Заявка на расчет
Меню Услуги

Дидактические игры как средство формирования представлений. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2 3 4

Глава 2. Методика выявлений представлений о растительном мире детей 3 — 4 лет

2.1. Задачи и методика констатирующего эксперимента

Констатирующий этап, целью, которого являлось выявление начального уровня представлений о растительном мире детей младшего дошкольного возраста, проводился в октябре 2016 года и заключался в анализе состояния проблемы: изучении научно-методической литературы, подбора и подготовки диагностического материала. Исследование проводилось во второй младшей ݇групп݇е Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 100 Невского района города Санкт-Петербург.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

В исследовании участвовали 10 детей, в возрасте 3-4 лет (4 мальчика и 6 девочек).

В соответствие с целью объектом и предметом исследования на констатирующем этапе были поставлены следующие задачи:

  1. Выявить уровень представлений о растительном мире детей младшего дошкольного возраста.
  2. Изучить знания родителей о дидактических играх. Определить темы консультаций и мероприятий по привлечению родителей к процессу формирование представлений о растительном мире.

Решить поставленные задачи позволили следующие методы исследования:

  • изучение литературы;
  • проведение педагогического наблюдения;
  • диагностика в форме дидактической игры, индивидуальные беседы в форме вопросов, в сочетании с наглядным материалом;
  • анкетирование.

2.2. Результаты констатирующего эксперимента

Констатирующий эксперимент проходил по этапам.

Цель 1 этапа: определить уровень сформированности представлений о растительном мире детей младшего дошкольного возраста.

Для определения уровня представлений о растительном мире детей младшего дошкольного возраста мы использовали методику, предложенную М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой «Комплексная диагностика уровней освоения программы под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой» по программе «От рождения до школы. Примерной основной образовательной программой дошкольного образования» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. В диагностике использовались следующие методы: игровой, словесный, наглядный, которые включали в себя: дидактические игры, индивидуальные беседы в форме вопросов, в сочетании с наглядным материалом. Задания максимально учитывали особенности и возможности детей 3-4 лет, обеспечивали адекватное понимание ими содержания, опирались на имеющийся у дошкольников реальный опыт [3].

Детям были предложены следующие задания:

Описание заданий:

Задание 1.

Умение различать и называть разные виды растений: деревья, кустарники, травянистые растения (цветы).

Дидактическая игра «Третий лишний» (на классификацию растений).

Материал: предметные картинки (береза, тополь, сосна, ель, сирень, шиповник, одуванчик, астра, анютины глазки, мак).

Содержание диагностического задания: на столе перед ребенком выложены картинки, на которых изображены разные растения в различных комбинациях:

  1. Береза, одуванчик, тополь.
  2. Астра, сирень, мак.
  3. Шиповник, сирень, ель.

Задание: выбери картинку и назови какое растение «лишнее», почему, назови знакомые растения.

Вопросы:

-какие из выбранных тобой растений являются деревьями (кустарниками, цветами)?

-почему растения относятся к живой природе?

-как люди ухаживают за растениями?

-почему нужно беречь природу?

Критерии оценки:

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.

1 балл – ребенок не справляется с заданием.

Задание 2.

Умение называть и показывать части дерева и кустарника (ствол, ветки, листья), отличительные признаки дерева от кустарника.

Материал: предметные картинки: береза, сирень, мак, игровой персонаж Медведь.

Содержание диагностического задания. На столе перед ребенком выложены картинки, на которых изображены береза, сирень, мак.

Задание: Помоги Мишке  найти картинку, на которой нарисовано дерево.

Вопрос:

– Как называется это дерево?

Дидактическая игра «Собери дерево»

Материал: разрезная картинка-пазл (ствол, ветки, листья), игровой персонаж Медведь.

Задание: Мишка перепутал картинки и не может собрать дерево, помоги ему собрать дерево из частей, назови и покажи части дерева (один толстый высокий ствол, много тонких веток, на ветках много листьев).

Задание: Помоги Мишутке найти картинку, на которой нарисован кустарник.

–  Как называется этот кустарник?

– Назови и покажи его части (несколько стволов, много веток с листьями).

– Расскажи, чем отличается дерево от кустарника (у дерева один толстый высокий ствол, много тонких веток, которые находятся высоко от земли, а у кустарника несколько стволов, расположенных близко от земли, они тоньше, чем у дерева).

Критерии оценки:

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает  на вопросы.

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.

1 балл – ребенок не справляется с заданием.

Задание 3.

Умение называть и показывать части травянистых растений (цветы) (стебель, цветок, листья).

Дидактическая игра «Узнай и назови»

Материал: предметные картинки: деревья, мак, сирень, игровой персонаж кукла Маша.

Содержание диагностического задания.  На столе перед ребенком выложены картинки, на которых изображены береза, сирень, мак.

Задание 1: Помоги  кукле Маше найти картинку, на которой нарисован цветок.

Вопрос:

– Как называется этот цветок?

Дидактическая игра «Собери цветок»

Материал: разрезная картинка-пазл (стебель, цветок, листья).

Задание 2: Кукла Маша перепутала части картинки с цветком, помоги кукле, собери цветок из частей.

Вопрос:

– Назови и покажи его части (тонкий гибкий стебель, на нем есть листья, цветок).

Критерии оценки:

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает  на вопросы.

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.

1 балл – ребенок не справляется с заданием.

Задание 4: Умение различать и называть овощи и фрукты, место их произрастания (сад, огород).

Дидактическая игра «Овощи и фрукты».

Материал:  набор натуральных (или муляжей) овощей (морковь, помидор, огурец, свекла, редис, репа) и фрукты (яблоко, груша, апельсин, лимон, виноград, банан);  корзинка, ваза; картины «На огороде», «В саду».

Содержание диагностического задания. На столе перед ребенком выложены овощи и фрукты.

Задание: положи в корзинку все овощи.

Вопросы:

– Назови и покажи овощи, которые ты положил в корзинку.

– Назови их одним словом.

– Назови и покажи, что осталось на столе.

– Как это назвать одним словом?

Задание: положи все фрукты в вазу.

Вопрос:

– Что ты положил в вазу? (Фрукты.)

Педагог показывает картины «В саду», «На огороде».

Вопросы: — Где растут овощи? (На огороде)

— Где растут фрукты? (В саду)

Критерии оценки:

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.

1 балл – ребенок не справляется с заданием.

Задание 5: Умения называть и показывать условия, необходимых для роста растений.

Дидактическая игра «Что нужно растению».

Материал: игрушка (Незнайка), карточки с изображениями неба, солнца, лейки, цветок, горшок с землей, тучки с дождем.

Содержание диагностического задания: Незнайка хочет посадить цветочек, но не знает, что для этого нужно, педагог просит ребенка помочь Незнайке. Малышу предлагается картинка с изображением цветка и он должен подобрать к ней картинки с изображением солнца, лейки, цветочного горшка с землей.

Вопросы:

— почему растения относятся к живой природе?

­- как люди ухаживают за растениями?

— что будет, если цветочек не поливать?

— найди и покажи в группе растение, которое ты знаешь?

Критерии оценки:

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает  на вопросы.

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.

1 балл – ребенок не справляется с заданием.

Для определения уровня представлений о растительном мире детей младшего дошкольного возраста мы использовали шкалу, посредством которой обозначали уровень сформированности представлений о растительном мире детей младшего дошкольного возраста:

высокий уровень  — 12-15 баллов

средний уровень — 8-11 баллов

низкий уровень — до 7 баллов

В ходе проведения диагностики, мы наблюдали, что четверо детей (Матвей Б.; Ваня Г.; Даня М.; Кристина О.) не справились с большинством предложенных заданий, хотя у них и наблюдается некоторая заинтересованность в выполнении заданий.  Дети допускают ошибки в классификации растений – путают кустарник и дерево, не могут назвать их характерные признаки. Не выделяют части дерева, растения или выделяют какую-то одну часть, например, называют только ствол у дерева или ветки. Путают овощи и фрукты, не называют и не определяют места их произрастания. Не смогли назвать, что необходимо для роста растений. Выполняя задание часто отвлекаются, теряют интерес. Это обусловлено тем, что эти дети начали посещать детский сад только в этом учебном году, у некоторых из них (Матвей Б., Даня М.) длительная адаптация и частые отсутствия в детском саду по болезни. У шестерых детей (Ксюша З.; Мадина С.; Аня Т.; Вероника Т.; Алина Т.; Петя Ч.) есть заинтересованность в выполнении задания, их увлекает процесс. Дети понимают цель задания, но не всегда могут объяснить свой выбор самостоятельно. Классифицируют растения, с помощью воспитателя называют их отличительные признаки. Показывают и называют, части растений, деревьев, но путаются, называя ствол и стебель. Затрудняются в определении, что необходимо для роста растений.

В ходе изучения уровня представлений детей 3-4 лет о растительном мире нами были получены результаты, представленные в таблице 1.

Таблица 1. Результаты первичной диагностики

«Комплексная диагностика уровней освоения программы под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой»

№ п/п Имя, возраст 1-е

зад.

2-е зад. 3-е зад. 4-е зад. 5-е зад. Общий бал Уровень

представлений

1. Аня Т. 3г.8 м. 2 2 2 2 1 9 средний
2. Алина Т. 3г.8м. 2 2 2 2 1 9 средний
3. Ваня Г. 3г.5м. 1 1 1 2 1 6 низкий
4. Вероника Т. 3г.5м. 2 2 2 3 1 10 средний
5. Даня М. 3г.6 1 1 1 1 1 5 низкий
6. Ксюша З. 3г.6м. 2 2 2 3 1 10 средний
7. Кристина О.3г.3м. 1 1 1 2 1 6 низкий
8. Матвей Б. 3г.1м. 1 1 1 1 1 5 низкий
9. Мадина С. 3г.8м. 2 2 2 3 1 10 средний
10. Петя Ч. 3г.7м. 2 2 2 3 1 10 средний

 

Таким образом, по результатам диагностики мы определили, что на этапе констатирующего эксперимента высокий уровень сформированности представлений о растительном мире не выявлен, средний уровень выявлен у 6 детей (60%), низкий уровень — у 4 детей (40%), что представлено на рисунке 1.

 

Рис. 1 «Уровни сформированности представлений о растительном мире детей 3-4 лет на констатирующем этапе»

Цель 2 этапа: выявить роль родителей в формировании представлений о растительном мире детей 3 – 4 лет посредством дидактических игр.

На данном этапе нами было проведено анкетирование родителей по теме «Дидактические игры» с целью выявления заинтересованности родителей по данной теме, использования игр в семье и определения выбора тем консультаций и мероприятий по привлечению родителей к процессу формирование представлений о растительном мире.  Анкеты представлены в приложении 1.

Анализ анкет показал, что в дидактические игры дома с детьми играют 40% родителей, 20% – не играют и 40 % – не знают, какие дидактические игры у них есть. Любимые игры у детей – «Парные картинки» – 40%, «Разрезные картинки» – 20%, 40% – не знают в какие игры любят играть их дети. 40% родителей играют по желанию детей, 20% – когда приобретают новую игру, 20% – не играют с детьми из-за отсутствия свободного времени, 20% – играют, когда появляется время и желание. Правила в играх соблюдают – 70% родителей, 10% – не соблюдают, 20% – всегда дают возможность выиграть ребенку, играют по его правилам. Всей семьей играют в дидактические игры только 60% опрошенных семей, 40% родителей не находят для игры времени. Многие родители высказали свои эмоции по поводу анкеты — кто-то впервые задумался о значении дидактических игр, о их необходимости в развитии детей, кто-то рассказал о том, что не знал ничего о дидактических играх.

На основе полученных результатов на констатирующем этапе нами определены задачи на формирующий этап исследования:

  1. Определить организационно-педагогические условия по формированию представлений о растительном мире детей младшего дошкольного возраста.
  2. Пополнить развивающую предметно-пространственную среду дидактическими играми для формирования представлений о растительном мире детей 3-4 лет.
  3. Составить и реализовать план работы по формированию у дошкольников представлений о растительном мире посредством дидактических игр соответствующей направленности.
  4. Апробировать в процессе непрерывной образовательной деятельности и при осуществлении режимных моментов дидактические игры, направленные на формирование представлений о растительном мире детей 3-4 лет.
  5. Разработать и провести мероприятия по привлечению родителей к процессу формирование представлений о растительном мире у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Выводы по второй главе

По результатам проведенной диагностики можно сделать вывод, что представления детей 3 – 4 лет о растительном мире неглубокие, что обуславливает необходимость проведения соответствующей работы в направлении углубления, расширения и закрепления представлений детей в обозначенном направлении. Этому также способствует и положительное эмоциональное отношение детей к растительному миру, что создает благоприятную почву для будущей работы в данном направлении.

Наблюдения за выполнением детьми заданий с использованием дидактических игр показали, что у них нередко возникают сложности с пониманием игровой инструкции взрослого перед выполнением игрового задания, что также указывает на активизацию включения дидактических игр в образовательный процесс младших дошкольников при усвоении ими представлений о растительном мире.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе, требует оснащения, что означает, что в этом направлении необходимо активно работать.

Отношения родителей и воспитателей в целом благоприятное, что также дает надежду на активное взаимодействие и поддержку с их стороны.

Страницы: 1 2 3 4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф