Заявка на расчет
Меню Услуги

Бухгалтерский учет и аудит денежных средств организации в ООО «Вирс». Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3


Бланк консолидированного кассового ордера должен содержать следующую информацию:

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
  • наименование организации;
  • наименование документа,
  • дата составления;
  • общая сумма выданных наличных средств за отчетный день;
  • номера, даты фискальных документов, подтверждающих выдачу;
  • перечень оснований для выдачи наличности.

После оформления общий расходный кассовый ордер подписывает материально-ответственное лицо (кассир) и главный бухгалтер.

В 2018 году организации, оформляющие приходные кассовые ордера в электронном виде, могут не распечатывать квитанцию на бумажном носителе. Электронную форму квитанции теперь можно направить на электронный почтовый адрес вносителя средств. При оформлении приходного ордера на бумаге данное правило не действует – организация, составляющая ПКО в бумажном виде, как и прежде, обязана выдавать вносителю квитанцию на бумажном носителе на руки.

Ведение кассовой книги в 2018 году обязательно для всех организаций, которые осуществляют любые операции с наличными денежными средствами.

За нарушение кассовой дисциплины грозят штрафы до 50 тысяч рублей на юридическое лицо.

Причем вид системы налогообложения и организационно-правовая форма роли не играет. Факт ведения онлайн-касс в организации, не снимает обязанности вести кассовую книгу по установленным правилам.

Форма кассовой книги выполнена в виде брошюры, состоящей из листов, в которых указан остатки наличных денежных средств на начало и конец дня, приход и расход денег. После окончания рабочего дня, данные в книге сравниваются с кассовыми документами, которые поступили. После этого высчитывается лимит, который переходит на следующий рабочий день. При верном заполнении всей информации, ставится подпись ответственным лицом.

В соответствии с законами РФ, книга может иметь бумажный или электронный вид. В целом, выбор в пользу бумажного или электронного вариантов зависит от количества расходных и приходных ордеров за смену или удобства заполнения. Ведение в электронном виде более удобное, так как в колонки может быть внесено значительно больше информации. К тому же, записи могут быть корректированы.

Если произошла ошибка в бумажном носителе, то ее нужно зачеркнуть и обязательно заверить подписью ответственного лица – это влияет на время заполнения и соответственно, оптимизацию всего рабочего процесса.

Официальное освобождение от составления документа имеют индивидуальные и частные предприниматели, ведущие учет доходов, расходов, натуральных показателей и других объектов налогообложения, характеризующих определенный вид экономической деятельности. Причем учет должен вестись в установленном порядке.

В настоящее время кассовую книгу может вести не только кассир, но и любое другое уполномоченное должностное лицо. Должность сотрудника, ответственного за ведение кассовой книги, необходимо зафиксировать в: локальном нормативном акте (например, в Положении о ведении кассовых операций); трудовом договоре; должностной инструкции работника.

Однако, ответственность по сверке наличности в кассе по-прежнему сохранена за кассиром, также только кассир может ставить свою подпись в кассовой книге.

Контроль документооборота осуществляет директор или главный бухгалтер. В том случае, если книга ведется лицом, являющимся предпринимателем, он отвечает за то, чтобы она была качественно и своевременно заполнена. В случае неверного введения данных, ответственность также будет нести предприниматель, в необходимости следует заплатить штраф.

В организации должен быть установлен кассовый лимит. Лимит кассы – допустимая сумма наличных, которая может оставаться в кассе организации на конец рабочего дня. Сверхлимитные суммы подлежат сдаче в банк.

Данный лимит организация определяет самостоятельно исходя из характера своей деятельности, а также с учетом объемов поступлений и выдач наличных средств.

Важно отметить, что организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства (далее СМП), а также ИП вправе не устанавливать лимит кассы и хранить в кассе столько наличности, сколько нужно.

В обособленных подразделениях (далее ОП), сдающих наличные деньги в банк, также должен быть установлен кассовый лимит. Причем головная организация при наличии у нее ОП обязана устанавливать свой лимит с учетом лимитов этих ОП (п. 2 Указания).

Документ, которым установлен кассовый лимит конкретного ОП, головная организация должна передать в данное подразделение. Суммы сверх установленного лимита должны сдаваться в банк. Превышение допускается в дни выплаты зарплаты/иных выплат, включая день получения наличных в банке на эти цели, а также в выходные/нерабочие праздничные дни (если фирма проводит в эти дни кассовые операции). В этом случае никакие штрафные санкции фирме и ее должностным лицам не грозят.

Помимо кассового лимита, есть еще и лимит расчетов наличными деньгами между организациями/ИП.

В соответствии с п. 6 Указания Банка России от 07.10.2013 N 3073-У данный лимит составляет 100 тыс. руб. в рамках одного договора. То есть, допустим, если организация покупает у другого юр. лица в рамках одного договора товары стоимостью 150 тыс. руб. и планирует производить оплату частями, то сумма всех наличных платежей не должна превышать в общей сложности 100 тыс. руб., остальная сумма должна быть перечислена продавцу по безналу. С физическими лицами обмен наличными (получение/выдача) организации/ИП могут проводить без каких-либо ограничений. Организациям и ИП важно соблюдать порядок ведения кассовых операций. Ведь за нарушение этого порядка грозит штраф (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ):

  • для организации — от 40 тыс. руб. до 50 тыс. руб.;
  • для ее должностных лиц и ИП – от 4 тыс. руб. до 5 тыс. руб.

С 9 июля 2012 г. вступило в силу, за исключением некоторых норм, новое Положение о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденное Банком России 19.06.2012 № 383-П (зарегистрировано Минюстом России 22 июня 2012 г.), которое заменило два документа — Положение о безналичных расчетах в РФ (от 03.10.2002 № 2-П) и Положение о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в РФ (от 01.04.2003 № 222-П). [10]

Принятие нового Положения обусловлено вступлением в силу Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Новое Положение о правилах осуществления перевода денежных средств подробно регламентирует осуществление расчетов по платежным поручениям, аккредитивам, инкассовым поручениям, чекам. Перечень способов осуществления безналичных расчетов расширен.

В нем теперь предусмотрены:

— расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);

— расчеты в форме перевода электронных денежных средств.

Способы расчетов избираются плательщиками, получателями средств самостоятельно и могут быть установлены договорами, заключаемыми ими со своими контрагентами.

Плательщиками, получателями средств являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, физические лица, банки.

В соответствии с новым Положением процедуры приема к исполнению распоряжений на перевод средств включают:

удостоверение права распоряжения денежными средствами (удостоверение права использования электронного средства платежа);

контроль целостности распоряжений;

структурный контроль распоряжений;

контроль значений реквизитов распоряжений;

контроль достаточности денежных средств.

При этом банком предоставлено право дополнительно устанавливать, в том числе в договорах, иные процедуры приема к исполнению распоряжений, в частности регистрацию распоряжений, контроль дублирования распоряжений, получение согласия кредитной организации плательщика на операцию с использованием электронного средства платежа.

Определена очередность исполнения распоряжений. При достаточности денежных средств на банковском счете плательщика распоряжения подлежат исполнению в последовательности поступления распоряжений в банк, если законодательством или договором не предусмотрено изменение указанной последовательности.

В случае приостановления операций по банковскому счету плательщика в соответствии с федеральным законом указанные распоряжения помещаются в очередь распоряжений, ожидающих разрешения на проведение операций. При недостаточности денежных средств на счете плательщика — юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица, занимающегося в установленном законодательством порядке частной практикой, банк после осуществления контроля достаточности денежных средств на банковском счете распоряжения принимать к исполнению не будет и будет их возвращать (аннулировать) отправителям распоряжений не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления распоряжения либо за днем получения акцепта плательщика, за исключением: распоряжений о переводе денежных средств в бюджеты бюджетной системы РФ, а также распоряжений этой же и предыдущей очередности списания денежных средств с банковского счета, установленной федеральным законом; распоряжений взыскателей средств; распоряжений, принимаемых банком к исполнению или предъявляемых банком в соответствии с договором. Принятые к исполнению, эти распоряжения будут помещаться банком в очередь не исполненных в срок распоряжений для дальнейшего исполнения при поступлении денежных средств в срок и в порядке очередности списания денежных средств с банковского счета, которые установлены федеральным законом.

В соответствии с гражданским кодексом банковский счет – это банковский счет, открываемый юридическому или физическому лицу в банке на основании договора банковского счета, предусматривающего совершение расчетных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельностью для юридического лица, и не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности для физического лица.

Юридическое лицо (предприятие) заключает договор с банком, по которому банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

Чтобы открыть расчетный счет необходимо представить в банк следующие документы:

1) заявление об открытии счета (бланк заявления можно получить непосредственно в банке);

2) нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации организации;

3) справку о постановке организации на учет в налоговой инспекции;

4) нотариально заверенную карточку с образцами подписей руководителя (первая подпись), главного бухгалтера (вторая подпись) и оттиском печати организации;

5) копию справки о присвоении организации статистических кодов.

Можно открыть столько расчетных счетов, сколько необходимо для работы организации. Законодательно количество расчетных счетов не ограничено. О том, что организация открыла банковский счет, она обязана в течение 10 дней сообщить в налоговую инспекцию (ст. 23 Налогового кодекса РФ). Если не выполнено это требование, то организация может быть оштрафована.

Через расчетный счет могут проводиться два вида операций: списание денег; зачисление денег.

Банк списывает деньги с расчетного счета по вашему распоряжению. Такое распоряжение оформляют платежным поручением. Без вашего согласия банк может списать деньги только в исключительных случаях, например, по решению суда, по требованию налоговой инспекции об уплате налоговых недоимок и пеней, начисленных по результатам проверки.

Порядок списания денежных средств с расчетного счета:

  1. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.
  2. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

— в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

— во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;

— в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования;

— в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;

— в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

— в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Первичными документами по операциям на расчетном счете являются:

Платежное поручение (форма N 0401060). На основании данного документа банк (где находится расчетный счет организации) спишет денежные средства организации и направит по необходимым направлениям:

— оплата товары (работы, услуги);

— перечисление налогов в бюджет;

— перечисление их на счет другой организации;

— иной платеж.

  1. Платежное требование (форма N 0401061). На основании платежного требования банк покупателя (заказчика) спишет денежные средства с его расчетного счета и зачислит их на ваш расчетный счет. Списание денежных средств со счета плательщика (покупателя) по платежному требованию может производиться: с акцептом (Списание денежных средств со счета плательщика (покупателя) по платежному требованию может производиться: с акцептом (то есть с его согласия); без акцепта (то есть без его согласия).
  2. Денежный чек. Чтобы снимать наличные деньги с расчетного счета, вы должны получить в банке, который обслуживает вашу организацию, книжку с денежными чеками (чековую книжку).

Денежный чек состоит из двух частей: отрывного листа и корешка чека.

На отрывном листе указывают цель получения денежных средств, сумму, которая снимается с расчетного счета, а также паспортные данные лица, получающего деньги.

Денежные средства, полученные по чеку, должны расходоваться только на те цели, которые в нем указаны. Отрывной лист денежного чека передается сотруднику банка, который выдает наличные деньги. Корешок остается в чековой книжке и должен храниться в организации 5 лет.

Чек действителен в течение 10 дней с даты его составления. Если этот срок истек, банк чек не примет.

Наличные деньги, полученные по чеку, должны быть оприходованы в кассе организации. Для этого следует оформить приходный кассовый ордер.

Объявление на взнос наличными (форма N 0402001). Бланк состоит из трех отрывных частей: собственно, объявления на взнос наличными, квитанции и ордера.

Объявление на взнос наличными заполняют в одном экземпляре. Одновременно с объявлением должен быть оформлен расходный кассовый ордер, так как наличные деньги выбывают из кассы организации.

Инкассовое поручение (форма N 0401071). является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

Инкассовые поручения применяются:

1) в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

2) для взыскания по исполнительным документам;

3) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (далее — банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа.

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются банком, который является получателем средств (за организацию) банку плательщика.

Банк получатель средств представляет в банк плательщика указанные расчетные документы при реестре переданных на инкассо расчетных документов (реестр – перечень документов с указанными сумма в нем), составляемом в двух экземплярах.

До представления документов в банк плательщика банк получатель должен проверить все документы (все реквизиты, все строки). После проверки правильности заполнения документов на них проставляется штамп банка, дата приема и подпись ответственного исполнителя. Непринятые документы вычеркиваются из реестра (общего списка документов) и возвращаются получателю средств (организации), количество и сумма расчетных документов в реестре исправляются. Оба экземпляра реестра и исправления в них заверяются подписью ответственного исполнителя банка. Один экземпляр реестра с непринятыми документами возвращают получателю (организации), второй экземпляр реестра с проверенными документами остается в банке.

При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика и при отсутствии в договоре банковского счета условия об оплате расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств платежные требования и инкассовые поручения помещаются в картотеку по внебалансовому счету N 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» с указанием даты помещения в картотеку. Банк плательщика обязан известить банк получателя о помещении расчетных документов в картотеку. Извещение направляется банком плательщика банку получателя не позже рабочего дня, следующего за днем помещения расчетных документов в картотеку. Банк получатель доводит извещение о постановке в картотеку до клиента.

Оплата расчетных документов производится по мере поступления денежных средств на счет плательщика в очередности, установленной законодательством.

При неполучении платежа по платежному требованию, инкассовому поручению либо извещения о постановке в картотеку банк получателя направляет в банк плательщика запрос о причине неоплаты указанных расчетных документов не позже рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего документа.

Мемориальные ордера используются при оформлении внутрибанковских операций, в том числе операций с клиентами, если движение средств происходит внутри баланса банка и документ составляется самим банком.

Регистрами по учету операций по расчетному счету являются: выписка банка, ведомости движения средств на расчетном счете или журнал-ордер 2 и ведомость 2.

Обо всех изменениях расчетного счета банк извещает своего клиента (организацию) выписками из расчетного счета. К выписке банка прилагаются документы, полученные от других организаций и фирм, на основании которых зачислены или списаны средства, а также документы, выписанные самой организацией.

Выписка из расчетного счета – второй экземпляр лицевого счета организации, открытого ей банком. Сохраняя денежные средства организации, банк считает себя должником организации (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списание, выдача наличными) – по дебету.

Полученная из банка выписка проверяется и обрабатывается, подбираются все оправдательные документы, проставляются корреспондирующие счета справа от соответствующей суммы и порядковые номера приложенных оправдательных документов – слева. Выписка банка сшивается с оправдательными документами и служит для составления журнала-ордера № 2 и ведомости № 2 по счету 51 «Расчетные счета». Проверка и обработка выписок должны производиться в день их поступления.

Выписка из банка является регистром аналитического учета операций по расчетному счету. Она дает достоверную информацию бухгалтеру о состоянии счета и движении средств по счету организации.

Термин «Аккредитив» встречается во многих языках, но при переводе имеет разное значение. Например, akkreditiv в переводе с немецкого означает «полномочие на какие-либо действия», английское letter of credit — понимается не только как «расчетный документ», но и как «аккредитивное обязательство»*(1), французский вариант accredtif дословно означает «доверительный». Из вышеизложенного видно, что единства в переводе данного определения нет.

Параграф 3 (ст. 867-873) Гражданского кодекса РФ четкого определения, что же такое аккредитив, не дает, он лишь говорит о том, каким образом осуществляется механизм расчетов. В литературе, например, можно встретить такие определения термина «аккредитив»:

— это денежное обязательство банка, выставляемое на основании поручения его клиента в пользу клиента иногороднего банка; по своей природе является сделкой, обособленной от договора купли-продажи или иных договоров*(2);

— это средство передачи фондов или способ расчетов; он облегчает расчеты, позволяя производить их в нескольких местах без увеличения числа банков-корреспондентов.

Это только некоторые из определений, в целом можно выделить несколько точек зрения на правовую природу аккредитива:

— расчетная операция;

— сделка (можно сказать, условная сделка);

— условное денежное обязательство;

— ценная бумага;

— обязательство об исполнении третьему лицу;

— самостоятельный договор, отношения по которому строятся по принципу договора в пользу третьего лица;

— разновидность договора комиссии и др.

Виды аккредитивов:

В специализированной литературе можно встретить следующую классификацию:

  1. Покрытый (депонированный) — это аккредитив, при открытии которого банк-эмитент обязан перечислить сумму аккредитива (покрытие за счет плательщика либо за счет предоставленного ему кредита в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия обязательства банка-эмитента).
  2. Непокрытый (гарантированный) — это аккредитив, при открытии которого исполняющему банку предоставляется право списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента (при наличии корреспондентских отношений).
  3. Документарный аккредитив — любая сделка, как бы она ни была названа, в силу которой покупатель дает письменное указание своему банку выплатить (со счета покупателя) продавцу определенную сумму денег в пределах оговоренного времени после предоставления последним документов, указанных покупателем.

Документарный аккредитив может быть, как отзывным (ст. 869 ГК РФ), так и безотзывным (ст. 868 ГК РФ).

  1. Отзывный аккредитив — это аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом без предварительного уведомления получателя средств.
  2. Безотзывный аккредитив — это аккредитив, который не может быть отменен без согласия получателя средств.
  3. Неподтвержденный безотзывный документарный аккредитив означает, что продавец представляет документы авизующему банку полностью в соответствии с условиями аккредитива, но оплата авизующим банком будет произведена только после получения компенсации от банка-эмитента.
  4. Подтвержденный безотзывный документарный аккредитив необходим при проведении торговых операций со страной, где наблюдается нестабильная политическая или экономическая ситуация, продавец может потребовать подтверждения аккредитива для дополнительной безопасности законного и обязательного совершения расчетов от известного ему банка в собственной стране.
  5. Акцептованный аккредитив (иногда именуемый также срочным аккредитивом) отличается тем, что по его условиям продавец выписывает тратту на имя авизующего/подтверждающего банка с требованием оплаты на определенную дату в будущем в течение фиксированного времени, т.е. вместо получения немедленной оплаты тратта будет возвращена продавцу с акцептующей надписью на лицевой стороне, сделанной банком.

Несмотря на большое количество видов аккредитивов, на территории Российской Федерации можно открыть лишь отзывный, безотзывный, покрытый или непокрытый аккредитивы, реже встречаются револьверные аккредитивы.

Все это связано с нормативно-правовым регулированием данного вопроса, а также ввиду того обстоятельства, что широкое распространение в предпринимательском обороте имеют лишь платежные поручения, а платежные требования, инкассовые поручения, чеки и аккредитивы используются достаточно редко.

Банк, открывающий аккредитив (банк-эмитент), имеет обязательство по отношению к покупателю — произвести оплату против правильно представленных документов, указанных в условиях аккредитива, а также обязательство по отношению к продавцу, который имеет право получить оплату против правильно представленных документов. И этим все обязательства банка исчерпываются.

Основные этапы при осуществлении сделки с помощью аккредитива:

  1. После согласования между покупателем и продавцом условий сделки покупатель обращается в свой банк для открытия аккредитива в пользу продавца.
  2. Банк покупателя, выдающий аккредитив, осуществляет подготовку к выдаче аккредитива, включающего в себя все указания покупателя в отношении отгрузки товара продавцом и документации, предоставляемой продавцом, после чего высылает аккредитив в корреспондирующий банк (банк-консультант) по месту нахождения продавца.
  3. Продавец может потребовать, чтобы в качестве банка-консультанта выступал какой-то определенный банк, или банк покупателя может выбрать для данной операции какой-то из связанных с ним банков (далее — банк продавца) по месту нахождения. После чего банк продавца направляет аккредитив продавцу.
  4. Продавец, тщательно изучив все условия, выдвинутые в аккредитиве, извещает покупателя о том, может ли он выполнить все требования покупателя и в случае невозможности выполнения каких-либо пунктов просит внести изменения в аккредитив. Окончательно согласовав условия сделки, продавец подготавливает товар и организует его отправку по месту нахождения покупателя.
  5. После отгрузки товара продавец получает коносамент и иные документы (в число требуемых документов обычно входят коносамент, коммерческий инвойс, сертификат происхождения, иногда сертификат осмотра), которые он должен предоставить покупателю по условиям аккредитива. Иногда некоторые из документов необходимо получить еще до отгрузки товара.
  6. Направив документы в свой банк, продавец сообщает о полном выполнении условий аккредитива, а банк продавца, проверив документы на соответствие, направляет их в банк покупателя. В случае если аккредитив является безвозвратным и подтверждаемым, продавцу гарантируется оплата, со стороны его банка.
  7. После получения банком покупателя всех документов, он (банк) извещает об этом покупателя, который в свою очередь должен их проверить, удостоверить своей подписью и произвести платеж. Перечисление денежных средств дает право на получение документов, которые обеспечивают их держателю право собственности на товар.
  8. Банк покупателя производит платеж банку продавца, который в свою очередь производит выплату продавцу.

Переводы денег от покупателя банку, от банка покупателя в банк продавца и от банка продавца продавцу могут осуществляться одновременно с обменом документами или в соответствии с заранее согласованной процедурой.

 

1.4. Бухгалтерский учёт денежных средств организации

 

Для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих организации денежных средств в российской и иностранной валютах, находящихся в кассе, на расчетных, валютных и других счетах в банках на территории страны и за рубежом, денежных документов предназначены следующие балансовые счета:

50 «Касса»;

51 «Расчетный счет»;

52 «Валютный счет»;

55 «Специальные счета в банках»;

57 «Переводы в пути».

Синтетический учет Денежных средств в кассе ведется на счете 50 «Касса», в журнале — ордере № 1 и в Главной книге.

Счет 50 — «Касса», активный, основной, денежный.

Сальдо дебетовое отражает остаток денежных средств в кассе ни 1 число отчетного периода.

По дебету счета 50 «Касса» отражается поступление денежных средств и денежных документов в кассу организации.

По кредиту счета 50 «Касса» отражаются выплата денежных средств и выдача денежных документов из кассы организации.

В плане счетов счет 50 имеет 3 субсчета:

1) касса организации: на нем ведут учет денежных средств в кассе организации;

2) операционная касса: на нем ведут учет наличия денежных средств в кассах товарных контор и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, билетных н багажных кассах, вокзалов и т.д.;

3) денежные документы: на нем ведут учет находящихся денежных документов в кассе, почтовые марки, марки госпошлины, оплаченные билеты за отпуск и т.д. Аналитический учет ведется по видам документов.

По учету операций денежных средств в кассе может быть следующая корреспонденция счетов (см. таблица 4).

Таблица 4 Хозяйственные операции по движению денежных средств в кассе

Счет 51 «Расчетные счета» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации на расчетных счетах организации, открытых в кредитных организациях. [14]

По дебету счета 51 «Расчетные счета» отражается поступление денежных средств на расчетные счета организации.

По кредиту счета 51 «Расчетные счета» отражается списание денежных средств с расчетных счетов организации.

Регистром синтетического учета служит журнал — ордер, ОСВ по счету.

Аналитический учет по счету 51 «Расчетные счета» ведется по каждому расчетному счету. Как правило, по каждому открытому расчетному счету в кредитных учреждениях вводятся отдельные субсчета.

По учету операций денежных средств на расчетном счете возможна следующая корреспонденция счетов (см.таблица 5).

Таблица 5 Хозяйственные операции движения денежных средств на расчетном счете

Счет 52 «Валютные счета» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в иностранных валютах на валютных счетах организации, открытых в кредитных организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами.

По дебету счета 52 «Валютные счета» отражается поступление денежных средств на валютные счета организации. По кредиту счета 52 «Валютные счета» отражается списание денежных средств с валютных счетов организации. Суммы, ошибочно отнесенные в кредит или дебет валютных счетов организации и обнаруженные при проверке выписок кредитной организации, отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям»).

Операции по валютным счетам отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитной организации и приложенных к ним денежно-расчетных документов.

К счету 52 «Валютные счета» могут быть открыты субсчета:

52-1 «Валютные счета внутри страны»;

52-2 «Валютные счета за рубежом».

Аналитический учет по счету 52 «Валютные счета» ведется по каждому счету, открытому для хранения денежных средств в иностранной валюте.

Счет 55 «Специальные счета в банках» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации и иностранных валютах, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и иных специальных счетах, а также о движении средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению.

Порядок осуществления расчетов при аккредитивной форме расчетов, чеками и иными платежными документами (кроме векселей) регламентируется законами, нормативными актами Центрального банка России и правилами кредитных организаций.

К счету 55 «Специальные счета в банках» могут быть открыты субсчета:

55-1 «Аккредитивы»- на этом субсчете учитывается движение средств, находящихся в аккредитивах;

55-2 «Чековые книжки»- на этом субсчете учитывается движение средств, находящихся в чековых книжках;

55-3 «Депозитные счета» — на субсчете учитывается движение средств, вложенных организацией в банковские и другие вклады;

55-4 «Прочие счета» – учитываются другие специальные счета, открытие в банках.

У субсчетов 55.1 «Аккредитивы» и 55.3 «Депозитные счета» имеется существенная особенность, — учитываемые на них средства изъяты из оборота организации на определенный период.

Общим для всех субсчетов счета 55 «Специальные счета в банках» является то, что каждый из них открывается со строго определенной целью — расходовать денежные средства на заранее предопределенные нужды.

Аккредитивы как бы гарантируют оплату контрагентам (корреспондентам) за поставленные ими товары и/или оказанные услуги; чековые книжки облегчают заранее оговоренные расчеты; депозитные счета обеспечивают «неприкосновенность» накапливаемых сумм.

Счет 57 «Переводы в пути» предназначен для обобщения информации о движении денежных средств (переводов) в валюте Российской Федерации и иностранных валютах в пути, т.е. денежных сумм (преимущественно выручка от продажи товаров организаций, осуществляющих торговую деятельность), внесенных в кассы кредитных организаций, сберегательные кассы или кассы почтовых отделений для зачисления на расчетный или иной счет организации, но еще не зачисленных по назначению.

Наличные денежные средства, поступающие в кассы организаций, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих организаций на основании Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации. Наличные деньги могут сдаваться на договорных условиях через инкассаторские службы учреждений банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей. [19]

Основанием для принятия на учет по счету 57 «Переводы в пути» (например, при сдаче выручки от продажи) являются квитанции кредитной организации, сберегательной кассы, почтового отделения, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторами.

Движение денежных средств (переводов) в иностранных валютах учитывается на счете 57 «Переводы в пути» обособленно. В частности, в рабочий план счетов могут вводиться следующие субсчета:

-57-1 «Денежные средства, сданные в банк и не зачисленные на отчетную дату» (для учета денежных средств, сданных в банк в последние числа месяца или квартала при отсутствии подтверждения зачисления на счета в отчетном периоде).

-57-2 «Денежные средства, сдаваемые в банк через инкассацию». Данный субсчет в основном вводится организациями АПК, имеющими структуры розничной торговли и осуществляющими сдачу выручки в банк через инкассаторов на основании заключенных договоров.

-57-3 «Перечисленные денежные средства в рублях для покупки иностранной валюты». Вводится организациями для отражения операций покупки иностранной валюты.

-57-4 «Перечисленные средства в иностранной валюте для продажи». Вводится организациями для отражения операций продаж иностранной валюты.


1  2  3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф