Меню Услуги

Бизнес-планирование и развитие предприятия малого бизнеса

Страницы: 1 2 3 4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. Теоретические основы бизнес-планирования
  • 1.1. Значимость эффективного планирования на предприятии
  • 1.2. Принципы финансовой стратегии и финансовой политики
  • 1.3. Основные показатели, используемые для оценки эффективности планирования
  • 2. Анализ и выявление недостатков планирования в ООО «Танатас»
  • 2.1. Общая характеристика предприятия
  • 2.2. Оценка текущей организации планирования в ООО «Танатас»
  • 2.3. Анализ финансово-экономического состояния предприятия
  • 3. Предложения по совершенствованию системы планирования в ООО «Танатас»
  • 3.1. Направления совершенствования стратегии предприятия
  • 3.2. Рекомендации по повышению прибыльности ООО «ТАНАТАС»
  • 3.3. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

 Планирование на предприятии занимает важное положение в линии развития предприятия в условиях рынка. С его помощью в единую систему увязываются общенациональные интересы государства и хозяйственные интересы отдельного предприятия. Планирование направлено на развитие производственных процессов и увеличение прибыли (дохода) предприятия.

Любая коммерческая деятельность должна начинаться с составления бизнес-плана. Это документ, в котором отражаются проблемы, с которыми столкнется предприниматель в процессе достижения стратегических целей. Поэтому благодаря систематизации их по соответствующим разделам бизнес-плана, можно будет составить, разработать и применять оптимальные пути решения.

В настоящее время выделяют следующие принципы планирования:

  1. Принцип единства. Организация является целостной системой и все ее составляющие должны развиваться только в одном направлении. Если любое звено организации осуществляет плановую деятельность, но она всегда связана с общей плановой деятельности данной организации в целом. Все планы, принадлежащие ей — это взаимосвязанная система документов.
  2. Принцип участия. Имеется в виду, что процесс планирования обязан привлекать к себе людей, которых он затрагивает. Менеджеры привлекаются к составлению планов и они перестают быть для них чем-то внешним.
  3. Принцип непрерывности. Это значит, что процесс планирования должен быть постоянным и непрерывным. Такая ситуация стала возможной благодаря объективным обстоятельствам (неопределенность внешней среды и ее изменения). Вследствие этого, фирма постоянно корректирует свою оценку внешних условий, а также занимается уточнением планов.
  4. Принцип гибкости. Речь идет о том, что обеспечивается возможность планов менять свою направленность из-за возникновения непредвиденных ситуаций и обстоятельств.
  5. Принцип точности. Степень точности составления любого плана должна быть максимально высокой.  Существуют и методы планирования в менеджменте, но хотелось бы подробнее остановиться на таком явлении, как стратегическое планирование в менеджменте.

Бизнес-планирование на предприятии направлено на совершенствование его деятельности. Содержание и конкретизация разделов должна определяться спецификой и сферой его деятельности. Причем этот документ не только внутренний, он необходим для того, чтобы устанавливать полезные контакты.

Актуальность работы объясняется тем, что в современных условиях жесткой конкуренции, повышение эффективности бизнес-планирования – одна из главнейших стратегических целей предприятия малого бизнеса, что особенно важно в непростой экономической ситуации.

Объектом исследования работы является ООО «Танатас». Предметом: стратегия бизнес-планирования.

Цель работы: проанализировать бизнес-планирование и развитие предприятия малого бизнеса.

В ходе исследований были поставлены и решены следующие задачи:

  • проанализировать теоретические аспекты темы;
  • проанализировать производственно-экономическую деятельность исследуемого предприятия;
  • проанализировать особенности планирования на предприятии;
  • разработать бизнес-план предприятия.

В ходе написания был проанализирован широкий спектр литературы, включая периодические издания и интернет источники. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы с приложениями.

1. Теоретические основы бизнес-планирования

1.1. Значимость эффективного планирования на предприятии

В любом планировании есть субъект планирования – тот, кто составляет какой-либо план, и объект планирования – какая-либо операция, на осуществлении котрой и составляется этот план.

Чтобы рассмотреть виды планирования, необходимо понимать, что по виду объекта различают несколько видов:

Производственный план – он может быть балансовым, маркетинговым, где выявляются все сроки выполнения процессов с учетом циклов изготовления и загрузки оборудования, а также ресурсное, где планируются расходы ресурсов.

  • Военное;
  • Политическое;
  • Планирование образования;
  • Социальное;
  • Планирование движения;
  • Планирование экспериментов;
  • Планирование обучения и другие виды планирования.

Также виды планирования могут быть охарактеризованы по длительности интервала. Здесь различают техническое и стратегическое планирования.

Стратегическое представляет собой развитие системы или развитие операций, связанных с изменением в функциях, в структуре или с появлением качественных новых характеристик[1].

Оперативное или тактическое планирования определяет следующие возможности – на основе стратегии разрабатывается тактика и принимается быстрое решение в достижениях целей. Когда возникает вопрос о планировании производственных операций, то выделяют краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное планирование. Годовые или краткосрочные планы при заданной технологии выпускают продукцию конкретной установленной номенклатурой.

Среднесрочный план говорит о том,  что здесь идет выпуск новой продукции с техническими новыми характеристиками. Это могут быть планирование ОКР, модернизация процессов технологии или подготовка производства. Долгосрочное планирование несет в себе план развития и является самым проблемным на сегодняшний день.

Проблема заключается в том, что на выполнение цели нет конкретного направления. Различают также виды планирования по субъекту: Оптимальные планирования, где идет осуществление составления планов, которые несут в себе наилучшую смысловую нагрузку, а также математические модели, выражающие постановку задачи оптимизации. Приемлемые планирования, здесь планируется процедура функционирования систем на основе параметров, которые имеются у структуры. Адаптированные планирования, которое представляет собой динамическое планирование, осуществляющееся на основании математических моделей с экспериментами. В этом случае план полностью совершенствуется.

Также различают такие виды планирования, которые опираются на знание будущего:

Детерминированное планирование, которое предлагает значения будущего, это направление очень распространено.

Вероятностное планирование.

Планирование может быть динамическое и статистическое. В динамическом координаты рассчитываются на каждый отдельный момент времени. А в статистическом планировании компоненты вектора, где планируется состояние системы, от времени не зависят.    С точки зрения деятельности планирования, оно может быть направлено как экономическое планирование и управленческое планирование. Планирование само является объектом, для которого дано специальное программно-целевое планирование.

Данное планирование означает один из видов плана, в котором деятельность направлена на достижение цели.  Если говорить по сути, то в каждом методе планирования лежит смысл того, чтобы направить этот метод на достижение своих целей. Целевой метод планирования во многих странах зарекомендовал себя как самый надежный и точный. Но в России история планирования осуществляется несколько в других направлениях. К российским условиям не всегда подходят западные метода разработки плана.

Планирование на предприятии занимает важное положение в линии развития предприятия в условиях рынка. С его помощью в единую систему увязываются общенациональные интересы государства и хозяйственные интересы отдельного предприятия. Планирование направлено на развитие производственных процессов и увеличение прибыли (дохода) предприятия.

Предприятия и государство в рыночной экономике являются независимыми субъектами производственно-хозяйственной деятельности. Поэтому планирование на предприятии и государственное регулирование опосредуются механизмом экономического взаимодействия, базирующемся на рыночных отношениях равновесия спроса и предложения. Теория планирования производственного развития предприятия строится на балансе предложения и спроса.

Планирование на предприятии выступает частью рыночной атмосферы в виде ее основного саморегулятора. Проводится оно во взаимодействии с такими науками как организация производства,  маркетинг, менеджмент и другими. Основной объект планирования на предприятии – это взаимодействие планово-экономических показателей, распределения и потребления ресурсов и произведенных товаров. В настоящее время все субъекты хозяйствования самостоятельно планируют свою экономическую деятельность и определяют перспективы развития. Различают несколько систем (видов) планирования на предприятии[2].

Технико-экономическое планирование на предприятии определяется системой показателей развития экономики и техники предприятия в единстве по времени и месту. В данном аспекте обосновываются объемы будущего производства, выбираются ресурсы, устанавливаются нормы их использования, определяются планируемые итоговые финансово-экономические показатели. Оперативно-производственное планирование характеризует дальнейшее развитие и завершение намеченных технико-экономических планов.

В этом плане устанавливаются производственные задания цехам и рабочим местам, корректируется процесс производства и т.д.  Все виды планирования можно систематизировать по таким основным признакам как уровень управления, содержание планов, методы обоснования, сфера применения, время действия, степень точности, стадии разработки и некоторые другие.

Кроме названных существуют такие виды планирования как социально-трудовое,  организационно-технологическое, финансово-инвестиционное, бизнес-планирование, снабженческо-сбытовое, и другие, которые определяются видами планов. Каждый из этих видов предусматривает свои системы показателей, характеризующих сроки выполнения работ, виды определенной деятельности, промежуточные и конечные показатели.

В зависимости от уровня управления различают корпоративное, фирменное, заводское, цеховое, производственное и другие виды планирования. По методу обоснования выделяют планирование рыночное (на частных фирмах), индикативное (госрегулирование цен, тарифов, ставок, процентов) и централизованное или административное (на предприятиях государственной формы собственности). По времени действия планирование может быть краткосрочным (называемым текущим), среднесрочным (или годовым), долгосрочным (перспективным). В зависимости от стадии разработки планирование бывает предварительным и окончательным.

По степени точности — укрупненным и уточненным. В зависимости от устанавливаемых целей, выделяют планирование оперативное, тактическое и стратегическое планирование на предприятии. Оперативное заключается в выборе средств решения поставленных задач. Тактическое сводится к обоснованию задач и средств, необходимых для реализации целей. Стратегическое включает выбор средств, задач и целей для решения конкретных задач развития предприятия, а также их обоснование. Стратегическими целями могут быть экономический рост, развитие человеческого потенциала, выход на мировой уровень  и т.д. Финансовое планирование на предприятии охватывает финансово-хозяйственные стороны деятельности, обеспечивая контроль за образование и расходованием материальных, денежных и трудовых ресурсов. Оно необходимо для укрепления финансовой состоятельности и независимости предприятии.

Планирование как функция менеджмента является определением разнообразных задач функционирования и развития предприятия, а также способов и денег, чтобы их достичь.

Любой организации обязательно требуется планирование, потому что принимается много управленческих решений:

  • —  распределяются ресурсы;
  • —  координируется деятельность среди отдельных подразделений;
  • —  координируется с рынком;
  • —  создается эффективная внутренняя структура;
  • —  контролируется деятельность;
  • —  развивается организация в дальнейшем.

Планирование как функция менеджмента способно обеспечивать своевременные решения, а также избегать поспешности в решении. С его помощью устанавливается четкая задача и правильный способ, чтобы ее реализовать, и обязательный контроль ситуации.

Обычные функции менеджмента на предприятии:

  • — прогнозирует и планирует;
  • — организовывает работу;
  • — мотивирует;
  • — координирует и регулирует;
  • — выполнение контроля, учета, анализа.

Функции менеджмента на предприятии, которые выделяются, учитывая деятельность:

  • — выполнение перспективного и текущего экономического и социального планирования;
  • — организовывается работа по стандартизации;
  • — проведение учета и отчетности; — выполнение экономического анализа;
  • — технически подготавливается производство; — организовывается производство;
  • — управляют технологическим процессом;
  • — оперативно управляют производством;

Функции современного менеджмента – достаточно разнообразные.

Планирование как функция менеджмента, это:

  • —  целеполагание (определяются цели);
  • —  сочетание (координация) цели и средства ее достижения;
  • —  развивается или единство существующая система работы компании, и ее будущее развитие.

Целеполагание является разработкой задач, а это общие цели компании и цели отдельного ее подразделения. В итоге получаются разные цели, которые лежат в основании планирования.     Чтобы реализовать планирование также требуется обладать налаженной организационной системой. Работа компании направляется, чтобы получился плановый показатель, и от того, как построят и скоординируют эту работу, зависят результаты.

Даже самый идеальный план не будет реализован, если отсутствует такая организация. Должны существовать исполнительские структуры. Не считая этого, организация должна обладать возможностью, чтобы в будущем развиваться, потому что, если этого не будет, то все разрушится. Будущая деятельность организации зависит от внешней среды, от навыка и знания сотрудников, от тех мест, которые принадлежат организации в отрасли.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Все планирование в компании можно разделить на такие уровни: стратегический и оперативный. Стратегическое планирование как функция менеджмента является определением цели и процедуры организации в долгосрочных перспективах, оперативное является системой, с помощью которой управляется организация на текущее время. Этими двумя видами планирования соединяется организация, в общем, со всеми конкретными подразделениями и это залог удачной координации действия.

Если говорить об организации в общем, то планирование осуществляют таким образом:

  1. Разрабатывают миссию организации.
  2. Учитывая миссию, разрабатывают стратегический ориентир или направление работы (ориентир часто называется качественной целью).
  3. Производят оценку и анализируют внешнюю и внутреннюю среду организации.
  4. Определяют стратегическую альтернативу.
  5. Выбирают конкретную стратегию или путь достижения целей. Отвечают на вопрос «что выполнять?».
  6. Когда будет установлена цель и выбраны альтернативные пути, чтобы ее получить, то требуется разработка тактических планов, проведение процедур, выполнение правил.

Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что планирование как функция менеджмента позволяет современному предприятию развиваться предельно эффективно и динамично, не затрачивая при этом лишних финансовых ресурсов.

1.2. Принципы финансовой стратегии и финансовой политики

Финансовая стратегия – самый важный инструмент в сфере управления предпринимательской деятельностью для достижения поставленных целей. Особенно актуальной она становится в условиях нестабильной макроэкономической ситуации и изменчивой конъюнктуры рынка финансовых услуг. Стратегия и тактика финансового менеджмента может быть генеральной и оперативной. Исходя из этого, генеральная стратегия может быть сформирована не ранее чем за 3-5 лет. За это время устанавливается взаимоотношение с бюджетом, определяется образование источников дохода предприятия, а также пути формирования финансовых ресурсов.

Оперативная стратегия создается в течение одного года и включает в себя детальную информацию по доходам и расходам, которые касаются конкретного текущего периода деятельности предприятия. Стратегия – недетальный, общий план, который касается определенного вида деятельности. Такое сложное понятие как финансовый беттинг, стратегии и другие базовые понятия эффективного менеджмента помогут создать целостную структуру для управления предприятием и уменьшить расходы до минимума, при этом увеличив операционную прибыль.

На основании существующей системы формируется финансовая политика по самым основным направлениям для конкретного предприятия. Эффективная финансовая стратегия способна обеспечить следующее: Формирование и подготовку стратегических резервов. Полное соответствие материальных возможностей компании проведению операций, которые планируются. Нахождение самого эффективного пути концентрации имеющихся финансовых ресурсов и направления для инвестирования. В ходе работы над созданием стратегии больше внимания должно отводиться для формирования конкурентоспособной политики производства и реализации продукции, эффективному распределению доходов и прибыли, а также мобилизации созданных внутренних резервов. Стоит отметить, что ранее термин «стратегия» был распространен лишь в военной тематике, но в последнее время нашел применение и в сфере бизнеса.

Профессор Г. Клейнер утверждает, что стратегическое решение – это такое постановление, которое имеет сильное влияние на конечный результат той или иной деятельности. Финансовая стратегия лежит в основе эффективной деятельности компании, ведь она являет собой некий каркас, по которому строятся базовые задания и решения конкретных вопросов. Стратегия развития компании может быть определена тремя разными путями. Путь первый. Стратегия строится на основании анализа и структуризации целостной сферы деятельности. Путь второй. Определение стратегии на основании синтеза известных планов деятельности из отдельных взаимосвязанных решений, которые относятся к разным сферам деятельности компании. Путь третий. Его можно опередить как смешанный, ведь он соединяет в себе принципы двух предыдущих вариантов в разных пропорциях.

Стоит отметить, что достоинством первого подхода является приоритетное положение финансовой стратегии в роли связующего звена между поставленными целями, миссией и задачами. Второй подход имеет сильную сторону в том, что существует более тесная связь между стратегией и управленческой политикой предприятия. Правильная финансовая стратегия предприятия поможет избежать множества проблем в будущей деятельности предприятия, а может, даже и банкротства, ведь самое главное в ведении бизнеса – правильно рассчитать свои силы и быть максимально уверенным в достижении того или иного результата. Достаточно много современных компаний могут помочь начинающему бизнесмену с составлением правильного и продуманного пути развития.

Финансовое прогнозирование – это механизм использования специфических способов для расчета основных финансовых показателей. К основным методам можно отнести эконометрическое прогнозирование, математическое моделирование, построение трендов и экспертные оценки. При использовании математического моделирования в основу расчетов для принятия оптимального решения заложена модель линейного программирования. Также используются транспортные и сетевые модели.

Финансовое прогнозирование предусматривает использование экономического прогнозирования, основанного на базовых принципах статистики и экономической теории. Другими словами, расчет прогнозных показателей осуществляется на базе статистических коэффициентов с использованием одной или нескольких экономических переменных, которые принято учитывать в качестве факторов, оказывающих влияние на результаты прогнозирования. Рассматривается динамика анализируемых показателей с учетом факторов, которые оказывают существенное влияние на финансовые процессы.

Для построения эконометрических моделей используется регрессионный анализ, позволяющий дать количественную оценку усредненных показателей, которые сложились в экономике в базисном периоде. Для повышения точности в полученных результатах методы прогнозирования основных финансовых показателей целесообразно дополнить экспертными оценками. Метод экспертных оценок служит для обобщения и математической обработки оценок экспертов – специалистов по конкретному вопросу. Результативность этого метода напрямую зависит от компетентности и профессионализма специалистов. Прогноз может иметь достаточно высокую точность.

Один только недостаток у этого метода – субъективизм, т.е. зависимость от «ощущений и интуиции» эксперта, которые иногда не могут быть подвержены рациональному объяснению. На практике известны методы коллективных и индивидуальных экспертных оценок. Финансовое прогнозирование было бы рассмотрено не в полном объеме, если не охарактеризовать трендовый метод, который предполагает зависимость и доходов, и расходов от такого фактора, как время. Известны две разновидности трендов – это тренд постоянных темпов роста, который следует из постоянных изменений, или временной линейный тренд, предусматривающий анализ постоянных изменений в абсолютном выражении. Основной недостаток этого метода – полное игнорирование демографических, экономических и прочих факторов. Финансовое прогнозирование может осуществляться с помощью статистических наблюдений, которые проводятся с определенной регулярностью.

Инструментом статистического прогнозирования являются регрессионные трендовые модели. По параметрам таковых вначале проводится оценка на основе имеющейся статистической базы, а затем тренды экстраполируются на конкретный интервал времени. Прогнозы позволяют рассмотреть всевозможные варианты усовершенствования финансовой системы при различных сценариях экономического развития, хозяйствующего субъекта и конъюнктуры рынка. Финансовое прогнозирование может быть краткосрочным, т.е. все математические расчеты рассматривают период до одного года, среднесрочным (3-5 лет), долгосрочным (более 5-ти лет).

Данный вид прогнозирования проводится на трех экономических уровнях (общегосударственном, территориальном и простого хозяйствующего субъекта). Общегосударственный уровень предусматривает расчеты, формирующие финансовые ресурсы государства, определяет направления для их развития. Результатом данного прогнозирования является составление государственного бюджета. Финансовое прогнозирование территориального уровня проводится аналогично прогнозу общегосударственного уровня. На уровне субъектов хозяйствования прогнозирование представляет собой финансовый менеджмент, состоящий в разработке направлений развития предприятия и формирования финансовых ресурсов на будущее. Также на данном этапе осуществляется определение стратегии, которая бы обеспечила финансовое устойчивое положение предприятия, а также кредитоспособность и платежеспособность.

Стратегия развития предприятия предполагает формирование основополагающих целей и задач на долгосрочной основе, а также чёткое определение курса действий и грамотное распределения ресурсов, которые будут необходимы для достижения поставленной цели. В итоге стратегия развития предприятия призвана ответить на ряд вопросов: в каких направлениях хозяйственной деятельности выгоднее развиваться? какие средства будут необходимы? Какая прибыль будет получена при развитии данных направлений?

Стратегия развития предприятия несёт на себе ряд отличительных характеристик:

  1. В ходе выработки стратегии, не предпринимаются ни какие конкретные шаги. Как правило, финальным этапом процесса, является установление направлений, продвигаясь по которым, предприятие обеспечит себе стабильный рост, и усиление своих позиций.
  2. В зависимости от того какой вид стратегии разрабатывается, будь то финансовая стратегия предприятия, или другой её подраздел, стратегия используется, для создания проектов и методик поиска. В ходе поиска, значение стратегии, в сосредоточении внимания на конкретных участках или перспективах, а также в отбрасывании не приемлемых возможностей, которые не совместимы с выбранной стратегией.
  3. Потребность в выбранной стратегии исчезает, в момент развития событий, в не желаемом для организации направлении.
  4. В процессе формулирования стратегий невозможно предвидеть весь спектр возможностей , которые могут открыться в ходе разработки плана мероприятий. В связи с этим, информация которую приходится использовать, неполная и неточная.
  5. Если удаётся получить полный объём информации, вполне возможна постановка под сомнение целесообразности изначальной стратегии. Это обуславливает потребность в обратной связи, которая позволит вовремя пересмотреть планы и внести важные корректировки.

Стратегия развития предприятия, реализуется в два этапа:

  1. стратегическое планирование — включающее выработку набора стратегий (как то, финансовая стратегия предприятия, или маркетинговая стратегия предприятия).
  2. Ход стратегического управления — включающий реализацию выбранного плана во времени, переработка стратегии в зависимости от новых обстоятельств. Планирование стратегии, представляет собой, логическую систему, которая основана на рациональном мышлении.

Но одновременно с этим, планирование, это искусство прогноза, грамотных исследований, расчётов, отдание предпочтения лучшей из альтернатив. Стратегия развития предприятия должна быть выстроена по принципу иерархии. Но на уровень стратегии, комплексность, степень интеграции влияет тип и размер предприятия. К примеру, у маленькой организации, всего одна стратегия, а крупное предприятие, обладает разработанной стратегией для каждого уровня действий.

Концептуальная модель планирования даёт возможность определить ряд этапов составления стратегии предприятия:

  1. Проведения анализа окружающей среды, сюда входит: внешняя среда в комплексе с собственными возможностями.
  2. Формирование политики. Формулировка избранной стратегии и рассмотрение альтернатив, к этой области относятся следующие подразделы: стратегия маркетинга; финансовое планирование; стратегия научных разработок; стратегия производства; социальное развитие; организационные изменения; экологическая стратегия. Итогом действия по предложенной схеме, является составление «Стратегического плана предприятия».

На основе разработанного плана предприятие будет осуществлять свою коммерческую деятельность, развивать приоритетные направления, определять и осваивать рынки сбыта в том числе коммерческими вложениями в рекламные компании, а также характер выпускаемой продукции.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

В финансовом планировании основной задачей является поиск самого выгодного варианта для организации. Финансовый план представляет собой порядок развития и функционирования фирмы в стоимостном выражении. В нем проводится прогноз эффективности и финансовых результатов инвестиционной, финансовой и производственной деятельности предприятия. Составление финансового плана является основной частью бизнес-плана фирмы. При его разработке нужно исходить из определения средств, которые необходимы для развития фирмы, а также из оценки плана, как инвестиционного проекта. То есть предусмотренные расходы должны быть экономически обоснованы. В финансовом плане предприятия должны быть отражены конечные результаты хозяйственной деятельности. Он должен охватить товарные, материальные ценности, взаимозависимость и взаимосвязь денежных потоков. Финансовый план являет собой завершающие результаты деятельности фирмы. Информационная база включает в себя бухгалтерскую документацию, самые основные документы – это баланс и приложение к нему.

Система финансовых планов находит отражение в: — доходах и поступлениях средств; — расходах и отчислениях; — кредитных взаимоотношениях; — взаимоотношениях с бюджетом. Стратегический финансовый план – это порядок реализации задач и целей фирмы, предполагаемых накоплений и стратегии инвестиций. Его основа – это определение потребности предприятия в капитале для обеспечения производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Тактический финансовый план – это годовой баланс расходов и доходов организации. Ввиду инфляции планы составляются раз в квартал и периодически корректируются, учитывая инфляционный индекс. Целью составления финансового плана является необходимость увязывать доходы предприятия с его расходами. Если поступлений средств больше, то они направляются в резервный фонд организации. В противоположном случае проводится разработка мероприятий для минимизации расходов. Дополнительные средства организация может получать от сторонних фирм, от выпуска ценных бумаг, займов, кредитов и т.д.

Итак, следует подробней рассмотреть первостепенную задачу финансового планирования. Руководство организации должно быть в курсе изменений экономической деятельности, чтобы иметь возможность строить планы на будущий год. Лица, которые заинтересованы в деятельности предприятия, имеют особые требования к ее результатам. При составлении плана на определенные виды деятельности следует знать, в каких экономических ресурсах появится потребность для того, чтобы выполнить поставленные задачи. Реализуя заложенные планы в бюджете, нужно регистрировать фактические значения результатов хозяйствования. При сравнении запланированных с полученными имеет место быть бюджетный контроль. В таком случае основное внимание должно уделяться показателям, отклонившимся от плановых, и анализу произошедших изменений. Вследствие этого фирма получает новые сведения о деятельности. То есть, проводя бюджетный контроль, можно выявить слабые места организации, узнать, в каких областях наблюдаются неудовлетворительные результаты. Вероятно, проблема может быть и в самом финансовом плане, но в таком случае руководство будет знать, что какие-то моменты в планировании следует подкорректировать.

1.3. Основные показатели, используемые для оценки эффективности планирования

Планирование – это сложный многостадийный процесс, основанный на определенной методологии, т.е. системе требований, принципов и методов. При разработке планов выделяют стадии планирования:

Прогнозирование – это долгосрочное стратегическое планирование, на стадии которого в соответствии с миссией и главной целью предприятия устанавливаются стратегические цели и задачи по функциональным направлениям деятельности предприятия, определяются альтернативные варианты его экономического и соц. развития на 5-10 лет. Миссия отражает стратегию и тактику деятельности предприятия, содержит определение общей цели деятельности предприятия, оценку роли и значимости продукции (или услуг) предприятия для потребителей в настоящее время и в перспективе.

Перспективное, т.е. среднесрочное стратегическое планирование, – разрабатываются направления технического, организационного, экономического и социального развития предприятия и устанавливаются основные технико-экономические показатели на период от 2 до 5 лет.

Текущее планирование, – выполняются плановые расчеты и устанавливаются технико-экономические показатели, на основе которых разрабатываются планы производственно-хозяйственной, социальной и финансовой деятельности предприятия на предстоящий год; разрабатывается система норм и нормативов, ведется расчет и устанавливаются плановые технико-экономические показатели.

Оперативное планирование разрабатываются производственные программы предприятию и его подразделениям на более короткие периоды времени (квартал, месяц, сутки, смену).

Многогранность производственно-хозяйственной деятельности и сложность структуры предприятия обусловливают необходимость взаимосвязи показателей планов и деление всей плановой работы по объекту планирования, характеру задач и способам их решения на технико-экономическое (ТЭП) и оперативно-производственное планирование (ОПП).

Взаимосвязь проявляется в преемственности показателей разделов планов-прогнозов, перспективных, текущих и оперативных планов. На уровне стратегического планирования определяются средства, обеспечивающие приближение предприятия к стратегическим целям в процессе его долговременного развития. На уровне тактического планирования определяются средства достижения тактических целей предприятия в рамках периода, на который разрабатывается план. К объектам ТЭП относятся: номенклатура и объем реализации и производства продукции, её себестоимость, производительность труда, затраты производства на единицу продукции, рентабельность продукции и др. К объектам ОПП относятся: номенклатура продукции в натуральных, трудовых и денежных единицах, календарные сроки выпуска готовой продукции предприятием, объем НЗП, величины заделов и др.

Задачи ТЭП:

  1. определение основных направлений развития;
  2. определение объемов продаж;
  3. расчет и определение объемов производства;
  4. расчет и определение экономических показателей работы предприятия и его подразделений;
  5. расчет потребности в трудовых, материальных и финансовых ресурсах;
  6. подведение итогов и анализ результатов деятельности.

Задачи ОПП:

  • конкретизация по срокам плана производства и сбыта продукции;
  • разработка оперативно-производственных планов и заданий подразделениям основного производства предприятия;
  • разработка календарных планов-графиков запуска-выпуска изделий, обеспечение ритмичной работы предприятия, непрерывности производственного процесса, полной и равномерной загрузки оборудования.

Методологическую основу, определяющую требования к построению планов, составляют: принципы, методы, объекты, задачи и временные сроки планирования. К основным принципам планирования на предприятии относятся:

Комплексность – взаимосвязь всех элементов системы, в т.ч. основного, вспомогательного и обслуживающих производств, функциональных служб на всех уровня управления.

Непрерывность – сопряженность плановых показателей на различных стадиях планирования (координация прогнозирования с перспективным и текущим планированием) и по уровням иерархии и функциональным направлениям деятельности предприятия.

Адаптивность – возможность оперативного корректирования плана в связи с изменением конъюнктуры рынка, требований к качеству продукции, повышением технического оснащения.

Обоснованность – в основе планирования информация о:

  1. требованиях потребителей к техническому уровню и качеству продукции;
  2. ценах на продукцию;
  3. возможных объемов поставок сырья, материалов;
  4. наличии нормативной базы, дающей расчет потребности в оборудовании, персонале, материальных ресурсах, потребности в финансовых ресурсах.

Оптимальность – наиболее целесообразное использование производственных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) путем обоснования наилучшего варианта плана деятельности с точки зрения принятого критерия (максимум прибыли, минимум издержек производства). Задача решается экономико-математическими методами, в т. ч. методами линейного программирования.

Индикативность (рекомендательность) государственного планирования. Представляет систему мер госрегулирования экономического развития посредством улучшения и систематизации информации для предпринимателей о системе показателей экономической деятельности государства, деловой конъюнктуре, предполагаемых госинвестициях, расходах госбюджета.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы: 1 2 3 4