Меню Услуги

Бухгалтерский учет и аудит денежных средств на расчетных счетах организации ООО «Руссбланкоиздат»

Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические аспекты учета денежных средств на расчетных счетах организации
  • 1.1. Нормативно-правовые основы бухгалтерского учета денежных средств
  • 1.2. Порядок открытия банковского счета и проведения операций
  • 1.3. Документальное оформление операций по расчетному счету
  • 1.4. Бухгалтерский учет операций на расчетных счетах
  • 1.5. Учет операций на специальных счетах в банках и переводов в пути
  • Глава 2. Учет операций по движению денежных средств на расчетных счетах в ООО «Руссбланкоиздат»
  • 2.1. Краткая технико-экономическая характеристика организации
  • 2.2. Организация учета операций по кассе и расчетным счетам
  • 2.3. Документальное оформление операций по расчетному счету
  • 2.4. Учет операций на расчетных счетах и специальных счетах в банках
  • 2.5. Составление Отчета о движении денежных средств
  • Глава 3. Аудит денежных средств в ООО «Руссбланкоиздат»
  • 3.1. Организация аудита денежных средств
  • 3.2. Аудит операций на расчетных и специальных счетах в банках
  • 3.3. Результаты аудиторской проверки и рекомендации по совершенствованию учета денежных средств
  • Заключение
  • Список использованной литературы

 

Введение

Денежные средства организаций представляют собой совокупность денег, находящихся в кассе, на банковских расчетных, валютных, специальных и депозитных счетах, в выставленных аккредитивах и особых счетах, чековых книжках, переводах в пути и денежных документах.

Денежные средства являются важным фактором обеспечения кругооборота средств. В рыночной экономике между предприятиями и банками постоянно совершаются сделки по поводу перераспределения и хранения денежных средств. Всевозможные расчеты, возникающие между предприятиями, расчеты предприятий (организаций) с персоналом, с бюджетом по налогам и сборам также ведутся при помощи денежных средств. Расчеты совершаются в двух формах: путем безналичных перечислений через систему банка, или в виде платежей наличными деньгами.

Денежные средства характеризуются рядом особенностей:

— денежные средства принадлежат к числу наиболее подвижных и легко реализуемых активов предприятия;

— денежные операции носят массовый и распространенный характер;

— подвижность денежных средств и массовость денежных операций делают этот участок хозяйственной деятельности экономического субъекта наиболее уязвимым с точки зрения различных нарушений и злоупотреблений.

Для эффективного использования денежных средств в организации необходимо уметь грамотно планировать их поступление, осуществлять их правильное распределение и эффективный контроль за их сохранностью и целевым использованием. Эти условия выдвигают жесткие требования к системе бухгалтерского учета денежных средств в организации. В настоящее время для правильного ведения учета денежных средств необходимо знание многочисленных законодательных и нормативных документов, выполнение требований постоянно изменяющихся норм, правил и порядка. Устойчивое финансовое состояние организации, высокая эффективность хозяйственной деятельности будут достигнуты лишь при жестком контроле за получением прибыли, движением оборотного капитала и денежных средств.

Из сказанного выше следует, что тема исследования является актуальной.

Цель дипломной работы – исследование состояния учета денежных средств на расчетных счетах организации на примере ООО «Руссбланкоиздат», и разработка рекомендаций по совершенствованию учета денежных средств.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1 – рассмотреть теоретические аспекты учета денежных средств, систематизировать нормативные требования к учету денежных средств в РФ;

2 – проанализировать организацию и ведение учета денежных средств на расчетных счетах на примере конкретной организации ООО «Руссбланкоиздат»;

3 – на основе результатов аудиторской проверки сформулировать предложения по совершенствованию учета денежных средств в ООО «Руссбланкоиздат».

Объектом исследования является система бухгалтерского учета в организации ООО «Руссбланкоиздат», предметом – бухгалтерский учет денежных средств на расчетных счетах организации.

При проведении исследования в качестве информационной основы использовались следующие материалы: законодательные акты и нормативные документы РФ; научно-практические издания, учебные пособия, профессиональные периодические издания, информационные ресурсы Интернета, а также учетные материалы организации ООО «Руссбланкоиздат».

Краткие сведения об анализируемой организации. Организация ООО «Руссбланкоиздат» успешно работает на отечественном рынке свыше 5 лет, основное направление деятельности организации – оптово-розничная торговля продуктами питания. ООО «Руссбланкоиздат» является юридическим лицом, ведет самостоятельный баланс активов и пассивов организации, имеет расчетные счета в учреждениях банков.

Структура выпускной квалификационной работы включает Введение, три главы, Заключение, Список использованной литературы.

 

Глава 1. Теоретические аспекты учета денежных средств на расчетных счетах организации

1.1. Нормативно-правовые основы бухгалтерского учета денежных средств

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ включает 4 уровня. Документам, регулирующим положения и правила ведения бухгалтерского учета, присваивается соответствующий статус.

Документы 1-го уровня включают: законодательные акты РФ, кодексы законов, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации. К ним относятся:

— Гражданский кодекс РФ;

— Налоговый кодекс РФ;

— Федеральный закон от 06.12.2011г № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность, требования к составлению первичной документации и учетных регистров.

К документам 2-го уровня относятся: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности (ПБУ). Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающих порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Положения призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. Единственным регулирующим органом системы нормативных документов является Министерство Финансов РФ.

3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств. Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами.

4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия. Рабочие документы определяют особенности организации и ведения бухгалтерского учета на предприятии.

Основными рабочими документами предприятия являются:

— документ по учетной политике предприятия;

— утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;

— график документооборота;

— утвержденный руководителем рабочий план счетов бухгалтерского учета;

— утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Основные законы и нормативные документы, регулирующие порядок совершения, оформления и бухгалтерского учета кассовых операций в РФ:

  1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 02.11.2013);
  2. «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации». Утв. приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н (в ред. от 27 марта 2007 г. № 116н).
  3. «Порядок ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», утв. Указанием Банка России 11.03.2014 № 3210-У.
  4. Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22 мая 2002 г. № 54-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.06.2009 №121-ФЗ, от 27.06.2011 № 162-ФЗ).
  5. «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя». Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У; [установлен предельный размер 100 тыс.руб. по одному договору].
  6. «О порядке утверждения перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности». Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2002 г. № 823.
  7. «О6 утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации». Постановление ГК РФ по статистике от 18.08.1998 № 88 (в ред. от 03.05.2000 № 36).
  8. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утв. Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н. (в ред. от 16.12.2010 № 175н);

Основными законодательными актами РФ и нормативными документами ЦБ РФ, регулирующими порядок совершения, оформления и бухгалтерского учета безналичных расчетных операций в РФ, помимо перечисленных выше, являются:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I (от 30.11.1994 № 51-ФЗ, в ред. от 02.11.2013); Часть II (от 26.01.1996 № 14-ФЗ, в ред. от 23.07.2013); Гл.45 «Банковский счет». Гл. 46 «Расчеты»;
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть I (от 31.07.1998 № 146-ФЗ, в ред. от 02.11.2013); Часть II (от 05.08.2000 № 117-ФЗ, в ред. от 23.07.2013);
  3. «О правилах осуществления перевода денежных средств». Положение ЦБ РФ от 19.06.12 № 383-П (в ред. Указаний Банка России от 15.07.2013 № 3025-У, от 29.04.2014 № 3248-У);
  4. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». Утв. Приказом Министерства финансов РФ от 27.11.2006 №154н (в ред. от 25.10.2010);
  5. Положение по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011), утв. Приказом Минфина РФ от 02.02.2011 № 11н, и другие документы.

К денежным средствам относятся деньги в кассе, на расчетных, текущих, специальных, валютных и депозитных счетах. Денежные средства — наиболее ликвидная часть текущих активов; они являются составляющей оборотного капитала. На практике правильную постановку бухгалтерского учета денежных средств обеспечивает строгое соблюдение законодательства.

Денежные средства обладают абсолютной ликвидностью и всегда готовы к осуществлению платежей. Они необходимы предприятию для проведения расчетов с поставщиками и подрядчиками, для осуществления платежей в бюджет, расчетов с кредитными учреждениями, для выдачи работникам зарплаты, премий и для осуществления других видов выплат.

Счета раздела «Денежные средства» предназначены для отражения информации о наличии и движении денежных средств организаций и их подразделений в российской и иностранной валюте, находящихся в кассе, на расчетных, валютных и других счетах, открытых в кредитных организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами, а также ценных бумаг, платежных и денежных документов. Согласно действующему законодательству организации хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях.

Организации производят расчеты по своим обязательствам с другими организациями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие форму безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с действующим законодательством РФ.

Денежные средства в иностранных валютах и операции с ними учитываются на счетах в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты в установленном порядке. Одновременно эти средства и операции отражаются в валюте расчетов и платежей.

1.2. Порядок открытия банковского счета и проведения операций

Банки открывают в валюте Российской Федерации и иностранных валютах: текущие счета; расчетные счета; бюджетные счета; корреспондентские счета; корреспондентские субсчета; счета доверительного управления; специальные банковские счета; депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов; счета по вкладам (депозитам).

Текущие счета открываются физическим лицам для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой.

Расчетные счета открываются юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, а также индивидуальным предпринимателям или физическим лицам, занимающимся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, для совершения операций, связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой. Расчетные счета открываются представительствам кредитных организаций, а также некоммерческим организациям для совершения операций, связанных с достижением целей, для которых некоммерческие организации созданы.

Организации могут открывать в банках расчетные и текущие счета.

Расчетный счет является основным счетом организации, через который проводятся все денежные операции без ограничения их перечня.

Текущие счета открываются во всех случаях, когда происходит обособление каких-либо операций. К текущим счетам могут относиться: валютные счета; ссудные счета; счета по операциям со средствами целевого назначения; счета, обусловленные особенностями расчетов, и т.п.

Организации вправе открывать расчетный счет в любом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.

Для открытия расчетного счета юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством Российской Федерации, в банк представляются:

а) свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

б) учредительные документы юридического лица.

в) выданные юридическому лицу лицензии (разрешения), если данные лицензии (разрешения) имеют непосредственное отношение к правоспособности клиента заключать договор, на основании которого открывается счет;

г) карточка (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.12 Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И);

д) документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, а в случае, когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, с использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи;

е) документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица;

ж) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе либо документ, выдаваемый налоговым органом в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в целях открытия счета.

Счет открывается по разрешению руководителя банка.

При открытии расчетного счета главный бухгалтер банка на подлинном экземпляре устава делает отметку, что расчетный счет открыт с указанием номера счета и заверяет гербовой печатью.

Между банком и организацией заключается договор на расчетно-кассовое обслуживание, в котором, как правило, оговариваются:

— стоимость открытия расчетного счета;

— стоимость услуг по расчетно-кассовому обслуживанию;

— стоимость наличного обращения;

— проценты, выплачиваемые банком клиенту за средства на счетах.

Банк устанавливает лимит остатка денежных средств, хранящихся на расчетном счете клиента. Если сумма денежных средств на расчетном счете окажется ниже этого лимита и, несмотря на предупреждения банка, не будет восстановлена в течение месяца, банк имеет право расторгнуть договор с клиентом по своей инициативе.

Основанием для расторжения договора по инициативе банка является отсутствие операций по расчетному счету в течение года. Организация может расторгнуть договор банковского счета по своей инициативе в любое время на основании заявления об этом.

1.3. Документальное оформление операций по расчетному счету

Прием и выдача денег с расчетного счета или безналичные расчеты осуществляются банком на основе документов, утвержденных им же. Наиболее распространенными из них являются: объявление на взнос наличными, чек денежный, платежное поручение, аккредитивы, чеки, платежные требования, инкассовые поручения.

Расчетные документы должны соответствовать требованиям установленных стандартов и содержать следующие реквизиты:

— наименование расчетного документа и код формы по ОКУД ОК 011-93;

— номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки. Число указывается цифрами, месяц – прописью, год – цифрами (на расчетных документах, заполняемых на вычислительных машинах, допускается обозначение месяца цифрами);

— вид платежа;

— наименование плательщика, номер его счета в банке и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). ИНН указывается перед наименованием плательщика;

— наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

— наименование получателя средств, номер его счета в банке, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

— наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

— назначение платежа. Налог, подлежащий уплате, выделяется в расчетном документе отдельной строкой (в противном случае должно быть указание на то, что налог не уплачивается);

— сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;

— очередность платежа;

— вид операции в соответствии с Правилами ведения бухгалтерского учета в Банке России и в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации;

— подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленных случаях).

Поля «Плательщик», «Получатель», «Назначение платежа» в расчетных документах на перечисление платежей:

— на счета по учету доходов и средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации,

— взыскание недоимки по налогам и пени,

— сумм налоговых санкций за нарушение налогового законодательства на основе решений судебных органов, –

заполняются с учетом требований, установленных Минфином России и ФНС РФ по согласованию с Банком России.

Исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускаются.

Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение 10 календарных дней, не считая дня их выписки.

Расчетные документы предъявляются в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. Все экземпляры расчетного документа должны быть заполнены идентично. Второй и последующие экземпляры расчетных документов могут быть изготовлены с использованием копировальной бумаги, множительной или компьютерной техники.

Расчетные документы принимаются банками к исполнению при наличии на первом экземпляре (кроме чеков) двух подписей (первой и второй) лиц, имеющих право подписывать расчетные документы, или одной подписи (при отсутствии в штате организации лица, которому может быть предоставлено право второй подписи) и оттиска печати (кроме чеков), заявленных в карточке с образцами подписей и оттиска печати. По операциям, осуществляемым филиалами, представительствами, отделениями от имени юридического лица, расчетные документы подписываются лицами, уполномоченными этим юридическим лицом.

В рамках применяемых форм безналичных расчетов допускается использование электронных аналогов собственноручной подписи в соответствии с требованиями законодательства и нормативных актов Банка России.

Расчетные документы принимаются банками к исполнению независимо от их суммы. При приеме банком расчетных документов осуществляется их проверка в соответствии с требованиями, установленными правилами ведения бухгалтерского учета. Расчетные документы, оформленные с нарушением установленных требований, приему не подлежат.

Средства со счета плательщика списываются только на основе первого экземпляра расчетного документа.

Для получения наличных денег организация получает в банке чековую книжку, для чего оформляет заявление установленной формы. Чековая книжка выдается из кассы банка под расписку на заявлении. По денежному чеку деньги выплачиваются тому лицу, которое указано в чеке.

Безналичные расчеты в РФ до 20.07.2012 осуществлялись в соответствии с Положением ЦБ РФ от 03.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации»; в настоящее время действует Положение ЦБ РФ от 19.06.12 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» (в ред. Указаний Банка России от 29.04.2014 № 3248-У).

Основные формы безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями, расчеты по аккредитиву, расчеты чеками, расчеты по инкассо и т.д.

Платежное поручение (ф. 0401060) представляет собой поручение организации банку о перечислении определенной суммы со своего счета на счет другой организации. Платежными поручениями оплачиваются товары, работы и услуги; перечисляются налоги и отчисления; удержания из заработной платы работников физическим и юридическим лицам; заработная плата работников через отделения Сбербанка; переводы через организации связи.

При равномерных и постоянных поставках между поставщиками и покупателями расчеты между ними могут осуществляться в порядке плановых платежей на основании договоров (соглашений) с использованием в расчетах платежных поручений.

По договоренности сторон платежи поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными.

Срочный платеж совершается в следующих вариантах:

  • авансовый платеж, т.е. до отгрузки товаров;
  • после отгрузки товаров, т.е. путем прямого акцепта счета;
  • частичные платежи при крупных сделках.

Досрочный и отсроченный платежи могут иметь место в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.

Последовательность операций при осуществлении расчетов платежными поручениями состоит из следующих действий (см. Рис.1):

  1. Поставщик в соответствии с договором поставляет покупателю материальные ценности или выполняет работы, оказывает услуги.
  2. Покупатель сдает в свой банк платежное поручение на оплату за
    полученные материальные ценности, выполненные для него работы или оказанные ему услуги.
  3. Банк покупателя списывает с расчетного счета покупателя сумму денежных средств, указанную в платежном поручении, и направляет платежное поручение банку поставщика для зачисления этой суммы на счет получателя.
  4. Плательщику направляется выписка банка о списании с его расчетного счета денежных средств.
  5. Банк поставщика зачисляет на расчетный счет поставщика перечисленную сумму.

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, по которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку осуществлять такие платежи при условии представления им документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливаются в договоре между плательщиком и поставщиком. Порядок расчетов по аккредитивам показан на Рис.2.

  1. В соответствии со сроками, установленными в договоре, покупатель должен открыть аккредитив в пользу поставщика. Для этого покупатель подает в свой банк заявление об открытии аккредитива на определенную сумму. Банк на основании этого заявления снимает деньги с расчетного счета клиента и бронирует их на специальном счете.
  2. Банк покупателя направляет банку поставщика поручение на открытие аккредитива.
  3. Банк поставщика извещает своего клиента о том, что в его пользу открыт аккредитив.
  4. Поставщик отгружает материальные ценности, выполняет работы или оказывает услуги, предусмотренные договором.
  5. Одновременно поставщик сдает соответствующий условиям аккредитива комплект документов в свой банк.
  6. Банк поставщика зачисляет денежные средства с аккредитива на расчетный счет клиента.

Расчеты чеками. Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем — юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком — банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются частью второй ГК РФ, а в части, им не урегулированной, – другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.

Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате. Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, для получения платежа считается предъявлением чека к оплате.

Порядок расчетов чеками показан на Рис.3.

Плательщик по чеку обязан удостовериться всеми доступными ему способами в подлинности чека. Порядок возложения убытков, возникших вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, регулируется законодательством. Бланки чеков являются бланками строгой отчетности.

Расчетные операции совершаются в следующей последовательности:

  1. Покупатель в оплату за полученные материальные ценности (работы, услуги) выдает поставщику чек. Получатель чека должен убедиться, что не превышает лимит суммы, обозначенной на оборотной стороне чека и в чековой карточке (после выдачи очередного чека остаток лимита пересчитывается и указывается новый); что номер счета и подпись чекодателя, проставленные в чеке, соответствуют тем, которые указаны в чековой карточке. На обороте чека, принятого в оплату, проставляется оттиск штампа предприятия и подпись должностного лица.
  2. В течение 10 дней (не считая дня выдачи) чек должен быть предъявлен к оплате. Организация сдает полученные в оплату чеки в свой обслуживающий банк. При этом составляется реестр чеков, в котором указываются номера чеков, номера счетов чекодателей, банк плательщика.
  3. Получив чеки, банк, обслуживающий организацию-чекодержателя, предъявляет банку чекодателя требование об оплате чеков.
  4. Банк, обслуживающий организацию-чекодателя, перечисляет денежные средства со специального счета чекодателя банку, предъявившему требование об оплате чеков.
  5. Банк, обслуживающий организацию-чекодержателя, получив перечисленные ему денежные средства, зачисляет их на счет чекодателя.

Расчеты по инкассо осуществляются на основе платежных требований и инкассовых поручений.

Платежное требование (ф. 0401061) представляет собой требование поставщика к покупателю произвести оплату на основе расчетных и отгрузочных документов поставляемой продукции, выполненных работ и оказанных услуг.

Платежное требование выписывает поставщик продукции (работ, услуг) и сдает в банк на инкассо при реестре.

Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. Без акцепта плательщика расчеты платежными требованиями осуществляются в случаях:

— установленных законодательством;

— предусмотренных сторонами по основному договору при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Кроме указанных выше обязательных реквизитов в платежном требовании указываются:

— условия оплаты;

— срок для акцепта;

— наименование товара (выполненных работ, оказанных услуг), номер и дата договора, номер документов, подтверждающих поставку товара (выполнение работ, оказание услуг), дата поставки товара (выполнение работ, оказание услуг), способ поставки товара и другие реквизиты – в поле «Назначение платежа». Последовательность операций при осуществлении расчетов платежными требованиями приведена на Рис.4.

  1. Поставщик отгружает покупателю материальные ценности или выполняет для него работы либо оказывает ему услуги.
  2. Поставщик оформляет в трех экземплярах требование и вместе с отгрузочными документами сдает его в свой банк.
  3. Банк поставщика направляет требование банку покупателя.
  4. Банк покупателя передает требование плательщику (покупателю).
  5. На оплату требования покупателю дается 3 рабочих дня. В течение этого срока плательщик должен или акцептовать требование (т.е. согласиться на оплату), либо отказаться от оплаты полностью или частично.

Существуют банковские правила, устанавливающие причины для отказа.

Плательщик может отказаться от оплаты в полной сумме в том случае, когда отсутствуют документы, подтверждающие отгрузку (в этом случае требование признается бестоварным), отгружена не заказанная, некачественная или некомплектная продукция; произведена досрочная отгрузка без согласования с покупателем, указаны не согласованные с покупателем цены. Частичный отказ возможен в случае, если часть поставленной продукции оказалась не заказанной либо некачественной или некомплектной, либо продукция частично не поставлена, допущена арифметическая ошибка в подсчете сумм.

Отказ должен быть сделан в письменном виде по установленной форме. В этом случае требование вместе с отгрузочными документами и отказом возвращается поставщику. При согласии плательщик проставляет сумму к оплате цифрами и прописью, заверяет ее подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, и оттиском печати на всех трех экземплярах и сдает в свой банк. Банк списывает сумму требования с расчетного счета плательщика и возвращает ему третий экземпляр документа вместе с банковской выпиской. Первый экземпляр остается у банка в документах дня.

  1. Банку поставщика направляется извещение об оплате покупателем требования вместе со вторым экземпляром этого документа.
  2. Банк поставщика зачисляет сумму платежа на расчетный счет поставщика.

Инкассовое поручение (ф. 0401071) является расчетным документом, на основе которого списываются денежные средства со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

Инкассовые поручения применяются:

— в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе органами, выполняющими контрольные функции;

— для взыскания по исполнительным документам;

— в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Организация учета операций по расчетному счету

Организация ежедневно или в другие установленные банком сроки получает от банка выписку из расчетного счета с приложенными копиями документов, на основе которых зачислены или списаны средства.

Выписки из счетов в банке выдаются под расписку в лицевом счете организации лицам, имеющим право первой и второй подписи, или их представителям по доверенности. По заявлению клиента выписки могут выдаваться через абонентский ящик.

В случае обнаружения ошибки в выписке клиент обязан в течение 20 дней после ее получения сообщить об этом в банк в письменном виде.

При утере выписок из счетов дубликат выдается с письменного разрешения управляющего банком по заявлению клиента, в котором объясняются причины утраты документов. Выписки обрабатываются бухгалтером в день поступления, на ее полях проставляются коды счетов, корреспондирующих;: со счетом 51 «Расчетные счета», проверяются документы и на них проставляются номера соответствующих записей в выписке с расчетного счета. Проверенные и обработанные выписки являются основанием для записей в регистры бухгалтерского учета.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4