной памятью не менее 256 Мб;
— блок бесперебойного питания;

Одним из показателей развития отечественной банковской системы можно считать быстрое распространение электронных расчетов между банками и их клиентами. В условиях обострения конкуренции на финансовом рынке наличие в банке электронной системы расчетов является весомым фактором для привлечения клиентов.

Эффективной и выгодной формой обслуживания клиентов является система электронных платежей на основе пластиковых карт. С их помощью автоматы — кассиры приводятся в действие, они же идентифицируют пользователя. Пластиковые карты по виду обеспечения платежей подразделяются на дебетные, кредитные, дебетно — кредитные.

Дебетные карты допускают проведение расчетов клиентом, либо непосредственно со своего счета в банке, либо с некоторой отсрочкой платежа, но в рамках имеющихся средств на его счете. Дебетные карты предполагают соответствие средств на счете в банке и средств доступных по карте. При обнулении средств, доступных по “предоплаченной” карте, клиент должен обратится в банк за обновлением уровня доступных средств. При поступлении средств на счет вкладчика они автоматически становятся доступны при использовании пластиковой карты.

Кредитной карту называют в том случае, когда клиент может иметь доступ к определенной сумме лимита предоставляемых ему по карте кредитных средств.

Если расчеты велись со счета клиента и средства были израсходованы, а потом предоставлен кредит, карты называют дебетно — кредитными.

На ряду с этим существует деление пластиковых карт в соответствии с технической реализацией их функций: карты с магнитной полоской, с микросхемами (Memory — карты), микропроцессорные.
Платежные системы, поддерживающие операции с магнитной полосой, обеспечивают потребности владельцев карт, торговых организаций. Однако наличие внутренних ограничений в самой карте породило ряд проблем. Подобные системы требуют on — line-авторизации в торговых точках, наличия разветвленных, высококачественных коммуникаций. С технической стороны такие системы имеют серьезные ограничения по их применению в странах с плохо развитыми системами связи.
Memory — карты — это разновидность пластиковых карт, имеющих микросхему памяти в качестве запоминающего устройства. Платежные системы, построенные на Memory — картах, обладают значительными преимуществами по сравнению с магнитными картами. В частности, их отличает значительно большая защищенность самой карты и возможность построить систему с обслуживанием в торговой точке в режиме off — line. Это предполагает не только уменьшение нагрузки на систему коммуникации, но и отсутствие мощного авторизационного центра, дорогостоящих линий связи через этот центр.

Для работы с пластиковыми карточками торговые точки оснащаются стандартными программно — техническими комплексами, включающими:
— торговый терминал типа Moretol P 500/256 (off — line);
— модем М 1500 — 1/V22 для автоматической индексации в конце рабочего дня;
— выносную клавиатуру Pin pad PP 500 для ввода пароля;
— микропроцессорную карту.

Перечисленное периферийное оборудование обеспечивается соответствующими программами.

Составной частью электронных банковских услуг и расчетов являются автоматы — кассиры (банкоматы). Они могут быть расположены как внутри банка, так и вне его, могут выдавать наличные деньги и выполнять ряд функций: прием вкладов, перевод денег, платежные операции. Использование таких автоматов приближает услуги к клиентам, расширяет временные и пространственные рамки для оказания банковских услуг, сокращает персонал и д.р.

Автоматизация банковских операций при работе с наличностью предполагает использование детекторов валют и ценных бумаг, счетчиков купюр и монет, упаковщиков банкнот, машинок для уничтожения бумаг и документов. Это оборудование при больших объемах операций значительно сокращает трудоемкость работы, экономит время кассиров, операционистов. Защита от фальшивой наличности при значительных оборотах в обменных пунктах и многочисленных филиалах банка обеспечивает достоверность денежных средств и их сохранность.

С целью повышения производительности и надежности автономных банковских технологий компьютеры объединяются в сети с помощью определенных дополнительных технических и программных средств. В практике банковской деятельности широко распространены локальные вычислительные сети (ЛВС) в пределах одного здания, либо с удаленностью от объектов до 5 км друг от друга.

Все большее распространение в банковской деятельности получают межбанковские сети. Техническая база межбанковских расчетов включает ряд сегментов, в которые входит центральный узел, обслуживающий одновременно множество (до 256) удаленных запросов. Доступ в режиме on — line к центральному узлу может осуществляться по коммутационным телефонным линия, либо по каналам сети пакетной коммуникации Х25. Система позволяет работать также с радиоканалами, спутниковыми линиями связи и локальным сетям ЭВМ. Программно — аппаратный комплекс центрального узла состоит из центрального компьютера на базе процессора Pentium 166, электронного коммутатора — расширителя интерфейса и устройства передачи данных. Операционная система — специализированная многозадачная многопользовательская.

Кроме абонентских каналов связи может быть неограниченное количество сетевых каналов, через которые осуществляется связь с другими элементами системы. Модульность построения обслуживающей системы позволяет вводить в нее дополнительные технические и программные блоки, Выполняющие конкретные функции. Такой подход обеспечивает возможность адаптации системы к любому приложению.

Развитие рыночных отношений вовлекает все большее количество банков в международные расчеты. Они могут быть реализованы с высокой степенью надежности и достоверности с помощью системы S.W.I.F.T, которая является лишь транспортной межбанковской сетью и не выполняет расчетных (клиринговых) функций. Архитектура S.W.I.F.T трехуровневая: на нижнем уровне находятся клиенты и коммерческие банки с установленными в них интерфейсными системами; средний уровень образуют региональные процессоры, к каждому из которых может быть подключено произвольное число интерфейсных систем. Главные компьютерные центры в Брюсселе, Лондоне, Нью — Йорке и Бахрейне образуют верхний уровень системы S.W.I.F.T. Региональные процессоры сообщаются с этими центрами через мировые информационные сети пакетной коммуникации с почтовыми службами (ННS)Х.400. Через эти центры производятся все виды финансовых операций с любым банком. Узел нижнего уровня — интерфейсная система — это сертифицированное S.W.I.F.T — оборудование с установленном на нем программным обеспечением. Оборудование включает средства печати сообщений и электронной подписи.

Подключение и взаимодействие со S.W.I.F.T может осуществляться также разработкой и встраиванием в банковские системы соответствующих функциональных модулей. Однако для подобных разработок требуется обязательная сертификация в системе S.W.I.F.T.


Страница:   1   2