3.3 Рекомендации по совершенствованию организации учета и контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками
Расчеты с поставщиками и подрядчиками отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. По полученным займам и кредитам задолженность показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов.
В МОАУ «СОШ №13» к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» открыты следующие субсчета: 60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками в рублях» и 60.2 «Авансы выданные». А к счету 19 «НДС по приобретенным ценностям» открыт следующий субсчет: 19.3 «НДС по приобретенным товарно-материальным запасам». Такой учет затрудняет работу бухгалтера, поскольку в такой ситуации достаточно сложно сразу оценить величину задолженности перед поставщиками за товары и перед подрядчиками за оказанные услуги (выполненные работы). Поэтому в настоящее время сверка расчетов происходит вручную по каждому контрагенту на основании заключенных хозяйственных договоров и товаросопроводительных документов (актов выполненных и принятых заказчиком работ). Сверка осуществляется вручную, поскольку документооборот на предприятии небольшой, однако не стоит забывать, что предприятие динамично развивающееся, с каждым годом возрастает выручка от реализации, следовательно, увеличивается документооборот и сверка данных вручную будет отнимать много рабочего времени у бухгалтерских работников.
Оценивая данную ситуацию руководству школы можно предложить следующие рекомендации по совершенствованию учета расчетов с поставщиками и подрядчиками:
К счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» изменить действующие и добавить следующие субсчета:
- 1 «Расчеты с поставщиками»,
- 3 «Расчеты с подрядчиками»
- 4 «Неотфактурованные поставки»;
К счету 19 «НДС по приобретенным ценностям» добавить следующие субсчета:
- 1 «НДС по приобретенным товарам»,
- 2 «НДС по оказанным услугам»,
- 4 «НДС по неотфактурованным поставкам».
Предполагается, что в связи с этими нововведениями объем работ бухгалтерских работников существенно сократится. Сгруппируем для наглядности данные рекомендации в таблицу 10
Таблица 10 — Открытие субсчетов
| Субсчета, использующиеся в настоящее время | Субсчета, рекомендованные к применению | Выгода от предложенных рекомендаций |
| К счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»: 60.1, 60.2 | К счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»: 60.1, 60.2, 60.3, 60.4 | Сокращение времени обработки документов сотрудниками бухгалтерии, повышение производительности труда. |
| К счету 19 «НДС по приобретенным ценностям»: 19.3 | К счету 19 «НДС по приобретенным ценностям»: 19.1, 19.2, 19.3, 19.4 | Позволяет систематезировать учет расчетов. |
Данные рекомендации позволят сделать учет расчетов с поставщиками и подрядчиками более прозрачным, наладить и систематизировать систему расчетов.
Предполагается, что в связи с этими нововведениями объем работ бухгалтерских работников существенно сократится, при этом отпадет необходимость в наборе дополнительных специалистов в бухгалтерскую службу как предполагалось ранее.
В целях повышения производительности труда и эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью рекомендуется разработать следующий учетный регистр, обобщающий информацию о величине задолженности и позволяющий сгруппировать учетные данные в разрезе каждого контрагента (таблица 11).
Таблица 11 — Разработка учетных регистров
| Период | Содержание операции | Контрагент | Дебет | Кредит | Сумма |
| 25.09.17 | Поступление товаров | ООО «Логас» | 41.1 | 60.1 | 56 277 |
| ООО «Комус» | 41.1 | 60.1 | 15 250 | ||
| НДС | ООО «Логас» | 19.3 | 60.1 | 10 129 | |
| ООО «Комус» | 19.3 | 60.1 | 2 745 | ||
| 27.09.17 | Поступление материалов | ООО «Компакт» | 10.1 | 60.1 | 5 789 |
| НДС | ООО «Компакт» | 19.3 | 60.1 | 1 042 | |
| 28.09.17 | Оказание услуг | ЗАО «Востокмонтаж» | 26 | 60.1 | 10 100 |
| НДС | ЗАО «Востокмонтаж» | 19.3 | 60.1 | 1 818 | |
| Итого: | 103 150 рублей, в том числе НДС 15 734 рублей | ||||
Содержащаяся в принятых к учету первичных документах информация, необходимая для отражения в бухгалтерском учете, накапливается и систематизируется в учетных регистрах.
Информация о хозяйственных операциях, произведенных предприятием за определенный период времени (месяц, квартал, полугодие, год), из учетных регистров переносится в сгруппированном виде в бухгалтерские отчеты.
В МОАУ «СОШ №13» используются формы учетных регистров, приведенные в компьютерной программе «1С: Бухгалтерия», но их бывает недостаточно для качественной и оперативной обработки данных.
На основе разработанного регистра бухгалтеру будет наглядно представлено, какие операции и когда были произведены с конкретным контрагентом за определенное число, а также позволит оценить реальную задолженность предприятия за период.
Регистры бухгалтерского учета являются коммерческой тайной, поэтому для сохранности данных первичных документов и регистров бухгалтерского учета рекомендуется разработать порядок хранения первичных документов и учетных регистров.
Порядок хранения первичных документов и учетных регистров заключается в том, что первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы подлежат обязательной передаче в архив.
Первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы до передачи их в архив предприятия должны храниться в бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах.
Сохранность первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов, оформление и передачу их в архив обеспечивает главный бухгалтер предприятия. Выдача первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов из бухгалтерии и из архива предприятия работникам других структурных подразделений предприятия, как правило, не допускается, а в отдельных случаях может производиться только по письменному распоряжению главного бухгалтера.
Для совершенствования системы внутреннего контроля рекомендуются следующие мероприятия:
— создать комиссию по работе с дебиторской задолженностью расчетов с поставщиками и подрядчиками, в обязанности которой входят систематическое наблюдение за состоянием расчетной дисциплины, проведение регулярных сверок расчетов. Важной составной частью оперативной работы комиссии должно стать ведение картотеки напоминаний должникам, и своевременное предъявление претензий по оплате продукции;
— необходимо производить анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности по конкретным поставщикам и подрядчиком, а также по срокам образования задолженности или сроках их возможного погашения, что позволит своевременно выявлять просроченную задолженность и принимать меры к ее взысканию. Ввести систему документооборота так как данные о сроках образования (погашения) задолженности должны быть регулярными и оперативными, их целесообразно аккумулировать в отдельном документе, например: реестр старения счетов поставщиков и подрядчиков. Составлять такой реестр можно в виде матрицы, по строкам указываются субъекты задолженности, по столбцам — сроки образования. Реестр может оперативно выявлять тех должников, успешная работа с которыми может принести наибольший результат для предприятия, а также тех, с которыми должны устанавливаться особые отношения;
— постоянно следить за соотношением расчетов с поставщиками и подрядчиками, так как значительное преобладание дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования, а превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности предприятия;
— контролировать оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, а также состояние расчетов по просроченной задолженности, так как в условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает лишь часть стоимости поставленной продукции, поэтому желательно расширить систему авансовых платежей;
— в сложившейся ситуации можно посоветовать организовать в школе систему аналитического учета дебиторской задолженности расчетов с поставщиками и подрядчиками не только по срокам, но и по размерам, местонахождению юридических лиц, физических лиц и предлагаемых условий оплаты;
— на высоком уровне организовать работу с договорами, в карточке клиента отличать работает он под реализацию или по системе предоплаты.
Таким образом, введение предложенных мероприятий позволит делать меньше ошибок в работе и ускорит ее процесс.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рыночных условиях особую важность приобретают вопросы четкой организации денежных расчетов, поскольку денежная стадия кругооборота капитала играет огромную роль в деятельности экономических субъектов. А для того, чтобы ускорить оборачиваемость оборотных средств и обеспечить своевременное поступление денежных средств необходимо четко организовать расчеты между поставщиками и подрядчиками.
Поставщики и подрядчики — это организации, поставляющие различные товарно-материальные ценности (готовую продукцию, товары, сырье), оказывающие услуги (посреднические, арендные, коммунальные) и выполняющие разные работы (строительные, ремонтные и др.).
В данной работе были рассмотрены особенности учета и расчетов с поставщиками и подрядчиками на примере МОАУ «СОШ №13».
В соответствии с уставом основным направлением деятельности организации является монтаж и обслуживание телекоммуникационного оборудования.
Проанализировав работу предприятия за 216-2017 год, было выяснено, что в целом предприятие работало не стабильно, поскольку, несмотря на то, что чистая прибыль отчетного года гораздо выше, чем в предыдущем, ликвидность активов уменьшилась, в результате чего к концу 2017 г. организация могла оплатить лишь 0,5% своих краткосрочных обязательств. К тому же за год увеличилось незавершенное строительство на 23 591 руб., и основные средства на 2 834 руб., а денежные средства наоборот уменьшились на 1 439 руб. Статья незавершенное производство не участвует в производственном обороте, следовательно, в определенных условиях увеличение ее доли можно рассматривать как негативное влияние на результативность финансово-хозяйственной деятельности.
Проведя анализ баланса предприятия, пришли к выводу, что 77% пассива баланса составляют краткосрочные обязательства, и что организация сможет погашать больше своих обязательств и увеличить свою платежеспособность не раньше, чем через полгода. Это является одним из признаков слабой финансовой устойчивости на рассматриваемый период.
На предприятии бухгалтерский учет ведется в соответствии с Учетной политикой предприятия, Федеральным законом и положениями по бухгалтерскому учету. В целом учет расчетов поставлен достаточно четко и эффективно, состояние расчетов характеризуется как удовлетворительное, соблюдается законность совершаемых операций и операции своевременно и в полном объеме отражаются на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
Таким образом по результатам плановой аудиторской проверки было установлено, что хозяйственные договора составляются надлежащим образом, их условия выполняются своевременно и в полном объеме. Первичный учет имеет ряд недостатков: не всегда заполняются обязательные реквизиты и не всегда соблюдается форма документов. Остатки по счетам учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в полной мере соответствуют реальной задолженности. Также отсутствует утвержденный график документооборота.
При проверке состояния расчетов с поставщиками и подрядчиками особое внимание было уделено инвентаризации расчетов, т.е. на выявление по соответствующим документам остатков по счетам бухгалтерского учета и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся на этих счетах.
Инвентаризация расчетов проводилась в разрезе каждого отдельного контрагента, в ходе проверки были составлены необходимые документы и направлены на согласование конкретному контрагенту. При инвентаризации расчетов были выявлены нарушения, которые на основании разработанных рекомендаций были немедленно исправлены (например, отсутствие приказа руководителя о назначении членов инвентаризационной комиссии).
Кроме того, был изучен действующий на предприятии План счетов бухгалтерского учета (на основании Учетной политики) и правильность отражения операций на счетах бухгалтерского учета. Действующий План счетов не является совершенным, требует доработок и дополнений.
В результате проведения аудиторской проверки было выявлено, что на предприятии отсутствует утвержденный график документооборота.
Существенных замечаний обнаружено не было, на основе данного исследования руководству предприятия в целях повышения производительности труда и сокращения времени на обработку документов бухгалтерскими работниками было предложено внести изменения в Учетную политику, касающиеся внедрения в действующий План счетов дополнительных субсчетов по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 19 «НДС по приобретенным ценностям». Данные рекомендации позволят сделать учет расчетов с поставщиками и подрядчиками более прозрачным, наладить и систематизировать систему расчетов.
Предполагается, что в связи с этими нововведениями объем работ бухгалтерских работников существенно сократится, при этом отпадет необходимость в наборе дополнительных специалистов в бухгалтерскую службу как предполагалось ранее.
В целях повышения производительности труда и эффективности управления учета расчетов с поставщиками и подрядчиками рекомендуется разработать учетный регистр, обобщающий информацию о величине задолженности и позволяющий сгруппировать учетные данные в разрезе каждого контрагента.
На основе разработанного регистра бухгалтеру будет наглядно представлено, какие операции и когда были произведены с конкретным контрагентом за определенное число, а также позволит оценить реальную задолженность предприятия за период.
Необходимо производить анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности по конкретным поставщикам и подрядчиком, а также по срокам образования задолженности или сроках их возможного погашения, что позволит своевременно выявлять просроченную задолженность и принимать меры к ее взысканию. Ввести документооборот, так как данные о сроках образования (погашения) задолженности должны быть регулярными и оперативными.
Применение рекомендаций в кратчайшие сроки позволит работникам предприятия, особенно бухгалтерской службы более рационально использовать трудовые ресурсы, повысить производительность труда и максимально усовершенствовать действующую систему учета и контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками МОАУ «СОШ №13».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 29.12.2017 ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 05.12.1994. №32. ст. 3301.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 29.01.1996. №5. ст.410.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 03.08.1998. №31. ст.3824.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08. 2000 № 117-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 07.08.2000. №32. ст.3340.
- Федеральный закон РФ от 06.12.2011г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // Собрание законодательства РФ. 12.12.2011. №50. Ст.7344.
- Федеральный закон РФ от 30.12.2008г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 05.01.2009. №1. Ст.15.
- Положение от 29.07.1998 №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (ред. от 29.03.2017) // Российская газета, 31.10.1998, №208.
- Аканеев В. Покупатель за поставщика в ответе. // Практическая бухгалтерия. – 2017. — №3. – С.11-12.
- Андреев В.Д. Внутренний аудит. М.: Финансы и статистика. 2017. – 464с.
- Аудит: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Подольского. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. -260с
- Бабаев Ю. А., Петров А. М. Бухгалтерский финансовый учет. — М.: Вузовский учебник, 2017.
- Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. — изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2015.
- Биантовская О.В. Правила для резерва по сомнительным долгам // Главбух. – 2015. №3. – С. 50.
- Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учет. – Ростов н/Д: «Феникс», 2017. – 608 с.
- Богомолов А.М. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью как элемент системы внутреннего контроля на предприятии // Современный бухучет. – 2017. — №5. – С.20-22.
- Борисов Р.И. Расплатились собственным векселем? Расчет налогов по новым правилам // Главбух. – 2015. — №4. – С. 43 – 46.
- Борисова С.М. Оформление счетов-фактур: на что обратить внимание // Бухгалтерский учет. – 2014. — №11. – С. 41 – 44.
- Бухгалтерский учет / Под ред. А.Д. Ларионова. – М.: «Проспект», 2015. – 392 с.
- Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. П.С. Безруких. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Бухгалтерский учет, 2015. – 736 с.
- Бухгалтерский учет: Финансовый учет. Управленческий учет. Финансовая отчетность: учебное пособие / Н.К. Муравицкая, Г.И. Лукьяненко. — М.: КНОРУС, 2015. -528с.
- Вагапова А. Оплата поставщикам со счетов третьих лиц.// Финансовая газета. – 2015. — №3. – С.6.
- Варенкова И. Бухгалтерский учет. М.: Финансы и статистика. 2017. – 208с.
- Васильева Н.А. Учетная политика организации//Бухгалтерский учет. -2015. — №24. — С. 31-35.
- Вещунова Н.Л, Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет: Учебник. -2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2017.
- Войко А.В. Аудиторская проверка учета кредиторской задолженности организации. // Аудиторские ведомости. – 2015. — №7. – С.14-19.
- Данилевский Ю.А., Аудит: учебное пособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2017. -234 с.
- Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ бухгалтерской отчетности. – М.: ДИС, 2017. – 391 с.
- Заруцкая В.А. Вычет при оплате товара векселем: плюсы и минусы новых правил // Главбух. – 2017. — №4. – С. 48 – 51.
- Зеленин В.А. Аудиторский риск и его оценка // Бухгалтерский учет. — 2017. — № 2. — С. 8-10.
- Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. – М.: Юристъ, 2013. — 618 с.
- Камышанов П.И. Бухгалтерский учет и аудит. Учебное пособие. 2016. – 679с.
- Кирюшина И. Списание кредиторской задолженности // Новая бухгалтерия. – 2017. — №12. – С.7-9.
- Ковалев В.В. Финансовый учет и анализ: концептуальные основы. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 720 с.
- Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет в организациях. – 5-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 767 с.
- Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2015. -384с.
- Пальмина Е.В. Товары от поставщика поступили без документов: налоговые последствия // Главбух. – 2015. — № 11. – С. 73.
- Патров В.В. Учет операций по поступлению товаров // Бухгалтерский учет. — 2017. — №12. — с.35-39.
- Петров А.М. Контроль за движением дебиторской и кредиторской задолженности // Современный бухучет. – 2015. — №9. — С.11.
- Рогуленко Т.М. Аудит: учебник. – М.: Экономистъ, 2017. – 383 с.
- Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфро – М, 2017. – 345 с.
- Скобара В.В. Аудит: методология и организация. – М.: Инфра-М, 2015. -212с
- Сотникова Л.В. Бухгалтерская отчетность организации. 2008 – 2009. Под ред. А.С. Бакаева. – СПб.: ПИТЕР, 2016. – 704 с.
- Суглобов А.Е. Бухгалтерский учет и аудит: Учебное пособие для вузов / А.Е. Суглобов, Б.Т. Жарыгласова. – М.: КноРус, 2015. – 496 с.
- Терехов А.А. Аудит: законодательные решения. М.: Финансы и статистка. 2017. – 608с.
- Терехов А.А. Терехов М.А. Контроль и аудит. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 272 с.
- Тулякова А. Коллекция ошибок при расчетах с поставщиками // Двойная запись. – 2017. — № 6 – С. 17 – 21.
- Финансовый учет: Учебник / Под ред. В.Г. Гетьман. –4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 784 с.
- Шуляк П.Н. Финансы предприятий. – М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2016. — 697 с.
- Интернет-портал о бухгалтерском учете и аудите: http://www.audit-it.ru/
