Заявка на расчет
Меню Услуги

Безработица и современные проблемы борьбы с ней в РФ. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2


2.3. Актуальность проблемы трудоустройства населения и борьбы с безработицей в РФ

Одной из главных и актуальных проблем на сегодняшний день является — проблема занятости и безработицы. От уровня безработицы зависят многие факторы, такие как, например: уровень жизни населения, уровень преступности и уровень эмиграции. Безработица непосредственно влияет на социально- экономическое развитие страны. Безработица несет в себе не только бедность, но и деградацию населения. Данная проблема по -разному воспринимается населением. Наиболее болезненно переживают ее старшее поколение и женщины, т.е. эта категория работников не выдерживает конкуренции с мужчинами, они становятся безработными в первую очередь.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Состояние рынка труда и занятости характеризуется с помощью следующих показателей:

— уровень экономической активности населения (отношение общей численности занятых и безработных к численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте);
— уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения);
— средняя продолжительность безработицы;
— соотношение между предложением и спросом на рынке труда (отношение численности безработных к числу имеющихся вакансий; иногда этот показатель называют напряженностью рынка труда);
— распределение занятых по секторам экономики (формы собственности, отрасли, виды деятельности).

В соответствии с действующим законодательством о занятости населения, государственная политика РФ в области содействия занятости населения направлена на:

— развитие людских ресурсов для труда;
— обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от факторов в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
— поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности.

По данным государственной службы статистики в марте 2013 г. 4,3 млн.человек, или 5,7% экономически активного населения, классифицировались как , в государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 1,1 млн.человек.

Для решения проблем занятости предпринимаются различные меры:

1) трудоустройство через создание новых рабочих мест;
2) изменение системы образования;
3) создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;
4) использование гибких форм трудоустройства;
5) информирование населения о возможности трудоустройства.

Таким образом, в сфере занятости населения сложилась сложная ситуация, которая требует решения. Наблюдается ухудшающаяся тенденция в материальной поддержке безработной категории граждан. В нашей стране безработица находится на высоком уровне, при этом безработные не надеются на помощь государства.

Наиболее острой социальной проблемой на сегодняшний день считается отсутствие работы. Актуальность стоящей проблемы воздействует как на уровень расценок, так и на формы распределения заработков, на муниципальный бюджет и муниципальные затраты.

Совокупное предложение труда в экономике страны характеризуется величиной экономически активного населения на соответствующий момент времени. При прочих равных условиях можно проследить ее зависимость от двух базовых параметров:

1. численности населения;
2. уровня участия населения в экономике страны.

Численность населения на конкретный период времени определяется миграцией населения, соотношением рождаемости и смертности, численностью на аналогичный период времени в прошлом. Эти процессы не могут быстро меняться вследствие своей инерционности.

Уровень участия, который определяет положение труда, зависит в свою очередь от целого ряда факторов. Среди этих факторов выделяются следующие: структура и масштабы миграции, структура и уровень доходов, половозрастная структура населения, развитость системы образования и пенсионной системы, семейные ценности и социальные нормы. Динамика любого из этих факторов изменяет положение кривой предложения, увеличивая или уменьшая масштабы предложения труда.

Экономически активным населением (рабочей силой) считается часть населения страны в возрасте от 15 до 72 лет, которая обеспечивает предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Сюда включены как безработные, так и занятые в экономике [3, c. 207].

К категориям экономически неактивного населения относятся:

1. учащиеся и студенты,
2. курсанты и слушатели дневной формы обучения;
3. пенсионеры по старости и на льготных условиях;
4. пенсионеры по инвалидности (I, II и III групп);
5. категория лиц, которые заняты уходом за детьми, и ведением домашнего хозяйства;
6. лица, прекратившие поиск работы, исчерпав все варианты ее получения, но способные и готовые работать;
7. лица, у которых независимо от источника дохода нет необходимости работать.

Для того, чтобы разобраться в проблемах безработицы необходимо отчетливо понимать кого называть безработным. Аспекты признания человека безработным традиционно устанавливаются законодательно либо правительственными документами.

Основной особенностью российской безработицы является то, что в стране по-прежнему есть скрытая безработица, не созданы условия нормального функционирования рынка труда по-прежнему, не принимаются во внимание региональные особенности рынка труда и остается актуальной проблема потери квалифицированных кадров.

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является открытым и ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики:

— трудоспособный возраст, то есть человек обязан быть старше минимального возраста достигнув которого человек может работать по найму по закону, однако младше возраста, по достижении которого назначается пенсия по старости. Следовательно, подростки, не достигнувшие трудоспособного возраста либо женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет (РФ) не могут считаться безработными, в том числе и если они желают работать, однако не могут найти место;
— отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени (например, месяц);
— доказанное рвение человека отыскать работу (например, обращение его в Службу занятости и посещение тех нанимателей, к коим его направляют на собеседование работники данной службы).

На данном этапе мы можем отметить целый ряд причин возникновения безработицы:

— человек — экономический ресурс особого вида. Если он на данный момент никак не востребован на рынке труда, его нельзя «законсервировать» и «положить в холодильник» до наилучших времен. Потерянное рабочее время невосполнимо, и в будущем мы не сможем восполнить те блага, которых мы лишены сегодня из-за отсутствия работы.
— даже если человек не работает, ему все равно необходимо есть самому и кормить собственную семью. А потому общество вынуждено находить средства для предотвращения последствий безработицы, но средства, выделяемые на эти мероприятия, могли бы быть направлены на создание новых благ, и не ведут к подъему благосостояния страны.
— рост безработицы уменьшает товарный спрос на внутреннем рынке. Люди, которые не получают зарплату, могут рассчитывать только на минимум.

В итоге затрудняется сбыт продуктов на внутреннем рынке страны (рынок «сжимается»). Таким образом, рост безработицы ведет к обострению финансовых трудностей в стране и служит толчком для предстоящего сокращения занятости. Разомкнуть этот опасный порочный с течением времени становится все сложней.

— безработица обостряет политическую обстановку в стране. Предпосылкой для этого служит взрастающая озлобленность людей, которые проводят день за днем в изматывающем поиске работы и лишены возможности кормить свои семьи.
— рост безработицы может вести к подъему количества правонарушений, совершаемых людьми пытающихся добыть себе средства к существованию

Проводя анализ уровня безработицы по РФ с мониторингами на весь нынешний 2013 год, стоит отметить значимость следующих данных:

Количество безработных в РФ (данные Росстата) по результатам 2012 года равняется 4,24 млн. человек, который считается минимумом с 2002 года.

Государственным органам довольно тяжело непосредственно регулировать показатель уровня безработицы в стране. В Российской Федерации в 2009 году работали муниципальные и федеральные программы занятости населения на различных публичных работах, а также переподготовка сотрудников на средства государства. Однако данные меры фактически не имеют большого значения, их можно сравнить разве что с каплей в море.

Для снижения уровня безработицы необходимы условия для создания рабочих мест в частных секторах, гарантировать предоставление льгот и преференций для возникновения новых компаний. Коррупция на местах и бюрократия на федеральном уровне, к сожалению, препятствует данному процессу. Хотя борьба с произволом госслужащих идет постоянно, тем не менее, для изменения ситуации к лучшему нужно немалое количество времени.

Обратившись к данным Росстата и рассмотрев динамику количества безработных в РФ по состоянию на 1-ое полугодие 2013 года, можно увидеть следующую картину:

Январь — 6,0 % всего трудоспособного населения не заняты работой (или в абсолютном выражении 4,5 млн. при численности экономического населения в 75,2 млн. человек)
Февраль — 6,1 % (соответственно, 4,6 млн. и 75,1 млн. человек). По другим источникам — 5,8 %.
Март — уровень в 5,7 %
Апрель — уровень в 5,6 %
Май — понижение до 5,2 % (численность экономически-функционального населения, в возрасте от 16 до 72 лет — 75,6 млн. человек или 53 % численности населения РФ)
Июнь — подъем до 5,4 % (либо в абсолютном выражении — 4,089 млн. жителей России).

Стоит, однако, заметить, что степень зарегистрированной безработицы в РФ (то есть по данным служб занятости) в июне 2013 года оценивается только в 1,0 млн. человек, из которых 0,8 млн. человек получают пособия по безработице.

Тенденция, наметившаяся в последние месяцы значит, что, скорее всего безработица по итогам 2013 года составит 6,3 %. Такой условно низкий показатель, означает, что обстановка с работой в нашей стране в 2013 году лучше чем за все прошедшее время, начиная с 2002. Необходимо отметить, что по результатам за май, например, средний возраст безработного составил 36,3 года, что наглядно свидетельствует о том, что среди молодых людей доля безработных больше.

Так же, вызывает опасения и тот факт, что безработица очень неравномерно распределена по местности страны. С одной стороны, это полностью объяснимо, так как не в каждой местности прибыльно добывать полезные ископаемые, строить фабрики.

Предприниматели, создавая свой бизнес, в первую очередь заинтересованы в получении прибыли и потому пытаются создать свой бизнес там, где есть подходящие условия для его ведения: доступные транспортные развязки, более квалифицированные кадры и т. д. Сравнения ситуацию с наличием рабочих мест в разных регионах страны, проведем анализ данных РосСтата по уровню безработицы за период март-май 2013 года по федеральным округам:

Самый низкий показатель — 3,3 % — отмечается в Центральном федеральном округе (в том числе данные для Москвы — 1,6 %, в Орловской области более высокий уровень — 6 %). Самый высокий — 13,3 % отмечается в Северо-Кавказском (ранее часть Южного ФО) Федеральном округе (включая Чеченскую Республику — 27,9 %, Ингушетию — 45,5 %) Северо-западный ФО: Санкт-Петербург — 1,2 %, самый высочайший — Карелия — 8,5 %.

Южный ФО: самый высокий — Калмыкия (12 %), Краснодарский край — 5,9 % (самый низкий показатель по округу);

Приволжский ФО: Самарская область (3,1 %) и Чувашия (6,5 %) лидируют по количеству безработных в регионе (соответственно, в наименьшей и большей степени);

Уральский ФО: фавориты по максимуму и минимуму — Курганская область (7,8 %), Ямало-Ненецкий автономный округ (3,0 %). Сибирский округ: наиболее нешуточная обстановка в республике Тыва (23,4 %), более благосклонная — Новосибирская область (5,0 %);

Дальневосточный ФО — лидирует по количеству безработных Еврейская АО (8,5 %).

Пример Северной Осетии свидетельствует о том, что уровень регистрируемой безработицы на 1.03.2014 год составил 3,3 % от экономически активного населения, которое составляет 344,9 тыс. чел. К концу 2018 года в республике планируют снизить безработицу до 1,8 %. Власти республики приняли госпрограмму по содействию занятости населения, рассчитанную на 2014—2018 годы.

Согласно данным 2012 года, по уровню безработицы РСО — Алания находилась на 64 месте , который составил 7,90 %, в то время как по стране средний уровень составлял 5,46 %. Минимум был зафиксирован в городе Москва, а максимум 47,68 % — в Республике Ингушетия.

В регионах центральной России (Ивановская, Владимирская, Ярославская, Нижегородская) доля занятого населения и доля населения, находящегося в поиске работы превышает 50 %. Эти регионы характеризуются сбалансированностью пассивной и активной части населения и гармоничной структурой социума.
Регионы, имеющие в своей структуре большое количество детей, обладают минимальным потенциалом трудовой активности, к ним относятся юг Сибири, Северный Кавказ. Достаточно высокий консерватизм социальной структуры Северного Кавказа не дает активному населению региона возможности для применения на местах постоянного проживания, что заставляет людей искать приложения своих возможностей в других регионах страны, но, тем не менее, после самореализации основная часть возвращается на историческую родину.

И в заключение, подводя результаты, нужно отметить, что трудности, связанные с оценкой уровня безработицы и определением уровня безработицы при полной занятости, не должны препятствовать пониманию важной правды: излишняя безработица тянет за собой огромные финансовые и общественные издержки.
При выборе путей формирования рынка труда нужно исходить из необходимости исследования и разбора внутренних закономерностей, свойственных развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики, так как почти все причины, действующие на важные параметры занятости, находятся в зависимости непосредственно от человека (численность населения, его половозрастная конструкция, расселение населения в городской и сельской местностях и т. д.).

Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости считается исследование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. При решении вопросов регулирования занятости населения принципиально учесть особые черты российской модели рынка труда.

Высочайшая ступень коллективизма как традиционного метода взаимной помощи работающих (отсюда преобладающими, видимо, останутся и коллективные формы найма и увольнения, социальной помощи в сфере труда); различная скорость движения к рынку разных секторов экономики и разделов экономики; неравномерность перехода к рынку в отдельных регионах, городах и сельской местности.

При этом роль страны заключается в том, чтобы создавать на соответствующих территориях такие правовые, финансовые и общественные условия, которые позволили бы заинтересовать часть населения в перемещении в те регионы, которые выгодны государству.

Решение проблемы безработицы

Рассматриваются перспективные направления защиты занятости работников, находящихся под угрозой увольнения, которые предусматривают разделение ответственности за реализацию соответствующих мероприятий между государством и работодателями, придание мерам по профилактике безработицы постоянного, а не антикризисного характера.

Система защиты занятости в Российской Федерации представляет собой совокупность социально-экономических мер, подкрепленных организационными ресурсами и правовыми нормами, которые направлены на регулирование процессов найма и увольнения работников. По сути, защита занятости нацелена на то, чтобы потенциальная безработица, находящаяся «в плоскости» занятости, не превратилась в фактическую — не выплеснулась на рынок труда и не привела к негативным социально-экономическим последствиям безработицы.

Российское законодательство предусматривает достаточно высокую степень защиты работников от увольнений. Вместе с тем слабое место системы защиты занятости связано со случаями, когда ясно, что избежать увольнений не удастся, — это ликвидация организаций, сокращение численности или штата работников. Указанные случаи, являющиеся обычно следствием реструктуризации предприятий, тех или иных экономических сложностей, значатся в числе оснований для расторжения трудового договора по инициативе работодателя в ст. 81 Трудового кодекса РФ.

В гл. 27 ТК РФ содержится перечень гарантий и компенсаций работникам, увольняемым по рассматриваемым основаниям. Это прежде всего: заблаговременное предупреждение об увольнении, выплата выходного пособия, предоставление преимущественного права на оставление на работе отдельным категориям работников. При сокращении численности или штата работников работодатель обязан предложить работнику, которого предполагается сократить, другую работу (вакантную должность), если таковая имеется. Таким образом, меры по защите занятости при ликвидации организаций, сокращении численности или штата их работников носят в основном «пассивный» характер, так как они не нацелены на предотвращение увольнений и подготовку потенциального безработного к выходу на рынок труда.

Что касается Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», то предусмотренные им государственные услуги нацелены в основном на «фактических», а не на «потенциальных» безработных, даже если угроза безработицы очевидна. Время между предусмотренным ст. 25 Закона получением органами службы занятости информации от работодателей о предстоящем увольнении работника и самим увольнением, судя по другим нормам Закона, не реализуется какой-либо специальной политикой занятости. Между тем время для такой политики дается значительное: работодатель должен сообщить службе занятости о планах по расторжению трудовых договоров с работниками по причине ликвидации организации или сокращения численности или штата работников организации не менее чем за 2 месяца, а если эти планы приведут к массовому увольнению работников, то не менее чем за 3 месяца. Следует обратить внимание, что для работодателя — индивидуального предпринимателя этот срок равен 2 неделям в соответствии с последней редакцией Закона о занятости.

Применение на предприятиях ряда механизмов адаптации к экономическим трудностям также позволяет говорить о риске увольнений работников — это введение режимов неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, приостановка производства. С начала 2009 г. в п. 2 ст. 25 Закона о занятости Федеральным законом от 25.12.2008 N 287-ФЗ внесены поправки, согласно которым работодатель в течение 3 рабочих дней после принятия решения о проведении перечисленных мероприятий обязан сообщить о таком решении в органы службы занятости. Однако норм относительно реакции государства на эти сообщения в части профилактики безработицы в законодательстве нет.

Из всего комплекса антикризисных программ для граждан, находящихся под риском увольнений, были предусмотрены прежде всего два программных направления.

Первое направление — опережающее профессиональное обучение работников, в основном без отрыва от производства с выплатой стипендии от государства. Реализация данного направления нацелена на подготовку работников к возможному выходу на рынок труда, а также на мотивацию работодателя к тому, чтобы не увольнять работника, прошедшего обучение и получившего новые знания и навыки. Свыше 71% участников программы после обучения возвращаются на свои предприятия.

Второе направление — организация временных рабочих мест в рамках программ общественных и временных работ, не требующих специальной подготовки (в этой программе участвовали еще безработные и выпускники). Реализация таких программ на предприятиях, которые находятся в простое или работают в режиме неполного рабочего дня, помогает сохранять кадровый потенциал предприятий и трудовую мотивацию самих работников. Государство частично возмещает работодателю зарплату участников временных и общественных работ в размере минимальной оплаты труда с учетом районного коэффициента причислений на фонд оплаты труда.

Кроме официально утвержденных на федеральном уровне программ региональные власти реализовывали еще ряд антикризисных мер, предусматривающих работу с предприятиями, где предстоят увольнения. В частности, органы службы занятости организовывали консультационные пункты на предприятиях, планирующих массовые сокращения персонала; органы власти проводили консультации с руководителями предприятий в формате различных координационных и совещательных органов в целях поиска взаимоприемлемых решений, позволяющих избежать сокращений.

Как показывают итоги реализации антикризисных программ в 2009 г., они выполнили свою задачу, позволив значительно снизить напряженность на рынке труда. Многие граждане, находящиеся под риском увольнений и могущие пополнить ряды безработных, избежали этой участи, поскольку приняли участие в программах.
Возникают закономерные вопросы о будущем антикризисных программ, реализуемых на рынке труда. Должна ли после преодоления Россией экономического кризиса сохраниться в том или ином виде система мер по профилактике безработицы, сформированная в кризисный период? Как учесть накопленный за этот период опыт работы с гражданами, находящимися под угрозой увольнения в реализации политики занятости в посткризисные годы? Как показывает практика, массовые увольнения существовали в России и в относительно благоприятное с экономической точки зрения время, вероятно, в силу объективных обстоятельств также они будут происходить и после выхода из кризиса.

В настоящее время видение перспектив реализации программ по снижению напряженности на рынке труда ограничивается 2015 — 2016 гг. Полагая, что в указанные годы тенденции развития социально-трудовой сферы будут определяться последствиями экономического кризиса, российское Правительство утвердило перечень дополнительных мероприятий, которые будут проводиться на региональных рынках труда, предусмотрев на них финансирование в 2016 г. в размере 36,3 млрд руб. В перечне мероприятий на 2016 г. сохранены направления, нацеленные на граждан, находящихся под риском увольнения. Более того, выделены в отдельный блок мероприятия по одной из категорий таких граждан. Так, опережающее профессиональное обучение пройдут пилоты из числа штурманов и бортинженеров. Таким образом, усиление защиты занятости для россиян, находящихся под риском увольнения, в настоящее время ограничивается политикой по минимизации негативных социальных последствий финансово-экономического кризиса.

Предупреждение безработицы должно стать не разовой антикризисной мерой, а целостной системой, работающей при любом состоянии экономики.

Функционирование системы предупреждения безработицы должно происходить по двум направлениям, предусматривающим обязательства как государства, так и работодателей. Далее в рамках этих направлений представлены некоторые предложения по формированию системы.

В рамках первого направления следует закрепить обязательства государства в отношении граждан, находящихся под риском увольнений.

1. Необходимо внести изменения в Закон о занятости, включив в число приоритетных направлений государственной политики занятости меры по предупреждению безработицы: опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения; организацию общественных работ и временного трудоустройства. Такое определение приоритетов обозначит, что поступающие в центры занятости сообщения с предприятий о возможных массовых увольнениях, введении режимов неполного рабочего времени, приостановке производства повлекут за собой реакцию государства — реализацию мероприятий по защите занятости увольняемых работников.

2. Целесообразно установить особый порядок финансирования мероприятий по предупреждению безработицы. Основы для такого порядка уже заложены Законом о занятости, который с 2009 г. позволяет российскому Правительству в связи с осложнением ситуации на рынке труда в отдельных регионах осуществлять резервирование в составе федерального бюджета ассигнований для реализации дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда. Существующую систему следует откорректировать в части полномочий субъектов Российской Федерации по расходованию средств.

Во-первых, следует ввести упрощенный порядок проведения конкурсных процедур среди образовательных учреждений на право организации опережающего профессионального обучения. Действующая процедура не позволяет центрам занятости в оперативном режиме организовать обучение, так как они около двух месяцев вынуждены тратить на организацию и проведение конкурсов на предоставление образовательных услуг.

Во-вторых, следует решить проблемы, возникающие в случаях, когда регионы не успели израсходовать средства, выделенные на профилактику безработицы в текущем году. Согласно бюджетному законодательству, такие средства не переходят на следующий год, что заставляет центры занятости населения за несколько месяцев до конца года прерывать активную работу с предприятиями, планирующими массовые увольнения. В случае если недоиспользование средств произошло по объективным причинам, а необходимость в антикризисных программах сохраняется, представляется целесообразным посредством изменения законодательства предоставить регионам возможность реализовывать мероприятия по профилактике безработицы без перерыва.

3. Следует установить четкие критерии, согласно которым на предприятиях необходимо осуществлять мероприятия по предупреждению безработицы за счет государственных средств, а также разработать и внедрить критерии оценки эффективности реализации указанных мероприятий.

Постановлением Правительства РФ утверждены основания, наличие которых позволяет субъектам Российской Федерации рассчитывать на субсидии из федерального бюджета на реализацию антикризисных программ. Это — наличие работников, находящихся под угрозой увольнения, наличие градообразующих (системообразующих) предприятий и монопрофильных населенных пунктов.

Разделение ответственности за предупреждение безработицы является принципиальным моментом защиты занятости работников, которым угрожает увольнение. К помощи государства предлагается прибегать в крайних случаях, полагая, что основная ответственность должна быть возложена на работодателя.

Обязательства работодателей в отношении граждан, находящихся под риском увольнений, следует предусмотреть в рамках отдельного, второго, направления защиты занятости увольняемых работников.

1. Необходимо внести в Трудовой кодекс РФ положения, посвященные опережающему профессиональному обучению работников. Такая практика существует в ряде стран, где перед проведением увольнений по экономическим причинам предприятия обязаны рассмотреть возможности сохранения численности персонала путем использования не только внутренних переводов, но и обучения/переобучения работников.

Трудовой кодекс РФ, регламентирующий проведение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, делегирует полномочия по установлению прав и обязанностей работодателя по подготовке и переподготовке кадров в систему социального партнерства, указывая на необходимость определения соответствующих условий в коллективных договорах, соглашениях и трудовых договорах. Лишь в отдельных федеральных законах, где речь идет о государственных структурах, указывается на обязанность работодателей проводить повышение квалификации работников.

В Трудовом кодексе РФ не следует жестко закреплять обязанности работодателя по опережающему профессиональному обучению работников, а следует указать данный вид обучения в качестве направления профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, применяемого в случае массового увольнения работников. Такое указание расширит цели обучения работников с обеспечения «собственных нужд» работодателя (как указывает ст. 196 ТК РФ) до защиты интересов работника. Дополнительное указание на опережающее профессиональное обучение привлечет внимание сторон социального партнерства к необходимости включения соответствующих обязательств в коллективные договоры и соглашения.

2. На государственном уровне следует предпринимать меры для развития перспективного направления защиты занятости — программ аутплейсмента, реализуемых работодателями.

Значительное число информации о практике аутплейсмента размещено в сети Интернет. На сегодняшний день емкость рынка по предоставлению услуг аутплейсмента оценивается в размере не менее 3 млрд долл. в год, а сама услуга признается стандартной практикой управления компаниями, а также предусматривается коллективными договорами в случае проведения сокращений персонала.

Во-первых, на государственном уровне следует проводить политику, побуждающую бизнес к социальной ответственности. В рамках такой политики необходимо стимулировать участие бизнеса в решении социальных проблем в рамках действующего законодательства, развивать систему социального партнерства.
Во-вторых, в Трудовом кодексе РФ в части, посвященной расторжению трудового договора по инициативе работодателя, следует предусмотреть норму, оговаривающую возможность гарантированного трудоустройства увольняемого работника, обеспечиваемого работодателем. Представляется возможным указать в трудовом законодательстве на ситуацию, в которой такое трудоустройство полностью удовлетворяет интересам работника. В таком случае при согласии работника и профсоюзного комитета предприятия может идти речь об освобождении работодателя от выплаты этому работнику выходного пособия, которое полагается при увольнении «без трудоустройства». Безусловно, указанное предложение требует тщательной проработки в формате социального партнерства.
Таким образом, будущее системы защиты занятости работников, находящихся под риском увольнения, видится в четком разделении ответственности за реализацию соответствующих мероприятий между государством и работодателями, в придании мерам по профилактике безработице постоянного, а не антикризисного характера. Активная защита занятости в отношении работников, находящихся под угрозой увольнений, представляется особенно значимой, учитывая потенциальную нагрузку на рынок труда, которую несут такие увольнения. В целом более эффективно, в том числе и с финансовой точки зрения, осуществлять профилактику безработицы, а не борьбу с ее негативными социально-экономическими последствиями.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подводя итог работы, можно сделать следующие выводы; наши дни безработица все более становится непременным элементом жизни России, оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране. Она остается в центре внимания и населения, и научной общественности. Она затрагивает почти все слои общества, начиная от студентов, заканчивая людьми пожилого возраста.

Безработица выступает как сложное социально-экономическое явление. Ее история очень длительна. Она фактически появилась, когда собственники рабочей силы были отделены от собственности на вещественные условия труда.

Хозяйственная практика показывает, что безработица — постоянный спутник рыночной экономики. Ее нельзя упразднить, как об этом иногда заявляют в прессе. В лучшем случае ее можно свести к «естественному уровню», имея в виду фрикционную и структурную безработицу.

Программ сокращения числа безработных в разных странах придумано немало, но важно понимать одно: все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить безработицу. Такой результат достигается только при общем улучшении экономической ситуации в стране. Тогда в ней начнет расти спрос на товары и для их производства становится выгодно нанимать людей, которые жили до этого на пособие по безработице. Именно такое развитие событий нужно России, чтобы число незанятых во всех регионах упало до уровня, соответствующего только фрикционной и структурной безработице.

Изучение безработицы в России весьма затруднительно. Официально она была признана только в начале 1990-х годов. Информация о численности безработных появилась еще позже. В 1991 г. Государственной службой занятости была организована регистрация безработных, со всеми вытекающими последствиями (пособиями по безработице, оказанием услуг в трудоустройстве и т.д.). Регулярные статистические обследования стали проводиться только с конца 1992 г. Соответственно этому статистическая история безработицы очень короткая. Это существенно затрудняет изучение проблемы.

Несмотря на значительное сокращение численности безработных, ее уровень еще достаточно велик. Фактический уровень безработицы сегодня существенно превышает ее естественный уровень. При этом надо отметить, что с начала века разрыв этих показателей увеличивается. И причина этому — ускорение темпов роста численности циклической и структурной безработицы.

Преодоление этих тенденций предполагает, прежде всего расширение информационной базы о безработице. Сегодня мы располагаем достаточной информацией о численности безработных, ее структурах, продолжительности и, что особо надо отметить, информацией о распределении безработных по занятиям, по отраслям экономики, по видам деятельности, по последнему месту работы. Следовательно, сегодня хорошо известны очаги безработицы. Такие данные представляет Госкомстат РФ ежеквартально.

Оценивая деятельность государства в целом по сокращению безработицы, нельзя не отметить, что его действии практически направлены на ликвидацию безработицы. А это, как известно, всегда требует затрат больших, чем их предупреждение.

Несомненно, одним из методов борьбы с безработицей является поддержка и увеличение, прежде всего, малого бизнеса. Проблема заключается в том, что не каждый человек способен открыть и руководить собственным бизнесом. Кроме того в России создать собственное дело достаточно сложно. Для этого, нужен как минимум стартовый капитал. В России в настоящее время наблюдается поддержка со стороны государства в данном направлении.

Фрикционная безработица в России снижается за счет улучшения информационного обеспечения рынка труда. В России эту функцию выполняют служба занятости. Она собирает у работодателей информацию о существующих вакансиях, и сообщают ее безработным. Также содействуют трудоустройству кадровые службы и агентства, периодические издания для поиска работы.

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы приводят к тому, что рабочая сила наилучшим образом соответствует имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработных, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей. Эти программы реализует служба занятости населения.

Одним из немаловажных методов является поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия, с целью повышения конкурентоспособности продукции. Так как спрос на рынке труда — производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет, в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Для борьбы с безработицей используется система общественных работ, в рамках которой предоставляются рабочие места безработным. Для борьбы с иждивенцами государство ограничивает срок выплат пособий по безработице, уменьшают сумму с течением времени.

Безработица в России не дает времени последовательно идти по пути нормальной эволюции политики занятости. Поэтому разнообразные программы обеспечения занятости пытаются охватить сразу все направления работы с занятостью и безработицей, слабо согласовывая намеченное с реальными финансовыми возможностями государства. Получается одновременно все и ничего. Представляется, что в современных экономических условиях необходимо расставить приоритеты в политике занятости.

Таким образом, Россия ведет активную политику занятости, то есть она направлена на создание рабочих мест и организацию переобучения безработных.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета, 25 декабря 1993 года.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 5 октября 2015 г. N 285-ФЗ) СЗ от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 3
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ( в ред. от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ) СЗ от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1
4. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ ( В ред. от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». СЗ от 27 ноября 1995 г. N 48 ст. 4563
5. Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ( в ред. от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ) «О ветеранах». СЗ от 16 января 1995 г. N 3 ст. 168.
6. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1( в ред. от 29 декабря 2015 г. N 394-ФЗ) «О занятости населения в Российской Федерации». Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 2 мая 1991 г., N 18, ст. 566
7. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 сентября 2010 г. № 847н «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан»
8. Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2014 г. N 1382 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2015 год». СЗ от 22 декабря 2014 г. N 51 ст. 7463
9. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 ( в ред. от 11 апреля 2015 г. N 347) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости». СЗ от 12 июля 2004 г. N 28 ст. 2901

Литература

10. Абакумова Н.Н., Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы. — М., 2015.
11. Гендлер Г., Гильдингерш М. Социальные последствия безработицы. Человек и труд. 2014.
12. Дадашев А. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования //Вопросы экономики.-2014.-№1
13. Кашепов А. Политика на рынке труда // Общество и экономика. – 2011- №5.
14. Кязимов К.Г. Рынок труда и занятость населения Издательство: Перспектива, 2011
15. Кравченко А.И. Введение в социологию.- М., 2011
16. Маркс К.. Капитал. Критика политической экономии. Том первый. Книга I: процесс производства капитала. Перевод под ред. И.И.Степанова. – Москва. Политиздат, 1989г.
17. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица Издательство: Издательство МГУ, 2011.
18. Политика доходов и заработной платы / Под ред. Савченко П.В. и Кокина Ю.П. — М., 2013.
19. Проблемы российского рынка труда (к заседанию «круглого стола» на тему: «Проблемы формирования правовых основ и механизмов Российской Федерации как социального государства: принципы, практика, перспективы», проводимого в рамках Петербургского экономического форума) /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. — 2013. — № 9 (121) . — стр. 53
20. Рынок труда и доходы населения/ Под ред. Волгина Н.А. — М., 2013.
21. Регионы России: Социально-экономические показатели. 2013: Стат. сб. /Росстат. М. 2013.
22. Социальная сфера: государственная политика и возможные альтернативы// Российский экономический журнал. 2012. N 13.
23. Современная экономика: Учебное пособие. Под ред. О.Ю. Мамедова. М.: КНОРУС, 2011 — 321 с.
24. Файзуллин И.Ф. Роль государства в сокращении безработицы.// Вестник УГАТУ, 2012, № 2, с. 146-150.
25. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Официальный интернет-ресурс. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http:// www.gks.ru
26. Экономические и социальные последствия безработицы. С. Е. Елкин. Экономический вестник. М. 2014
27. Чукреев П.А. Социальные технологии регулирования занятости. — Улан-Удэ, 2011
28. Яковлев Р. Как нацелить политику заработной платы на преодоление бедности // Российский экономический журнал. – 2011 — №8.


Страницы:   1   2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф