Меню Услуги

Деятельность органов правопорядка по взаимодействию с населением

Страницы:   1   2   


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы функционирования системы взаимодействия органов правопорядка с населением

1.1. Эволюция теоретико-правовых и социальных представлений о взаимосвязи институтов общественного и государственно-полицейского контроля в обеспечении охраны правопорядка

1.2. Приоритеты институционально-правового взаимодействия общественного контроля и органов полиции РФ

2. Анализ деятельности ОМВД района Строгино по организации взаимодействия с населением

2.1. Взаимодействие ОМВД района Строгино с социальной средой как направление обеспечения правопорядка

2.2. Мониторинг как метод публично-правового контроля правопорядка и деятельности органов полиции

3. Основные направления совершенствования системы взаимодействия органов внутренних дел с населением

3.1. Управление социальной средой в сфере профилактики правонарушений

3.2. Оптимизация взаимодействия ОВД с социальной средой как средство обеспечения правопорядка в обществе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Современные процессы мировой глобализации, модернизации и трансформации традиционных укладов жизни провоцируют конфликт социальных моделей поведения и согласования индивидуальных, коллективных и иных интересов различных общностей. В первую очередь это касается состояния правовой сферы и производных от нее подсистем общественной безопасности, правопорядка, обеспечивающих согласованность, законность, правовое регулирование хозяйственно-экономических, политико-правовых, культурных и иных интересов, ценностей, запросов членов социума в соответствии с нормативно-правовыми реалиями общественных отношений.

Устоявшиеся представления связывают прерогативы профессиональной и социальной ответственности в охране правопорядка с деятельностью правоохранительных органов, и прежде всего полиции. Существовавшая на протяжении всего времени эволюции общественного развития система доминирования государственно-властной ответственности за состояние общественного спокойствия, правопорядка, безопасности сформировала т.н. охранно-полицейский тип функционирования механизмов противодействия правонарушениям и криминальным явлениям в социуме. Характерные для него фискально-надзорные и репрессивные функции обеспечения правопорядка в публичных отношениях с одной стороны перегружали бюрократические возможности управление процессами противодействия правонарушениям, с другой — создавали реальную угрозу для произвола власти.

При этом участие граждан в обеспечении общественной безопасности и правопорядка носило либо принудительно привлекаемый характер (в различных типах структур смотрителей мест общественного присутствия в Древней Греции, военизированных формирований полиции из легионеров в Древнем Риме, магистратов средневековых городов и иных форм государственно-кадрового набора на полицейскую службу в последующее время), либо сопровождалось самоизоляцией граждан от сотрудничества с силовыми властно-бюрократическими структурами.

Повышение гражданского самосознания, расширение участия самых широких слоев общества в управлении, в отстаивании своих интересов, ценностей, прав и свобод, с пересмотром инерции отстраненности, приводило к изменениям сложившихся подходов и институтов обеспечения социальной стабильности и правопорядка. Массовые протестные выступления 50-х-70-х гг. XX в., прокатившиеся волной по странам Европы и Америки с требованиями уравнения в правах национальных меньшинств, борьбы с бедностью, расизмом, предоставления доступности социальных услуг для граждан вне зависимости от их социального статуса, цвета кожи, имущественного положения и т.д. стали стимулом развития доктрины правового государства. Ее основу составили принципы верховенства права, законности, публичной открытости, общественной подконтрольности властно-управленческих действий, выражения интересов гражданского общества в целом.

Переход к ориентированной на удовлетворение запросов и приоритетов гражданского сообщества в правоохранительной деятельности полицейских органов с их переориентацией на оказание сервисно-правовой помощи в защите прав, свобод, законных интересов граждан вместе с развитием институтов общественной самоорганизации и контроля расширяет эффективность мер по предупреждению и пресечению противоправных действий. Составной частью построения такой оптимизированной системы стимулирования прямых и обратных связей правоохранительных органов и населения выступает организация юридического мониторинга состояния охраны общественного правопорядка и безопасности на основе сравнительного анализа данных ведомственного учета, диагностики общественного мнения и экспертных оценок. Ее осуществление позволяет вести постоянное системно-организационное наблюдение за состоянием правовой и антикриминальной защищенности субъектов публичных отношений, эффективностью реального и прогнозируемого противодействия правонарушениям в сравнительной оценке эффективности общественно-государственного контроля.

Цель работы – определение на основе анализа, совершенствования механизмов деятельности органов правопорядка приоритетных направлений по взаимодействию с населением (на материалах ОМВД района Строгино).

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

— рассмотреть эволюцию теоретико-правовых и социальных представлений о взаимосвязи институтов общественного и государственно-полицейского контроля в обеспечении охраны правопорядка;

— изучить приоритеты институционально-правового взаимодействия общественного контроля и органов полиции РФ;

— исследовать эволюцию профессиональной деятельности органов полиции и института общественного контроля в российских историко-правовых и теоретико-правовых исследованиях;

— провести мониторинг как метод публично-правового контроля правопорядка и деятельности органов полиции;

— проанализировать управление социальной средой в сфере профилактики правонарушений  ;

— выделить направления по оптимизации взаимодействия ОВД с социальной средой как средство обеспечения правопорядка в обществе.

Объект исследования – система взаимодействия органов государственной власти с населением.

Предмет исследования – деятельность ОМВД района Строгино по взаимодействию с населением района.

Теоретико-методологическую основу исследования составили современные методы гносеологии познания, включающие подходы общенаучного анализа (диалектический, системно-сравнительный структурно-функциональный) и специально-отраслевого исследования (историко-юридический, сравнительно-правовой, нормативно-логический, формально-юридический).

 

1. Теоретические основы функционирования системы взаимодействия органов правопорядка с населением

1.1 Эволюция теоретико-правовых и социальных представлений о взаимосвязи институтов общественного и государственно-полицейского контроля в обеспечении охраны правопорядка

 

С учетом сложившейся в настоящее время криминогенной обстановки, которая создает реальные угрозы и преграды современному развитию Российской Федерации, ее интеграции в мировое сообщество и в стремлении наладить стабильные экономические и политические связи необходимо уделять особое внимание выявлению и пресечению правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность [10].

Именно поэтому, с целью предотвращения разрушения стабильности системы безопасности российского общества, а также поддержания здорового потенциала нации, необходим налаженный механизм взаимодействия граждан РФ с правоохранительными органами, в частности с органами внутренних дел, в сфере обеспечения правопорядка и общественной безопасности.

Сегодня политика Министерства внутренних дел РФ, МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ направлена на активное привлечение граждан РФ к охране общественного порядка на всей территории России, о чем свидетельствует ряд нормативных правовых актов федерального значения и ведомственного характера.

Согласно п. 2.4 Приказа МВД России от 17 января 2006 г. N 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» к основным задачам органов внутренних дел по предупреждению преступлений относится привлечение к работе по предупреждению преступлений общественных объединений правоохранительной направленности и граждан. На основании данного нормативного акта, исходя из п. 5.4, МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ осуществляют взаимодействие с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами в деятельности по предупреждению преступлений.

Указанным Приказом МВД России утверждена Инструкция, которая среди основных задач органов внутренних дел по предупреждению преступлений перечисляет также «привлечение к работе по предупреждению преступлений общественных объединений правоохранительной направленности и граждан». В этой же Инструкции к организации деятельности по предупреждению преступлений к МВД, ГУВД, УВД по субъектам Федерации, УВДТ, ОВДРО в установленном порядке отнесено:

а) осуществление взаимодействия с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами в деятельности по предупреждению преступлений;

б) совместно с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями принятие мер по привлечению граждан к деятельности по предупреждению преступлений. Инструкция также определяет, что в процессе организации деятельности по предупреждению преступлений и предупреждению правонарушений горрайлинорганы внутренних дел осуществляют взаимодействие с:

— соответствующими государственными, муниципальными органами, ведомствами, учреждениями, организациями, общественными объединениями;

— общественными объединениями правоохранительной направленности и гражданами. Рассматривая эти и иные нормативные акты Министерства внутренних дел РФ, необходимо помнить об их исключительной направленности лишь на сотрудников органов внутренних дел — на иные субъекты правоохранительной направленности действие приказов МВД России не распространяется, являясь только рекомендацией к сотрудничеству.

Права и обязанности граждан РФ в сфере охраны общественного порядка устанавливаются в первую очередь конституционными нормами. Как определено п. 2 ст. 45 Конституции РФ, «каждый в праве защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом», что является правовым (конституционным) основанием участия граждан в обеспечении охраны общественного порядка в Российской Федерации. Также в п. 1 ст. 30 определено, что «каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов». Участие граждан в обеспечении охраны общественного порядка является их важнейшим правом, которое закреплено в ст. 32 Конституции РФ: «Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». Данное право распространяется на участие граждан в управлении делами государства в области охраны общественного порядка.

Конституция РФ является также основанием для дальнейшего законодательного закрепления права граждан РФ на участие в обеспечении правопорядка. Например, в ст. 2 Закона РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности» говорится: «Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности». А в Законе РФ от 18 апреля 1991 г. «О полиции» в п. 32 ст. 11 указано, что полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право:

— привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству;

— объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать его гражданам и организациям;

— поощрять граждан, оказавших помощь полиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей.

Иными словами, взаимодействие органов внутренних дел с гражданами, а также с общественными объединениями в области обеспечения охраны общественного порядка возможно и через такие формы, как непосредственное участие в охране общественного порядка граждан, являющихся членами негосударственных субъектов правоохранительной направленности.

Вопрос по урегулированию механизма обеспечения правопорядка гражданами РФ нормативным правовым актом федерального значения назрел давно. Это объясняется тем, что по состоянию на 2014 г. на территории РФ функционирует свыше 36 тыс. общественных объединений правоохранительной направленности.

Ранее подобные вопросы регламентировались Примерным положением о добровольных народных дружинах по охране общественного порядка, утвержденным Постановлением ЦК КПСС и Советом Министров СССР от 20 мая 1974 г. N 379, Положением о добровольных народных дружинах РСФСР по охране общественного порядка, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 19 июля 1974 г. N 423. К сожалению, на сегодняшний день единый нормативный акт федерального значения, регламентирующий деятельность ДНД, отсутствует. Каждый субъект РФ, на территории которого действуют ДНД, разрабатывает свои региональные нормативные правовые акты, регламентирующие данный вид деятельности граждан с учетом криминогенной обстановки и специфики экономического развития. Например, Закон города Москвы «О Московской городской народной дружине», глава IV Закона Республики Татарстан от 01.11.2005 N 107-ЗРТ «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка в Республике Татарстан».

Любое содействие казачьих обществ государственным органам, в том числе и правоохранительной направленности, осуществляется на основе с заключенными договорами (соглашениями), как указано в Федеральном законе РФ от 5 декабря 2005 г. «О государственной службе российского казачества». Так, с 1 января 2008 г. в Тимашевском районе Краснодарского края функционирует КНД, на основе заключенного договора о взаимодействии Тимашевского ОВД и районного казачьего общества, а также договора о несении государственной и иной службы с администрацией МО Тимашевского района, правовую основу договоров составили ФЗ РФ от 5 декабря 2005 г., Закон Краснодарского края от 28 июня 2007 г. N 1297-КЗ, Приказ атамана от 25 декабря 2007 г. N 230.

Так, в Нижегородской государственной медицинской академии действует студенческий отряд ДНД численностью 32 человека, которым выдаются удостоверения профсоюзного комитета и нарукавные повязки. Члены отряда активно участвуют в проводимых сотрудниками полиции мероприятиях, по вечерам патрулируют территорию студенческого городка и прилегающие улицы.

— общественные инспекции по предупреждению правонарушений несовершеннолетних;

— различные добровольные объединения по охране общественного порядка;

— советы старост при сельских администрациях;

— другие негосударственные субъекты правоохранительной направленности, созданные в целях охраны общественного порядка, деятельность которых не противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству.

Оговоримся, что помимо коллективного участия граждан все большее распространение получают такие формы индивидуального участия граждан в охране общественного порядка, как внештатное сотрудничество и доверенные лица.

Взаимодействие органов внутренних дел с внештатными сотрудниками полиции регламентируется Временной инструкцией по организации работы с внештатными сотрудниками, утвержденной Приказом МВД России от 20 ноября 1992 г. N 420.

Доверительные отношения сотрудников органов внутренних дел с гражданами регламентируются ведомственными актами Министерства внутренних дел РФ.

Следует отметить, что различные формы участия граждан в обеспечении профилактической деятельности совместно с органами внутренних дел наиболее распространены в субъектах РФ с более высокой плотностью населения и развитой промышленной отраслью. Помимо этого, исходя из анализа статистических данных и аналитических обзоров, можно с уверенностью сказать, что в тех регионах, в которых законодательно регламентирован механизм взаимодействия органов внутренних дел с гражданами РФ и общественными объединениями правоохранительной направленности наметился спад уличной преступности.

Тем не менее многие ученые выступают против общественных объединений правоохранительной направленности, возлагая функцию по охране общественного порядка исключительно на государственные органы, высказываясь в пользу возрождения муниципальной полиции.

Принимая во внимание, что, с одной стороны, происходит реорганизация органов внутренних дел, а с другой стороны — наметилась тенденция возрождения организаций правоохранительной направленности, по нашему мнению, назрела необходимость направить серьезные усилия на поддержание стремления граждан РФ оказывать помощь правоохранительным органам в сфере профилактики правонарушений и преступлений.

Возрождение организаций правоохранительной направленности происходит благодаря осознанию граждан РФ, в большинстве случаев молодежи, что совместная с органами внутренних дел практика обеспечения общественной безопасности — это один из основных атрибутов современного гражданского общества. Процесс вовлечения молодых людей в обеспечение правопорядка совместно с сотрудниками органов внутренних дел происходит благодаря агитационной, пропагандистской работе (проведению разъяснительной работы с молодежью, акций, конкурсов и т.п.). Например, управлением общественных связей Административного департамента МВД России разработана и одобрена министром внутренних дел РФ Программа «Информационно-пропагандистские инициативы МВД России по привлечению общественных объединений правоохранительной направленности и граждан к обеспечению правопорядка».

Однако нормативное регулирование такого взаимодействия не обеспечено на достаточном уровне. Вследствие того что региональные законодательства в рассматриваемой области различны, можно отметить хаотичность подходов к организации процесса взаимодействия граждан РФ с органами внутренних дел в сфере профилактики правонарушений и преступлений. В то же время, несмотря на целый ряд предложений и проектов, поступающих в органы законодательной власти РФ, единый нормативный акт федерального значения, регулирующий взаимодействие граждан РФ и общественных объединений с органами внутренних дел в сфере профилактики правонарушений и преступлений, до сих пор отсутствует. При этом, как представляется, основной акцент в названии Федерального закона должен стоять именно на словосочетании «граждан и органов внутренних дел».

Таким образом, говорить сегодня о перспективах взаимодействия однозначно нельзя. Один лишь энтузиазм со стороны общественных объединений и граждан, без соответствующего регулирования и стимулирования со стороны государства, степень правового сознания граждан РФ, уровень авторитета сотрудников органов внутренних дел не позволяют говорить о возможности сколько-нибудь длительного взаимодействия граждан с органами внутренних дел[24].

Первый шаг на пути к взаимодействию органов внутренних дел с гражданами и общественными объединениями — это возрождение и поддержание авторитета сотрудников полиции среди населения и увеличение доверия к органам внутренних дел. Помимо этого, необходима скорейшая и качественная доработка проекта Федерального закона «О полиции», определяющего основные цели и направления деятельности полиции.

После чего можно говорить о разработке на основании имеющегося опыта регионов РФ, а также различного рода поступающих предложений из практических органов внутренних дел федерального закона, в котором были бы четко определены формы индивидуального и коллективного участия граждан в охране общественного порядка.

Полагаем, что разрабатываемый проект федерального закона, регламентирующий взаимодействие органов внутренних дел с гражданами и общественными объединениями в рассматриваемой сфере, должен содержать:

— понятийный аппарат.

— административно-правовой статус общественных объединений правоохранительной направленности;

— основные задачи, принципы, функции общественных объединений правоохранительной направленности с разграничением предметов ведения и практической направленности каждого из них;

— права и обязанности членов общественных объединений правоохранительной направленности;

— права и обязанности должностных лиц (сотрудников органов внутренних дел) в отношении членов общественных объединений правоохранительной направленности;

— источники и формы стимулирования участия граждан и общественных объединений;

— меры ответственности, налагаемые на граждан РФ и общественные объединения, в случае нарушения действующего законодательства;

— меры ответственности лиц, не подчиняющихся законным требованиям субъектов обеспечения безопасности и оказывающих им сопротивление.

Главное же, как представляется, при разработке указанного нормативного документа необходимо учесть экономические и политические особенности субъектов РФ, а также национальные особенности того или иного региона.

Для разработки федерального закона, который бы закреплял основы, механизм и направления привлечения граждан РФ и общественных объединений в сферу профилактики правонарушений и преступлений, необходимо взаимодействие и координация усилий заинтересованных департаментов МВД России, представителей различных общественных организаций, федеральных органов законодательной и исполнительной власти РФ и ее субъектов.

В дальнейшем, на основании принятых Федеральных законов «О полиции» и «Об основах участия граждан РФ в обеспечении правопорядка», следует внести соответствующие дополнения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», а также в ряд других нормативных правовых актов.

Исходя из вышеизложенного, можно с уверенностью заявить, что лишь при наличии законодательного регламентирования механизма взаимодействия граждан РФ и общественных объединений с органами внутренних дел можно говорить об эффективности и результативности этого взаимодействия в долгосрочной перспективе.

 

1.2 Приоритеты институционально-правового взаимодействия общественного контроля и органов полиции РФ

 

Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, соблюдение законности и укрепление правопорядка в стране немыслимы без участия в этом деле граждан. Опора на поддержку граждан и общественных объединений — одно из непременных условий эффективной деятельности правоохранительных органов по предупреждению и пресечению правонарушений, устранению порождающих их причин.

Граждане содействуют правоохранительным органам, в том числе и органам внутренних дел, в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности как индивидуально — на добровольной основе, так и через общественные объединения[11].

Согласно ст.5 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. «Об общественных объединениях» последние могут создаваться в следующих организационно-правовых формах: общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности.

Общественные объединения в соответствии со своими уставами преследуют социальные, политические, культурные, воспитательные и иные общественно полезные цели. Органы государства оказывают поддержку общественным объединениям в их социально полезной деятельности. Вместе с тем общественные объединения участвуют в реализации задач и функций органов государственной власти. Многие общественные объединения осуществляют воспитательную работу, организуют культурный досуг своих членов, ведут борьбу с детской безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних, непосредственно участвуют в обеспечении правопорядка. Большую помощь органам государственной власти и местного самоуправления в обеспечении охраны общественного порядка и общественной безопасности, в профилактике правонарушений и борьбе с преступностью оказывают органы общественной самодеятельности[32].

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учёбы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятом на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций. В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности он приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.

Организационными формами органов общественной самодеятельности являются советы и комитеты микрорайонов, жилых комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии. Воспитательную работу среди молодёжи проводят советы содействия семье и школе, родительские комитеты, советы ветеранов войны и труда, общественные воспитатели несовершеннолетних и др. Эти формирования состоят из представителей общественных объединений и граждан. [17]

Компетенция органов общественной самодеятельности и других общественных формирований определяется Федеральным законом от 12 августа 1995 года «Об общественных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими законами, соответствующими уставами об общественных формированиях.

Деятельность ряда общественных объединений непосредственно связана с профилактикой правонарушений, охраной правопорядка. Так, общественные воспитатели несовершеннолетних оказывают помощь родителям или лицам, их заменяющим, в воспитании несовершеннолетних, педагогическими коллективами, администрацией предприятий и учреждений по месту работы несовершеннолетнего, с органами внутренних дел (полицией), с общественными организациями по месту учёбы или жительства несовершеннолетнего, с врачами и другими специалистами.

Функции по оказанию на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам по защите прав и законных интересов клиентов осуществляет лица (организации), занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью. Органы внутренних дел выдают лицензии (разрешения) на занятия этой деятельностью и осуществляет за ней контроль. Предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе. Охранно-сыскные организации привлекаются, прежде всего, для поддержания правопорядка на улицах и в других общественных местах, а также используются при проведении целевых оперативно-розыскных мероприятий по борьбе с угонами автотранспортных средств, хищения имущества[15].

В некоторых республиках, краях и областях образованы и действуют координационные советы (центры) социально-профилактической направленности. В их состав входят председатели советов войны и труда, товарищеских судов, представители предприятий, учреждений и организаций, сотрудники правоохранительных органов. Эти центры решают задачи по предупреждению правонарушений, проводят воспитательную работу с несовершеннолетними, оказывают иную помощь органам внутренних дел. Финансовое и материально-техническое обеспечение социально-профилактических центров осуществляется за счёт средств местного бюджета.

Общественные формирования, непосредственно участвующие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Важная роль в охране общественного порядка, в обеспечении общественной безопасности и борьбе с преступностью, а также иными правонарушениями принадлежит специальным общественным формированиям: добровольным народным дружинам по охране общественного порядка; товарищеским судам; общественным пунктам охраны правопорядка; внештатным сотрудникам полиции и др.

Добровольные народные дружины по охране общественного порядка (ДНД) создаются в районах, городах и других населённых пунктах. Порядок образования и деятельности добровольных народных дружин, их задачи, обязанности и права, материально-техническое обеспечение, а также руководство определяются соответствующими положениями о ДНД.

Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и должностные лица оказывают всемерное содействие и помощь дружинам. Во время проведения органами внутренних дел и ДНД совместных мероприятий по охране общественного порядка и предупреждению правонарушений оперативное руководство работой дружинников осуществляют соответствующие должностные лица органов внутренних дел[10].

ДНД участвуют в охране общественного порядка на улицах, площадях, в парках и других общественных местах: оказывают содействие органам внутренних дел, прокуратуре, судам и юстиции в их деятельности по укреплению общественного порядка: принимают участие в борьбе с хулиганством, пьянством, хищениями собственности и другими правонарушениями: участвуют в проведении воспитательной работы в трудовых коллективах и среди населения по соблюдению существующих правил общежития и предупреждению антиобщественных поступков: участвуют в борьбе с детской безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних; участвуют в обеспечении безопасности движения транспорта и пешеходов и в предупреждении дорожно-транспортных происшествий; принимают меры по оказанию неотложной помощи лицам, пострадавших от несчастных случаев или правонарушений, а также находящихся в общественных местах в беспомощном состоянии; участвуют в спасении людей, имущества и поддержании общественного порядка при стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах; участвуют в проведении мероприятий по охране и защите природных богатств, борьбе с нарушениями правил охоты и рыболовства и др.

В целях обеспечения выполнения указанных обязанностей народным дружинникам предоставлены соответствующие права. Дружинники имеют право требовать от граждан соблюдения установленного общественного порядка и прекращения правонарушений; требовать от нарушителей предъявления документа, удостоверяющего личность; составлять в отсутствии работников полиции или иных уполномоченных лиц протокол в случаях злостного нарушения общественного порядка или причинением правонарушением имущественного или иного ущерба гражданину или организации с последующей передачей протокола начальнику штаба (командиру) дружины; доставлять в милицию или в штаб ДНД лиц, совершивших правонарушения, либо в целях пресечения правонарушений, а также для установления личности нарушителя и составления протокола, если нет возможности составить его на месте нарушения; при этом нахождение доставленного лица в штабе ДНД не может продолжаться более одного часа; изымать орудия совершения правонарушения и незамедлительно передавать их в милицию. Дружинники наделены и другими правами, предусмотренными действующим законодательством[31].

Противодействие законной деятельности народных дружинников, посягательство на жизнь, здоровье и достоинство дружинников в связи с их деятельностью по охране общественного порядка влекут за собой ответственность согласно закону.

Основными формами и методами работы ДНД являются: патрулирование и выставление постов на улицах, площадях, парках и в других общественных местах; проведение рейдов по выявлению правонарушений и лиц, их совершивших; проведение индивидуальной воспитательной работы с лицами, допускающими правонарушения, установление шефства дружинников над такими лицами; разъяснени6е гражданам законодательства и правил общежития; оформление материалов на правонарушителей и направление их в соответствующие органы государства и общественные организации: выпуск сатирических плакатов и фотовитрин, использование средств печати, радио и телевидения в целях профилактики правонарушений и воздействия на нарушителей; обсуждение поведения нарушителей на заседаниях штаба ДНД.

Положения о ДНД предусматривают создание специализированных народных дружин или специализированных групп в составе дружин в целях лучшей организации работы по борьбе с отдельными видами правонарушений. Такие дружины, отряды, группы могут создаваться для имущественной безопасности граждан, сохранности собственности юридических лиц; безопасности дорожного движения и т.д. Специализация дружинников способствует более эффективной работе по предупреждению и пресечению правонарушений.

Так, например, для обеспечения безопасности граждан в особых условиях (при осложнении оперативной обстановки в связи с ростом преступности и правонарушений, стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах), обеспечения общественного порядка на массовых мероприятиях, а также для выполнения специальных задач по охране правопорядка по решению соответствующих штабов дружин могут согласно Временному положению о Московской городской дружине создаваться оперативные отряды.

Руководство деятельностью дружины осуществляет штаб и командир дружины, назначаемый на должность и освобождаемый от должности штабом народной дружины по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти. Актами органов государственной власти предусматривается и иной порядок назначения руководителя дружины. Так, начальник Московского городского штаба народной дружины назначается на должность и освобождается от неё решением правительства Москвы. Командиры дружин региональных муниципальных округов (территориальных управлений), а также народных дружин предприятий, учреждений, организаций и органов общественного самоуправления назначаются на должность и освобождаются от неё Московским городским штабом народной дружины по представлению штаба народной дружины административного округа и по согласованию с префектурой округа[33].

Для осуществления повседневной работы по управлению народными дружинами и организации их взаимодействия с правоохранительными и другими государственными органами могут вводиться штатные должности работников аппарата управления в штабах дружин. Схему должностных окладов, объем, и источники финансирования аппарата управления дружины определяют органы исполнительной власти.

Исполнение обязанностей и отдельных функций работников аппарата управления штабов народных дружин может осуществляться дружинниками на общественных началах, на договорной или возмездной основе.

В последние годы получили распространение и такие организационные формы непосредственного участия граждан в охране общественного порядка, как ассоциации добровольных дружин, казачьи дружины, отряды содействия полиции, объединения граждан по охране домов, садоводческих товариществ, стоянок автотранспорта и др.

Товарищеские суды. Это выборные органы общественной самодеятельности, призванные активно содействовать воспитанию граждан в духе добросовестного отношения к труду, бережного отношения к имуществу, соблюдения правил общежития, развития у них чувства товарищеской взаимопомощи, уважения, достоинства и чести людей. Главное в работе товарищеских судов — предупреждение правонарушений, воспитание граждан путём убеждения и общественного воздействия, создание обстановки нетерпимости к антиобщественным поступкам. Порядок организации и деятельности товарищеских судов определён специальным положением о них.

Товарищеские суды создаются на предприятиях, в учреждениях, организациях, высших и средних учебных заведениях, домах, обслуживаемых жилищно-эксплутационными конторами, дирекциями эксплуатации зданий, домоуправлениями, а также в сельских населённых пунктах и посёлках. Состав товарищеского суда избирается открытым голосованием на общих собраниях трудовых коллективов и собраниях (сходах) граждан по месту жительства сроком на два года.

Товарищеские суды рассматривают дела:

— об употреблении спиртных напитков на улицах, во дворах и подъездах, на стадионах, во всех видах общественного транспорта и в других общественных местах кроме предприятий торговли и общественного питания, в которых продажа спиртных напитков в разлив разрешена;

— о появлении в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность;

— об употреблении спиртных напитков на производстве или о пребывании на работе в нетрезвом состоянии;

— об участии мастеров, начальников участков и других руководителей в употреблении спиртных напитков с подчинёнными на производстве или о непринятии мер к отстранению от работы лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, либо о сокрытии случаев употребления спиртных напитков или появления на работе в нетрезвом состоянии подчинённых им работников;

— о мелком хулиганстве;

— о мелком хищении государственного или коллективного имущества;

— о совершенных впервые мелкой кражи малоценных предметов потребления и быта, находящихся в личной собственности граждан, в случае, когда виновный и потерпевший являются членами одного коллектива;

— об оскорбления, клевете, побоях и легких телесных повреждениях, не повлекших расстройства здоровья, если эти деяния совершены впервые;

— о сквернословии; о невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями, опекунами или попечителями обязанностей по воспитанию детей;

— о недостойном отношении к родителям; о недостойном поведении в семье;

— о недостойном отношении к женщине;

— о порче жилых и нежилых помещений и коммунального оборудования;

— о несоблюдении правил противопожарной безопасности;

— о нарушении правил внутреннего распорядка в квартирах и общежитиях;

— о спорах жильцов по использованию подсобных помещений, домовых служб, оплате коммунальных услуг, оплате расходов по текущему ремонту мест общего пользования;

— о порядке пользования строениями, составляющими общую собственность двух или нескольких граждан;

— о разделе имущества между супругами при согласии спорящих сторон на рассмотрение дела в товарищеском суде;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

— о порче деревьев и других зелёных насаждений; о взыскании ущерба, причинённого мелкими нарушениями;

— об имущественных спорах между гражданами на небольшую сумму при согласии участников спора на рассмотрение дела в товарищеском суде;

— о других административных правонарушениях, если органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, сочтут необходимым передать материалы на рассмотрение товарищеского суда для применения к правонарушителю мер общественного воздействия[37].

Кроме того, товарищеский суд может рассматривать дела о нарушениях трудовой дисциплины и о других правонарушениях.

Товарищеский суд может рассматривать также дела о впервые совершенных преступных деяниях, если они не представляют большой общественной опасности, и органы внутренних дел, прокуратура или суд в соответствии с действующим законодательством передадут материалы такого дела на рассмотрение товарищеского суда.

Товарищеский суд может применить к виновному следующие меры воздействия: обязать принести публичное извинение потерпевшему или коллективу; объявить товарищеское предупреждение; объявить общественное порицание; объявить общественный выговор с опубликованием или без опубликования в печати; наложить денежный штраф.

Наряду с применением указанных мер воздействия товарищеский суд может обязать виновного возместить причинённый неправомерными действиями ущерб на небольшую сумму, если законодательством не установлен иной порядок взыскания ущерба. По делам о мелких хищениях государственного или общественного имущества товарищеский суд во всех случаях должен обязать виновного полностью возместить причинённый моральный ущерб, установив срок исполнения такого решения.

Правила рассмотрения дел товарищескими судами устанавливаются Положением о товарищеских судах.

Руководство деятельностью товарищеских судов на территории городов, районов, посёлков и других населённых пунктов осуществляется органами местного самоуправления соответствующих территориальных муниципальных образований.

На предприятиях, в учреждениях, организациях, учебных заведениях работой товарищеских судов непосредственно руководят соответствующие профсоюзные организации.

В целях содействия органам местного самоуправления, профсоюзным организациям в осуществлении руководства и контроля за деятельностью товарищеских судов, оказания им помощи, координации деятельности товарищеских судов, организации учёбы и обмена опытом работы при органах местного самоуправления могут создаваться общественные советы по работе товарищеских судов. Правовую помощь товарищеским судам ок5азывают органы юстиции, прокуратуры и суды[28].

Поддержание тесных связей с населением и общественностью. Необходимость в осуществлении данной функции возникает в связи с тем, что одному, без опоры на общественность, участковому инспектору по существу невозможно справиться со своими обязанностями. Он попросту не в состоянии один поддерживать на участке должный порядок, успевать бывать везде сам и делать всё лично. Особенно остро это ощущается в сельской местности, где зачастую все службы органов внутренних дел представлены лишь участковым инспектором. От того, насколько он умело опирается на помощь общественности, во многом зависит его вклад в охрану общественного порядка, предупреждение и раскрытие преступлений.

Старший участковый или участковый инспектор полиции, как правило, является одновременно заместителем председателя совета ОПОП или руководителем одной из его секций. Такой статус позволяет участковому инспектору играть в совете организующую роль и тем самым обеспечивать единство действий полиции и общественности в профилактике правонарушений. Участковый инспектор должен буквально загружать работой представителей общественности — членов совета ОПОП, товарищеских судов, домовых комитетов, женсоветов и др., оставляя за собой те мероприятия, которые относятся исключительно к его компетенции. Члены совета ежедневно дежурят в общественном пункте охраны порядка, самостоятельно осуществляют индивидуально-профилактические мероприятия, участвуют в различных рейдах. Во много раз повышают эффективность своей работы те участковые инспектора, которые добиваются создания ДНД по охране общественного порядка, членами которых являются владельцы собак; специализированных ДНД (групп) по борьбе с пьянством, профилактике правонарушений в семейно-бытовой сфере. Неоценима помощь участковым инспекторам внештатных сотрудников полиции. Им поручается обслуживание микро участков (домов, кварталов), они привлекаются к приёму граждан и дежурству в общественном пункте охраны порядка, проверке соблюдения правил паспортно-регистрационной системы, вручению повесток, разбору бытовых конфликтов, работе по поступившим заявлениям граждан, индивидуально-профилактической работе с под учетными лицами. В сельской местности участковый инспектор должен иметь внештатного сотрудника в каждом населённом пункте. Желательно чтобы внештатный сотрудник был на каждом объекте участка (многоквартирный дом, квартал, предприятие или учреждение) [25].

В целях поддержания тесных связей с населением участковый инспектор организует планомерную профилактическую отработку участка. Это — важная форма работы участкового инспектора. Она предусматривает регулярное посещение всех домовладений, квартир, гостиниц, общежитий, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на участке, и личное знакомство с населением и трудовыми коллективами. Основное внимание при этом уделяется личному знакомству участкового инспектора с жителями участка, установлению с некоторыми из них доверительных отношений с целью получения информации, необходимой для предупреждения и раскрытия преступлений, выявлению организаторов притонов. Лиц злоупотребляющих алкоголем, наркотиками и допускающими правонарушения в сфере быта, имеющих огнестрельное оружие, прибывших из мест лишения свободы, других граждан, склонных к совершению правонарушений. Во время обхода домов (квартир) участковый инспектор ведёт также разъяснительную работу, связанную с обеспечением личной и имущественной безопасности граждан, составляет списки лиц, желающих оборудовать квартиру средствами сигнализации, проверяет условия хранения личного автотранспорта, вовлекает пенсионеров и домохозяек в специализированную ДНД по предупреждению квартирных краж и т.п. Свое посещение участковый инспектор заканчивает вручением визитной карточки, где указаны его адрес, телефон, дни и часы приёма граждан.

Установление тесных связей с жителями участка способствует организация участковым инспектором приёма граждан и рассмотрение их жалоб, заявлений и сообщений о правонарушениях. Приём осуществляется не реже двух раз в неделю в удобное для населения время. На долю участковых инспекторов приходится более двух третей писем и заявлений граждан, поступающих в органы внутренних дел. Если участковый инспектор пользуется у населения авторитетом, основное количество заявлений и жалоб граждан будет поступать не в ГОРОВД, а непосредственно участковому инспектору. Повышению авторитета общественного пункта охраны порядка и участкового инспектора способствует организация регулярного приёма в нём не только участковым инспектором, но и руководством органов внутренних дел, прокурорскими работниками, депутатами.

Инструкция закрепила обязанность участкового инспектора не реже одного раза в полугодие отчитываться о проделанной работе перед жителями обслуживаемого участка. Это — одна из важных форм обеспечения в работе участкового инспектора гласности, которая стимулирует население к оказанию помощи полиции в решении задач по охране общественного порядка и борьбе с преступностью[20].

Общественные пункты охраны порядка представляют собой организационно-правовую форму взаимодействия государственных органов, трудовых коллективов и общественности в управлении процессами нравственного воспитания, способствующую социально-правовой активности граждан, предупреждению правонарушений, воспитанию граждан в духе сознательной дисциплины, соблюдения законов и уважения существующих правил общежития. Общественные пункты охраны порядка создаются для объединения усилий штабов добровольных народных дружин, товарищеских судов (уличных, сельских) комитетов общественных инспекций по делам несовершеннолетних, других органов общественной самодеятельности населения и трудовых коллективов в работе по охране общественного порядка и профилактике правонарушений на закреплённой за ними территории, улучшения их взаимодействия с государственными органами. Органы общественной самодеятельности, представленные в общественном пункте охраны правопорядка, сохраняют свою организационную самостоятельность, действуя в пределах установленной компетенции. Служебные обязанности участковых инспекторов полиции и представителей других общественных организаций, связанные с работой в общественном пункте охраны порядка, определяются соответствующими нормативными актами. Государственные органы и должностное лица оказывают всемерное содействие и помощь общественным пунктам охраны порядка в их деятельности. В общественных пунктах охраны порядка создаются необходимые условия участковым инспекторам полиции и другим должностным лицам для выполнения ими своих обязанностей в области укрепления правопорядка.

Порядок организации и деятельности общественных пунктов охраны порядка определён специальными положениями о них. Общественные пункты охраны порядка создаются и упраздняются органами местного самоуправления городов, районов, объединённых сельских поселений и других муниципальных территориальных образований по предложению общественных организаций, органов общественной самодеятельности и трудовых коллективов. Общественные пункты охраны порядка создаются в городах, как правило, в границах территорий жилищно-эксплуатационных контор (домоуправлений), в сельской местности — в границах территории нескольких поселений либо отдельных населённых пунктов[30].

Для обеспечения согласованной деятельности органов общественной самодеятельности, населения и трудовых коллективов, представленных в общественном пункте охраны порядка, создается совет общественного пункта охраны порядка в составе председателя, его заместителей и членов совета из лиц, рекомендованных общественными организациями, трудовыми коллективами, а также государственными организациями, участвующими в охране порядка на территории, закреплённой за данным общественным пунктом. Совет общественного пункта охраны порядка утверждается органом местного самоуправления соответствующей территории муниципального образования.

Совет общественного пункта охраны порядка в соответствии с действующим законодательством выполняет следующие основные обязанности: изучает состояние общественного порядка на закреплённой за ним территории, разрабатывает и вносит в соответствующие органы и организации предложения по вопросам укрепления правопорядка и профилактики правонарушений; способствует установлению взаимодействия и обмену опытом в работе по охране общественного порядка представленных в общественном пункте органов и организаций; содействует органам внутренних дел, добровольным народным дружинам в обеспечении охраны общественного порядка на соответствующей территории; участвует в пропаганде правовых знаний среди населения; содействует государственным органам и общественным организациям в выявлении лиц, ведущих антиобщественный, противоправный образ жизни; оказывает помощь государственным органам и общественным организациям в борьбе с пьянством и алкоголизмом; координирует работу представленных в общественном пункте органов и организаций по проведению индивидуально-воспитательной работы с правонарушителями, установлению над ними шефства; содействует государственным органам и общественным организациям в борьбе с безнадзорностью и правонарушениями малолетних, воспитанию детей и подростков; оказывает помощь исполнительным органам местного самоуправления, жилищно-эксплуатационным организациям в проведении общих собраний, сходу граждан по месту их жительства для обсуждения вопросов укрепления общественного порядка и соблюдения, общепринятых правил общежития[23].

Совет общественного пункта охраны порядка организует в общественном пункте дежурство членов совета для обеспечения взаимодействия представленных в нем органов, организаций и должностных лиц, а также для приятия соответствующих мер по заявлениям и сообщениям гражданам о нарушениях общественного порядка. Совет заслушивает сообщения членов совета о выполнении возложенных на них обязанностей по укреплению общественного порядка и профилактике правонарушений, ходатайствует перед органами местного самоуправления и соответствующими органами и организациями о поощрении лиц, активно участвующих в работе по охране общественного порядка.

Совет общественного пункта охраны порядка рассматривает вопросы, отнесённые к его компетенции, на своих заседаниях. Решения совета имеют рекомендательный характер.

Руководство работой советов общественных пунктов охраны порядка осуществляют районные, городские (в городах без районного деления), районные в городах, поселковые и другие органы местного самоуправления.

Органы внутренних дел обеспечивают общественные пункты охраны порядка инструктивно-методическими пособиями и юридической литературой, представляют их советам необходимую информацию о состоянии правопорядка на территории, закреплённой за данным пунктом. Непосредственную помощь в работе общественным пунктам охраны порядка оказывают участковые инспектора полиции, входящие в состав советов общественных пунктов. Они, как правило, являются заместителями председателя совета общественного пункта охраны порядка.

В качестве внештатных сотрудников полиции могут быть граждане Российской Федерации на моложе 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам оказывать полиции содействие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений, раскрытии преступлений[15].

Внештатные сотрудники полиции подбираются на добровольных началах и в индивидуальном порядке, как правило, из числа народных дружинников, пенсионеров — бывших работников органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, юстиции, прокуратуры и военнослужащих. Подбор внештатных сотрудников осуществляют руководители, оперативный и начальствующий состав подразделений полиции. Лицо, подобранное в качестве кандидата во внештатные сотрудники, тщательно изучается. Зачисление внештатных сотрудников осуществляется приказом начальника органов внутренних дел, в котором указывается специализация внештатного сотрудника и за каким конкретным работником данного органа он закрепляется. После зачисления внештатному сотруднику выдается под расписку удостоверение установленного образца, которое подписывается в МВД, УВД, УВДТ (ОВДТ) начальником структурного подразделения или его заместителем, в горрайлинорганах — начальником соответствующего органа или его заместителем.

Внештатные сотрудники работают под руководством работников полиции, выполняя их поручения. Непосредственную работу с внештатными сотрудниками осуществляют руководители, оперативный и начальствующий состав подразделений и служб охраны общественного порядка уголовного розыска, Госинспекции по безопасности дорожного движения, участковые инспектора полиции. Указанные должностные лица полиции могут давать внештатным сотрудникам конкретные поручения, инструктировать о способах их выполнения; контролировать действия внештатных сотрудников; участвовать в обучении внештатных сотрудников формам и методам работы по охране общественного порядка и профилактике правонарушений, в проведении занятий по изучению основ законодательства; обобщать и распространять положительный опыт работы внештатных сотрудников, вносить предложения по её совершенствованию[19].

Поручения внештатному сотруднику дает тот сотрудник полиции, за которым он закреплён. Внештатный сотрудник осуществляет только те действия, которые не выходят за пределы данных ему поручений. В случае необходимости для участия в выполнении отдельных мероприятий разрешается направлять внештатного сотрудника (с его согласия) в свободное от работы или учёбы время в служебные командировки вместе с работниками полиции. При этом расходы, связанные с командировками, возмещаются органами внутренних дел по мотивированному рапорту сотрудника полиции, под непосредственным руководством которого работает внештатный сотрудник.

Вместе с тем работники полиции не могут поручать внештатным сотрудникам самостоятельное производство уголовно-процессуальных и других действий, оперативно-розыскных мероприятий, относящихся к исключительной компетенции работников полиции. Запрещается привлекать внештатных сотрудников полиции к участию в мероприятиях, заведомо связанных с риском для их личной безопасности, а также знакомить их с документами, содержащими государственную тайну или служебную информацию ограниченного пользования.

Результаты работы внештатного сотрудника, его личные и деловые качества систематически, но не реже одного раза в год анализируются работником полиции, за которым он закреплён, и докладываются рапортом с выводом о целесообразности дальнейшего использования в качестве внештатного сотрудника руководителю соответствующего органа, службы, подразделения. Работа внештатного сотрудника отражается в учётной карточке. Активно участвующие в выполнении поручений внештатные сотрудники могут поощряться. К видам поощрения относятся: благодарность, денежная премия, ценный подарок и др. В случае недобросовестного неоднократного отношения внештатного сотрудника к выполнению поручений работником полиции может быть поставлен перед руководством вопрос о его исключении из числа внештатных сотрудников.

Гражданин, подавший заявление об освобождении его от работы в качестве внештатного сотрудника, либо скомпрометировавший себя, или не желающий дальше оказывать помощь полиции, исключается из числа внештатных сотрудников приказом начальника соответствующего органа внутренних дел. При этом его удостоверение изымается и уничтожается в установленном порядке. Учётная карточка выбывшего внештатного сотрудника хранится в течение одного года, после чего подлежит уничтожению.

Правовой статус внештатного сотрудника полиции определён нормативным актом МВД России. Им же регулируются вопросы организации работы внештатных сотрудников. Вопросы привлечения граждан к охране общественного порядка в качестве внештатных сотрудников полиции регулируются также нормативными и иными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Так, по инициативе МВД Республики Бурятия, правительством этой республики принято постановление от 18 октября 1993 года «О мерах по усилению охраны общественного порядка в Республике Бурятия» где предусмотрена оплата труда внештатных сотрудников. В соответствии с постановлением органы внутренних дел заключают договоры с гражданами, которые оформлены внештатными инспекторами полиции. Оплата производиться за счет средств денежного содержания сотрудников органов внутренних дел, должности которых не укомплектованы[18].

Важнейшим условием эффективности работы по охране правопорядка, предупреждению и пресечению правонарушений является организация взаимодействия органов внутренних дел и общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Взаимодействие предполагает согласование целей и объединение усилий органов внутренних дел и общественных формирований для совместного решения задач в сфере общественного порядка и общественной безопасности. Необходимость взаимодействия обусловлена множественностью организационных форм участия граждан в охране правопорядка, а также известной обособленностью общественных формирований.

Поскольку на органы внутренних дел государство возложило функции по непосредственному обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности в стане, то им принадлежит ведущая роль в организации взаимодействия с общественностью, участвующей в охране правопорядка. Взаимодействие органов внутренних дел с общественными формированиями осуществляется на основе общих принципов государственного управления. Эти принципы и формы взаимодействия органов внутренних дел с общественными формированиями по охране правопорядка закреплены в нормативных актах, регулирующих деятельность органов внутренних дел и общественных формирований, а также иных актах[30].

Наиболее широкое применение в правоохранительной практике имеют следующие формы взаимодействия органов внутренних дел с общественными формированиями, участвующими в охране правопорядка:

Обмен информацией о состоянии общественного порядка и общественной безопасности. Эта информация необходима для определения актуальных задач по предупреждению и пресечению правонарушений, планирования работы, повышения ее эффективности и оценки конечных результатов. Объем и содержание информации, которой органы внутренних дел обеспечивают общественные формирования, определяются руководителями соответствующих органов внутренних дел.

Совместное планирование и проведение мероприятий по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности, по предупреждению и пресечению правонарушений.

Оказание органами внутренних дел содействия и поддержки общественным формированиям в выполнении возложенных на них задач в сфере правопорядка.

Обучение сотрудниками органов внутренних дел членов общественных формирований методам и формам предупреждения и пресечения правонарушений; проведение с ними работы по правовому обучению; оказание методической и иной помощи в планировании и учёте их работы.

Направление органами внутренних дел материалов о правонарушениях в общественные формирования для рассмотрения и приятия, соответствующих мер общественного воздействия к правонарушителям[24].

Передача общественными формированиями материалов о правонарушениях в органы внутренних дел, если при рассмотрении дела о правонарушении общественное формирование придет к убеждению о необходимости привлечения правонарушителя к уголовной или административной ответственности.

Сотрудничество граждан с органами внутренних дел в охране правопорядка на договорно-возмездной основе осуществляется за счёт средств органов внутренних дел.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2