Меню Услуги

Деятельность органов местного самоуправления по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством (Североуральский городской округ)

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические аспекты управления жилищно-коммунальным хозяйством на муниципальном уровне
  • 1.1. Государственное регулирование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования
  • 1.2. Основные принципы и направления реформирования системы управления жилищно-коммунальным хозяйством в российской федерации
  • 1.3. Правовые аспекты полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства и их реализация
  • Глава 2. Анализ системы управления жилищно-коммунальным хозяйством на примере Североуральского городского
  • 2.1. Состояние жилищно-коммунального хозяйства Североуральского городского округа
  • 2.2. Оценка качества предоставления жилищно-коммунальных услуг 28
  • Глава 3. Совершенствование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования (на примере Североуральского городского округа)
  • 3.1. Анализ стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в России до 2020 года
  • 3.2. Основные направления совершенствования системы управления жилищно-коммунального хозяйства
  • Заключение
  • Список использованных источников

 

ВВЕДЕНИЕ

Современное жилищно-коммунальное хозяйство – это сфера ответственности местных органов власти. Однако есть ряд проблем, которые местные органы самостоятельно не могут решить. К основным проблемам следует отнести: высокий уровень физического и морального износа основных производственных фондов; высокая доля убыточных предприятий; задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства, бюджетное недофинансирование, а также низкая инвестиционная привлекательность предприятий отрасли.

Реформа жилищно-коммунального хозяйства, начавшаяся в России в 90 — е годы, осуществляется сейчас на всех уровнях власти. Федеральный уровень определил цели, направления и мероприятия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Реализация данных направлений с учетом сформулированных целей, возложена на региональные и местные органы власти.

Правительством РФ 2 февраля 2012 года была утверждена Концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2012-2020 годы» (далее – Концепция)

Целевая направленность проводимой реформы жилищно-коммунального хозяйства отражает следующие аспекты:

  • формирование и развитие рыночных отношений,
  • увеличение потока частных инвестиций,
  • применение эффективных методов определения тарифов,
  • оптимизация системы распределения льгот и субсидий,
  • прекращение дотирования отрасли и переориентация бюджетных выплат на социальную помощь и на финансирование инвестиционных проектов.

Реализация данных направлений особенно важна на муниципальном уровне, так как устойчивое функционирование жилищно-коммунального хозяйства является составляющей социальной безопасности граждан и стабильности не только на муниципальном уровне, но и целом в стране. Жилищно-коммунальные услуги являются жизненно необходимыми. Их качество и стабильность влияют на комфортность , безопасность проживания граждан в своем жилище.

Успешное проведение реформы во многом зависит от совместных действий федеральных, региональных и местных органов власти, определения ответственности каждого уровня властного регулирования за решение проблем отрасли.

Именно на муниципальном уровне в конечном итоге находит свое подтверждение правильность выбранных государством направлений в развитии отрасли жилищно-коммунального хозяйства, и с этой точки зрения тема актуальна.

Цель работы – совершенствование системы управления жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования, обеспечивающем повышение эффективности ее функционирования на муниципальном уровне.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить теоретические аспекты управления жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования, а также основные принципы и направления реформирования системы управления жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации;
  • провести анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства Североуральского городского округа;
  • провести анализ качества услуг жилищно-коммунального хозяйства;
  • определить перспективы и направления совершенствования по повышению эффективности системы управления жилищно-коммунального хозяйства.

Объект исследования – жилищно-коммунальное хозяйство муниципального образования.

Предмет исследования – система управления жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования.

Методы исследования – метод сравнительного и структурного анализа, описания, сопоставления, статистического анализа.

Информационная база исследования формировалась на основе научной, методической и справочной литературы, статей и материалов научно-практических конференций и семинаров, а также материалов сети Интернет.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

1.1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой одну из самых главных и крупных отраслей экономики Российской Федерации. Поэтому жилищно-коммунальное хозяйство, как важный элемент социальной и экономической сферы народного хозяйства, связано с формированием комфортной среды обитания всего населения.

Жилищно-коммунальное хозяйство (далее жилищно-коммунальнное хозяйство) – это важнейший элемент как социальной, так и экономической сферы народного хозяйства, сложный многоотраслевой производственно-технический комплекс. По мнению исследователей, отправной точкой для построения действенной и эффективной системы управления должно стать определение места жилищно-коммунального хозяйства в экономической системе регионов, в первую очередь, в экономической системе муниципальных образований, определение его структуры и взаимосвязей с другими элементами народного хозяйства [27, с.45].

Жилищно-коммунальное хозяйство – многоотраслевой комплекс обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры зданий различного назначения и создающий удобства и комфортность проживания или нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг [35, с.23].

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации, Россия признается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Одним из таких условий является обеспечение граждан необходимыми для их жизнедеятельности жилищно-коммунальными услугами. Жилищно-коммунальные услуги (далее ЖКУ) – это услуги по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче потребителям коммунальных ресурсов: электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды [34, с.78].

Под объектами жилищно-коммунального назначения понимают объекты внешнего благоустройства территории городов и населенных пунктов (зеленые насаждения, городские дороги и элементы их благоустройства, пешеходные и велосипедные дорожки, объекты инженерной защиты территории, уличное освещение, объекты санитарной уборки и др.), а также обустроенные площадки, стоянки, участки, устройства и конструкции из различных материалов, размещенные на придомовой территории.

Муниципальное образование в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения [16, с.115].

жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования – это часть муниципального хозяйства, включающие в себя совокупность экономических субъектов различных форм собственности, осуществляющие деятельность на территории муниципального образования с целью повышения эффективного и полного удовлетворения потребностей населения в услугах, связанных с формированием комфортной среды обитания. Под системой управления жилищно-коммунального хозяйства понимают систему, в которой реализуются функции управления, и которая включает в себя специалистов, объединенных в органы управления; методы управления; взаимоотношения между органами управления, объектами управления и внешней средой; документооборот, обеспечивающий выполнение функций, распределённых между органами управления для достижения поставленных перед системой целей; жителей муниципального образования.

  • земельные участки и прочно связанные с ними жилые дома с жилыми и нежилыми помещениями;
  • хозяйственные приусадебные постройки;
  • зеленые насаждения с многолетним циклом развития;
  • жилые дома, квартиры, иные жилые помещения в жилых домах и других строениях, пригодные для постоянного и временного проживания;
  • сооружения и элементы инженерной инфраструктуры жилищной сферы.

Технологические фонды включают в себя инженерную инфраструктуру (сети, котельные, насосные станции, очистные сооружения, водозаборы и тому подобное).

Производственные фонды состоят из объектов, обеспечивающих обслуживание фондов первой и второй группы. Сюда входят гаражи, мастерские, административные и производственные здания. [9, с. 35].

Собственник объектов коммунального назначения может передавать эти фонды в хозяйственное ведение или оперативное управление жилищно-коммунальным организациям. Сферы жилищно-коммунального комплекса существенно различаются по подходам к формированию эффективных экономических методов хозяйствования и механизмам снижения издержек.

Их можно условно разделить по признаку возможности со здания конкурентной среды на две группы: жилищное хозяйство и коммунальное хозяйство.

Жилищное хозяйство – это сфера экономики, часть хозяйства страны, обеспечивающая содержание в надлежащем состоянии, функционирование жилищного фонда, то есть совокупности жилых и вспомогательных помещений [12, с.88].

Коммунальное хозяйство – это совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, поселков и сел. Включает санитарно-технические предприятия (водопровод, канализации и др.), жилищно-коммунальное хозяйство, городской транспорт, энергетические предприятия, сооружения внешнего благоустройства (дороги, озеленение улиц и др.), гостиницы и так далее.

Особенностями жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования являются:

  • большая социальная значимость, так как практически все объекты жилищно-коммунального хозяйства непосредственно обеспечивают потребности жителей муниципального образования;
  • высокий удельный вес муниципальной собственности при наличии других форм собственности в системе жилищно-коммунального хозяйства;
  • взаимосвязь и взаимозависимость многих отраслей жилищно-коммунального хозяйства между собой и с другими сферами деятельности на данной территории (к примеру, водопровод и канализация, пассажирский транспорт и дороги, коммунальная энергетика и жилищное хозяйство);
  • тесная взаимосвязь производства и потребления услуг и многих видов продукции в составе ряда отраслей жилищно-коммунального хозяйства, что особенно характерно для пассажирского транспорта, энергетических систем.

В основу системы муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством могут быть положены рациональное разделение функций и организация взаимоотношений между собственником – домовладельцем, управляющей организацией, подрядными организациями различных форм собственности и органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль за предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг необходимого качества, за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности.

Важнейшими функциями управления жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования служат маркетинг, инновационный менеджмент, прогнозирование и планирование, регулирование, организация и контроль. Система управления жилищно-коммунального хозяйства представляет собой единый механизм, каждый элемент которого выполняет предназначенную ему функцию, взаимосвязанную с функциями других элементов. Механизм управления жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования базируется на следующих принципах:

  • приоритет социальных и муниципальных интересов над отраслевыми, ведомственными и локальными;
  • ориентация на различные формы собственности в жилищно-коммунального хозяйства, включая муниципальную, коллективную, частную;
  • постепенное перераспределение управления и передача ряда управленческих функций в области жилищно-коммунального хозяйства на местный уровень (местным органам власти на уровне муниципальных образований);
  • разделение функций заказчика и подрядчика и привлечение в жилищно-коммунального хозяйства подрядных организаций различных форм собственности на договорной основе;
  • нормативный принцип ресурсообеспеченности и выделение различных уровней обслуживания населения и прочих потребителей в системе жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования;
  • привлечение населения к активному участию в сфере жилищно-коммунального хозяйства в различных формах.

Мировой опыт показывает, что государственное регулирование экономических процессов жилищно-коммунального хозяйства предполагает обязательный компонент современной политики в данной сфере. Стратегия развития нашла отражение в Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002–2010 годы, в подпрограммах «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса в РФ» и «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры». Перспективные направления развития отрасли определены в Концепции модернизации жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года.

Отсутствие упорядоченности регулирующих норм организации управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства порождает завышение роста стоимости жилищно-коммунальных услуг, неустойчивое функционирование системы жилищно-коммунального хозяйства.

Принятые в России меры по реструктуризации сферы производства услуг жилищно-коммунального хозяйства в части организации управления и эксплуатации в многоквартирных домах не принесли существенных результатов. Жилищным кодексом РФ определены два основных, наиболее распространенных способа – товарищества собственников жилья (ТСЖ) и управляющая компания.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Государственное регулирование сферы жилищно-коммунальных услуг характеризует приоритет ручного управления над рыночным, внутриотраслевой

1.2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В настоящее время ситуация, сложившаяся в жилищно-коммунальном хозяйстве большинства российских муниципальных образований, является источником ряда угроз жизни, здоровью и имуществу населения, а также окружающей среде. Поэтому реформирование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством должно заключаться в решении следующих основных задач.

  • Преодоление критического износа основных фондов. Значительный износ основных фондов приводит к повышению потерь ресурсов при эксплуатации объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, а также к высокой аварийности объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры.

В целом на восстановление основных средств, используемых в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ до нормативных значений, в настоящее время требуется финансирование в объеме не менее 2 трлн. 140 млрд. рублей.

  • Улучшение финансового состояния предприятий и организаций, осуществляющих деятельность в отрасли. В настоящее время финансовые результаты деятельности предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства остаются неудовлетворительными.
  • Повышение качества предоставляемых населению ЖКУ. Недостаточное развитие конкуренции в сфере производства и предоставления ЖКУ приводит к тому, что потребители не имеют возможности влиять на качество предоставляемых ЖКУ [22, с.15].

В связи с высокой социальной значимостью отрасли, недостаточной проработанностью нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства, а также дефицитом квалифицированных управленческих кадров, подготовленных к работе в новых условиях, реформирование жилищно-коммунального хозяйства осуществлялось поэтапно (таблица 1).

Таблица 1 – Основные этапы реформирования жилищно-коммунального хозяйства [37]

Этап Цели этапа Содержание этапа
Приватизация жилья – создание частной собственности на жилье;

– создание рынка вторичного жилья

Передача муниципального и ведомственного жилья в собственность жильцов
 Переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг – создание условий для самоокупаемости и самофинансирования предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства;

– экономия бюджетных ресурсов за счет ликвидации расходов на жилищно-коммунального хозяйства

Полная (100%-ная) оплата стоимости ЖКУ потребителями по ставкам, повышенным до экономически обоснованного уровня
Демонополизация жилищно-коммунального хозяйства – создание конкурентной среды в отрасли;

– снижение затрат на производство и предоставление ЖКУ;

– стимулирование энергосбережения и ресурсосбережения

Разгосударствление и реструктуризация предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства, а также внедрение системы договорных отношений между потребителями и поставщиками ЖКУ

 

Таким образом, реформа системы управления жилищно-коммунального хозяйства, осуществляемая в настоящее время во многом направлена на активизацию рыночных отношений и развитие конкуренции в указанной сфере народного хозяйства.

По нашему мнению, при разработке комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности системы управления жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования, следует учитывать, что наряду с общими предпосылками развития рыночных отношений (развитие конкуренции и конкурентной среды; деятельность на основе разнообразия форм собственности; развитие предпринимательской инициативы; сочетание рычагов государственного регулирования с рыночным механизмом и т.д.) существуют и специфические предпосылки, характерные для жилищно-коммунальной подсистемы МСЭС, которые целесообразно группировать по направлениям, представленным в таблице 2.

Таблица 2 — Основные направления формирования рыночных отношений в сфере управления жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования [37].

Направление Элементы направления
Организационно-управленческое — корректировка системы управления, в т.ч. изменение уровней и децентрализации функций управления;

— приоритет территориальных аспектов управления;

— свобода выбора организационных форм, системы информационного, технического и организационного обеспечения структуры управления;

— возможность образования новых, ликвидации существующих структурных подразделений;

— формирование коммерческих структур;

— образование структурных подразделений по изучению рынка, мониторингу удовлетворенности потребителей;

— усиление горизонтальных связей управления и т.д.

Экономическое — самостоятельность выбора экономических методов хозяйствования;

— зависимость экономических результатов от объемных и качественных показателей;

— изменение системы стимулирования и экономической ответственности в зависимости от требований рынка;

— использование новых принципов ценообразования и т.д.

Финансовое — свобода выбора механизма финансово-ресурсного обеспечения;

— возможность привлечения средств из внешних источников финансирования;

— самостоятельность в управлении активами предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования;

— конкурсный отбор инвесторов и подрядчиков исходя из требований эффективного использования финансовых ресурсов;

— корректировка системы налогообложения и т.д.

Законодательно-правовое — развитие контрактных, хоздоговорных форм взаимоотношений с потребителями, имеющими разнообразные организационно-хозяйственные формы;

— правовое регулирование деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства в зависимости от требований экологии, градостроительства и т.д.;

— лицензирование деятельности по оказанию ЖКУ;

— возмещение ущерба потребителю при некачественном предоставлении услуг и т.д.

 

На данном этапе вступили в действие следующие нормативно-правовые акты: Жилищный кодекс РФ, Закон РФ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закон РФ №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Закон РФ №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Постановление Правительства РФ «О порядке проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации «Об утверждении Комплекса мероприятий Министерства регионального развития РФ по реформированию жилищно-коммунального хозяйства РФ на 2007–2008 гг.

Таким образом, в связи с реализацией положений Жилищного Кодекса РФ и изменений, внесенных в Закон РФ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», произошли существенные изменения в правовом положении участников отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, разделившие полномочия каждого уровня власти. Так, роль федеральных и региональных органов власти в настоящее время сводится в основном к установлению правил, регулирующих эти отношения. Органы местного самоуправления, являясь структурой, наиболее близкой к потребителям и производителям ЖКУ, начинают играть существенную роль в процессе реформирования жилищно-коммунального хозяйства по следующим основным направлениям:

  • снижение стоимости и повышение качества ЖКУ;
  • совершенствование механизма финансирования жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования;
  • реформирование социальной политики в жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования;
  • разработка эффективной системы контроля обеспечения населения в услугах, связанных с формированием комфортной среды обитания.

Снижение стоимости и повышение качества ЖКУ включает в себя следующие аспекты:

  • формирование многообразия форм управления собственностью в жилищно-коммунального хозяйства путем создания товариществ собственников жилья (ТСЖ), управляющих компаний (УК) и организаций, выполняющих работы и оказывающих услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
  • демонополизация системы жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования, а также формирование конкурентных отношений на рынке ЖКУ;
  • регулирование деятельности естественно-локальных монополий, предоставляющих ЖКУ;
  • реализация задач ресурсо и энергосбережения.

Формирование эффективного спроса посредством изменения организационно-правовых отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, создания структур собственников жилищного фонда является одним из основных факторов повышения эффективности функционирования жилищно-коммунальной подсистемы МСЭС. Вместе с тем в настоящее время недостаточная проработанность нормативно-правовой базы, регулирующей механизмы передачи собственникам земельных участков, расположенных на территории многоквартирного дома, финансирования содержания, обслуживания и ремонта жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры, недостаточное развитие рынка профессионального управления жилищным фондом, а также пассивность собственников препятствуют развитию рыночных отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования. В данной ситуации целесообразно усиление степени участия ОМСУ в содействии развитию и поддержке новых форм управления собственностью в жилищно-коммунального хозяйства.

Совершенствование механизма финансирования жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования предусматривает:

– реформирование системы ценообразования ЖКУ, включая установление социальных стандартов ЖКУ, повышение прозрачности структуры тарифа, снижение непроизводительных издержек и т.д.;

– создание механизмов привлечения внебюджетных инвестиций в жилищно-коммунальную подсистему МСЭС посредством увеличения инвестиционной привлекательности отрасли, разработки методологии привлечения заемного капитала и т.д.

1.3. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ

Модернизация жилищно-коммунального и рациональное разграничение полномочий между органами публичной власти неразрывно связаны со становлением социального государства в Российской Федерации, повышением качества жизни отдельного гражданина.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Президентом РФ В.В. Путиным на заседании Государственного совета 17.07.2012 был сделан акцент на бездействии органов местного самоуправления в решении острых вопросов в жилищно-коммунального хозяйства (неэффективность управляющих компаний, завышение тарифов, низкое качество оказываемых услуг, хищение бюджетных средств).

Также в 2015 году Д.А. Медведев отмечал, что «износ объектов жилищно-коммунального хозяйства в России составляет более 60 процентов… Если ничего не делать, то через пять-семь лет наступит катастрофа» .

В настоящее время жилищно-коммунального хозяйства представляет собой сложную, комплексную отрасль народного хозяйства, которая обеспечивает функционирование инженерной инфраструктуры, различных зданий населенных пунктов, создающих удобства и комфорт для проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг. Данная отрасль, безусловно, напрямую связана с качеством жизни каждого отдельного гражданина и требует формирования эффективного правового механизма взаимодействия и научно-производственной организаций с органами местного самоуправления, населением с целью реформирования жилищно-коммунального комплекса для его перевода на качественно новую материально-техническую базу. [32, с.78].

В условиях становления в России рыночной экономики в последние годы наряду государственными и муниципальными предприятиями важную роль стали занимать частные организации, что привело к значительному пересмотру роли органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства.

Рассматривая вопрос о месте и роли жилищно-коммунального хозяйства в решении вопросов местного значения, следует, прежде всего, остановиться на сущности категории «вопросы местного значения», выступающей, по мнению О.В. Новиченко первичной по отношению к «полномочиям органов местного самоуправления» [17, с.211].

Местное самоуправление представляет собой уровень публичного управления, самостоятельное политико-территориальное образование, поэтому при определении его компетенции следует исходить из общегосударственной компетенции. Поскольку последняя определяется с учетом границ территорий РФ и ее субъектов, то компетенция самоуправления реализуется через компетенцию муниципального образования.

В Российской Федерации планомерно происходит преобразование предприятий жилищно-коммунального хозяйства в хозяйствующие субъекты с более высокой степенью независимости и ответственности, в равноправных партнеров договорных отношений.

По мнению законодателя, данные меры позволят повысить энергоэффективность ресурсоснабжающих организаций, экономность предоставляемых ими услуг.

Однако в настоящее время по-прежнему остро стоит проблема доступности реализуемого товара (услуг) жилищно-коммунального хозяйства для потребителей и неэффективного функционирования предприятий в коммунальной отрасли.

На практике встречаются случаи, когда частные организации предпринимает попытки по отчуждению объектов жилищно-коммунального хозяйства из муниципальной собственности.

Деятельность муниципальных унитарных предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства напрямую связана с решением задач местного самоуправления, в частности обеспечением жизнедеятельности населения конкретного муниципального образования. [22, с.39].

Жилищно-коммунальная сфера отвечает вышеуказанным признакам. В связи, с чем коммунальные предприятия и организации являются хозяйствующими субъектами, занятыми производством (реализацией) товаров и услуг в условиях естественной монополии.

Такой подход является типичным и для зарубежных стран.

Правовые основы реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Из чего видно, что как вопрос реформирования местного самоуправления, так и вопрос модернизации жилищно-коммунального хозяйства лежат в одной плоскости и требуют их незамедлительного совместного рассмотрения в целях обеспечения стабильности конституционного строя Российской Федерации.

Несмотря на отмеченные пробелы, в реформировании отрасли жилищно-коммунального хозяйства, необходимо обратить внимание на особенности формы и содержания деятельности органов местного самоуправления в удовлетворении потребностей граждан на качественное и экономически обоснованное предоставлении услуг коммунального толка.

Такие особенности, по нашему мнению, связаны с правовой природой полномочий органов местного самоуправления в коммунальной сфере, с ресурсным обеспечением их реализации, а также с социальной значимостью.

Формами исследуемой деятельности являются совершенствование системы ценообразования и тарифной политики на жилищно-коммунальные услуги предоставление субсидий, выделение жилья, стимулирование жилищного строительства и другое. [16, с.113].


Страницы:   1   2   3