Заявка на расчет
Меню Услуги

БИБЛИОТЕЧНАЯ СТАТИСТИКА, ЕЁ ЗНАЧЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ БИБЛИОТЕЧНОЙ СТАТИСТИКИ

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ГЛАВА 1 БИБЛИОТЕЧНАЯ СТАТИСТИКА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЁТА

1.1 Статистическое наблюдение в библиотеке, основные определения и задачи

1.2 Статистический учёт в библиотеке

ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

2.1 Статистика и оценка эффективности работы библиотек

2.2 Показатели библиотечного обслуживания

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

ВВЕДЕНИЕ

  Особенность статистики заключается в том, что статистические данные сообщаются в количественной форме, то есть библиотечная статистика говорит языком цифр, отображающих библиотечную жизнь во всем ее многообразии.

Без количественных характеристик невозможно проанализировать процессы, происходящие в библиотечном деле. Числовые данные, относящиеся к тем или иным явлениям, начали применяться для практических нужд еще в глубокой древности. Подсчет числа книг в фонде существует не одну сотню лет. Постепенно простые учетные операции усложнились, стали включать в себя элементы тех или иных явлений с целью установления в них определенных закономерностей. Так постепенно стало формироваться важное направление в библиотековедении – библиотечная статистика.

Актуальность данного вопроса определяется востребованностью знания о формировании библиотечной статистики в существующей организации библиотечного дела. На современном этапе развития библиотечной теории и практики появилось противоречие между объективными нуждами библиотек на основе осмысления их сущности как современного информационного пространства и существующими подходами в организации этого процесса.

Цель настоящей работы – изложить и проанализировать особенности и основные проблемы формирования библиотечной статистики в России на современном этапе.

В связи с этим выдвигаются следующие исследовательские задачи:

1. Подобрать, изучить, систематизировать и подготовить к изложению литературу по проблеме.

2. Рассмотреть библиотечную статистику как составляющую часть управленческого учета.

3. Изложить основные задачи библиотечной статистики, в том числе в части касающейся ее отличий от оценки эффективности работы библиотек

4. Рассмотреть законодательную и нормативно-правовую базу современного этапа формирования библиотечной статистики.

5. Охарактеризовать основные статистические показатели.

6. Рассмотреть особенности, задачи, формы и методы проведения статистического исследования как наиболее перспективного направления библиотечной статистики.

  7. Проанализировать основные проблемы и задачи формирования библиотечной статистики российских библиотек на современном этапе.

Работа состоит из введения, двух частей и заключения. Введение раскрывает актуальность выбранной темы, а так же включает постановку проблемы, цель и структуру работы. В первой части излагаются особенности, сущность и задачи библиотечной статистики как составляющей управленческого учета. Вторая часть представляет собой теоретическое изложение материала, касающегося основных статистических показателей и особенностей проведения статистического исследования. В заключении излагаются основные проблемы и особенности подхода к формированию библиотечной статистики, возможные перспективы и решения развития данного направления деятельности российских библиотек на основании изложенного в настоящей работы.

ГЛАВА 1 БИБЛИОТЕЧНАЯ СТАТИСТИКА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЁТА

1.1 Статистическое наблюдение в библиотеке, основные определения и задачи.

 Кто владеет информацией, тот владеет миром

Уинстон Черчилль

 Статистика и учёт – традиционные направления библиотечной деятельности, которым в прежних условиях централизованного руководства придавалось фундаментальное значение.

В условиях командно-административной системы библиотеки были нацелены на выполнение показателей, устанавливаемых вышестоящими управленческими структурами. Такой практике была подчинена вся информационная система библиотеки, ориентированная на удовлетворение требований центральных органов и статистического учета, контроля за выполнением плана. Она лишь отслеживала непосредственный процесс библиотечной работы, фиксировала события и факты библиотечной действительности. Даже аналитическая функция принадлежала не самой библиотеке, а методическому центру, который сводил отчетные данные в сводки, передаваемые «наверх». Эта система не предоставляла результативную информацию, необходимую для оперативного и эффективного управления библиотекой [20; С. 14-16].

По мнению И.И. Макаровой [12], библиотечная статистика получила новый импульс развития с конца 80-х годов прошлого века, когда произошло переосмысление её значения, роли и содержания в соответствии с реалиями действительности. В эти и последующие годы признавались проблемы методологического и организационного характера: неполнота и недостоверность статистики, неразработанность вопросов использования статистики в реализации управленческих функций учета и планирования, отсутствие научно обоснованной системы показателей, методики статистической работы, отрыв библиотечной статистики от базовых положений статистической науки, недостаточное внимание статистической подготовке библиотечных кадров.

В системе управленческого учета статистике принадлежит определяющее место, так как именно она, абстрагируясь от случайного, выявляет типичное, характерное, закономерное. Особенность статистики заключается в том, что она говорит языком цифр, отображающих библиотечную жизнь во всем многообразии ее проявлений. При этом руководителя должны интересовать прежде всего выводы, которые можно сделать на основе анализа надлежащим образом собранных и обработанных цифровых данных.

Статистика исследует количественную сторону явлений библиотечной действительности (комплектование фонда, библиотечное обслуживание, справочно-библиографическая работа, поиск информации) в неразрывной связи с их качественным содержанием в конкретных условиях места и времени [7; С. 133-137].

Хотелось бы напомнить, что в 2015 г. вышел ГОСТ 7.20-2014 Библиотечная статистика [1], в соответствии с которым ведется учет всех показателей работы библиотеки.

Как уже упоминалось, и в условиях командно-административной системы признавались проблемы библиотечной статистики как методологического, так и организационного характера: неполнота и недостоверность некоторых данных, слабое использование их в реализации управленческих функций учета и планирования, отсутствие научно обоснованной системы показателей, методики статистической работы.

Однако в прежней системе управленческих воззрений дело ограничивалось лишь констатацией существующего положения, нереальными или дилетантскими предложениями отказаться от планирования, нормативов, бороться с приписками, как с преступлениями.

В новые времена эти моменты, отождествляющие статистику с другими идеологическими канонами прежней административно-командной системы, привели к тому, что статистика отошла на задний план. А на фоне новых понятий библиотечного менеджмента и маркетинга, открывших огромные возможности в управлении, статистика и вовсе стала казаться чем-то архаичным.

Прогрессивным явлением последних лет стало переосмысление значения, роли и содержания библиотечной статистики в соответствии с реалиями сегодняшней действительности. Методологическую основу современных воззрений составляет принципиальное положение о статистике как важнейшем информационном ресурсе управления [23; С. 121]. Другими словами, и библиотечный менеджмент, и столь популярный сейчас маркетинг, во всех своих инновационных проявлениях опирается на традиционную статистику, из формально-обезличенного и скучного занятия она превратилась в престижный и очень востребованный вид управленческой деятельности.

Новый подход модифицирует статистику из атрибута командно- административной системы управления в действенный инструмент анализа реального состояния библиотечного дела в целом или в регионе, и как основу для принятия управленческих решений на уровне отдельной библиотеки. По словам Е. И. Кузьмина: «Жизнь диктует иное отношение к статистике, к формам ее анализа и представления. Они должны стать ярче, интереснее, нагляднее, доступнее к профессионалам, и к тем, кто далек от библиотечных проблем» [9; С. 224].

Показатели деятельности библиотеки. В основе современной библиотечной статистики лежит учёт. Ежедневный учет заключается в регистрации библиотечных процессов и операций в принятых в библиотеке документах по единым единицам учёта. На его основе осуществляется статистический учёт, который представляет собой количественные показатели работы библиотеки, суммируемые в единых формах учета.

По данным количественных показателей работы библиотеки заполняется бланк формы № 6-НК. Все приводимые в нем показатели отражают объем основных выполненных библиотекой работ и называются абсолютными. Это:

• количество пользователей, книговыдач, посещений;

• массовая, информационная работа;

• движение фонда.

На основе абсолютных показателей рассчитываются средние показатели, характеризующие различные библиотечные процессы:

• читаемость;

• посещаемость;

• обращаемость;

• книгообеспеченность,

а также экономические показатели, характеризующие:

• нагрузку библиотекаря;

• финансовые затраты на единицу работы: расходы на обслуживание одного пользователя, одно посещение, одну книговыдачу.

Сопоставление абсолютных и средних показателей библиотеки за несколько лет помогает выявить тенденции и определить, исходя из данных о развитии территории (социальных, демографических, экономических) и данных о библиотеке, прогнозы её развития на среднесрочную (3^5 лет) и долгосрочную (10-20 лет) перспективы.

Сравнение средних показателей библиотеки со средними показателями других библиотек своей территории, одного типа, в целом по стране, а также с международными показателями позволит сделать выводы об эффективности библиотечного дела и библиотечных услуг и принять управленческие решения по более рациональному использованию ресурсов библиотек [22; С. 640].

Показатели состояния фонда. Статистические данные лежат в основе изучения эффективности работы библиотеки и качества использования ею своих ресурсов.

Статистическое изучение фонда, например новых поступлений, выбытия в сравнении с книговыдачей, числом пользователей, помогает выявить темпы его роста, соответствие запросам читателей и способствует принятию правильных управленческих решений по работе с фондом.

Изучение обновляемости фонда, сопоставление с читаемостью, книгообеспеченностью, обращаемостью позволяет сделать выводы о его качестве и принять решение по формированию и повышению эффективности использования фонда.

Изучение отраслевой структуры фонда и книговыдачи помогает выявить наиболее активно спрашиваемый и пассивный фонды и принять решение по докомплектованию или очистке от балласта.

Изучение книговыдачи и выдачи по межбиблиотечному абонементу (МБА), внутрисистемному обмену (ВСО), доставке документов (ДД) как источникам получения документов в процентах к их общей выдаче также может служить способом получения информации о качестве фонда.

Показатели библиотечных услуг. Каждый показатель бланка статотчёта № 6-НК характеризует конечный результат библиотечного дела – оказание услуг. Библиотечные услуги — это результат деятельности по удовлетворению культурных, информационных, образовательных, досуговых потребностей пользователей библиотек. Библиотека сама является объектом статистического наблюдения, поэтому в бланке статотчёта № 6-НК выделяются признаки и черты, отличающие её от других сходных объектов. Так, анализ раздела «Материально-техническая база», например, поможет получить информацию о состоянии помещений библиотек и их оснащенности для хранения фондов и обслуживания читателей, числе посадочных мест, наличии доступа в интернет, электронной почты, числе единиц ПЭВМ и копировально-множительной техники, количестве библиотечных пунктов.

Анализ раздела «Электронные ресурсы» позволит сделать вывод о предоставлении услуг доступа к электронному каталогу, базам данных.

Анализ раздела «Число пользователей и посещений библиотеки» позволит оценить состав читателей по возрасту и активность посещения массовых мероприятий, а в сравнении с числом жителей и их возрастным составом даст возможность оценить эффективность всей библиотечной работы и её привлекательность для населения.

Анализ раздела «Информационное обслуживание и МБА» покажет, оказывает ли библиотека информационные услуги абонентам информации, библиографические услуги по выполнению справок и доступности web-сайта, предоставляется ли услуга по получению документов из других библиотек.

Эффективность затрат на оказание библиотечных услуг по экономическим показателям и финансовым затратам можно проанализировать по разделам «Персонал библиотеки» и «Поступление и использование финансовых средств» в комплексе со всеми другими разделами бланка статотчёта.

Основными задачами библиотечной статистики являются:

· разработка системы показателей, характеризующих масштабы, темпы,

· пропорции развития библиотечной деятельности;

· создание методов расчёта и взаимной увязки показателей;

· анализ факторов, обусловливающих основные тенденции развития;

· обеспечение наблюдения и контроля за библиотечной деятельностью в целях своевременного выявления проблем развития;

· исследование фактических данных для прогнозирования развития тех или иных направлений и ситуаций.

1.2 Статистический учёт в библиотеке

Широкое распространение статистических показателей и их активное использование не означает, что этого достаточно для решения проблемы оценки библиотечной деятельности. Такой оценке характерна ограниченность и односторонность.

Большинство библиотек регулярно собирают статистические данные о своих ресурсах и своей работе. Многие страны имеют национальную библиотечную статистику, в ряде случаев она достаточно детальна и чётко определена. Однако существующая статистика отличается от измерения эффективности работы по следующим параметрам [12]:

Библиотечная статистика концентрируется на позитивных данных: она учитывает число книговыдач, пользователей, объем фондов, часы работы. Она не дает информации о людях, не являющихся пользователями библиотеки, о неиспользуемой части фонда, об изданиях, «затерявшихся» на книжных полках.

Статистика регулярно собирается в областях, где легко получить точные данные: ресурсы (персонал, фонды, коллекции), обслуживание (книговыдача, ответы на запросы). Измерение эффективности работы требует дополнительных данных, которые более сложно получить: достаточно ли персонала на справочной службе? Получают ли пользователи релевантные ответы? Соответствует ли создаваемая коллекция потребностям пользователей?

Оценка эффективности позволяет сравнивать данные и преобразовывать их с учётом, например, числа книговыдач на группу студентов или книговыдач по определенной тематике по сравнению с комплектованием (фонды, тома) той же предметной области.

Измерение эффективности работы добавляет «субъективные» данные, в первую очередь, мнение пользователей об обслуживании, к «объективным» данным.

Оно связывает результаты измерений с целями библиотеки.

Библиотека на протяжении столетий постоянно развивалась, содержание ее функций менялось в зависимости от политических, экономических и социальных преобразований в стране, от задач, которые стояли перед обществом. Современная библиотека, являясь уникальным феноменом культуры, аккумулирует в себе как исторические традиции, так и достижения новых информационных технологий. В переходный период правовые аспекты регулирования деятельности библиотек приобрели особую значимость, так как новая социально-экономическая реальность требует пересмотра ранее сложившихся правил регулирования библиотечного дела и учета, определения места библиотеки в культурно-историческом и информационном пространстве России, направления интеграции в мировое библиотечное сообщество [3; С. 18].

Формирование и развитие нормативно-правовой базы библиотечного дела происходит в условиях радикального изменения экономических отношений, становления принципиально нового законодательства в области как собственно библиотечного дела, так и бухгалтерского учета, финансовой отчетности, налогообложения и других сфер экономики, что не может не накладывать отпечаток на характер и направления научного поиска оптимальных механизмов правового регулирования данной сферы [5]. В контексте формирования новых экономических отношений в культуре пересматриваются государственная политика в библиотечном деле, принципы управления культурной сферой на всех уровнях: от федерального до внутриорганизационного с учетом динамики как рыночных процессов, так и изменений в законодательстве.

Формально выработка и реализация государственной политики в библиотечном деле возложена на Министерство культуры Российской Федерации. Однако, на практике, оно не имеет официальных и эффективных рычагов воздействия на деятельность других министерств и ведомств в этой сфере. Тем не менее, Минкультуры России традиционно играет консолидирующую роль в библиотечной жизни страны. Среди партнеров Минкультуры России в осуществлении государственной библиотечной политики почти все центральные субъекты российской библиотечной жизни — Российская библиотечная ассоциация, ГПНТБ, ГЦНМБ, ЦНСХБ, Российская книжная палата, Российский фонд правовых реформ, Центральный коллектор научных библиотек, НТЦ «Информрегистр», ведущие издательства и книготорговые организации, компьютерные компании, высшие учебные заведения, органы культуры и центральные библиотеки субъектов Российской Федерации, общественные организации и объединения, а в последние годы все вопросы развития библиотеки становятся объектом внимания Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций [11; С. 68-75].

Современное законодательство о библиотечном деле представлено значительным массивом законодательных и правовых актов, принятых на федеральном и региональном уровнях. Оно включает в себя «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» [17], Федеральный закон «О библиотечном деле» [18], Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» [19], принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, в том числе акты субъектов Российской Федерации. Некоторые законы и нормативные акты не имеют по действующему законодательству прямого отношения к библиотечному делу, однако с учетом нового понимания библиотеки как информационного, культурного, образовательного учреждения, располагающего организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лица, данным в ст. 1 Закона о библиотечном деле, эти нормативные акты можно рассматривать в качестве документов, распространяющих свое действие, в том числе, на отношения между библиотеками и пользователями, а также между библиотеками различных организационно-правовых форм, ведомственной принадлежности и форм собственности. Среди таких актов можно назвать, например: Федеральный закон от 20.2.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации (с изменениями на 10 января 2003 года)», Указ Президента РФ от 12.5.2004 № 611 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена (с изменениями на 22 марта 2005 года)», Постановление Правительства РФ от 28.1.2002 № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)» (с изменениями на 26 июля 2004 года)» и ряд других [14; С. 160].

В числе важнейших национальных правовых актов, регулирующих вопросы стандартизации библиотечного дела, следует отметить: Постановление Госстандарта России от 30.1.2004 № 4 «О национальных стандартах Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 25.9.2003 № 594 «Об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (с изменениями на 2 августа 2005 года)», Постановление Росстата от 27.7.2005 № 48 «Об утверждении статистического инструментария для организации Роскультурой статистического наблюдения за деятельностью организаций культуры, искусства и кинематографии», направленных на формирование правового поля стандартизации деятельности российских библиотек в информационном обществе [5].

С 21 октября 2014 года введен в действие ГОСТ 7.20-2014 «Библиотечная статистика. Основные положения». Данный стандарт устанавливает единые правила и требования к сбору и предоставлению статистических данных библиотеками. Он позволяет унифицировать статистическую отчетность на разных уровнях. Стандарт устанавливает единые сроки, определения и единицы учета, единый минимум статистических данных для библиотек всех ведомств.

Стремительное развитие и распространение электронных библиотек (ЭБ) как информационных систем, в которых документы хранятся и используются в машиночитаемой форме, вызвало радикальное изменение всей практики работы современных российских библиотек. В этой ситуации особую актуальность приобретают вопросы правового обеспечения функционирования ЭБ, поиска новых подходов к планированию и управлению их деятельностью. И здесь большое значение имеют положения, содержащиеся в международных документах, регулирующих отношения в сфере информации [4; С. 26-28].

Завершая краткий обзор проблемы правового обеспечения библиотечного дела и проблем формирования новых стандартов библиотечной статистики, хотелось бы подчеркнуть следующее. Вопросы библиотечной статистики требуют дальнейшего совершенствования как на международном, так и национальном уровне. Существующее положение, при котором библиотечное законодательство отнесено только к сфере законодательства о культуре представляется устаревшим и требует пересмотра. В своей деятельности библиотека вступает сегодня в большое количество правоотношений, регулируемых актами различных отраслей законодательства, в том числе информационным правом. И это — новая тенденция правового регулирования библиотечного дела еще не получившая должного осмысления в научной литературе.

Библиотечная статистика (БС) не является самостоятельной научной дисциплиной, она входит в статистику культуры, которая в свою очередь, является отраслью социально-экономической статистики. БС является отраслевой дисциплиной, имеющей конкретный предмет исследования и собственную систему показателей для его характеристики [10; С. 8].

Обычно понятие «библиотечная статистика» употребляется в трех значениях:

— практическая деятельность по сбору и обработке специальными статистическими методами количественных данных о библиотечных явлениях и процессах;

— совокупность итоговых показателей, собранных для характеристики какого-либо явления или процесса библиотечной деятельности;

— научная дисциплина, изучающая закономерности количественных отношений в библиотечных процессах, разрабатывающая методы количественного анализа, систему показателей.

Задачами библиотечной статистики как практической и научной деятельности являются:

— разработка системы числовых показателей, методы учета работы библиотек и её оценки, методов расчета показателей;

— обеспечение наблюдения и контроля за библиотечной деятельность. С целью выявления возможных проблем развития;

— анализ фактических данных для прогнозирования развития тех или иных ситуаций.

Статистика, оперируя числами, позволяет выявлять типичное, характерное, закономерное. В зависимости от вида изучаемой статистической совокупности выделяются разделы БС: статистика библиотечной сети, статистика обслуживания читателей и пользователей, статистика библиотечных фондов, статистика библиотечных кадров.

Учет данных, относящихся к различным статистическим совокупностям, осуществляется на основе ГОСТа 7.20.-2000 «Библиотечная статистика».

Статистика библиотечной сети изучает численность библиотек, динамику их развития и группировку по различным признакам [8; С. 22-24].

Статистика обслуживания читателей и пользователей в качестве пользователя «физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки (читатель, посетитель мероприятий, абонент).

Статистика библиотечных фондов позволяет определить численность документов, содержащихся в библиотеках, их движение и распределение по различным признакам.

Статистика библиотечных кадров изучает численность работников, их группировку по квалификации и образовательному цензу, возрасту, стажу работы, распределение по видам библиотек. Этот раздел статистики очень важен для планирования подготовки кадров и повышения их квалификации.

В библиотеках существуют три вида учёта — оперативный, статистический и бухгалтерский.

Оперативный (первичный) учет заключается в постоянной, непрерывной регистрации всех фактов библиотечной деятельности и осуществляется в натуральных единицах (количество читателей, посещений, выданных, прибывших, списанных книг). Все структурные подразделения библиотеки в соответствии с направлениями своей работы ведут первичный учёт согласно перечню показателей работы, подлежащих обязательному учёту. Данные первичного учёта периодически суммируются в заданных интервалах (месяц, квартал, год).

Бухгалтерский (финансовый учёт) – сплошная, документальная регистрация движения материальных, финансовых и трудовых ресурсов библиотеки. Этот учёт имеет стоимостное выражение, и его данные используются при экономическом анализе работы библиотеки.

Данные бухучёта предназначены, в первую очередь для руководства библиотеки и его учредителя.

Статистический учёт заключается в получении, группировке и обобщении данных о состоянии деятельности библиотеки (осуществляется на основе государственной отчётности или статистических исследований). Показатели библиотечной статистики — это количественные характеристики того или иного явления или процесса библиотечной деятельности и выражаются они в абсолютных, относительных и средних величинах.

Коэффициент использования фонда — это соответствие фонда и книговыдачи.

Первичные учётные документы:

Формуляр читателя (электронный формуляр читателя)

предназначен для учёта пользователей, учёта посещений, контроля и учета выданных и возвращенных документов, анализа чтения  

Электронная БД пользователей библиотеки  

предназначена для учёта пользователей, учёта посещений

Картотека регистрации абонентов МБА (электронная база данных)

предназначена для учёта абонентов и анализа сведений о них  

Картотека регистрации абонентов информации (электронная база данных)

предназначена для учёта абонентов и анализа сведений о них  

Карточка регистрации читателя

предназначена для учёта пользователя и анализа сведений о нем  

Книжный формуляр

предназначен для учета и контроля выданных и возвращенных пользователем документом и анализа их использования  

Контрольный листок

предназначен для учёта посещений пользователя подразделений библиотеки, контроля за выданными и возвращенными документами  

Разовый контрольный листок

предназначен для учёта посещений разовыми пользователями подразделений библиотеки  

Листок читательского требования

предназначен для поиска и выдачи документов, учёта и анализа запросов и отказов  

Лист (журнал) учета справок и консультаций

предназначен для учёта отказов по запросам и анализа отказов

Паспорт мероприятия

предназначен для учёта и анализа мероприятия, проводимого библиотекой  

Счетчик посещений сайта библиотеки

предназначен для учёта обращений удаленных пользователей  

Код пользователя, зарегистрированный на сервере библиотеки

предназначен для учёта удаленных пользователей

 

  Вторичные документы:

· Дневник работы библиотеки;

· Статистическая форма № 6-НК;

· Отчеты о работе библиотек за какой-либо период времени.

Отчётность библиотек.

На основе данных учёта строится отчётность библиотеки, под которой понимается система показателей, характеризующих деятельность библиотеки за определенный период времени. Формы статистической отчетности утверждаются Госкомстатом России по согласованию с Министерством культуры. Основным видом отчетности библиотеки является годовой отчет. Библиотеки составляют отчёты двух видов — статистический и информационный (текстовой).

Годовой статистический отчет (форма № 6-нк) составляется на основе данных учёта в двух экземплярах — один остаётся в библиотеке, а другой представляется учредителю, районному, городскому или окружному органу культуры не позднее 10 января.

Районный, городской, окружной орган культуры представляет сводные данные органу управления культуры в республике, крае, области и городе федерального значения не позднее 20 января. Орган управления культуры представляет сводные данные Министерству культуры России и органу государственной статистики по месту, установленному территориальным органом Госкомстата России в республике, крае, области, городе федерального значения, не позднее 25 февраля. Министерство культуры представляет сведения Госкомстату России по согласованной программе и срокам [21; С.181-194].

ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

2.1 Статистический учёт в библиотеке

Библиотечная статистика изучает количественную и качественную сторону процессов связанных, с работой библиотеки [23; С. 121]. Для всех типов библиотек единые единицы учёта документов фондов и обслуживания пользователей установлены ГОСТом 7.20-2014 «Библиотечная статистика», введенным в действие с 01.01.2015.

Статистические показатели, рассчитанные на длительный период, позволяют определить тенденцию их развития в будущем, что является основой составления перспективных планов библиотеки.

  Поскольку библиотечная деятельность в последнее десятилетие претерпела существенные изменения в технологиях, в перечне выполняемых работ и услуг, в управленческой и методической деятельности, назрела насущная необходимость в реорганизации библиотечной статистики, как одному из важнейших инструментов оценки деятельности библиотеки.

  Предыдущий ГОСТ 7.2 – 2000 «Библиотечная статистика», предполагающий учет показателей только двух направлений деятельности библиотек – формирование фонда и библиотечного обслуживания – перестал отражать современные реалии библиотечного дела. Возникла объективная необходимость пересмотра показателей, по которым оценивается библиотечная работа.

  Новый стандарт ГОСТа 7.0.20 – 2014 «Библиотечная статистика: показатели и единицы исчисления» введен в действие с 01.01.2015 года. Набор показателей в этом стандарте расширен за счёт включения показателей, связанных с работой библиотек в электронной среде, например, таких как учёт работ по созданию справочного аппарата, научной и методической деятельности, материально-технической базы, технических средств обслуживания и коммуникации, финансирование и персонал библиотеки. Все, что сейчас отражается в федеральной статистике 6-НК.

  Впервые в ГОСТ введено понятие «библиотечная статистика» и обозначаются цели собирания библиотечной статистики. «Под библиотечной статистикой понимается практической деятельности по сбору, группировке и обработке первичных статистических данных, характеризующих состояние и деятельность библиотеки, группы библиотек, отдельных направлений библиотечной работы».

 «Целями библиотечной статистики являются:

— статистический учет результатов библиотечной деятельности,

— мониторинг результатов работы для принятия управленческих решений,

— создание базы планирования деятельности библиотек и отчетности по их работе,

— обоснование запросов на финансирование и иную поддержку развития

библиотек».

  ГОСТ 7.0.20 – 2014 вводит и понятие «первичные статистические данные»:

«Под первичными статистическими данными понимают абсолютные числовые величины, отражающие объем какого-либо объекта или характеристики какого-либо процесса».

Первичные статистические данные собирает и предоставляет конкретная библиотека, являющаяся юридическим лицом или структурным подразделением юридического лица.

  ГОСТ 7.0.20 – 2014 разграничивает учитываемые показатели на обязательные и частные.


1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф