Меню Услуги

Анализ финансово-хозяйственной деятельности на примере предприятия строительной отрасли


Страница:   1   2   3


Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1.1. Понятие и сущность анализа финансово- хозяйственной деятельности предприятия
  • 1.2. Основные методики анализа финансового состояния предприятия
  • 1.3.Основные финансовые методы и инструменты по обеспечению эффективной деятельности современной организации
  • 2.1. Краткая характеристика предприятия
  • 2.2. Общая оценка имущества организации и источники его формирования в ООО ЗСК «УРАЛСТАЛЬМОНТАЖ»
  • 2.3.Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия
  • 2.4. Анализ и оценка финансовой устойчивости ООО ЗСК «УРАЛСТАЛЬМОНТАЖ»
  • 3.1. Рекомендации по улучшению основных экономических показателей
  • 3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В  настоящее время в условиях рынка и конкурентоспособности происходит развитие предприятий все форм собственности. Чтобы обеспечить конкурентоспособность предприятий руководству следует периодически проводить оценку показателей финансового состояния. Основным инструментом, который используется для оценки финансового состояния предприятий, различных форм собственности является финансовый анализ. Для принятия тех или иных решений следует провести анализ степени обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами, оценить условия  правильности и  доходности их размещения и использования, показатели платежеспособности предприятия и особенности его финансовых взаимоотношений с партнерами. Проведение анализа и оценки финансовых показателей необходимо для разработки политики эффективного управления предприятием. Используя показатели анализа, руководство предприятий может осуществлять поэтапное планирование, и контроль, которые позволят значительно улучшить и совершенствовать направления своей деятельности.

При проведении финансового анализа предприятия значительное место отводиться одному из структурных подразделений современного предприятия – финансовой службе. Следует заметить, что финансовую деятельность  следует отличать от стандартного бухгалтерского учета. Безусловно, данный вид деятельности неотделим от деятельности других подразделений, однако если взглянуть на данную проблему с точки зрения функций, то перед финансовой службой стоят несколько иные задачи, которые включают проведение оценки и анализа альтернативной стоимости. Это в какой то мере сближает финансовый анализ с экономическим. Однако финансовый анализ несколько уже экономического, поскольку он задан ограничениями или условиями, которые обусловлены конкретными ситуациями на производстве, т.е. микроэкономическими условиями.

Целью дипломной работы является  исследование основных методов и инструментов финансового анализа.

Исходя  из поставленной цели могут быть сформулированы следующие задачи:

охарактеризовать понятие, сущность финансового анализа;

— рассмотреть методики финансового анализа;

— определить основные финансовые  методы и инструменты, по повышению эффективности работы предприятий

— провести анализа финансовой деятельности ООО ЗСК «УРАЛСТАЛЬМОНТАЖ»;

— разработать на основе полученных результатов деятельности предприятия мероприятий по повышению эффективности финансовой деятельности ООО ЗСК «УРАЛСТАЛЬМОНТАЖ».

Исследуемым объектом является ООО ЗСК «УРАЛСТАЛЬМОНТАЖ».

Предмет исследования — процесс функционирования финансовой системы предприятия вообще, и финансовая деятельность  ООО ЗСК «УРАЛСТАЛЬМОНТАЖ». В частности.

При выполнении данной работы были использованы общенаучные (анализ, синтез, сравнение и т.д.), и специальные методы (экономико-статистический, балансовый, расчетно-конструктивный и др.) исследований.

Теоретической и методологической основой  работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области анализа и диагностики (И.Г. Кукукиной, И.А. Астраханцевой, А.Д. Шеремета, И.А. Бланка, Г.В. Савицкой и Н.С. Бердниковой), нормативно-правовые акты Российской Федерации, материалы периодической печати, а также данные компании, находящиеся в свободном доступе в сети Интернет.

Информационной базой исследования являются данные финансовой отчетности  ООО ЗСК «УРАЛСТАЛЬМОНТАЖ», нормативные и правовые акты, которые   осуществляют регулировку состава и порядка по представлению бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

При выполнении данной работы были использованы общенаучные (анализ, синтез, сравнение и т.д.), и специальные методы (экономико-статистический, балансовый, расчетно-конструктивный и др.) исследований.

Практическая значимость. Результаты полученные, при написании  дипломной работы, могут быть использованы   руководителями предприятий,   при разработке планов  по совершенствованию  системы  финансового менеджмента.

Структура работы.  Дипломная работа состоит из введения, основной части, включающей три главы разбитых на параграфы, заключение и списка использованной литературы.

1.1. Понятие и сущность анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия

В настоящее время на рынке производственная деятельность всех хозяйствующих субъектов осуществляется самостоятельно, однако в условиях жесточайшей конкуренции. Конкуренцию можно представить в качестве состязательности организаций, когда выполнение их самостоятельных действий эффективно ограничивается возможностью каждого из них осуществлять воздействие на порядок обращения товаров на рынке и стимулируют производственные процессы тех товаров, которые необходимы потребителям.

В современных экономических условиях  производственная деятельность каждого хозяйственного субъекта  можно представить  как предмет внимания, включающий обширный круг участников рыночных отношений, которые заинтересованы в  положительных результатах его функционирования.

Проведение оценочных мероприятий данных показателей, необходимо для осуществления эффективного управления фирмой. Результаты оценочных мероприятий помогают  руководителям осуществлять действия по планированию, контролю, а также совершенствовать направления своей деятельности.

Финансовое состояние хозяйствующих субъектов  можно представить как  совокупность показателей, характеризующих его финансовую конкурентоспособность (то есть уровень платежеспособности кредитоспособности), использование совокупности внешних и внутренних финансовых ресурсов и капитала,  процента по выполнению обязательств перед государственными органами и другими хозяйствующими субъектами.

Традиционно финансовый анализ можно представить в качестве метода, связанного с проведением оценки и прогнозированием показателей, которые осуществляют характеристику финансового состояния предприятия на основании показателей бухгалтерской отчетности.

Выделяют 2 вида финансового анализа — внутренний и внешний. Мероприятия по внутреннему анализу проводят работники предприятия (финансовые менеджеры). Внешний анализ должен проводиться аналитиками, которые являются посторонними лицами для организации (например, аудиторами).

Важная роль в процессе проведения оценки финансовых результатов деятельности организации отводится анализу финансового состояния.

В качестве предмета финансового анализа, который характеризует особое направление комплексного экономического анализа выступает процесс по рассмотрению, показателей, определяющих текущее и будущее финансовое состояние хозяйствующих субъектов,  которое может меняться в результате воздействия факторов внешней и внутренней среды и управленческих решений,  для проведения оценочных мероприятий показателей, характеризующих финансовую устойчивость и эффективность производственно-хозяйственной деятельности.

Проведение финансового анализа  позволяет охватить довольно ши­рокий круг вопросов, которые  могут выходить за рамки традицион­ных оценочных процедур финансового состояния, проводимых, как правило, на основании данных финансовой отчетности. При этом оценка  показателей текущего финансового состояния  может рассматриваться  в качестве начального этапа финансового анализа, для которого в первую очередь привлекается совокупность данных бухгалтерской отчетности, вклю­чающая пояснения к ней (данный вид анализа может  определить в качестве анализа  данных бухгалтерской отчетности), а также необходимую внешнюю информа­цию: данные аналитических прогнозов относительно состояния рынка капитала и фондо­вых рынков,  инфляционного уровня в государстве и др.

В ходе проведения анализа финансового состояния выявляется  совокупность уже существующих, и только наметившихся проблем и привлекается к ним вни­мание руководителей предприятия. В частности, если  в  результате анализа установлено, что  показатели рентабельности вложений капитала относительно рас­сматриваемого периода меньше  её нормального для значения, то к числу основных причин может быть отнесено недостаточность прибыли для сложившихся объемов продаж, замедление скорости оборотных средств,  что  требует проведение мероприятий, связанных с оценкой степени эффективности проводимых ценовых политик.  Довольно длительный оборот товарно-материальных ценностей  предполагает в качестве необ­ходимого условия проведение уточнений политики  по формированию запасов и изысканию возможностей устранения  данного рода излишков и т. д. Подобные вопросы  следует рассматривать в процессе проведения  углубленных внутренних финансово-экономических анализов.

Главной целью анализа финансового состояния предприятия выступают мероприятия по:

— своевременному выявлению и устранению недостатков в финансовой деятель­ности предприятия,

— нахождению резервов улучшения  показателей финансового состояния и платежеспособ­ности предприятия.

Перечень задач, связанных с  анализом показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия, по мнению В.В. Ковалева  может быть  представлен следующим образом:

  1. проведение оценки по выполнению плана  относительно  поступления финансовых ресурсов и направлений их использования;
  2. мероприятия, связанные с прогнозированием показателей финансовых результатов и экономической рентабельности на перспективу;
  3. разработке мероприятий,  которые можно   направить на  повышение эффективности  каналов, связанных с использованием финансовых ресурсов и укреплением финансового состояния предприятия.     

Финансовое состояние предприятия может быть  оценено с точки зрения краткосрочных и долгосрочных перспектив.

В первом случае в качестве критериев по оценке финансового состояния —  выступают показатели ликвидности платежеспособность предприятия, то есть оценивается вероятность  проведения  своевременных и в полном объеме  расчетов по краткосрочным обязательствам.

Относительно долгосрочных перспектив финансовое состояние предприятия  может быть охарактеризовано при помощи  структуры источников средств,  показателя уровня зависимости предприятий от внешних инвесторов и кредиторов. В теории не существует показателей нормативного значения соотношения собственных и привлеченных финансовых ресурсов не существует, однако принято считать, что доля собственных  финансовых ресурсов должна  быть более 50%.

Оценку относительно  поступлений финансовых ресурсов  следует давать на основании  рассмотрения взаимосвязей между различными показателями, которые характеризуют  производственную, коммерческую и финансовую деятельностью предприятия, а   эффективность использования финансовых ресурсов  нужно оценивать  принимая во внимание улучшение показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия.

Прогнозирование финансовых результатов  может проводиться исходя из реальных условий  производственно-хозяйственной деятельности, а также наличия собственных и заемных ресур­сов.   Также может осуществляться  разработка моделей финансового состояния   относительно различных  вариантов  использования ресурсов.

Содержание анализа бухгалтерской отчетности,  который лежит  в основании оценки  показателей, характеризующих текущее финансовое состояние,  необходимо определять исходя из целей и задач отчетности,  которые сформулированы в российском законодательстве о бухгалтерском учете и междуна­родных стандартах финансовой отчетности (МСФО).

Концепция бухгалтерского учета в рыночной эконо­мике России и МСФО указывает на то обстоятельство, что финансовое состояние организации  находиться в зависимости от имеющихся у нее ресурсов,  показателей, характеризующих её финансовую структуру, ликвидность и платежеспособность, а также способность к адаптации  изме­нений окружающей среды.

Информация об экономических ресурсах организаций и предприятий, направлениях  их испо­льзования может  быть  полезной для прогнозирования ее способностей к  созданию денежных средств в будущем.  Для такого прогноза требуется проведение анализа  активов,  который будет включать анализ оборачиваемости средств,  которые поме­щены в активы предприятия, или  степени оборачиваемости активов, ана­лиз оборотного капитала и финансовых инвестиций в основной капитал.

Для получения информации о степени  ликвидности и платежеспособно­сти, которая требуется для прогнозирования способностей  организации к  вы­полнению в срок своих финансовых обязательств,  следует проводить анализ текущей платежеспособности.

Информация о финансовой структуре капитала необходима для того, чтобы  осуществлять прогноз потребностей, в заемных средствах исходя из допустимости финансовых рисков, а также для планирования, связанного с   распределением будущей прибыли и денежного потока между собственниками. Такую информа­цию можно получить в процессе проведения анализа структуры капитала.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

По мнению О.В. Ефимова, информация по результатам деятельности организации в отчетном периоде, в частности  о размере прибыльности, требуется, для проведения  оценок   потенциального изменения экономических ресурсов, над  которыми она, вероятно, будет  осуществлять контроль. Такая информация может оказаться  важной также для того, чтобы  определить размеры эффективности, с которой  организация может  осуществлять использование дополнительных ресурсов. Получит такого рода  информацию можно  по результатам проведе­ния анализа финансовых результатов и доходности деятельности.

Проведение анализа финансового состояния  входит в компетенцию руководителей и соответствующих служб предприятия, его учредителей, инвесторов —   для оценки  показателей эффективности  по использованию ресурсов; банков – для  выявления условий  по кредитованию и определению степени риска; поставщиков – для  оценки своевременности получения оплаты; налоговые инспекций – для  оценки выполнения плана поступления средств в бюджет.

1.2. Основные методики анализа финансового состояния предприятия

Существуют различные подходы относительно изучения  состава и последовательнос­ти аналитических процедур,  которые проводятся проводимых при анализе финансо­вых результатов деятельности предприятия.

Традиционные методы анализа прибыли базируются на довольно большом количестве наиболее важных показателей (коэффициентов), характеризующих абсолютную эффективность хозяйствования предприятия.

В работах А.Д.Шеремета и Р.С.Сайфулина, Г.В. Савицкой и В.В. Ковалева определены различные  подходы   к основным задачам при анализе прибыли предприятия.

Проведем сравнительный анализ методов анализа  финансовых результатов  в таблице 1.1.1

Таблица 1.1.1 Сравнение методов анализа финансовых результатов

№ п./п. Показатель А.Д. Шеремет Г.В.Савицкая В.В. Ковалев
1 Размеры показателей прибыли и их абсолютное изменение (валовая прибыль, прибыль от реализации, прибыль до налогообложения и пр.) + + +
2 Показатели рентабельности продаж и  совокупность факторов, которые  на нее влияют. + + +
3  Процессы инфляции и  их влияние на  показатели прибыли +
4 Источники формирования прибыли +
5 Показатель рентабельности активов + + +
6 Маржинальный анализ прибыли +
7 Показатели,  которые характеризуют процессы, связанные с окупаемостью издержек произ­водства и инвестиционных проектов +
8 Показатели,  которые характеризуют размеры прибыли от  продаж + +
9 Показатели,  с помощью  которых проводится характеристика  доходности капитала и его час­тей + +
11 Факторы,  которые оказывают влияние на показатели  рентабельности производственной деятельности в целом по предприятию и по каждому виду продук­ции + +
12 Финансовый леверидж +

Таким образом, наиболее полный анализ прибыли приведен в работах В.В. Ковалева.  Рассмотрим данную методику анализа прибыли:

Направления, последовательность и методики анализа отчета о прибылях и убытках в целом  являются практически аналогичными анализу финансовых результатов. Условно  проведение анализа данных из  отчета о прибылях  и убытках  можно  разбить на пять этапов, которые будут включать: проведение анализа динамики и структуры отчета;  проведение факторного анализа чистой прибыли;  проведение анализа влияния бухгалтерской учетной политики на  формирование показателей отчета о прибылях и убытках;  проведение маржинального анализа;  проведение анализа показателей рентабельности.

1 этап —  проведение анализа  изменений показателей и структурных компонентов отчета. Данный вид анализа  включает  проведение изучения в определенной последовательности всех статей отчета применительно к различным видам деятельности организаций и  оценке тенденций их изменения.

В отношении  разных видов деятельности (источники дохода и категории расхода) показатели, которых содержатся в форме № 2 следует группировать следующим образом:

Показатели результатов от основной деятельности:  выручки от продаж (N);  себестоимости  продаж (продукции, работ, услуг) (С);  валовой прибыли (ПВ);  коммерческих расходов (КР); управленческих расходов (УР); прибыли от продаж (ПП).

Показатели результатов от финансовой деятельности:  размеры процентов к получению (ПрП); процентов к уплате (ПрУ);  доходов от участия в других организациях (ДДО).

Показатели результатов  от неосновной деятельности (за исключением финансовой) и экстраординарных (чрезвычайных) событий: прочих доходов (ПрД);  прочих расходов (ПрР).

Показатели общей бухгалтерской прибыли:  показатель прибыли до налогообложения (ПДН).

Осуществление увязки бухгалтерской прибыли в соответствии с требованиями налогового учета:   показатели отложенных налоговых активов (ОНА);   показатели отложенных налоговых обязательств (ОНО).

Проведение выполнения обязательств перед государством:  показатели текущего налога на прибыль (ТНП);   показатели экономических (налоговых) санкций (НС).

Финансовые результаты,  которые могут использоваться в интересах организации:  показатели чистой прибыли (ПЧ);  показатели дивидендов акционерам (доходы участникам, учредителям) (ДА);   показатели нераспределенной прибыли (ПН.).

Проведению вертикального анализа отчета (анализ структуры)   присущ ряд особенностей, так как предметом оценки выступает неоднородная совокупность —  показатели доходов и расходов, прибыли и убытков. Возможны  использование следующих  методических подходов к  проведению анализа структуры отчета:

— за 100 процентов следует  принимать показатели  выручки от продаж;

— за 100 процентов одновременно   можно может приниматься размер общей суммы  дохода и расхода организации. Отдельные статьи отчета можно  оценивать в доле к данным общим суммарным показателям:  размеры отдельных видов дохода и прибыли в процентном соотношении к  размеру суммарных доходов,  размеры отдельных видов расхода (и убытка) — соответственно к общей сумме расходов  предприятия.

2 этап —  проведение факторного анализа чистой прибыли.  В качестве одной из основных задач, связанной с  анализом отчета  выступает способность к объяснению причин изменений конечных финансовых результатов — показателя чистой прибыли. В соответствии с  установленным порядком по  формированию отчета о прибылях и убытках чистая прибыль (убыток) отчетных периодов может быть  представлена в виде модели аддитивного типа.

При  проведении расчетов по  оценке влияния факторов следует  необходимо  учитывать и то, что  показатели затрат (расходов)  выступают в качестве факторов обратного воздействия, то есть их рост (снижение)  может оказывать влияние на изменение  показателя прибыли с противоположным знаком. В свою очередь,  показатель прибыли от продаж выступающей в качестве  основной составляющей бухгалтерской и чистой прибыли  может находиться под непосредственным влиянием ряда факторов:   показателей объемов и структуры продаж,  показателей цены реализации,  размеров себестоимости проданной продукции и других факторов последующих порядков.

3 этап —  проведение анализа по оценки степени влияний бухгалтерской учетной политики на  размеры показателей отчета о прибылях и убытках. Этот вопрос   выступает в  не только качестве  одного из направлений анализа качества финансовых результатов, но  может иметь и  огромное самостоятельное значение, так как его проведение  позволяет провести  оценку роли бухгалтерских методов, которые используются в процессе формировании показателей прибыли.

4 этап –  проведение маржинального анализа. Показатель операционного рычага (производственный рычаг, операционный левериджЛеверидж — калька с англ. leverage — рычаг.) необходимо рассматривать как количественную оценку изменения показателей прибыли в зависимости от изменений объема реализации. Операционный рычаг способен показывать размеры степени чувствительности показателя валовой прибыли к темпам прироста выручки.

Эффект операционного рычага (ЭОР) демонстрирует, на какое количество процентных пунктов может увеличиваться размер прибыли при изменении выручки на данный размер:

ЭОР = Тпр(П)/Тпр(Nр) ,                                                                 (1.1.1)

где Тпр  —  показатель темпов прироста показателя.

Показатель операционного рычага способен охарактеризовать размер степени риска организации при уменьшение показателя выручки от продаж.

Для  проведение мероприятий, по оценке степени эффективности деятельности организации по использованию заемных ресурсов  нужно применять понятие «эффект финансового рычага»Показатель финансового рычага (финансовый леверидж) позволяет оценить размер возможностей организации  относительно эффективности использования источников финансирования.

В процессе привлечения заемных средств, показатель прибыли до налогообложения снижается вследствие применения мероприятий по включению процентов за их использование в состав расходов. Следовательно,  происходит уменьшение показателя налога на прибыль, а вот показатель рентабельности собственного капитала растаёт, то есть, несмотря на платность по использованию заемного капитала, происходит увеличение рентабельности собственных средств:

Rск = (R + ЭФР) ∙ (1 — H);                                                                          (1.1.2)

ЭФР = (Rэ-Кр)*ЗК/СК                                                                             (1.1.3)

тогда:

Rск   = (Rэ+(Rэ-Кр)*ЗК/СК)*(1-Н),                                                           (1.1.4)

где: Rск  —  показатель рентабельности собственного капитала;

ЭФР —  показатель эффекта финансового рычага;

Н —  размер ставки налога на прибыль;

Rэ  —  показатель рентабельности экономической;

Кр  —  размер процентной ставки платежей за использование заемных источников финансирования;

ЗК —  показатель суммы по заемным источникам финансирования;

СК —  показатель собственного капитала.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Rэ = Пэ/А,                                                                                                  (1.1.5)

где:  Пэ  —  показатель прибыли экономической (размер прибыли до уплаты налогов и процентов за использование заемных источников финансирования, которая включает размер процентов по корпоративным облигациям и привилегированным акциям);

А —  показатель активов организации.

Показатель рентабельность выступает в качестве одного из основных качественных показателей, по оценке степени эффективности производственных процессов. Так если деловая активность предприятий в финансовой сфере способна проявляться, прежде всего, в размере скорости оборота ресурсов, то показатели рентабельности предприятий могут показывать размеры степени прибыльности его деятельности.

Расчет основных показателей рентабельности следует производить на основании показателей выручки от  продажи продукции, рентабельности продаж и затрат на производство (рентабельность основной деятельности).

Под экономической рентабельностью необходимо понимать коэффициент, который  равен отношению  показателя балансовой прибыли от продажи к размеру среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала. В качестве данных, которые следует использовать для его расчетов, служат данные в бухгалтерском балансе.

Экономическая рентабельность показывает  размер величины прибыли, которая может быть  получена предприятиями (организациями) на 1 руб. стоимости  финансового капитала (собственные и заемные финансовые ресурсы).

Рентабельность продаж рассчитывается как отношение показателя прибыли от продаж к  показателю выручки от продажи продукции.

Показатель рентабельности продаж отражает размеры показателей доходности реализации, то есть, на сколько рублей нужно произвести реализации продукции, чтобы  появилась возможность получения 1 рубля прибыли.

Финансовый рычаг (ЗК/СК). Данный показатель характеризует размер суммы, которая была получена  по заемным источникам финансирования в расчете на единицу собственного капитала. Финансовый рычаг  способен изменять эффект, который может быть получен за счет соответствующего дифференциала,  означающего повышение или уменьшение показателя рентабельности собственного капитала.

Показатели заемных средств, выступающие в качестве стимуляторов развития производственного процесса,  способны увеличить финансовый риск, поэтому  в качестве рекомендуемого значения коэффициента финансовой независимости установлено в следующих пределах: менее 0,5 (1- (ЗК/СК)).

Анализ финансовых результатов должен проводиться, при соблюдении логики движения от общих показателей  к частным и так далее, к определению степени влияний частных на общие. Иначе говоря, вначале  должна быть проанализирована совокупность обобщающих показателей финансовых результатов за определенный временной промежуток, далее необходимо изучить их структуру, определить размеры изменений за анализируемый период в отношении базисного периода или к бизнес-плана. Далее,  нужно выявить совокупность  факторов,  воздействие которых вызвало изменения, показателей, при помощи даётся количественная оценка по влиянию различных факторов на изменение показателя  финансового результата. На следующем этапе необходимо проведение детального анализа финансовых результатов на основании  исследования частных показателей и определения резерва роста показателя прибыли.

Таким образом, в качестве  основных целей  проведения экономического анализа необходимо назвать мероприятия по:

— своевременному обеспечению руководства организации и её финансово-экономической службы совокупностью данных, которые позволяют сформулировать перечень объективных суждений о конечных результатах деятельности предприятия;

— выявлению факторов, действий которые вызвали изменение показателей финансовых результатов и резервов роста прибыли;

— разработке мероприятий, связанных с максимизацией прибыли предприятия;

— разработке предложений по использованию чистой прибыли предприятия.

1.3. Основные финансовые методы и инструменты по обеспечению эффективной деятельности современной организации

Сложность и многогранность внешних и внутренних финансовых отношений хозяйствующих субъектов может определяться необходимостью, связанной с организаций мероприятий по высокоэффективному управлению его финансовыми ресурсами. Такой вид управления финансовыми ресурсами отдельных субъектов хозяйствования образовался в странах с рыночной экономикой в начале прошлого века определил специальную область знаний, которая получила на звание «финансовый менеджмент», который можно определить как процесс по управлению процессами, связанными с  формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов,   организаций и предприятий, а также оптимизацию оборота его денежных средств.

В основе финансовой системы страны находятся финансы отдельных предприятий. Они находятся приоритет ном положении, которое определяется при помощи наибольшего объема генерируемых финансовых ресурсов за счет собственных внутренних источников ( следовательно и наибольшим вкладом в создание национального дохода), а также обеспечения высокой доли при формировании доходных частей государственных бюджетов (внебюджетных фондов) разных уровней и бюджетов домашних хозяйств.

По мнению Ю. Бригхэма, понятие «финансовый менеджмент» является неравнозначным по отношению понятию « управление финансами». В целях доказательства данной точки зрения следует провести аналогию понятий «финансовый менеджмент» и «менеджмент.

Термин «Менеджмент» имеет американское происхождение и может применяться лишь в случаях, когда речь идет о бизнес-процессах. В литературных источниках понятие «менеджмент» рассматривают как форму по управлению всеми видами социально-экономических процессов посредством и в рамках осуществления предпринимательской деятельности коммерческой организации.

Исходной позицией в рамках рассмотрения понятия «финансовый менеджмент» выступает процесс его функционирования в рыночной экономике. На этом строится основное различие понятий «финансовый менеджмент» и «управление финансами». Понятие « управление финансами»  является более широким понятием в  отношении  понятие «финансовый менеджмент».  Различные аспекты финансового управления можно наблюдать  как  в  совокупности экономических формаций,  так и в плановой экономике. Процесс по управлению финансами может    реализовываться на  государственном уровне, на уровне отдельных организаций и предприятий;  потому что данный вид  управленческой деятельности  присущ всем организациям независимо от формы собственности.

Финансовое управление существовало  также и в плановой экономике и представляло собой определенный финансово-кредитный механизм, который являлся частью хозяйственного механизма государства. В его основе находилась централизованная система  связанная с планированием, формой, методами и условиями по  финансированию и кредитованию общественного производства.

В основе финансово-кредитного механизма  находиться признание общности денежных оборотов предприятий и государства.  Вся совокупность его  действий  в первую очередь направлена на  сферу по управлению финансами предприятий. Однако конечная цель такого воздействия  может выражаться в  создании  необходимых условий, связанных с  функционированием финансов и кредита в масштабе государства. В условиях распределительной системы финансово-кредитный механизм и тем самым управление финансами осуществлялось только в рамках  государственного управления, и процессы по  саморегулированию  на  организационном уровне практически не реализовывались.

В структуре финансового механизма можно выделить пять взаимосвязанных элементов: финансовый методы; финансовый инструмент; правовое обеспечение; нормативное обеспечение; информационное обеспечение.

Можно выделить совокупность различных подходов к трактованию понятия «финансовый инструмент». В наиболее общем виде под финансовым инструментом  следует понимать любой контракт,  согласно которому происходят  процессы по одновременному увеличению финансовых активов одних предприятий и финансовых обязательств других предприятий.

Финансовые активы включают:

— показатели  денежных средств;

-контрактное право  на получение от других  предприятий денежных средств или любого другого вида финансовых активов;

— контрактное право, связанное с   обменом определенных финансовых инструментов с  различными  предприятиями и  организациями на взаимовыгодных условиях;

— совокупность акций других предприятий.

К финансовым обязательствам следует  относить контрактные обязательства  по выплате денежных средств или предоставлению какого-то иного вида финансовых активов другим предприятиям,  отношения связанные с обменом финансовых инструментов с другими предприятиями на потенциально невыгодных условиях (данного рода ситуация  способна возникать в результате  вынужденных продаж дебиторской задолженности).

В качестве  важных элементов, связанных с управлением финансовыми инструментами  вступают процессы по  планированию и прогнозированию. Данные процессы могут быть использованы  в  качестве   инструментов, связанных с преодолением рациональных пропорций в  экономическом развитии, изменением за  определенный отрезок времени  темпов роста отдельных отраслей. Финансовое планирование и прогнозирование  выступают в качестве  важнейшего элемента финансового механизма.

Обоснование различных  финансовых показателей,  разработанных финансовых операций и  показатели результативности  различных  управленческих решений  могут быть достигнуты в результате  финансового планирования и прогнозирования. Эти два понятия являются довольно  близкими, потому в различных литературных источниках  и  в практической деятельности  их  довольно часто отождествляют.

Мероприятия по финансовому прогнозированию должно  быть проведены перед планированием и  заключаются в оценке  различных вариантов (соответственно  следует определять  различные   возможности управления  по движению финансовых ресурсов на макро- и микроуровнях).

Финансовое планирование конкретизирует  совокупность намеченных прогнозов, конкретных путей, показателей, взаимосвязанных задач, последовательность их реализации, а также методы,  которые содействуют достижению выбранной цели.

Финансовое прогнозирование  заключается в предвидении возможных вариантов финансового положения государства или хозяйствующего субъекта, обосновании показателей финансовых планов.

Прогнозы  бывают среднесрочные (5-10 лет) и долгосрочные (более 10 лет).

Финансовое прогнозирование  может предшествовать стадии, на которой происходит  составление финансовых планов, вырабатывается концепция финансовой политики  относительно  определенного периода развития общества.

Основная цель финансового прогнозирования  связана с определением реально возможных объемов финансовых ресурсов, источников формирования и использования в прогнозируемом периоде.

Прогнозы  могут помочь органам финансовой системы  определить различные варианты, которые связаны с  развитием и совершенствованием финансовой системы, формами и методами реализации финансовой политики.

Финансовое планирование  можно рассматривать в качестве научного процесса, направленного   на обоснование  в определенном периоде движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений.

Также под финансовым планированием  следует понимать целенаправленную деятельность государства, отдельных  его звеньев и субъектов хозяйствования,  направленную на  обоснование степени эффективности экономических и социальных решений, которые принимаются,  учитывая  показатели их обеспеченности источниками финансирования, оптимизируя намеченные задачи и  положительные конечные результаты.

В качестве объекта финансового планирования  выступает совокупность  финансовых ресурсов, создание которых  связано с   процессом распределения и перераспределения ВВП, а в качестве  итогового результата  выступает  составление финансовых планов, начиная от определения сметы  расходов  учреждения до  разработки сводного финансового баланса государства. При этом  необходимо определять не только движение ресурсов  по формированию и использованию различных фондов денежных средств, но и  совокупность опосредствующих их финансовых отношений, и возникающую стоимостную пропорцию.

Финансовые планы — это планы, связанные с  формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов. Финансовые планы включают совокупность всех звеньев финансовой системы, причем форма финансового плана, состав его показателей  должны отображать специфику определенного звена финансовой системы. Так, предприятия и организации,  которые функционируют на коммерческих началах,  должны составлять бухгалтерские балансы доходов и расходов; учреждения, которые  осуществляют некоммерческую деятельность — сметы; страховые компании, общественные объединения и кооперативные организации — финансовые планы; органы государственной власти — бюджеты разных уровней.

Все финансовые планы  следует разделять на две группы — сводную и индивидуальную. В свою очередь, сводный финансовый план делиться на общегосударственный, план отдельного хозяйственного объединения (промышленно-финансовая группа, концерн, ассоциация и др.) и территориальный. Индивидуальные — это финансовые планы отдельных предпринимательских структур.

По длительности действия различают:

— перспективный финансовый план (на период больше 1 года);

— текущий (на 1 год);

— оперативный (на квартал, месяц).

В основании финансового планирования   заключены следующие принципы:

1) принцип научной обоснованности планов. Данный  принцип  заключается не только  в реальности финансовых планов, но и выборе лучшего решения с учетом долгосрочной выгоды;

2) предметно-целевой принцип, предлагает определение конкретных назначений финансирования.

Под финансовым методом  следует понимать способ по  воздействию финансовых отношений на хозяйственные процессы. Финансовые методы  осуществляют действие  в  двух направлениях: по линии, связанной с управлением движением финансовых ресурсов и по линии,  связанной с  рыночными коммерческими отношениями,  которые включают в себя   соизмерение затрат и результатов,  материальное стимулирование и ответственность за эффективное использование денежных фондов.

Основными методами финансового планирования являются:

— метод экономико-математического моделирования;

— нормативный метод;

— балансовый метод;

— метод коэффициентов;

— метод экстраполяции и др.

Важнейшей задачей в  сфере финансового управления  предприятием  находиться задача, направленная на  бюджетирование или формирование комплексного финансового плана. Финансовый план дает четкое понимание и возможность анализа различных вариантов достижения поставленных целей, с последующим выбором из них оптимальных по заданным критериям: прибыли, поступлений денежных средств, структуры баланса и т. д. Финансовый план  может определять  совокупность показателей, которые необходимо  использовать в процессе  оценки деятельности. Финансовый план    включает  мероприятия, которые  связаны с возможными изменения в планах,  вызванными  возникновением новых ситуаций. Финансовый план     осуществляет корректировку планов,  учитывая предложенные поправки.

В зависимости от поставленных задач необходимо  выделять следующие виды бюджетов, которые  следует классифицировать по срокам на: краткосрочный (год, квартал); долгосрочный, связанный с капитальными вложениями (составляется на более длительный период).

К основным этапам процесса финансового планирования относятся мероприятия по: анализу финансового состояния; составлению прогнозных смет и бюджетов; определению общих потребностей  организации в финансовых ресурсах; прогнозированию структуры источников финансирования; разработке действенных систем контроля и управления; разработке процедур по корректировке составленных планов. Основой финансового планирования  выступает финансовое прогнозирование, то есть мероприятия по оценке возможных финансовых последствий  управленческих решений и внешних факторов,  которые могут оказывать влияние на результаты деятельности организации. Отправной точкой  по финансовому прогнозированию  выступает прогноз по  продаже и соответствующим расходам; конечной точкой и целью — расчет потребности в дополнительном финансировании.

Главная задача финансового прогнозирования  заключается в определении размеров дополнительных потребностей финансирования, которые  могут возникнуть  вследствие увеличения объемов  продаж товаров или предоставления услуг. Расширение деятельности предприятия (увеличение объемов продаж)  может привести к необходимости по  увеличению его активов (показателей основных и оборотных средств), потому данное увеличение активов связано с появлением дополнительных источников финансирования. Часть данного рода источников (например,  размеры кредиторской задолженности и начисленных обязательств)  может расти  в соответствии с увеличением  объемов продаж предприятия. Разницу между увеличением активов и пассивов  характеризуют как потребность в дополнительном финансировании.

Итак, потребность во внешнем финансировании будет возрастать, чем больше  будет  расти показатели совокупности существующих активов, темпов прироста выручки от продаж  и  показателей нормы распределения чистой прибыли на дивиденды, или будет соответственно уменьшаться, чем  будет выше  показатели краткосрочных пассивов и чистой рентабельности реализованной продукции.

Процесс, связанный с принятием решений о дополнительном финансировании  характеризуется следующими основными этапами по  прогнозированию потребности финансирования:

— составлением прогнозов продаж на основании статистических методов, используя  экономико-математические модели и экспертные оценки;

— составлением прогнозов переменных затрат;

— составлением прогнозов по  финансированию основных и оборотных активов, которые необходимы для получения  требуемых объемов продаж;

— расчёте потребности  относительно внешнего финансирования и изыскания соответствующих источников.

Проведение расчетов потребностей во внешнем финансировании  может проводиться с использованием метода процентов от продаж.

В основании данного метода  находиться совокупность  следующих предположений:

—  показатели переменных затраты, текущих активов и текущих обязательств  растут пропорционально увеличению показателя выручки от продаж;

— изменения показателя, характеризующего постоянные затраты  зависит  от   максимальных величин и фактических степеней загрузок производственных мощностей;

— процент по  увеличению стоимости основных средств, следует  рассчитывать под заданный процент  по наращиванию оборотов в соответствии  с совокупностью  технологических условий бизнеса и  при  учёте  имеющихся в наличии недогруженных основных средств на начало  периода прогнозирования, степени материального и морального износа наличных средств производства и т. п.;

—  совокупность долгосрочных обязательств и акционерный капитал  принимаются в прогноз  без изменения;

—  показатель нераспределенной прибыли прогнозируется  при  учёте норматива распределения чистой прибыли относительно дивидендов и чистой рентабельности реализованной продукции: к показателю  нераспределенной прибыли базового периода  нужно прибавить прогнозируемую чистую прибыль и вычесть размер дивидендов.

Если у предприятия или организации  отсутствует возможность в привлечении дополнительных источников средств,  в качестве возможных  вариантов решения  данного рода проблемы  могут быть мероприятия,  по снижению нормы распределения прибыли на дивиденды и увеличению показателя чистой рентабельности продаж.

После проведение необходимых корректировок,  необходимо произвести расчёт,  какое с количество  пассивов нужно привлечь,  для  того чтобы покрыть необходимые активы.  Данная сумма   и будет  размером дополнительного внешнего финансирования.

Итак,  в качестве   финансового инструмента понимается совокупность договорного отношения двух юридических (физических) лиц, в результате которого у одного участника отношения  может образоваться финансовый актив, а у другого   определенные  финансовые обязательства или долевые инструменты,  которые  тесно связаны с капиталом. Договорные отношения  могут   являться двусторонними и многосторонними.  В качестве главного  следует обозначить то обстоятельство, чтобы   у данных  отношений  должны быть определены  четкие обязательные экономические последствия, уклонение  сторон от которых  невозможно. К финансовым инструментам    относятся   дебиторская и кредиторская задолженность  в традиционных формах  и в виде векселя, облигации, иной долговой ценной бумаги, долевая ценная бумага, а также производная форма,  финансовый опцион, фьючерсный и форвардный контракт, процентный и валютный своп, вне независимости от того, отражаются ли  они в  бухгалтерском балансе или за балансом организаций.  Совокупность производных и условных финансовых инструментов способна   вызвать   проведение передачи одной стороной другой стороне  разного рода финансовых рисков,  которые  можно определить при  помощи базисных  финансовых инструментов, хотя сами базисные финансовые инструменты не  могут быть переданы тому, кто  осуществляет  мероприятия по оформлению производного финансового инструмента.

Таким образом, показатели результативности управления организации или предприятия зависят от уровня его организации и качества информационного обеспечения. В системе по информационному обеспечению особая роль отводиться бухгалтерским данным, а отчетность рассматривается в качестве основного вида коммуникации, который может обеспечить получение достоверных информационных представлений  относительно финансового состояния предприятия.

Основная цель финансового анализа заключается в оценке реального финансового состояния предприятия и сравнении полученных результатов отчетного периода с результатами предыдущих периодов и выявлением возможностей, направленных на повышение показателей эффективности функционирования хозяйствующих субъектов при помощи рациональной финансовой политики. В результатах данного анализа заинтересованы, собственники, кредиторы, инвесторы, поставщики, менеджеры и налоговые службы.

Основные задачи анализа финансового состояния заключаются в  определении качества финансового состояния, изучении причин, вызывающих его улучшение или ухудшение за исследуемый период, подготовке  перечня рекомендаций относительно повышения показателей финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.  Данного рода задачи необходимо  решать на основании исследования динамики абсолютных и относительных финансовых показателей.


Страница:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!