Заявка на расчет
Меню Услуги

Детско-родительские отношения. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

2.1 Организация и методы исследования

Цель исследования – выявление особенностей консультирования подростков по проблеме детско-родительских отношений.
Объект исследования: детско-родительские отношения в полных и неполных семьях.
Предмет исследования: особенности организации консультативной работы при нарушении детско-родительских отношений в полных и неполных семьях.
Гипотезы исследования:
1.Консультирование подростков по проблеме детско-родительских отношений имеет свою специфику в зависимости от типа семьи.
2. Психологическое консультирование подростков, построенное на основе учета особенностей детско-родительских отношений в полных и неполных семьях, позволяет направленно оказывать помощь подросткам в решении проблем детско-родительских отношений.
Достижение цели и проверка гипотезы предполагает решение ряда задач.
Задачи эмпирического исследования:
1. Сформировать выборку исследования, включающую группу подростков и их родителей (мам).
2. Разработать психодиагностический инструментарий для изучения нарушений детско — родительских отношений.
3. Провести эмпирическое исследование исследуемых явлений и личностных особенностей в каждой из возрастных групп.
4. Выполнить количественно-качественный и статистический анализ полученных результатов и сформулировать выводы.
5. Составить рекомендации для работы с подростками и родителями с целью стабилизации и решения вопросов детско-родительских отношений в семье. В исследовании принимало участие 140 человек. При формировании выборки отбирались участники, отвечающие требованиям по критерию подросткового возраста. Другим дополнительным критерием выступал тип семьи. В результате вся выборка, формируемая на базе учащхся 7 «Б», «В», «Г» и «Д» МБОУ средней общеобразовательной школы № 5 г. …., была дифференцирована на две группы – подростки из полных семей (35 чел.) и подростки из неполных семей (35 чел.). Также участвовали мамы подростков (70 чел.) Более детальное описание выборки исследования представлено в таблице 2.
Таблица 2.
Характеристика выборки исследования

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

В соответствии с задачами исследования, для выяснения степени проявления исследуемых конструктов и явлений был применен ряд специальных психодиагностических методик (таблица 3).
Отметим, что среди большого массива существующих методик для выяснения особенностей детско — родительских отношений были отобраны диагностические методики, позволяющие изучить двусторонние отношения: с одной стороны, отношение подростков к родителям и стилю взаимодействий с ними, с другой, особенности родительских установок, семейных ролей и установления эмоциональных контактов с детьми. В этой связи, комплекс методик включал отдельно методики для родителей (мам), методики для подростков, что согласуется с разработанными в психологии методами диагностики детско — родительских отношений, описанными в работах Е. С Арбатской, Н. Ю. Дичиной, Е. И. Ждакаевой, Р.В. Овчаровой и др.
Таблица 3.
Методики исследования

Представим краткое описание выбранных методик.
Методика «детско-родительские отношения в подростковом возрасте» — родитель глазами подростка — ДРОП» (О.А. Карабанова, П.В. Трояновская) – дает объемное и дифференцированное представление о детско-родительских отношениях с позиции подростка. В опроснике 115 суждений, ответы на которые позволяют исследовать 4 основных фактора и дополнительный:
1) эмоциональность отношений;
2) особенности общения и взаимодействия;
3) особенности контроля и
4) противоречивость/непротиворечивость отношений;
5) дополнительная группа
В совокупности содержание факторов дифференцировано по 19 шкалам –признакам, отражающих особенности поведения родителей, и выраженность которых определяется ответами испытуемых, где он выражает свое согласие по 5-ти балльной шкале:
1 — если подобное поведение не встречается у Вашего отца (матери) никогда;
2 — если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) редко;
3 — если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) иногда;
4 — если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) часто;
5 — если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) всегда.
Для нахождения колличественного выражения признака находится суммарное его значение в соответствии с предложенным ключом.
Методика «Незаконченные предложения» (тест Сакса-Леви)- модифицированная методика незаконченных предложений. В классическом виде данная методика относится к разряду проективных и состоит из 60 незаконченных предложений, которые респондент должен дописать по своему усмотрению и ответы на которые могут быть разделены на 15 групп. В основе методики лежит положение о том, что, отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, испытуемый дает информацию, касающуюся его собственной личности, то есть он проецирует себя в свои ответы. На прямой вопрос экспериментатора о жизненной проблеме обследуемого, которая является его болевой точкой, он не всегда может ответить, потому что решение проблемы часто находится вне его сознания. Незаконченное предложение вызывает его спонтанный ассоциативный ответ, который реально или метафорически может содержать ключ к пониманию причин данной проблемы. Методика Сакса Леви позволяет выявить признаки внутриличностных и межличностных конфликтов, нарушение отношений личности, характер которых может затем уточняться в индивидуальной беседе. Классически тест определяет специфику отношения: к матери, отцу, к себе, нереализованным возможностям, подчиненным, будущему, друзьям, страхи и опасения, к прошлому, к противоположному полу, к семье, сотрудникам, чувство вины.
В соответствии с предметом исследования тест был сокращен до исследования: отношения к отцу, отношения к матери, отношения к семье, отношения к себе, страхов и опасений.
Критерии анализа:
– эмоциональное отношение к членам семьи;
– содержание характеристик.
Для каждой группы предложений выводится количественное значение, определяющее данную систему отношений как очень проблемную, небольшую проблемность или безпроблемную:
• 2 балла — серьезные расстройства. Требуется помощь специалиста для работы над эмоциональным конфликтом в этой области;
• 1 балл — небольшие расстройства. Имеется эмоциональный конфликт, но устранится без помощи;
• 0 баллов — нет расстройств в этой области
Опросник «Сознательное родительство» М.С. Ермихиной реализует системный, диагностико — развивающий подход к оценке себя как родителя, родительских установок и ожи¬даний, отношения, чувств, позиций, ответственности, стиля се¬мейного воспитания; к оценке источников знаний и представле¬ний о родительстве.
Методика включает 7 шкал, основанных на компонентах родительства:
— родительские позиции;
— родительские чувства;
— родительская ответственность;
— родительские установки и ожидания;
— семейные ценности;
— стиль семейного воспитания;
— родительское отношение.
Каждая шкала содержит по 6 утверждений, отражающих их компонентный состав (смысловой, эмоциональный и поведенческий компоненты). Чем больше количество баллов, тем выше уровень осознанно¬сти родительства. Следовательно, чем выше оценка по конкретной шкале, тем выше уровень осознанности конкретного компонента родительства.
Методика «Измерение родительских установок и реакций» PARI (Parental Attitude Research Instrument) Е.С. Шефера, Р.К. Белла; адаптация Т.В. Нещерет — предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Вся методика состоит из 115 суждений, расположенных в определенной последовательности, и посредством ответов отражающих выраженность 23 аспектов-признаков, касающихся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них — 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 — касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на 3 группы:
-оптимальный эмоциональный контакт,
-излишняя эмоциональная дистанция с ребенком,
— излишняя концентрация на ребенке.
Исследуемые признаки: 1) Вербализация 2) Чрезмерная забота 3) Зависимость от семьи 4) Подавление воли 5) Ощущение самопожертвования 6) Опасение обидеть 7) Семейные конфликты 8) Раздражительность 9) Излишняя строгость 10) Исключение вне семейных влияний 11) Сверхавторитет родителей 12) Подавление агрессивности 13) Неудовлетворенность ролью хозяйки 14) Партнерские отношения 15) Развитие активности ребенка 16) Уклонение от конфликта 17) Безучастность мужа 18) Подавление сексуальности 19) Доминирование матери 20) Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка 21) Уравнение отношения 22) Стремление ускорить развитие ребенка 23) Несамостоятельность матери. Испытуемый должен отразить свое отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия.
На основании предложенного ключа осуществляется оценка выраженности признака:
18-20 – высокая степень выраженности признака;
5-8 – низкая степень;
9-17- средняя степень.
Сырые баллы испытуемых по всем методикам представлены в приложении 3.
Обработка результатов проводилась с использованием программ статистической обработки данных Statistika и Microsoft Excel. При математической обработке эмпирических данных применялись стандартные методы математической статистики: выявление значимости различий показателей с помощью критерия U-Манна-Уитни.

2.2 Анализ результатов исследования

Результаты изучения особенностей детско-родительских отношений, полученных по методике ДРОП, отражены в таблице 4. Анализ полученных показывает, что в выборке подростков показатели параметров, выявляющих специфику отношений с родителями, находятся вне нормативных по следующим шкалам:
— «Принятие», по которой получены значения ниже нормы в обеих подвыборках (22,1 –в полных семьях и 20,9 – в неполных при норме 24-28). Низкие значения по данной шкале свидетельствует о том, что подростки не ощущают достаточно внимания и родительской любви, с их точки зрения родители достаточно часто испытывают по отношению к ребенку такие отрицательные чувства как раздражение, злость, досаду, воспринимают своего ребенка неприспособленным и неудачливым;
-«Сотрудничество» (20,9 –в полных семьях и 20 – в неполных при норме 22-27), что говорит о дефиците совместных дел и времяпрепровождении;
— «Поощрение автономности» –заниженный показатель фиксируется в полных семьях (20 при норме 21-24), что отражает недостаточность признания самостоятельности и личной свободы подростков со стороны родителей полных семей, вследствие ребенку не в полной мере прививается ответственность за поступки ;
— «Контроль» (24,3 –в полных семьях и 23,3 – в неполных при норме 16-23). Повышенный показатель свидетельствует о том, что система контроля со стороны родителей охватывает достаточно широкую сферу жизнедеятельности ребенка;
— «Авторитарность»- несколько повышенный уровень ( 18,9 при норме 12-18) отмечен в неполных семьях,что говорит об определенном давлении и использовании властных стилей восптания в этой подвыборке;
— «Враждебность по отношению к супругу» обнаруживается неожиданно вполных семьях и ожидаемо в неполных (9,8 –в полных семьях и 11,5 – в неполных при норме 6-9), что говорит о недостаточно теплых семейныхотношениях в семьях.
— «Доброжелательность по отношению к супругу» — заниженный уровень поданной шкале вполне согласуется с повышенным показателем враждебности и отражает напряжение в отношениях (вероятно, уже бывших ) супругов.
— «Удовлетворенность отношениями» — заниженный уровень (18,7 при норме 20-27) – демонстрирует, что подростки неполных семей оценивают невысокое качество отношений с родителями.
Учитывая, что методика ДРОП содержит в себе запрос продолжить фразы по отношению к родителям, то это дает возможность с качественной стороны оценить ответы подростков. Так, например примеру, на вопрос «Мне не нравится, когда мама…» подростки дают следующие ответы: «…когда мама принимает решение без меня; …когда мне плохо, а мама этого не понимает; …когда мама требовательная и ей не до меня…». На предложение закончить фразу: «Мне не нравится, когда … », среди ответов подростков встречаются следующие: «…когда мам без причин ругает и показывает свое недовольство»; «…когда мне без конца читают нотации». Подобные ответы свидетельствуют о недостаточности сотрудничества, доверительных отношений, о наличии неблагоприятной ситуации в семье и семейных дисфункциях.
Таблица 4
Сравнение средних значений шкал методики «Детско-родительские отношения подростков» ( ДРОП)» с нормативными показателями

Наглядное изображение результатов методики ДРОП представлено на рис.1.

Рис.1. Сравнение средних значений по шкалам методики ДРОП в полных и неполныхсемьях.

По диаграмме видно, что наибольшие расхождения между оценочными показателями подростков отношений с родителями наблюдаются по признакам: эмоциональная дистанция (выше в неполных семьях), мониторинг (выше в полных семьях), враждебность по отношению к супругу (выше в неполных семьях), доброжелательность по отношению к супругу (выше в полных семьях), удовлетворенность отношениями (ниже в неполных семьях).
Проверка значимости различий средних величин по каждой из измеренных шкал с помощью U-критерия Манна-Уитни (приложение 3) доказывает достоверность различий по следующим признакам (таблица 5):
Таблица 5
Значимость различий в показателях методики ДРОП у подростков полных и неполных семей

Другой методикой, применяемой для исследования особенности детско-родительских отношений, стала методика незаконченного предложения, которая была адаптирована в соответствии с рассматриваемой проблемой. Подросткам предлагалось завершить фразы, выявляющие:
Отношение к отцу :
1. Думаю, что мой отец редко…
2. Мои отношения с отцом…
3. Я хотел бы, чтобы мой отец …
4. Если бы мой отец …
Отношение к матери
1.Моя мать…
2. Моя мать и я….
3. Мои отношения с матерью …
4.Я люблю свою мать, но…
Отношение к себе
1. Если в семье против меня, то…
2. Думаю, что я достаточно способен, чтобы…
3. Моя наибольшая слабость заключается в том…
4.Когда меня ругают, я …
Отношения к семье
1.По сравнению с большинством других моя семья…
2. Моя семья обращается со мной…
3. В моей семье…
4. Когда я вырасту, моя семья…
Страхи и опасения
1. Я боюсь, что мои родители…
2.У меня есть опасения, что семья …
3.Разговаривая с родителями, я боюсь, что …
4.Мои опасения не раз заставляли меня…
Исследование по данной методике предполагало:
1) выявление осознаваемых и неосознаваемых установок подростков, их отношения к родителям, семье, к своим страхам и опасениям;
2) изучение степень и специфику проблемности детско-родительских отношений в семье с точки зрения подростков:
— безпроблемное отношение выражается в нейтральных и положительных ассоциациях;
— Среднепроблемные отношения выражаются в наличии характеристиках, не вполне характеризующихся как удовлетворительные, однако, не требующих немедленного реагирования;
— Серьезные проблемы определяются в явно негативных оценочных характеристиках.
Применив метод контент- анализа, мы выделили ряд типовых ответов испытуемых. Наиболее часто встречались следующие ответы:
— «Если бы мой отец только захотел, то он больше был рядом ( «интересовался мною», «помогал нам» и т.п.);
— «Я хотел бы, чтобы мой отец стал более успешен (« меньше пил», «больше доверял», «мог покупать то,что я прошу»и т.д.);
— «Моя мать самая заботливая (лучшая, всегда рядом, заслуживает уважения, любит меня и т.д.); «моя мать часто ругает меня (бывает неправа, слишком строгая и т.п.);
— «Я люблю свою мать, но у нас часто бывают разногласия», (она не всегда меня понимает», не разрешает делать то, что для меня важно и т.д.;
— «Моя семья обращается со мной как с маленьким (как со взрослым».
Были зафиксированы ответы, свидетельствующие о серьезных проблемах вовзаимоотношениях родителей с подростками:
— «Я хотел бы, чтобы мой отец никогда не появлялся дома»;
-« Разговаривая с родителями, я боюсь, что они меня опять начнут бить и унижать»;
-« Когда я вырасту, уеду от своей семьи навсегда».
В целом, можно констатировать, что значительно количество подростков положительно описывают свои семьи и родителей. Они рады, когда их семьи собираются вместе, совместно проводят досуг. Подростки готовы на откровения со своими родителями, нежели со сверстниками. Подростки очень ценят своих родителей, однако им не хватает внимания со стороны отцов. Также мы выяснили, что подростки отмечают конфликтность в своих семьях. Конфликты происходят с определенной периодичностью, и по разным причинам (неуспеваемость в школе, невыполнение требований родителей и т.д.). Во многих семьях не существуют никаких традиций и совместно проведенного досуга. Подростки часто испытывают необходимость в помощи и поддержке родителей. Родители часто меняют свои стили воспитания, бывают непоследовательными в решениях, что приводит подростков к затруднениям. Подростки отмечают, что родители им мало предоставляют свободы и права выбора, что говорит о низкой автономности.
Для применения математического анализа по каждой группе подростков подсчитывались количество ответов, отражающих степень и характер проблемности в отношениях подростков и родителей (рис. 2 и 3). Затем подсчитывалось среднее групповое значение (рис.4). В результате обработки ответов выявлены следующие степень проблемности отношений подростков с родителями (рис. 2):

Рис.2 Распределение подростков (в %) по степени проблемности в детско-родительских отношениях в полных семьях

Рис.3 Распределение подростков (в %) по степени проблемности в детско-родительских отношениях в неполных семьях
Анализ данных показывает, что в неполных семьях по сравнению с полными семьями обнаруживается серьезных проблем больше по всем параметрам: в отношениях к отцу (37% против 26%), отношениях к матери (31% против 29%), отношениях к себе (37% против 31%), и семье (34% против 26%), страхах и опасениях, связанных с семьей (31% против 20%),
Процентное количество подростков, воспринимающих отношения как безпроблемные, в неполных семьях больше по всем параметрам, кроме отношения к отцу.
В результате сравнительного анализа средних значений выявлены следующие данные (рис.4.):

Рис.4 Сравнение средних значений результатов методики С.Леви по подросткам полных и неполных семей
Условные обозначения: ПНС –подростки неполных семей; ППС — подростки полных семей
Данные на рисунке показывает, что в среднем результаты методик по группам подростков полных и неполных семей примерно соотносятся друг с другом, за исключением показателей отношения котцу.
Применение критерия Манна-Уитни показывает, что межгрупповые различия в показателях одинаковой проблемности недостоверны (таблица 5)
Таблица 5
Значимость различий в показателях методики ДРОП у подростков полных и неполных семей

Специфика детско – родительских отношений с точки зрения выстраивания отношений родителями, используемых стилей воспитания изучалась с помощью методик «Сознательное родительство» М.С. Ермихиной и PARI ( Parental Attitude Research Instrument) Е.С.Шефера, Р.К.Белла в адаптации Т.В.Нещерет.
Описательные статистики обработки результатов методик представлены в приложении 2. Обработка данных выявляет, что осознанность родительства по суммарному показателю несколько выше среди родителей полных семей (166,2) по сравнению с неполными (164,5).
По полученным данным составлено визуальное представление сравнения средних значений по каждой из 7 исследуемых шкал (рис.5.):
Данные диаграммы демонстрируют, что наибольшие расхождения наблюдаются по шкале «Родительские установки» и «Родительская ответственность», показатели которых в полных семьях выше.

Рис.5. Сравнение средних показателей шкал методики «Сознательное родительство» С. Ермихиной
Условные обозначения: РПС – родители полных семей, РНС – родители неполных семей.
На рисунке 6 представлено сравнение уровней распределения сознательного родительства в обеих группах. Видим,что в полных семьях высокий процент сознательного родительства в процентном отношении (49%) существенно выше,чем в неполных (31%). Низкого уровня по суммарному значению сознательного родительства не обнаружено ни в одном из рассматриваемых типах семей.
Анализ ответов мам на вопросы методики показывает, что в полных семьях в большей степени считают, что родителям необходимо обговаривать требования к ребенку и оказыва¬ть друг другу поддержку в вопросах воспитания; в большей степени придают важность отзывчивости к призывам о помощи в своей семье, смеху и шуткам вместе с детьми, установлению с ними более неформальных отношений.

Рис.6 Сравнение распределения уровней выраженности сознательного родительства в полных и неполных семьях
Применение критерия Манна-Уитни показывает, что показатели параметров сознательности родительства достоверно различаются только по шкале «Родительские установки и ожидания» (таблица 6).
Таблица 6
Значимость различий в показателях методики «Сознательное родительство» у родителей полных и неполных семей

Методика PARI ( Parental Attitude Research Instrument) Е.С.Шефера, Р.К.Белла в адаптации Т.В.Нещерет позволяет изучить особенности отношения родителей к семейной роли и особенности эмоционального контакта с детьми. Наглядное представление полученных данных по шкалам выглядит следующим образом:

Рис 7. Сравнение показателей признаков методики PARI Е.С.Шефера, Р.К.Белла в адаптации Т.В.Нещерет у родителей полных и неполных семей
Данные диаграммы показывают,что по большинству признакам показатели соотносимы и отличаются несущественно. Исключение составляют признаки: «Опасения обидеть», «Семейные конфликты», «Раздражительность», «Партнерские отношения», «Развитие активности ребенка», «Стремление ускорить развитие ребенка».
Согласно методики оценка выраженности признака определяются следующим образом:
18-20 – высокая степень выраженности признака;
5-8 – низкая степень;
9-17- средняя степень.
В соответствии с данными критериями устанавливаем,что подавляющее число признаков выражено на среднем уровне, остальная часть – на низком. На высоком уровне не обнаружено ни одного признака.
Анализ уровней выраженности признаков в целом по группе показывает, что родители исследуемых групп подростков придерживаются демократического стиля воспитания, для них характерен оптимальный эмоциональный контакт, среднего уровня выраженности родительская опека и эмоциональной дистанции, низкий уровень концентрации на ребенке.
Изучение достоверности различий в показателях с помощью критерия Манна-Уитни показывает, что показатели признаков достоверно различаются только по признакам: «Опасения обидеть», «Семейные конфликты», «Стремление ускорить развитие ребенка» (таблица 7).
Таблица 6
Значимость различий в показателях методики PARI ( в адаптации Т.В.Нещерет ) у родителей полных и неполных семей

Для изучения специфики и особенностей детско-родительских отношений в полных и неполных семьях дополнительно был осуществлен корреляционный анализ (критерий Спирмена), отражающий внутригрупповые связи между представлениями оботношениях между подростками и родителями. Полные рассчеты корреляционной таблицы показаны в Приложении 4. Значимые корреляции отмечены в таблице 7 и 8.
Таблица 8
Корреляции между показателями методик для подростков и родителей в полных семьях

Таблица 9
Корреляции между показателями методик для подростков и родителей в неполных семьях

Анализ корреляционных таблиц показывает как наличие общих тенденций, так и специфических. Так, среди общих можно констатировать множественность корреляционных связей между отношением к отцу и различными родительскими установками и чувствами, что говорит о влиянии отца на подростка. В обеих группах проявились зависимости отношений подростков от доминирования матери. Также обнаружено значительное количество связей между разными аспектами отношений подростков и стилями семейными ого воспитания в обеих группах. Специфика проявилась в различных связях и их силе между отдельными параметрами исследуемых методик. В частности, в полных семьях выявлена связь между семейными ценностями и неадекватностью образа ребенка; стилем родительского воспитания и удовлетворенностью отношениями со стороны подростка; стремлением к автономности и родительским отношением и др.
В неполных семьях наблюдается связи между чрезмерной заботой родителей , зависимостью от семьи и отношением к отцу, вмешательством в мир ребенка и его отношением к себе; родительским отношением и восприятием ребенка поведения родителей как неуверенное.
Обобщая полученные результаты, есть основание утверждать о подтверждении гипотезы.

2.3 Рекомендации для детей и родителей для стабилизации детско-родительских отношений

Консультирование по поводу детско-родительских отношений может проводиться как в рамках семейного консультирования, так и в рамках возрастно-психологического консультирования. Оно может быть как индивидуальным, так и групповым. Практика доказывает, что наиболее эффективным является сочетание индивидуальных (консультации) и групповых (практикумы, тренинги и пр.) форм работы.
Целесообразно использовать консультирование как родителей, так и подростков, поскольку, как выявлено в ходе исследования, проблема находится не только в ребёнке, но и в его членах семьи.
Общими задачами консультирования, в числе прочих, являются: контроль за ходом психического развития ребенка; информирование родителей о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка; коррекция детско-родительских отношений; составление рекомендаций по воспитанию детей в семье.
С учетом результатов исследования детализация задач консультирования предполагает:
— формирование у родителей компетентности через расширение круга их психолого-педагогических знаний и представлений; привлечение к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком как активных участников этого процесса;
— формирование безусловного принятия и безоценочного отношения к своему ребенку;
— обучение родителей рефлексии особенностей ребенка в подростковом возрасте и собственных родительских позиций; формирование навыков у подростков рефлексии отношения к родителям;
— информирование о сотрудничестве как оптимальной модели взаимодействия ;
-. информирование о психологической сущности и причинах конфликтов; обучение безконфликтному взаимодействию;
— создание безопасных условий для предъявления претензий детей и родителей друг к другу, эмоциональное отреагирование страхов подростков перед родителями, снятие страха в признании права на ошибку родителя;
Помимо обозначенных задач для родителей и подростков неполных семей в связи с результатами исследования необходимо решение дополнительных задач, связанных с:
— повышением удовлетворенности отношениями в семье, обучение созданию благоприятного психологического климата;
— минимизации фактора влияния негативных отношений между родителями на развитие подростка.
Психолог должен сообщать конкретные реальные факты диагностического исследования, чтобы у родителей сложилось реалистичное представление о проблемах их ребёнка. Обязательным является информация о техниках работы, которые будут проводится с подростком. Члены семьи должны понимать, что успешная коррекция поведения ребёнка и отношений с ним так же завит от их собственного взаимодействия и желания сохранить благоприятный психологический климат в семье.
Работа с ребёнком несколько отличается от работы со взрослыми. Чаще всего занятия проводятся в более непринуждённой, свободной обстановке, присутствует элемент игры. Эффективным методом будет выражение собственных страхов через рисунки или написании мини-сочинений.
Прежде всего, родители должны осознать, что их ребёнок переходит на новый этап своего физиологического и психологического развития. В первую очередь, родители должны научится слушать своего ребёнка, выслушивать все его проблемы, даже если они кажутся нелепыми и незначительными.
Так же важно показать, что родители доверяют своему ребёнку, относятся как к равному, как к товарищу или партнёру. Подросток должен ощущать, что к нему относятся уже не как к младшему, а как к взрослому, который начинает делать свои первые самостоятельные шаги во взрослую жизнь. Особенно важно для подростка в этот период — осознание своей значимости, своей индивидуальности. Осознание своей индивидуальности, поддержка со стороны близких — это важнейшие факторы, которые помогут ребёнку пережить этот непростой период физиологического и психологического развития.
В соответствии с полученными результатами, есть необходимость обратить внимание родителей на важность сотрудничества и организацию совместного времяпрепровождения и обсуждения дел. В рамках консультирования это может быть продемонстрировано в виде традиционных упражнений на групповое сплочение, ролевые игры, дискуссии, совместное обсуждение конкретных ситуаций, анализ семейной ситуации глазами родителей и детей, пробы на совместную деятельность, коммуникативные игры, использование метафор и притч, упражнения на отработку навыков и пр.
В качестве рекомендаций для подростков и родителей неполных семей могут быть следующие:
-родителям нужно быть правдивым с подростком относительно обстоятельств, которые привели к формированию семьи в ее настоящем составе; в ситуации распада семьи и ухода одного родителя убедите подростка, что в данном его вины нет.
-минимизировать изменения в быту семейной жизни.
-стараться, на сколько это можно, поделить обязанности. Не надо компенсировать детям отсутствие второго родителя путем взятия максимального числа обязанностей.
-уважительное отношение и высказывание в адрес родственников (конфликтные вопросы выяснять не при ребенке)
— ввести «День семьи», раз в неделю или раз в месяц – день без гаджетов и телевизоров, совместный отдых (приготовить ужин, сходить в лес, прогуляться по городу, сходить на стадион и поиграть в мяч и т.д.
-после школы интересоваться «как прошел день», рассказать ребенку о своих впечатлениях.
-взять за ритуал 40-30 минут общения с детьми вечером
-обнимать подростка хотя бы 4 раза в день,
-звонить ребенку раз в день или писать смс, пользоваться смайликами и другими графическими рисунками.
— хотя бы один прием пищи в день должен быть совместным за столом на кухне (столовой) без сопровождения телевизора
— найдите совместное семейное хобби. (рисование, катание на велосипеде, походы, чтение по ролям и т.д.)
По окончанию консультативной работы целесообразно повторное диагностирование с целью фиксации изменений и динамики детско-родительских отношений.

Выводы по второй главе

Во второй главе представлено эмпирическое исследование особенностей детско-родительских отношений в полных и неполных семьях. В рамках эмпирического исследования сформулированы цель, гипотеза, определены задачи, представлена характеристика выборки в виде двух групп- респондентов (родителей и подростков) полных семей и неполных семей.
Выбранный диагностический инструментарий охватывал отдельно изучение как родителей, так и подростков исследуемых групп.
В результате применения методик выявлено, что как в полных, так и неполных семьях наблюдается дефицит совместных сотрудничества; ограничение личной свободы подростков ( в полных семьях), повышенный показатель контроля и уровня авторитарности, низкая удовлетворенность семейными отношениями, проявление враждебности в семейных отношениях (в неполных семьях).
Установлено, что в полных семьях уровень сознательного родительства несколько выше, чем в неполных семьях, достоверность различий доказана по шкале «родительские установки»
С точки зрения родителей (методика PARI в адаптации Т.В.Нещерет ) они придерживаются демократического стиля воспитания, для них характерен оптимальный эмоциональный контакт, среднего уровня выраженности родительская опека и эмоциональной дистанции, низкий уровень концентрации на ребенке. Сравнительный анализ особенностей воспитания выявляет достоверно значимые различия по признакам конфликтности, опасения обидеть, стремление ускорить развитие ребенка, данные показатели выше в неполных семьях.
Применение корреляционного анализа показывает наличие общих и специфических характеристик детско-родительских отношений в полных и неполных семьях.
Полученные результаты подтверждают выдвинуюгипотезу о том, что особенности консультирования детско-родительских отношений обуславливаются типом семьи.
На основе полученных данных разработаны рекомендации для организации психологического консультирования подростков по проблеме детско-родительских отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленная исследовательская работа посвящена изучению особенностей консультирования подростков по вопросам детско-родительских отношений. Теоретический анализ и эмпирическое исследование позволили прийти к ряду заключений:
1.Детско-родительские отношения — один из видов семейных отношений, которые представляют собой систему разнообразных чувств, представлений, оценок, поведенческих реакций и стереотипов родителей и детей в отношении друг друга. Они имеют свою специфику, отличающую их от других межличностных отношений. Детскородительские отношения влияют на развитие ребенка, а часто напрямую определяют его.
2. Причинами проявления деструкций в детско — родительских отношениях могут быть: особенности семейных отношений в целом; личностные особенности родителей; особенности родительского отношения, родительской позиции или стиля воспитания, тип семьи. В частности, в неполных семьях воспитательные возможности ограниченны, затрудняется контроль, отсутствие отца лишает детей возможности знакомиться с разными вариантами семейных отношений и влечет за собой односторонний характер психического развития. Кроме того, подростки могут испытывать влияние конфликтных взаимоотношений между родителями.
3. Методы консультирования подростков направлены на: диагностирование, выявление и коррекцию проблем отношений подростков с родителями, практическое воплощение специальных программ коррекции, составление рекомендаций для подростков и родителей.
4. На исследуемой выборке подростков и их родителей эмпирически выявлены проблемы в детско-родительских отношениях, среди которых: низкий уровень принятия ребенка родителями, низкий уровень сотрудничества, недостаточность признания самостоятельности и автономности ребенка. В неполных семьях зафиксирован повышенный контроль, проявление авторитарности, негативная оценка межличностных отношений родителей между собой, низкий уровень удовлетворенности семейными отношениями. Со стороны родителей выявлено: отдельные проявления низкой осознанности родительства, проявление раздражительности, в неполных семьях повышенный уровень конфликтности.
5. Применение сравнительного анализа и критерия Манна-Уитни показало, что в полных и неполных семьях характеристики родительского отношения достоверно различаются по таким параметрам, как: родительские установки и ожидания, опасение обидеть, семейные конфликты, стремление ускорить развитие ребенка.
6. Применение корреляционного анализа обнаружило наличие общих и специфических характеристик детско-родительских отношений в полных и неполных семьях.
На основе полученных результатов исследования даны рекомендации по стабилизации детско-родительских отношений.
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, цели и задачи данной работы выполнены.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдеева Н.Н. Влияние стиля детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей / Н.Н. Авдеева // Психологическая наука и образование. – 2008. – № 4. – С. 35-46.
2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов н/Д, изд-во «Феникс», 1998.
3. Алексеева О. С., Ржанова И. Е. Согласованность оценок родительско-детских отношений // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soglasovannost-otsenok-roditelsko-detskih-otnosheniy (дата обращения: 06.11.2021).
4. Алёшина Ю. Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы [Текст] / Ю. Е. Алёшина — Вестник МГУ. Психология. — 2013.- № 2.- с. 60-72.
5. Андреева Д. А. Проблема детско-родительских отношений в транзитивном обществе // Science Time. 2016. №7 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-detsko-roditelskih-otnosheniy-v-tranzitivnom-obschestve (дата обращения: 06.11.2021).
6. Арбатская Е. С., Дичина Н. Ю. Диагностика выявления проблем в детско-родительских отношениях: методическое пособие. — Иркутск: УМЦ РСО, 2017. — 104 с.
7. Аркушенко, А. Психология развития и возрастная психология [Текст] / А. Аркушенко, О. Ларина – М.: Эксмо, 2018. – 450 с.
8. Арутюнянц, Э. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодежи [Текст] / Э. Арутюнянц — Вильнюс.- 2014.- 46 с.
9. Базалева А.Л. Личностные факторы эмоционального «выгорания» матерей в отношениях с детьми: дис. … канд. психол. наук. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2010. — 202 с.
10. Бичанина Т. В., Аксёнова А. В. Проблема детско-родительских отношений в психолого-педагогической литературе // Вопросы науки и образования. 2021. №4 (129). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-detsko-roditelskih-otnosheniy-v-psihologo-pedagogicheskoy-literature (дата обращения: 06.11.2021).
11. Богомолова М.И. Проблема семьи и семейного воспитания детей // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 1 (23). С. 39-44.
12. Боулби Д. Привязанность / Д. Боулби. – М.: Гардарики, 2003. – 477 с.
13. Бурменская Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М.: Академия, 2002. — 416 с.
14. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию / А.Я. Варга. – 2-е изд., стереотип. – М.: Когито-Центр, 2012. – 182 с.
15. Варга А.Я. Типы родительских отношений. Самара: СамГПУ, 1997. — 88 с.
16. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. — 336 с.
17. Гайдарова Л.И. Влияние детско-родительских отношений на формирование личности // Вестник СПИ. 2019. №3 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-detsko-roditelskih-otnosheniy-na-formirovanie-lichnosti (дата обращения: 06.11.2021).
18. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком… Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. — М. : АСТ, 2016. — 304 с.
19. Гозман, Л.Я. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы [Текст] / Л. Я. Гозман, Ю. Е. Алёшина // Психологический журнал.- 2018.- №4.- с. 84-92
20. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии [Текст] / Л. А. Головей – СПб.: СПбГУ, 2014. – 240 с.
21. Головин, С.Ю. Словарь психолога – практика [Текст] / С. Ю. Головин – М.: Харвест, 2017. – 976 с.
22. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В., Рыбакова А.И. Психология личности: учеб. пособие. М.: РУСАЙНС, 2016. — 302 с.
23. Дугинова Е.А. Коррекция детско-родительских отношений: методические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений, родителей. Новокуйбышевск, 2009. — 103 с.
24. Ефимова И.Н. Экзистенциально-аналитический подход к профилактике эмоционального выгорания педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья как основа для их успешного воспитания, социализации и образования // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: матер. II Междунар. науч.-практ. конф.: в 3 т. М.: АНО НМЦ «СУВАГ», 2012. Т. 1. 200 с.
25. Ждакаева Е.И. Психологические средства коррекции деструктивных детско-родительских отношений : дис. … канд. психол. наук. Кемерово, 2012. 218 с.
26. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. — М. : Каро, 2006. — 672 с.
27. Карабанова О.А. Психология семейных отношений: учеб. пособие. Самара: Изд-во СИОКПП, 2001. 122 с.
28. Китаев-Смык JI.A. Выгорание персонала. Выгорание личности. Выгорание души // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. 2007. № 4. С. 2–21.
29. Коряков Я.И. Эволюция родительских образов в психоанализе // Психологический вестник. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2002. С. 101–124.
30. Кузьмина К. Е. Детско-родительские отношения как фактор развития представлений подростка о самом себе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — № 11. — С. 156-160.
31. Лесгафт, П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение [Текст] / П. Ф. Лесгафт // Избр. пед. соч.; сост. И.Н. Решетень. – М.: Педагогика, 2016. – с. 16–228.
32. Логинова, И. А. Специфика детско-родительских отношений [Текст] / И.А. Логинова // Семейная психология и семейная практика. — 2015. — № 4. С. 78.
33. Овчарова Р.В. Психология родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Академия, 2005. – 362 с.
34. Орлова А.В. Стиль семейного воспитания как фактор, влияющий на развитие уверенности у детей школьного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология.- 2017., Т. 6. -№ 3 (20). — С. 316-318.
35. Петровский А.В., Петровский В.В. Всегда ли правы родители. Психология воспитания. М.: АСТ, 2003. — 400 с.
36. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М.: Академия, 2002. — 512 с.
37. Плеханов В. Ю. Стили детско-родительских отношений и их влияние на развитие личности ребёнка / В.Ю. Плеханов // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. — 2016. — №5. — С. 69-86.
38. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования / О.Г. Прохорова. – М.: Сфера, 2005. – 223 с.
39. Рыбаков Р.П., Рыбакова А.И. Бедность как социальный феномен. М.: РУСАЙНС, 2015. — 138 с.
40. Рыбакова А.И., Фомина С.Н. Социальное самочувствие семьи в условиях экономического кризиса // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2014. № 4 (127). — Т.2. — С. 132–143.
41. Самойличенко А.К., Черемискина И.И. Родительское отношение как фактор самораскрытия способностей школьниками // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. — Т.6. — № 4 (21). — С. 368-371.
42. Семья в психологической консультации [Текст] / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М.: Просвещение, 2015. — 345 с.
43. Сизикова В.В., Фомина С.Н. Проблема снижения воспитательного потенциала семьи в современных условиях // Социальная педагогика: теория, практика, перспективы: матер. Всерос. макаренковских соц.-пед. чт. (27–28 марта 2008 г.): в 2 ч. Ч. 1. / под ред. Л.В. Мардахаева. М.: Изд-во РГСУ, 2008. — С. 263–268.
44. Синягина, Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений [Текст] / Н. Ю. Синягина — М., 2014.- 118 с.
45. Смирнова, Е. О. Динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка [Текст] / Е. О. Смирнова, М.В. Соколова // Психолог в детском саду.- М., 2015.- №4.- с. 102-108 с.
46. Собкин, В.С. Ценностно-целевые установки родителей по воспитанию детей старшего дошкольного возраста и их связь со стилями воспитания / В.С. Собкин, Ю.А. Халутина // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2017. -№7(79). — С. 4-17.
47. Спиваковская А.С. Как быть родителями: о психологии родительской любви. М.: Педагогика, 1986. — 160 с.
48. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватной родительской позиции // Семья и формирование личности. М., 1981. — С. 38–45.
49. Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики // Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. 1989. — № 3. — С. 16–37.
50. Тарарухина О.В., Гуриева С.Д. Развитие методологии изучения межличностных отношений в социальной психологии //Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2016. №1. С. 101-107.
51. Толстых Н.Н. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Н. Толстых, А.М. Прихожан. М.: Издательство Юрайт, 2016.
52. рейд З. Большая книга психоанализа: введение в психоанализ / З. Фрейд. – М.: АСТ, 2015. – 528 с.
53. Фромм Э. Гуманистический психоанализ. СПб. : Питер, 2002. 468 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»).
54. Харламова Т.М. Психобиологические детерминанты детско-родительских отношений // Международный журнал экспериментального образования. 2012. — № 4. С. 12-17.
55. Хозиев, М. В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию [Текст]: для вузов / М. В. Хозиев – М., Академия, 2015. — 320 с.
56. Цветкова Н.А., Рыбакова А.И. Теоретико-методологическое обоснование материнства как социально-культурного феномена // Ученые записки Российского государственного социального университета. Т. 14. 2015. № 5 (132). — С. 5–14.
57. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
58. Щербинина, О.А. Роль материнского отношения к подростку в структуре переживания им одиночества / О.А. Щербинина, Т.Н. Игнатова // Психолог. — 2016. — №4. — С. 115-125.
59. Эйдемиллер Э. Психология и психотерапия семьи: монография / Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – 4-е изд., перераб. и допол. – СПб.: Питер, 2010. – 672 с.
60. Эриксон Э.Г. Детство и общество: пер. с англ. / Э.Г. Эриксон, А.А. Алексеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Речь, 2000. – 416 с.
61. Abraham M., Kerns K. Positive and Negative Emotions and Coping as Mediators of Mother-Child Attachment and Peer Relationships // Merrill-Palmer Quarterly. 2013. Vol. 59, iss. 4. Р. 399-425. DOI:10.1353/ mpq.2013.0023
62. Brumariu L. E. Parent-Child Attachment and Emotion Regulation // New Directions for Child and Adolescent Development. 2015. № 148. Р. 31-45. DOI: 10.1002/ cad.20101
63. Easterbrooks, M. A,, Chaudhuri J.H., Gestdottir S. Patterns of Emotional Availability among Young Mothers and Their Infants: A Dyadic, Contextual Analysis// Infant Mental Health Journal, Vol. 26(4), 309-326 (2005)
64. Gehring T.M. ,Cardian M., Marti D. Family system test (FAST): The relevance of parental family constructs of clinical intervention // Child Psychiatry and human development. 1996. V. 27(1)
65. Grusec J. E., Davidov M. Socialization in the Family : The Roles of Parents // Handbook of Socialization : Theory and Research / eds. J. E. Grusec, P. D. Hastings. New York, NY, US : Guilford Press, 2007. P. 284-308.
66. Laible D., Carlo G., Torquati J., Ontai L. Children’s Perceptions of Family Relationships as Assessed in a Doll Story Completion Task: Links to Parenting, Social Competence, and Externalizing Behavior// Social Development, 13,4,2004.
67. Lavi I., Katz L. F., Ozer E. J., Gross J. J. Emotion Reactivity and Regulation in Maltreated Children : A Meta-Analysis // Child Development. 2019. Vol. 90, № 5. Р. 1503-1524. DOI: 10.1111/cdev.13272.
68. Mills, R.S.L. Parental belifes about social behaviors in early childhood / R.S.L. Mills, K.H. Rubin // Child Development. — 1990. -No. 61. — P. 138-151.
69. Sameroff, A. Family representations of development / I. E. Sigel, A. V. McGillicuddy, De Lisi, J. J. Goodnow (Eds.). // Parental beliefs systems. The psychological consequences for children. — Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1992.
70. Shewark E., Blandon A. Mothers’ and Fathers’ Emotion Socialization and Children’s Emotion Regulation: A Within-Family Model // Social Development. 2014. Vol. 24, iss. 2. Р. 266-284. DOI: 10.1111/sode.12095.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

71. Антилогова Л.Н., Ждакаева Е.И. Коррекция деструктивных детско-родительских отношений // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018. №4 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-destruktivnyh-detsko-roditelskih-otnosheniy (дата обращения: 06.11.2021).
72. Гогицаева О. У., Небежева А. В., Шибзухова Д. А. Детско-родительские отношения и самооценка подростка // БГЖ. 2018. №3 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detsko-roditelskie-otnosheniya-i-samootsenka-podrostka (дата обращения: 06.11.2021).
73. Егорова В. Н., Матвеева Н. В. Детско-родительские отношения в материнской семье // Russian Journal of Education and Psychology. 2018. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detsko-roditelskie-otnosheniya-v-materinskoy-semie (дата обращения: 06.11.2021).
74. Жумарова С.Т. Влияние детско-родительских отношений на развитие ребенка // Научные исследования. 2016. №4 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-detsko-roditelskih-otnosheniy-na-razvitie-rebenka (дата обращения: 06.11.2021).
75. Иванова Е. Е., Сторожева Ю. А. Феномен отчужденности в детско-родительских отношениях // Вестник ГУУ. 2019. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-otchuzhdennosti-v-detsko-roditelskih-otnosheniyah (дата обращения: 06.11.2021).
76. Игембаева К.С. Психологические особенности детско-родительских отношений в семье // Инновационная наука. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-detsko-roditelskih-otnosheniy-v-semie (дата обращения: 06.11.2021).
77. Изотова М. Х., Галиева Г. И. Мишени психологической коррекции детско-родительских отношений // Вестник ОГУ. 2019. №1 (219). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/misheni-psihologicheskoy-korrektsii-detsko-roditelskih-otnosheniy (дата обращения: 06.11.2021).
78. Карнацкая Н. В. Влияние семьи на социализацию подростка // Концепт. 2017. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-semi-na-sotsializatsiyu-podrostka (дата обращения: 06.11.2021).
79. Маркова Н. М. Особенности и проявления авторитаризма в детско-родительских отношениях // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-proyavleniya-avtoritarizma-v-detsko-roditelskih-otnosheniyah (дата обращения: 06.11.2021).
80. Молчанова Е. В. Психологические аспекты детско-родительских отношений // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. №11-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-detsko-roditelskih-otnosheniy (дата обращения: 07.11.2021).
81. Савенышева С. С., Жаркова А. В., Смирнова Н. Н. Эмоциональная саморегуляция дошкольников и детско-родительские отношения // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2020. №1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnaya-samoregulyatsiya-doshkolnikov-i-detsko-roditelskie-otnosheniya (дата обращения: 06.11.2021).
82. Симонян А. А. Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка // Научные исследования. 2017. №3 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detsko-roditelskie-otnosheniya-i-ih-vliyanie-na-lichnost-rebenka (дата обращения: 06.11.2021).
83. Смирнова Н. Н. Влияние детско-родительского эмоционального взаимодействия на тревожность детей старшего дошкольного возраста10 // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-detsko-roditelskogo-emotsionalnogo-vzaimodeystviya-na-trevozhnost-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta10 (дата обращения: 06.11.2021).
84. Сорокоумова Е. А., Маргун И. П. Позитивные детско-родительские отношения: сущность и специфика // Социально-гуманитарные знания. 2014. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pozitivnye-detsko-roditelskie-otnosheniya-suschnost-i-spetsifika (дата обращения: 06.11.2021).
85. Степченко Е.В. Профилактика психологического насилия в детско-родительских отношениях // Вестник СМУС74. 2017. №1 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-psihologicheskogo-nasiliya-v-detsko-roditelskih-otnosheniyah (дата обращения: 06.11.2021).
86. Сукиасян С. А., Харитонова И. В. Особенности взаимосвязи детско-родительских отношений и самоотношения в подростковом возрасте // Universum: психология и образование. 2020. №6 (72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vzaimosvyazi-detsko-roditelskih-otnosheniy-i-samootnosheniya-v-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 06.11.2021).
87. Сукиасян С. А., Харитонова И. В. Особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте // Universum: психология и образование. 2020. №6 (72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-detsko-roditelskih-otnosheniy-v-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 06.11.2021).
88. Фомина, Л.К. Понятие и типы детско-родительских отношений [Электронный ресурс] / Л.К. Фомина // Молодой ученый. -2014. — №2. — С. 704-707. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/61/9043/. Дата обращения: 07.12.2018.
89. Харитонова Т. И. Обзор основных методов коррекции детско-родительских отношений в отечественной психологии // Символ науки. 2016. №11-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-osnovnyh-metodov-korrektsii-detsko-roditelskih-otnosheniy-v-otechestvennoy-psihologii (дата обращения: 06.11.2021).


1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф