Меню Услуги

Диагностика хозяйственной деятельности

Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

 

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИЯ
  • 1.1.Диверсификация производства и ее содержание
  • 2.АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «Ак Барс Металл»
  • 2.1. Характеристика ООО «Ак Барс Металл» как объекта анализа
  • 2.2.Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «Ак Барс Металл»
  • 2.3.Анализ использования основных ресурсов предприятия
  • 2.4.Анализ финансовых результатов деятельности
  • 3.РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ООО «АК БАРС МЕТАЛЛ»
  • 3.1. Обоснование необходимости горизонтальной диверсификации на ООО «Ак Барс Металл»
  • 3.2. Проект производства металлических дорожных барьерных ограждений
  • 3.3. Оценка экономической эффективности производства металлических дорожных барьерных ограждений на предприятии ООО «Ак Барс Металл»
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время предпринимательская деятельность занимает значительную часть экономики. В каждой сфере деятельности существует большая конкуренция, заставляющая предпринимателей непрерывно развивать свои организации. Однако существуют ситуации, в которых стратегия роста предприятия невозможна. В таких ситуациях можно диверсифицировать производство с целью получения финансовой синергии.

Целью дипломной работы является проведение диагностики хозяйственной деятельности ООО «Ак Барс Металл» и  разработка рекомендаций по диверсификации деятельности  предприятия.

Задачи выпускной квалификационной работы:

–изучить теоретические основы стратегии диверсификации предпринимательской деятельности;

–проанализировать экономическое состояние предприятия и возможные пути развития организации;

–разработать рекомендации по подготовке и осуществлению диверсификации деятельности предприятия;

–оценить экономическую эффективность разработанных рекомендаций.

Объектом исследования являются ООО «Ак Барс Металл». Предметом исследования выступают проблемы повышения эффективности деятельности промышленного предприятия.

Диверсификация деятельности предприятия, в случае ее успешного проведения, помогает организации сохранить не только прибыльность и конкурентоспособность, но и снизить уровень риска и величину издержек, что было бы весьма актуально для любой организации, ведущей свою деятельность в стране, находящейся в сложной экономической ситуации.

В 1 главе дипломной работы дается определение понятия диверсификации и краткая характеристика ее видов и направлений проведения диверсификации в различных отраслях ее применения.

В 2 главе проведен анализ финансово хозяйственной деятельности ООО «Ак Барс Металл», проведен анализ динамики и структуры прибыли предприятия, факторный анализ прибыли от реализации продукции, выявлена возможность диверсификации производства. Кроме того, рассчитаны и проанализированы показатели рентабельности и деловой активности.

В 3 главе предложено мероприятие по горизонтальной диверсификации производства, а именно производство новой продукции дорожных ограждений барьерного типа, рассчитаны экономические показатели, выявляющие целесообразность данного мероприятия.

Теоретической и методологической основой исследования послужили идеи и концепции ученых по исследуемой проблеме: Петрова А.Н., Фахтудинова Р.А., Зуба А.Т., Виханского А.С., Лафта Дж.К. и других.

Основными методами исследования являются изучение и анализ научной литературы, наблюдение, описание и прогнозирование.

Информационной базой анализа экономического состояния предприятия послужила бухгалтерская отчетность ООО «Ак Барс Металл» за период с 2013 по 2015 гг. Использование этих источников информации позволяет провести глубокий, подробный анализ, наметить пути дальнейшего роста эффективности производства.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИЯ

1.1. Диверсификация производства и ее содержание

 

В настоящее время во внешней среде происходят множества изменений, вследствие которых современные организации стремятся к улучшению своего конкурентного преимущества в рыночных условиях, при помощи использования различных типовых стратегий бизнеса. Одна из важнейших стратегий для развития в бизнесе является стратегия диверсификации. Под диверсификацией понимается – расширение хозяйственной сферы на новые для фирмы отрасли. К примеру: увеличение организацией ассортимента, выпускаемой ею продукции.

Смело можно сказать, что диверсификация больше всего связана с увеличением ассортимента производимых товаров и оказываемых услуг. Это приводит к тому, что деятельность фирмы находится в наименьшем зависимом положении от жизненных циклов определенного товара, это впоследствии способствует улучшению продуктивности предприятия и обеспечению более устойчивого роста. Данная стратегия позволяет повысить конкурентоспособность фирмы, усилить ее положение на рынке, а также увеличить прибыльность.

Преимущества диверсификации:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

–уменьшение риска инвестированных средств;

–предлагая высокий спектр производимой продукции, организация становится более конкурентоспособным;

–персонал фирмы приобретает неоценимый опыт.

Понятие диверсификации производства все чаще всплывает в различных экономических журналах. Это связано с тем, что современный рынок перенасыщен различными товарами и услугами, а большинство фирм уже заняли на нем свою целевую нишу. Производителям становится все труднее и труднее находить новых клиентов, поэтому для выживания в условиях жесткой конкуренции необходимы нестандартные методы ведения бизнеса. Диверсификация является своего рода спасательным кругом, который может выручить компанию при проблемах с реализацией основного продукта. Предприятие считается диверсифицированным, если доля производства нецелевой продукции превышает 30%. Если дела с основным производством пойдут совсем плохо, этой доли должно хватить, чтобы дать фирме время и возможность переориентироваться на другой товар или услугу.

В настоящем успешно разработаны и применимы следующие направления диверсификации:

  1. Связанная диверсификация, т.е. освоение компанией нового производства, которое совпадает с ее профилем
  2. Несвязанная диверсификация, которая в свою очередь состоит из:

а) горизонтальной – она предполагает выпуск новой непрофильной продукции, ориентируясь на потребителей основных изделий.

б) конгломератной – эта стратегия предполагает экспортирование новой продукции, которая еще не производилась на предприятии раннее.

Хорошо продуманная стратегия приведет к усилению конкурентных позиций и к увеличению прибыльности. Но со всеми преимуществами диверсификация также обладает недостатками, она может стать невыгодной, убыточной и привести фирму к банкротству. В этом случае риск будет заключаться в том, что ориентация на несколько производственных линий может оказаться очень затратным в ресурсном плане. Руководителям таких компаний необходимо осознавать, что управлять диверсифицированной организацией гораздо сложней, чем концентрированной.

Исследование механизмов диверсификации производства представляется необходимым начать с выяснения сущности данного понятия.

Первыми наиболее значимыми работами в этой области стали исследования известных экономистов Д. Ченнона, Р. Румелта, Б. Скотта, И. Ансоффа, Е. Есинары, М. Горта, Р. Майлса, С. Сноу, Дж. Уэлса, Р. Акоффа, Дж. Эсмарша. В результате научных исследований диверсификация получила признание, как стратегия, снижающая риск в рыночной деятельности при неблагоприятных условиях, повышающая степень устойчивости компании.

Современные западные экономисты Р. Леман, P. M. Кунц, Т. Коно, Ж. Луивиль, Ш. Херманн в ходе дальнейших исследований по проблеме, изучили вопросы взаимосвязи диверсификации и степени рентабельности хозяйственной деятельности компаний, причины перехода к стратегии диверсификации, выявили принципиальные позиции банков по отношению к диверсифицированным компаниям, проанализировали факторы успеха таких компаний.

В «Большом экономическом словаре» диверсификация определяется как:

а) распределение инвестируемых или ссужаемых денежных капиталов между различными объектами вложений с целью снижения риска возможных потерь капитала или доходов от него [1,c.895];

б) разнообразие, разностороннее развитие.

В «Словаре-справочнике для деловых людей» диверсификация рассматривается распределение вкладываемых в экономику денежных капиталов между разнообразными объектами с целью снижения риска потерь и в надежде получить более высокий доход. [2,c.495]

Диверсификация есть вид стратегии маркетинга, направленный на расширение числа деятельности предприятий на рынках новых товаров, производство которых не связано с основной специализацией, проникновение в другие сферы производства». [8, с.102].

Одновременно они полагают, что суть диверсификации состоит в одновременном развитии многих, не связанных друг с другом видов производства, расширении ассортимента производственных изделий.

Аналогичное суждение высказывают и другие исследователи. Как отмечают Е. Дихтль и Х. Хершген, в результате диверсификации предприятие отдаляется от исходных сфер деятельности и переходит к новым. По их мнению, под «диверсификацией» понимается включение в производственную программу продуктов, которые не имеют прямой непосредственной связи с прежней сферой деятельности предприятия.

В учебной литературе, диверсификация определяется как переход от односторонней, часто базирующейся лишь на одном продукте производственной структуры, к многопрофильному производству с широкой номенклатурой выпускаемой продукции. Интересным представляется точка зрения, согласно которой диверсификация рассматривается как «стратегия, направленная на снижение риска путем распределения инвестиций между несколькими рисковыми активами». Анализ приведенных определений показывает, что в одних из них отражается лишь цель диверсификации (снижение риска, потерь дохода или капитала) а в других – отдельные средства достижения этой цели (вложение капитала в различные виды ценных бумаг и компании, работающие в различных областях, расширение сфер деятельности на рынках новых товаров, проникновение в другие сферы производства и т.д.).  Кроме того, ни одно из рассматриваемых определений не характеризует диверсификацию как реально протекающий рыночный процесс, действующий в заводской практике в общей системе производственного предпринимательства.

 

1.2. Виды диверсификации

 

Диверсификацию разделяют на связанную и несвязанную, которую иногда называют латеральной диверсификацией. [8, с.104].В свою очередь, связанная диверсификация может быть вертикальной или горизонтальной.

Рисунок 1 – Виды диверсификации

 

Основные характеристики видов диверсификации представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Характеристики видов диверсификации

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!
Виды диверсификации Характеристика
Связанная Связанная диверсификация – это совершенно новое направление в деятельности какой – либо компании, но все — таки связанная с уже существующей деятельностью компании (к примеру, используется в материальном снабжении, в производстве или маркетинге).
Горизонтальная При ней происходит расширение производства компании, то есть выпускают новый вид продукции, который совершенно не связан с основной продукцией компании, но используются те же технологии.

Например, производитель телевизоров начинает производить компьютеры. Новый товар или новая услуга может выпускаться под тем же названием, брендом.

Еще один пример. Предприятие по изготовлению хлебобулочных изделий производит 15 наименований продукции, но для устранения конкуренции и для увеличения доли рынка стали производить 25 наименований продукции.

Вертикальная Означает выпуск продуктов или услуг для уже имеющегося производства, то есть дополнительно какие – либо комплектующие или выводит услуги на рынок продукции с увеличением производственного процесса. Например, производитель колес для велосипеда стал выпускать велосипеды. Следующий пример. Предприятие по производству молочных и кисломолочных продуктов решает открыть магазины под своей маркой в близлежащих городах.
Обратная При обратной интеграции предприятие присоединяет функции, которые ранее выполнялись поставщиками, т. е. приобретает или устанавливает контроль над источниками сырья, производством комплектующих изделий, полуфабрикатов. Целью такой интеграции может быть защита стратегически важного источника сырья либо доступ к новой технологии, важной для базовой деятельности.
Прямая При прямой интеграции предприятие присоединяет функции, выполняемые ранее дистрибьюторами, т. е. приобретаются транспортные, сервисные службы, каналы сбыта и другие функциональные службы, связанные с основной деятельностью фирмы. Мотивацией в этом случае является обеспечение контроля над сбытом продукции, иногда желание лучше знать своих потребителей. Это логичная стратегия для корпорации, имеющей сильную конкурентную позицию (значительную долю рынка) в привлекательной отрасли. Вертикальная интеграция может проводиться за счет мобилизации как внутренних, так и внешних факторов.
Несвязанная Несвязанная диверсификация предполагает отсутствие очевидных связей СЗХ с существующими сферами бизнеса: фирма расширяется за счет производства технологически не связанных продуктов, которые реализуются на новых рынках.

 

Связанная вертикальная диверсификация (вертикальная интеграция) – это процесс приобретения или включения в состав предприятия новых производств, входящих в технологическую цепочку выпуска старого продукта на ступенях до и после производственного процесса. Вертикальная интеграция заключается в том, что предприятия предпочитают создавать необходимые для производственного процесса товары и услуги самостоятельно, внутри предприятия вместо того, чтобы покупать их на рынке у других предприятий. В результате вертикальной интеграции происходит объединение фирм, находящихся на различных этапах производственного процесса. При этом возможны различные типы вертикальной интеграции:

–полная интеграция производственной деятельности;

–частичная интеграция, в этом случае часть продукции изготовляется на предприятии, а часть – закупается у других предприятий;

–квазиинтеграция – создание альянсов между компаниями, заинтересованными в интеграции без перехода прав собственности.

Чаще всего такая интеграция реализуется в двух основных формах, которые характеризуют направленность интеграции и положение предприятия в производственной цепочке:

–интеграция «назад», или так называемая обратная интеграция;

–интеграция «вперед», или прямая интеграция.

При обратной интеграции предприятие присоединяет функции, которые ранее выполнялись поставщиками, т.е. приобретает или устанавливает контроль над источниками сырья, производством комплектующих изделий, полуфабрикатов. Целью интеграции может быть защита стратегически важного источника сырья либо доступ к новой технологии, важной для базовой деятельности.

При прямой интеграции предприятие присоединяет функции, выполняемые ранее дистрибьюторами, т.е. приобретаются транспортные, сервисные службы, каналы сбыта и другие функциональные службы, связанные с основной деятельностью фирм. Мотивацией в этом случае является обеспечение контроля над сбытом продукции, иногда желание лучше знать своих потребителей. Это логическая стратегия для корпорации, имеющей сильную конкурентную стратегию (значительную долю рынка) в привлекательной отрасли. Вертикальная интеграция может проводиться за счет мобилизации как внутренних, так и внешних факторов.

Хотя обратная интеграция обычно более прибыльна, чем прямая, она может уменьшить стратегическую гибкость корпорации, поскольку связана с приобретением дорогостоящих активов, которые трудно распродать, т.е. создает высокий барьер, затрудняющий выход из отрасли.

Вертикальная интеграция типична для металлургии, производства бумаги, химических продуктов, широко развивается в нефтяном бизнесе. В целом она обеспечивает рост прибыли за счет синергизма при совместном использовании ресурсов и взаимодействии различных подразделений предприятия. В процессе интеграции возможно повышение технологического уровня производства, снижение трансакциональных издержек, получение доступа к источникам сырья и т. п.

Связанная горизонтальная диверсификация (горизонтальная интеграция) – это объединение предприятий, работающих и конкурирующих в одной области деятельности. Главной целью горизонтальной интеграции является усиление позиций фирмы в отрасли путем поглощения определенных конкурентов или установления контроля над ними. Горизонтальное объединение может помочь добиться экономии на масштабе производства и/или снизить опасность конкурентной борьбы, расширить спектр товаров и услуг. Зачастую важной причиной горизонтальной диверсификации является географическое расширение рынков; в этом случае объединяются компании, производящие однотипную продукцию, но выступающие на различных региональных рынках.

Несвязанная диверсификация – это охват таких направлений деятельности, которые не имеют прямой непосредственной связи с основной деятельностью предприятия. При такой диверсификации могут отсутствовать общие рынки, ресурсы, технологии, а эффект достигается за счет обмена или разделения активов/сфер деятельности. Это скорее диверсификация капитала, а не производства (конгломератная диверсификация). Выгода от конгломератных слияний возможна в результате оптимизации управления денежными потоками и инвестиционными ресурсами. В качестве наиболее важных мотивов такой диверсификации можно назвать стремление закрепиться в растущих отраслях и/или отраслях с высокой нормой прибыли, распределение риска, использование опыта управления, иногда играют роль налоговые льготы.

Диверсификация требует тщательной проработки всех рыночных факторов, финансовой стороны, а также вопросов управления диверсифицированной фирмой. При диверсификации очень важно учитывать фактор времени. Когда сложившиеся компании вторгаются в новую отрасль, то ранее вхождение в эту отрасль может стать ключевым фактором успеха.

Для повышения прибыльности и использования ключевых факторов успеха, связанных с расширением рынка, предприятия обычно стремятся выйти на быстрорастущие товарные рынки, которым, к сожалению, присущи значительные риски, вызванные рядом причин.

  1. Число конкурентов на отраслевом рынке может превысить максимальный предел, обеспечивающий эффективное функционирование рынка.
  2. Каналы сбыта не могут обеспечить реализацию продукции всех предприятий.
  3. Изменение технологий, форм, методов сбыта ведут к изменению ключевых факторов успеха. Однако не всякая фирма может своевременно адаптироваться к этим изменениям.
  4. Обманчивый рост рынка.

Именно по этим причинам производство освоенной продукции, т.е. работа в традиционной отрасли, может оказаться при умелом управлении менее рискованным делом, чем выход в новые для предприятия отрасли.

Томпсон А.А. представляет разделение диверсификации на родственную и не родственную [6, с.73].

–родственная диверсификация проводится между компаниями, имеющими родственное производство и обладающее стратегическим соответствием, оно существует в том случае, когда различные фирмы имеют достаточно схожее производство, что создает возможности для передачи мастерства и опыта от одной компании к другой, объединения различных производств в единую систему с целью снижения издержек производства;

–не родственная диверсификация (конгломератное слияние) в несвязанные отрасли. Здесь компания может распределить финансовые риски по многим направлениям, вложить средства в любое предприятие, обещающее получение финансовой выгоды, а также стабилизировать свои доходы за счет участия в отраслях с различной цикличностью.

Янковский А. подразделяет диверсификацию на [9, с.64];

–горизонтальная – одновременный выпуск различных видов продукции и/или переориентация на различные типы потребителей.

–вертикальная — использование различных способов торговли и сбыта, предоставление различных услуг (ремонт, техобслуживание, регламентные работы).

–портфельная – вложение средств в различные отрасли экономики, ценные бумаги.

Диверсификация дает возможность предприятиям «держатся на плаву» при сложной экономической конъектуре за счет выпуска широкого ассортимента продукции или услуг; убытки от выпуска нерентабельных изделий перекрываются прибылью от других видов продукции; маневрировать ресурсами в рамках предприятия в ответ на изменения спроса на тот или иной вид продукции.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Продуманная диверсификация, основанная на эффекте разнообразия, является перспективным путем развития современного крупного производства. Вместе с тем модель диверсификации носит для каждого предприятия сугубо индивидуальный характер, является результатом тщательного анализа, как внутренних возможностей, так и потребностей рынка.

Так как в третьей части дипломной работы предлагается проект, связанный с горизонтальной диверсификацией, рассмотрим данное понятие подробнее.

Особенности горизонтальной диверсификации

Освоение предприятием новых направлений в бизнесе происходит на основе специально разработанных стратегий. Одной из них является горизонтальная диверсификация. Она одна из базовых для корпораций. В этой стратегии акцент делается на то, чтобы сделать ассортимент товаров компании более разнообразным, с новыми видами и группами продукции.

В основном при горизонтальной диверсификации руководство фирмы ставит целью создать абсолютно новый вид товаров, не привязанный к главной продукции. При этом для выпуска применяются те же трудовые ресурсы и сотрудники, которые использовались для главного производства. В результате чего возникает понятие связанной диверсификации, которую применяют компании, имеющие горизонтально-интегрированный характер деятельности.

Особенности тактики

Поводом к применению тактики горизонтальной диверсификации довольно часто становится «вторжение» иностранных компаний на рынок той или иной продукции. Вследствие чего начинается поиск и разработка методов получения новой продукции, для чего используются инновационные технологии. В результате создается «дочерняя» продукция, способная значительно уменьшить риски в той или иной отрасли производства. Кроме того, новая продукция позволяет расширить базу клиентов и существующие каналы поставок, помогает предприятию выйти на внешние рынки.

Иногда применение данной тактики имеет характер принуждения, что связано с необходимостью стабилизировать сферу уже выпускаемых товаров. Обычно такая стратегия является хорошо продуманным антикризисным шагом, чтобы избежать убытков или уменьшить их.

Внедрение стратегии предусматривает наличие двух обязательных компонентов – организованной системы логистики производства и широкой базы клиентов, которая должна быть структурированной. Для избегания рисков, а также для сведения их к минимуму необходимо применять анализ рынка, основанный на специальных маркетинговых исследованиях. Это позволит обнаружить круг потенциальных клиентов и потребителей продукции, чтобы получить от них инвестиции и дальнейшую прибыль.

Если результаты маркетингового анализа будут положительными для предприятия, можно приступать к внедрению инновационных разработок и технологий в производство. В результате этого должно произойти закрепление фирмы в нише, существующей параллельно к основной. Кроме того, предприниматель сможет начать получать прибыль, расширять направления торговли, создать филиалы предприятия в разных городах.

Плюсы и минусы диверсификации компании представлены в таблице 1.

Таблица 2 – Плюсы и минусы диверсификации

Минусы диверсификации Плюсы диверсификации
Наличие проблем планирования и бюджетирования развития различных бизнес направлений Хорошая финансовая устойчивость компании в случае кризисных явлений, рейдерских захватов
Плохая управляемость различных не связанных друг с другом направлений бизнеса Возможность эффективного распределения денежных средств между направлениями с целью инвестирования в новые виды бизнеса
Риски инвестирования в убыточные направления бизнеса и компании, что снизит общую прибыль и доходность компании Появление ассортиментных преимуществ перед другими компаниями в связи с возможностью предложения новых услуг, товаров, расширенного ассортимента
Возникновение сложностей в централизации процессов и расчетов между различными бизнес направлениями Возможность заимствований между различными компаниями, направлениями

 

 

Положительные стороны диверсификации

Горизонтальная диверсификация имеет как плюсы, так и минусы, отражающие особенности разработки и реализации стратегии. Во-первых, применение данной стратегии позволяет правильно распределить риски по видам и сферам работы предприятия. Преимуществом является то, что фирма не зависит от влияния внешних факторов, определяющих развитие рынка. Во-вторых, компания может вкладывать собственные ресурсы и средства в новые, самые прибыльные операции и активы. В-третьих, доходы компании через некоторое время достигают определенного уровня стабилизации путем компенсации убытков и получения прибыли из соседних сфер. В-четвертых, активное применение методов маркетингового исследования позволяет сохранить постоянных потребителей и открыть возможности для привлечения новых покупателей, а также сотрудников в фирму.

Кроме того, существуют факторы, больше всего влияющие на реализацию горизонтальной стратегии. К ним относятся:

–необходимость установить взаимосвязь между главной и «второстепенной» продукцией;

–использовать уже налаженные каналы поставок;
установить в главной сфере производства более низкий уровень дохода, что позволит увеличить и быстро продавать новые товары.

Отрицательные стороны диверсификации

Эксперты рынка и маркетинговых продаж установили, что тактика горизонтальной диверсификации имеет и отрицательные моменты. Это зависит от особенностей рынка, продукции, деятельности компании, поставленных целей и ожидаемых результатов. В первую очередь минусом, существенно влияющим на реализацию, является сложная система управления в конкретной фирме. Руководство компании должно придерживаться нескольких принципов:

–четкое определение приоритетности выбранных отраслей;

–поддержание уровня конкурентоспособности компании в выбранных сферах работы и производства;

–выработка финансовой стратегии, чтобы избежать убытков и их доминирования над возможными доходами.

Еще один отрицательный момент — необходимость привлекать инвесторов, которые довольно часто остерегаются вкладывать средства в компанию, подлежащую диверсификации.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4