Заявка на расчет
Меню Услуги

Дипломная работа на тему «Внеурочная деятельность как способ преодоления отставания учащихся младших классов в освоении школьной программы». Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3


1.4 Внеурочная деятельность как средство преодоления отставания младших школьников в освоении школьной программы

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Одним из результативных средств преодоления отставания младших школьников в освоении школьной программы является внеурочная деятельность. Кружковые занятия, как форма внеурочной деятельности, углубляют и расширяют знания обучающихся, полученные на уроке, повышают их интерес к отдельному предмету и к обучению в целом.

Анализ педагогической литературы и нормативно-правовых документов свидетельствует, что в теории и практике отечественного образования употреб­лялись термины «внеурочная, внеклассная, внеучебная работа», которые трактовались в энциклопедических и справочных изданиях как составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организа­ции свободного времени учащихся.

Кроме того, проведенный анализ свидетельствует, что понятие «внеклассная» и «внеурочная» работа не имеют четкого разграничения. Изучив научную и учебную литературу по данной теме, можно сделать вывод, что термины внеклассная и внеурочная деятельность необходимо рассматривать как синонимы. Однако в дальнейшей работе будем использовать термин внеурочная деятельность, поскольку он наиболее точно отвечает требованиям создания единого образовательно-воспитательной среды; охватывает систему как воспитательного, так и учебного процесса развития и формирования личности школьника в свободное от урочной деятельности время.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается «образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, направленная на достижение планируемых результа­тов освоения основной образовательной программы» [21]. Содержатель­ным дополнением к пониманию сути внеурочной деятельности является определение внеучебной деятельности, сформулированное в методиче­ских рекомендациях по ее организации для учащихся начальной и основ­ной школы (1-9-х классов): понятие, объединяющее все виды деятельно­сти школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации [21 с. 6].

Организация внеурочной деятельности школьников – это актуальное и необходимое звено педагогической системы. Направлен оно на формирование и обстоятельное развитие творческого мышления, интеллектуальных способностей, нравственное и физическое воспитание подрастающего поколения, а также на обеспечение рационального времяпрепровождения. Определить значимость организации внеурочной деятельности школьников помогают ФГОС. Внеурочная деятельность, согласно образовательным стандартам нового поколения, обеспечивает адаптацию школьников к жизни в обществе, их профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Одной из главных задач внеурочной воспитательной работы является преодоление отставания младших школьников в освоении школьной программы. Принцип добровольности является одним из самых важных принципов внеклассной воспитательной работы. Ученик должен выражать искреннее желание участвовать в этой работе, без какого-либо давления на него.

Как и в изучении любого школьного предмета, во внеурочной воспитательной работе значимым является ее содержание, которое отбирается произвольно.

Внеурочная работа предоставляет уникальные возможности для пробуждения интереса учащихся, поэтому необходимо вводить интересные элементы во внеурочных занятиях. Они, однако, не должны быть самоцелью, а должны подчиняться общим задачам обучения.

Для учащихся, интерес которых к обучению уже определенно определился, интерес, как таковой, впоследствии уступает место более глубокой заинтересованности в сущности выполняемой работы. Поэтому уместно проведение таких экспериментов, которые дают четкий конкретный результат, могут побудить детей к размышлениям и обобщениям, вырабатывать способность находить закономерности, выходящие за пределы школьной программы, но доступные для понимания учащихся младших классов. В массовой внеурочной работе, то есть работе, в которую вовлечены не только участники, но и ученики младших классов, любопытство – важное и необходимое условие, которое сохраняет свое значение и в старших классах общеобразовательной школы.

Существуют разнообразные виды внеурочной работы. Внеурочные занятия помогают учителю лучше узнать индивидуальные способности своих учеников, выявить среди них учащихся, проявляющих интерес к предмету и всячески направлять развитие этого интереса.

Внеурочные занятия обычно носят принцип занимательности, который необходим для здорового отдыха, хорошего настроения, жизнерадостной деятельности. Но неправильно основывать внеурочную работу только на принципе занимательности. Внеурочная работа должна не развлекать школьника, а развивать и совершенствовать его личность. Большое значение следует придавать самостоятельной работе учащихся по практическим заданиям как наиболее интересной для них форме работы. При этом должна осуществляться глубокая связь индивидуальной, групповой и коллективной работы. Необходимо сочетание добровольности работы с обязательностью её выполнения.

Внеурочная работа – это особая организуемая форма занятий с учащимися, обладающая сильным эмоциональным воздействием. Она развивает кругозор и воображение учащихся, стимулирует их к самообразованию, пополнению своих знаний, способствует развитию изобретательности и творчества. Эта работа очень разнообразна по видам и содержанию, носит оттенок занимательности, формирует интерес к предмету, она требует тщательной организации.

На внеурочных занятиях укрепляются и расширяются знания, полученные на уроках. На них можно лучше узнать индивидуальные особенности своих учеников и выявить среди них одаренных, проявляющих интерес к предмету, а затем развивать этот интерес.

Роль внеурочной работы заключается в следующем:

  1. Повышение интереса учащихся к предмету. Познакомившись с тем или иным явлением на внеурочных занятиях, учащиеся постараются понять суть этого явления или захотят прочитать о нем в дополнительной литературе, чем только закрепят свой интерес к предмету.
  2. Расширение и углубление знаний. Заинтересовавшись на уроке различными вопросами, ученик имеет возможность на внеурочных занятиях значительно расширить объем своих знаний. В этом случае поможет любая форма внеклассной работы.
  3. Развитие творческих способностей Участие в различных формах внеурочной работы позволяет развить творческую активность и самостоятельность учащихся, привить им вкус к исследовательской работе.
  4. Внеурочная работа делает уроки более эффективными как для учителя, так и для учеников. Учитель получает возможность организовать повторение пройденного материала в иных формах и преподнести известные явления в новом освещении, знакомит аудиторию с новыми, выходящими за пределы программы явлениями и фактами.

Главная особенность внеурочного воспитательного процесса заключается в том, что он строится на взаимном сотворчества педагогов и детей, на их дружбе и духовной общности, на признании самоценности личности, на взаимопомощи и взаимной заинтересованности в общем успехе и результате деятельности.

У любого ученика есть те внутренние механизмы, правильное использование которых может помочь в борьбе с трудностями в обучении. Препятствиями, возникающими в процессе обучения младших школьников, выступают следующие факторы:

  • преобладание коллективной и групповой работы, что способствует сужению процесса индивидуализации и не позволяет учитывать индивидуальные особенности детей в полной мере;
  • быстрое изменение, слабая структурированность материала, преобладание пассивного восприятия информации над ее осмыслением и практическим использованием – является результатом неспособности учащихся глубоко осмыслить изучаемый материал;
  • низкая стимуляция творческих компонентов мышления вследствие информационно-научной перегрузки учебного процесса;
  • ограниченность диалогического общения учителя и учеников на уроках, которая вызвана большой наполняемостью классов, репродуктивностью межличностных контактов между участниками учебного процесса, психически истощает их;
  • недостаточность в преемственности воспитательного влияния школы, семьи, создающей у учащихся двойственность в морали и порождающей отрицательные черты их личности.

Отдельные действия ученика в ходе обучения сигнализируют наблюдательному учителю о том, что необходимо обратить внимание на этого школьника для того, чтобы предупредить развитие его неуспешности.

Необходимым условием преодоления отставания младших школьников в освоении школьной программы является подбор оптимальных методов и средств внеурочной деятельности.

Учитель может во внеурочное время использовать ряд методов и приемов работы с классом или отдельными учениками. К наиболее результативным приемам и методам работы по преодолению отставания младших школьников в освоении школьной программы можно назвать  следующие: частная беседа с учеником; создание ситуации успеха; обращение внимания на таланты и способности учеников; создание некоторых учебных моментов развлечением; изучение учебного материала в том количестве, которое ученики способны овладеть; разрешение ученикам контролировать, что и как они изучают. С целью преодоления отставания младших школьников в освоении школьной программы во внеурочной деятельности может быть использован комплекс упражнений, их применение предполагает оперирование такими методами, как метод дедукции, индукции, игры, беседы, диспута, педагогического требования, приучение, поручение, создание воспитательных ситуаций, метод общественного мнения, наблюдения, теста, самоанализа. Большое значение приобретают частично-поисковый метод и метод проблемного изложения знаний. Современная образовательная среда требует от учителей отходить от устоявшихся форм и методов в работе с детьми, готовности воспринимать новейший педагогический опыт, технологии, медийные формы и методы. Этому способствует целый спектр игровых технологий: «диалог», «синтез мыслей», «круги Вена», «совместный проект» (с применением компьютерных технологий), «круг идей», «дебаты»,  «ассоциативный куст», «метод шести шляп Эдварда де Боно» и др.

В качестве методов повышения педагог должен использовать не только традиционные, но и нетрадиционные методы работы. Основными методами и приемами интерактивного обучения является самостоятельная работа, проблемные и творческие задания, вопросы учащихся к учителю и наоборот. Это такие технологии как «Микрофон», «Мозговой штурм», работа в парах, работа в малых группах, «Обучая – учусь», «Метод ПРЕСС», «Займи позицию», «Незаконченное предложение». Использование игровых технологий не является самоцелью, а лишь средством, которое способствует сотрудничеству [21, С. 132].

В процессе деятельности учитель может варьировать формы внеурочной деятельности: путешествия, соревнования, эстафеты, встречи, конференции, праздники, сюжетные игры и тому подобное.

Один из условий предупреждения трудностей в обучении младших школьников – это дополнительные занятия с неуспевающими учениками во внеурочной деятельности. Именно владение полным диапазоном общеучебных умений и навыков младших школьников в сотрудничестве с учителем обеспечит успешное продвижение по всем этапам учебной деятельности.

Преодоление отставания младших школьников в освоении школьной программы предполагает создание позитивной эмоциональной атмосферы и развития интереса к обучению. Проблемой в организации учебно-воспитательного процесса детей младшего школьного возраста является то, что младшие школьники при осознании значения обучения не принимают поставленную учителем цель, то есть в младших школьников поставленная учителем цель не становится их собственной целью. Созданию положительной эмоциональной атмосферы и развитию интереса к обучению способствует формирование бесспорного авторитета педагога у младших школьников, что обеспечивает переход поставленной педагогом цели в собственную цель обучения ребенка.

Благоприятная среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности.

Важной является коррекционная деятельность, направленная на работу над внутренними мотивами учащихся, которая бы повышала интерес к познанию, интерес к результатам, осуществляла бы саморазвитие личности. Именно такое обучение в наибольшей степени будет способствовать важна цель – развития личности учащихся, предупреждению трудностей в обучении. Если ученик осознал, что обучение в школе является необходимым для него самого, то можно считать, что цель такой работы  достигнута.

Значительно расширяет возможности формирования мотивов обучения у младших школьников методы применения ИКТ. Возможности применения мультимедиа не только создают ситуации удивления, эмоционального подъема, но и способствуют углублению знаний, формированию научного мировоззрения учащихся. Кроме того, это позволяет активизировать внимание учащихся, формировать умения работать с информацией. У детей меняется отношение к компьютеру. Они начинают воспринимать его как универсальный инструмент для работы в любой сфере человеческой деятельности, а не как инструмент для игр. Весомый вклад в формирование такой личности обеспечивает использование в учебном процессе нестандартных форм организации обучения, которые создают условия для активной учебной деятельности школьников. Эти формы осуществляют эмоциональное воздействие на детей, поддерживают интерес к обучению, обеспечивающих интеллектуальное развитие, побуждают к инициативе, формируют навыки взаимодействия с другими участниками учебного процесса.

Опираясь на проведенное исследование процесс преодоления отставания младших школьников  овладении школьной программой необходимо строить с учетом следующих критериев:

  1. Возможность выбора ребенком траектории образования. По этому критерию процесс должен идти в двух направлениях:
  2. насыщение вариативной составляющей учебного плана разнообразными факультативными курсами, которые может выбирать ребенок;
  3. усвоение предметов инвариативной части плана должно происходить в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, что предусматривает предоставление ребенку права выбора видов и форм деятельности, дифференциация учебного материала по уровню сложности.

Необходимо учитывать, что одним из главных условий развития интеллекта является активность субъекта в осуществлении интеллектуальной деятельности. Источником познавательной активности и самостоятельности являются потребности школьников в получении знаний, обусловленные средствами учебно-познавательной деятельности, в самоутверждении. Удовлетворение одних потребностей приводит к выполнению новых, в результате чего и происходит интеллектуальное развитие личности. Задача учителя – стимулировать формирование этих потребностей, что требует создания в обучении условий, побуждающих учащихся к активной самостоятельной деятельности. Педагогически обоснованное стимулирование потребностей, мотивов, интересов, активности и самостоятельности учащихся предполагает активизацию учебно-познавательной деятельности как процесс, направленный на углубленную совместную учебно-познавательную деятельность учителя и учащихся на уроке, на побуждение к его энергичному, целенаправленному осуществлению, на преодоление инерции, пассивных и стереотипных форм преподавания и обучения.

Характер активности, степень интереса в деятельности ученика в значительной мере зависит от качества его знаний и от уровня овладения способами умственного действия.

  1. Единая образовательно-воспитательная система «урок-внеурочная деятельность».
  2. Активное взаимодействие на уровне «учитель — ученик», «родители — ученик». Среди основных методик создания педагогической ситуации, при которой ученики выступают активными субъектами диалога с взрослыми, более того — его организаторами в урочной и внеурочной деятельности, является:
  3. методика создания проблемных ситуаций через проектирование специальных познавательных заданий, экспериментальной деятельности путем вывода учащихся на неожиданные для них результаты;
  4. методика проектирования собственной деятельности, в результате которой ребенок учится действовать по своему замыслу в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находит способы реализации собственного проекта;
  5. метод проектов заключается в разработке конкретной идеи, плана деятельности, реализация которого предполагает достижение заранее определенного результата. По этой методике совместно с педагогом учащиеся разрабатывают проект, который осуществляется по определенным и завершенным циклом учебно-воспитательной деятельности. Три основные фазы (проектировочная, технологическая и рефлексивная) определяют цикличность проектной деятельности субъектов диалога.
  6. Разновозрастное взаимодействие учащихся в школе. Проектируя образовательную среду нужно обращать внимание и на проблему отношений детей младшего школьного возраста в разновозрастном коллективе. Поскольку именно в младшем школьном возрасте межличностные отношения являются наиболее важным средством управления развитием личности.
  7. Постоянный процесс профессионального развития учителя. Особое внимание следует уделять формированию интеллектуальных ценностей. Поскольку интеллектуальные ценности определяют интеллектуальную культуру личности, а также выступают регулятором сознательного поведения человека. Интеллектуальные ценности являются важным средством существования личности и ее взаимодействия с окружающей средой, средством познания и творчества.
  8. Отслеживание результатов деятельности и осуществления коррекции учебно-воспитательного процесса на основе мониторинга достижений учащихся. В этом процессе должны объединить усилия учитель, психолог, социальный педагог, родители и сами дети. Современная технология оценивания учебно-познавательной деятельности ребенка — портфолио, особенно подходит для учащихся начальных классов.

Таким образом, внеклассный воспитательный педагогический процесс нельзя отождествлять с учебным. Его логично рассматривать в русле социальной коммуникации, как процесс социально-педагогического взаимодействия, в которой важную роль играют феномены эмпатии, аттракции, рефлексивной саморегуляции и тому подобное.

 

Выводы по первой главе

 

Теоретический анализ литературы позволил сделать следующие выводы:

  1. Таким образом, в современное время нет единого термина, который бы давал определение ребенку с трудностями в учебе и причин его школьных проблем. Учителям и психологам сложно ориентироваться в имеющихся источниках: один и тот же феномен описывается с помощью различных терминов: дети с пониженной успеваемостью, дети с проблемами в обучении, отстающую в обучении, с задержкой психического развития, «группы риска», педагогически запущенные, неуспевающие и др.
  2. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Особенности познавательных процессов в младшем школьном возрасте, в том, что под влиянием обучения начинается их перестройка, обретение качеств, присущих взрослым. Общими характеристиками является их произвольность, продуктивность, устойчивость.
  3. Причины школьной неуспеваемости зависят от большого числа факторов, которые постоянно меняются. Именно постоянная изменчивость причин, которые становятся основой первичной школьной неуспеваемости, и определяет недостаточную эффективность переноса наработанных коррекционных мероприятий в новые условия. Поэтому, несмотря на накопленный школой опыт ликвидации неуспеваемости обучающихся в учебе, эта проблема остается актуальной в педагогике. Система педагогических средств и методов предупреждению неуспеваемости обучающихся должна быть направлена в первую очередь на ликвидацию выявленных недостатков в развитии обучающихся, формирование у них умения учиться; сосредоточение внимания не на ошибках, а на успехах и победах, даже незначительных; привлечение родителей к сотрудничеству; создание доброжелательной творческой атмосферы сотрудничества между учителями и обучающимися.

 

2 ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ОТСТАВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОСВОЕНИИ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

2.1 Выявления уровня отставания младших школьников в освоении школьной программы

 

С целью изучения причин отставания в освоении школьной программы младших школьников нами была проведена исследовательская работа с 20 учащимися 3 «А» класса МБОУ «СОШ п. Эгвекинот», возраст детей от 9 до 10 лет, из них 10 мальчиков, 10 девочек.

В качестве критериев отставания младших школьников от школьной программы были выделены следующие:

  • низкая академическая успеваемость обучающихся (трудности усвоения учебного материала);
  • несформированность познавательно-интеллектуальных предпочте­ний;
  • несформированность учебной мотивации;
  • отсутствие ценностного отно­шения к ситуации учения.

Для выявления уровня школьной неуспеваемости нами  использовался метод наблюдения, индивидуальные беседы с учащимися, анкетирование, анализ учебной документации.

Наблюдение.

Целью наблюдения за младшими школьниками стало выяснение эмоционального отношения к учебе учащихся.

При проведении наблюдения мы обращали внимание на действия и реакции младших школьников в ходе учебной деятельности, на их активность, проявление интереса к урокам, любознательность, задавали ли дети вопросы на уроках и стремились ли отвечать на вопросы учителя, степень проявления самостоятельности выполнения заданий, устойчивость в достижении целей, отвлекаемость на уроках.

Наблюдения за младшими школьниками на уроках позволяют сделать вывод, что большинство учащихся проявляют высокий уровень мотивации к учению.

  1. Анализ учебной документации. Далее мы определяем успеваемость детей данных классов. Для этого использовали анализ учебной документации. Определяя детей в различные группы по уровню успеваемости, мы анализировались итоговые отметки учащихся за третью четверть.
  2. Познавательно-интеллектуальные предпочтения детей изучались с помощью методики «Составь расписание».

Каждому ученику предлагалось составить расписание уроков на три дня на основе предметов учебного плана.

При состав­лении расписания ученикам необходимо было на первый день поставить самые интересные, увлекательные предметы, на второй день – не очень интересные предметы, на третий день самые скучные и неинтересные предметы.

Для оценки уровня мотивации детей был использован метод «Эксперт­ной оценки» учителя.

В качестве экспертов выступили учителя 3 «А» класса МБОУ «СОШ п.Эгвекинот». Педагогам предлагалось оценить по десятибалльной сис­теме мотивацию и познавательную активность учащихся. При анализе мы опирались на показатели развития познавательного интереса, выделен­ные Г. И. Щукиной.

Для диагностики ценностного отно­шения к ситуации учения младших школьни­ков применялся оп­росник «Отношение к учению» адаптирован­ный Г.А. Карповой, Т. П. Артемьевой, ко­торый позволил нам определить выражен­ность ценностного отношения к ситуации уче­ния.

Опрос проводился индивидуально с каж­дым учеником. Школьнику предлагался опросник, в котором в разнообразных версиях описывается отношение к учебным и неучеб­ным ситуациям. Дети должны были поставить плюс, если согласны с высказыванием, нуль, если почти согласны и минус, если не соглас­ны.

Текст опросника и обработка результатов представлены в Приложении А.

Таким образом, для выявления трудностей в обучении младших школьников существует ряд методик, которые устанавливают причины возникновения этих трудностей. Характерной особенностью таких методик является то, что они носят или игровой характер, или содержат ряд простых вопросов, на которые ребенок должен дать ответ. Педагог или психолог должны помнить, что установить причины трудностей обучения младших школьников с помощью одной методики невозможно, нужно подобрать комплекс методик, позволяющих изучить мотивацию, самооценку и личностные характеристики ребенка.

Представим результаты эмпирического исследования.

Целью наблюдения за младшими школьниками стало выяснение эмоционального отношения к учебе учащихся.

При проведении наблюдения мы обращали внимание на действия и реакции младших школьников в ходе учебной деятельности, на их активность, проявление интереса к урокам, любознательность, задавали ли дети вопросы на уроках и стремились ли отвечать на вопросы учителя, степень проявления самостоятельности выполнения заданий, устойчивость в достижении целей, отвлекаемость на уроках.

Наблюдения за младшими школьниками на уроках позволяют сделать вывод, что большинство учащихся проявляют высокий уровень мотивации к учению.

Анализ учебной документации. Далее мы определяем успеваемость детей 3-го класса. Для этого использовали анализ учебной документации. Определяя детей в различные группы по уровню успеваемости, мы анализировали итоговые отметки учащихся за вторую четверть.

Мы вычислили средний балл успеваемости обучения для каждого школьника.

Результаты изучения успеваемости учащихся младшего школьного возраста следующие.

В группу детей-отличников мы определяли учащихся с доминированием среди итоговых отметок «5», дети-хорошисты имеют среднюю оценку «4», дети, занесенные в группу «удовлетворительно», в основном демонстрируют уровень знаний соответствующий данной отметки, и «неуспевающие» дети – это учащиеся, имеющие двойку хотя бы по одному учебному предмету.

К неуспевающим обучающимся мы отнесли младших школьников, имеющих средний балл от 2,5 до 3,5.

На среднем уровне находились ученики, имеющие средний бал от 3,6 до 4,5.

К сильным школьника нами отнесены были обучающиеся, имеющие от 4,6 до 5 баллов.

Количественные результаты изучения успеваемости учащихся 3 «А» класса представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Показатели успеваемости обучения обучающихся 3 класса

п/п

ФИО Русский язык Математика Английский язык Литературное чтение Музыка Физическая культура Рисование Информатика Окружающий мир ОРКСЭ Технология Средний

балл

1. Б.Д.А 4 4 3 4 4 5 4 4 4 4 4 4
2. Ф.С.К. 5 5 3 4 5 5 5 5 4 5 4 4,5
3. К.А.Н. 5 4 5 5 5 5 5 4 5 5 5 4,9
4. С.А.В. 4 3 4 4 4 5 4 3 3 4 4 3,8
5. Б.А.С. 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4
6. К.И.И. 5 5 3 3 4 5 5 5 4 4 3 4,1
7. Г.Р.В. 4 3 3 3 4 4 4 3 4 3 3 3,5
8. К.А.В. 3 3 3 3 4 3 4 3 3 3 3 3,1
9. К.Д.А. 5 5 5 5 4 5 5 5 5 5 4 4,9
10.  Г.Л.А. 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5
11.  П.О.А. 3 3 3 3 4 3 3 3 3 3 4 3,1
12. С.А.Н. 4 3 3 3 3 3 4 4 4 4 3 3,4
13. П.В.А. 3 3 3 3 4 3 4 3 3 3 3 3,1
14. Б.И.С. 5 5 5 5 4 5 5 5 5 5 4 4,9
15. П.П.А. 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5
16. Т.Д.И. 3 3 3 3 4 3 3 3 3 3 4 3,1
17. П.Е.Д. 4 3 3 3 3 3 4 4 4 4 3 3,4
18. Н.В.С. 4 3 4 4 4 5 4 3 3 4 4 3,8
19. Х.А.Д. 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4
20. К.М.А. 5 5 3 3 4 5 5 5 4 4 3 4,1

 

В результате анализа учебной документации учащихся 3 «А» класса, 6 учеников, что составляет 30,0 % от общего числа детей относятся к низкому уровню успешности обучения; 9 учащихся, что составляет 45,0 % от общего числа детей, относятся к среднему уровню успешности обучения; 5 детей,  что составляет 25,0 %, показали высокий уровень успешности обучения.

Представим полученные данные на рис. 1.

Рисунок 1 – Уровень успешности обучения учащихся 3 «А» класса

 

По итогам изучения успеваемости учащихся младшего школьного возраста все школьники нами были поделены на две группы:

  • в опытную группу вошли 6 обучающихся, продемонстрировавшие низкий уровень успешности обучения;
  • в контрольную группу вошли 14 младших школьников, показавших средний и высокий уровень успешности обучения.

Результаты, полученные с помощью методики «Составь расписание», позволяют сделать вывод, что у большей части обследованных младших школьников (71,5 % учащихся контрольной группы и 33,3 % школьников экспериментальной группы) выявлен средний уровень познавательно-интеллектуальных предпочтений.

Дети со средним уровнем познавательно-интеллектуальных предпочтений в одинаковой степени проявляли интерес к сложным предметам, и в расписании в первый день ставили такие  предметы, как русский язык, математику, чтение, так и к облегченным предметам учебного плана – рисованию, физкультуре, труду, музыке.

Высокий уровень познавательно-интеллектуальных предпочтений наблюдается у 20,0 % младших школьников контрольной группы. Дети, отнесенные к этой группе, выражали положительное отношение ко всем сложным предметам (математика, русский язык, английский язык, ознакомление с окружающим миром, чтение). Обучающихся опытной группы с высоким уровнем познавательно-интеллектуальных предпочтений не обнаружено.

У 28,5 % учащихся начальных классов опытной группы выявлен низкий уровень познавательно-интеллектуальных предпочте­ний, наблюдается отрицательное отношение к сложным предметам. Эти учащиеся проявляют интерес только к облегченным предметам (музыке, рисованию, труду, физкультуре). Детей контрольной группы с низким уровнем познавательно-интеллектуальных предпочте­ний не обнаружено.

Представим результаты на рисунке 2.

Рисунок 2 – Уровень познавательно-интеллектуальных предпочте­ний младших школьников

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют, что у отстающих младших школьников выявлен низкий уровень познавательно-интеллектуальных предпочте­ний.

Результаты диагностики учебной мотивации младших школьников.

Мы проанализировали уровень учебной мотивации, отмеченной учителями 3 «А» класса МБОУ «СОШ п. Эгвекинот» на уроках по сложным предметам: математике, русскому языку, чтению, английскому языку, ознакомлению с окружающим миром.

Так, педагоги отметили высокий уровень мотивации  изучения данных пред­метов (от 10 до 8 баллов) у 50,0 % учащихся контрольной группы.

Для детей с высоким уровнем мотивации характерны высокая самопроизвольная познавательная активность, они часто задают вопросы, поднимают руку на уроках, в случае недопонимания заданий или объясняемого материала не скрывают от учителя моментов непонимания; для этих младших школьников характерно стремление разобраться в труд­ных вопросах, они поднимают руку и высказывают желание выполнять более сложные задания, ищут решения задачи, не отказывается от до­полнительных занятий; у таких школьников интенсивно, с увлечением протекает процесс самостоятельной деятельности, они активно работают, не отвлекаются на что-то другое, кроме учебных действий, не разгова­ривают, ищут необходимый материал или пути решения заданий.

У 50,0 % учащихся контрольной группы и 33,3 % школьников опытной группы выявлены средний уровень учебной мотивации  на этих уроках (от 7 до 4 баллов).

Младшие школьники со средним уровнем учебной мотивации все время нуждаются в систе­матических побуждениях, они испытывают потребность в одоб­рении, похвале, им необходим периодический кон­троль со стороны взрослого; они  восприимчивы к помощи, и в случае возникающих затруднениях обращаются за помощью или к сверстникам, или к педагогу.

У 66,7  % учащихся опытной группы выявлен низкий уровень учебной мотивации на этих уроках (от 3 до 0 баллов). У учащихся с низким уровнем учебной мотивации наблюдается познавательная инертность (низкая активность на занятиях, трудности решения задач); эпизо­дический интерес к учебным видами деятельности, частые отвлечения (отсутствие целенаправ­ленного поведения, недостаточная сосредоточенность на предмете изучения); они ничем не интересуются, не поднимают руку.

Школьников контрольной группы с низким уровнем учебной мотивации не выявлено.

Представим результаты на рисунке 3.

Рисунок 3 – Уровень учебной мотивации младших школьников

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют, что у отстающих младших школьников выявлен недостаточный уровень мотивации.

Результаты диагностики ценностного отно­шения к ситуации учения младших школьни­ков.

Проанализировав ответы третьеклассников, мы выявили, что 35,7 %  учащихся контрольной группы имеют высокие показатели цен­ностного отношения к ситуации учения, набравшие по итогам опроса от 10 до 8 баллов. Младшие школьники с высоким уровнем ценностного отно­шения к ситуации учения воспринимают учебу как личностно-привлекательную деятельность, им нравится ходить в школу, на занятиях им не скучно, им не свойственен страх перед школой и перед учителями.

Учащихся опытной группы с высокими показателями цен­ностного отношения к ситуации учения по итогам диагностики не обнаружено.

У 50 % школьников опытной группы и 64,3 % обучающихся контрольной группы выявлены средние показатели цен­ностного отношения к ситуации учения, набравшие по итогам опроса от 7 до 4 баллов. Младшие школьники со среднем уровнем ценностного отно­шения к ситуации учения в большинстве случаев в школу ходят с удовольствием, но отдавая предпочтения той или иной деятельности в школе, им больше нравиться общаться со сверстниками, играть, чем учиться читать, считать и писать.

У 50,0 % школьников опытной группы наблюдаются низкие показатели цен­ностного отношения к ситуации учения, третьеклассники этой группы  не очень любят ходить в школу, им гораздо интереснее проводить время на улице, чем сидеть в школе, им больше нравится играться на переменах, заниматься своими делами, а школу они посещают, потому что заставляют родители.

Результаты диагностики ценностного отно­шения к ситуации учения младших школьни­ков представле­ны на рисунке 4.

Рисунок 4 – Уровень ценностного отно­шения к ситуации учения младших школьни­ков

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют, что у отстающих младших школьников выявлен низкий уровень ценностного отно­шения к ситуации учения.

В итоге, обобщив, полученные ре­зультаты диагностической работы по всем показателям, мы выявили общую картину школьной успешности младших школьников (таблица 3).

Таблица 3 – Уровни школьной успешности младших школьников по итогам констатирующего этапа, %

Уровень сформированности Критерии и показатели Средний уровень
Уровень познавательно-интеллектуальных предпочтений Уровень учебной мотивации Уровень ценностного отно­шения к ситуации учения

 

ОГ КГ ОГ КГ ОГ КГ ОГ КГ
Низкий уровень 66,7 0 66,7 0 50,0 0 66,7 0
Средний уровень 33,3 71,5 33,3 50,0 50,0 64,3 33,3 64,3
Высокий уровень 0 28,5 0 50,0 0 37,5 0 37,5

 

Таким образом, результаты эмпирического исследования  позволяют сделать вывод, что 37,5 % учащихся контрольной группы проявля­ют высокий уровень школьной успешности. У этих третьеклассников преобладают высокие оценки по всем учебным дисциплинам, у них выражено положительное отно­шение ко всем сложным предме­там, на уроках дети проявляют активность, любознательность, самостоятельность и выраженный интерес. Им свойственна высокий уровень учебной мотивации, они внимательно слушают учителя, зада­ют вопросы на уроках, поднимают руку, не от­влекаются и не разговаривают на уроках, стре­мятся преодолеть трудности, высказывают желание выполнять более сложные задания, им нравится ходить в школу. У них выра­жен положительный характер переживания позиции школьника.

Младших школьников опытной группы с высоким уровнем школьной успешности по итогам диагностики не обнаружено.

У большинства учащихся – 64,3 % школьников контрольной группы и 33,3 % опытной группы выра­жен средний уровень школьной успешности. Третьеклассники этой группы имеют  средний бал от 3,5 до 4,5, для них ин­тересными могут являться как сложные, так и облегченные, что указывает на недостаточную выраженность познавательного интереса к сложным предметам. У них средний уровень учебной мотивации, им требуется постоянная помощь, контроль, одобрение со стороны взрослого, они легко отвлекаемы и могут переключиться с выполнения задания на пустые разговоры. Менее выражено цен­ностное отношение к ситуации учения. Пози­ция школьника недостаточно сформирована, им гораздо интереснее поиграть на переменах и пообщаться со сверстниками.

У 66,7 % младших школьников опытной группы выявлена школьная неуспеваемость. У детей этой группы преобладают плохие оценки по большинству учебных предметов, для них характерно отсутствие познаватель­но-интеллектуальных предпочтений, они предпочитают заниматься облег­ченными предметами. На уроках учащиеся проявляют познавательную инертность, частые отвлечения, недостаточную сосредоточенность на заданиях, бездеятельность при затруднениях. Они практически ничем не интересуются, не поднимают руку и не отвечают на вопросы учи­теля. Не сформировано ценностное отношение к ситуации учения, им не нравится ходить в школу.

Обучающихся контрольной группы с низким уровнем школьной успешности  по итогам диагностики не выявлено.

Представим данные на рис. 5.

Рисунок 5 – Распределение младших школьников по уровню школьной успешности по итогам контрольного этапа

Таким образом, результаты опытной  работы позволяют сделать вывод, что у 30,0% обучающихся от всей выборки опрошенных школьников наблюдается школьная неуспеваемость, поэтому с данными учащимися необходимо проводить работу по профилактике школьной неуспеваемости обучающихся средствами социально-педагогической поддержки. Эти обучающихся продемонстрировали низкий уровень мотивации, познавательно-интеллектуальной предпочтений и недостаточно сформированное ценностного отношения к ситуации учения. В качестве основных причин отставания младших школьников в освоении школьной программы по итогам исследовательской работы нами выделены: низкий уровень мотивации младших школьников, несформированность учебной деятельности, несформированность новой внутренней позиции школьника.


1  2  3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф