Меню Услуги

Развитие банковских услуг для населения на примере ВТБ-24

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение
  • Глава 1. Банковские продукты и услуги: сущность и правовое регулирование
  • 1.1. Понятие банковских операций, услуг и банковского продукта
  • 1.2. Банковские услуги по активным операциям
  • 1.3. Банковские услуги по пассивным операциям
  • Глава 2. Анализ банковских продуктов и услуг
  • 2.1. Анализ рынка банковских продуктов и услуг
  • 2.2. Характеристика рынка банковских продуктов и услуг на примере Отделения ВТБ-24 в г. Воронеж
  • Глава 3. Направления развития банковских продуктов и услуг Отделения ВТБ-24 в г. Воронеж
  • 3.1. Кредитование физических лиц с помощью пластиковых карт
  • 3.2. Совершенствование работы с просроченными ссудами
  • 3.3. Перспективные направления деятельности по привлечению средств населения
  • 3.4. Использование маркетингового подхода при введении новых банковских услуг
  • Заключение
  • Список литературы

 

Введение

Современное кредитно-денежное и финансовое хозяйство страны переживает серьезные структурные изменения. Перестраивается кредитная система, возникают новые виды кредитно-финансовых институтов и операций, модифицируется система отношений центрального банка и финансово-кредитных институтов, складываются иные пропорции в динамике государственного и частного сектора.

Существенные изменения происходят и в функционировании банков: повышается самостоятельность и роль банков в экономике страны, расширяются функции действующих финансово-кредитных институтов и идет создание новых, изыскиваются пути роста эффективности банковского обслуживания внутрихозяйственных и внешнеэкономических связей, идет поиск оптимального разграничения сфер деятельности и функций специализированных финансово-кредитных учреждений, разрабатывается и дополняется банковское законодательство в соответствии с задачами современного этапа хозяйственного развития, развивается рынок банковских продуктов и услуг, которые являются итогом состоящим в удовлетворении заявленной клиентом потребности. Банковская услуга выполняет определенные сопутствующие по отношению к банковским операциям функции, делает их более удобными и выгодными для банка и клиента.

В условиях ужесточения конкуренции за корпоративных клиентов российские банки стремятся идти в ногу со временем, предлагая новые продукты и услуги.

Многие российские банки, в особенности крупные, стараются развивать такие перспективные направления деятельности, как проектное финансирование и инвестиционное кредитование. Воспользовавшись этими услугами банка, предприятия получают средства на осуществление расходов инвестиционного характера, в том числе на приобретение оборудования для реализации проектов технического перевооружения, модернизации либо создания нового производства; выполнение строительно-монтажных работ; приобретение объектов недвижимости; разработку месторождений полезных ископаемых и т.п.

Кроме того, клиенты банков не хотят ограничиваться только одним инструментом мобилизации денежных средств — получением кредита. Размещение облигаций выступает для них альтернативным инструментом привлечения ресурсов.

Довольно новым банковским инструментом является заем в драгоценных металлах. Пока он в основном востребован профессиональными участниками рынка драгметаллов. К ним можно отнести организации, добывающие металл или производящие его из лома и отходов, а также предприятия ювелирной, автомобилестроительной, нефтехимической и радиоэлектронной отраслей.

В сфере расчетов и управления временно свободными денежными средствами российские банки также предлагают ряд интересных решений.

Банки с широкой филиальной сетью предоставляют крупным клиентам возможность осуществления расчетов и клиринга между их территориальными подразделениями в режиме реального времени. Фактически на базе системы «банк-клиент» крупные организации, не неся дополнительных расходов, могут иметь собственное казначейство.

Выбор того, или иного из наиболее перспективных направлений развития банковских продуктов и услуг, позволит коммерческим банкам значительно улучшить свою деятельность, что и обуславливает актуальность данной темы выпускной квалификационной работы.

В виду важности данной проблематики как для эффективного функционирования банковской системы в частности, так и экономики вообще, исследования в области рационализации и оптимизации банковских продуктов и услуг нашли широкое отражение в специальной и деловой литературе.

Целью настоящей выпускной квалификационной работы является исследование организации и ведения банковских продуктов и услуг и предложение путей повышения эффективности их проведения.

Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:

— рассмотреть теоретические основы организации банковских продуктов и услуг коммерческого банка;

— провести анализ банковских продуктов и услуг коммерческого банка на примере конкретного банка;

— предложить пути повышения эффективности проведения, т.е. пути развития, продуктов и услуг данного банка.

Объектом исследования настоящей работы является Отделение ВТБ-24 в г. Воронеж.

Предмет исследования – деятельность отделения банка по реализации банковских продуктов и услуг.

Теоретической основой настоящей работы, являются общенаучные методы исследования: диалектический, системный, классифицированный. Комплексный характер работы основан на действующем законодательстве, подзаконных нормативных актах.

Теоретической и методологической основой дипломной работы послужили многие положения, посвященные данной проблеме, изложенные в трудах российских ученых, таких как: Н.Г. Антонов, И.Т. Балабанова, Е.Ф. Жуков, В.И. Колесников, О.И. Лаврушин, А.В. Молчанов, К.Г. Парфенов, В.М. Усоскин, В.Е. Черкасов, Е.Б. Ширинская и др. Их без преувеличения можно назвать основоположниками современной отечественной банковской науки.

При написании данной работы были использованы Федеральные Законы РФ и Постановления Правительства РФ, инструкции, письма, положения и указания ЦБ РФ по исследуемой проблеме.

Методологической аналитической части работы являются информационные бюллетени и локальные нормативные акты ВТБ-24.

Работа состоит из введения, 3 глав, заключения. Она выполнена на 66 листах, включает 11 таблиц, 7 рисунков, 50 литературных источников, приложений.

 

Глава 1. Банковские продукты и услуги: сущность и правовое регулирование

1.1. Понятие банковских операций, услуг и банковского продукта

Согласно ст. 5 Российского Федерального Закона «О банках и банковской деятельности» сделки, которые вправе осуществлять кредитная организация, разделены на 3 группы: банковские операции; сделки, которые кредитная организация вправе осуществлять помимо банковских операций; иные сделки, которые кредитная организация вправе осуществлять в соответствии с законодательством РФ.

Однако остается вопрос о критериях, руководствуясь которыми законодатель определяет одни действия кредитной организации как банковские операции, а другие, как сделки, т.к., не выделив этого критерия, нельзя сформулировать определения «банковские операции».

По Агаркову М.М. — банковские операции — «сделки, совершение которых составляет непосредственный предмет деятельности банка, как, например, прием вкладов, учет векселей и т.д.».

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

В соответствии со ст. 153 Гражданского Кодекса РФ — банковские операции — сделки, т.е. соответствующие действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Анализу правовой природы данного вопроса большое внимание уделили Л.Г. Ефимова и О.М. Олейник, но они не дали определение. Исследования в данном направлении приводят к выводу, что критерием, согласно которому осуществлено разделение сделок кредитных организаций на 3 группы, выступает принцип соответствующей правоспособности кредитной организации:

— сделки (ч. 3 ст. 5) разрешено проводить ей в соответствии с принципом общей правоспособности. Впервые данный принцип отражен в современном российском законодательстве в п. 6 ст. 1 «Положения об Акционерных обществах» от 25 декабря 1990 г., где сказано, что «общество вправе совершать все действия, предусмотренные законом. Деятельность общества не ограничивается оговоренной в уставе. Сделки, выходящие за пределы уставной деятельности, но не противоречащие действующему законодательству, признаются действительными». В Гражданском кодексе РФ принцип общей правоспособности закреплен в ст. 49: «Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом»;

— сделки (ч. 2 ст. 5) разрешено проводить ей в соответствии с принципом специальной правоспособности. В ст. 49 Гражданского кодекса РФ данный принцип правоспособности отражен следующим образом: «Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности»;

— сделки (ч. 1 ст. 5) разрешено проводить ей в соответствии с принципом исключительной правоспособности. Для осуществления определенных видов деятельности (в том числе банковской) ГК признал необходимым иметь выдаваемые компетентными органами специальные разрешения (лицензии). В соответствии с российским законодательством занятие отдельными видами деятельности разрешено только строго отдельным юридическим лицам и, следовательно, должно считаться запрещенным для всех остальных участников гражданского оборота.

На основании изложенного Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., Экмалян А.М. выделяют основные признаки банковских операций, которые и определяют сущность этого понятия:

Банковские операции — это сделки, и осуществляются они соответствующими субъектами в соответствии с принципом исключительной правоспособности.

Субъектами, наделенными правом систематического осуществления банковских операций, являются кредитные организации и Банк России.

Субъекты осуществляют банковские операции на основании: Банк России — на основании закона о Банке России; кредитные организации — на основании Российского Федерального Закона «О банках и банковской деятельности» и лицензии Банка России на осуществление банковских операций, где определено конкретное сочетание различных банковских операций, разрешенных данной кредитной организации.

Объектом банковских операций могут выступать: деньги (наличные и безналичные в валюте РФ или иностранной), ценные бумаги (платежные документы, фондовые ценности, выраженные в валюте РФ или иностранной), а также драгоценные металлы и природные драгоценные камни.

Рассмотрев сущность, субъект и объект банковской операции, можно предложить следующее определение:

Банковские операции — это сделки, систематически проводимые кредитными организациями и Банком России в соответствии с принципом исключительной правоспособности, объектом которых могут выступать деньги, ценные бумаги, драгоценные металлы и природные драгоценные камни, на основании: Банк России — на основании закона о Банке России; кредитные организации — на основании Закона «О банках и банковской деятельности» и лицензии Банка России на осуществление банковских операций. Правила осуществления данного вида сделок являются обязательными для кредитных организаций и устанавливаются Банком России в соответствии с Федеральными законами.

С экономической точки зрения банковская операция — совокупность взаимосвязанных действий банка по решению единой экономической задачи, направленных на достижение конкретного экономического результата.

С понятием банковской операции взаимосвязаны понятия банковской услуги и банковского продукта, и как указывает Е.Ф. Жуков, банковский продукт — это конкретный банковский документ (или свидетельство), который производится банком для обслуживания клиента и проведения операции. Это может быть вексель, чек, банковский процент депозит, любой сертификат (инвестиционный, депозитный, сберегательный, налоговый) и т.п. Банковская услуга представляет собой банковские операции по обслуживанию клиента.

Сходство банковского продукта и банковской услуги в том, что они призваны удовлетворять потребности клиента и способствовать получению прибыли. Однако в большинстве случаев банковский продукт носит первичный характер, а банковская услуга — вторичный. Таким образом, реализация банковского продукта в процессе обслуживания происходит путем проведения банковских операций и ведет к получению клиентом банковской услуги.

Коллектив авторов под руководством А.М. Тавасиева считает, что банковский продукт — конкретный способ, каким банк оказывает ту или иную услугу нуждающемуся в ней клиенту, т.е. упорядоченный, внутренне согласованный и, как правило, документально оформленный комплекс взаимосвязанных организационных, технико-технологических, информационных, финансовых, юридических и иных действий, составляющих целостный регламент взаимодействия сотрудников банка (конкретных его подразделений) с обслуживаемым клиентом, единую и завершенную технологию обслуживания клиента. Таким образом, банковский продукт — есть банковская технология, определенное умение сотрудников банка, которое применяется при необходимости, но может и «оставаться в резерве», а банковская операция — сами практические действия — упорядоченная, внутренне согласованная совокупность действий работников банка в процессе обслуживания клиента, форма воплощения в действительность банковского продукта.

Банковская услуга — результат банковской операции, ее итог или полезный эффект, состоящий в удовлетворении заявленной клиентом потребности. Банковская услуга — выполняет определенные сопутствующие по отношению к банковским операциям функции, делает их более удобными и выгодными для банка и клиента.

Банковские услуги — это комплексная деятельность банка по созданию оптимальных условий для привлечения временно свободных ресурсов и по удовлетворению потребностей клиента при проведении банковских операций, направленная на получение прибыли.

Специфика банковских услуг и юридического статуса банка определяет особую важность договорных отношений банка при реализации банковского продукта, содержание которых является предметом нашего дальнейшего исследования.

В банковском продукте выделяют два уровня:

— основной продукт или базовый ассортимент;

— реальный расширенный продукт или текущий ассортимент услуг, направленных на формирование дружеских отношений с клиентом, оказание ему всесторонней помощи.

В процессе установления параметров взаимодействия происходит трансформация базового уровня в реальный расширенный продукт для предоставления его конкретному клиенту. Это происходит за счет реализации особенностей банковских услуг.

Банковские услуги в основе своей абстрактны и приобретают зримые черты посредством договорных отношений. По сравнению с другими товарами и услугами, определение и сопоставление их качества требуют от клиента довольно высокой экономической культуры. По определению В.Д. Марковой, Э.А. Уткина, В.А. Титовой, банковские услуги имеют ряд ключевых характеристик:

— неосязаемость, нематериальные банковские услуги приобретают зримые черты посредством имущественных договорных отношений;

— непостоянство качества услуг и неотделимость услуг от квалификации людей, их представляющих;

— сложность;

— доверие, основанное на ответственности. Базируется на явных и неявных обязательствах финансовых учреждений относительно услуг, которые они предоставляют;

— длительность предоставления многих финансовых продуктов — большинство банковских услуг имеет протяжённость во времени: сделка, как правило, не ограничивается однократным актом, устанавливаются более или менее продолжительные связи клиента с банком;

— фактическое неравенство банковского предприятия и его клиента;

— стандартные формы банковских операций.

Экономическую основу банковских продуктов и услуг составляет движение денежных средств. В условиях рыночной экономики все банковские продукты и услуги можно условно разделить на три основные группы банковских операций:

— активные операции (размещение ресурсов банка);

— пассивные операции (операции по привлечению средств в банк и формирование его ресурсов);

— активно-пассивные (комиссионные, посреднические операции, выполняемые банком по поручению клиентов за определенную плату).

1.2. Банковские услуги по активным операциям

Активные банковские операции многообразны по форме и назначению, в них банк выступает в нескольких ролях, что отражает различное экономическое содержание активов банка.

Посредством активных операций банком могут оказываться следующие банковские услуги:

  • кредитование, в результате которых формируется кредитный портфель банка;
  • инвестирование, создающие основу для формирования инвестиционного портфеля;
  • расчетно-кассовое обслуживание, являющиеся одним из основных видов услуг, оказываемых банком своим клиентам;
  • прочие услуги, связанные с созданием соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей успешное выполнение всех банковских операций.

Лаврушин О.И. считает, что наиболее распространенными активными операциями банков являются:

  • ссудные операции, которые, как правило, приносят банкам основную часть их доходов. В макроэкономическом масштабе значение этих операций состоит в том, что посредством них банки превращают временно бездействующие денежные фонды в действующие, стимулируя процессы производства, обращения и потребления;
  • инвестиционные операции. В процессе их совершения банк выступает в качестве инвестора, вкладывая ресурсы в ценные бумаги или приобретая права по хозяйственной совместной деятельности;
  • депозитные операции. Назначение активных депозитных операций банков заключается в создании текущих и длительных резервов платежных средств на счетах в Центральном банке (корреспондентский счет и резервный счет) и других коммерческих банках;
  • прочие активные операции, разнообразные по форме, приносят банкам значительный доход. К числу прочих активных операций относятся: операции с иностранной валютой и драгоценными металлами, трастовые, агентские, товарные.

Таким образом, в целом можно сказать, что активные операции банков представляют собой использование собственных и привлеченных (заемных) средств, осуществляемое банками в целях получения прибыли при одновременном соблюдении законодательных норм, поддержания необходимого уровня ликвидности и рациональном распределении рисков по отдельным видам операций.

Необходимость соблюдения указанных требований вынуждает банки размещать часть средств во вложения, не приносящие дохода, либо приносящие его в крайне ограниченном размере (наличность в кассе, средства на счетах в центральном банке и другие виды ликвидных активов). С другой стороны, потребности всестороннего обеспечения деятельности банка и ее дальнейшего развития обусловливают наличие в их активах таких статей, как банковские здания и оборудование, инвестиции в филиальные, ассоциированные и «дочерние» компании, занимающиеся специализированными банковскими операциями.

По своим задачам активные операции можно подразделить на операции, имеющие целью поддержание на том или ином уровне ликвидности банка, и операции, направленные на получение прибыли. Само собой разумеется, что между этими видами операций существует определенное соотношение, необходимое для поддержания деятельности банка на достигнутом уровне.

К вложениям, имеющим основной целью поддержание ликвидности банка, относятся:

  • наличные средства в кассе банка;
  • остатки на счетах в центральном банке;
  • инвестиции в ценные быстрореализуемые бумаги (казначейские и первоклассные коммерческие векселя);
  • средства на счетах и вклады (депозиты) в других банках;
  • в ряде стран — инвестиции в обязательства государственного долга, которые нередко могут выступать в качестве обеспечения получения кредита в центральном банке или быть легко реализованными на рынке капиталов.

При этом, хотя некоторые из перечисленных вложений и приносят банкам определенный доход, основной причиной их наличия является необходимость поддержания общей ликвидности банка на соответствующем уровне, тогда как доход по ним служит хотя и существенным, но второстепенным фактом.

Услуги банков по кредитованию компаний и фирм, то есть корпоративной клиентуры, по своей сути не могут считаться ликвидным размещением средств. Они осуществляются банками исключительно в целях получения прибыли, которая получается на разнице в процентных ставках между привлечением и размещением средств и в виде дополнительных доходов, связанных с предоставлением таких кредитов (в виде комиссии по сопутствующим расчетным, конверсионным и другим операциям).

По соответствию критериям доходности (прибыльности) проводят следующую градацию активов:

  • активы, приносящие доход. Это ссуды, значительная доля инвестиционных операций, прочие операции;
  • активы, не приносящие доход. Это наличность в кассе, средства на корреспондентском и резервном счетах в Центральном банке, инвестиции в основные фонды банка.

Необходимость соблюдения требований ликвидности вынуждает банки размещать часть средств во вложения, не приносящие дохода, либо приносящие его в крайне ограниченном размере (наличность в кассе, средства на счетах в центральном банке и другие виды ликвидных активов). С другой стороны, потребности всестороннего обеспечения деятельности и развития банка обусловливают наличие в их активах такие статьи, как банковские здания и оборудование, инвестиции в филиалы, ассоциированные и «дочерние» компании, занимающиеся специализированными банковскими операциями. Хотя, строго говоря, эти позиции нельзя отнести собственно к активным операциям банков, однако и они фактически представляют собой не что иное, как размещение имеющихся ресурсов. В значительной мере такие операции обусловлены все более усиливающейся на протяжении последнего десятилетия тенденцией к повсеместной специализации и универсализации банковского дела.

Классификация размещения активов банка с точки зрения их ликвидности имеет ряд трактовок. Выделяют три группы активов по степени ликвидности. Высоко ликвидные активы — активы, уже находящиеся в денежной форме или имеющие возможность быстро в нее трансформироваться (кассовая наличность, средства на счетах в Центральном банке, средства на корреспондентских счетах в других коммерческих банках, инвестиции в быстрореализуемые долговые обязательства государства и первоклассных коммерческих структур). Хотя некоторые из перечисленных вложений и приносят банкам определенный доход, основной причиной их существования является необходимость поддержания общей ликвидности банка на соответствующем уровне, тогда как доход по ним служит хотя и существенным, но второстепенным фактором.

Особого внимание заслуживают банковские услуги в сфере международного кредита. Большинство таких услуг совершается совместно с другими банками или под их гарантию. Степень ликвидности и риски по этим операциям варьируются довольно существенно:

  • от высоко ликвидных операций с незначительным риском. Например, кредитование экспортных операций под гарантии крупных банков при одновременном государственном страховании рисков;
  • до операций с высокой степенью риска и низкой ликвидностью. Например, финансовые кредиты развивающимся странам, или покупка расчетных документов на развивающиеся страны с гарантией их центральных банков, или государственных органов.

Оказание банковских услуг в этой сфере осуществляется с учетом градации, принятой в каждом из коммерческих банков, степени рисков по странам и четкого распределения совокупных рисков по видам кредитов.

1.3. Банковские услуги по пассивным операциям

Суть пассивных операций заключается в привлечении различных видов вкладов в рамках депозитных и сберегательных операций, получении кредитов от других банков, эмиссии различных ценных бумаг, а также проведения других операций, в результате которых увеличиваются денежные средства в пассиве. Пассивные операции характеризуют источники поступления средств и природу финансовых связей банка, поскольку они в значительной мере определяют условия, формы и направления использования банковских ресурсов.

Прежде всего, пассивные операции заключаются в составлении собственного капитала, который дает первые оборотные средства.

Самую значительную часть своих оборотных средств банк получает извне, привлекая чужие капиталы. Первой и главной операцией в этом направлении является прием вкладов — сбор разрозненных крупиц народного достояния, рассеянных по всей стране, свободных и находящихся в бездействии капиталов и сбережений. Банк разыскивает капиталистов, располагающих свободными средствами, и получает от них эти капиталы на известных условиях, уплачивая им за время пользования их средствами определенное вознаграждение.

Коммерческим банкам необходимо систематически оказывать содействие обслуживаемым хозяйствам по из финансовому оздоровлению с тем, чтобы они могли иметь свободные средства на своих расчетных, текущих и других счетах. Если раньше наличие свободных средств на расчетном или текущем счету обслуживаемых хозяйств для банка являлось просто свидетельством его финансового благополучия, то теперь это один из решающих источников формирования кредитных ресурсов. Как известно, банк, при недостаточности своих кредитных ресурсов, для удовлетворения потребности обслуживаемых хозяйств в кредите должен «покупать их у других банков, уплачивая соответствующие проценты.

Чем значительнее собственный капитал банка, тем большим доверием он пользуется в публике и тем больше будет прилив вкладов в его кассу. Конечно, бывает и так, что банки со скромными собственными капиталами пользуются большим доверием, чем банки со значительными капиталами. Но это объясняется особым доверием, которое сумели внушить к банку лица, стоящие во главе учреждения. При одинаковых же условиях преимущество будет на стороне банка с большим собственным капиталом.

Вместо приема вкладов, некоторые банки выпускают банкноты, процентные обязательства (облигации, закладные листы), которые продает капиталистам, становясь их должниками. Если прилив капиталов в форме вкладов недостаточен, то банк прибегает к займам у более крупных банков. Собственный капитал банка является лишь «основным ядром», к которому присоединяются чужие капиталы.

В широком смысле управление пассивными операциями представляет собою деятельность, связанную с привлечением средств вкладчиков и других кредиторов и определением соответствующей комбинации источников средств для данного банка. В более узком смысле под управлением пассивными операциями стали понимать действия, направленные на удовлетворение нужд в ликвидности путем активного изыскания заемных средств по мере необходимости. Способность размещать депозитные сертификаты и занимать евродоллары или федеральные резервные фонды позволяет банку в меньшей степени зависеть от низкодоходных вторичных резервных активов, а это расширяет его возможность получать прибыль.

Взаимосвязь между управлением активами и управлением пассивными операциями имеет решающее значение для прибыльности банка.

Сегодня банки уже не удовлетворяются ожиданием того, что вкладчики сами придут в банк со своими предложениями. Для привлечения дополнительных денежных средств банки обращаются к использованию совокупных финансовых инструментов — управляемых пассивов. К ним относятся депозитные сертификаты (ДС) крупного размера, займы у Федеральной Резервной Системы, покупки федеральных фондов, продажа ценных бумаг с соглашениями об обратном выкупе (РР), а также евродолларовые займы. Эти пассивы обладают рядом общих черт со всеми денежными фондами, приобретенными на безличных, высококонкурентных рынках, сходных, например, с рынками ценных бумаг. Если некая фирма желает привлечь 100 млн. долларов путем выпуска ДС, ей необходимо всего лишь повысить предлагаемую норму процента до конкурентного уровня, и покупатели этих сертификатов сразу появятся. Если же фирма желает привлечь 10 млн. долларов в виде федеральных фондов, ей необходимо привлечь к делу брокера. Если фирма желает привлечь фонды с помощью РР, то посредники обеспечат контакт фирмы с каким-либо субъектом, который и будет обеспечивать предложение соответствующих фондов по конкурентной норме процента.

В результате проведения услуг по пассивным операциям коммерческие банки получают необходимые средства для финансирования активных операций. Окончательные результаты этих операций отражаются в пассиве баланса банка, где выступают как источники формирования его ресурсов.

К банковским ресурсам относятся собственные средства банка, заемные и привлеченные средства, совокупность которых используется для осуществления банком активных операций, т.е. размещения мобилизованных ресурсов с целью получения дохода.

Услуги по привлечению средств клиентов играют важную роль в деятельности коммерческих банков. Именно с их помощью банки приобретают кредитные ресурсы на рынке.

Существует четыре формы банковских услуг по пассивным операций коммерческих банков:

— первичная эмиссия ценных бумаг коммерческого банка.

— отчисления от прибыли банка на формирование или увеличение фондов.

— получение кредитов от других юридических лиц.

— депозитные операции.

Пассивные операции позволяют привлекать в банки денежные средства, уже находящиеся в обороте. Новые же ресурсы создаются банковской системой в результате активных кредитных операций.

С помощью первых двух форм банковских услуг создается первая крупная группа кредитных ресурсов – собственные ресурсы. Следующие две формы пассивных операций создают вторую крупную группу ресурсов – заемные, или привлеченные, кредитные ресурсы.

К привлечённым средствам коммерческих банков относятся:

— депозиты до востребования и срочные вклады юридических и физических лиц;

— остатки средств на расчётных, текущих и прочих счетах клиентов;

— остатки на корреспондентских счетах;

— межбанковские кредиты (полученные);

— кредиты Центрального банка;

— прочие источники средств.

Основная часть привлечённых ресурсов коммерческих банков формируется за счёт средств, хранящихся на счетах клиентов в виде депозитов и срочных вкладов, а также межбанковских кредитов и ссуд, получаемых от других коммерческих банков и Центрального Банка.

Привлеченные средства банков покрывают свыше 90% всей потребности в денежных ресурсах для осуществления активных операций, прежде всего кредитных. Это депозиты (вклады), а также контокоррентные и корреспондентские счета. Роль их исключительно велика. Мобилизуя временно свободные средства юридических и физических лиц на рынке кредитных ресурсов, коммерческие банки с их помощью удовлетворяют потребность народного хозяйства в дополнительных оборотных средствах, способствуют превращению денег в капитал, обеспечивают потребности населения в потребительском кредите.

Привлекаемые банками средства разнообразны по составу. Главными их видами являются средства, привлеченные банками в процессе работы с клиентурой (так называемые депозиты), средства, аккумулированные путем выпуска собственных долговых обязательств (депозитных и сберегательных сертификатов, векселей, облигаций) и средства, позаимствованные у других кредитных учреждений посредством межбанковского кредита и ссуд ЦБ РФ.

Однако депозиты являются не единственным источником привлечения средств. На практике выделяют также недепозитные источники привлечения ресурсов в банки, к которым можно отнести, к которым можно отнести следующие услуги:

— получение займов на межбанковском рынке;

— соглашение о продаже ценных бумаг с обратным выкупом, учет векселей и получение ссуд у ЦБ РФ;

— продажа банковских акцептов;

— выпуск коммерческих бумаг.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3