Меню Услуги

Особенности управленческой деятельности женщины-руководителя

Страницы:   1   2   3


Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Женщина-руководитель: традиционные взгляды и новые возможности
  • Глава 2. Управленческая деятельность
  • 2.1. Понятие стиля управленческой деятельности
  • 2.2. Лидерство и руководство
  • 2.3. Функции руководителя и стили руководства
  • 2.4. Факторы формирования стилей управления
  • 2.5. Характеристики руководителя. Концепция одномерных типов руководства
  • 2.6. Ситуативное руководство
  • 2.7. Подход к руководству с точки зрения социального обмена
  • Глава 3. Особенности женского руководства
  • 3.1. Если лидер – женщина
  • 3.2. Особенности женского стиля управления
  • 3.3. Женщина-руководитель. Специфика деятельности
  • 3.4. Перспективы женского лидерства
  • 3.5. Адаптивное руководство
  • Заключение
  • Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

Данная выпускная работа посвящена изучению специфики руководства коллективом, сравнения различных теорий и взглядов на специфику мужского и женского управления, понимания, действительно ли эта разница существует, путей изменения отношения общества к женщине-лидеру, женщине-руководителю, женщине-предпринимателю, женщине-политику.

В современном российском обществе ещё очень сильны традиционные взгляды на роль женщины в социуме, и если женщина вступает на путь профессиональной самореализации и начинает строить свою карьеру, то сталкивается на своём пути со множеством специфических препятствий, связанных с тем, что общество не видит в ней потенциального лидера, руководителя, да и просто профессионала.

Ей приходится завоёвывать и удерживать свои позиции гораздо большим трудом, испытывая сильные психологические нагрузки и стрессы. Выжить в мужском мире политики или бизнеса женщине с иными, отличающимися от принятых, взглядами на управление весьма и весьма непросто.

Феномен женского управления и женского лидерства находится под пристальным вниманием изучающих его специалистов. Этот феномен ещё очень молод в отличие от складывающегося веками и давно привычного мужского лидирования в бизнесе и власти.

Разные специалисты рассматривают женское руководство с разных, иногда диаметрально противоположных точек зрения, пытаясь объяснить поведение женщины-руководителя её природными, личностными особенностями, ожиданиями общества, засильем мужчин в высоких властных структурах и так далее.

Для меня, как для женщины-руководителя, и специалиста, работающего с женским коллективом и под женским руководством, эта тема представляет несомненный интерес и практическую значимость. Понимая, чем руководствуется в своей работе женщина, какие взгляды на работу и управление ей ближе, как она относится к своим подчинённым, можно понять, насколько эффективным будет её стиль управления, насколько успешной будет её команда.

Один в поле не воин, и руководитель без своей команды, понимающей и преданной, не сомневающейся в правильности его действий, сталкивается со значительным количеством трудностей на пути достижения поставленной цели.

Сформировать такую команду, наладить связи внутри коллектива, привить ему ценности организации, вдохновить на достижение результата, уважать в работниках личность и понимать их потребности, доверять команде, верить в её профессионализм, знания и опыт и вести её за собой – вот задачи, стоящие перед современным руководителем.

И очень часто женщина, с её пониманием, вниманием к человеку, интуицией, умением действовать в экстремальных ситуациях, с её верой в людей оказывается очень успешным руководителем, за которым команда готова идти куда угодно: к новой цели, на новое место работы, просто в никуда – в идею организовать своё дело и стать вместе с ней смелыми, успешными, востребованными профессионалами, современными менеджерами современной эпохи.

 

ГЛАВА 1. ЖЕНЩИНА-РУКОВОДИТЕЛЬ: ТРАДИЦИОННЫЕ ВЗГЛЯДЫ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Сегодня в мире наблюдается настоящий бум женского предпринимательства. Всё больше женщин, организовавших собственное дело, достигают впечатляюще успешных даже на мужской взгляд результатов. Потребовались тысячи лет цивилизации, для того, чтобы понять: хоть люди и делятся на два пола, и права, и ответственность у них распределяются по-разному, но на пути самореализации их волнуют одни и те же вещи.

Перед женщиной, готовящейся принять на себя функции руководителя, зачастую встаёт вопрос: справится ли она с этой задачей? Может ли женщина быть успешным руководителем? Может ли она вообще руководить?

Традиционные взгляды общества ставят перед ней этот вопрос. С религиозной точки зрения социальные роли мужчины и женщины изначально определены, и руководителем в семье и вне её является мужчина, а женщина обязана подчиняться.

Давно установившиеся мужские руководящие круги, также традиция общества, с большим трудом пускают женщин на руководящие должности, а то стремятся не пускать их вообще. Мужчины принимают законы, поддерживающие мужскую власть.

Также в штыки принимает женщин-управленцев и женщин-политиков консервативная женская часть общества, убеждённая в том, что женщине не место среди руководства, и у которой успешные женщины вызывают негативные чувства.

Женщина и бизнес

Способность руководить и управлять присуща каждому человеку, независимо от пола. Умение руководить – это свойство, данное человеку с рождения, и приобретая необходимые знания и опыт, свойство это можно развивать на протяжении всей жизни.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

В современном мире руководитель прежде всего – личность. Быть руководителем-личностью совсем непросто. Нужно уметь управлять не только людьми, но, прежде всего, собой. Стиль руководства напрямую связан с понятием «личность руководителя».

Женщины, которым удалось создать не просто своё дело, а целую империю, создать, удержать и создать задел для того, чтобы эти империи существовали и развивались после них, несомненно являлись незаурядными личностями: это Эсти Лаудер, создательница величайшей частной косметической компании в мире, Коко Шанель, создательница одноименного Дома мод, Лилиан Вернон, хозяйка промышленной империи «Lillian Vernon Corporation», Энне Бурда, создатель и глаза Издательского дома «Бурда Моден», чьи издания расходятся по всему миру, Мэри Кей Эш, создательница косметической компании «Mary Kay».

Женщина и власть

Всё больше женщин входит во властные структуры. Три европейские страны возглавляют королевы: Елизавета II в Великобритании, Беатрикс в Нидерландах и Маргрете II в Дании. 7 женщин-президентов в мире: Тарья Халонен – президент Финляндии, Мэри Макалис – президент Ирландии, Кристина Фернандес де Киршнер – президент Аргентины, Мишель Бачелет в Чили, Эллен Джонсон-Сирлиф в Либерии, Пратибха Патил в Индии, Даля Грибаускайте в Литве.

Также нужно отметить женщин, занимающих высокий пост Генерал-губернатора: Генерал-губернатор Канады Микель Жан, Генерал-губернатор Австралии Квентин Брюс, Госсекретаря США Хиллари Клинтон.

Женщины — премьер-министры: канцлер Германии Ангела Меркель, премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, премьер-министр Исландии Йоханна Сигурдардоттир, премьер-министр республики Корея Хан Мён Сук, премьер-министр Новой Зеландии Хелен Кларк, премьер-министр Ямайки Портия Симпсон Миллер, премьер-министр Мозамбика Луиза Дьогу.

Отдельно нужно упомянуть великих женщин-политиков – президента Аргентины Изабель Перрон, премьер-министра Израиля Голду Меир, премьер-министра Пакистана Беназир Бхутто, премьер-министра Индии Индиру Ганди, премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер. Все эти женщины, несомненно, являются яркими харизматическими лидерами, и их личностные качества сыграли очень большую роль в их работе.

Прошедшие в США и Франции показали, что женщины уже не боятся занимать самые высокие руководящие посты, они к этому стремятся.

Ещё в середине двадцатого столетия невозможно было представить, что столько женщин смело шагнут в политику и предпринимательство, и будут добиваться столь блестящих результатов.

Традиционно первые места по количеству женщин в национальных парламентах занимают скандинавские страны, до 40% парламентариев там – женщины. В Америке эти показатели в полтора раза меньше. В России – ещё меньше, женщин в Парламенте РФ около 10%.

В противоположность высшим властным структурам в российской глубинке большое количество глав небольших поселений – женщины. Объяснение этой ситуации очевидно: продолжительность жизни российских мужчин, увы, не так велика, а склонность к употреблению горячительных напитков не позволяет занять ответственный пост главы поселения или образования и полноценно исполнять его обязанности.

Женщина и карьера

Последние двадцать лет дали огромный опыт личного выживания и настолько пошатнули устои, что роль женщины в социуме и её самооценка возросли как никогда. Эпоха стихийного капитализма осталась позади, и сегодня наличие богатого мужа или покровителя отнюдь не является пределом мечтаний современной женщины. Современная женщина видит себя успешной не только в семье, но и в работе.

Статья 19 Конституции Российской Федерации гласит:

  1. Все равны перед законом и судом.
  2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
  3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Полагаю, из этих трёх пунктов полностью реализуется только первый. А второй, и особенно третий пока больше существуют на бумаге, чем в реальной жизни.

Большинство женщин ощущают так называемый «стеклянный потолок», ограничение по половому признаку, и в развитии собственной карьеры, и в оплате труда.

Опубликованные в 2009 году данные крупнейшей международной консультационно-аудиторской сети компаний Pricewaterhouse-Coopers говорят о том, что «мужчин по-прежнему больше среди руководителей, назначенных за последний год, зато работодатели стали чаще, чем в 2008 году, предлагать женщинам зарплатные программы с бонусами, опционами и акциями. С 42% до 63% возросла доля компаний, в которых сотрудницы имеют право на долгосрочное вознаграждение. И всё-таки у женщин зарплаты остаются в среднем на 20% ниже, чем у их коллег мужского пола» (6).

Несмотря на множество ценных деловых качеств, которыми природа наделила женщин, их доля в руководстве компаний по-прежнему невелика. Женщины стремятся реализоваться на работе, но их карьерный путь более тернист и извилист. Им чаще приходится делать выбор между карьерой и личными ценностями.

«Согласно данным ежегодного исследования компании PricewaterhouseCoopers «Карьерные возможности женщин в бизнес-среде» «самыми «женскими» должностями по-прежнему остаются позиции главного бухгалтера (76%), директора по управлению персоналом (62%) и директора по маркетингу (48%). Увеличилось количество финансовых директоров-женщин – с 28% в 2008 году до 39% в 2009 году. Высшее руководство представлено мужчинами: среди опрошенных компаний должность президента женщины не занимают нигде, а должность генерального директора – только в одной компании»(6).


ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

2.1. Понятие стиля управленческой деятельности

Управленческая деятельность – явление прикладного характера, ибо она не имеет самоценности, а призвана обслуживать реализацию целей и функций управления, обеспечивать подготовку и проведение в жизнь управленческих решений и действий. Её можно определить как набор (совокупность) выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств целесообразных поступков и действий человека в сфере управления (4, стр.240).

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Главным смыслом управленческой деятельности является получение нового качества управляемого процесса, что невозможно без серьёзных творческих усилий.

Управленческую деятельность с общепринятой точки зрения можно рассматривать как определённый тип взаимодействия между двумя субъектами. Один из них является, как правило, субъектом управления, то есть тем, кто управляет, а другой – объектом управления, то есть тем, кем управляют.

Любой руководитель, работающий в любой структуре, коммерческой, некоммерческой, властной, осуществляет свои руководящие обязанности в свойственной только ему манере. Стиль руководства характеризуется тем, какими способами, методами и приёмами руководитель добивается от коллектива, находящегося в его подчинении, выполнения обязанностей и достижения определённых результатов, как контролирует деятельность и результаты работы сотрудников.

Характерный для руководителя стиль управления является несомненной характеристикой качества его работы, способности эффективно управлять коллективом и предприятием или подразделением предприятия, а также умения создать атмосферу, необходимую для развития благоприятных отношений внутри коллектива.

Буквально «стиль» означает сумму устойчивых признаков: приёмов, методов, способов работы. Часто под стилем руководства понимают характерную линию поведения руководителя по отношению к подчинённым в процессе достижения поставленных перед предприятием целей. Одной из составляющих частей или функций управления является лидерство.

2.2. Лидерство и руководство

До сих пор в специализированной литературе встречаются смешанные понятия «руководитель» и «лидер», но эти явления следует различать.

Лидерство – процесс стихийного формирования влияния одного человека на других на основе личностных качеств, при добровольном признании коллектива (11, стр.6).

Руководство — это когда власть реализуется через формальные, официально закрепленные иерархические структуры, действующие по определенным правилам.

Впервые лидерство начал исследовать психолог К.Левин в начале 1930-х г.г. Он пришёл к выводам, что становление и развитие группы происходит в том числе и через функции её лидера, человека, на которого ориентируются другие члены группы, и выразителем мнения которой он является.

Если руководитель предприятия одновременно пользуется непререкаемым авторитетом в коллективе и является лидером, ведущим за собой коллектив – это прекрасная позиция и для руководителя, и для предприятия в целом. Однако необходимо отметить, что руководитель не всегда является лидером внутри коллектива, и лидер совсем необязательно будет формальным руководителем. Лидерство является чисто психологической характеристикой поведения отдельных участников коллектива, а руководство в большей степени является социальной характеристикой отношений предприятия.

Особенно часто такое разделение функций руководителя и лидера проявляется в сложившихся коллективах, в которые приходит вновь назначенный руководитель, или когда в коллектив приходит уже сложившая на старом месте работы группа сотрудников. Если руководителю-новичку не удастся занять место лидера, то ему придётся считаться с неформальным лидером внутри коллектива либо законными способами избавляться от него или дискредитировать неформального лидера в глазах коллектива.

Б.Д.Парыгин предлагает следующие различия руководителя и лидера, представленные в таблице 1:

Таблица 1 — Различия руководителя и лидера

Руководитель Лидер
Элемент макросреды (представляет коллектив или группу в условиях макросреды) Элемент микросреды (внутри коллектива)
Осуществляет регуляцию официальных отношений Осуществляет регуляцию межличностных отношений внутри коллектива (группы)
Назначается или избирается Появляется стихийно
Руководство является более стабильным Лидерство является менее стабильным, зависит от настроения коллектива (группы)
Есть определённая система санкций для управления коллективом Нет системы санкций для управления коллективом
Процесс принятия решений сложен и зависит от множества обстоятельств и соображений, не всегда имеющих отношение к коллективу Процесс принятия решений является более непосредственным и касается деятельности коллектива (группы)

 

Существует иная классификация лидеров:

1) Лидер-организатор. Группа доверяет этому лидеру представлять её интересы во всем, что касается организации деятельности группы. Это тот человек, за которым коллектив (группа) пойдёт, даже если не совсем понимает, куда.

2) Эмоциональный лидер. Организацией деятельности группы он не является, но является авторитетом в её внутренней, психологической жизни. Эмоциональный лидер уделяет внимание тому, как протекают внутригрупповой и внешнегрупповой процессы, чем тому, что именно происходит.

3) Интеллектуальный лидер. Всегда всё знает лучше всех. Именно к нему коллектив (группа) обращается, если необходимо передать кому-то ответственность за «умное решение». Он же является хранителем интеллектуальной собственности группы, её традиций и норм.

Кто из лидеров будет в группе «главнее», зависит от того, что именно считает своей миссией группа.

В малых коллективах (группах) один и тот же человек может сочетать в себе все перечисленные лидерские качества.

4) В социальной психологии групп выделяют ещё один тип лидерства – лидер оппозиции, или «теневой» лидер. Лидер оппозиции противопоставляет себя любому лидеру, признанному группой.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Надо отметить, что и руководитель, и лидер решают одну задачу: направить коллектив на решение определённых задач, на достижение максимально эффективного результата.

Какая лидерская позиция достанется официально назначенному руководителю группы – неизвестно. Возможно, никакая. Такое случается, если руководитель пришёл в уже сложившийся коллектив.

У каждой группы есть формальная и неформальная структуры, а значит, есть и формальный и неформальный лидеры, лица, координирующие деятельность группы и удерживающие людей в составе этой группы. Эти структуры могут совпадать, а могут и различаться.

Если нет совпадения формальной и неформальной структуры, руководитель вынужден установить и поддерживать связи с неформальными лидерами группы.

Если структуры совпадают, значит, формальный руководитель является лидером, достаточно легко управляющим группой практически без применения официальных санкций, на уровне межличностного общения.

2.3. Функции руководителя и стили руководства

Существуют различные классификации функций руководителя. В.П.Пугачёв выделяет следующие функции руководителя:

  1. Оценка ситуации, разработка, обоснование и постановка целей.
  2. Подготовка мероприятий по достижению поставленных целей.
  3. Контроль за персоналом.
  4. Контроль за соответствием результатов деятельности коллектива поставленным задачам.
  5. Организация деятельности сотрудников.
  6. Коммуникация – общение с целью получения информации, консультирования, оказания помощи.
  7. Информирование сотрудников.
  8. Формирование системы стимулирования сотрудников и их мотивация.
  9. Делегирование задач и ответственности.
  10. Забота о подчинённых.
  11. Предотвращение и разрешение конфликтов.
  12. Формирование сплочённого коллектива, поддержание его дееспособности.
  13. Формулирование и распространение ценностей и норм организации.

Существует иное описание функций руководителя:

  1. Наставник – внимательный, чуткий, открытый руководитель, готовый помочь, идущий навстречу. Такой руководитель способен поддержать и вдохновить исполнителей на высокие обязательства. Отрицательными сторонами такого отношения могут быть вседозволенность, отсутствие общей работы для достижения общего результата, нет стимула к развитию и росту.
  2. Фасилитатор – воспитывает в коллективе стремление к согласию, улаживает конфликты, принимает участие в решении проблем коллектива. Такой руководитель способен создать правильный психологический климат в коллективе, организовать общую работу и привлечь людей к участию в принятии решений. Отрицательные стороны – большое количество совместных с коллективом совещаний и обсуждений, много непродуктивных групповых решений.
  3. Продюсер – вдохновляет подчинённых принять на себя ответственность, сосредоточиться на работе, ставить задачи и достигать поставленных целей. Отрицательной стороной является слишком сильный упор на работе.
  4. Директор – чётко определяет направление работы, осуществляет рациональное планирование, правильно использует ресурсы. Отрицательная сторона – жёсткий контроль, сосредоточенность на работе, а не на человеческом ресурсе.
  5. Координатор – поддерживает структуру, занимается работой с документами, изучает отчёты, планы и предложения, способен сохранять стабильность и контроль. Отрицательной чертой может быть консерватизм и негибкость.
  6. Контролёр – контролирует коллектив, следит за тем, насколько он соответствует своим задачам, проверяет работу исполнителей, своевременно исправляет ошибки. Отрицательная сторона – заострение внимания на ошибках, слабая информированность.
  7. Новатор – демонстрирует творческий подход к рабочему процессу, способности адаптироваться к изменениям условий. Отрицательная сторона – страсть к экспериментам может привести к краху.
  8. Посредник – демонстрирует влиятельность, политическую проницательность, убедительность, способность умело вести переговоры и находить необходимые ресурсы. Отрицательной чертой является размытая система ценностей.

Есть и другие классификации функций руководителя, например:

  • административная;
  • стратегическая;
  • экспертно-консультативная;
  • представительская;
  • коммуникативная;
  • социальная.

Некоторые авторы объединяют функции в две группы:

  1. Сплочение и сохранение группы – функции, связанные с оптимальным подбором членов команды и сохранением её постоянного состава, налаживания связей внутри группы, мотивация.
  2. Достижение групповой цели – функции, связанные с постановкой общей задачи, координацией действий группы, контролем за выполнением задач и планов, повышение квалификации сотрудников, управление ресурсами и т.п.

Функции руководителя являются одной из характеристик его индивидуальности, способностей к осуществлению деятельности.

Стили руководства

Наше представление о том, как нужно руководить, во многом формируется на основе наших личностных качеств, моральных принципов, психотипа, порога властности, а также собственного опыта: жизни в семье, в трудовом коллективе и так далее. Этот опыт может быть как положительным, так и негативным.

«Стиль руководства во многом определяется индивидуальными качествами руководящего лица. Но при всей их значимости особенности личности не исключают другие компоненты, формирующие стиль управления. Компоненты эти составляют субъективный элемент стиля, но стиль всегда имеет и общую объективную основу» (11, с. 67).

Влияние на стиль руководства отказывают и следующие компоненты стиля:

  • специфика сферы деятельности;
  • требования, предъявляемые к руководителям;
  • социально-психологические характеристики исполнителей (возраст, пол, образование, профессия, интересы, потребности и так далее);
  • способы и приёмы управления, которые использует вышестоящее руководство.

Любому стилю управления присущ динамизм. Поэтому правильно выбранный стиль руководства в каждой конкретной ситуации способен привести предприятие к высокому результату, невзирая на все препятствия и трудности

2.4. Факторы формирования стилей управления

Каждый управленец в процессе своей деятельности исполняет свои обязанности в присущем только ему стиле. Любая управленческая деятельность носит отпечаток личности руководителя. Несмотря на то, что обязанности руководителя регламентированы должностными инструкциями, исполнение этих обязанностей всегда продуманно с той точки зрения, как наиболее эффективно повлиять на работника для достижения определённого результата. Именно в стиле управления проявляются личностные качества, на которые оказывает влияние своими особенностями коллектив.

Что ещё оказывает влияние на стиль управления? Несомненно, интеллект руководителя, его внутренняя культура, уровень его профессионального образования, особенности характера, психотип, умение понимать потребности подчинённых, способность вести за собой коллектив.

Объективная составляющая стиля управления основана на совокупности экономических и социальных требованиях к руководящей деятельности, а субъективная составляющая характеризуется чертами личности руководителя. Без правильно проработанной объективной составляющей субъективная составляющая неспособна привести предприятие к намеченной цели.

Факторы, характеризующие стиль руководства:

  • требования, предъявляемые к компетентности, ответственности, личностным качествам руководителя;
  • цели и задачи системы, функции руководителя;
  • производственная среда;
  • особенности коллектива, находящегося в подчинении, его подготовка и профессионализм, внутренние взаимоотношения, традиции и ценности.

В каждой организации представлены разнообразные цели, задачи, и работают совершенно разные индивиды. И каждый руководитель является уникальной личностью, обладающей присущими только ей способностями. Всё это делает стиль руководства каждого управленца уникальным.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3