2.4. Специфические черты Российского рынка труда в условиях кризиса: состояние и перспективы.
Занятость и безработица — это важные экономические и социальные проблемы в условиях кризиса в современной России. Деятельность рынка труда нужно поддерживать конкуренцией спроса и предложения на рабочую силу. Социальная функция государства реализуется через систему законодательства, закрепляющую минимальные стандарты, позволяющие каждому человеку эффективно реализовывать свои способности к трудовой деятельности.
Занятость есть деятельность людей, которая связана с удовлетворением общественных и личных потребностей, которая не нарушает законодательство РФ, и которая, в большинстве случаев, приносит им заработок, трудовой доход o.
Исходя из представленного определения, занятость, прежде всего, понимается как деятельность, то есть осуществление определенного набора действий. Субъекты данной деятельности есть граждане — физические лица, которые осуществляют ее своим трудом.
Понятие «занятость» имеет значение при анализе уровня жизни граждан. Занятость формирует предпосылки для достойной жизни граждан. То есть она выступает основой дохода и потребления.
В.С. Буланова отмечает, что занятость — это совокупность отношений вследствие участия граждан в трудовой деятельности. Такое определение понятия «занятость» уже определения данного законодателем.
К общим признакам занятости можно отнести такие, как:
- направленность на обеспечение личных, общественных потребностей. Под личными потребностями подразумевается получение материального дохода в целях его расходования для удовлетворения индивидуальных нужд конкретного человека (например, такие нужды, как питание, одежда, образование, воспитание детей, образование детей, отдых и т.п.). К общественным потребностям, как правило, относится производство каких-либо общественно-полезных благ, например, оказание населению услуг, в том числе государственных и муниципальных услуг, производство продукции, обеспечение рабочих мест иным работникам;
- соответствие законодательству РФ Осуществляемая гражданином деятельность не должна нарушать законы, права других лиц. В случае если такая деятельность противоречит законодательству Р.Ф., она не может быть признана в качестве занятости для гражданина, а в его отношении могут наступить предусмотренные данным законодательством негативные последствия в виде различных мер юридической ответственности;
- наличие в качестве результата такой деятельности заработка.
Формулировка понятия «занятость» позволяет говорить о том, что третий признак является факультативным, но типичным для такой деятельности, которая приравнивается к занятости.
Занятые — это такие граждане, которые:
- работают по трудовому договору, в том числе выполняют работу за вознаграждение при условии целого или нецелого рабочего дня. Имеют другую работу (службу), на которой получают оплату за свой труд, в том числе сезонные, временные работы, исключая общественные работы и исполнение полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе;
- зарегистрированы в надлежащем порядке в роли индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, которые работают в сфере частной практики, адвокаты, которые организовали адвокатские кабинеты, и иные лица, у которых профессиональная деятельность согласно законам подлежит государственному оформлению и (или) лицензированию (далее — индивидуальные предприниматели);
- заняты в подсобных промыслах и предоставляют продукцию по договорам;
- исполняют работу в соответствии с договорами гражданско-правового характера, содержанием которых являются исполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также граждане, которые являются членами производственных кооперативов (артелей);
- избраны, назначены или утверждены на должность, которая оплачивается;
- проходят военную службу, альтернативную гражданскую службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
- учатся на очной форме в организациях, которые осуществляют образовательную деятельность, в том числе учатся по назначению государственной службы занятости населения (далее — органы службы занятости);
- не присутствуют на работе вследствие нетрудоспособности, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства в связи с забастовкой, привлечением на военные сборы, вовлечением к мероприятиям, которые сопряжены с приготовлением к военной службе (альтернативной гражданской службе), реализацией иных государственных функций или другими уважительными причинами;
- являются учредителями (участниками) учреждений, не включая учредителей (участников) некоммерческих учреждений, организационно-правовая форма которых исключает права учредителей (участников) на приобретение заработной платы от работы данных учреждений, в том числе членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных кооперативов и других специализированных потребительских кооперативов, которые создаются для обеспечения нужд граждан, не получающих прибыль от их деятельности;
- являются членами крестьянского (фермерского) хозяйства .
Занятость можно разделить на виды и формы. Условно выделяют три вида занятости: учебная; трудовая; военная и приравненная к ней служба.
Рассмотрим трудовую занятость. Так, О. Зайцева отмечает, что занятость граждан выступает достаточно широким и неоднозначным понятием: согласно нормативному определению в первую очередь ею признается только трудовая занятость, то есть деятельность, которая имеет целью получение заработка или другое вознаграждение, хотя из норм Закона можно выделить учебную, военную и иную занятость. При этом такая категория занятых, как учредители (участники), которые обладают определенными имущественными правами, прямо сопряжена с имущественными отношениями [4].
Трудовая занятость есть деятельность, которая обеспечивает удовлетворение общественных и личных нужд, не противоречит законодательству, направлена на получение заработка.
Формы трудовой занятости — это способы реализации граждан к труду, которые не нарушают законодательство РФ. Ими, к примеру, являются: работа по трудовому договору; гражданско-правовому договору, предпринимательская деятельность.
В Законе содержатся положения, конкретизирующие нормы Конституции РФ о трудовых правах граждан.
Выделяются два вида труда. Первый вид — производительный труд — трудовая деятельность, направленная на производство каких-либо товаров или оказание каких-либо услуг населению. И отмечают второй вид труда — творческий труд — творческая деятельность.
В современном мире есть различные типы занятости, смысл которых позволяют говорить о типичных и нетипичных (нестандартных) формах занятости. Как пишет Е.А. Браун, «нетипичный» — тот, который обладает специфическими особенностями, в сравнении с иными .В. Гимпельсон и Р. Капелюшник отмечают, что «стандартной», как правило, называется занятость по найму при условии полного рабочего дня и наличии бессрочного трудового договора в организациях, под контролем работодателя .
В основном, говоря о нетипичных формах занятости, исследователи относят к ним удаленную занятость, частичную занятость, гибкие трудовые отношения, следовательно, рассматривают деятельность, осуществляемую в соответствии с особыми условиями трудового договора. Несмотря на специфику осуществления работником трудовой функции, указанные виды трудовой деятельности при условии соответствия требованиям российского законодательства можно рассматривать как обеспечивающие гражданам занятость.
В современной России нестандартные формы занятости становится все более распространенной формой. Выделяют новый тип «дистанционная занятость», однако официального такого понятия в России не существует, ТК РФ выделяет надомный и дистанционный труд. В настоящее время под дистанционной работой понимается выполнения работы за пределами офиса с помощью телекоммуникационных средств связи.
Но если осуществляемый сотрудником вид «дистанционной работы» законодательно не урегулирован законом, то нет оснований считать гражданина занятым. Таким образом, при отсутствии оформления соответствующих правоотношений в соответствии с законодательством данную деятельность нельзя будет отнести к формам занятости [8]. Многие работники трудятся, получая заработную плату, но официально не трудоустроены. Таким образом, лишают гарантий социальных и правовой защиты. С другой стороны, такие сотрудники считаются незанятыми, поэтому могут встать на учет по безработице и получить пособие, что является нарушением, установленное законодателем. В условиях глобального появления нетипичных форм занятости необходимо изменения в правовом регулировании данного явления.
В современной России около 22 млн. человек, находящихся в трудоспособном возрасте, официально не работают. За них работодатель не осуществляет отчисления в государственные бюджетные и внебюджетные фонды.
Сама незанятость граждан не является правонарушением и не может быть причиной для привлечения их к ответственности (административной или иной). Если ранее в законодательстве существовало наказание за тунеядство, свобода труда не была закреплена в Конституциях СССР и РСФСР, то в настоящее время государство гарантирует полную свободу труда, человек имеет право не вообще не работать. Исключение составляют лишь определенные законом случаи, когда труд применяется как мера исправления правонарушителя, при этом применение такого вида наказания регламентируется.
Но отсутствие занятости может влечь за собой определенные негативные последствия: и психологические, и связанные с социальным обеспечением. Социальное обеспечение есть одна из форм поддержки государством людей, которые не могут по какой-либо объективной причине работать.
Безработица — это социальное и экономическое явление, проявляющееся в обществе с рыночной экономикой, при которой некоторые трудоспособные граждане не заняты в производстве услуг, товаров, не могут найти рабочее место, поэтому не имеют возможности получить заработную плату.
Безработицу можно измерить такими показателями, как уровень и продолжительность. Уровень безработицы — это доля неработающих от количества всей рабочей силы. Продолжительность — отрезок времени, в течение которого человек не работает.
Отметим, что в разных социальных группах уровень безработице может отличаться из-за ряда причин.
Например, женщины с маленькими детьми сталкиваются с некоторыми сложностями при трудоустройстве. Например, из — за частых больничных работодатель не желает их трудоустраивать. В современных условиях необходимо стимулировать работодателей, заключающих трудовые договора с женщинами, у которых есть дети дошкольного возраста.
Безработные — трудоспособные граждане, немеющие рабочего места и дохода, зарегистрированы в органах службы занятости для поиска работы, ищущие работу, готовые к ней приступить.
Можно выделить три случая отсутствия работы: увольнение с работы, увольнение по собственному желанию, поиск первой работы.
В современной России можно наблюдать различную безработицу: вынужденную, естественную и маргинальную.
Вынужденная безработица объясняется изменениями в жизни общества, которые могут приводить к уменьшению количества рабочих мест. Вынужденная безработица может иметь три формы: циклическая, структурная, технологическая.
Циклическая безработица — отсутствие необходимого спроса на труд, она объясняется неким спадом оказания услуг и производства товаров. Такое может проявиться во время определенного периода экономического цикла, когда может сократиться спрос на товары. Пик рассматриваемой формы безработицы проявляется при кризисе экономики. В современном обществе можем наблюдать эту форму.
Структурная безработица объясняется структурными изменениями в экономике. Некоторые отрасли исчезают, но появляются другие. Поэтому меняются виды востребованных профессий. Например, в современном мире исчезла профессия машинистка. С этой проблемой хорошо справляется Центр Занятости, потому предлагает свою помощь для переобучения.
И последней формой вынужденной безработицы является технологическая безработица. Она объясняется трансформацией структуры производства в рамках какого-либо предприятия (фирмы).
Естественная безработица объясняется влиянием личного момента на причину ее возникновения. Она выражается в трех формах: фрикционной, институциональной и добровольной.
Фрикционная безработица объясняется необходимостью поиска работы. Отличием данной формы в том, что работу ищут специалисты. Причиной может быть неосведомленность о наличии свободных мест, переезд, получение высшего образования. Это временное отсутствие занятости во время перехода сотрудника с одного предприятия на другое. То есть состояние безработицы объясняется поиском более выгодных по инициативе сотрудников предприятий.
Еще одной формой естественной безработицы является институциональная безработица. Она выявляется при социальной поддержке безработных. В современной России многие граждане понимают, что не работать может быть удобнее. При затрате меньших усилий безработных может получить ежемесячное пособие почти равное заработной плате работающего гражданина, а также возможные льготы. Например, человек год состоял на учете в Центре занятости и получал пособие и льготы, после такого периода устроился на работу на шесть месяцев, уволился и снова вернулся за социальной поддержкой. Таким образом, очевидно появление еще одной проблемы на сегодняшний день. Считаю необходимым внести изменения в Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», чтобы пособие и льготы не выглядели привлекательными в сравнении с доходом от трудовой деятельности. В рамках преодоления рассматриваемой ситуации следует поддержать проект Федерального Закона от 14.04.2016 года № 55-ФЗ «О внесении изменения в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» .
Последней формой естественной безработицы является добровольная безработица. Она объясняется нежеланием определенных категорий людей по каким-либо причинам работать.
Термин «маргинальная безработица» включает в себя такие формы, как застойная, сезонная и скрытая безработица. Застойная безработица — такая безработица, при которой гражданин потерял интерес к трудовой деятельности и уже не надеется найти работу. Сезонная безработица объясняется сезонным характером работ в различных отраслях. Данный вид можно спрогнозировать. Скрытая безработица объясняется деятельностью некоторых организаций. Для нее свойствен, например, не полный рабочий день.
Таким образом, причиной вынужденной безработицы является экономический фактор, причиной естественной — личностный, а маргинальной — социальный и культурный.
31 марта 2017 года по данным ЦЗН города Москвы зарегистрировано 38443 безработных. На идентичный отрезок времени 2016 года было зарегистрировано 47100 безработных. В 2015 году – 57872 безработных 57872 Таким образом, наблюдается уменьшение числа людей, которые находятся в поиске работы. Одним из возможных путей преодоления безработицы может служит обучения граждан востребованным профессиям.
Для полного раскрытия понятия «безработица» следует определить, кого можно назвать безработным. Выделим некоторые критерии, опираясь на современное законодательство: — возраст — гражданин должен достичь возраста, с которого он имеет права работать в соответствии с законами РФ, с другой стороны — не достичь пенсионного возраста. Таким образом, пятнадцатилетний юноша, который желает трудоустроиться, но не находит место работы, не может считаться безработным отсутствие у гражданина работы и дохода доказанное желание гражданина найти работу.
Доказательством может служить посещение Центра Занятости, регистрация и посещение по направлению работодателей. Из данного критерия вытекает еще одна проблема. К сожалению, не всегда регистрация в Центре Занятости имеет целью — поиск работы. Человек может числиться безработным для получения каких-либо льгот, скрытия истинных доходов, нежелания платить алименты или кредиты. В современной России выявлены случаи, когда люди, зарегистрированные безработными, работали, получали заработную плату вместе с пособием. То есть поиск работы для таких лиц не являлся действительной целью.
Данный инцидент является нарушением законодательства. Причины такого поведения могут быть различны: для получения льгот на оплату коммунальных услуг, для скрытия заработной платы с целью уменьшения размера алиментов, для дополнительного дохода. Таким образом, гражданин получает пособие незаконно. Согласно статье 159.2 УК РФ данное деяние рассматривается как мошенничество.
Рынок труда – это система экономических отношений, посредством которых происходит обмен трудовых услуг на материальные или иные выгоды. Рынок труда имеет ряд особенностей. Это не только сфера купли-продажи или обмен труда, но и сфера воспроизводства трудового потенциала, и сфера использования труда. Соотношение спроса и предложения на рынке труда зависят от многих факторов. Одним из важнейших является экономическая конъюнктура, которая характеризует состояние экономики. Если экономика страны находится на подъеме, то и спрос на труд растет, а если экономика в кризисном состоянии, то наблюдается противоположная ситуация – спад на рынке труда. Данная зависимость, в-первую очередь, обусловлена спросом на товары, производимые с помощью труда. Благоприятная экономическая обстановка характеризуется ростом доходов населения страны и соответственным ростом на различные товары, требуя увеличения их производства. Но также следует не забывать о тенденциях развития технологий, что характерно не только для российского рынка труда, но и для многих развивающихся стран. Высокая техническая оснащенность, механизация и автоматизация ведут к снижению спроса на труд. Так в России навсегда исчезли такие профессии, как: телефонисты, кассиры-операционисты, ткачи на фабриках, машинистки, землепашцы, трубочисты и многие другие. Но влияние технического прогресса неоднозначно.
Сокращение спроса на труд происходит в тех отраслях, в которых происходит автоматизация труда, но при этом увеличивается спрос на труд в отраслях, производящих новую технику, где происходит ее обслуживание. Еще одним из факторов является демографический фактор, а именно неравномерное распределение населения на территории страны, что весьма актуально для России. Это зачастую связано с недостатком спроса в отдельных регионах и перенасыщение в других. Как правило, заработные платы во всех регионах по одним и тем же профессиям различны и средняя заработная плата по России, по данным Росстата, составляет 36600 рублей. В этом есть положительные стороны для мобильной молодежи, у которой есть возможность найти перспективы в других регионах, и недостатком для зрелых людей или предпенсионного возраста, попавших под сокращение. Поэтому необходимо развитое социальное законодательство. Установление прожиточного минимума, выплаты по безработице, пенсионные выплаты, развитие здравоохранения и так далее (см. Приложение 3).
Население страны состоит из экономически активного населения и экономически неактивного. К экономически неактивному населению относится следующая категория граждан страны:
- Учащиеся иной формы обучения;
- Лица, занятые ведением домашнего хозяйства;
- Лица, которым нет необходимости работать;
Экономически активное население – это население страны, которое уже занято в трудовой деятельности, ищет или имеет желание к трудовой деятельности или имеет самостоятельный источник дохода. То есть к экономически активному населению страны относятся как занятые, так и безработные граждане страны. К безработному населению относят граждане, которые:
- Не имели работу;
- Искали работу;
- Готовы были приступить к работе;
- Обучаются по направлению служб занятости;
- Учащиеся и пенсионеры, если они занимались поиском работы.
С января 2017 года Росстат проводит выборочное обследование рабочей силы среди населения в возрасте 15-72 лет. По итогам обследования в феврале 2017 года численность рабочей силы составила 75,6 млн. человек, или 52% от общей численности населения страны (на 1 января 2017 года по оценке Росстата в России было 146 804 372 постоянных жителей), в их числе 71,4 млн. человек были заняты в экономике и 4,2 млн. человек не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). Уровень занятости населения в возрасте 15 лет и старше сложился в размере 58,8%, уровень безработицы – 5,6%.
Численность занятого населения в феврале 2017 года уменьшилась по сравнению c январем на 368 тысяч человек, или на 0,5%, по сравнению с февралем 2016 года – на 264 тысяч человек, или на 0,4%.
Численность безработных в феврале 2017г. по сравнению с январем уменьшилась на 62 тыс. человек, или на 1,4%, по сравнению с февралем 2016г. – на 203 тыс. человек, или на 4,6%.
Политика занятости населения – это явление социально-экономического плана, посредством которого государство осуществляет косвенное и прямое воздействие на трудовой рынок (рынок труда) для разрешения проблем занятости населения с целью повышения эффективности программ занятости населения, развития социального партнерства, стимулирования мобильности экономически активного населения и усиления гибкости рынка труда. В главные задачи политики занятости населения входит обеспечение экономически активного населения рабочими местами, борьба с безработицей и удовлетворения в рабочей силе инвестирующего капитала.
К занятому населению относятся лица в возрасте от 16 лет и старше, а также младших возрастов, которые:
- Выполняют работу по найму;
- Временно отсутствуют на работе по причине болезни или отпуска;
- Выполняют работу без оплаты труда на семейном предприятии.
Классификация занятости по статусу включает следующие группы:
- Наемные работники, которые подразделяются на гражданскую рабочую силу и военнослужащих;
- Работодатели;
- Лица, работающие на индивидуальной основе;
- Неоплачиваемые работники семейных предприятий;
- Члены коллективных предприятий;
- Лица, не поддающиеся классификации по статусу в занятости.
Меры по борьбе с безработицей включают набор социальных гарантий, социального страхования, различные формы и методы социальной помощи, обеспечивающие защищенность население от безработицы, а именно две основные группы: населения – работающих, но находящихся под угрозой увольнения граждан, и безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения. Политика занятости – система многоуровневая и осуществляет свою деятельность по 3 основным уровням: макроуровне, региональном уровне и местном уровне. Помимо этого, государством осуществляется урегулирование отношений с другими странами по миграционному обмену рабочей силы. Для любой страны, даже имеющий многовековые рыночные традиции, является большой проблемой поддерживание необходимого уровня занятости населения. Как правило, в сфере занятости рынок не может оказывать автоматического влияния на процесс саморегулирования, поэтому во всех странах с рыночной ориентацией проводится политика регулирования занятости. В России также разрабатываются программы по поддержке занятости населения: выплаты соответствующих пособий, формирование действующих служб занятости, поддержка среднего и малого бизнеса, формирование госслужб и учреждений по переподготовке и переквалификации кадров, стимулирование частных служб и многие другие.
Рассматривается ситуация, сложившаяся на российском рынке труда в результате кризиса 2014–2019 гг. Отмечаются такие неблагоприятные явления, как рост безработицы в регионах России в реги(особенно скрытой), массовые неплатежи по зарплате, низкая эффективность государственных программ по переобучению, повышению квалификации и трудоустройству граждан.
К специфическим чертам текущего кризиса относятся: ускорение процесса смены профессий, большая востребованность высшего образования, более частое обращение ищущих работу в государственные службы занятости, смягчающее влияние демографических факторов. Особую тревогу вызывает падение качества новых рабочих мест, рабочей силы и образования в России, –проблемы, которые невозможно решить без коренной модернизации экономики страны.
Ключевые слова: рынок труда, уровень безработицы, скрытая безработица, реальная численность безработных, смена профессий, переобучение персонала, стихийное межотраслевое перераспределение рабочей силы, диспропорции в уровнях зарплаты, неэффективные рабочие места, качество рабочей силы, профессиональные стандарты. Мировой экономический кризис серьезно повлиял на экономическую ситуацию в России и на функционирование рынка труда, отчетливо проявил проблемы, которые существовали и до него. C новой силой встала проблема радикальных структурных преобразований, осуществление которых невозможно представить без значительного перераспределения рабочей силы между отраслями и секторами экономики и роста структурной безработицы.
В настоящее время состояние российского рынка труда остается сложным. Свыше 2 млн чел. потеряли работу с начала кризиса (сентябрь 2014 г.). По данным Минздрава России на 4 мая 2014 г. всего на биржах труда зарегистрировано 2 млн 166 тыс. чел. Уровень безработицы, исчисленной как отношение численности безработных к количеству экономически активного населения, в феврале 2014 г. составил 8,6%. В сопоставлении с другими странами Россия выигрывает по уровню безработицы: на 1 января 2014 г. в Латвии этот показатель составлял 22,8%, в Испании –19,5%. Однако наиболее важным показателем является количество безработных, приходящихся на одно вакантное место. Согласно данным Росстата, в России на 1 октября 2014 года он составлял 20,2%, а на 1 января 2014 года вырос до 24,1%, что свидетельствует о возросшей напряженности на рынке труда. С ноября 2015 года безработица среди молодежи 18–25 лет выросла в 2,5 раза: с 7 до 18%. При этом большинство молодых безработных (до 80%) не регистрируются на биржах труда. Для снижения напряженности на рынке труда Правительством РФ в 2015 г. были приняты меры, включающие четыре основных направления: переобучение, общественные работы, переселение и субсидии для начала бизнеса. Переобучением работников, находящихся под угрозой увольнения, было охвачено, по данным Роструда, примерно 230 тыс. чел. В программу общественных работ, временного трудоустройства и стажировки вовлечено около 2 млн чел. Адресная поддержка граждан, включая их переезд в другую местность, досталась примерно 15 тыс. безработных. Программа содействия малому предпринимательству и само занятости безработных граждан охватила около 120 тыс. человек. Изначально в целях поддержки потерявших работу людей и создания в регионах новых рабочих мест из федерального бюджета было выделено 42,9 млрд рублей 10 апреля 2014 года было подписано еще одно правительственное постановление о выделении регионам 34 млрд рублей на социальные выплаты и реализацию программ занятости. Из них 29,8 млрд рублей предназначены для социальных выплат: пособий по безработице, стипендий и материальную поддержку на период участия в общественных работах; а 4,2 млрд рублей –на реализацию программы по переобучению, повышению квалификации и трудоустройству граждан. Эти средства выделены под официально зарегистрированных 2,2 млн безработных, реальное же их количество, по мнению экспертов, приближается к 6,5 млн чел. с учетом скрытой безработицы. К концу 2014 года реальная численность безработных может достигнуть 10 млн чел., а затраты государства на их поддержку вырастут до 100 млрд руб. Реальные проблемы начнутся тогда, когда исчерпаются средства Резервного фонда, а цены на нефть не вырастут хотя бы до 90 долл. за баррель. Немалых дополнительных вливаний со стороны государства потребует и модернизация экономики. Поэтому так важна эффективность этих средств, достижение конечного результата –создание эффективной и конкурентоспособной экономики. Настало время переходить от мер по снижению безработицы к реализации долгосрочных целей, связанных с модернизацией рынка труда.
В период кризиса на российском рынке труда произошли следующие изменения:
- более интенсивно идет процесс смены профессий и не только у потерявших работу;
- выросла востребованность высшего образования;
- происходит значительное снижение числа занятых и безработных с общим средним образованием;
- идет стихийное перераспределение рабочей силы между отраслями и сферами деятельности в рамках традиционной экстенсивной парадигмы экономического развития страны;
- существенно изменились способы поиска работы: все чаще безработные обращаются в государственные учреждения службы занятости (41,8% общей численности безработных). Кроме того, рынок труда испытывает на себе влияние демографического фактора: численность населения в трудоспособном возрасте в течение ближайших 20 лет начиная с 2006 г. будет неуклонно сокращаться.
Общее падение численности составит около 16 млн чел. Это обстоятельство может «смягчить» последствия экономического кризиса и уменьшить безработицу. Одной из особенностей российского рынка труда является рост скрытой безработицы, которая во многом формируется за счет неполной рабочей недели или неполного рабочего дня. При этом другую часть работников привлекают к сверхурочным работам. Скрытая безработица –это та часть занятых работников, которые могут быть уволены или эффективно заняты. Во второй половине 2013 г. численность занятого населения уменьшалась, а уровень скрытой безработицы оставался высоким. По оперативной информации Росстата, на 2 декабря 2013 г. численность работников, «находящихся в простое по вине администрации, работающих неполное рабочее время, а также в отпуске по инициативе администрации», составляла 1,7 млн чел. На 1 мая 2014 г. общая величина скрытой безработицы достигла 7 млн чел., и в дальнейшем ожидается ее рост. В условиях экономического кризиса, снижения темпов экономического роста и увеличения безработицы необходимо обеспечить стабильность общественного развития, снять социальную напряженность. В то же время высокая занятость консервирует неэффективные рабочие места и сохраняет низкую производительность труда. Задача реструктуризации и диверсификации экономики может быть решена только путем перераспределения рабочей силы между отраслями и секторами экономики, и, стало быть, неизбежен рост структурной безработицы. Анализ изменений в отраслевой структуре занятости показывает, что до последнего времени наиболее привлекательной для работников была занятость в отраслях топливно-энергетического комплекса, финансовом секторе и строительстве. В формировании такой структуры занятости большую роль сыграла заработная плата, в организации которой существуют серьезные проблемы: большие диспропорции и перекосы в уровнях зарплаты между разными категориями работников, между занятыми в разных отраслях и сферах экономики. Если принять за 100% общероссийский уровень среднемесячной зарплаты, то на начало 2015 г. в добыче топливно-энергетических ресурсов она составила 220%, в финансовой деятельности –260%, в образовании –71% и в сельском хозяйстве –48%[17]. Такая дифференциация в оплате труда не только экономически неоправданно, но и способствует консервации сырьевой отраслевой структуры занятости, ускоряет регрессивные изменения на рынке труда. Значительными проблемами российского рынка труда были и остаются неэффективная занятость, низкая производительность труда. Основными причинами этого являются:
- отсутствие у предприятий достаточных стимулов для проведения модернизации производства, использования современных технологий;
- серьезные законодательные и институциональные препоны для высвобождения значительного количества работников;
- низкая стоимость рабочей силы.
При относительно низкой безработице наблюдается снижение уровня заработной платы. За 2014 г. официально фонд оплаты труда сократился на 5%, а с учетом скрытой занятости, как считают эксперты, на 8–10%. Кризисные явления в экономике вызвали рост задолженности по зарплате, которая на 1 апреля 2014 г. составляла 8,8 млн руб. Часть этой задолженности объясняется желанием предприятий сохранить кадровый потенциал. Но большая ее часть связана с невозможностью для руководителей предприятий «сбросить» излишки рабочей силы из-за жесткой позиции региональных властей и негибкости трудового законодательства. Государственная политика должна быть направлена на обеспечение гибкости зарплаты с одновременным выравниванием сложившихся неоправданных диспропорций в уровнях оплаты труда по отраслям, а также на усиление ее стимулирующей роли в плане осуществления структурных преобразований. Ускоренное развитие приоритетных отраслей экономики (энергетики, сельского хозяйства, отраслей инфраструктуры и т.п.), разработка и использование новых технологий потребуют повышения качества рабочей силы, изменений в оплате труда и в социальной сфере. Дешевый труд способствует консервации отсталой структуры экономики, не стимулирует модернизацию производства и рост производительности труда. Речь идет не о простом повышении зарплаты, а о стимулировании переливов рабочей силы в нужном направлении. В современных условиях растет спрос на высококачественную рабочую силу, обеспечивающую высокую производительность труда и конкурентоспособность создаваемого продукта. Качество рабочей силы обусловливает конкурентоспособность страны в целом. О низком качестве рабочей силы свидетельствует ряд показателей, одним из которых является доля креативных, творческих работников.
В ходе рассмотрения главы пришли к выводу, что государство должно уделять особое внимание проблемам занятости населения. Ориентирование политики государства в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз и дальнейшее развитие должны быть направлены на предупреждение возможного возникновения напряженных кризисных ситуаций и дальнейшего их смягчениячто повышение уровня образования, профессионализма и общей культуры работников –важнейшая задача государства на рынке труда. Необходимо увеличить масштабы профессионально-технического обучения молодежи, переобучение взрослого населения в течение всей жизни, широко использовать сетевое образование на базе информационных технологий, привлекать высококвалифицированных иностранных специалистов. Для повышения качества рабочей силы целесообразно использовать жесткие профессиональные стандарты, т.е. требования в области знаний, навыков и умений по видам работ. Для реализации задачи перехода к инновационному характеру экономического роста необходима принципиально иная политика государства на рынке труда. До сих пор государство занималось лишь проблемой снижения безработицы, незначительным сегментом официально зарегистрированных безработных –около 2,5 млн чел. В то же время 13 млн чел., по данным Росстата, составляют неформальную занятость. Отсутствие достоверных данных о структуре занятых в экономике не позволяет проводить эффективную государственную политику на рынке труда. Сейчас со всей остротой встали проблемы занятости: перемещение больших масс людей из o одной сферы o в другую, повышение стимулирующей oроли заработной платы, улучшение качества рабочей силы, создание стимулов для модернизации производства и т.п. Необходимы действенные программы, ориентированные на oпотребности экономики, по oпереобучению высококвалифицированного oперсонала, oоказавшегося вне рынка труда; программы подготовки кадров для инновационной модели экономики.
Заключение
В ходе написания выпускной квалификационной работы мы рассмотрели понятие и сущности безработицы, рассмотрел показатели российской безработицы по социально-демографическим группам, специфические черты Российского рынка труда, изучил систему и структуру органов социальной защиты безработных, выявил пути, формы и методы сокращения безработицы в России.
Занятость и безработица — это важные экономические и социальные проблемы в условиях кризиса в современной России.
Социальная функция государства реализуется через систему законодательства, закрепляющую минимальные стандарты, позволяющие каждому человеку эффективно реализовывать свои способности к труду.
Занятость понимается как деятельность, то есть осуществление определенного набора действий. Субъекты данной деятельности есть граждане — физические лица, которые осуществляют ее своим трудом.
К общим признакам занятости можно отнести такие:
- направленность на обеспечение личных, общественных нужд.
- соответствие законодательству РФ.
- наличие в качестве результата такой деятельности заработка (факультативный признак).
Незанятость граждан не является правонарушением и не может быть причиной для привлечения их к ответственности (административной или иной).
Но отсутствие занятости может влечь за собой определенные негативные последствия: и психологические, и материальны, и социальные.
Безработица — это социальное и экономическое явление, проявляющееся в обществе с рыночной экономикой, при которой некоторые трудоспособные граждане не заняты в производстве услуг, товаров, не могут найти рабочее место, поэтому не имеют возможности получать заработную плату.
Отметим, что в разных социальных группах уровень безработице может отличаться из-за ряда причин. Например, женщины с маленькими детьми сталкиваются с большими сложностями при трудоустройстве. В современных условиях необходимо законодательно стимулировать работодателей, заключающих трудовые договора с женщинами, у которых есть дети дошкольного возраста. В рамках преодоления рассматриваемой ситуации разработан проект Закона Вологодской области, направленный на то, чтобы поддержать женщин, имеющих детей дошкольного возраста, при устройстве на работу.
В современной России можно наблюдать различные виды безработицы. Причиной вынужденной безработицы является экономический фактор, причиной естественной — личностный, а маргинальной — социальный и культурный.
Институциональная безработица выявляется при социальной поддержке безработных. В целях повышения желания у граждан к труду и снижения привлекательности размера пособия разработан проект закона об изменении ст.1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», в котором предлагается изменить минимальный размер оплаты труда. При оплате труда 100 рублей в час ежемесячный доход при условии 8-часового графика и 5-дней рабочей недели составит 16 000 рублей. Максимальный размер пособия с учетом районного коэффициента 5635 рублей.
Одним из возможных путей преодоления безработицы может служит разработка дополнительных государственных мер, направленных на обучения граждан востребованным профессиям. Таким образом, на наш взгляд, необходимо уделить внимание профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию.
Законодательство о занятости включает в себя Конституцию РФ, федеральные законы, нормативные правовые акты РФ, законы и нормативных правовые акты субъектов Р. Ф.
В п.1 статьи 6 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» определена основа и структура законодательства о занятости населения, то есть список видов нормативных правовых актов, которые его составляют.
В ходе изучения и анализа Закона РФ. От 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» автор пришел к заключению о необходимости внесения в данный нормативный акт некоторых изменений.
Для преодоления в современной России вследствие кризиса и других причин безработицы необходима качественная работа муниципалитетов, которые будут разрабатывать программы вслед за федеральными. Органы местного самоуправления имеют возможность участвовать в подготовке и финансировании некоторых мероприятий, направленных повышения количества занятых граждан. В рамках решения проблемы безработицы целесообразно внести предложение о наделение собственными полномочиями органы местного самоуправления в сфере занятости.
Во избежание социальных катаклизмов и решения проблем занятости и безработицы необходима скоординированная работа всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, что положительно повлияет на социально-экономическую ситуацию в регионах.
Важнейшим показателем – индикатором социально-демографической безопасности выступает уровень безработицы. Возникновение безработицы связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве материальной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев: регистрация безработных в службе занятости; незанятость и активный поиск работы независимо от факта регистрации (по методологии МОТ); отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного рабочего дня по инициативе нанимателя).
Очевидно, чем более оперативный и кратковременный характер носит та или иная проблема занятости, тем выше вероятность использования прямого административного воздействия. Главными стратегическими целями регулирования занятости должны быть повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости.
Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.
Список использованных источников
Нормативные правовые акты и официальные документы
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
- «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)
- Конвенция N 29 Международной организации труда «Относительно принудительного или обязательного труда» (принята в г. Женеве 28.06.1930 на 14-ой сессии Генеральной конференции МОТ)
- Конвенция Международной организации труда N 105 об упразднении принудительного труда (Женева, 25 июня 1957 г.)
- Конвенция N 122 Международной организации труда «О политике в области занятости»
- Конвенция N 149 Международной организации труда «О занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала»(Принята в г. Женеве 21.06.1977 на 63-ой сессии Генеральной конференции МОТ)Конвенция N 142 Международной организации труда «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов»(Заключена в г. Женеве 23.06.1975)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301
- Трудовой кодекс Российской федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. От 01.04.2019)
- 2.Федеральный закон от 14. 04.2016 № 55-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда».
- О занятости населения в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 19. 04.1991года № 1032-1 (в ред. от 09. 03.2016) //Собрание законодательства РФ — 1996. — №17. — Ст. 1915
- Постановление Правительства РФ от 15.11.2018 N 1375 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год» // Собрание законодательства РФ, 26.11.2018, N 48, ст. 7417
- Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 (ред. от 26.03.2019) «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» (вместе с «Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы», «Правилами регистрации безработных граждан») // Собрание законодательства РФ, 17.09.2012, N 38, ст. 5103.
- Закон г. Москвы от 1 октября 2008 г. N 46 «О занятости населения в городе Москве» (с изменениями и дополнениями)
- 10. Постановление Правительства Москвы от 26.04.2019 N 436-ПП «О реализации Пилотной программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста в городе Москве на 2019 год» (вместе с «Пилотной программой профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста в городе Москве на 2019 год», «Порядком организации прохождения обучения гражданами предпенсионного возраста в рамках пилотной программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста в городе Москве на 2019 год», «Порядком предоставления грантов организациям, обучающим граждан предпенсионного возраста в рамках пилотной программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста в городе Москве на 2019 год», «Порядком выплаты стипендии гражданам предпенсионного возраста, обучающимся по программам профессионального обучения и дополнительного профессионального образования в рамках пилотной программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста в городе Москве на 2019 год») // Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 25, 07.05.2019.
Судебная практика
- «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017) // «Солидарность», N 19, 17 — 24.05.2017 (извлечение).
- Решение № М-184/2014 2-179/2014 2-179/2014~М-184/2014 от 2 июня 2014 г. //sudact.ru/regular/doc/Rq6GAvZrwioV/
Литература
- Авдонин, А.А. Безработица / А.А. Авдонин // Новая экономика — новое общество. — — №7. — С. 208-216.
- Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебное пособие/ Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», – С. 83-84
- Андриченко Л.В., Плюгина И.В. Миграционное законодательство Российской Федерации: тенденции развития и практика применения: монография // ИЗиСП, НОРМА, ИНФРА-М, 2019. 392 с.
- Бобков В.Влияние финансово-экономического кризиса на отечественный рынок труда и уровень жизни граждан // Человек и труд. –2014. –№ –С. 9–15
- Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Менкенов А.В., Антонова Н.В., Богатырева Н.В., Слесарев С.А. Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2018.
- Бондарева Э.С., Шавин В.А., Чершинцева Е.А., Зенков М.Ю., Бирюкова Т.А., Богатырева Н.В., Слесарев С.А., Тишин Р.В. Комментарий к Закону РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2017.
- Бородин И.И. Правовой статус телеработника (в порядке постановки задачи) /И.И. Бородин//Трудовое право. — — № 5. — С. 17.
- Бородянский Э., Кузьмин В. Реальный путь противодействия безработице // Человек и труд. № 9.
- Брагин В., Осаковский В. Оценка естественного уровня безработицы в России в 1994-2003 гг.//Вопросы экономики, № 2
- Браун Е.А. Понятие нетипичной занятости и классификация ее видов/ Е.А. Браун // Трудовое право в России и за рубежом. — — № 3. — С. 12.
- Бреев, Б.Д. Безработица в современной России / Б.Д. Бреев; Рос. акад. наук, Центр. экон. — мат. ин-т. — Москва: Наука, — 236 с.
- Буланов, В.С. Рынок труда: учебник / В.С. Буланов. — Москва: Экзамен, — 479 с.
- Буланова В.С. Рынок труда: учебник/ В.С. Буланова. — Москва: Экзамен, — С. 225.
- Варданян Р.А. Рынок труда в России: состояние и перспективы // Народонаселение. –2014. –№ –С. 52–59.
- Гимпельсон В., Капелюшников, Р. Нестандартная занятость и российский рынок труда/ В. Гимпельсон В, Капелюшников Р. — М: ГУ ВШЭ, — С. 3.
- Гребеник Л.Г. Рынок труда: учебное пособие. – : Издательство БУКЭП, – С. 67.
- Зайцева О. Нетипичные формы занятости в России: вопросы теории и практики / О. Зайцева // Вопросы трудового права. — — № 8. — С. 16.
- Закалюжная, Н.В. К вопросу о защите прав работников в условиях нестандартной занятости / Н.В. Закалюжная // Трудовое право в России и за рубежом. — — № 2. — С. 30.
- oИванова Т.Б. Рынок труда в России: учеб. пособие / Т.Б. Иванова, А.А. Козлов, В.Б. Алексеенко. – М.: РУДН, – 222 с.
- Как получить пособие по безработице? // Азбука права: электрон. журн. 2019.
- Колобова С.В., Сергеенко Ю.С. Трудовое право России: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2018. 404 с.
- Магомедов О.А. Приоритеты государства при разработке активных программ содействия занятости // Актуальные проблемы экономики и права / Ин-т экономики, управления и права. – – № 3 (7). – С. 33
- oМау В., Улюкаев А. Глобальный кризис и тенденции экономического развития // Вопросы экономики. – – № 11. С. 21-22
- Орлова, Е.Е. Права безработных граждан в сфере занятости населения: теоретико-правовой анализ. / Е.Е. Орлова // Социальное и пенсионное право. — — №4. — С.25-45.
- Комментарий к Закону Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (постатейный)
- Павловская О.Ю. Занятость и трудоустройство инвалидов: правовые аспекты и актуальные проблемы правоприменения // Право и экономика. 2015. N 1. С. 74 — 79.
- Сваин Б.Л. Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 15.11.2018 N 1375 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год» // Нормативные акты для бухгалтера. 2018. N 24. С. 58.
- Справочная информация: «Правовой календарь на I квартал 2019 года» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)
- Труд и занятость в России: Стат. сб. –М.: Росстат,
- Шохина Е. Цунами на рынке труда // Эксперт –2014
- Юдин А.В. Стратегия управления дистанционной формой занятости // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2012. №4.
Электронные ресурсы
- pfrf.ru (сайт Пенсионного Фонда РФ).
- garant.ru (сайт правовой системы Гарант).
- http://www.consultant.ru (сайт правовой системы КонсультантПлюс).
- WWW.SUPCOURT.RU (сайт Верховного Суда РФ).
- http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/ (((
- https://dszn.ru/ (сайт Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы).
- https://czn.mos.ru/ (сайт Интерактивный портал Центра занятости населения города Москвы).
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф