Заявка на расчет
Меню Услуги

Бухгалтерский учет и анализ эффективности использования основных средств

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2 3

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы учета и анализа основных средств
  • 1.1 Понятие, нормативное регулирование и классификация основных средств
  • 1.2 Документальное оформление, аналитический и синтетический учет основных средств
  • 1.3 Методика проведения анализа использования основных средств
  • Глава 2. Бухгалтерский учет и анализ основных средств
  • 2.1 Общая характеристика предприятия
  • 2.2 Особенности бухгалтерского учета движения основных средств
  • 2.3 Оценка эффективности использования основных средств
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Приложение

Введение

Вся производственно-хозяйственная деятельность предприятий обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, большая роль здесь принадлежит основным фондам. Это средства труда и материальные условия процесса труда, благодаря чему и осуществляется процесс производства.

Основные средства составляют основу материально — технической базы организации, определяют ее технический уровень, ассортимент, количество и качество выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг.

Основные фонды занимают, как правило, основной удельный вес в общей сумме основного капитала предприятия. От их количества, стоимости, технического уровня, эффективности использования во многом зависят конечные результаты деятельности предприятия: выпуск продукции, ее себестоимость, прибыль, рентабельность, устойчивость финансового состояния.

Отличительной особенностью основных фондов является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течение длительного периода.

На протяжении длительного периода использования основные средства поступают на предприятие и передаются в эксплуатацию; изнашиваются в результате эксплуатации; подвергаются ремонту, при помощи которого восстанавливаются их физические качества; перемещаются внутри предприятия; выбывают с предприятия вследствие ветхости или нецелесообразности дальнейшего использования.

Важной предпосылкой контроля наличия и эффективности использования основных средств предприятия является рациональная организация их бухгалтерского учета. При этом следует обратить внимание на обоснованную классификацию и правильность документального оформления движения основных фондов, порядок ведения синтетического и аналитического учета основных средств.

Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются:

  1. контроль за сохранностью и наличием основных средств по местам их использования;
  2. правильное документальное оформление и своевременное отражение в учете их поступления, выбытия и перемещения;
  3. контроль за правильным расходованием средств на реконструкцию и модернизацию основных средств;
  4. исчисление доли стоимости основных средств в связи с использованием и износом для включения в затраты предприятия;
  5. своевременное отражение в учете износа основных средств;
  6. контроль за правильностью определения фондоотдачи и эффективностью использования рабочих машин, оборудования, производственных площадей, транспортных средств и других основных средств;
  7. точное определение результатов от ликвидации объектов основных средств;
  8. обеспечение данными для исчисления платы за основные производственные средства.

Эти задачи решают с помощью надлежащей документации и обеспечения правильной организации учета наличия и движения основных средств, ежемесячных расчетов амортизации основных средств и учета затрат по их ремонту.

Тема выпускной квалификационной   работы актуальна в настоящее время, так как выход российских промышленных предприятий на международные товарные и финансовые рынки, рост конкуренции ставят задачи повышения прозрачности учета, его информативности для внутренних и внешних пользователей информации. Повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности экономики России связаны с прозрачностью финансовой отчетности предприятий, и конечно первостепенное внимание в отчетности инвесторы, кредитные и страховые организации уделяют учету и правильному отражению основного капитала, поскольку статья бухгалтерского баланса «Основные средства» является одной из наиболее значимых статей финансовой отчетности.

  • Объект исследования — учет основных средств.
  • Предмет исследования — основные средства предприятия.
  • Цель исследования — организации бухгалтерского учета и анализа основных средств и разработка рекомендаций по совершенствования учета основных средств.

Исходя из цели, можно сформулировать следующие основные задачи:

  1. Рассмотреть теоретически аспекты бухгалтерского учета и анализа основных средств.
  2. Изучить организацию учета основных средств
  3. Провести оценку эффективности использования основных средств.
  4. Разработать рекомендаций по совершенствованию учета основных средств.

В процессе написании дипломной работы были использованы такие методы исследования, как изучение и анализ научной литературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, сравнение, анализ.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по вопросам бухгалтерского учета в Российской Федерации. При этом были использованы источники учебной литературы, методические материалы, периодическая литература.

Глава 1 Теоретические основы учета и анализа основных средств

1.1 Понятие, нормативное регулирование и классификация основных средств

Основные средства составляют материально-вещественную основу производства. В качестве средств труда, принятых к использованию, они обеспечивают производственный процесс — соединение живого труда, сырья и материалов для создания новой стоимости. Основные средства характеризуются тем, что в процессе использования сохраняют свою натурально-вещественную форму. Основные средства относятся к внеоборотным активам, так как срок их оборачиваемости равен сроку полезного использования, который в несколько раз превышает срок отчетного периода. Будучи активами, основные средства обладают способностью приносить экономические выгоды организации в отчетном периоде и в будущем за все время полезного использования.

Имущество, хотя и отвечающее признакам принадлежности к основным средствам, не включается в их состав, если они находятся на складе организации-изготовителя в качестве готовой продукции. Не включается в состав основных средств оборудование, монтаж (укрупненная сборка) которого еще не начат или не закончен, а также объекты незаконченного строительства, других капитальных вложений и финансовые вложения.

Для признания в бухгалтерском учете долгосрочного имущества в качестве объектов основных средств недостаточно его соответствия приведенному выше определению.

Необходимо еще одновременное выполнение нескольких условий:

  • а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
  • б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  • в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
  • г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Основными нормативными документами, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета по основным средствам, являются:

  1. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. №34н.
  2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 30.03.2001 г. №26н.
  3. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 13.10.2003 г. №91н.
  4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению, утвержденный приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 г. №94н.
  5. Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 №1.
  6. Перечень унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств, утвержден Постановлением Госкомстата Российской Федерации № 7 от 21.01.2003 г.

Согласно ОКОФ и П6У 6/01 основные средства по своему составу и назначению подразделяются на следующие группы:

  • Здания;
  • Сооружения;
  • Машины и оборудование;
  • Средства транспортные;
  • Инвентарь производственный и хозяйственный;
  • Рабочий, продуктивный и племенной (кроме молодняка и скота для убоя);
  • Насаждения многолетние;
  • Библиотечные фонды.

В составе основных средств учитываются также: капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; земельные участки и объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

Основные средства по степени их использования подразделяются на объекты, находящиеся:

  • в эксплуатации;
  • в запасе (резерве);
  • в ремонте;
  • на консервации.

К основным средствам, находящимся в эксплуатации, относятся все числящиеся на балансе организации действующие основные средства, в том числе временно не используемые или сданные в аренду.

К основным средствам, находящимся в запасе (резерве), относятся оборудование и транспортные средства, приобретенные для создания резерва, а также бывшие в эксплуатации основные средства, временно выведенные из эксплуатации.

К основным средствам, находящимся на консервации, относятся основные средства, переведенные на консервацию на срок более трех месяцев.

Перевод объектов основных средств на консервацию осуществляется по решению руководителя организации и оформляется документами, в которых указывается состав основных средств, переводимых на консервацию, и срок, на который они переводятся на консервацию.

Основные средства в зависимости от имеющихся у организации прав на объекты основных средств подразделяются на:

  • объекты основных средств, принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление);
  • объекты основных средств, находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление);
  • объекты основных средств, полученные организацией в аренду;
  • объекты основных средств, полученные организацией в безвозмездное пользование;
  • объекты основных средств, полученные организацией в доверительное управление. Основные средства в зависимости от их целевого использования подразделяются на основные средства производственного и непроизводственного назначения.

К производственным основным средствам относятся объекты, использование которых направлено на систематическое получение прибыли как основной цели деятельности, т. е. использование в процессе производства промышленной продукции, в строительстве, сельском хозяйстве, торговле и общественном питании, заготовке сельскохозяйственной продукции и аналогичных видов деятельности.

К непроизводственным основным средствам относятся объекты, которые числятся на балансе организации и функционируют в непроизводственной (социальной) сфере.

1.2 Документальное оформление, аналитический и синтетический учет основных средств

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, согласно статье 9 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», должны оформляться оправдательными документами. Эти документы являются первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Постановлением Госкомстат Российской Федерации от 21.01.2003 г. №7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету ОС. Данные формы первичной учетной документации распространяются на организации всех форм собственности, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации. Исключение составляют только кредитные и бюджетные учреждения.

Для включения объектов в состав основных средств и учета их ввода в эксплуатацию, а также при выбытии объектов из состава основных средств, предусмотрены следующие документы:

  • Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма №ОС-1);
  • Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (форма №ОС-1а);
  • Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма №ОС-1б).

Акты утверждаются руководителями организации-получателя и организации-сдатчика и составляются в количестве не менее двух экземпляров. К акту должна быть приложена техническая документация, относящаяся к данному объекту основных средств.

Данные приема и исключения объекта из состава основных средств вносятся в инвентарную карточку либо книгу учета объектов основных средств (формы №ОС-6, №ОС-6а, №ОС-6б).

Очень часто объекты основных средств перемещаются внутри организации из одного структурного подразделения в другое. Для оформления и учета таких перемещений применяется Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств формы №ОС-2.

Данные о перемещении объектов основных средств вносятся в инвентарную карточку либо книгу учета объектов основных средств (формы №ОС-6, №ОС-6а, №ОС-6б).

Оформление и учет приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации оформляется Актом о приеме-передаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств формы №ОС-3.

Акт подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств.

Данные ремонта, реконструкции, модернизации вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма №ОС-6).

В соответствии с пунктом 68 Методических указаний №91н, в целях организации контроля за своевременным получением основных средств из ремонта, инвентарные карточки по этим объектам в картотеке рекомендуется переставлять в группу «Основные средства в ремонте». При поступлении объекта основных средств из ремонта производится соответствующее перемещение инвентарной карточки.

Списание пришедших в негодность объектов основных средств также оформляется документально.

Для этих целей применяются следующие документы:

  • Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма №ОС-4);
  • Акт о списании автотранспортных средств (форма №ОС-4а);
  • Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма №ОС-4б).

Акты составляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии, назначенной руководителем организации, утверждаются руководителем или уполномоченным им лицом.

Учет оборудования, поступившего на склад, с целью его последующего использования в качестве объекта основных средств, оформляется Актом о приеме (поступлении) оборудования (форма №ОС-14). Акт составляется в двух экземплярах комиссией, уполномоченной на прием основных средств, и утверждается руководителем или уполномоченным им лицом.

В том случае, если при поступлении на склад невозможно провести качественную приемку оборудования, акт составляется по наружному осмотру и является предварительным.

Передача оборудования в монтаж оформляется Актом о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма №ОС-15). Если монтажные работы проводятся подрядным способом, в состав приемочной комиссии входит представитель подрядной монтажной организации. В этом случае, отдельный акт на передачу оборудования в монтаж (форма №ОС-15) не составляется. В получении оборудования на ответственное хранение уполномоченный представитель монтажной организации расписывается непосредственно в акте, и ему передается копия акта.

На дефекты оборудования, выявленные в процессе монтажа, наладки или испытания, а также по результатам контроля, составляется Акт о выявленных дефектах оборудования (форма №ОС-16).

Зачисление смонтированного и готового к эксплуатации оборудования в состав основных средств организации оформляется по формам №ОС-1 или №ОС-1б.

Учет основных средств в организациях и на предприятиях ведется в соответствии с ПБУ 6/01 и организуется на основе принятого классификатора в разрезе инвентарных объектов.

Инвентарный объект как единица учета основных средств представляет собой объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенного вида работ. Если объект включает несколько частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Для правильной организации аналитического учета и обеспечения контроля над сохранностью основных средств каждому инвентарному объекту, находящемуся в эксплуатации или в запасе, присваивается инвентарный номер.

Следует отметить, что пообъектный учет основных средств ведется бухгалтерией предприятия на инвентарных карточках на бумажных или электронных носителях информации. Они открываются отдельно на каждый объект. Приспособления и принадлежности, составляющие единое целое с объектом, также отражаются в его инвентарной карточке. Обязательными реквизитами карточек являются: наименование и назначение объекта, инвентарный номер, организация-изготовитель, дата и номер документа на оприходование, первоначальная стоимость, признак собственности, краткая индивидуальная характеристика объекта, срок полезного использования, норма амортизации, ее код и др. В процессе эксплуатации в карточках делаются отметки о перемещении объекта внутри организации, о его ремонте и выбытии с указанием причины. Основанием для того служат данные первичных документов — актов (накладных) приема-передачи основных средств, актов на списание основных средств и др.

Учет объектов основных средств по местам их эксплуатации осуществляется в инвентарном списке типовой формы, данные которого должны быть идентичны записям в инвентарных карточках (книгах).

В течение отчетного месяца инвентарные карточки по всем поступившим, выбывшим и перемещенным внутри организации объектам хранятся в особой ячейке картотеки, а по основным средствам, находящимся в запасе (резерве) или на консервации, карточки в картотеке бухгалтерии отделяются специальным разделителем. По данным инвентарных карточек и ведомостей расчета амортизации в конце месяца заполняются карточки учета движения основных средств в разрезе видов (групп) основных средств.

Для учета основных средств действующим Планом счетов предусмотрен ряд синтетических счетов.

  • Счет 01 «Основные средства» предназначен для учета наличия и движения основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, в доверительном управлении. Основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости. Объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается на этом счете в соответствующей доле.
  • Счет 02 «Амортизация основных средств» применяется для отражения накопленной амортизации за время эксплуатации основных средств, принадлежащих организации на правах собственности и сданных в аренду, включая финансовую аренду.
  • Счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности» предназначен для обобщения информации о наличии и движении вложений организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму и предоставляемые за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода.
  • Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» применяется для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые будут затем приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков, объектов природопользования. К счету могут быть открыты субсчета: 1 «Приобретение земельных участков»; 2 «Приобретение объектов природопользования»; 3 «Строительство объектов основных средств»; 4 «Приобретение отдельных объектов основных средств»; 8 «Выполнение научно-исследовательских опытно-конструкторских и технологических работ» и др.
  • Счет 19 «НДС по приобретенным ценностям» предназначен для обобщения информации об уплаченных или причитающихся к оплате организацией суммах налога по приобретенным ценностям. К этому счету могут быть открыты субсчета; 1 «НДС при приобретении основных средств»; 2 «НДС по приобретенным нематериальным активам» и др.
  • Счет 80 «Уставный капитал» применяется для обобщения информации о состоянии и движении уставного (складочного) капитала организации. Увеличение и уменьшение уставного капитала, в том числе за счет имущества, относящегося к основным средствам, осуществляется после внесения соответствующих изменений в учредительные документы организации.
  • Счет 83 «Добавочный капитал» предназначен для обобщения информации о добавочном капитале организации, на нем отражается прирост стоимости внеоборотных активов по результатам переоценки, а также сумма разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, полученной в процессе формирования уставного капитала акционерного общества за счет продажи акций по цене, превышающей их номинальную стоимость.
  • Счет 90 «Продажи» используется для обобщения информации о доходах и расходах» организации и выявления финансового результата за отчетный период. К нему могут быть открыты несколько субсчетов.
  • Счет 91 «Прочие доходы и расходы» предназначен для обобщения информации о прочих доходах и расходах (операционных, внереализационных) отчетного периода. На этом счете находят отражение поступления, связанные с продажей и прочим списанием основных средств; поступления в связи с безвозмездным получением активов, а также расходы по продаже, выбытию, предоставлению за плату во временное владение и пользование, расходы на консервацию объектов основных средств и др. К нему открываются субсчета: 1 «Прочие доходы»; 2 «Прочие расходы»; 3 «Сальдо прочих доходов и расходов».
  • Счет 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления». Предназначен для обобщения информации о доходах, полученных в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам.

Здания и сооружения, строительство которых завершено, приобретенное оборудование, не требующее монтажа, завершенные работы по достройке, дооборудованию и реконструкции объектов, увеличивающие их первоначальную стоимость, зачисляются в основные средства по дебету счета 01 «Основные средства» с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» по соответствующим субсчетам в сумме фактически произведенных затрат, включая затраты на доставку.

Поступление основных средств может быть связано с их получением в счет вклада в уставный капитал организации. Первоначальной стоимостью таких объектов является их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» при поступлении объекта по договору дарения или в иных случаях безвозмездного поступления основных средств (от других организаций, физических лиц, в качестве субсидии правительственного органа) первоначальной стоимостью признается рыночная стоимость на дату оприходования на основе типовых документов приемки-передачи.

Во всех случаях безвозмездного получения и дарения основных средств затраты по их доставке учитываются организациями-получателями как вложения во внеоборотные активы и относятся на увеличение первоначальной стоимости объекта. На величину этой стоимости в течение срока полезного использования объекта формируется финансовый результат в качестве внереализационных доходов.

Списанию с бухгалтерского баланса подлежат объекты основных средств, которые передаются (выбывают) или постоянно не используются для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, для управленческих нужд организации.

В соответствии с действующим порядком с балансов организаций на основе унифицированных первичных документов могут быть списаны основные средства, пришедшие в состояние непригодности и подлежащие ликвидации вследствие физического и морального износа, аварий, стихийных бедствий, нарушений нормальных условий эксплуатации, а также в связи с продажей, безвозмездной передачей, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением предприятий (цехов) и по другим причинам.

Для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 «Основные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств». По дебету отражается первоначальная (восстановительная) стоимость выбывшего объекта, а в кредит списывается сумма накопленной амортизации. По окончании процесса выбытия остаточная стоимость объекта списывается на дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» с кредита счета 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств».

Для определения непригодности основных средств, невозможности и экономической нецелесообразности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления документации на списание таких объектов в организациях создаются постоянно действующие комиссии, в состав которых включаются главный инженер (или заместитель), начальники соответствующих структурных подразделений, главный бухгалтер (или заместитель), а также лица, на которых возложена материальная ответственность за сохранность основных средств. По решению руководителя организации в состав комиссии могут быть включены и другие специалисты, если в этом есть техническая необходимость, а также представители инспекций, на которых возложена функция надзора за отдельными видами объектов.

После разборки (демонтажа) и оценки отдельных узлов (деталей), материалов, которые могут быть использованы в организации или проданы, они приходуются на дебет счета 10 «Материалы», по субсчетам 1 «Сырье и материалы», 5 «Запасные части» по текущей рыночной стоимости на дату списания, а непригодные к дальнейшему использованию приходуются как вторичное сырье и отражаются в дебете счета 10, субсчет 6 «Прочие материалы». Их стоимость зачисляется на финансовые результаты по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Ликвидация отдельных частей объекта, имеющих разный срок полезного использования, отражается в учете как ликвидация самостоятельного инвентарного объекта и оформляется в общем порядке. При этом детали (узлы), содержащие драгоценные металлы, обязательно сдаются в государственный фонд, а содержащие цветные металлы — организациям по сбору вторсырья.

Выбытие основных средств, связанное с их продажей, отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы», который предназначен для обобщения информации о доходах и расходах организации и выявления финансового результата за отчетный период.

По дебету его показывается остаточная стоимость объектов, по которым начисляется амортизация, и расходы на продажу по кредиту — поступления от продажи.

Выбытие объектов основных средств, передаваемых в счет вклада в уставный капитал или паевой фонд по остаточной стоимости, отражается по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал» и кредиту счета 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств». На сумму задолженности по вкладу в размере величины остаточной стоимости объекта дебетируется счет 58 «Финансовые вложения» и кредитуется счет 75, субсчет 1.

1.3 Методика проведения анализа использования основных средств

Основной целью анализа основных фондов является определение путей повышения эффективности их использования.

Задачами анализа состояния и эффективного использования средств труда является:

  • -установление обеспеченности предприятия и его структурных подразделений основными фондами — соответствие величины состава и технического уровня фондов потребности в них;
  • -изучение состава и динамики основных средств, темпов обновления активной части;
  • -определение степени использования основных фондов и факторов, на них повлиявших;
  • -полноты применения парка машин и оборудования и его комплексности;
  • -определение влияния использования основных фондов на объем продукции и другие экономические показатели работы хозяйствующего субъекта;
  • -выявление резервов роста фондоотдачи, увеличения объема продукции и прибыли за счет улучшения использования основных фондов.

Источники информации для проведения анализа включают в себя бухгалтерскую отчетность предприятия, форму №11 «Отчет о наличии и движении ОС», форму БМ «Баланс производственной мощности», форму №7-ф «Отчет о запасах неустановленного оборудования», инвентарные карточки учета ОС и др.

Первым этапом анализа основных фондов является анализ их движения.

Данные о наличии, износе и движении основных фондов служат основным источником информации для оценки производственного потенциала предприятия. Оценка движения основных фондов проводится на основе коэффициентов, таблица  1, которые анализируются в динамике за ряд лет.

Следующим этапом является анализ эффективности использования основных фондов. Для обобщающей характеристики эффективности использования основных средств используются следующие показатели: рентабельности (отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов), фондоотдачи (отношение стоимости произведенной или реализованной продукции после вычета НДС, акцизов к среднегодовой стоимости основных производственных фондов), фондоемкости (обратный показатель фондоотдачи), удельных капитальных вложений на один рубль прироста продукции.

Таблица 1

Показатели движения и состояния основных средств

Наименования показателей Методы расчета Экономическая интерпретация показателей
1. Показатели движения
1.1. Коэффициент поступления ввода (КВВ) Стоимость вновь поступивших ОС

Среднегодовая стоимость ОС

Доля поступивших ОС за период
1.2. Коэффициент обновления (Коб) Стоимость новых ОС

Среднегодовая стоимость ОС

Доля новых ОС на предприятии
1.3.Коэффициент выбытия ОС (Квыб) Стоимость всех выбывших ОС  Среднегодовая стоимость ОС Доля выбывших ОС за период
1.4.Коэффициент прироста (Кпр) Сумма прироста ОС

Среднегодовая стоимость ОС

Темп прироста ОС
2. Показатели состояния
2.1. Коэффициент износа (Ки) Сумма износа

Среднегодовая стоимость ОС

Доля стоимости ОС перенесенная на продукцию

Ки = 1 — Кг

2.2. Коэффициент годности (Кг) Остаточная стоимость ОС

Среднегодовая стоимость ОС

Уровень годности

Кг = 1 — Ки

 

Рассчитывается также относительная экономия основных фондов:

где:

  • ОПФ0, ОПФ1 — соответственно среднегодовая стоимость основных
  • производственных фондов в базисном и отчетном годах;
  • I ВП — индекс объема производства продукции.

Уровень фондорентабельности зависит не только от фондоотдачи, но и от рентабельности продукции. Взаимосвязь этих показателей можно представить следующим образом:

где:

  • Rопф — рентабельность основных производственных фондов;
  • П — прибыль от реализации продукции;
  • ОПФ — среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
  • РП — стоимость реализованной продукции;
  • ФО — фондоотдача;
  • R — рентабельность произведенной продукции.

На величину и динамику фондоотдачи и фондоемкости влияют различные факторы, зависящие и независящие от предприятия. Величина фондоотдачи зависит от объема выпуска или реализации продукции, удельного веса машин и оборудования в общей стоимости основных фондов. При анализе выясняется влияние на этот показатель выхода продукции на одну денежную единицу стоимости действующего оборудования и коэффициента использования наличного оборудования, зависящего от не установленного оборудования и установленного, но бездействующего оборудования.

Фондоотдача показывает, какова общая отдача от использования каждого рубля, вложенного в основные производственные фонды, т.е. насколько эффективно это вложение средств.

Для расчета величины фондоотдачи используется формула:

где:

  • Т — объем реализованной продукции;
  • ОПФ — среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия.

На изменение уровня фондоотдачи оказывают влияние следующие факторы:

  • -доля активной части основных фондов в их общей стоимости и фондоотдача активной части основных фондов;
  • -обеспеченность предприятия основными производственными фондами; выручка от реализации продукции;
  • -производительность труда и фондовооруженность труда.

Факторами первого уровня, влияющими на фондоотдачу основных производственных фондов, являются, изменение доли активной части фондов в общей сумме основных производственных фондов и изменение фондоотдачи активной части фондов:

где:

  • УДак — доля активной части фондов в общей сумме основных производственных фондов;
  • ФОак — фондоотдача активной части фондов.

Для повышения фондоотдачи необходимо, чтобы темпы роста производительности труда опережали темпы его фондовооруженности. Влияние этих факторов на фондоотдачу можно определить по следующей формуле:

где:

  • ПТ – производительность труда;
  • ВФ — фондовооруженность труда.

Другой обобщающий показатель — это фондоемкость, которая рассчитывается как отношение стоимости основных производственных фондов к объему выпускаемой продукции по следующей формуле:

где:

  • Фе – фондоемкость;
  • ОПФ — стоимость основных производственных фондов;
  • Т — объем продукции.

Показатель фондоемкости является обратным к показателю фондоотдачи.

Она показывает долю стоимости основных фондов, приходящуюся на каждый рубль выпускаемой продукции.

Фондоемкость определяет необходимую величину основных фондов для производства продукции заданного объема на перспективный период. Если объем товарной продукции на будущий период изменяется, то делается расчет перспективной потребности в основных производственных фондах.

Страницы: 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф