Меню Услуги

Дидактическая игра как средство развития познавательной сферы учащихся начальных классов

Страницы:   1     3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

1.1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

1.2.РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

1.3.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

1.4.СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

2.1.МЕТОДЫ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.2.СИСТЕМА РАБОТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

2.3.РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Введение

 

Актуальность.Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни ребёнка. Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни, так как именно на этом этапе ребенок начинает приобретать основной запас знаний об окружающей действительности для своего дальнейшего развития. Также приобретает основополагающие умения и навыки. Именно от этого периода жизни зависят дальнейшие пути развития ребенка.

С введением ФГОС педагог должен полностью пересмотреть свой подход к методам обучения детей. Федеральный государственный стандарт определяет конечный идеальный портрет выпускника начальной школы, а это как раз самостоятельная активная личность.

Мотивация учебной деятельности школьников, в том числе и их самостоятельной работы, – важная предпосылка успешности обучения. Важно показать учащимся, почему им дается то или иное задание, какова цель его, какие задачи нужно решить для получения искомого результата.

Таким образом, активизация учебной деятельности учащихся по усвоению новых знаний становится творческой переработкой информации в сознании учеников и решении поставленных перед ними познавательных задач.

Поддержка инициативы ребёнка в изучении объектов окружающей действительности, активизация интереса и радость самостоятельного открытия выступают ориентирами исследовательской активности учащегося.

Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащегося к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта.

В учебном заведении особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты учебного труда.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий (далее – УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Развитию познавательных УУД отводится весьма большое значение. Они должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно воспитательного процесса.

Одним из эффективных средств развития познавательного интереса младших школьников – использование дидактических игр, поскольку игра остается одним из ведущих видов деятельности детей младшего школьного возраста.

Значение игры в развитии ребенка явственно выступает в трудах отечественных (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец) и зарубежных ученых (Ж. Пиаже, И, И вин, X. Реттер, Д. Ковач, Дж. Брунер, Дж. СеттонСмит и др.).

Игра в младшем школьном возрасте – не только форма организации детской жизни (А.П. Усова), ведущая деятельность в развитии младших школьников (Л.С. Выготский, AM. Леонтьев, Д.Е. Эльконин), но и активный способ усвоения (присвоения) ребенком социального опыта, его преобразования и обобщения в деятельности (С.Л. Новоселова). Игра является творческой, познавательной по своей направленности деятельностью, интегрирующей многие достижения психического развития ребенка.

Использование дидактических игр на уроках английского языка способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность один и тот же материал повторить разнообразными способами. Играя, дети накапливают знания об окружающем мире, учатся самостоятельно принимать решения, проявляют оригинальность мысли. Таким образом, в процессе игры у детей повышается познавательный интерес и стремление получения знаний изучаемого предмета.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что педагогическая практика свидетельствует о недостаточном внимании учителя к использованию дидактических игр для развития познавательной сферы учащихся начальных классов на уроках английского языка.

Объект исследования – познавательная сфера младших школьников.

Предмет исследования – процесс использования дидактических игр для развития познавательной сферы.

Цель – определение особенностей влияния дидактических игр на развитие познавательной сферы учащихся начальных классов на уроках английского языка.

Гипотеза:предполагаем, что дидактические игры способствуют более эффективному развитию познавательной сферы учащихся начальных классов на уроках английского языка.

Задачи:

  • Провести теоретический анализ литературы по проблеме использования дидактических игра на уроках английского языка.
  • Описать систему работы по развитию познавательной сферы учащихся начальных классов на уроках английского языка.
  • Провести экспериментальную работу по изучению эффективности использования дидактических игр для развития познавательной сферы учащихся начальных классов на уроках английского языка.

Теоретикометодологическая основой исследования явились:

– положения личностнодеятельностного подхода к исследованию познавательных процессов (К.А. АбульхановаСлавская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.);

– теоретические положения о психологопедагогических особенностях развития детей (Н.Ф. Виноградова, Н.С. Кон, А.Л. Лурия), психологопедагогических подходов к личностноориентированному обучению (В.П. Зинченко, Н.Ф. Талызина, В.Д. Шадриков, – И.С. Якиманская и др.).

Методы исследования:

наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент.

Методики исследования:

психологическое тестирование по методике, позволяющей определить уровень развития мыслительных операций в экспериментальных и контрольных классах, а также уровни выполнения данного теста;

исследование школьной тревожности (тест Спилберга);

методика исследования мотивационного компонента учебной деятельности.

Практическая значимость заключается в том, что данные теоретического и эмпирического исследования могут быть использованы практикующими психологами, социальными работниками и педагогами.

Исследование включало три этапа:

  • На подготовительном этапе была проанализирована литература по проблеме исследования, сформулированы цель, задачи, гипотеза, выбраны методы изучения.
  • На втором этапе было проведено исследование познавательной сферы младших школьников.
  • Третий этап включал в себя анализ полученных результатов эмпирического исследования.

Исследование проводилось на базе: г. Долинск, МБОУ СОШ №1. Выборка: 3 классы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРНА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

1.1. Понятие, виды и использование дидактических игр в учебном процессе

 

Игра в самом общем понимании представляет собой такой вид непродуктивной деятельности, в которой мотив лежит не в её результате, а в самом процессе. Игра как социальный феномен сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Вполне правомерно рассматривать игру как особое средство в технологической подготовке школьников.

Ценность и приоритетность применения игрового метода на школьном этапе современной образовательной системы обусловлена тем, что игра как таковая активнее влияет на процессы становления личности учащегося, сильнее затрагивает его глубинные эмоциональные переживания. Игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой, по определению Д.Б. Эльконина, «происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности…» [36, c. 48].

Наиболее эффективным способом организации учебного процесса является использование дидактических игр.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные и практическо-действенные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу как практическую, игровую; это повышает его умственную активность.
Игра как средство обучения служит целям обучения и воспитания, а также переводит указанные цели в реальные результаты. Способность эта заключена в игровом моделировании в условных ситуациях основных видов деятельности личности, направленных на воссоздание и усвоение социального и профессионального опыта, в результате чего происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие.

Педагогическая дидактическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной деятельностью. Игра, игровой элемент на уроке – это возможность такой организации учебного труда детей, которая, не требуя слишком продолжительных усилий, делает процесс обучения привлекательным, а, как известно, процесс преодоления препятствий, трудностей развивает волю ребенка. Через игру ребенок познает окружающий мир и самого себя, учится анализировать, обобщать, сравнивать. Наглядность, преподнесенная в игровой форме, способствует конкретизации изучаемого материала. Применяемый на уроках игровой прием должен находиться в тесной связи с наглядными пособиями, с темой урока, с его задачами, а не носить исключительно развлекательный характер.

Дидактическая игра особенно необходима в обучении и воспитании детей. В ней удается сконцентрировать внимание даже самых инертных школьников. Вначале они проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого игра невозможна. Постепенно у детей пробуждается интерес и к учебному предмету.

Выделяют следующие виды дидактических игр:

игры-упражнения. Они способствуют познавательным способностям учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр упражнений: кроссворды, ребусы, викторины, сканворды, брейкворды и др.

игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала, например, по технологии швейного производства, так и по технологии приготовлений пищи, материаловедению, машиноведению.

сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируется в задуманных условиях, учащиеся играют определенные роли. Такие игры носят и профориентационный характер. Учащиеся могут перевоплощаться в художников-конструкторов, модельеров, операторов швейного производства, дизайнеров, поваров, кулинаров, кондитеров. На уроках по конструированию учащиеся могут быть конструкторами, а при моделировании – дизайнерами, модельерами, при изготовлении кондитерских изделий – кондитерами.

игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуется, разделившись на команды (бригады). Такие игры хорошо подходят для уроков систематизации и обобщения изученного материала. Такой вид игры способствует лучшему закреплению полученных знаний.

Подбор и организация дидактических игр опираются на следующие принципы: соответствия программному материалу; ясности и доступности для понимания учащихся и восприятия назначения дидактических пособий, смысла вопросов, условий игры; внешней привлекательности, красочности, эстетичности, ассоциативности используемых пособий; количественной достаточности дидактических материалов для всех участников игры; достаточной дидактической ценности пособий к игре; соответствия содержания игры и её требований возрастным психофизическим особенностям школьников; вовлечения всех детей в игровой процесс и т.д.

Таким образом, игра с самого раннего этапа развития ребенка является ценным средством его обучения, формирования его личности. Игра способствует активному, эмоциональному познанию действительности, повышает умственную активность и самостоятельность учащихся, развивает психические регуляционные свойства их личности (волю, внимание, самообладание и т.д.). В процессе обучения школьников в структуру занятия целесообразно включать дидактические игры различных разновидностей, которые будут способствовать более глубокому усвоению школьниками материала, повысят интерес учащихся к занятию и преподаваемому предмету, а так же развитию творческих способностей.

 

1.2. Различные подходы к использованию дидактических игр на уроках английского языка

 

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка — не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений [1, с.54].

Игра, являясь формой активной, практической деятельности, позволяет ребенку решать доступные его возрастным возможностям познавательные задачи, создает предпосылки для развития произвольности психических процессов, становления личности. Игра позволяет развивать способность ребенка самоопределяться в окружающей жизни, включаться в учебные виды деятельности и формы общения с другими людьми. Учебная самостоятельность и умение учиться могут быть эффективно реализованы через игры и игровые приемы.

Умение учиться, а также желание или нежелание учиться связано с рефлексией — самоанализом и самопознанием, способом построения отношений человека к собственной жизнедеятельности — самостоятельностью, инициативностью, субъективностью. И рефлексия, и самостоятельность формируются в игровой деятельности, в которой воздействие и влияние воспитателя на детей косвенно, ограниченно, не так заметно для них. Игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале — это саморазвитие с опорой на подсознание, разум и творчество. Игры воспитывают в детях доброжелательность, инициативность, высокую работоспособность; стимулируют и активизируют познавательные процессы: мышление, память, воображение. Все это позволяет определить различные функции игры:

— как средство воспитания;

— как метод, прием обучения;

— как форма организации детей [27, c. 59].

А.С. Галанов [7, c. 45] подчеркивает роль игры в формировании познавательной деятельности, обучении эффективным способам общения детей и т.д.

Каждый год отмечается рост количества детей, имеющих различные трудности в формировании познавательной деятельности. Справляться с этим можно только применяя ряд различных адекватных методов воздействия на ребенка, в качестве основного из которых можно выделить игровую терапию [15, c. 78].

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Игры, как известно, являются наиболее естественными способами проникновения в детский мир, а часто и единственными способами оказания помощи детям, которые еще не смогли освоить весь ряд слов, ценностей и правил взрослого человека. Целью игровой терапии является не изменение и не переделывание детей, не обучение их ряду каких-то специальных поведенческих навыков, а содействие ребенку в «проживании» в игре волнующих его ситуаций при наличии полного внимания и сопереживания со стороны взрослых [23, c. 37].

В качестве одного из преимуществ метода игры в формировании познавательной деятельности выступает то, что проведение игры не требует специальных помещений, оборудования и подготовки. Для того чтобы проводить игровую терапию достаточно иметь стандартный набор игрушек и подсобные средства.

Важным аспектом игры является процесс установления ограничений, дающих ребенку возможности самоконтроля. Весь ряд ограничений должен быть минимальным и выполнимым. Его нужно обозначать спокойным тоном как нечто само собой разумеющееся. Ребенок, с которым систематически проводят занятия по игровой методике, приобретает способности к управлению собственным поведением, легче переносит запрет, становится более гибким в процессе общения и менее застенчивым, легче вступает в сотрудничество [7, c. 93].

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что игре отведена большая роль в формировании познавательной деятельности, игра способствует развитию свойств и состояний личности дошкольника, поэтому она является одним из эффективных методов развития его личности. Игра является могущественным, незаменимым рычагом умственного развития ребенка.

Естественно, подготовка и внедрение игровых методик в учебный процесс требует от педагога больших усилий. В процессе подготовки учебной дидактической игры учитель сталкивается с проблемами не всегда и не столь зависящими от его личных качеств как педагога, сколько от внешних ограничений. Это и нехватка дидактического игрового материала, недостаток урочного времени на проведение игр с учениками [5, с.45].

 

1.3. Особенности развития познавательной сферы учащихся начальных классов

 

Проблема формирования познавательных интересов является одной из приоритетных в педагогике, от решения которой зависит совершенствование всего образовательного процесса. В настоящее время перед школой ставится задача воспитания людей, обладающих развитой познавательной активностью, способных рационально и активно действовать, принимать целесообразные решения.

Ведущие исследователи в области изучения познавательной деятельности Л.И. Божович, В.Г. Иванов, А.Г. Ковалёв, В.Н. Мясищев, считают, что познавательный интерес можно признать и одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник лично заинтересован. Ряд исследований, проведённых по данной проблеме Г.И. Щукиной, показал, что формирование познавательных интересов и познавательной активности личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает познавательную активность, но, в свою очередь, её повышение укрепляет и углубляет познавательный интерес. Г.И. Щукина выделяет следующие уровни развития познавательного интереса: потребность во впечатлениях (любопытство), активный поиск предмета или явления (любознательность), устойчивый интерес к познанию или теоретический интерес.
Первый уровень – это потребность во впечатлениях. Это начальный уровень, фундамент познавательного интереса. Биологической предпосылкой потребности во впечатлениях является ориентировочный рефлекс.

Второй уровень – это любознательность. О переходе на этот уровень мы можем говорить, когда появляется интерес не к отдельному стимулу, а к объекту в целом. В этом случае любознательность выражается в интересе к тем или иным занятиям, в склонности к изучению того или иного предмета. Однако и на этом уровне интерес носит скорее стихийный, чем целенаправленный характер. Здесь эмоции отодвигают на второй план цель деятельности.

Третий, высший уровень познавательного интереса – это уровень целенаправленной познавательной деятельности (теоретический интерес) [15, c. 81].

Интерес к познанию на этом уровне возникает под влиянием социально значимых целей. Удовольствие, эмоциональный подъём остаются, но теперь их существование не стихийно, а связано с определёнными целями. Познавательная деятельность в этом случае имеет объективно полезный результат, но субъективно эта деятельность по-прежнему должна сопровождаться положительными эмоциями и необходимостью. Целенаправленность придаёт более зрелый характер методам и организации познавательного процесса.

Большинство психологов считает, что человека формирует вся история его индивидуального и общечеловеческого развития. Человек действует под влиянием целого ряда факторов, главными из которых являются потребности. В психологии под потребностью понимается испытываемая человеком нужда в чём-либо. Для педагогики особый интерес представляет потребность в ориентировочной деятельности.

С проявлением у ребёнка избирательного отношения к явлениям и предметам внешнего мира, взаимосвязь между потребностью в познании и познавательным интересом усложняется. Самостоятельные действия, активная деятельность человека, который самостоятельно отыскивает множество путей для удовлетворения потребности в познании, являются показателями появления этой черты.

Существование потребности в познании расширяет возможности научения, т. е. приобретения индивидуального жизненного опыта поведения в окружающем мире. Для активного воздействия человека на окружающую среду, ему необходимо знать объект, на который направлено воздействие. Эта направленность на познание объекта способствует возникновению новой, чисто человеческой познавательной потребности. Естественно, что познавательная потребность является составной частью познавательного интереса. Познавательный интерес, в свою очередь, связан с познавательной деятельностью – основой развития учащихся. Познавательный интерес способствует развитию личности – самостоятельности, активности и является движущим моментом познавательной активности. При наличии интереса обучение требует меньше усилий и затрат и является весьма эффективным.

Зависимость формирования интереса к учению от мотивационной сферы школьников освещается в книге «Формирование интереса к учению у школьников» [Г.С.Абрамова, Б.М.Грицишин, Л.К.Золотых, Т.Н.Лях, А.К.Маркова, Т.А.Матис, С.А.Маханова, А.Б.Орлов, А.Г.Палихов, О.Н.Павлюк, О.А.Чукавова]. Авторы единодушно считают, что через качественные изменения и перестройку в мотивации возможно управлять состоянием интереса. По их мнению, интерес к учению зависит от соответствующей мотивации – в чём’ смысл учения конкретного ученика, какова его направленность и каковы мотивы учения, умеет ли добиваться поставленной цели, какова роль эмоций в процессе обучения. В своём развитии интерес следует за состоянием мотивационной сферы. «Сделать что-нибудь интересным, это значит:

1) сделать действенным или создать вновь определённый мотив

2) сделать искомым соответствующие цели»[17, с.97].

Исследователи А.А.Кузнецова, В.Н.Кузнецов, С.В.Чукавова отмечают, что познавательный интерес – это врождённая потребность жизнедеятельности человека. Если у школьника нет интереса к учению, то это может свидетельствовать о серьёзных недостатках в организации обучения. Многие исследователи также отмечают, что интерес помогает более быстрому запоминанию, стимулирует внимание и волю.

Известно, что познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, к приобретению научных знаний. Возникновение познавательного интереса зависит, в первую очередь, от уровня развития ребёнка, его опыта, ранее приобретённых знаний, а с другой стороны, от способа подачи материала.

Педагогическая наука считает, что познавательный интерес относится к различным областям познавательной деятельности. Он может быть направлен на получение информации вообще, а может быть углублён в одну область, иметь узкую направленность, что способствует овладению знаниями, которые представлены в школьных предметах. При этом он обращён не только к содержанию конкретной дисциплины, но и к процессу добывания этих знаний, к познавательной деятельности, в которой происходит оперирование уже приобретёнными способами учения, овладение новыми и их совершенствование.

Особенность познавательного интереса состоит не в простом ознакомлении с предметом, а в том, что «объектом является сам процесс познавания, который характеризуется стремлением проникать в сущность явлений, желанием овладеть теоретическими, научными основами определённой области знаний; относительно устойчивым стремлением к постоянному глубокому и основательному их изучению»[21, с.11].

Сознательный произвольный интерес можно целенаправленно формировать в процессе обучения и воспитания. При этом цель играет определяющую роль в успешном формировании познавательного интереса и познавательной учебной деятельности, служа для учащихся своеобразным маяком при получении и использовании знаний. Важно, чтобы учащиеся осознанно принимали цель и осознавали значение и ценность учебных предметов.

 


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1     3