Заявка на расчет
Меню Услуги

Дизайн современных библиотек. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2


ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДИЗАЙНА БИБЛИОТЕК

2.1. Архитектоника современной библиотеки

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Библиотека — общественный институт с многовековой историей — подвергается сегодня существенным трансформациям. Значительно изменяется и расширяется спектр библиотечных функций, усложняются отношения между библиотекой и потребителями ее услуг, что приводит в конечном счете к необходимости глубокого и всестороннего осмысления сущности социокультурного пространства современной библиотеки и определения способов его конструирования. Этим объясняется актуальность нашего исследования.

В настоящее время содержание и форма социокультурного пространства современной библиотеки выступают в качестве предмета изучения многих исследований, но единой научной концепции по данному вопросу не сформировано. Постановочная статья Ю. В. Гушул, И. А. Ко-женкина, К. Б. Лавровой, открывшая новую научную дискуссию о пространстве библиотеки и методах его проектирования, послужила основой для наших рассуждений и предложений.

Мы предлагаем рассматривать архитектурное проектирование в качестве базового способа конструирования социокультурного пространства современной библиотеки, что предполагает выявление и изучение взаимодействия и взаимовлияния архитектурного и социокультурного пространств данного учреждения. В общем смысле архитектурное пространство понимается как физическая, т. е. материальная «оболочка» среды, организующая и структурирующая жизненное пространство отдельного человека (микроуровень) и всего общества (макроуровень). Социокультурное пространство библиотеки может быть определено совокупностью информационных и культурных смыслов и значений, в рамках которой реализуются многообразные потребности ее посетителей. Таким образом, социокультурное пространство связано с архитектурным посредством наделения последнего «человеко-размерной» ценностью, соотносимой с конкретно-историческим субъектом. Их различение основывается на особенностях реального существующего предметно-вещественного мира и мира мыслимого, переживаемого социальным субъектом.

Очевидно, что для эффективного функционирования библиотеки как общественного института принципиально важным является осмысленное и целенаправленное формирование социокультурного и архитектурного пространств как целостности. Архитектурное (физическое) и социокультурное (смысловое и ценностное) пространства современной библиотеки должны проектироваться в неразрывном единстве, что обеспечит их взаимное проникновение друг в друга. Только в этом случае можно создать библиотеку, отвечающую всем разнородным требованиям современного общества.

Г. Спенсер, изучая вопросы социального развития, рассматривал интеграционное взаимодействие, приводящее к целостности (в отличие от дезинтеграционного, направленного на разобщение) как переход от простого к сложному, «превращение распыленного, незаметного состояния в концентрированное, видимое». Проецируя идеи Г. Спенсера на объект нашего исследования, отметим, что социокультурное пространство библиотеки в отрыве от его физической организации становится невидимым (зримы лишь отдельные действия по его формированию), тогда как визуально наблюдать возможно только целостность архитектурного и социокультурного пространств, возникающую в процессе их интеграционного взаимодействия. В этом случае, по выражению Ю. А. Ковалева, «материальная очевидность архитектурного пространства “накладывается” на духовную неочевидность пространства социокультурного». По Г. Спенсеру, интеграционное взаимодействие является необходимым условием развития общества. То же относится и к его институциональному элементу — библиотеке.

Такое взаимодействие приводит к объединению в единое целое ранее разнородных частей. В ходе интеграционных процессов увеличиваются объем и интенсивность взаимосвязей и взаимодействий между элементами (социокультурным пространством библиотеки и ее архитектурно-пространственной средой), в частности, появляются новые механизмы и способы коммуникации и консолидации людей, пользующихся библиотечными услугами и их осуществляющих.

Новый объект (в нашем случае современная библиотека), полученный в результате интеграционного взаимодействия, обладает важным свойством — архитектоничностью, т. е. особой композиционной выстроенностью. Архитектоника — это ясно воспринимаемая целостность объекта, визуализация его смысловой сущности, назначения, технологической основы с помощью архитектурной конструкции и материала. Архитектоника обнаруживается через систему связей между отдельными частями целого, тем самым раскрывается диалектический характер взаимоотношения формы и содержания. Как отмечает Т. О. Бердник, это взаимоотношение является информативно-эстетическим, следовательно, архитектоника воспринимается наблюдающим чувственно и на эмоциональном уровне.

Явственнее всего архитектоника современной библиотеки выявляется путем анализа и соотнесения основных принципов построения архитектурного пространства и социокультурных характеристик библиотеки, определяемых направлением и закономерностями общественного развития. Поскольку библиотека является социальным институтом, правомерно полагать, что ее социокультурное пространство формируется в соответствии с динамикой общественных изменений.

Проблеме выявления ключевых принципов проектирования зданий библиотек посвящены работы известных американских исследователей Г. Фолкнер-Брауна (1973 г.) и Э. Макдональда (2000-2006 гг.). Г. Фолкнер-Брауном предложены «десять заповедей»: гибкость, компактность, расширяемость, доступность, разнообразность, организованность, комфортность, устойчивость к воздействиям окружающей среды, безопасность, экономичность.

Несколько десятилетий спустя Э. Макдональд частично пересмотрел и дополнил правила Г. Фолкнер-Брауна, рассматривая их комплексно и с учетом гуманизации среды. Он предложил следующие десять принципов конструирования библиотечного пространства: функциональность, адаптируемость, доступность, разнообразность, интерактивность, привлекательность, экологичность, безопасность и надежность, эффективность, пригодность для внедрения информационных технологий.

Принимая во внимание предложения других зарубежных и отечественных ученых (Э. Мэзона, В. А. Нефедова, К. Б. Лавровой, Е. Ю. Гениевой Г. Н. Черненко и др.) и наши исследования по данной теме, определим пять основных принципов архитектурного пространства современной библиотеки. Это полифункциональность, адаптивность к группам пользователей, открытость, мобильность и выразительность. Раскроем содержание указанных принципов в их взаимосвязи с социокультурными характеристиками современной библиотеки.

Полифункциональность. Монофункциональность традиционных библиотек непривлекательна для современных людей, живущих в быстроменяющемся мире, и, следовательно, должна смениться многофункциональностью. Наряду с традиционными типологическими элементами, такими как фондохранилище, читальный зал и абонемент, в состав современной библиотеки должны включаться «непрофильные» помещения: лекционные и просмотровые залы, музей или выставочное пространство, зимний сад, книжный магазин, кафе, аудитории для кружковых и индивидуальных занятий, игровые комнаты, в которых родители могут оставить своих детей на некоторое время, комнаты матери и ребенка и пр. Архитектор Р. Колхаас называет такой прием «алхимией смешанного использования».

Многофункциональность общественных и жилых зданий является приметой нашего времени. Данная практика, в частности, связана с утверждением социокультурного плюрализма в качестве организационного принципа реальной общественной жизни. Социокультурное пространство современного города отличается существенным разнообразием культурных, социальных, политических, этнических, языковых, конфессиональных и других форм и отношений. Плюрализм так или иначе проявляется во всех важнейших сферах жизнедеятельности современного человека.

Таким образом, полифункциональность как ключевой принцип организации архитектурного пространства отражает социокультурный плюрализм — характерную особенность современного общества. Образуется логическая пара полифункциональность (архитектурный принцип) — плюрализм (социокультурная характеристика), демонстрирующая «сцепление» и взаимосвязь элементов архитектоники современной библиотеки.

Адаптивность к группам пользователей. Долгое время большинство библиотечных услуг было ориентировано на некого «среднего» пользователя, не существующего в реальности. В то же время современная практика библиотечного дела показывает, что каждый посетитель библиотеки — индивидуальность, со своими потребностями, мотивациями и психологическими характеристиками. Объемно-планировочная структура библиотеки, ориентированная на различных посетителей, опирается на потребности и специфику поведения пользователей, что способствует достижению высокой социальной эффективности учреждения.

Для решения обозначенной задачи изучаются особенности, потребности и пристрастия различных групп потребителей (дети, молодежь, взрослые, престарелые, инвалиды и пр.), а после проведенного анализа формируются групповые сценарии предоставления информации, включающие в себя услуги и мероприятия, выделяются места для их реализации. Читатели, многие из которых проводят свои исследования в течение длительного времени и в больших количествах, должны чувствовать себя комфортно и безопасно. Речь идет о пространстве, одновременно ориентированном на всех и замкнутом на отдельного человека. При этом архитектура помещений, их оснащение и художественное оформление играют значительную организующую роль.

В настоящее время почти повсеместно наблюдается доминирование парадигмы консьюмеризма, возникшей в США как движение по защите прав потребителей. Развитию консьюмеризма способствовали такие внутрипрофессиональные процессы, как отказ от концепции архитектурного патернализма (права на профессиональную опеку и диктат по отношению к клиенту), признание за потребителем права выбирать не только организацию жизни, но и ее формальное, художественное воплощение. Идея «довольного потребителя», выдвинутая Д. Портманом, Дж. Зейселем и Р. Вентури, становится базовой для функционирования современной библиотеки.

В библиотековедении в конце ХХ в. предпринимались попытки проанализировать изменения пользователей библиотеки, например, новые информационные потребности изучались М. Я. Дворкиной, Н. С. Карташовым, А. В. Соколовым. В этих исследованиях содержится важное положение -необходимость ориентации не только на запросы реальных читателей, но и прогнозирование информационных потребностей потенциальных пользователей.

Мы выявили еще одну пару взаимосвязанных признаков: адаптивность к группам пользователей (архитектурный принцип) — консьюмеризм (социокультурная характеристика).

Открытость. Библиотека, отражая и воспроизводя базис общественных отношений, выступает сегодня в качестве демократического и интеллектуального центра знаний и коммуникаций. Демократичность современной библиотеки проявляется как в отмене цензуры, предоставлении практически неограниченного доступа к информации (в частности, за счет развития сети Интернет, оцифровки фондов и пр.), так и в отказе от дисциплинарной парадигмы построения ее физического пространства. Библиотека прошлого, исследуемая М. Фуко и приравненная им к тюрьме, трансформировалась в общедоступное учреждение, ориентированное на гуманизацию и демократизацию процессов и среды.

Архитектурные решения современных библиотек визуализируют образ «открытого» учреждения, в частности, путем проектирования «дематериализованной» формы, границы которой сознательно размываются и «растворяются» в окружающем контексте. Здание современной библиотеки приобретает ясный, лаконичный, простой и видимый объем. Широкое распространение получает применение светопрозрачных ограждающих конструкций, в результате чего внутреннее пространство библиотеки становится раскрытым вовне, зримым. Эффект носит двусторонний характер. С одной стороны, проникающее внутрь здания городское пространство позволяет посетителям библиотеки ощущать себя частью социокультурных и урбанистических процессов. С другой — данный прием позволяет вовлекать городскую публику в информационные процессы, происходящие внутри библиотеки.

Таким образом, выявлена еще одна пара взаимных категорий: открытость (архитектурный принцип) — демократичность (социокультурная характеристика).

Мобильность. Изменение — неотъемлемое свойство культуры. Процесс социокультурных изменений, наблюдаемый сегодня, обладает специфической характеристикой — сверхдинамичностью. В стремительно меняющемся мире учесть и спрогнозировать все перемены не представляется возможным. Поэтому принцип мобильности архитектурного пространства современной библиотеки является базовой установкой, которая ориентирует архитекторов на поиск новых образных и объемно-планировочных решений.

В эпоху цифровых технологий данное качество пространства становится более актуальным, чем когда-либо прежде. Практика показывает, что технологии устаревают и изменяются с огромной скоростью; нередко возникают ситуации, когда технология (информационная, техническая или образовательная) морально устаревает уже на этапе ее реализации. Тем более сложно создать проект библиотеки, рассчитанный на пятьдесят и более лет использования. В связи с этим необходимо создавать объект, способный оперативно и без значительных затрат адаптироваться к различным изменениям.

Задача, с которой сталкивается современный архитектор, — снизить возможность морального износа здания прежде, чем произойдет его физическое старение. Ее решение лежит в поле установления взаимоотношений между мобильностью (архитектурный принцип) и социокультурной динамикой.

Выразительность. Выразительность архитектуры — это передача внутреннего содержания, материальная воплощенность смыслов и значений, а также трансляция авторского замысла, отражение его личных и общественных эстетических идеалов. Поскольку библиотека направлена на работу с территориально закрепленным сообществом, то архитектурно-художественное оформление фасадов и интерьеров должно отражать специфику и «дух места», а здание в целом — позиционировать себя как неотъемлемую (содержательную, смысловую, социокультурную) часть этого места.

Архитектурное пространство библиотек, таким образом, играет важную роль в процессе самоидентификации индивида или сообщества. Отраженные и закрепленные в архитектуре через форму, образ и строительные материалы, исторические или современные, традиционные или прогрессивные общественные смыслы и ценности позволяют человеку устанавливать культурные и ментальные связи с местом своего обитания, способствуют отождествлению себя с определенной социальной группой. Стремление к созданию универсальных композиционных и образных структур может пагубным образом повлиять на самосознание и самоидентификацию сообщества, тем самым существенно снижая значимость и эффективность библиотеки как общественного института.

Таким образом, следующая пара признаков, проясняющая архитектонику современной библиотеки: выразительность (архитектурный принцип) — самоидентификация (социокультурная характеристика).

Итак, установив в ходе исследования вопроса соотнесенность и согласованность социокультурного и архитектурного пространств современной библиотеки, мы выявили ее архитектонику, которая определяется самим библиотечным социокультурным пространством с его функциональными и ценностными ориентациями, индивидуальными и групповыми потребностями, ожиданиями посетителей и архитектурно-пространственной средой.

Поскольку библиотека подвергается различным изменениям под влиянием внешних по отношению к ней процессов, то можно заключить, что специфика ее архитектоники содержится в подвижности, проявляющейся во взаимосвязанных трансформациях ее традиционных функций, культуротворческой и социальной деятельности и генерировании новых способов архитектурно-пространственной организации.

 

2.2. Анализ существующих моделей современных библиотек

 

Фундаментальные положения, на которых базируется деятельность современных библиотек, закреплены, прежде всего, в международных и национальных нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность современных библиотек, решениях и рекомендациях общественных, в том числе профессиональных объединений и ассоциаций. Среди них – Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках (1994), Копенгагенская декларация о публичных библиотеках (1999), Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО для развития службы публичных библиотек (2001), Манифест ИФЛА об Интернет (2002), Александрийский манифест (2005),

В этих документах библиотека рассматривается как основа развития главных ценностей личности, гарант развития и процветания общества, «…как животворный источник образования, культуры и информации, как важный инструмент укрепления в сознании людей идей мира и духовного благосостояния».

Страны мира имеют разные возможности и находятся на разных этапах на пути к обществу знаний. Они разрабатывают собственные стратегии построения этого общества. В каждой из них сформировалось свое понимание роли современной библиотеки, действуют различные библиотечные модели. Однако все они схожи в использовании подходов к пониманию общественной роли современных библиотек, предложенных на международном уровне.

Библиотеки принимают во внимание потребности различных возрастных групп. «Граждане получают достоверную информацию, …соответствующую их возрасту, способностям и уровню знаний».

Модель современной библиотеки строится на основе традиционного подхода развития библиотеки как образовательного учреждения. На библиотеки в связи с этим возложена задача обеспечения компьютерной грамотности всего взрослого населения страны, подготовки и переподготовки к пользованию возможностями доступа к информационным услугам каждого члена общества.

Библиотека рассматривается как институт, который обеспечивает функционирование системы распространения информации и доступа к публичной информации, знаниям и культуре, а также обучает граждан пользоваться предоставляемыми возможностями.

Библиотека выступает в качестве одного из самых активных институтов финского общества в решении проблемы развития национальной культуры и национального языка. Об этом свидетельствует и тот факт, что ее роль и задачи определены не только библиотечным законодательством, но и Законом о литературе, и Законом об университете.

Мемориальная функция является прерогативой Национальной библиотеки. Она занимается консервацией и реставрацией книжных памятников, переводит их в цифровой формат, формирует фонды обязательного экземпляра документов, издаваемые на территории страны, а также коллекции краеведческих документов на различных носителях, составляет национальную библиографию, создает национальную электронную библиотеку.

В современной России деятельность библиотеки, прежде всего публичной, обрела особую значимость и потому, что все более очевидными стали ее возможности в плане преодоления негативных тенденций «глобализации массового сознания». Библиотека становится своего рода «громоотводом», устраняющим определенное негативное воздействие на потребителя массированной пропаганды определенного образа жизни и ценностей в СМИ, что особенно сильно действует на молодежь. При этом библиотека предлагает не борьбу, а определенный вид услуг на высоком качественном уровне, воспользоваться которыми может все население страны.

В условиях общества знаний можно говорить о переходе в организации пространства больших библиотек, выполняющих функции центральных региональных, от библиотечной функциональности к функциональности знаний. При этом библиотека рассматривается как центр знания в широком смысле этого слова, а библиотечная деятельность – как управление знанием. Идеологи этих проектов полагают, что «осколки» знания следует упорядочить таким образом, чтобы пользователь получил возможность видеть в целом все сферы знания и связи между ними, и через это выстраивать картину мира». По их мнению, искусство управления деятельностью библиотеки заключается в умении раскрывать многообразие знаний и представлять его фрагменты как части целого. Библиотека рассматривается как некий «космос знаний», в котором каждый найдет то, что его интересует.

Возможное разрушение библиотечной системы страны вследствие ухудшения финансирования расходов на библиотечное развитие видится как прямая угроза демократии. В этом случае не будет выполнима одна из главных задач построения общества знаний – обеспечение равного доступа всех граждан к информации, знаниям, образованию и культуре.

Россия относится к числу стран, которые находятся на начальных этапах формирования общества знаний. На государственном уровне разрабатываются и принимаются программные документы, способствующие формированию модели российского общественного развития. Среди них – федеральные целевые программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)» и «Электронная Россия», Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года (2004), Концепция региональной информатизации до 2010 года (2006) и другие.

В отличие от Финляндии в России не существует единой национальной библиотечной модели. Страна имеет огромную территорию, отдельные регионы которой разнятся по множеству параметров, в том числе: уровнем социально-экономического развития, социокультурными потребностями жителей, отношением региональных властей к культуре и библиотекам, их пониманием роли библиотек в формировании общества знаний. Поэтому отсутствие национальной стратегии библиотечного развития, сопровождающееся слабой финансовой поддержкой российских библиотек со стороны государства и как следствие усилением их коммерциализации, негативно сказывается на библиотечном развитии, снижая социальную значимость российских библиотек.

Некоторые общие характерные черты российской модели современной библиотеки находят свое отражение в целом ряде законодательных актов, а также документов, принятых профессиональным сообществом. Среди них – Федеральные законы «О библиотечном деле» (1994), «Об обязательном экземпляре документов» (1994), «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (2006); Модельный стандарт деятельности публичных библиотек (2001) и другие. В них отражаются главные цели и задачи библиотечного развития, определены социальные функции библиотеки.

Законодательные акты Российской Федерации гарантируют гражданам право на информацию, образование и культуру посредством общедоступных библиотек, запрещают государственную или иную цензуру, ограничивающую свободный доступ пользователей к документам из фондов библиотек. Библиотека определяется как «информационное, культурное, образовательное учреждение», чем подтверждается ее полифункциональный характер; рассматривается как элемент современной информационной инфраструктуры общества.

Важнейшей задачей, поставленной перед библиотеками, является обеспечение пользователям свободного доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям. Тем самым библиотека содействует непрерывному образованию всех уровней и самообразованию, приобщает к культурному наследию, помогает восприятию новых идей, научных достижений, современного искусства и литературы.

Посредством информационного обслуживания, направленного на удовлетворение местных потребностей, библиотеки должны участвовать в экономическом и социальном развитии своих поселений, заботиться о развитии подрастающего поколения и о людях, нуждающихся в социокультурной поддержке. Именно библиотека должна играть активную роль в формировании информационных потребностей и информационной культуры населения.

Библиотека отнесена к числу информационных систем, доступ к информационным ресурсам которых не может быть ограничен. Библиотечная сеть России рассматривается как государственная информационная система, имеющая межведомственный универсальный характер. Однако государство гарантирует бесплатность только получения «информации о наличии в библиотечных фондах конкретного документа, …о составе библиотечных фондов, …консультационную помощь в поиске и выборе источников информации». Этим существенно сужаются возможности библиотек в предоставлении непосредственного доступа к общественно значимой информации и знаниям.

 

Выводы по 2 главе

 

В общем смысле архитектурное пространство понимается как физическая, т. е. материальная «оболочка» среды, организующая и структурирующая жизненное пространство отдельного человека (микроуровень) и всего общества (макроуровень).

Для эффективного функционирования библиотеки как общественного института принципиально важным является осмысленное и целенаправленное формирование социокультурного и архитектурного пространств как целостности. Современная библиотека обладает важным свойством — архитектоничностью, т. е. особой композиционной выстроенностью.

Существует пять основных принципов архитектурного пространства современной библиотеки. Это полифункциональность, адаптивность к группам пользователей, открытость, мобильность и выразительность.

Специфика архитектоники библиотеки содержится в подвижности, проявляющейся во взаимосвязанных трансформациях ее традиционных функций, культуротворческой и социальной деятельности и генерировании новых способов архитектурно-пространственной организации.

Модель современной библиотеки строится на основе традиционного подхода развития библиотеки как образовательного учреждения. На библиотеки в связи с этим возложена задача обеспечения компьютерной грамотности всего взрослого населения страны, подготовки и переподготовки к пользованию возможностями доступа к информационным услугам каждого члена общества.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Во всем мире библиотека перестала рассматриваться как коробка или контейнер с книгами, на первый план вышли показатели качества среды, соответствие библиотеки гуманитарным потребностям местного сообщества, его социальнокультурному разнообразию. Перестав быть объектом простого управления, она требует совершенно новых, достаточно сложных методов проектирования.

Важное направление — публичное, максимально широкое обсуждение настоящей проблемы с участием заинтересованных отраслевых специалистов. Озвучим некоторые мнения участников междисциплинарного круглого стола, состоявшегося 15 января 2013 г в Рязани в рамках VIII Международного философско-культурологического симпозиума «Человек в мире культуры: пространство и время современности», стенограмма которого планируется к публикации и размещена на сайте Межрегионального центра модернизации библиотек. По мнению Д. К. Равинского (Санкт-Петербург), «сегодня часто говорят о соотношении виртуальной и реальной, физической библиотеки. Мне кажутся беспочвенными надежды на то, что виртуальная библиотека заменит физическую». Американское обследование обнаружило, что возросло пользование всеми видами онлайновых услуг, кроме одной — посещения сайтов библиотек. Данный показатель снижается, но при этом физическое посещение библиотек возросло. Что же привлекает людей? Да, действительно, многие пришли, потому что хотят пользоваться компьютерами в библиотеках. Но все-таки, дело в другом: людей привлекает не просто интерьер, но особая атмосфера в библиотеке: уют, безопасность, отсутствие конкуренции, место, открытое для всех. Это всё сегодня крайне редко; один английский философ сказал: “Библиотека — это одно из немногих мест, где от Вас не требуют ничего купить, чтобы там оставаться”.

Философы отмечают, что одной из главных социальных функций библиотек является, поощрение интровертного типа личности. Именно интроверты, с их склонностью посидеть спокойно, размышлять, читать делают чаще всего научные открытия, создают произведения искусства. Но в сегодняшнем городе остается все меньше мест спокойного уединения, библиотека — одно из таких мест.

Крайне интересным для осмысления и обсуждения можно считать мнение доктора философских наук В. С. Невелевой (Челябинск): « о библиотеке имеет смысл говорить, имея в виду пространство и время современности. Нам кажется важным, когда речь идет о проектировании библиотек, во-первых, учитывать крайнюю неравномерность социокультурных пространств тех населенных пунктов, в которых существует или будет существовать библиотека. Если, конечно, мы обсуждаем вопрос не вообще, а с учетом факторов реальности. В условиях России эта неравномерность в ее количественных и качественных проявлениях не может игнорироваться: даже наши мегаполисы, тем более малые города и сельские населенные пункты выглядят очень различными в разных регионах страны при сравнении их друг с другом. И это не только различия в организации пространства, но и различия в том, как существует каждый из этих населенных пунктов во времени, и как время течет в каждом из них. Во-вторых, на наш взгляд, нельзя не учитывать, что количество и состав жителей каждого населенного пункта весьма различны, и на уровне существования каждого отдельного человека есть свои личные места, пространства и свое время. И если при проектировании (в том числе и библиотеки) в центре внимания — интересы людей, то этот фактор тоже нельзя не учитывать».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Валиуллина Н.Р. Библиотека: найм персонала. — М.: Либерея-Бибинформ, 2010. – 145 с.
  2. Волженина, С. Ю. Дискурс библиотеки: институциональный и бытийный аспекты / С. Ю. Волженина // Библ. дело. – 2014. – № 19. – С. 30–34.
  3. Волженина, С. Ю. Организация пространства библиотеки : понимание проблематики и ожидания библиотекарей / С. Ю. Волженина // Публичная библиотека : информ. бюллетень / Рос. библ. ассоц., Гос. б-ка Югры ; [сост., ред. С. Ю. Волженина]. – Ханты-Мансийск, 2010. – Вып. 56. – С. 5–12.
  4. Елисина Е.Ю. Электронные услуги библиотек. — СПб.: Профессия, 2010. – 265 с.
  5. Елфимова, Т. Н. Доступная архитектура среды и тифлодизайн / Т. Н. Елфимова // Библиотечное строительство на современном этапе : материалы ежегодного Совещ. рук. федер. и центр. регион. б-к : (26-28 октября 2009 г.) / М-во культуры РФ [и др. ; сост.: Н. Ф. Вербина, Н. Ю. Кузина]. – СПб. : Рос. нац. б-ка, 2010. – С. 85–93.
  6. Зверевич, В. В. «Реальная» и «виртуальная» составляющие пространства современной библиотеки / В. В. Зверевич // Шк. б-ка. – 2012. – № 6/7. – С. 119–121.
  7. Зельцле, Б. Р. Обзор строительства библиотечных зданий в СССР и за рубежом / Б. Р. Зельцле // Архитектура и строительство библиотечных зданий / Ф. Н. Пащенко. — М.: Архитектур. изд-во Акад. архитектуры СССР, 2012. — С. 7-60.
  8. Информатика: реф. журн. / ВИНИТИ РАН. — 2011. — № 1-12; 2012. — № 1-12.
  9. Коженкин, И. А. Структурно-функциональный образ рязанского филиала Президентской библиотеки. Регональный компонент и культурная деятельность / И. А. Коженкин, Г. Н. Соколова // Электронная библиотека: интеграция информационных ресурсов: сб. науч. тр. / Президент. б-ка им. Б. Н. Ельцина ; науч. ред. Е. Д. Жабко. — СПб.: Президент. б-ка им. Б. Н. Ельцина, 2011. — С. 172-177.
  10. Кривошеева, О. А. Организация сохранности библиотечного фонда в процессе эксплуатации здания : практ. опыт / О. А. Кривошеева // Здание библиотеки как фактор обеспечения сохранности фондов : материалы семинара, состоявшегося в рамках круглого стола «Библ. здания: архитектура, дизайн, организация пространства» секции публичных б-к РБА в г. Ханты-Мансийске 7 апр. 2010 г. / [сост. Н. Е. Швыркова]. – Ханты-Мансийск, 2010. – С. 24–29.
  11. Лаврова К. Б. Архитектура библиотек / К. Б. Лаврова, С. В. Миронова // Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. б-ка. — М.: Пашков дом, 2007. — С. 46-56.
  12. Лаврова, К. Б. Библиотека в контексте урбанистики / К. Б. Лаврова // Социокультурные аспекты организации пространства библиотек: вопросы теории и практики / Рос. библ. ассоц.; сост. С. Ю. Волжени-на. — Ханты-Мансийск, 2011. — С. 11-16.
  13. Матлина, С. Г. Библиотечное пространство: основные принципы и характеристики : (Социокультурные аспекты) / С. Г. Матлина // Науч. и техн. б-ки. – 2016. – № 6. – С. 83–97 ; № 7. – С. 62–77.
  14. Матлина, С. Г. Библиотечное пространство: от публичного к общественному : новые понятия и их смыслы / С. Г. Матлина // Библ. дело. – 2014. – № 21. – С. 2–9.
  15. Нефедов В. Информационное пространство нового поколения. Эволюция формы / В. Нефедов // Библ. дело. — 2005. — № 11. — С. 10-14.
  16. Прянишников Н. Е. Инновационные концепции библиотек / Н. Е. Прянишников // Публичная библиотека: информ. бюл. / Рос. библ. ассоциация. — Ханты-Мансийск, 2010. — Вып. 56. Библиотечное пространство — агент перемен. — С. 21-27.
  17. Ратникова, Е. И. Понятие «Библиотечное пространство» : сущность и особенности бытования / Е. И. Ратникова // Библ. дело XXI век. – 2010. – № 2. – С. 8–16.
  18. Рожкова, Н. Кластерный подход в стратегии инновационного развития общедоступных библиотек / Н. Рожкова // Библ. дело. – 2014. – № 22. – С. 2–5.
  19. Суворова, В. Организация пространства библиотеки : реальные и виртуальные компоненты / В. Суворова // Вестн. б-к Москвы. – 2011. – № 2. – С. 4–8.
  20. Чумаков А. Н. Глобалистика в системе современного научного знания / А. Н. Чумаков // Вопр. философии. — 2012. — № 7. — С. 3-16.

Страницы:   1   2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф