2.2 Опытная работа по коррекции отставания младших школьников в освоении школьной программы во внеурочной деятельности
На следующем этапе нашего исследования мы провели формирующий этап.
Целью нашей работы стала разработка и внедрение педагогических условий коррекции отставания младших школьников в освоении школьной программы во внеурочной деятельности. Работа была организована только с младшим школьниками, продемонстрировавшими неуспеваемость.
В начале работы нами было определено, что использование внеурочной деятельности будет способствовать коррекции отставания младших школьников в освоении школьной программы при следующих условиях:
1) учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников, учет социально-познавательного опыта детей данного;
2) позитивная эмоциональная настроенность участников образовательного процесса;
3) органическое включение элементов внеурочной деятельности в образовательный процесс;
4) сотрудничество и сотворчество учителя и учеников.
Для получения достоверных диагностических результатов коррекция должна реализовываться непосредственно в рамках учебного процесса и основываться на принципах систематичности. Для того чтобы ребенок стремился получать знания, хотел учиться, достигать хороших результатов, он должен быть заинтересован в том, что делает. Поэтому сотрудничество с такими учениками должно быть построено в непринужденной игровой форме. Во время преодоления неуспеваемости в основном стоит работать над устранением пробелов в знаниях и навыках самостоятельной учебной работы; развивать у учащихся память, внимание, мышление; воображение; устранять внешние факторы, приводящие к неуспеваемости, а также пытаться проявить интерес к знаниям и преодолеть негативное отношение к обучению.
Во время формирующего этапа нами была разработана программа коррекции отставания младших школьников в освоении школьной программы средствами внеурочной деятельности.
Цель программы: коррекция отставания младших школьников в освоении школьной программы.
Задачи:
1) развитие мотивации обучающихся, интеллектуальных способностей и речи;
2) развитие познавательных процессов и познавательной активности младших школьников;
3) формирование индивидуального стиля познавательной деятельности каждого школьника.
Программа направлена на коррекцию отставания младших школьников в освоении школьной программы.
Программа рассчитана на 2,5 месяца, по 1 занятию каждую неделю, всего 10 занятий. Продолжительность каждого занятия 40 минут, проводится с целым классом.
Программа представляет собой развивающие занятия, включающие психотренинг когнитивных процессов, формирование мотивации, познавательной активности и личностной сферы младших школьников
Структура занятия включает в себя: приветствие и разминку, рефлексию предыдущего занятия, основное содержание, состоящее из игр, упражнений, бесед, рефлексию проведенного занятия. По ходу занятия обязательно проводится минута отдыха. Занятия имеют проблемный характер и предполагают использование различных игровых приемов, которые развивают речь учащихся, основные психические функции ребенка (память, внимание, мышление, воображение).
Кроме подвижных игр, упражнений, дидактических и интеллектуальных игр, широко применялся метод проектов, викторины, квесты и другие занимательнее задания и упражнения.
Структура занятия:
Вступительная часть (приветствие, разминка, рефлексия).
Задачи:
снятие утомление;
эмоциональное раскрытие;
настрой на работу в группе.
Основная часть.
Задачи:
развитие интеллектуальных способностей;
развитие мотивации;
развитие личности учащихся, коммуникативных способностей.
Заключительная часть.
Задачи:
подведение итогов занятия;
гармонизация эмоций.
Таблица 4 – Тематический план программы по коррекции отставания младших школьников в освоении школьной программы во внеурочной деятельности
Форма организации | Формы и методы |
Групповая и индивидуальная | Игры и упражнения 1. Игры, направленные на развитие компонентов психологической готовности к обучению в школе (игра «Определи звуки», игра «Правая, левая», игра «Назови как можно больше предметов, имеющих данный признак», игра «Сколько знаешь имен?», игра «Узнай фигуру». 2. Игры, направленные на развитие когнитивных процессов (умение работать с понятиями; умения определять логические отношения, развитие операционной памяти, развитие концентрации внимания, тренировка переключения и распределения внимания). 3. Упражнения, направленные на развитие интеллектуально- познавательной сферы. 4. Игры, направленные на развитие общеучебных умений (игра «Передвигай фигуру, не дотрагиваясь», игра «Назови число», игра «Мозаика- телевизор», игра «Кто первый?»). |
Практические занятия
| Занятие 1. «Развитие компонентов психологической готовности к обучению» 1. Вступительная беседа. 2. Тренинговые упражнения (“Составление картинки из разрозненных деталей», игра «Определи звуки», упражнение «Построй в темноте», упражнение «Справа – слева»). 3. Упражнение-тренинг: «Волшебные зеркала» 4. Подведение итогов. |
Занятие 2. «Развитие когнитивных процессов (память, внимание, мышление)» 1. Вступительная беседа. 2. Тренинговые упражнения упражнение на тренировку переключения и распределения внимания, упражнение «Осознание визуального материала», упражнение «Формирование умения устанавливать связи между понятиями», упражнение «Формирование умение концентрировать внимание»). 3. Подведение итогов. | |
Занятие 3. «Развитие интеллектуально-познавательной сферы» 1. Вступительная беседа. 2. Оздоровительная минутка. 3. Тренинговые упражнения (упражнение «Зрительно-вербальный диктант», упражнения «Странички математики»,,, упражнение для развития наглядно – образной сферы). 4. Подведение итогов. | |
Занятие 4. «Развитие общеучебных умений» 1. Вступительная беседа. 2. Тренинговые упражнения (игра «Да, нет», упражнение «Волшебный квадрат», упражнение «Найди красивый предмет»). 3. Рефлексия. 4. Подведение итогов. | |
Занятия 5 «Учимся преодолевать трудности» 1. Вступительная беседа. 2. Упражнения (упражнение на внимание, кроссворд, игра «Назови сказку», разбор трудных ситуаций», игра « Сделаем вместе»). 3. Рефлексия. 4. Подведение итогов. | |
Занятия 6 «Развитие быстроты реакции и совершенствование мыслительных операций. Загадочный квест» 1. Вступительная беседа. 2. Упражнения (упражнения «установи закономерность», «Собери пазлы», упражнения на развитие памяти, внимания, мышления «Филворд», «Математическая грамматика», «Путаница», игры «Наборщики», «Угадайка», «Собери ключевую фразу»). 3. Рефлексия. 4. Подведение итогов. | |
Занятия 7 «Читаем. Думаем. Говорим» 1. Вступительная беседа. 2. Упражнения (игра «Настроение в цвете», упражнение «Рассказ по картинке», игра «Самый — самый», игра «Дорисуй предмет», игра «Ассоциации», упражнение «Чтение строчек с прикрытой верхней половиной») 3. Рефлексия. 4. Подведение итогов. | |
Занятия 8 «Умное предложение» 1. Вступительная беседа. 2. Упражнения (игра «Настроение в цвете», упражнение «Составь предложение», игра «Неоконченное предложение», упражнение «5 слов», игра «Найди общее»). 3. Рефлексия. 4. Подведение итогов. | |
Занятия 9 « Математический урок» 1. Вступительная беседа. 2. Упражнения (игра «Настроение в цвете», упражнения «Задачи на движение», «Заполни пропуски в равенствах», Игра «Узнай фигуру» упражнения на формирование понятий «больше», «меньше», «равно»). 3. Рефлексия. | |
Заключительное занятие. Обобщение. Подведение итогов Общее обсуждение вопросов «Что понравилось на занятиях, а, что нет?», «Что было полезным ?», «Что было самым трудным на занятиях?». |
Примеры проводимых занятий представлены в Приложении Б.
Возрастные особенности младших школьников требуют использования специальных методов и технологий работы по коррекции отставания младших школьников в освоении школьной программы.
В процессе внедрения внеурочной деятельности у детей формируются не только знания и умения, но и качества личности, такие как самостоятельность, организованность, дисциплинированность, творческое воображение, фантазирование, познавательная активность, творческие способности и др.
Занятия разработанной программы внеурочной деятельности помогали нам разносторонне и системно сформировать необходимые представления и понятия. Различные виды деятельности, которые присутствовали на занятиях, делали их интересными, предотвращали утомляемость детей, усиливали интерес к обучению и школе в целом.
Проводя занятий внеурочной деятельностью, мы придерживались таких дидактических, воспитательных и развивающих требований.
Дидактические требования к занятиям внеурочной деятельности включают:
- четкое определение задач каждого занятия;
- рациональное сочетание разнообразных форм и методов;
- обеспечение оперативной обратной связи;
- творческий подход к формированию структуры занятия;
- оптимизация интегрированного содержания с учетом социальных и индивидуальных потребностей.
Воспитательные требования к занятиям внеурочной деятельности включают:
- определение воспитательных возможностей материала, деятельности на занятиях;
- постановка только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания занятия;
- внимание и гуманное отношение к ученикам, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество со школьниками и заинтересованность в успехах других;
- формирование жизненно необходимых качеств: аккуратности, ответственности, самостоятельности, внимательности, честности, коллективизма и др.
Развивающие требования к занятиям внеурочной деятельности включают:
- формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно- познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;
- изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития»;
- проведение занятия внеурочной деятельности на опережающем уровне, стимулирование новых качественных изменений в развитии.
Кроме того, в процессе формирующего этапа нами были организованы игры для развития внимания, памяти, мышления.
Важной задачей учителя начальных классов является привлечение младших школьников к познавательной деятельности, создание необходимых условий для внедрения внеурочной деятельности. Использование внеурочной деятельности в обучении способствовало расширению социально-познавательного опыта учащихся в русле поставленных учителем конкретных учебно-воспитательных задач, интенсивному развитию учащихся в аспекте выбранной тематики; формированию интереса к событиям и явлениям действительности, целостной системы представлений об окружающем мире.
В качестве рекомендаций нами также представлена схема консультирования родителей по вопросам успеваемости обучающихся (Приложение В).
Результаты собственных исследований позволяют утверждать, что внедрение в образовательную практику занятий внеклассной деятельностью создает благоприятные условия для активизации познавательной деятельности младших школьников, развитию их познавательных способностей, коррекции отставания младших школьников в освоении школьной программы. Внеучебная деятельность эмоционально обогащает образовательный процесс, помогает учителю разносторонне и системно сформировать необходимые представления и понятия.
2.3 Проверка результативности работы по коррекции отставания младших школьников в освоении школьной программы
С целью проверки действенности работы по коррекции отставания младших школьников в освоении школьной программы после проведения формирующего этапа нами был проведен контрольный срез для выявления закономерностей динамики показателей успешности обучения учащихся.
С этой целью для изучения мотивации младших школьников использовались те же методики, что и на констатирующем этапе исследования: познавательно-интеллектуальные предпочтения детей изучались с помощью методики «Составь расписание», для оценки уровня мотивации детей был использован метод «Экспертной оценки» учителя, для диагностики ценностного отношения к ситуации учения младших школьников применялся опросник «Отношение к учению» адаптированный Г.А. Карповой, Т.П.Артемьевой, который позволил нам определить выраженность ценностного отношения к ситуации учения.
Диагностика проводилась с младшим школьниками контрольной и экспериментальной групп.
Обобщим полученные данные по всем методикам в таблице 5.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике в развитии успешности обучения отстающих обучающихся (детей опытной группы).
Таблица 5 – Уровни школьной успешности младших школьников по итогам контрольного этапа, %
Уровень сформированности | Критерии и показатели | Средний уровень | ||||||
Уровень познавательно-интеллектуальных предпочтений | Уровень учебной мотивации | Уровень ценностного отношения к ситуации учения
| ||||||
ОГ | КГ | ОГ | КГ | ОГ | КГ | ОГ | КГ | |
Низкий уровень | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Средний уровень | 66,7 | 64,3 | 66,7 | 50,0 | 66,7 | 57,2 | 66,7 | 57,2 |
Высокий уровень | 33,3 | 35,7 | 33,3 | 50,0 | 33,3 | 42,8 | 33,3 | 42,8 |
Сравнительный анализ общего уровня успешности обучения младших школьников по итогам контрольного и констатирующего этапов представлен на рис. 6.
Рисунок 6 – Сравнительный анализ общего уровня успешности обучения младших школьников по итогам контрольного и констатирующего этапов
Результаты повторной диагностики также позволяют говорить о том, что у детей опытной группы изменилось ценностное отношение к ситуации учения, значительно увеличилось количество детей с высоким уровнем ценностного отношения к ситуации учения, и соответственно, уменьшилось с низким уровнем ценностного отношения к ситуации учения.
Опрос педагогов позволяет также подтвердить результативность проведенной работы, которые отметили повышение успеваемости в овладении программы по всем дисциплинам у обучающихся опытной группы.
Анализируя общий уровень развития успешности обучения младших школьников, выявлено, что после формирующего этапа почти в два раза увеличилось количество младших школьников, которые выявили высокий уровень развития мотивации. Полученные результаты свидетельствуют о результативности проведенной нами работы.
По результатам исследовательской работы нами были разработаны рекомендации по устранению причин отставания младших школьников в освоении школьной программы.
На основе полученных результатов нами предлагаются следующие психолого-педагогические условия устранения причин отставания младших школьников в освоении школьной программы:
- социально-психологический (учет индивидуальных психологических особенностей развития ученика в учебно-воспитательном процессе, ориентирование на духовно-нравственные ценности в поведении и деятельности, формирование адекватного восприятия сетевой среды и т. п.);
- информационный (наличие современного нормативного, учебного и организационно-технологического сопровождения процесса формирования образовательной развивающей среды начальной школы);
- социокультурный (педагогическая компетентность участников учебно-воспитательного процесса начальной школы, и охватывает содержание, формы, методы, инновационные технологии по реализации определенных задач в школьной практике на основе социкультуры);
- материально-технический (наличие современных мультимедийных средств, аудио-, видеопродукции образовательно-развивающего направления, учет элементов предметно-развивающего дизайна в интерьере школы).
Соблюдение оптимальных психолого-педагогических и методических условий обучения и воспитания обеспечивает формирование предметно-развивающей среды и позволяет достичь значительного роста в овладении школьной программы.
Таким образом, трудности обучения мешают овладению обучающимся школьной программой, приводят к низким показателям интеллекта, но и имеют ряд негативных последствий, оказывающих влияние на формирование личности школьника: снижают уровень его самооценки, в поведении ученика преобладает пассивность, равнодушие к учебной деятельности или, наоборот, негативное отношение к обучению, у обучающихся развиваются агрессивность, зависть, конфликтность, тревожность, упрямство, равнодушие и др. На основе полученных выводов, нами сделан вывод, что в процессе преодоления отставания младших школьников в освоении школьной программы важным является учет возрастных особенностей школьников, их психологического индивидуального развития; использование ряда форм организации учебной и воспитанной работы с деятельностно-коммуникативных наполнением (самостоятельная, индивидуальная, парная, групповая, коллективная).
Выводы по второй главе
С целью изучения школьной неуспеваемости нами была проведена исследовательской работа с 20 учащимися 3 «А» класса МБОУ «СОШ п. Эгвекинот», возраст детей от 9 до 10 лет, из них 10 мальчиков, 10 девочек.
Для выявления уровня школьной неуспеваемости нами использовался метод наблюдения, индивидуальные беседы с учащимися, анкетирование, анализ учебной документации.
Опытная работа проводилась три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Констатирующий этап позволил выявить группу учащихся с низким уровнем овладения основной программы, с которыми была организована работа по коррекции низкой успеваемости в обучении. На контрольном этапе нами была проведена повторная диагностика по тем же методикам, что и на констатирующем этапе, по итогам диагностики выявлена положительная динамика по всем критериям успешности обучения у детей экспериментальной группы.
Результаты опытной работы позволили сделать вывод, что необходимыми условиями преодоления отставания в освоении школьной программы младших школьников является учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников, учет социально-познавательного опыта детей данного; позитивная эмоциональная настроенность участников образовательного процесса; органическое включение элементов внеурочной деятельности в образовательный процесс; сотрудничество и сотворчество учителя и учеников. Для этого важно то, чтобы в процессе любой деятельности между учителем и учеником развивалось субъект-субъектное взаимодействие, необходима познавательная, исследовательская работа. Значимым выступает наличие здорового психологического климата в классе, соблюдение организационных, дидактических, воспитательных, психологических, гигиенических требований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Обобщая результаты анализа психолого-педагогической литературы, можно говорить, что понятие «неуспеваемость» рассматривается как особое негативное эмоциональное состояние обучающегося, которое выражает его личное отношение (переживание) к деятельности или ее результатам.
Успешность усвоения знаний детьми младшего школьного возраста обусловлена сложной системой психологических факторов. К ним относятся особенности умственной деятельности младшего школьника, отношение к учению, самооценка собственных успехов, уровень притязаний, возрастные и индивидуальные особенности развития, а также методы обучения, условия жизни и тому подобное. Одинаковые по внешнему проявлению трудности в обучении некоторых школьников имеют различную природу в зависимости от структуры личности и ее качественных характеристик. Учителю следует знать внутренние и внешние причины возникновения трудностей в обучении младших школьников и в случае необходимости помочь выработать собственный стиль учебной деятельности, соответствующий психологическим возможностям ученика.
Обобщив психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, можно выделить несколько основных причин, являющихся факторами трудностей в обучении: слабое здоровье (плохое общее состояние здоровья, повышенная утомляемость); негативное влияние бытовых условий жизни, семьи; низкий уровень владения навыками учебного труда; низкий уровень воспитанности (недисциплинированность, лень); отрицательное отношение к учебе; большие проблемы в знаниях; невнимательность; слабая воля к преодолению трудностей; нерегулярное выполнение домашних заданий; отсутствие интереса к предмету; пропуски занятий без уважительной причины; недостатки педагогического характера (затруднения учителей в организации воспитания и обучения школьников). Комплексный подход в устранении трудностей в обучении ребенка необходим для того, чтобы со всех сторон взглянуть на проблему и выявить факторы, которые могут вызвать эти трудности. Если причины трудностей в учебе вовремя определить и провести необходимую коррекционную работу, то это будут лишь временные трудности, преодолев которые ребенок почувствует уверенность в своих силах. Если не установить причины отставания, то оно может приобрести хроническую форму и разрастись из неуспеваемости по одному предмету в стойкую общую неуспеваемость.
Анализ педагогического опыта, данных свидетельствуют, что школьные трудности в школьном возрасте могут привести к проявлениям тревожности или, даже, в наиболее тяжелых случаях — к развитию школьного невроза. Неквалифицированные действия взрослых вызывают негативные эмоции и противодействия обучающихся. Поэтому в процессе коррекционной и профилактической работы необходимо постоянно осуществлять тесный контакт со всеми педагогами, работающими в классе, родителями учащихся; обсуждать трудности и определять пути их преодоления. Коррекционная и профилактическая работа должна строиться с учетом целостного подхода к воспитанию и развитию личности ребенка. Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. В организации работы по психолого-педагогической коррекции необходимо учитывать: индивидуально-психологические и возрастные особенности обучающихся; создание зоны ближайшего развития личности.
Проблема возникновения неуспеваемости у каждого отдельного ученика своеобразна и связана как с индивидуальными чертами его личности, так и особенностями его взаимодействия с окружающей средой. Особенности учебной деятельности детей и связанные с ней характерные черты их способности к обучению имеют специфику на разных этапах обучения, однако важным является изучение факторов неуспеваемости учащихся именно в начальной школе, где закладываются основы знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего успешного обучения.
Исследователи отмечают, что для успешного преодоления трудностей обучения, в первую очередь, необходимо знать их источники, то есть причины возникновения трудностей, а эти результаты определяют дальнейшую коррекционно-развивающую работу психолога и педагога. В реализации этой задачи существенную помощь оказывают результаты психодиагностических исследований. Опыт свидетельствует, что педагог хорошо знает возрастные и индивидуальные особенности учащихся, добивается лучших результатов в учебно-воспитательном процессе. В психолого-педагогической литературе есть ряд классификаций школьников, которые не успевают в обучении, в основу которых были положены следующие признаки: качества мыслительной деятельности, мотивы обучения, навыки учебного труда, работоспособность, особенности физического развития, эмоционально-волевой характеристики личности, фонд действующих знаний и тому подобное.
Осуществленная нами исследовательская работа имела целью изучение причин отставания младших школьников в освоении школьных программ. Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ п. Эгвекинот», Всего в исследовании участвовали 20 обучающихся 3 класса в возрасте 9-10 лет.
Опытная работа проводилась три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Констатирующий этап позволил выявить группу учащихся с низким уровнем овладения основной программы, с которыми была организована работа по коррекции низкой успеваемости в обучении. На контрольном этапе нами была проведена повторная диагностика по тем же методикам, что и на констатирующем этапе, по итогам диагностики выявлена положительная динамика по всем критериям успешности обучения у детей экспериментальной группы.
Проанализировав психологические особенности младшего школьного возраста, в качестве рекомендации нами выделены следующие положения, на основе которых необходимо строить работу по предупреждению школьной неуспеваемости обучающихся: построение результативного содержания обучения, обеспечения возможности его гибкого изменения; обеспечение возможности индивидуализации процесса обучения, его содержания и педагогического воздействия; формирование у учащихся прочных действующих знаний и развитие на их основе умений и навыков практической деятельности; активизация учащихся, обеспечение их самостоятельности в получении знаний; максимальная реализация творческого потенциала педагога и ученика.
Анализ опыта по предупреждению трудностей в обучении позволяет сделать вывод, что исправить их исключительно педагогическими методами невозможно. Анализ работы учителей, которые достигали прекрасных результатов в преодолении академической неуспеваемости обучающихся, убедительно свидетельствует о том, что рядом с применением абсолютно разных методов обучения, они всегда (осознанно или чаще даже неосознанно) широко использовали методы психологического воздействия на своих воспитанников.
По итогам теоретического анализа литературы по проблеме исследования мы пришли к выводу, что возникновение трудностей в обучении зависят от уровня учебной мотивации у детей младшего школьного возраста. По нашему мнению, успеваемость учебной деятельности младших школьников в большей степени зависит от учебной мотивации, чем от показателя общего интеллектуального развития.
Необходимыми условиями преодоления отставания в освоении школьной программы младших школьников является учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников, учет социально-познавательного опыта детей данного; позитивная эмоциональная настроенность участников образовательного процесса; органическое включение элементов внеурочной деятельности в образовательный процесс; сотрудничество и сотворчество учителя и учеников. Для этого важно то, чтобы в процессе любой деятельности между учителем и учеником развивалось субъект-субъектное взаимодействие, необходима познавательная, исследовательская работа. Значимым выступает наличие здорового психологического климата в классе, соблюдение организационных, дидактических, воспитательных, психологических, гигиенических требований.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Акишева, А.К. Причины отставания младших школьников в освоении школьной программы / А.К. Акишева, А.М. Карамеңди // Наука и реальность. – 2021. – № 2 (6). – С. 243-245.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. – СПб.: Питер, 2013. – 400 с.
- Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – М.: Юрайт, 2018. – 200 с.
- Гаджибалаева, Э.Г. Неуспеваемость младших школьников в психолого-педагогической литературе / Э.Г. Гаджибалаева // Universum: психология и образование. – 2021. – № 3 (81). – С. 18-19.
- Гаджибалаева, Э.Г. Причины неуспеваемости младших школьников / Э.Г. Гаджибалаева // Academy. – 2020. – № 7 (58). – С. 69-70.
- Гельмонт, А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления / А.М. Гельмонт. – М.: Просвещение, 2010. – 380 с.
- Гельмутдинова, Г.Г. Изучение и обобщение педагогического опыта по преодолению причин отставания младших школьников в освоении школьной программы / Г.Г. Гельмутдинова, Г.Ф. Шаймуратова, Г.Ф. Шабаева // В сборнике: Становление психологии и педагогики как междисциплинарных наук. – 2021. – С. 31-34.
- Гладкова, О.Н. Личностные особенности и успеваемость младших школьников в связи с эмоциональными отношениями в семье / О.Н. Гладкова // В сборнике: Ярмарка научно-практических инициатив студентов: материалы XV городской научно-практической конференции. – 2018. – С. 31-33.
- Глебов, В.Е. Проблема неуспеваемости школьников младшего возраста / В.Е. Глебов, М.А. Лаптева, А.А. Шестакова // В сборнике: Научные революции: сущность и роль в развитии науки и техники. – 2019. – С. 35-38.
- Городиская, Т.Р. Проблема школьной неуспеваемости в психологии и педагогике / Т.Р. Городиская // В сборнике: Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений. – 2021. – С. 174-175.
- Деревянко, Ю.П. Особенности мотивации учения младших школьников как условия преодоления отставания в обучении младших школьников / Ю.П.Деревянко, Т.Р. Кузьменко // В сборнике: Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход. – 2020. – С. 42-49.
- Деревянко, Ю.П. Особенности мотивации учения младших школьников с отставанием в обучении / Ю.П. Деревянко, А.В. Лихачева // В сборнике: Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход. – 2020. – С. 49-55.
- Дувалина, О.Н. Причины неуспеваемости учащихся младших классов / О.Н. Дувалина, Е.А. Карачун // Colloquium-journal. – 2019. – № 8-4 (32). – С. 73-75.
- Закинов, Э.Ю. Основные факторы успеваемости и неуспеваемости в учебе / Э.Ю. Закинов // В сборнике: Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития. – 2019. – С. 423-429.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2016. – 414 с.
- Игнатенко, М.В. Профилактика и коррекция трудностей в обучении у младших школьников / М.В. Игнатенко // Проблемы современного педагогического образования.– 2019. – № 63-2. – С. 199-202.
- Иманова, А.В. Предупреждение неуспеваемости / А.В. Иманова // Вестник научных конференций. – 2019. – № 12-2 (52). – С. 62-64.
- Исаева, Т.В. Индивидуально-типологические особенности личности младших школьников с разным уровнем успеваемости / Т.В. Исаева, А.И. Коротаева // В сборнике: Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании. – 2019. – С. 200-201.
- Кабалина, О.И. Психолого-педагогическая профилактика неуспеваемости в начальной школе / О.И. Кабалина, И.Н. Бойко, К.Д. Казанкина // В сборнике: Тенденции, перспективы и приоритеты развития социально-гуманитарного знания. – 2019. – С. 70-73.
- Кабулова, Г.К. Проблема школьной неуспеваемости, некоторые пути решения / Г.К. Кабулова // Гуманитарный трактат. – 2018. – № 36. – С. 4-7.
- Кисловская, В.Р. Школьники в среде сверстников и взрослых / В.Р.Кисловская. – Алма-Ата: Мектеп, 2015. – 29 с.
- Колесниченко, А.А. Причины неуспеваемости современных школьников / А.А. Колесниченко, Ю.О. Петрова, А.В. Полковникова // В сборнике: Цифровое общество в контексте развития личности. – 2018. – С. 141-143.
- Конарова, А.С. Психология неуспевающих учащихся / А.С. Конарова // В сборнике: Российская наука в современном мире. – 2020. – С. 126-128.
- Королькова, Е.С. Неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема / Е.С. Королькова, О.В. Натарова // В сборнике: Психолого-педагогические аспекты физической культуры и спорта: актуальные вопросы и пути их решения. – 2021. – С. 74-78.
- Крылова, Ю.А. О причинах школьной неуспеваемости и некоторых приемах ее коррекции / Ю.А. Крылова // В сборнике: Перспективы развития математического образования в Твери и Тверской области. – 2018. – С. 98-103.
- Кузьменко, Д.О. Проблемы школьной неуспеваемости / Д.О. Кузьменко // В сборнике: Наука и молодежь: новые идеи и решения. – 2018. – С. 345-350.
- Кузьминов, Н.Н. О психологических причинах неуспеваемости младших школьников и путях их преодоления / Н.Н. Кузьминов, К.П.Кочеткова // В сборнике: Наследие Н.К. Крупской и современность. – – С. 562-567.
- Кусепов, Р.Р. Исследование внимания детей с трудностями в обучении / Р.Р. Кусепов // В сборнике: Человеческий капитал как фактор инновационного развития общества. – 2020. – С. 144-146.
- Лалазарян, Г.Б. Неуспеваемость, ее основные компоненты и причины их проявления / Г.Б. Лалазарян, Р.Н. Азарян // В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования. – 2018. – С. 78-81.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2018. – 352 с.
- Лидер, О.И. Причины неуспеваемости школьников / О.И. Лидер // Наука через призму времени. – 2019. – № 6 (27). – С. 177-179.
- Литвинова, А.Г. Причины неуспеваемости ребенка в школе / А.Г.Литвинова, Г.К. Антошечкина // В сборнике: Студенческие научные достижения. – 2019. – С. 138-141.
- Локалова, Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике / Н.П. Локалова. – М.: Ось-89, 2016. – 144 с.
- Лукьянова, М.В. Психологические особенности и причины неуспеваемости школьников / М.В. Лукьянова // Вестник СевероКавказского гуманитарного института. – 2017. – № 4. – С. 280-285.
- Манджиева, Д.С. Причины неуспеваемости школьников и пути их преодоления / Д.С. Манджиева // В книге: Молодежь — Барнаулу. – 2020. – С. 545-546.
- Мансурова, С.И. Проблема школьной неуспеваемости / С.И. Мансурова // В сборнике: Научные исследования молодых учёных. – 2021. – С. 173-175.
- Мешкова, Г.А. Мнение ученых на психолого-педагогические причины неуспеваемости школьников / Г.А. Мешкова // Студент. Аспирант. Исследователь. – 2018. – № 6 (36). – С. 235-239.
- Милицына, С.К. Преодоление школьной неуспеваемости / С.К. Милицына // Молодой ученый. – 2018. – № 45 (231). – С. 262-264.
- Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2012. – 656 с.
- Набиева, М.М. Основы изучения трудностей в обучении младших школьников / М.М. Набиева // В сборнике: Проблемы и перспективы развития России: Молодежный взгляд в будущее. – 2018. – С. 110-113.
- Недоступенко, Т.Г. Причины неуспеваемости младших школьников / Т.Г. Недоступенко, И.В. Переверзева, О.П. Ковалева // В сборнике: Повышение конкурентоспособности отечественной науки: стратегии, технологии, модели. – 2020. – С. 85-87.
- Нуркенова, А.С. Понятие, виды и причины школьной неуспеваемости / А.С. Нуркенова // Калининградский вестник образования. – 2021. – № 3 (11). С. 85-91.
- Нуркенова, А.С. Проблема школьной неуспеваемости в отечественной и зарубежной литературе / А.С. Нуркенова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2021. – № 3 (57). – С. 230-234.
- Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В.Овчарова. – М.: Сфера, 2013. – 240 с.
- Осолодкова, Е.В. Анализ причин неуспеваемости младшего школьника / Е.В. Осолодкова // В сборнике: Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения. – 2019. – С. 481-484.
- Перышков, С.А. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с трудностями в обучении / С.А. Перышкова, А.Ю. Шипилина // В сборнике: Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики. – 2019. – С. 153-156.
- Петреченко, А.А. Причины отставания младших школьников в освоении образовательной программы по математике / А.А. Петреченко // Студенческий. – 2021. – № 39-2 (167). – С. 54-57.
- Пешкова, В.В. Неуспеваемость учащихся как комплексная проблема современного образовательного пространства / В.В. Пешкова // В сборнике: Молодежный научный форум. – 2020. – С. 27-31.
- Рахманова, Д.З. Некоторые психолого-педагогические факторы неуспеваемости детей младшего школьного возраста / Д.З. Рахманова // Вестник Таджикского национального университета. – 2018. – № 6. – С. 251-254.
- Реймер, М.В. Анализ понятия «неуспеваемость» в психолого-педагогической литературе / М.В. Реймер, А.А. Забродина // Научный альманах. – 2018. – № 4-2 (42). – С. 65-70.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2019. – 420 с.
- Руденко, А.И. Трудности в обучении младших школьников / А.И.Руденко // Вестник магистратуры. – 2018. – № 12-4 (87). – С. 114-115.
- Савтюк, К.А. Проблемы школьной неуспеваемости / К.А. Савтюк // В сборнике: World science: problems and innovations. – 2018. – С. 361-363.
- Севанян, Е.Р. Исследование проблемы неуспеваемости младших школьников / Е.Р. Севанян // Педагогическое образование. – 2020. – Т. 1. – № 1. – С. 33-38.
- Соколова, Л.В. Причины и формы школьной неуспеваемости / Л.В.Соколова // В книге: Актуальные вопросы коррекционной педагогики и специальной психологии. – 2017. – С. 37-40.
- Старкова, Т.Н. Причины и пути преодоления неуспеваемости / Т.Н.Старкова // В сборнике: Современная образовательная среда: теория и практика. – 2020. – С. 43-46.
- Стороженко, Г.В. Трудности, возникающие в первый год обучения младших школьников, пути их преодоления в преемственности дошкольного и начального образования / Г.В. Стороженко // В сборнике: Преемственность дошкольного и начального образования: проблемы и направления. – 2018. – С. 227-232.
- Тагирова, Э.Р. Причины возникновения неуспеваемости у учащихся начальной школы и пути её преодоления / Э.Р.Тагирова, М.Ю. Умрзакова // Modern Science. – 2019. – № 9-2. – С. 203-206.
- Трофимова, М.А. Психолого-педагогические проблемы школьной неуспеваемости обучающихся младшего школьного возраста / М.А. Трофимова // В сборнике: XXII Всероссийская научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. – 2020. – С. 493-497.
- Узденова, И.А. Педагогические условия преодоления школьной неуспеваемости / И.А. Узденова // В сборнике: Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее. – 2018. – С. 245-247.
- Хатагова, Е.Р. К проблеме исследования психологических причин неуспеваемости детей младшего школьного возраста / Е.Р. Хатагова // В сборнике: Исследование путей развития научно-технического потенциала общества в стратегическом периоде. – 2020. – С. 227-228.
- Хмуровская, В.О. Особенности учебной мотивации и их влияние на успеваемость младших школьников / В.О. Хмуровская // Форум молодых ученых. – 2019. – № 5 (33). – С. 1310-1317.
- Цетлин, В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение / В.С. Цетлин. – М.: Педагогика, 1977. – 120 с.
- Чикова, И.В. К вопросу школьной неуспеваемости и её детерминированности / И.В. Чикова // В сборнике: Теоретические и практические аспекты современной науки. – 2018. – С. 269-272.
- Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2017. – 360 с.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф