1 2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ БОЙЦОВ ШТУРМОВОГО БОЯ
1.1. История становления и развития штурмового боя в России
1.2. Планирование и организация тренировочного процесса бойцов штурмового боя
1.3. Специальная физическая подготовка бойцов штурмового боя
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ШТУРМОВЫМ БОЕМ, И СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ РУКОПАШНЫМ БОЕМ
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Сравнительный анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В сложных социально-бытовых и политических условиях возросла актуальность владения эффективной системой активной безопасности для обычных граждан, которые оказались незащищенными перед разгулом преступности.
Правильная организация процесса обучения, кроме обучения собственно техническим действиям, происходит воспитание необходимых физических и психологических качеств, является главным условием эффективности любой системы самообороны.
Эффективность занятий зависит от правильной методики их проведения. Строгая научность всех методов и средств обучения позволяет добиваться максимальной эффективности занятий за счёт внедрения наиболее действенных, современных методических принципов.
Цель работы: Оценка эффективности воспитания специальных качеств, необходимых для бойца штурмового боя.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- Рассмотреть исторические этапы становления и развития штурмового боя в России.
- Охарактеризовать процесс планирования и организации тренировочного процесса бойцов штурмового боя.
- Выявить методы и приёмы специальной физической подготовки бойцов штурмового боя.
- Провести сравнительную характеристику уровня развития физических качеств у спортсменов, занимающихся штурмового боем, и спортсменов, занимающихся рукопашным боем.
- Провести анализ полученных результатов исследования.
- Сделать выводы по результатам проведённого исследования.
Объект исследования: штурмовой бой.
Предмет исследования: специальные качества, необходимые для бойца штурмового боя.
Структура работы: Работа полностью соответствует установленному регламенту и состоит из введения, двух глав и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ БОЙЦОВ ШТУРМОВОГО БОЯ
1.1. История становления и развития штурмового боя в России
С начала 90-х годов нашего столетия со славяно-горицкой борьбой начинают происходить изменения, а точнее изменяются приоритеты и само стратегическое направление системы. Первоначально заданное русло развития Горицы, направленное на сохранение этнической чистоты и ортодоксальности технических действий, постепенно заменяется ориентацией на русскую уличную драку.
Потребность «по-новому» осмысленной славяно-горицкой борьбы привела к реализации тактики штурмового натиска и к соблюдению идейной установки на безоговорочно наступательную технику.
Основой для «новой» школы русского рукопашного боя послужили три направления традиционного раздела. Охотницкий бой, «волчий стиль» и стиль «наскок» перестраивают всю тактическую, а во многих аспектах и техническую формулу борьбы. Теперь всё, что боеспособно в реальных условиях уличной драки, перенимается штурмовой школой из традиционных стилей и направлений славяно-горицкой борьбы. Таким образом, окончательно был взят курс на формирование современного русского штурмового боя.
Стили «новой» школы сориентированы на конкретные ситуации, которые могут возникнуть в рамках уличного столкновения. Именно поэтому к штурмовому разделу славяно-горицкой борьбы проявляют такой интерес силовые структуры. Во многих армейских частях специального назначения штурмовой бой занимает прочное место в системе физической подготовки.
Штурмовой бой способен развить практически все необходимые бойцу профессиональные рефлексы – в среднем за 3-4 месяца подготовки. Другое дело – уровень личной психической и физической зрелости.
Большая заслуга в собственной реализованности или нереализованности всегда принадлежит конкретному человеку. Идейная установка на атаку доступна на сегодняшний день незначительному проценту от общей численности мужского населения. Символически, штурм – это антипод приспособленчеству. Штурмовать противника с победными результатами способен не только психически и физически крепкий боец; он должен обладать, к тому же, великолепно разработанными рефлексами и образцовой выучкой.
1.2. Планирование и организация тренировочного процесса бойцов штурмового боя
Большинство преподавателей на собственном опыте приходят к мнению, что наилучшие результаты в учебном процессе достигаются при сбалансированной комбинации этих двух подходов [3, 7].
Жёсткий учебный план и требования дисциплины, смягчённые гибкостью преподавателя и его внимательным отношением к нуждам своих учеников, создают наиболее благоприятную обстановку для эффективной передачи знаний. В связи с этим необходимо найти то равновесие в использовании данных двух подходов, которое максимально соответствовало бы индивидуальным особенностям преподавателя и поддержанию на занятиях требуемой рабочей атмосферы.
В процессе преподавания необходимо избегать крайностей. Слишком жёсткий учебный режим и завышенные требования к дисциплине препятствуют проявлению инициативы со стороны учащихся и планомерному развитию их врождённых качеств. Бессистемные занятия, с другой стороны, не позволяют ученикам почувствовать себя в безопасности и не дают возможности полностью сконцентрироваться на изучаемом материале. Если атмосфера на тренировках становится слишком жёсткой или мягкой, необходимо вернуть её в прежнее положение устойчивого равновесия.
Формирование навыков штурмового боя, а также других умений, необходимых для выживания бойца, происходит в процессе обучения. В системе выживания человека успешность действий личности в экстремальных условиях обеспечивается единством целей деятельности и индивидуальностью самого человека. Правильная организация процесса обучения, кроме обучения собственно техническим действиям, происходит воспитание необходимых физических и психологических качеств, является главным условием эффективности любой системы самообороны.
Эффективность занятий зависит от правильной методики их проведения. В понятие методика в данном случае вкладывается смысл всей совокупности принципов, методов и средств обучения. Строгая научность всех методов и средств обучения позволяет добиваться максимальной эффективности занятий за счет внедрения наиболее действенных, современных методических принципов.
Преподаватель штурмового боя должен быть специалистом, способным развить в своих учениках особые физические, психические и духовные качества. Знания преподавателя штурмового боя должны базироваться на обширном запасе теоретических сведений и личном опыте практического применения штурмового боя.
Основное положение в методике обучения штурмовому бою занимает принцип – учить тому, что необходимо на улице. В этом принципе выражено основное требование к подготовке, заключающееся в том, что содержание, организация и способы обучения должны осуществляться в строгом соответствии с требованиями реального боя. Данный принцип требует того, чтобы обучение проводилось в условиях реального натиска, которые в наибольшей степени способствовали бы повышению боевого мастерства.
Занятия по штурмовому бою предоставляют большие возможности для практической реализации данного принципа. На занятиях по штурмовому бою могут моделироваться условия, максимально приближенные к реальным, и создаваться непредвиденные ситуации. Это позволяет развивать не только физические навыки, но и психологическую устойчивость, инициативность, гибкость мышления.
Избыток информации, запутывающий и сбивающий с толку обучающихся, требующий излишнего времени на её обдумывание и усвоение, не менее вреден, чем недостаточная информированность. Выстраивать обучение необходимо таким образом, чтобы каждое занятие давало обучаемым что-то новое и это новое вырабатывалось бы и совершенствовалось в условиях, связанных с проявлением риска на высоком эмоциональном накале.
Важнейшим элементом преподавательской деятельности является тщательное планирование учебного процесса. В планах определяются конкретные цели для каждой группы и отводимое для их достижения время. Для максимальной эффективности и безопасности занятий следует скрупулезно продумывать виды и объёмы упражнений, предлагаемых для выполнения в каждой группе. Ученики будут прогрессировать быстрее и заметнее, если будут знать цели, к которым должны стремиться. Определяя цели для учебной группы, полезно при любой возможности обращать внимание каждого ученика на его сильные и слабые стороны. Это поможет ученикам поверить в свои силы, что, в свою очередь, будет способствовать планомерному повышению их мастерства.
Для того, чтобы продолжать изучение штурмового боя относительно длительный отрезок времени, ученик должен обладать стойким желанием измениться внутренне и овладеть новыми техническими приемами.
Мотивация — это активная причина, побуждающая человека к совершению действия, направленное на удовлетворение своих потребностей. Для того, чтобы выполнить движение, сначала необходимо мысленно представить его себе. А для возникновения данного мысленного образа необходимо наличие каких-либо внутренних или внешних стимулов. Такие мощные стимулы и называются мотивацией.
Для того, чтобы мотивировать учеников, сначала необходимо определить, какие психические или эмоциональные стимулы лежат в основе их желания учиться. При правильном стимулировании ученики почувствуют в себе способность к безграничному самосовершенствованию. В отсутствии должной мотивации тренировочные занятия превратятся в механический процесс, который не сможет обеспечить прогрессирование бойца. Способов мотивирования существует множество, и предпочтение одного из них другому зависит только от характера преподавателя. Существует несколько простых принципов, с помощью которых можно стимулировать учеников в любой ситуации:
- Поощрение или похвала ученика, когда он этого заслуживает. Однако слишком частое использование поощрений может поставить ученика в зависимость от них и принизить значение его собственной мотивации (к примеру, для поощрения в штурмовом бою были введены уровни технического соответствия, от 1 до 10).
- Многократные попытки выполнения сложных приёмов и упражнений. Всегда необходимо предлагать ученику пытаться ещё раз, выполнить прием, если он не смог правильно его выполнить. Только методом проб и ошибок можно в конечном итоге добиться успеха.
- Чёткая постановка конкретных задач перед учеником и их подробное объяснение. В чём они заключаются, как продвигаться к их достижению, и каким образом ученик самостоятельно может определить, что он выполнил поставленную перед ним задачу.
- Разбивка на небольшие и легко выполнимые этапы, при изучении новых техник. Учебный процесс будет протекать плавно, а собственная мотивация учеников станет только повышаться, если при приложении определённых усилий они будут достигать конкретных результатов.
- Неудача является непременной предшественницей успеха. Не научившись проигрывать, невозможно одержать победу. Проигрыш – это первая ступенька на вершину победы. Неудачи ведут к снижению мотивации лишь тогда, когда они воспринимаются как неудачи. Если же рассматривать неудачу как ступень на пути к успеху, то она неизбежно будет способствовать росту мастерства ученика. Она станет лишь частью процесса поиска пути к совершенству.
Можно стимулировать учеников при помощи специальной системы поощрений. Примерами материального вознаграждения могут быть медали, призы, кубки, присвоение соответствующих мастерству рейтингов и т.д. Однако не нужно одаривать высокими титулами слабых бойцов или любой ценой завоевывать кубки и трофеи. В конечном счете, ученики могут утратить интерес к занятиям, поскольку, таким образом, будет дискредитироваться их упорная работа.
Практические занятия являются единственным путём к освоению штурмового боя и повышению уровня мастерства. В независимости от своих индивидуальных потребностей и различий, каждому ученику необходимо на практике отрабатывать то, чему он научился. В основе практических занятий лежит непосредственная отработка упражнений, движений и действий в разнообразных условиях и обстановке с целью выработки необходимого навыка ведения штурмового боя, а также развития и совершенствования специальных физических и психических качеств.
Возможность наблюдения за практическими занятиями учеников, позволит немедленно исправить все неточности в выполнении технических приёмов, которые в противном случае могут закрепиться в качестве привычки или привести к травмам. Когда ученик поднимается на качественно новую ступень обучения, практические занятия приобретают для него ещё большую важность из-за возросшего объёма и сложности техник, которые ему требуется отработать. Только постоянная и регулярная практическая работа позволит ученикам достичь той цели, о которой они мечтали на своем первом занятии.
Практические занятия будут полезны только в том случае, когда тренировочный процесс построен на правильном сочетании физической и умственной деятельности. Умственная практика подразумевает, что ученик должен тщательно и в мельчайших подробностях представить себе правильное выполнение технического действия и найти огромное количество способов применения данного действия в бою.
Качество и успех любого педагогического процесса зависят во многом оттого, насколько сознательно и с какой активностью относятся к делу обучения сами обучаемые. Обучение – это упорный труд в течение длительного времени. И если этот труд рассматривается учениками не только как обязанность, но и как, своего рода, потребность, как осознанная необходимость, это порождает у них творческую энергию, сознательное и активное отношение к учебному процессу. Без сознательной активности и стремления немыслима какая-либо познавательная работа.
Данный принцип в практике обучения штурмовому бою предусматривает, в первую очередь, глубокое понимание обучающимися важности и необходимости овладения навыками самозащиты, наличие личностной мотивации для формирования умений вести рукопашную схватку в самых различных условиях. Глубокое понимание того, что в рукопашной схватке победит тот, кто отлично владеет техникой штурмового боя, умеет тактически грамотно вести бой в разнообразных условиях и обстановке, способствует наиболее быстрому и прочному формированию двигательных навыков, воспитанию необходимых физических и волевых качеств.
Качество обучения во многом зависит от строгого соблюдения определённого порядка в прохождении учебного материала, обеспечения непрерывности и логической последовательности в преподнесении знаний и формировании двигательных навыков, развития физических и волевых качеств. Совокупность данных требований реализуется принципом систематичности.
Выстраивать обучение и воспитание необходимо в соответствии с возможностями обучающихся, с учётом их возраста, уровня подготовленности, индивидуальных физических, психических и духовных способностей. Основное требование – проводить обучение таким образом, чтобы занимающиеся могли сознательно усвоить программный материал при определенном напряжении умственных и физических сил. Доступность учебного материала зависит, с одной стороны, от возможностей обучаемых, с другой – от объективных трудностей, возникающих в процессе овладения теми или иными упражнениями, действиями.
Прочность знаний, умений и навыков является основой обеспечения готовности занимающихся к штурмовому бою. Прочность усвоения заключается в том, чтобы в процессе занятий обеспечивалось твёрдое усвоение и закрепление двигательных навыков, системы построения движений и устойчивость их применения в разнообразной обстановке.
Прочность навыка зависит от качества усвоения базовой программы обучения, базовых движений, системы построения движений, а также от систематической тренировки в разнообразных условиях и обстановке. Систематические занятия, на которых отработка учебного материала проводится в разнообразных сочетаниях, в условиях дефицита времени, на фоне решения определённых (часто неожиданных) тактических задач, являются эффективным средством, способствующим прочности овладения штурмовым боем.
Осуществляя систематический контроль на занятиях, необходимо знать качество усвоения обучаемыми отдельных разделов программы, индивидуальные различия в уровне их подготовленности. Систематический контроль представляет собой процесс регулярного сбора исчерпывающей информации, которая используется для наблюдения за прогрессированием ученика и исправления допускаемых им ошибок. Постоянный контроль включает в себя четыре последовательных этапа:
- оценка и анализ;
- информирование учащегося;
- стимулирование;
- проверка.
Первым этапом систематического контроля является оценка и анализ. В действительности это две самостоятельные, но тесно взаимосвязанные задачи. Наблюдение за действиями ученика, даёт возможность определить текущий уровень развития и оценить степень его мастерства. Если какие-то определённые технические приёмы обучающийся выполняет неправильно или допускает ошибки, грозящие превратиться в привычку, необходимо тщательно проанализировать причины имеющихся недостатков и исправить ошибку, поскольку ученик не сможет это сделать самостоятельно.
Следующим шагом является информирование бойца том, как он прогрессирует. Изучая новый технический приём, ученик не может самостоятельно определить, правильно ли он его выполняет. Немедленное исправление всех допущенных учеником ошибок предотвращает их закрепление в привычку.
За информированием ученика должно следовать его стимулирование. Для некоторых учеников достаточным стимулом к продолжению повышения мастерства является то чувство удовлетворения, которое они испытывают от достигнутых результатов. Однако и наиболее мотивированные бойцы зачастую нуждаются во внешнем стимулировании. Стимулирование может быть двух видов – позитивным и негативным. Позитивное стимулирование выражается в виде похвалы, которым отмечается требуемое от ученика поведение. Под негативным стимулированием подразумевается игнорирование нежелательного поведения ученика или выносимые ему замечания.
Завершающим этапом систематического контроля является проверка. Проверки предназначены для того, чтобы убедиться, что каждый из учеников физически в состоянии выполнять техники именно так, как его этому учили, и что у них это действительно получается. Кроме того, регулярные проверки не позволяют случайным ошибкам превратиться во вредные привычки, которые неизбежно приведут к потере эффективности учебного процесса.
Штурмовой бой в отсутствие дисциплины теряет своё содержание и смысл. Без дисциплины невозможен процесс обучения.
Каждый человек обладает субъективной точкой зрения на окружающий его мир, в соответствии с которой воспринимает и понимает его. В связи с тем, что занятия обычно проводятся с группой учащихся, преподаватель должен индивидуально подходить к работе с каждой личностью и одновременно рассматривать её как часть единого целого. В процессе обучения каждый учащийся способен приобретать и накапливать знания только с присущей ему скоростью, зависящей от его индивидуальных возможностей.
Соблюдение данных методических принципов обучения является важнейшим требованием для создания благоприятных условий преподавания. Польза, которую они способны принести, будет тем больше, чем выше педагогическое мастерство преподавателя. При составлении тренировочных планов, необходимо рассматривать тему каждого занятия с точки зрения всех перечисленных выше принципов.
1.3. Специальная физическая подготовка бойцов штурмового боя
Физическая подготовка бойцов штурмового боя состоит из общей и специальной подготовки, каждая из которых подразумевает также различные виды подготовки (рисунок 1).
Рисунок 1. Классификация физической подготовки
Специальная физическая подготовка представляет собой подготовку, которая преследует цель повышения работоспособности человека, применительно к той или иной профессиональной деятельности. В нашем случае данный вид подготовки направлен на развитие физических способностей бойца, отвечающих специфике штурмового боя.
Специальная физическая подготовка направлена на построение специального фундамента, основная цель которого заключается в наиболее широком развитии двигательных качеств, применительно к требованиям штурмового боя.
Виды физической подготовки должны сочетаться между собой таким образом, чтобы при использовании специальной физической подготовки оставалась и общая физическая подготовка. Физические качества связаны между собой и влияют на развитие друг друга.
Систематическими тренировками добиваются быстроты исполнения технических действий, максимально сокращая паузы между ними, что повышает темп штурмового боя и скоростную выносливость.
Штурмовой бой характеризуется высокой напряжённостью боевых действий, требующих от спортсмена максимальных мышечных усилий и умения проявлять их в быстроизменяющейся обстановке.
В ходе боя на организм спортсменов воздействуют экстремальные по величине и продолжительности нагрузки, требующие предельной мобилизации функциональных возможностей организма и предъявляющие высокие требования к физической подготовке занимающихся.
Для развития каждого качества есть наиболее благоприятные, так называемые, сенситивные периоды. Они представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сенситивные периоды для развития физических качеств
| Физическое качество | Сенситивный период
|
| Сила
| 14-17 лет |
| Выносливость
| 9-13 лет |
| Быстрота
| 9-12 лет |
| Гибкость
| 4-8 лет |
| Ловкость
| 10-11 лет |
Из таблицы видно, что физические качества у человека развиваются в ранние периоды жизни и неравномерно, следовательно, в более поздние периоды, человек может только совершенствовать физические качества, а основное развитие происходит в сенситивный период.
Рассмотрим основные физические качества, являющиеся элементами специальной подготовки бойцов штурмового боя.
Сила представляет собой возможность человека противостоять внешнему сопротивлению или преодолевать его при задействовании мышечных усилий. Сила, развиваемая мышцей, зависит от следующих условий:
- физиологичный поперечник силы;
- активирующее влияние со стороны центральной нервной системы;
- соотношение в силе двух типов волокон (сильных и быстрых – белых, выносливых и медленных – красных);
- внешние биомеханические условия (показатели телосложения человека, индивидуальные особенности техники выполнения упражнений).
Сила характеризуется в зависимости от условий, характера и величины проявления мышечной силы в спорте. По проявлению в движении, сила классифицируется на динамическую и статическую. Динамическая сила – это сила в движении под нагрузкой, то есть в динамичном режиме. По характеру усилий, динамическая сила разделяется на взрывную, быструю и медленную.
Медленная динамическая сила – это сила, проявляемая, при относительно медленных движениях, почти отсутствует ускорение. Данная сила проявляется, к примеру, при перемещении предметов большой массы, когда скорость перемещения практически не имеет значения, а прилагаемые усилия достигают максимальных значений.
Быстрая динамическая сила – это сила, проявляемая при быстрых, но не предельно-быстрых движениях, с большим отягощением, ускорение присутствует, но оно не на максимальном уровне. Пример проявления быстрой динамической силы: быстрые сильные удары по боксерской груше, кидания.
Взрывная динамическая сила – это сила, проявляемая при максимально быстрых движениях, сопротивление преодолевается с максимальным напряжением в наиболее быстрый период времени, ускорение на максимальном уровне. Пример: спринтерский бег, бокс, борьба. Статическая сила – сила в неподвижном состоянии под нагрузкой, то есть усилия человека движением не сопровождаются.
При ходе поединка в штурмовом бое необходимо прилагать разнообразное мышечные усилия, что влечёт за собой разностороннею силовую подготовку. Для штурмового боя из–за специфических ударных действий, наиболее важно развитие и совершенствование взрывной динамической силы. При необходимости перемещения с быстрым изменением позиции важна также быстрая динамическая сила.
При непосредственным соприкосновении с соперником в ближнем бою результативность силового единоборства, физического подавления противника будет завесить от атлетической подготовленности, то есть от уровня развития силы, проявляемой в медленных движениях с максимальным или близким к нему сопротивлением.
Активное ведение рукопашной схватки даже в течении 1-2 минут требует высокого уровня развития силовой выносливости. Именно из-за этого силовая выносливость является одной из главных силовых способностей.
Инструментами развития и совершенствования мышечной силы являются разнообразные упражнения:
- Упражнения с внешним сопротивлением.
- Упражнения с преодолением веса собственного веса тела.
- Статические упражнения.
Выносливость представляет собой возможность выполнять двигательные усилия максимально длительное время с определённой заданной интенсивностью. Выносливость показывает общий уровень трудоспособности спортсмена и является многофункциональным свойством организма.
Изменяя интенсивность упражнения, время его выполнения, количество повторений упражнения, интервалы и характер отдыха, можно избирательно подбирать нагрузку по её преимущественному воздействию на различные компоненты выносливости.
Совершенствование же двигательных навыков, повышение технического мастерства приводит к снижению энерготрат и повышению эффективности использования биоэнергетического потенциала, то есть к увеличению выносливости.
Особенности поединка в штурмовом бою заключается в постоянно изменяющейся интенсивности его ведения от низкой до предельной, а действия соперников комплексируются на большое количество различных эпизодов, чередующихся периодами выбора позиции, передвижениями, подготовки атак и переходов в защиту, то есть действиями относительно низкой интенсивности.
Гибкость представляет собой морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата человека, определяющее пределы движений звеньев тела. Для занимающихся боевыми искусствами специальная гибкость связана, в первую очередь, с подвижностью в тазобедренных суставах, а также с подвижностью позвоночника, плечевых и голеностопных суставов.
Проявление гибкости зависит не только от эластических свойств мышц, связок, формы и особенностей сочленяющихся суставных поверхностей, но и от способности сочетать произвольное расслабление растягиваемых мышц с напряжением мышц, производящих движение, то есть от совершенства межмышечной координации. Чем более развиты и сильны окружающие сустав мышцы, тем меньше подвижность, а чем более эластичны мышцы, тем подвижность в суставе выше.
К снижению гибкости может привести и систематическое или концентрированное на отдельных этапах подготовки применение силовых упражнений, если при этом в тренировочные программы не включаются упражнения на растягивание.
Для развития гибкости бойцов используются следующие методы:
- Метод многократного растягивания. Этот метод основан на свойстве мышц растягиваться значительно больше при многократных повторениях упражнения с постепенным увеличением размаха движений.
- Метод статического растягивания. Этот метод основан на зависимости величины растягивания от его продолжительности.
В современных условиях значительно увеличился объём деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности.
Все эти качества или способности в теории физического воспитания связываются с понятием ловкость как способность человека быстро и целесообразно принять наиболее рациональные действия, а так же быстро освоить новые двигательные действия, и успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях.
Ловкость представляет собой сложное комплексное двигательное качество, где уровень развития определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и, так называемая, пластичность корковых и нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим.
Основными факторами ловкости считаются координационные способности. Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, то есть наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).
Координационные способности зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, то есть равновесия, заключающегося в устойчивости позы в статических положениях и её балансировке во время перемещений.
1 2
