3.3. Расчет налоговой нагрузки ВМУП Коммунжилсервис и пути ее уменьшения
Налоговая нагрузка — это налоговое бремя, наложенное на организацию (предпринимателя), т.е. сумма налогов и взносов в государственную казну, которую он должен заплатить.
Налоговая нагрузка на экономику — это доля налогов в ВВП. Этот показатель не сложен в определении — это отношение величины всех поступивших в государственную казну налогов к ВВП. Экономический смысл его в том, что он показывает, какая часть ВВП перераспределяется с помощью налогов [17, с. 720].
При этом нужно определить, как изменение числа налогов, налоговых ставок и льгот повлияют на деятельность хозяйствующего субъекта. Только в этом случае показатель налоговой нагрузки приобретает практическую ценность. Рассмотрим несколько методик оценки налогового бремени и подробнее остановимся на некоторых из них, рассчитаем показатель налоговой нагрузки для конкретного предприятия и сравним методики.
Методика Департамента налоговой политики Министерства Финансов РФ
Для определения налоговой нагрузки на предприятия Департаментом налоговой политики Минфина РФ разработана собственная методика. Тяжесть налогового бремени, по этой методике, принято оценивать отношением всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации, включая выручку от прочей реализации (в процентах). По данной методике налоговая нагрузка (НН) рассчитывается по формуле (29):
НН= НП/(В+ВД)*100%, (29)
где:
НП — общая сумма всех уплаченных налогов;
В (Вр) — выручка от реализации продукции (работ, услуг);
ВД — внереализационные доходы.
Этот показатель выявляет долю налогов в выручке от реализации, но он вряд ли характеризует хоть в какой-то мере влияние налогов на финансовое состояние предприятия, т.к. не учитывает структуру налогов в выручке. Для эффективного экономического анализа, нужен показатель, который увязывал бы уровень налоговой нагрузки и показатель экономической активности предприятия. Рассчитанная по данной методике налоговая нагрузка характеризует только налогоемкость продукции (работ или услуг), произведенной хозяйствующим субъектом, и не дает реальной картины налогового бремени налогоплательщика
Налоговая нагрузка по предприятию ВМУП Коммунжилсервис по данной методике составила:
Налоговая нагрузка составляет 14 копеек на 1 рубль выручки или 14 % составляют налоги в выручке предприятия.
Мировой опыт налогообложения свидетельствует о том, что оптимальный уровень налоговой нагрузки на налогоплательщика должен составлять не более 30-40 % от дохода.
Уровень налогового бремени в Российской Федерации предприятий работающих по общей системе налогообложения составляет от 2 до 70 % от суммы выручки. Таковы особенности общей системы налогообложения. И это объясняется не ошибками учета. Налоговая цена полученной выручки у каждого предприятия своя и зависит от показателей, определяющих базы налогообложения по налогам, уплачиваемым предприятием.
Полученное значение в 14% можно считать умеренным. То есть в организации налоговому планированию уделяют достаточно внимания.
Методика Е.А. Кировой:
Е.А. Кирова считает, что некорректно применять такой показатель, как выручка от реализации в качестве базы для исчисления налоговой нагрузки на экономический субъект. Она вводит показатель вновь созданной стоимости (ВСС) и налоговую нагрузку (НН) расчетов по отношению к этому показателю. ВСС рассчитывается по формуле (30) или (31):
ВСС = В — МЗ — А + ВД – ВР, (30)
или
ВСС = ОТ + НП + ВП + П, (31)
где:
ВСС — вновь созданная стоимость; В — выручка от реализации продукции, работ или услуг (с учетом НДС); МЗ — материальные затраты; А — амортизация; ВД — внереализационные доходы; ВР — внереализационные расходы (без налоговых платежей); ОТ — оплата труда; НП — налоговые платежи; ВП — платежи во внебюджетные фонды; П — прибыль организации.
АНН — абсолютная налоговая нагрузка.
АНН рассчитывается по формуле (32):
АНН = НП + ВП + НД, (32)
где НД — недоимка по платежам.
где ВСС — вновь созданная стоимость;
В — выручка от реализации продукции, работ или услуг (с учетом НДС);
МЗ — материальные затраты;
А — амортизация;
ВД — внереализационные доходы;
ВР — внереализационные расходы (без налоговых платежей);
ОТ — оплата труда;
НП — налоговые платежи;
ВП — платежи во внебюджетные фонды;
П — прибыль организации.
Относительная налоговая нагрузка в этом случае определяется по формуле:
ОНН = (АНН / ВСС) x 100%, (33)
Достоинством данной методики является то, что она позволяет сравнивать налоговую нагрузку на конкретные хозяйствующие субъекты в независимости от их отраслевой принадлежности, т.к. налоговые платежи соотносятся со вновь созданной стоимостью, налоговое бремя оценивается относительно источника уплаты налогов.
Недостатком этой методике является то, что она не учитывает влияние таких показателей как, фондоемкость, трудоемкость, рентабельность, оборачиваемость оборотных активов и не позволяет прогнозировать изменения деловой активности экономического субъекта в зависимости от изменения количества налогов, налоговых ставок и льгот.
Рассчитаем на предприятии ВМУП Коммунжилсервис по методике Кировой.
АНН=132503+38332,38+745+721,24+275940=448241,62 руб.
Абсолютная налоговая нагрузка предприятия составляет 448241,62 рубля.
Рассчитаем вновь созданную стоимость:
ВСС=2038000-490000-302408,82-207060,55=1038530,63 руб.
Относительная налоговая нагрузка составляется — 43,16%
Расчет налоговой нагрузки по методике М.Н. Крейниной:
Эта методика заключается с сопоставления налога и источника его уплаты. Каждая группа налогов в зависимости от источника, за счет которого уплачиваются налоги имеет свой критерий оценки тяжести налогового бремени.
Данная методика показывает во сколько раз суммарная величина уплаченных налогов отличается от прибыли, остающейся в распоряжении экономического субъекта. Основным отличием такого подхода к оценке налогового бремени является то, что косвенные налоги не принимаются в расчет и не рассматриваются как налоги, влияющие на размер прибыли экономического субъекта.
По величине той части созданной прибыли, которая остается после уплаты налогов, можно судить о возможностях его дальнейшего развития.
Предлагаемая методика расчета имеет следующие преимущества:
— оценка налоговой нагрузки более объективна в результате отражения доли создаваемой предприятием прибыли и отдаваемой государству в виде налогов и сборов;
— по данной методике может быть проведена оценка налоговой нагрузки как на миниуровне так и на мезо- и макроэкономическом уровне;
— позволяет проводить сравнительную оценку налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты различных отраслей (видов деятельности).
Данный показатель может выступать базовым показателем оценки налоговой нагрузки на хозяйствующего субъекта и может успешно применяться для решения вопросов регулирования налоговой нагрузки с целью создания условий для развития производства и роста инвестиционно-инновационной активности предприятий. С этой целью целесообразно дополнить отчетность хозяйствующих субъектов показателем налоговой нагрузки, рассчитываемой по предлагаемой методике.
Рассмотрим данную методику на примере ВМУП Коммунжилсервис.
На рубль балансовой прибыли налоговая нагрузка составляет 77 коп. или доля налогов в балансовой прибыли составляет 77%.
Так же рассмотрим структуру налоговой нагрузки ВМУП Коммунжилсервис 1 кв. 2014 г. представленную в таблице 8.
Таблица 8 — Структура налоговой нагрузки ВМУП Коммунжилсервис за 1-й кв. 2014г.
| Основные показатели | сумма, руб. | структура, % |
| Налог на прибыль | 132 203,00 | 22,58 |
| НДС | 275 940,00 | 47,10 |
| Налог на имущество организации | 38 332,00 | 6,55 |
| Транспортный налог | 745,00 | 0,13 |
| Земельный налог | 721,00 | 0,12 |
| Платежи во внебюджетные фонды | 137 761,00 | 23,52 |
| Итого: | 585 502,00 | 100 |
Из вышеприведенной таблицы следует, что наибольшую долю 47,1% в структуре налоговой нагрузки занимает НДС. Наименьшую долю 0,12% занимает земельный налог.
- Мероприятия по снижению налога на прибыль.
Для оптимизации налога на прибыль можно предложить несколько вариантов.
Первый вариант.
Можно создать собственный интернет сайт.
Итак, ВМУП Коммунжилсервис решило создать собственный интернет сайт. Работы по созданию сайта проводились сторонней организацией. Стоимость разработки сайта составила 30000 руб. (в том числе НДС 4576 руб.). Разработка сайта была окончена (подписан акт о приеме- передаче работ) в январе 2014 г. Исключительные права на сайт принадлежат организации — разработчику, таким образом, исключительных прав у ВМУП Коммунжилсервис на разработанный сайт не возникает. Сайт используется для размещения общей информации об организации. Согласно договору, заключенному с правообладателем, срок, в течение которого компании принадлежат неисключительные права на сайт, составляет 10 лет. ВМУП Коммунжилсервис для расчета налога на прибыль применяет метод начисления, представленный в таблице 9.
Таблица 9 — Расходы ВМУП Коммунжилсервис.
| Расходы | Сумма (руб.) |
| На сырье и материалы | |
| На оплату труда | 4576 |
| Амортизационные отчисления | 82 |
| Прочие расходы | 207190,55 |
| Себестоимость | 1440617 |
Затраты на создание сайта: 30000-4576= 25424 руб.
Ежемесячное списание в прочих расходах составит:
25424/120= 220 руб.
Валовая прибыль составит:
2038000-1440617=597383 руб.
Прибыль до налогообложения:
597383+65000=662383 руб.
Налог на прибыль:
662383*20%=132476 руб.
Разница составит:
132521-132476=63 руб.
Вывод: в течении 10 лет мы будем включать 220 руб. в прочие расходы, тем самым уменьшая каждый месяц налог на прибыль на 63 руб.
Второй вариант:
Создание резерва по сомнительным долгам.
В налоговом учете налогоплательщик не обязан создавать резерв сомнительных долгов. Формирование резервов по сомнительным долгам в налоговом учете является правом налогоплательщика и осуществляется в соответствии с требованиями, установленными в ст. 266 НК РФ.
Прежде всего, в целях главы 25 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (п. 1 ст. 266 НК РФ).
Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода. Это правило не применяется в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов [18, с. 480].
Пункт 4 ст. 266 НК РФ устанавливает, что сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:
— по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней — в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
— по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) — в сумму резерва включается 50% от суммы, выявленной на основании инвентаризации задолженности;
— по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней — не увеличивает сумму создаваемого резерва.
Рассмотрим создание резерва по сомнительным долгам на примере ВМУП Коммунжилсервис.
Выручка от отчетного периода составила 2038000 руб.
По состоянию на 31.03.2014 г. сумма дебиторской задолженности составила:
— Наладка и регулировка систем горячего водоснабжения и отопления. Срок уплаты истек 20 декабря предыдущего года — 30000 руб.;
— Сопряжение трубопровода. Срок уплаты истек 17 января — 19000 руб.;
— Остекленение оконных рам. Срок уплаты истек 25 марта — 47000 руб.
При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода.
% от 2038000=203800 руб.
Восстановление резерва:
-96000=107800 руб.
Прибыль до налогообложения:
+65000+107800-2038000=566603 руб.
Налог на прибыль:
*20%=113321 руб.
Разница составит:
132521-113321=19200 руб.
Вывод налог на прибыль уменьшиться на 19200 руб.
Заключение
В дипломной работе исследовалась система учета расчетов по налогам и сборам с бюджетом на примере организации ВМУП Коммунжилсервис, и порядок расчета налогов, уплачиваемых на данном предприятии, а так же проведен анализ налоговой нагрузки в организации.
Исходя из поставленных целей, были определены задачи, которые требовалось решить в ходе исследовательской работы.
Для этого были исследованы теоретические основы, касающиеся налогового учета и отчетности и определены основные понятия, виды, функции и основные элементы налогового учета, рассмотрены теоретические основы налоговой нагрузки организации, ее понятие и сущность, методы оценки.
Так, налоговый учет — представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом.
Налоговый учет служит для формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения налогами и сборами хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также для обеспечения внутренних и внешних пользователей информацией, необходимой для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет.
Все налоги и сборы в Российской Федерации подразделяются на федеральные, региональные и местные.
В состав налоговой отчетности включаются декларации и расчеты по налогам, по которым организация или физическое лицо является плательщиком.
К федеральным налогам и сборам относятся:
— налог на добавленную стоимость;
— акцизы;
— налог на доходы физических лиц;
— налог на прибыль организаций;
— налог на добычу полезных ископаемых;
— водный налог;
— сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
— государственная пошлина.
К региональным налогам относятся:
— налог на имущество организации;
— транспортный налог;
— налог на игорный бизнес.
К местным налогам:
— земельный налог;
— налог на имущество физических лиц.
Налоговый учет и отчетность претерпевают постоянные изменения, так в 2010 году одно из самых заметных и важных нововведений стала замена единого социального налога (ЕСН) на прямые взносы в ПФР, ФСС, ФОМС и ТФОМС. Реформа взносов на социальное страхование продолжилась и в 2011 году ставка была увеличена с 26% до 34%.
Для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организации предназначен счет 68 Расчеты по налогам и сборам.
Во второй главе была охарактеризована налоговая нагрузка организации.
Компания работает на общей системе налогообложения и перечисляет налоги и сборы в федеральный, региональный и местные бюджеты.
Аналитический учет по счету 68 Расчеты по налогам и сборам ведется по видам налогов. Виды налогов имеют аналитику по видам платежей в бюджет, видам бюджетов.
Список использованных источников и литературы
Нормативно-правовые и другие официальные документы
1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 01.01.2001 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 01.01.2001) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009)
2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 01.01.2001 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 01.01.2001) (с изм. и доп., вступающими в силу с 26.01.2009)
3. Об утверждении налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения и порядка ее заполнения. Приказ Минфина от 22.06.09 № 58н . – [Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс.
4. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». Приказ Минфина РФ от 9.12.98 г. №60н (ПБУ 1/98) –[Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс.
5. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации». Приказ Минфина РФ от 6.05.99 г. №32н (ПБУ9/99) –[Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс.
6. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации». Приказ Минфина РФ от 6.05.99 г. №33н (ПБУ 10/99) –[Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс.
7. Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н. — [Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс.
8. Об Обществах с ограниченной ответственностью. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ [в ред. от 06 апреля 2015 г.] — [Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс.
9. Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и порядков их заполнения. Приказ Минфина РФ от 31.12.08 № 154н . –[Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс.
10. О бухгалтерском учете. Федеральный закон от 06 декабря 2011 г. N 402-ФЗ.] — [Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс.
11. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ [в ред. от 23 декабря 2003 г.] — [Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс.
12. О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства Приказ Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. № 64н. –[Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс.
13. О формах бухгалтерской отчетности организаций .Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н — [Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс.
14. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]: [часть I от 30.11.1994 № 51-ФЗ и часть II от 26.01.1996 № 14-ФЗ]. –[Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс.
15. Российская Федерация. Законы. Налоговой кодекс Российской Федерации [Текст]: [часть I от 31.07.1998 № 146-ФЗ и часть II от 05.08.2000 № 117-ФЗ]. ––[Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс.
16. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ]. –[Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс.
Литература
17. Алексеева, Г.И. Бухгалтерский учет: Учебник / С.Р. Богомолец, Г.И. Алексеева, Т.П. Алавердова; Под ред. С.Р. Богомолец. — М.: МФПУ Синергия, 2013. — 720 c.
18. Варламов, С. Бухгалтерский учет в торговле / С. Варламов, М.В. Марчук. — СПб.: Питер, 2013. — 128 c. 14. Воронина, Л.И. Бухгалтерский учет: Учебник / Л.И. Воронина. — М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 480 c.
19. Горячих, С.П. Бухгалтерский учет в схемах и таблицах: Учебное пособие / А.В. Зонова, С.П. Горячих, Р.В. Зонова; Под ред. А.В. Зонова. — М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 224 c.
20. Касьянова, Г.Ю. Бухгалтерский учет: просто о сложном: Самоучитель по формуле «три в одном»: бухучет + налоги + документооборот / Г.Ю. Касьянова. — М.: АБАК, 2013. — 728 c.
21. Касьянова, Г.Ю. Торговая деятельность: новые требования и правила, правовое регулирование, бухгалтерский учет и налогообложение / Г.Ю. Касьянова. — М.: АБАК, 2010. — 240 c.
22. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет в схемах и таблицах / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. — М.: Проспект, 2013. — 280 c.
23. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник / Н.П. Кондраков. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 681 c.
24. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие / Н.П. Кондраков. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 841 c.
25. Кыштымова, Е.А. Бухгалтерский учет. Сборник задач: Учебное пособие / Е.А. Кыштымова. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 208 c.
26. Лебедева, Е.М. Бухгалтерский учет: Практикум: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / Е.М. Лебедева. — М.: ИЦ Академия, 2012. — 176 c.
27. Миславская, Н.А. Бухгалтерский учет: Учебник / Н.А. Миславская, С.Н. Поленова. — М.: Дашков и К, 2013. — 592 c.
28. Николаева, Г.А. Бухгалтерский учет в оптовой торговле (налоги): Учебно-практическое пособие / Г.А. Николаева. — М.: А-Приор, 2012. — 256 c.
29. Николаева, Г.А. Бухгалтерский учет в розничной торговле / Г.А. Николаева, Т.С. Сергеева. — М.: А-Приор, 2012. — 256 c.
30. Орлова В. М. Современные методики расчета налоговой нагрузки на предприятия // Налоги (газета), №31, 2007.19. Бреславцева, Н.А. Бухгалтерский учет: Учебное пособие / Н.А. Бреславцева, Н.В. Михайлова, О.Н. Гончаренко. — Рн/Д: Феникс, 2012. — 318 c.
31. Петрова, В.И. Бухгалтерский учет, анализ и аудит деятельности страховых организаций / В.И. Петрова, А.Ю. Петров, Г.А. Скачко. — М.: ФиС, 2008. — 400 c.
32. Самохвалова, Ю.Н. Бухгалтерский учет: Практикум: Учебное пособие / Ю.Н. Самохвалова. — М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 232 c.
33. Сапожникова, Н.Г. Бухгалтерский учет. В 3-х т. Т. 3. Бухгалтерский учет: бухгалтерская финансовая отчетность: Учебник / Н.Г. Сапожникова. — М.: ФиС, 2008. — 240 c.
34. Трошин А. В. Сравнительный анализ методик определения налоговой нагрузки на предприятия // Финансы, №5, 2000. – 263 с.
35. Чипуренко Е. В. Налоговая нагрузка предприятия: анализ, расчет, управление // Налоговый вестник, 2008. – 217 с.
36. Федосимов Б. А. Оценка налоговой нагрузки предприятий // Налоги (журнал), №1, 2008. – 421 с.
