Скоро защита?
Меню Услуги

Богослужение Сырной седмицы: развитие, содержание и значение. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2


ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ СЫРНОЙ СЕДМИЦЫ : РАЗВИТИЕ. СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ.

 

2.1. Сырная седмица (масленица): преддверие и начало поста

 

Богослужебные особенности сырной седмицы, а также история церковного устава полностью опровергают ложное мнение, что масленица в своих корнях восходит к некоторым языческим обычаям.

Вот что мы читаем в Синаксарии в субботу сырной седмицы всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (синаксарий от греч. συναξάριον — сборник, собрание трудов греческого богослова и историка Никифора Каллиста Ксанфопула, посвящённое известным праздникам Триоди и изъясняющим каждый из них: как и когда появился, по какой причине был установлен святыми и богоносными отцами и ныне празднуется).

«О сырной же (седмице) некоторые говорят, что её установил император Ираклий (610 — 641 гг.), — а раньше она была мясоястной, — ибо он, шесть лет воюя с Хозроем I и персами, дал обет Богу: если одолеет их, учредить такую (седмицу), по уставу среднюю между мясоедом и постом, — что и исполнил.

Может быть, и так произошло, а может быть, и она была задумана святыми отцами ради некоторого приготовления, чтобы мы, сразу перейдя от мяса и обильной пищи к крайнему воздержанию, не унывали и, кроме того, не повредили телу, но, медленно и понемногу отказываясь от жирной и сладкой пищи, как непривыкшие к узде кони, через отнятие пищи восприняли и удила поста. Таким образом, как душу (отцы) настроили притчами, так же искусно позаботились и о теле, понемногу удаляя препятствия к посту».

В сочинении преподобного Иоанна Дамаскина «О святых постах» (VIII век) говорится о традиции такой мясопустной «предпостной» седмицы как дошедшей из устного предания — на этой неделе не вкушали мяса, а до 9-го часа не вкушали вообще ничего. Из этого становится понятно, что у сырной седмицы христианские корни. Откуда же название «масленица»? Известно, конечно, что так назывался в языческих обрядах наших предков праздник прощания с зимой еще до того, как произошло крещение Руси. Тогда в эту неделю совершались гуляния, хождение друг другу в гости, угощение блинами и прочие увеселения, катание с гор на санях, а как кульминация — сжигание чучела. Раньше это был обряд жертвоприношения.

В Древней Руси с приходом христианства часто происходило замещение языческих праздников христианскими, поскольку Православная Церковь не всегда могла полностью упразднить народные языческие традиции. Зачастую в силу понимания, что просто запретительными мерами добиться хорошего результата невозможно, и прибегали к практике замещения языческих праздников христианскими, таким образом, стараясь воцерковлять народные обычаи, наполняя их иным, христианским смыслом. Так было и с радоницей, и с русалиями, и с праздником дня зимнего солнцестояния. Точно также и языческую масленицу Церковь приурочила к сырной подготовительной неделе перед Великим постом, убрав из неё всё языческое содержание. Благодаря усилиям Православной Церкви масленица лишилась своего прежнего сакрального значения, какое она имела в народе, стараниями Церкви удалось сохранить аскетический настрой сырной (масляной) недели, придав этому настрою особый праздничный характер. «Весну возвещающая приближися сия, ныне предочистительная седмица всечестная, священных постов, телеса и души всех просвещающая» (тропарь из канона понедельника сырной седмицы). По существу, для верующих христианское содержание масленицы — постепенная, мягкая подготовка постом малым, облегчённым к посту строгому. Это неделя плавного перехода к грядущему Великому посту, позволяющая подготавливаясь к нему телесно, одновременно духовно проникаться его скорым приближением. Обретению соответствующего духовного настроя способствуют и богослужения этих дней, которые также носят предпостовой характер.

Мясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о Судном дне, всеобщем последнем и Страшном суде живых и мёртвых (Мф. 25, 31-46). Это евангельское чтение необходимо для напоминания всем согрешающим, дабы не предавались они беспечности и нерадению о своём спасении в своей надежде на неизреченное милосердие Божие. Церковь в стихирах и тропарях службы ярко изображает последствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет пред нелицеприятным Судом Божиим.

Напоминая о последнем Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и Праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется Правосудным, а Суд Его — праведным.

В службах среды и пятницы сырной седмицы не совершается литургии в силу её торжественности, церковная служба совершается по великопостному чинопоследованию. Совершаются только часы, на которых читается назидательная и душеспасительная молитва святого Ефрема Сирина и кладутся земные поклоны. В первый раз эта великопостная молитва читается на вечернем богослужении во вторник. В этой краткой, но такой глубокой молитве звучит просьба человека к Богу об избавлении от терзающих душу страстей, в ней мы просим отнять от нас праздность, уныние, желание властвовать и празднословить, дать нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения, любви, возможность видеть свои недостатки (грехи) и не осуждать других.

В субботу на этой неделе вспоминаются святые, прославившиеся в посте и молитве, Святая Церковь приводит нам образцы поста, молитвы и покаяния.

Заканчивается сырная седмица в воскресный день, когда Церковь приводит на память изгнание прародителей из рая. Его в просторечии называют ещё Прощёным или Прощальным воскресеньем. В этот день все просят друг у друга прощения, веруя в слова Господа, обещавшего: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15). «Сие время есть покаяния, темже благомудренно начнем, братие» (тропарь из канона понедельника сырной седмицы). Через многие песнопения сырной седмицы Церковь возвещает нам, что дни этой предочистительной недели и есть уже преддверие покаяния и начало воздержания. Так понимали эту седмицу и святые отцы Церкви. «Сегодняшний день — преддверие поста. Осквернившийся при входе не достоин войти во святыню», — говорит о неделе, предваряющей Великий пост, святитель Василий Великий в своём слове о посте. «Сырная (седмица) — предтеча Великого поста», — определяет эту неделю святитель Евстафий, архиепископ Фессалоникийский в слове «Об исправлении монашеской жизни». В сырную седмицу запрещается вкушать мясо, а дозволяется сыр и масло, с целью мало-помалу приучать отступать от приятных яств и «без печали приходить к воздержанию поста».

Сыропустной же неделей (воскресеньем) заканчивается и вкушение яиц, масла и сыра, поэтому она и названа неделя сыропустная. В эту неделю вспоминается изгнание Адама из рая, а само воскресенье называется Прощеным. Вводя верных в подвиг поста, Церковь ставит их на последнюю ступень приготовительного воздержания, для беспечального перехода к посту. В народе эта седмица носит название «Масленицы». Так же Церковь называет ее «светлым предпутием воздержания» и «началом умиления и покаяния».

В гимнографии этой седмицы, а именно в каноне среды примером поощрения людей, готовящихся вступить во время святого Великого Поста, прославляются ветхозаветные святые, явившие образец поста.

Во все дни сырной седмицы поются особые песнопения, пения приготовительные к посту. Падение Адама, вспоминаемое в воскресенье сырной седмицы во всех песнопениях и последованиях, указало нам необходимость поста и воздержания. В эти дни к песнопениям Октоиха и Минеи присоединяются песнопения Постной Триоди.

На этой седмице не бывает поста в среду и в пятницу, то есть дозволяется вкушать сыр, яйца и рыбу во всю седмицу. В среду и пятницу этой седмицы не совершается литургия, а вместо нее – часы, как и во время святой Четыредесятницы. Так же в эти два дня произносится молитва преподобного Ефрема Сирина, с коленопреклонением.

Это последняя подготовительная неделя, предшествующая Великому посту, и заканчивается она Прощёным воскресеньем.

Великий угодник Божий, святитель Тихон Задонский так увещевал свою паству воздерживаться от недостойного проведения в предпостовые и предочистительные дни масленицы: «Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно. Слушают ли, однако, христиане сладостных словес любвеобильной Матери своей Церкви? Она завещает в эти дни более благоговеть, а они более бесчинствуют. Она заповедует воздерживаться, а они более предаются невоздержанию. Она повелевает освящать тело и душу, а они более оскверняют их. Она велит сетовать о содеянных грехах, а они более прибавляют беззаконие. Она внушает умилостивлять Бога, а они более прогневляют Всевышнего. Она назначает пост, а они более объедаются и упиваются. Она предлагает покаяние, а они более свирепствуют.

Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина». «Се предотверзеся покаяния дверь, боголюбцы: приидите убо, потщимся внити тою, прежде даже не заключит сию Христос, яко недостойным нам» (тропарь из канона понедельника сырной седмицы). Святая Православная Церковь сырную седмицу называет «светлым предпутием воздержания», «началом умиления и покаяния». В христианском смысле последняя подготовительная неделя к Великому посту посвящена одной единственной цели — подготовке к покаянному пути к Богу, прощению обид и примирению со своими ближними. Именно в этом христианская составляющая масленицы, в этом её суть, так ярко выраженная в чтении одной из главных великопостных молитв, побуждающих к покаянию и прощению. И потому, как логическим завершением, сырная седмица или масленица заканчивается так называемым Прощёным воскресеньем.

Сырная Седмица — это время, которое мы обязаны посвятить примирению и доброму общению с нашими ближними, родными, друзьями, а также делам милосердия и благотворения. Разумеется, Церковью не отрицается разумное, умеренное веселье на масленицу. Верующие ходят друг к другу в гости, радуют близких своим вниманием и делятся своей радостью, общаются, и конечно, трапезничают: едят блины и копят силы для предстоящего поста. Однако Святая Церковь призывает во всём держаться умеренности, ибо всякое злоупотребление отдаляет человека от Бога и от приобретения тех качеств души, стяжать которые стремится каждый христианин. Своих верных чад она призывает помнить, что ни в какое время не стоит веселиться, теряя голову и совесть, а тем более в преддверии священного времени Великого поста. Поэтому во время широких гуляний на масленицу каждому христианину нужно опасаться того, как бы это не помешало подготовке к великопостному подвигу, главной задаче этих дней, решать которую и предстоит каждому из нас по мере своих сил. Первое, к чему нужно стремиться — чтобы правильное отношение к сырной седмице или масленице послужило духовной пользе и способствовало нашему духовному росту. Необходимо время сырной седмицы, отведённое Церковью для духовной и телесной подготовки, наполнить покаянием, размышлением о своей жизни, о своей душе, избавлению от обид и примирению с ближними. Поразмыслить над тем, что ещё предстоит сделать для своего духовного совершенствования, чтобы грядущий Великий пост стал действительно весной покаяния, чтобы к светлому празднику Пасхи души наши воскресли вместе с Воскресшим Христом Спасителем.

 

2.2. Богослужения и Песнопения Сырной Седмицы

 

В песнопениях всей седмицы Святая Церковь призывает нас к особому воздержанию, напоминая о грехопадении прародителей от невоздержания.

Как уже говорились, во все дни сырной седмицы к песнопениям Октоиха и Минеи присоединяются песнопения из Постной Триоди.

Не целесообразно разделять период пения Триоди Постной и период пения Триоди Цветной. Можно их рассматривать как единый период время пения Триодей. Начало идет с недели о мытаре и фарисее и завершается неделей всех святых. Занимает всего около 100 дней в году, т. е. примерно третью часть церковного года. Можно сказать, что граница разделения Триоди Постной и Триоди Цветной достаточно условна. Как известно, Триодь Цветная получила свое название от Субботы цветоносной то есть Субботы Лазаревой и Вербного Воскресения, но при сегодняшним делении эти Богослужения находятся не в составе Триоди Цветной, а в составе Триоди Постной. Но было время, когда Триодь Цветная начиналась именно с Богослужения Лазаревой Субботы. Триодь Постная, в первую очередь, ассоциируется со Святым Великим Постом, или со Святой Великой Четыредесятницей. Пост этот назван Великим по сравнению с другими по протяженности и строгости воздержания.

В среду и пятницу сырной седмицы Литургии не бывает, за исключением тех случаев, когда в эти дни случится Сретение Господне или храмовой праздник.

В среду и пятницу сырные совершается служба, подобная великопостной, но с некоторыми отличиями.

Во вторник и четверг сырной седмицы вечером первая половина вечерни совершается по обычному Уставу вседневной вечерни, то есть без чтения кафизмы (как это бывает во время Великого Поста), без особых прокимнов и паремий. Но после «Ныне отпущаеши» и Трисвятого – окончание вечерни такое же, как и во время Великого Поста: пение тропарей «Богородице, Дево, радуйся», «Крестителю Христов» – и прочее последование. В конце вечерни, после молитвы «Небесный Царю» произносится молитва святого Ефрема Сирина с поклонами «Господи и Владыко живота моего» (3 земных, 12 поясных, 1 земной). По «Отче наш» – «Господи, помилуй» (12 раз); затем священник: «Слава Тебе, Христе Боже» и прочее, затем – отпуст. После вечерни (во вторник и четверг вечера) сразу служится великое повечерие с земными поклонами.

Особенности великого повечерия, по сравнению с великопостными, следующие: после канона, «Достойно есть», Трисвятого и «Отче наш» тропари «Господи сил, с нами буди» не поем, но поются или читаются тропари дня и храма, затем – «Боже отец наших», «Иже во всем мире», «Слава»: «Со святыми упокой», «И ныне»: «Молитвами, Господи, всех святых» и далее по Часослову. Отпуст малый (молитва «Владыко Многомилостиве» – не читается).

В среду и пяток сырные на утрене вместо «Бог Господь» поется «Аллилуиа» на рядовой глас из Октоиха и троичны гласа (см. в конце Триоди и Ирмология).

К канонам Октоиха и Минеи присоединяются из Постной Триоди полный канон и трипеснец. Особенность соединения канонов та, что в тех песнях, где есть трипеснцы Триоди (в среду – 3, 8 и 9, а в пятницу – 5, 8 и 9 песни), пение Октоиха и Минеи оставляется, а ирмосы, тропари и катавасия берутся из Триоди; в другие же дни седмицы, в этом случае, оставляется только пение Октоиха. В остальных песнях первым идет канон Октоиха с ирмосом и затем – каноны Минеи и Триоди без ирмосов. По существующей практике припев к тропарям Триоди: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Приведем схему соединения утренних канонов Октоиха, Минеи и Триоди в дни сырной седмицы :

Часы в сырную среду и пятницу совершаются великопостные с поклонами, но только с тем отличием, что на них не положено стихословить кафизмы. Тропарь 1 часа: «Заутра услыши глас мой» и подобные ему тропари на других часах не поются, а читаются. После 9 часа сразу совершается чин Изобразительных: читаются «изобразительны» – псалмы 102 и 145 (во время Великого Поста они опускаются), и «поскору» читаются (а не поются) «Блаженны». В конце – молитва святого Ефрема Сирина (16 поклонов) и сразу – вечерня (псалом 33 – не читается), относящаяся уже к следующему дню. По 9 песни и ектений поется светилен троичен гласа, как и во время Великого Поста. И далее – конец утрени великопостной.

Вечерня после часов (в среду и пятницу сырные) совершается обычная, вседневная, но имеющая следующие особенности. После «Свете тихий» поется прокимен, читается паремия и поется второй прокимен. Читается «Ныне отпущаеши» и по «Отче наш» поется тропарь святому из Минеи; «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря святого. Вместо «Господи, помилуй» (40) священник возглашает сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже»; после возгласа – молитва святого Ефрема Сирина (3 поклона), и чтец читает молитву «Всесвятая Троице, Единосущная державо». Хор: «Буди Имя Господне». Чтец: псалом 33 («Благословлю Господа»). Священник на амвоне возглашает: «Премудрость». Хор: «Достойно есть» (до слов «Честнейшую Херувим…»). Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже». Хор: «Слава, и ныне. «Господи, помилуй». «Благослови»[10]. Отпуст.

В сырные среду и пятницу вечером совершается малое повечерие.

Если в среду и пятницу случится праздник Трех святителей (30 января/12 февраля) или Обретение главы Иоанна Предтечи (24 февраля/9 марта), то службы этих праздников совершаются во вторник или четверг сырные; праздники храмовой или Сретения, пришедшиеся на эти дни, не переносятся, но в конце вечерни, утрени и каждого часа совершаются по три великих поклона с молитвой святого Ефрема Сирина. Литургия служится святого Иоанна Златоуста в свое время (вечерня вечером не служится).

В богослужении этого дня мы воспоминаем подвиги древних отцов, просим их помощи в предстоящем нам подвиге. Канон утрени этого дня, как и в субботу мясопустную, имеет вторую песнь (в отличие от большинства канонов).

Последний воскресный день накануне Великого Поста именуется Неделей Сыропустной. Этот день — заговение на Великий пост, последний раз вкушается скоромная пища. В богослужении этого дня воспоминается грехопадение Адама и Евы, изгнание их из рая за непослушание и невоздержание, сокрушение Адама, оплакивающего свое падение. Первая заповедь человеку была заповедью о посте (запрет вкушения плодов от одного из деревьев рая). И эту заповедь Адам преступил, согрешив против любви Божией. И этим навлек наказание на весь человеческий род. Чрез это падение грех вошел в человеческую природу. А до грехопадения благодать была в душе Адама и делала его беспечальным, радостным, святым; делала его тело послушным орудием души. Господь призрел на покаяние Адама. И Адам был наречен «другом Божиим». Но чтобы восстановить повреждение человеческой природы необходим был искупительный подвиг Христа Спасителя.

На Всенощной к пению полиелейных псалмов добавляется пение псалма «На реках Вавилонских». В Евангельском и апостольском чтениях этого дня Святая Церковь говорит нам о необходимости прощения обид, смирении и неосуждении ближних, о том, что есть истинный пост. Без прощения ближних нельзя начинать подвиг поста и покаяния. Отсюда произошел обычай христиан в этот день просить друг у друга прощения, поэтому в просторечии этот день именуется Прощеным воскресеньем.

В сырное воскресенье воспоминается изгнание прародителей из рая, чему посвящены, в основном, все песнопения вечернего и утреннего богослужений. На Литургии в воскресенье читается Евангелие, благовествующее о том, что нужно нам для того, чтобы Бог простил наши грехи, и как должно поститься. Прощение ближних, согрешивших против нас, является, по Евангелию, основным условием прощения Господом наших грехов. Апостол указывает, что пост есть наиболее удобное время для делания благих дел.

 

2.3 Уставные особенности богослужений на каждый день Сырной Седмицы

 

Неделя мясопустная

Кондак недели мясопустной –

Егда приидеши Боже на землю со славою, / и трепещут всяческая: / река же огненная пред судищем влечет, / книги разгибаются, и тайная являются: / тогда избави мя от огня неугасимаго, / и сподоби мя одесную Тебе стати Судие праведнейший.

На утрене – К двум полиелейным псалмам соединяется псалом 136: «На Реках Вавилонских». После 50-ый псалом – Слава – глас 8-ый –« Покаяния отверзи ми двери жизнодавче….», « И ныне» Богородичен из Триоди. Глас 8-ый « На спасения стези…», глас 6-ый « Помилуй мя Боже..» и стихира из Триоди, глас 6-ый «Множество содеянных…».

Понедельник Сырной Седмицы

 Если в понедельник 1-й седмицы Великого поста если случится храмовый или полиелейный праздник, то служба праздника переносится на Неделю сыропустную (ср.: Типикон, 30-я храмовая глава, 7-я Маркова глава под 24 февраля).

Начиная с понедельника и до Пасхи мясо в пищу не употребляется.

Начиная с этого дня стихиры на стиховне Октоиха вечерние и утренние опускаются; вместо них до субботы 6-й недели поются стихиры самогласны дня из Триоди (см.: Типикон, гл. 49, «В Неделю мясопустную вечера», 1-е «зри»).

Порядок совершения вечерни совпадает с порядком вседневной вечерни, которая совершается в дни пения Октоиха.

Утреня имеет такой же порядок, как и в дни пения Октоиха.

Литургия – святителя Иоанна Златоуста.

Вторник Сырной Седмицы –

Совершается вседневная вечерня, на которой стихиры поются так же как и в мясопустную неделю вечера.

Утреня – обычная седмичная, и ее порядок не меняется.

Часы – вседневные.

Литургия – святителя Иоанна Златоуста.

Среда Сырной Седмицы –

В среду, а так же в пятницу сыропустной седмицы не бывает литургии, за исключением лишь тех случаев, когда в эти дни приходится Сретение Господне или Престольный праздник. Песнопения Октоиха, Триоди и Минеи. Вечерня имеет такой же порядок, как и вседневная, но в ней есть особенности, свойственные великопостному богослужению.

Если в среду и пятницу случится праздник Трех святителей (30 января по с.ст.) или Обретение главы Иоанна Предтечи (24 февраля по с.ст.), то службы этих праздников совершаются во вторник или четверг сырные; праздник храмовый или Сретения , пришедшиеся на эти дни, не переносятся, но в конце вечерни, утрени и каждого часа совершаются по три великих поклона с молитвой святого Ефрема Сирина. Литургия служится святителя Иоанна Златоуста в свое время (вечерня вечером не служится).

Совершается служба, подобная великопостной, но с некоторыми отличиями. Различия великого повечерья с великопостным следующие:

В третьей части после канона «Достойно есть», Трисвятое по «Отче наш» затем тропари дневного святого, храма и далее – «Боже отец наших», «Иже во всем мире». «Слава» — «Со святыми упокой», «И ныне» — «Молитвами Господи, всех святых» и прочее последование по Часослову

«Господи сил с нами буди» — как Великим Постом, не поется.

Молитва «Владыко Многомилостиве» не читается.

Сразу после отпуста чин прощения: «Благословите, отцы святии, и простите ми грешному». Ектенья : «Помолимся о Великом Господине

Полунощница вседневная с поклонами.

На утрени вместо «Бог Господь» поется «Аллилуиа» рядового гласа Октоиха и троичны гласа.

Вечерня соединяется с великим повечерьем и утреней. Соединение следующее: сразу после вечерни (во вторник и четверг вечера) бывает великое повечерье с великими поклонами.

По Трисвятом ( если в этот день нет праздника и служба совершается вместе со службами Октоиха и Триоди). – тропари, глас 4-й: «Богородице Дево…» (поклон). «Слава» – «Крестителю Христов…» (поклон), «И ныне» – «Молите за ны…» (поклон), «Под Твое благоутробие…» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благословен…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Небесный Царю…». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко…». Чтец: Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей творит великий отпуст.

Совершается великое повечерие с поклонами (на повечерии пение везде заменяется чтением)

По «Достойно…» и Трисвятом не поется, как Великим постом, «Господи Сил, с нами буди…».

Чтец: «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей – возглас: «Боже, ущедри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитвы: «Нескверная, Неблазная…», «И даждь нам, Владыко…», «Преславная Приснодево…», «Упование мое…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор или чтец: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей – отпуст малый (но не «Владыко Многомилостиве…»). Обычное прощение от настоятеля и ектения: «Помолимся о Великом Господине…», в конце которой иерей глаголет: «Рцем и о себе самех». Хор: «Господи, помилуй» (трижды). Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Хор: «Аминь».

Полунощница вседневная с «поклоны ея» и молитвой прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами).

На часах кафизм не положено. Ударов на каждом часе в колокол, как это принято Великим постом, нет.

1-й час. «Приидите, поклонимся…» (трижды) и обычные псалмы. По великопостному чину, читается (но не поется) тропарь: «Заутра услыши…» со своими стихами (стих 1-й: «Глаголы моя внушиГосподи…», и стих 2-й: «Яко к Тебе помолюся…»). «Слава, и ныне» – Богородичен часа: «Что Тя наречем…». Стихи часа: «Стопы моя направи…» и «Да исполнятся уста моя…» – читаются. Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец – тропарь: «Скоро предвари…». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, ущедри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Христе, Свете Истинный…». Хор (по обычаю): «Взбранной Воеводе…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст и многолетны. Исхождение в притвор и обычная лития о усопших.

3-й час. Иерей в епитрахили, перед царскими вратами (завеса не открывается), совершив три поклона (поясных), произносит возглас: «Благословен Бог наш…». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш…» и прочее последование 3-го часа, как обычно. По великопостному чину, читается (но не поется) тропарь: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа…» со своими стихами (стих 1-й: «Сердце чисто созижди во мне, Боже…», и стих 2-й: «Не отвержи мене от лица Твоего…»). «Слава, и ныне» – Богородичен часа: «Богородице, Ты еси лоза истинная…». «Господь Бог благословен…», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец – тропарь: «Благословен еси, Христе Боже наш…», «Слава» – ин тропарь: «Скорое и известное даждь утешение…», «И ныне» – Богородичен: «Надежда и предстательство…». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, ущедри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Владыко Боже…», и начинается 6-й час.

6-й час. «Приидите, поклонимся…» (трижды) и обычные псалмы. По великопостному чину, читается (но не поется) тропарь: «Иже в шестый день же и час…» со своими стихами (стих 1-й: «Внуши, Боже, молитву мою…», и стих 2-й: «Аз к Богу воззвах…»). «Слава, и ныне» – Богородичен часа: «Яко не имамы дерзновения…». Чтец – тропарь пророчества (Триоди), глас 3-й: «Царю Святый…», «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец – прокимен Триоди, глас 6-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…»; стих: «К Тебе, Господи, воззову…». Иерей (или диакон): «Премудрость». Чтец: «Пророчества Иоилева чтение». Иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец читает паримию Триоди. По окончании чтения иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец – прокимен Триоди, глас 7-й: «Господь крепость людем Своим даст…»; стих: «Принесите Господеви, сынове Божии…». После пения прокимна чтец: «Скоро да предварят ны…», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец – тропарь: «Спасение соделал еси…», «Слава» – ин тропарь: «Пречистому Образу Твоему…», «И ныне» – Крестобогородичен: «Препрославлена еси, Богородице Дево…». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей: «Боже, ущедри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Боже и Господи Сил…», и начинается 9-й час.

9-й час. «Приидите, поклонимся…» (трижды) и обычные псалмы. По великопостному чину, читается (но не поется) тропарь: «Иже в девятый час…» со своими стихами (стих 1-й: «Да приближится молитва моя…», и стих 2-й: «Да внидет прошение мое…»). «Слава, и ныне» – Богородичен часа: «Иже нас ради…». «Не предаждь нас до конца…», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец – тропарь: «Видя разбойник…», «Слава» – ин тропарь: «Посреде двою разбойнику…», «И ныне» – Крестобогородичен: «Агнца, и Пастыря…». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, ущедри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш…», и начинаются изобразительны. (По традиции, открывается завеса царских врат.)

Изобразительны читаются: «Благослови, душе моя, Господа…», «Слава» – «Хвали, душе моя, Господа…», «И ныне» – «Единородный Сыне…». Блаженны без пения: «Во Царствии Твоем…». «Слава, и ныне» – «Помяни нас, Господи…», «Помяни нас, Владыко…», «Помяни нас, Святый…», «Лик Небесный…», «Приступите к Нему…», «Лик Небесный…». «Слава» – «Лик святых Ангел…», «И ныне» – «Верую…», «Ослаби, остави…», «Отче наш». Иерей – возглас. Чтец: «Аминь», и читает кондаки.

Чтец: «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей: «Боже, ущедри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами).

 И сразу начинается вечерня. Чтец: «Аминь»( Сразу после молитва Ефрема Спирина).. «Приидите, поклонимся…» (трижды), 103-й псалом. Великая ектения. Кафизма, после которой – малая ектения.

На малом повечерии, согласно Уставу, поется служба святого, память которого приходится на сырную субботу.

Пятница Сырной Седмицы

Богослужения совершается подобно среды Сырной Седмицы.

 Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Заговенье на Великий пост.

Богослужения недели Сыропустной —

Примечание. Если в понедельник 1-й седмицы Великого поста случится храмовый или полиелейный праздник, то служба праздника переносится на Неделю сыропустную (ср.: Типикон, 30-я храмовая глава, 7-я Маркова глава под 24 февраля).

Кондак недели сыропустной —

Премудрости наставниче, смысла подателю, / немудрых наказателю, и нищих защитителю, / утверди, вразуми сердце мое Владыко. / Ты даждь ми слово, Отчее Слово, / се бо устне мои не возбраню, / во еже звати Тебе: / Милостиве, помилуй мя падшаго.

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные – 6, и Триоди, глас 6-й – 4. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Седе Адам прямо рая…», «И ныне» – догматик по гласу.

Вход. Прокимен дня.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные.

Полиелей. К двум полиелейным псалмам присоединяется псалом 136-й: «На реках Вавилонских…». «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези…». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже…», и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных…».

На Литургии заготовляются два Агнца: для среды и пятницы.

Заготовление Агнцев на Литургии происходит следующим образом:

Проскомидия в Неделю совершается обычным порядком. После заготовления первого Агнца точно так же заготовляются и другие два, над каждым из которых священник произносит молитвословия: «В воспоминание…», «Яко овча…», «И яко Агнец…», «Во смирении Его…», «Род же Его…», «Яко вземлется…», «Жрется Агнец…» и «Един от воин…». Все три Агнца полагаются на дискос вместе. Далее проскомидия совершается обычным чином.

Во время евхаристического канона священник произносит: «Хлеб сей…», а не «Хлебы сия…».

При возглашении «Святая святым» священник возносит не один Агнец, а все три вместе.

Для причащения раздробляется обычным порядком только первый Агнец, а остальные два напояются Святой Кровию. Для этого священник берет правой рукой лжицу, омокает ее в Святой Крови, левой же рукой берет второй Агнец и напояет Его над Чашей крестообразно, после чего полагает Агнец в Дарохранительницу. Таким же образом заготовляется и третий Агнец.

Образец совершения вечерни накануне понедельника Четыредесятницы

Вечером в Неделю сыропустную иерей (пред царскими вратами): «Благословен Бог наш…». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и читает 9-й час – по обычаю. В конце 9-го часа иерей произносит возглас: «Боже, ущедри ны…». Читается молитва: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш…».

Вечерня с входом и Великим прокимином. глас 8-й: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю; скоро услыши мя, вонми души моей и избави ю»; стих 1-й: «Спасение Твое, Боже, да приимет мя»; стих 2-й: «Да узрят нищии и возвеселятся»; стих 3-й: «Взыщите Бога, и жива будет душаваша».

После отпуста, по традиции, совершается чин прощения.

На солею выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя и Богородицы. Настоятель творит земные поклоны перед ними и целует их. Затем он обращается к присутствующим с поучением о христианском проведении поста и испрашивает прощения грехов у причта и народа, говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». Сказав это, он земно кланяется народу. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит тя, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». На это служащий священник (как правило, настоятель, а в обителях – наместник) отвечает: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас». Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют Крест и лобызаются с настоятелем и друг с другом в рамена (плечи), взаимно испрашивая прощения. За ними идут миряне, прикладываются ко Кресту, целуют иконы, которые обычно держат священнослужители, и испрашивают прощения у причта и друг у друга. Во время чина прощения принято петь: «Покаяния отверзи ми двери…», «На реках Вавилонских…» и другие.

Вечером в Неделю сыропустную и в прочие Недели Четыредесятницы положено совершать малое повечерие с каноном и поклонами.

 Если накануне совершалось бдение, то канон Богородицы (Октоиха) на повечерии не поется.

Порядок малого повечерия такой же, что и в период пения Октоиха, но со следующими особенностями. Вместо возгласа: «Молитвами святых отец…» произносится: «Боже, ущедри ны…». После возгласа совершаются три великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко…», 12 малых поклонов с молитвой «Боже, очисти мя, грешнаго», и один великий поклон с молитвой «Господи и Владыко…». После поклонов – конечное Трисвятое. По «Отче наш» – возглас: «Яко Твое есть Царство…», «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитва: «Нескверная, Неблазная…», и прочее по обычаю.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Работая над этой темой, изучая историю Великого Поста, рассматривая содержание песнопений и богослужений подготовительных недель, включая Сырную Седмицу – нам становиться понятным глубокий смысл и значение его соблюдения верующими людьми.

Великий пост установлен по примеру поста самого Господа нашего Иисуса Христа, наставлениях святых апостолов и святых отцов Новозаветной Церкви. В Евангелии Спаситель дает указание как следует поститься. Пост, в такой форме в которой мы его сейчас соблюдаем, формировался в течении многих столетий.

Предваряют Великий пост – святую Четыредесятницу – неделя о мытаре и фарисее, неделя и седмица о блудном сыне, неделя и седмица мясопустная (мясо-отпустная), неделя и седмица сыропустная (сыро-отпустная, сырная, масленица). В приготовительные седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; потом перед самим постом следует воздержание от мясной пищи.

В богослужебных песнопениях Церковь, напоминает о первых днях сотворения мира и человека, о блаженном состоянии прародителей и их падении, о пришествии на землю Сына Божия для спасения человека, располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу.

Значение богослужений Сырной Седмицы – призыв к воздержанию, покаянному плачу, очищению себя грядущим постом, милосердии к нищим, подготовке к Пасхальной встрече с Воскресшим Христом.

Понедельник: «Ласкосердствовавше первую подъяхом наготу, победившеся горьким вкусом, и от Бога изгнани быхом…» — вспоминается изгнание из рая за то самое расслабление и нерадение и желание неги, вкусить запретный плод и не раскаяться после. «…Но возведемся к покаянию…» — теперь нам дается шанс такой, через покаяние вернуться в рай, в Отчий дом. «…И чувства очистим, к нимже брань, вход поста творяще: надеждею благодати сердца извествующе, не брашны, в ниже не пользовашася ходившии» — призыв к очищению, подготовке к посту, и далее цель, для чего «И снестся нами Агнец Божий, во священной и светоносной нощи Воскресения, нас ради приведенное заколение, учеником приобщенное в вечер Таинства, и тьму разоряющее неведения светом Его воскресения». Чтобы встретиться с Христом в Пасхальную ночь, с Тем, Кто ради нас пострадал.

И далее вся служба понедельника и других дней наполнена покаянным, очистительным, подготовительным к посту смыслом.

И вот еще сказано в песни 9й трипеснца на утрени: «Постов входы и преддверия, вси да не оскверним зле невоздержанием и пиянством: но в чистоте помышлений усердно внидем, приемше нетления венцы и трудов достойне плоды».

Вторник: «Постом очиститися потщимся, от скверны прегрешений наших, и милостию и человеколюбием к нищим, внити в чертог Жениха Христа, подающаго нам велию милость». Здесь упоминается о милостыне к нищим.

Среда: «Радостно приимем верни богодохновенное завещание поста, якоже прежде ниневитяне: и паки, блудницы и мытари: яже покаяния проповедь от Иоанна есть. Воздержанием уготовимся к преселению в Сион, Владычняго священнодейства. Слезами предочистимся в нем божественнаго умовения. Помолимся видети образныя зде Пасхи совершение, и истинныя явление. Уготовимся на поклонение Креста, и Воскресения Христа Бога, вопиюще к Нему: не посрами нас от чаяния нашего Человеколюбче».

Четверг, красивая стихира, в которой упоминается о весне постной, пост для обновления души и тела: «Возсия весна постная, цвет покаяния, очистим убо себе братие, от всякия скверны, Светодавцу поюще рцем: слава Тебе, Едине Человеколюбче».

Пятница, упоминание крестной смерти Господа, воспоминание о которой должны привести нас к воздержанию: «Господень Крест, неуклонно кланяющимся ему, всякия сласти брозда есть, и закон воздержания: ибо непрестанно взирающии на Пригвожденного на нем, распинают плоть со стратьми и похотьми. От нихже и мы быти потщимся, постом чистым присвоимся, человеколюбно нам присвоившемуся страстию и Своего бесстрастия естество подавшему, имущему велию милость».

Богослужебные песнопения, молитвы и поклоны на Сырной Седмице помогают раскрыть в человеке покаянные чувства, подготовить его душу к очистительному подвигу Великого Поста, без соблюдения которого не возможно достигнуть спасения.

В эту неделю, последнюю перед Великим постом, хорошо бы помнить совет преподобного Сергия Радонежского : «Воздержания держитесь». Соблюдайте заповедь о посте, — говорит святой Василий Великий, — «почтите седины поста, ибо он также стар, как род человеческий»… «Молящиеся и постящиеся имеют два крыла…» — говорит святитель Иоанн Златоуст. « Пост – колесница, возносящая на небо» — учить прп. Ефрем Сирин. Заповедь о посте является необходимой для нас заповедью.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Священник Константин Никольский. «Учебный устав богослужения». — М., «Лествица», 1999.
  2. «Закон Божий, составленный по Священному Писанию и изречениям Святых Отцов как практическое руководство в духовной жизни». — М., Сретенский монастырь, «Новая книга», «Ковчег», 1998.
  3. «Устав богослужения Православной Церкви в вопросах и ответах». — Московское подв. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, изд-во «Отчий дом», — М., 1996.
  4. Никольский К., протоиерей. Руководство к изучению богослужения Православной Церкви. Киев: Общество любителей православной литературы Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2005. С.213.
  5. Шиманский Г.И. Литургика. — М., 2002. — С.178.
  6. Закон Божий. Сретенский монастырь. М., 1999. Цит. по: Чтение на каждый день Великого Поста. — М., 2004. — С. 55.
  7. Сырная седмица (масленица): преддверие и начало поста // Электронный ресурс, режим доступа: http://svlavra.church.ua/2016/03/07/syrnaya-sedmica-maslenica-preddverie-i-nachalo-posta/
  8. Триодь постная. М., 1992, Т.1. Л.59.
  9. Бубнов Я. Н. Великий пост и православная пасха. Издательство Открытый мир. Москва. 2005.
  10. Носовский Г., Фоменко А. Библейская Русь. Т. 1, 2004
  11. Православная кулинария. – Мн. 2005ю 120 с.
  12. Узун О. В. Русский народ. Русская кухня. – М.: ОЛМА Медиа, 2008
  13. Великий Канон. Творение святого Андрея Критского: — Москва, Сестричество во имя преп, 2013. — 144 с.
  14. Великий пост. Произведения русских писателей: — Санкт-Петербург, Никея, 2014. — 512 с.
  15. Великий пост: Джесси Рассел — Санкт-Петербург, Книга по Требованию, 2012 г.- 110 с.
  16. Злые ветры дуют в Великий пост: Леонардо Падура — Санкт-Петербург, Corpus, Астрель, 2010.- 288 с.
  17. Мы ждем Пасху: С. М. Макарова — Москва, Издательство сестричеств, 2012.- 48 с.
  18. Адамово. Беседы на Великий пост 1847-2012-а: Коллектив авторов — Москва, Книга по Требованию, 2012. — 392 с.
  19. Пост (религия): Джесси Рассел — Санкт-Петербург, Книга по Требованию, 2012. — 116 с.
  20. Пост №1 (Волгоград): Джесси Рассел — Санкт-Петербург, Книга по Требованию, 2013. — 110 с.
  21. Православный пост. Великий пост, Петров пост, Успенский пост, Рождественский пост: Т. Сергеева — Москва, Локид-Пресс, 2003. — 304 с.
  22. Рождественский пост: Джесси Рассел — Москва, Книга по Требованию, 2013. — 107 с.
  23. Богослужебный устав православной Церкви : В.В. Розанов – Москва, издательство православного Св-Тихоновского Богословского института, 2002.- 686 с.
  24. Практическое руководство для священно-церковнослужителей при совершении богослужений в двунадесятые праздники, дни Постной и Цветной Триоди : Архимандрит Иоанн (Маслов) – Киев, 2003. – 310 с.


1  2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф