1 2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРИГОТОВИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ
1.1. История Великого поста
1.2. Подготовительные недели к Великому посту
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЙ СЫРНОЙ СЕДМИЦЫ: развитие, содержание и значение
2.1. Сырная седмица (масленица): преддверие и начало поста
2.2. Содержание богослужений Сырной Седмицы
2.3 Уставные особенности Сырной Седмицы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Светлое Христово Воскресенье ! Богословский смысл слова Пасхи заключается в эксапостиларии Пасхи – «Плотию уснув, — повествует этот великий светилен, — яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение!» Но из истории мы знаем, что к этому празднику человечество шло долгое время. Поэтому, неудивительно, что празднованию этого величайшего события предшествуют несколько недель строгого воздержания и покаяния. По сути Великий Пост, содержание и сущность его, можно объяснить с нескольких точек зрения.
По определению, это — строгое воздержание и ограничение на определенный срок к употреблению всей пищи или же отдельных ее составляющих (молоко, мясо и т. д.).
В духовном смысле суть Великого Поста – это обновление путем старательного очищения собственной души. В этот период желательно воздерживаться от всякого греха, но без поста, молитв и покаяния избежать греха не возможно. Так очиненной душой мы идем на встречу к Пасхе.
Великий пост – это самый длительный из всех православных постов. Он длится практически семь недель. Первые шесть называются «Святой четыредесятницей», а последние – «Страстной седмицей». В этот период все молитвы и обращения к Богу отличаются особым покаянием и смирением. Верующие в дни Поста должны справляться со своими эмоциями, желаниями и во многом отказывать себе – добровольно смирять себя. В этот период должна кардинально менятся жизни человека, а также его ценности, принципы, привычки. Больше времени уделять молитве, чтению Святого Писания, Псалтыри. Почаще прибегать к спасительным Таинствам – Исповеди, Святому Причастию. Это своеобразная лестница (лествица) на Небеса. Желание стать ближе к Богу, выразить свою сопричастность Его страданиям, сораспяться с Ним. Потерпеть Господа – как поет псалмопевец Давид (Пс.26)
Это время особых церковных богослужений. При этом особое значение придается Воскресенью. Каждое из семи Воскресных дней посвящается праздничному событию, выражающих особенное настроение недели. Эти Воскресные дни Великого Поста можно условно разделить на две части — Первые 2 недели – догматические ( Торжество Православия, Св. Григория Паламы), 4-ая, 5-ая и 6-ая – аскетические ( Св. Иоанна Лествичника, Св. Прп. Марии Египетской, Неделя Ваий), а 3-яя неделя – Крестопоклонная – объединяет обе. Их символически можно представить в виде ступеней лестницы, символизирующей духовное восхождение человека на пути к спасению – встрече с Воскресшим Христом.
Хоть и сам Великий Пост является праздником для души, но для любого человека несколько недель ограничения в пище и строгого самоконтроля, участия в частых и длинных богослужениях – это испытание духовное и физическое. Поэтому к неделям Великого Поста Церковь старается подготовить своих чад заранее.
Для подготовки к посту отведено определенное время. Это — три основные недели, за время которых каждый христианин должен подготовить свою душу и тело к Великому Посту. И главное, что он обязан сделать – это научиться покаянию, смирению, терпению, воздержанию.
Первая неделя подготовки – неделя Мытаря и Фарисея. Евангельская причта о мытаре и фарисее (Лк.,18,10–14) напоминает нам о величайшем смирении в лице мытаря…«Боже, милостив буди мне грешному!». Молитва мытаря показывает нам путь к духовному возвышению. На этой неделе, в знак смирения по образу мытаря, отменяется пост и, поэтому в среду и пятницу его не придерживаются.
Вторая неделя ознаменована напоминанием о блудном сыне. Эта Евангельская притча(Лк.,5:11-31) показывает, во первых — раскаяние грешника, во вторых — безграничное милосердие Божие. Каждому грешнику может быть дарован рай и прощение грехов, если он покается в своих грехах, пороках, страстях, будет снова готов вернуться на путь к Богу.
Последняя неделя перед Великим Постом называется «Сырной Седмицей» или «Неделей о Страшном суде». На Евангельском чтении о Страшном суде(Мф.,25:31-46) говорится о тайне Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа и о Страшном Суде над всеми народами. Господь напоминает и предупреждает нас о приближении Судного дня, где будет определяться будущее каждого человека – станет по правую сторону или по левую – в радость и вечной жизнь со Христом или страшные муки на веки и погибель. И также Господь показывает условия для вечной жизни – любовь к ближнему (в лице алчущих, жаждующих, странников, нагих, больных и седящих в темницах – есть сам Господь). Любовь и помощь нуждающимся поможет нам приобрести вечную жизнь и спасение души. Одно из важнейших дел, что мы должны совершать во время Великого Поста, – Милосердие. В Воскресение этой недели – Прощенное Воскресенье все должны испросить прошения друг у друга, примириться с ближними, простить обиды.
Объект исследования: богослужения Сырной Седмицы.
Предмет исследования: богослужение Сырной седмицы – развитие, содержание и значение.
Цель работы: рассмотреть богослужение Сырной седмицы, ее развитие и определить значение.
Задачи:
- Изучить историю Великого поста.
- Рассмотреть подготовительные недели к Великому посту.
- Ознакомиться с уставными богослужениями на каждый день Сырной Седмицы.
- Раскрыть значение богослужений Сырной Седмицы.
Методы исследования: анализ научной, исторической, литературы по теме исследования; исторический, аналитический, типологический и хронологический методы.
Автором дипломной работы изучен источник: Постная Триодь и следующие литературные произведения таких авторов : Бубнова Я. Н., Никольского К., Носовского Г., Сергеева Т., Узун О. В., Фоменко А., Шиманского Г.И., Розанова В.В. и многие другие.
Научная новизна и теоретическая значимость данной работы заключается в том, автором собран материал по рассматриваемой нами проблеме, обобщены и систематизированы знания изучаемого материала.
Структура высшей квалификационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования: работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых состоит из параграфов, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРИГОТОВИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ
1.1. История Великого поста
Истинный пост — это отказ от различного рода зла, как телесного, так и духовного. Суть поста заключается в воздержании (аскеза), в духовном воспитании и укреплении воли, а также в совершении добрых дел. В этот период положено отвергать и искоренять в себе всяческое зло и гнев: ум необходимо очищать от суетных помыслов, память – от злых воспоминаний, волю — от злых желаний, язык — от хулы, неправды, пустословия, сквернословия и т. д. Без соблюдения всех этих самоограничений пост превращается в обычную диету.
Великий пост – это наиболее длительный и строгий, а также наиболее значимый из всех постов в христианстве. Он называется святой Четыредесятницей и длится 7 недель. Самые строгие ограничения предполагаются в первую неделю Великого поста и в Страстную, т. е. последнюю, неделю перед Пасхой. Это, по православным канонам, время самых усердных молитв и благоговения к Богу.
Цель Великого поста — смирение духа и приготовление верующих к празднованию Светлого Христова Воскресения путём покаяния, углубления во внутреннюю высокодуховную жизнь, отрешения от приземленной, материальной стороны жизни. В этот период надлежит основное время посвящать молитвам и богослужениям, вспоминая смерть и воскрешение Иисуса Христа. Потому как Великий пост — это бесценный дар для людей от Спасителя нашего Иисуса Христа, постящегося в течение 40 дней в пустыне, где Он ничего не ел и не пил. Дар этот, как усмиритель душевных страстей, действительно бесценный для всех, кто ищет спасения.
Как известно, слово «пост» происходит от греческого слова «απαστία», apastia и дословно переводится как «тот, который ничего не ест».
История происхождения поста восходит ещё к временам Ветхого завета и сотворения человека. Бог наделил людей заповедью о посте еще в раю: именно тогда он разрешил Адаму и Еве, чтобы те ели плоды любого дерева из Эдемского сада, но плоды от дерева познания добра и зла Бог запретил им есть(Быт.2,16-17). И за нарушение ими этой заповеди, то есть за нарушение поста, они были изгнаны из рая. Их грех был назван первородным, он повлек за собой неисчислимые бедствия для всего человечества.
Что же на самом деле есть «грех»? Это нарушение закона, непослушание, противление. Бог дал всего одну заповедь, не вкушать плода с дерева познания добра и зла, дал при этом им все, но, нарушив эту заповедь, они потеряли все то, что дал им Бог. Вследствие этого греха, человек становится тленным, а был сотворен нетленным…Смерть приходит в мир человека, страдание и болезни, как следствие нарушения гармоничных между Богом и человеком. Человек изгнан из Рая, получив наказание от Бога, но при этом милосердный Господь дает им одно утешительное обетование – что семя Жены сотрет главу змия (диавола). Несколько тысяч лет пришлось ждать человечеству исполнения этого обетования.
После потопа Ною, тоже Самим Богом была дана заповедь, о посте: « Только плоти с душою ее, с кровью ее не ешьте» (Быт.9, 3-4). И так в течение всей истории Ветхого Завета можно обнаружить множество примеров, где преданные Богу люди все важнейшие моменты своей жизни предупреждали постом.
К примеру, пророк Моисей взобрался на гору Синай, затем предстал перед лицом Господа, получил от Него Скрижали с десятью заповедями и в течение 40 суток постился без еды и воды.(Исх.24,18). Так он вымаливал у Бога прошение грехов народа израильского.
Пророк Илия на своем пути к горе Божией Хорив тоже соблюдал пост 40 дней и возносил молитвы Всевышнему. И Господь удостоил Илью созерцать Свое присутствие (3 Царств 19, 8-11-12).
Израильтяне, страшась нашествия ассирийцев во главе с Олоферном, испрашивали милость и помощь от Господа – Вседержителя, молясь и постясь, много дней перед Святилищем( Иудифь 4,13).
Перед нашествием моавитян, аммонитян и других народов Иудейский царь Иосафат объявил пост по всей Иудее(2 Паралип. 20,3).
Неемия, услышав о бедствии Иудеев, и разрушение Иерусалимской стены заплакал, постился и находился в молитве не сколько дней( Неемии 1,4).
По возвращении из Вавилонского плена израильтяне, давая обет Господу поступать впредь по закону, данному им через пророка Моисея, постились, читали священные книги и исповедовались в грехах своих(Неемии 9, 1-3).
Но самый, пожалуй, выдающийся пример строго воздержания в пище из животных запрещенных законом Моисея, служит мученическая кончина Елиазара и семи братьев Маккавеев с матерью их Соломиею от царя Антиоха, незадолго до пришествия во мир Христа – Спасителя.(2. Маккав.6,18 и 7).
В иудейской среде со времен Ветхого Завета существовала традиция поститься два раза в неделю, во вторник и в четверг. В христианской среде, во времена Нового Завета также возникло правило поститься два раза в неделю, но в среду и пятницу, и в Великом посту, Рождественском посту, Успенском и Апостольском – Петра и Павла.
В Новом Завете Иисус Христос достаточно часто вёл беседы со своими учениками о самоограничении, поведывая им всё о таинствах поста. Иисус Христос, как уже говорилось выше, сам постился 40 дней, а по Его примеру постились и Его ближайшие ученики — Апостолы. На вопрос учеников Иоанна Крестителя, почему мы и фарисеи постимся, а твои ученики не постятся ? Спаситель отвечает : Могут ли печалиться и поститься сыны чертога брачного, пока с ними Жених ? Но придет дни когда отнимется от них Жених и тогда будут поститься. И действительно, в послании апостола Павла подробно говорится о посте и о том, как поститься. Своим наглядным примером и учением Христос вместе со своими святыми учениками продемонстрировали всем людям, что пост, как плотское, так и духовное воздержание, вместе с прочими средствами ко спасению, заложены в основании здания Церкви Божией. В Нагорной проповеди Спаситель дает наставления всем людям о том, как нужно поститься : « А ты, когда постишься, помажь главу твою и умой лице твое, что бы явиться постящимся не перед людьми но перед Отцем твоим который втайне, и Отец твой, видящие тайное воздаст тебе явно»( Мф.6,17-18).
Об обязательном посте говориться в словах Спасителя о том, что без поста и молитв не можете спастись. «Сей же род изгоняется только молитвою и постом»(Мф. 17, 21). Таким образом, Он заповедал посты всем верующим, а Церковь их непрерывно хранит.
Прежде чем окончательно сформироваться в том виде, каким Великий пост существует на сегодняшний день, он прошел длительный период. Великий пост и сам праздник Пасхи долгое время изменялись одновременно со становлением и развитием самой Церкви.
История Великого поста берёт свое начало в пасхальном посте, который во II–III веках происходил в ночь перед Пасхой, памятуя о Страстях Христовых. Тогда саму Пасху христиане воспринимали или как праздник Воскресения, или как память о Страстях Христовых, или как и то и другое вместе. Длина этого поста и условия его проведения на протяжении долгого времени зависели от местности. Так, уже в III веке продолжительность его составляла от 1 дня до 40 часов или до полной недели. Необходимо отметить, что суть 40-часового поста заключалась в абсолютном отказе от пищи, и он уже в ту пору объединил в себе ключевые принципы, которые позднее стали основой Великого поста, а именно: повторение 40-дневного поста Иисуса Христа в пустыне и приготовление к празднованию Пасхи.
Во 2-й половине III–IV веков обнаруживаются первые упоминания, относящиеся к 40-дневному посту, но достоверно не известно, относился ли он исключительно к Пасхе. Одним из оснований возникновения Великого поста считается пост накануне Крещения. В III веке обряд крещения осуществлялся в пасхальную ночь, но соблюдение ограничений перед самим ритуалом Крещения практиковалось Церковью уже с I века. Поэтому посты накануне Крещения и Пасхи могли объединиться между собой. Согласно убеждениям большинства историков, первое непреложное доказательство 40-дневного пасхального поста можно найти в послании святого Афанасия Великого. Согласно этому посланию, Великий пост брал своё начало за 6 недель до Пасхи, а в результате исключения субботы вместе с воскресеньем накануне Пасхи получалась длительность в 40 дней. Особого внимания заслуживает тот факт, что в посланиях святого Афанасия этот пост никак не отождествляется с 40-дневным пребыванием Иисуса в пустыне (однако в качестве прообразов вспоминаются посты пророков Моисея, Давида и Даниила), но трактуется он как аскетические приготовления к празднику Пасхи. До 3-ого века в поместных Церквах верующие по –разному готовились встречать день святой Пасхи. Христианский апологет Тертуллиан и св. Ириней Лионский в II вв. говорят о практике 40 часового поста (начиная от вечера Страстной Пятницы до окончания пасхальной литургии), и в эту время христиане вообще не принимали пищу. Этот пост подражнением 40-дневного поста Спасителя и также слова Спасителя,в Евангелие от Матфея, как указанно выше — «И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься». (Мф. 9,15). Христос был отнят с момента Его Крестной смерти и до Его Воскресения.
В середине 3-го века в некоторых христианских Церквях появляется 6-ти дневный пост, как воспоминание о Страстной неделе. При этом часть христиан считала такой подвиг чрезмерным, и продолжала поститься около сорока часов. Во второй половине III века александрийский епископ Дионисий Великий, отвечая на вопрос, когда нужно завершать Великий Пост, вечером в Великую субботу или утром на Пасху после пения петуха, говорит о разных практиках воздержания: «И шесть дней поста соблюдаются не всеми равно и одинаково; ибо одни проводят все дни без пищи, а иные ни одного; тем, которые весьма ослабели от продолжительного поста и почти погибают от изнеможения, попускается более раннее вкушение пищи; но если иные четыре предшествующие дня поста вообще не постились и даже роскошничали, а потом, когда наступают последние два дня, их( т. е. пятницу и субботу), непрерывно постятся и думают, что делают нечто великое и славное».
Христианам Новозаветной пост быль знаком еще со времен Ветхого Завета. Но евреи понимали пост в смысле жертвы. Основой было полное воздержание от пиши для того, что бы плоть их оскудевала. И это сжигаемое (жир) являлось своеобразной жертвой Богу вместо человеческой жертвы. Так в жертву приносился не весь человек а часть его человеческой жизни. Евреи всю свою жизнь постились во отличии от других людей : не вкушали нечистой, запретной пищи, но при этом считали себя выше других, думая, что только они почитают правильно Бога и Его законы.
По примеру Ветхозаветной Церкви, в самом начале христиане переняли себе форму еврейского поста. Постились в среду и пятницу строго. Пастырем Ермом были даны такие рекомендации : воздерживаться от дурных слов и злых похотей, когда будешь поститься, не чего не вкушай кроме хлеба и воды, посчитай сколько бы ты потратил денег на еду в обычное время и отдай это как милостыню вдове, бедняку или сироте. Это послужить для смирения твоей душе, такая жертва будет приятной и угодной Богу. Если этому примеру последуют твоей ближние, то ты достигнешь блаженства. Но так строго поститься нельзя продолжительно, поэтому такой пост быль короткий.
Из трактата Тертуллиана, стало известно о посте монтанистов. Он отличался сухоядением и стоянием до вечера, запрещалось пить что-либо и мыться водой, что соответствовало сухому питанию. Эти нововведения осуждены как ересь. Сам трактат быль написан Тертуллианом тогда, когда он присоединился к секте монтанистов.
Христианский пост отличался добровольным пощением и совершался в дни установленные Богом. Им разрешалось есть мясо, не гнушаясь яств созданных Богом, в отличие от иудеев. Апостолов утверждают окончание Ветхого Завета с погребением Христа и учреждают Новый Завет по Воскресении Христа. Поэтому и пост должен быть другим.
Обязательность следования Великому посту для всех христиан была зафиксирована 69-м Апостольским правилом, последняя редакция которого состоялась в конце IV века. К концу IV — началу V веков уже повсюду в церквях был принят Великий пост длиной в 40 дней, однако исчисление его дней зависело от местности, а также отличались и традиции соблюдения поста. При появлении продолжительного периода аскезы возникло и множество различных традиций, связанных с соблюдением установленных правил. Общим для всех христиан был запрет поста в воскресенье, а на некоторых территориях – в субботу. (В субботу из за буквального понимание 64-ого апостолького правила) Так, в Риме придерживались поста 3 недели, прерывая его на субботу и воскресенье, а в Греции и Александрии беспрерывно постились 6 недель. Кто-то отказывался от любой еды животного происхождения, а кто-то употреблял рыбу, другие же могли кушать и птицу. Те, которые придерживались строгого поста, исключали из рациона даже яйца и плоды, остальные вообще довольствовались исключительно хлебными сухарями.
Если немного упростить рекомендации Типикона, то пост предполагает ограничение числа приемов пищи, раз в день, вечером и ее это – хлеб, вода, теплые овощи без масла т.е. сухоядение, и даже полный отказ от пищи и воды например, в понедельник и вторник первой недели поста.
С понедельника по пятницу все недели Великого поста за исключением особых праздников христианин есть один раз в день очень скромную пищу без масла.
В субботу и воскресенье разрешается два приема пищи с растительным маслом и вином, можно выпить не более стакан вина.
В древней Церкви спорили о том, как соблюдать пост в субботу и Воскресение во время Великого поста. Некоторые христиане считали, что можно употребление яиц, молочных продуктов и даже мяса птицы, но было решено, что ослабление поста в субботу и воскресенье может заключаться лишь в увеличении числа трапез и разнообразия растительной пищи.
Такие строгости были связаны с основной идеей поста – пища должна быть дешевой и быстрой в приготовлении, а освободившееся время и деньги верующие должен использовать для участия в богослужении и дел милосердия. Разницу в стоимости между обычным и постным обедом предлагалось отдавать нищим.
Довольно рано Церковь поняла, что столь жесткие правила поста не могут понести все христиане, а потому в церковных канонах установлен некий минимум поста, который должен соблюдаться всеми верующими. Это отказ от мяса, молока и яиц, то есть пост с рыбой, горячей овощной пищей на масле является максимальной степенью снисхождения к человеческим немощам.
Сейчас же все вопросы относительно меры пищевого поста православный христианин должен обговаривать со своим духовником.
1.2. Подготовительные недели к Великому посту.
Подготовку к Великому посту Церковь начинает заранее, за три седмицы. Четыре воскресных дня до начала Святой Четыредесятницы посвящены подготовке к подвигам поста, покаяния и усердной молитвы. И перед земными сражениями воины начинают готовиться заблаговременно. Так и святые отцы перед особым подвигом духовной брани, перед Великим Постом установили подготовительные дни.
Первый из воскресных дней, с которого начинается Постная Триодь (богослужебная книга, в которой содержатся службы Великого поста), называется Неделей о мытаре и фарисее. В этот день на Литургии читается Евангельская притча о мытаре и фарисее. Основание всех подвигов — смирение, без которого все наши добродетели и усилия тщетны. А гордость, мнение о своей праведности с уничижением ближних, препятствует нашему покаянию и нашему спасению. Поэтому именно с этой притчи и начинается подготовка к Великому посту. Особенность богослужения этого дня в том, что на утрени после чтения 50-го псалма поется песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Это песнопение поется на утрени всех воскресных дней, начиная с Недели о мытаре и фарисее и до пятой недели Великого поста.
Святитель Афанасий (Сахаров) пишет: «Как нарушители воли Божественной, как грешники безответные, мы весьма нуждаемся в покаянии. Поэтому усиленно зовет Святая Церковь своих чад к покаянию, усердно просит у Христа Жизнодавца открыть для них двери покаяния, дать им время на покаяние».
Просим мы в этом песнопении и Пресвятую Богородицу, нашу Заступницу, Споручницу грешных, наставить нас на спасительный путь покаяния, просим Ее Небесной помощи, чтобы избавиться нам от нашей греховной нечистоты.
Следующий воскресный день называется Неделей о блудном сыне. Чтобы человек не впал в отчаяние, сознавая бездну своих грехов, понимая, как он ими оскорбил Господа, Святая Церковь напоминает нам Евангельскую притчу о блудном сыне, которая и читается в этот день на Литургии. Притча эта говорит нам о великом милосердии Отца Небесного, о Его Отеческой Любви к нам и готовности принять, простить, возвратить нам утраченное сыновнее достоинство, если только мы с покаянием и смирением припадем ко Христу.
На Всенощной в Неделю о блудном сыне к пению полиелейных псалмов добавляется пение псалма «На реках Вавилонских». Этот псалом говорит о тяжести состояния души, находящейся в Вавилонском плену страстей, говорит и о покаянии, сокрушении и о решимости вести борьбу с грехом. В этом псалме изображаются все подвиги поста, с каким расположением должны мы вступать на это поприще покаяния. Не могли израильтяне в плену воспевать радостных песен. Так каждый христианин должен обратиться к покаянию, познав свою плененность страстями, греховность души, немощь плоти. «Дщи Вавилоня окаянная…», — говорит нам псалом о том, что нужно возненавидеть грех и страсть. И должны пресекать страсти в самом их начале, отсекать греховные помыслы молитвой и упованием на Господа, «разбивая младенцы», — греховные помыслы, — «о камень» веры и молитвы.
Седмица после недели о блудном сыне называется мясопустной, потому что после нее уже прекращается вкушение мяса («мясопуст» — мяса «отпуст», прекращение вкушения мяса).
Суббота мясопустной седмицы называется Субботой мясопустной и посвящена сугубому поминовению усопших, не только наших сродников, но и всех прежде почивших православных христиан. В эту субботу Церковь особенно молится о тех православных христианах, которые по каким-то причинам не получили христианского погребения. Это люди, которые скончались внезапно (на море, в горах, на войне, при пожарах, несчастных случаях) или нищие и бедные. Также, поскольку в следующий за этой субботой воскресный день воспоминается Страшный Суд, то мы молимся об усопших, чтобы и они сподобились милости Божией на Страшном Суде.
Утреня этого дня заупокойная, на ней вместо «Бог Господь» поется «Аллилуия» с заупокойными стихами. Также поются «Непорочны» (17-я кафизма) на две статии, а после них заупокойные тропари. В этот день также положено служить великую панихиду. Особо примечателен по своему содержанию и составу канон утрени. В отличие от большинства канонов, он содержит Вторую песнь.
Обратим внимание и на четвертую из стихир, которые поются на хвалитех. Она начинается словами «Христос воскресе» («Христос воскресе, разрешив узы Адама первозданнаго, и адову разрушив крепость. Дерзайте вси мертвии: умертвися смерть, пленен бысть и ад с нею…»). «Ввиду предстоящего воспоминания Страшного Суда, — пишет святитель Афанасий (Сахаров), — Святая Церковь хочет, как бы, несколько ослабить страх этого грозного дня, хочет, как бы, приободрить усопших, а вместе и живых…».
Затем следует Неделя Мясопусная. В этот день последний раз перед Великим Постом вкушается мясо. В неделю Мясопустную на Литургии читается Евангелие о Страшном Суде. В песнопениях этого дня и в Евангельском чтении указывается на необходимость милосердия к ближним, чтобы и нам сподобиться милости Божией на Страшном Суде. Господь, называя нуждающихся в нашей помощи и милосердии Своими братьями меньшими, говорит нам: «что вы сотворили одному из братьев Моих меньших, то Мне сотворили…» (Мф.25:40).
Святые отцы установили в этот день воспоминать Страшный Суд, чтобы устрашить ленивых и возбудить их к доброделанию, чтобы никто не оправдывал свою леность надеждой на милосердие Божие. Мысль о Страшном Суде — свет в душе, прогоняющий тьму страстей.
Как говорит синаксарь Триоди (синаксáрь — это особое поучение, разъясняющее смысл дня или события, положенное после 6-й песни канона Утрени), в этот день полагается конец всех праздников, как и день Страшного Суда будет последним днем бытия мира. А в следующее воскресенье будет воспоминаться самое начало мира и падение Адамово.
На Всенощной в Неделю Мясопустную, как и в Неделю о блудном сыне, к пению полиелейных псалмов добавляется пение псалма «На реках Вавилонских».
Седмица следующая за Неделей мясопустной называется Сыропустной, сырной, поскольку после нее уже начинается строгий пост («сыропуст»- «сыра отпуст», прекращение вкушения сыра и молочной пищи). Богослужение каждого этой седмицы готовит нас к предстоящему Великому посту. На каждой вечерне и утрени стихиры на стиховне поются из Триоди. Также на утрени седальны по второй кафизме читаются из Триоди, а с каноном соединяется трипеснец Триоди.
В среду и в пятницу сырной седмицы все богослужение совершается подобно великопостному и не совершается Литургия, читается молитва преподобного Ефрема Сирина с поклонами.
Κύριε κα Δέσποτα τῆς ζωῆς μου, πνεῦμα ἀργίας, περιεργίας, φιλαρχίας κα ἀργολογίας μή μοι δῷς — Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.(земной поклон )
Πνεῦμα δὲ σωφροσύνης, ταπεινοφροσύνης, ὑπομονῆς κα ἀγάπης χάρισαί μοι τῷ σῷ δούλῳ Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. (земной поклон )
Ναί, Κύριε βασιλεῦ, δώρησαί μοι τὸ ὁρᾶν τὰ ἐμὰ πταίσματα κα μὴ κατακρίνειν τὸν ἀδελφόν μου̇ ὅτι εὐλογητὸς εἶ εἰς τοὺς αἰῶνας τῶν αἰώνων. ᾿Αμήν — Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь. (земной поклон )
Эти три строки читаются поочередно перед каждым из трех земных поклонов в начале молитвы, и все вместе — перед заключительным земным поклоном. В середине перед заключительным чтением полагается, в современной практике сделать двенадцать поясных поклонов с молитвой — Боже, очисти мя, грешнаго(грешную), которая читается про себя.
В дониковское время в храмах читали – Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешного (два раза). Боже, милостив буди мне грешному. Боже очисти грехи моя и помилуй мя. Создавый мя Господи, помилуй. Без числа согреших, Господи прости мя. – эти шесть молитв читались, потом повторялась еще раз, так всего двенадцать раз.
Автор молитвы – Ефрем Сирин — великий христианский подвижник, святой преподобный отец.
В своё время Ефрем был призван к служению по особому Откровению свыше. До этого времени он вёл довольно легкомысленную в нравственном отношении и вольготную жизнь. Один раз он попал в темницу по ложному обвинению. Его считали соучастником в краже, который он не совершал.
В камере посетил Ефрема таинственный Муж, который открыл ему что он хоть и находится здесь не заслуженно, но в этом есть справедливость. Он предложил вспомнить, как в юности ради забавы он выпустил корову, которая принадлежала бедняку. Хищный зверь напал на корову и бедняку пришлось еще более страдать. За эту шалость в юности он не понес не какого наказания. Но позже Ефрему было обещано, что дело, по которому он обвинен справедливо, разрешится и преступник будет найден и наказан, а Ефрем получит свободу. Так вскоре и произошло. После этого он стал глубоко размышлять о своей личной жизни, и о Божественном Промысле вообще, а затем, отрешившись мирской суеты, стал вести подвижническую жизнь.
О глубоком покаянии и благодарности Богу переживало сердце святого всю его последующую жизнь. Он составил молитву, которая не оставляет равнодушным ни одного глубоко мыслящего человека. Ее в последствие стали читать во время богослужений. Текст этой молитвы отразился в творчестве великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина в поэме «Отцы пустиники…»
Это покаянная молитва по праву считается великопостным символом и особенно выделяется среди прочих песнопений и гимнов. Её не обходимо читать ежедневно, кроме субботы и воскресения. Удивительно, но не смотря на краткость, это молитва глубока по содержанию и наполнено нравоучительным смыслом. Особенностью прочтения является деление ее на три части. После прочтения каждой части, на подготовительной неделе и в Великом посту полагается сделать земной поклон.
Так, в первой части молитвы, выделяется основной грех – праздность, который отравляет и губит духовность человека, способствует развитию других опасных страстей и пороков: любоначалия, уныния, празднословия.
Любоначалие заставляет человека тщеславиться и превозноситься над другими, унижать и манипулировать ими своих интересах. Уныние, порожденное завистью и гордыней, приводит к депрессии, самоубийству души и тела, отчаянию в спасании и погибли…Драгоценный Божий дар – умение говорить – в пустое и греховная занятие осуждение с примесью лжи и обмана…
В вторая часть, напротив, приводит примеры могущественных средств для борьбы и победы над грехом и пороками. Это – смирение, терпение, целомудрие и любовь. Смирение помогает человеку жить не нарушая заповедей Божиих — чисто и честно. Терпение помогает быть сострадательным, снисходительным, милосердным, бережно относиться ко всему окружающему. Целомудрие позволяет правильно выстроить иерархию жизненных ценностей, жить свято и мудро. Любовь – это величайший дар Божий, который характеризует готовность человека к вере и служению Богу, способность его возлюбить ближнего, как самого себя.
Но есть еще одно важное условие – без которого не возможно убрать греховную пелену с глаз, не позволяющую, разглядеть жалкое и убогое состояние души человека, омраченной грехом. Это редкое и сильное покаянное чувство, воскрешающее, исцеляющее, оживотворяющее душу. «Боже, даруй мне зрети моя прегрешения». Оно не позволит больше осуждать ближних, а поможет низко склонить голову и с сокрушенным сердцем просить Бога : «Боже очисти меня грешного». После каждого прошения необходимо сделать поясной поклон.
В субботу сырной седмицы совершается память всех преподобных отцев и жен, в подвиге просиявших. Синаксарь этого дня поясняет, что, как вожди перед войском, стоящим в ополчении, говорят о подвигах древних мужей и тем ободряют воинов, точно так и святые отцы вступающим в пост указывают на святых мужей и жен, просиявших в посте. Чтобы мы, взирая на их житие, подражали их добродетели, каждый по силе своей. Наибольшая же из этих добродетелей — любовь. А пост состоит не только в телесном воздержании, но в обуздании языка, очей и в воздержании от всякого зла.
В богослужении этого дня мы празднуем память древних отцов, просим их помощи в предстоящем нам подвиге. Канон утрени этого дня, как и в субботу мясопустную, имеет вторую песнь (в отличие от большинства канонов). **
Последний воскресный день накануне Великого Поста именуется Неделей Сыропустной. Этот день — заговение на Великий пост, последний раз вкушается скоромная пища. В богослужении этого дня воспоминается грехопадение Адама и Евы, изгнание их из рая за непослушание и невоздержание, сокрушение Адама, оплакивающего свое падение. Первая заповедь человеку была заповедью о посте (запрет вкушения плодов от одного из деревьев рая). И эту заповедь Адам преступил, согрешив против любви Божией. И этим навлек наказание на весь человеческий род. Чрез это падение грех вошел в человеческую природу. А до грехопадения благодать была в душе Адама и делала его беспечальным, радостным, святым; делала его тело послушным орудием души. Господь призрел на покаяние Адама. И Адам был наречен «другом Божиим». Но чтобы восстановить повреждение человеческой природы необходим был искупительный подвиг Христа Спасителя.
Содержание богослужебных текстов этого дня : «Седе Адам прямо [напротив] рая, и свою наготу рыдая плакаше: увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену! увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну! Но о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся: ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя: в землю бо пойду, от неяже взят бых. Милостиве щедрый, вопию Ти: помилуй мя падшаго» (стихира на Господи Воззвах, на «Слава:»). Но вместе с горьким рыданием, покаянием и плачем есть надежда на Христа Спасителя: «…но в последняя лета воплотивыйся от Девы, воззвав мя введи паки в рай» (вторая стихира на Господи Воззвах). Примечательна стихира на стиховне (на «Слава:»), она изображает плач и сокрушение Адама и ответ Господа: «…темже и к нему Спас: Моему созданию не хощу погибнути, но хощу сему спастися и в познание истины приити, яко грядущего ко Мне не изгоняю вон».
На Всенощной к пению полиелейных псалмов добавляется пение псалма «На реках Вавилонских».(псалом -136, царь Давид, пророчествует о состояние Евреев. Как они при Вавилонском плену. Будет сидеть и плакать размышляя о потерянном Израиле. По словам блаженного Августина «мы тоже являемся пленниками, потерявшими святость и Иерусалим. Мы в плену у беса и диавола. А кто нас может искупить и спасти? – Христос наш Господь. Дети Вавилона с раннего детства погубили свои души всеми возможными пороками и теперь им необходимо воздать тем же, т.е разбить о камни их порождения. Под этим следует понимать их грехи, дурные вожделения. О каком камене идет речь? – этот камень Христос.
В Евангельском и апостольском чтениях этого дня Святая Церковь говорит нам о необходимости прощения обид, смирении и не осуждении ближних, о том, что есть истинный пост. Без прощения ближних нельзя начинать подвиг поста и покаяния. Отсюда произошел обычай христиан в этот день просить друг у друга прощения, поэтому в просторечии этот день именуется Прощеным воскресеньем.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф