1 2
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ШТУРМОВЫМ БОЕМ, И СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ РУКОПАШНЫМ БОЕМ
2.1. Организация и методы исследования
Базой исследования была выбрана ООО «Федерация Штурмового боя» г. Калуга, зал Штурмового боя в Турынино.
Выборка:
- Спортсмены, занимающиеся штурмовым боем – 20 человек;
- Спортсмены, занимающиеся рукопашным боем – 20 человек.
Возраст испытуемых: 14 лет.
Цель исследования: сравнение уровня развития физических качеств у спортсменов, занимающихся штурмовым боем и спортсменов, занимающихся рукопашным боем.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- Оценка уровня развития у двух групп спортсменов следующих физических качеств:
- Скоростные способности;
- Координационные способности;
- Скоростно-силовые способности;
- Выносливость;
- Гибкость;
- Силовые способности.
- Сравнение показателей развития физических качеств в двух группах.
- Анализ полученных результатов.
Для реализации поставленных задач были выявлены следующие методы исследования:
- Бег, 30 м. Данный метод используется для оценивания скоростных способностей у испытуемых. Показатели выражаются в секундах (сек).
- Челночный бег 3*10 м, используемый для оценивания координационных способностей. Показатели выражаются в секундах (сек).
- Прыжки в длину с места. Данный метод используется для оценивания скоростно-силовых качеств. Показатели выражаются в сантиметрах (см).
- 6-минутный бег для оценивания выносливости. Показатели выражаются в метрах (м).
- Наклоны вперёд из положения сидя для оценивания гибкости. Показатели измеряются в сантиметрах (см).
- Подтягивание на высокой перекладине из виса для оценивания силовых качеств.
Педагогический эксперимент длился 4 месяца со следующей периодичностью занятий: 3 раза в неделю по 1,5 часа. Учитывая тот момент, что в штурмовом бою разрешены многие приёмы, которые запрещены в рукопашном, следует отметить следующие отличия тренировочного процесса штурмового боя:
- Отработка ударов коленями, локтями и головой.
- В штурмовом бою схватка зачастую начинается с неожиданного нападения, в связи с этим очень тщательно отрабатываются приёмы защиты и обороны.
- Разработка навыка обезоруживания противника.
- Болевые и удушающие приёмы исполняются не только в партере, но и в стойке, где они могут быть весьма эффективны. Причём, в отличие от рукопашного боя, и в стойке, и в партере атакуются, главным образом, глаза, пальцы, плечевой и лучезапястный суставы. Локтевой сустав так же среди приоритетных мишеней, но он атакуется гораздо большим количеством способов, чем разрешено в рукопашном бое. Кроме того, должны отрабатываться травмирующие приёмы на кости предплечья, которых в рукопашном бое нет.
- Роль падений и вызванных ими ударов гораздо выше, чем в рукопашном бое, в связи с этим большое внимание при тренировке уделяется именно отработке правильного падения.
2.2. Сравнительный анализ результатов исследования
Показатели оценивания уровня развития физических качеств у спортсменов, занимающихся штурмовым боем, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели оценивания уровня развития физических качеств у спортсменов, занимающихся штурмовым боем
| № п/п
| Бег 30 м, сек
| Челночный бег 3*10, сек
| Прыжки в длину с места, м | 6-минутный бег | Наклон вперёд из положения сидя, см
| Подтягивание на высокой перекладине из виса |
| 1 | 4,3 | 7,3 | 225 | 1500 | 11 | 13 |
| 2 | 4,4
| 7,5 | 230 | 1550 | 11 | 15 |
| 3 | 4,3
| 7,5 | 227 | 1600 | 12 | 13 |
| 4 | 4,5
| 7,4 | 225 | 1450 | 11 | 13 |
| 5 | 4,4
| 7,4 | 228 | 1470 | 10 | 16 |
| 6 | 4,4
| 7,3 | 230 | 1500 | 9 | 14 |
| 7 | 4,3
| 7,4 | 222 | 1500 | 11 | 15 |
| 8 | 4,2
| 7,3 | 225 | 1480 | 12 | 14 |
| 9 | 4,5
| 7,4 | 220 | 1450 | 11 | 13 |
| 10 | 4,3
| 7,3 | 226 | 1680 | 11 | 13 |
| 11 | 4,4
| 7,2 | 229 | 1750 | 12 | 14 |
| 12 | 4,4
| 7,3 | 228 | 1700 | 10 | 14 |
| 13 | 4,5
| 7,3 | 226 | 1650 | 9 | 13 |
| 14 | 4,3
| 7,2 | 227 | 1450 | 10 | 13 |
| 15 | 4,6
| 7,5 | 228 | 1500 | 10 | 14 |
| 16 | 4,4 | 7,5 | 229 | 1650 | 11 | 15 |
| 17 | 4,4
| 7,3 | 225 | 1500 | 12 | 14 |
| 18 | 4,5
| 7,3 | 227 | 1540 | 11 | 14 |
| 19 | 4,4
| 7,2 | 227 | 1490 | 11 | 14 |
| 20 | 4,3
| 7,1 | 228 | 1530 | 11 | 15 |
| Среднее значение | 4,3 | 7,35 | 226,6 | 1547 | 10,8 | 13,95 |
Показатели оценивания уровня развития физических качеств у спортсменов, занимающихся рукопашным боем, представлены в таблице 3.
Таблица 3
Показатели оценивания уровня развития физических качеств у спортсменов, занимающихся рукопашным боем
Сравнительные результаты уровня развития физических качеств у спортсменов в двух группах представлены в таблице 4.
Таблица 4
Сравнительные результаты уровня развития физических качеств у спортсменов в двух группах
Наглядно сравнительные результаты уровня развития физических качеств у спортсменов в двух группах представлены на рисунках 2-7.
Рисунок 2. Сравнительная характеристика средних показателей скоростных способностей в двух группах
Таким образом, средние показатели скоростных способностей в группе у спортсменов, занимающихся штурмовым боем, выше, чем у спортсменов, занимающихся рукопашным боем.
Рисунок 3. Сравнительная характеристика средних показателей координационных способностей в двух группах
Таким образом, средние показатели координационных способностей в группе у спортсменов, занимающихся штурмовым боем, выше, чем у спортсменов, занимающихся рукопашным боем.
Рисунок 4. Сравнительная характеристика средних показателей скоростно-силовых способностей в двух группах
Таким образом, средние показатели скоростно-силовых способностей в группе у спортсменов, занимающихся штурмовым боем, выше, чем у спортсменов, занимающихся рукопашным боем.
Рисунок 5. Сравнительная характеристика средних показателей выносливости в двух группах
Таким образом, средние показатели выносливости в группе у спортсменов, занимающихся штурмовым боем, выше, чем у спортсменов, занимающихся рукопашным боем.
Рисунок 6. Сравнительная характеристика средних показателей гибкости в двух группах
Таким образом, средние показатели гибкости практически не отличаются.
Рисунок 7. Сравнительная характеристика средних показателей силовых способностей в двух группах
Таким образом, средние показатели силовых способностей в группе у спортсменов, занимающихся штурмовым боем, выше, чем у спортсменов, занимающихся рукопашным боем.
После проведённого исследования можно сделать вывод о том, что у спортсменов, занимающихся штурмовым боем, уровень развития практически всех физических показателей выше, чем у спортсменов, занимающихся рукопашным боем. Единственным показателем, который является относительно одинаковым в двух группах, является гибкость, при оценке которой средние показатели практически не отличаются.
Это можно объяснить спецификой штурмового боя, требующей высокого уровня развития следующих качеств:
- Скоростные способности;
- Координационные способности;
- Скоростно-силовые способности;
- Выносливость;
- Силовые способности.
Высокий уровень выносливости можно объяснить тем, что на сегодняшний день зачастую проводятся соревнования по штурмовому бою, что предопределяет внесение в тренировочный процесс отработку взрывной атаки, выносливости: выдержать 10-11 взрывных сходов. Также при тренировке большое внимание уделяется отработке штурмовой схемы, борьбе и её особенностям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Штурмовой бой представляет собой вид рукопашного боя, который ведётся динамично и только наступательно. При этом, нельзя отходить назад, нельзя выжидать момент для атаки, нужно навязать свою манеру боя, а в идеале обезоружить противника или обратить в бегство.
В сложных социально-бытовых и политических условиях возросла актуальность владения эффективной системой активной безопасности для обычных граждан, которые оказались незащищенными перед разгулом преступности.
Правильная организация процесса обучения, кроме обучения собственно техническим действиям, происходит воспитание необходимых физических и психологических качеств, является главным условием эффективности любой системы самообороны.
Эффективность занятий зависит от правильной методики их проведения. Строгая научность всех методов и средств обучения позволяет добиваться максимальной эффективности занятий за счёт внедрения наиболее действенных, современных методических принципов.
Среди основных методических принципов были отмечены следующие:
- Правильное планирование занятий, подразумевающее подбор видов и объёмов упражнений для каждой группы учащихся.
- Мотивация, которая представляет собой активную причину, побуждающую учащихся к совершению действия, направленную на удовлетворению собственных потребностей.
- Правильная организация теоретических и практических занятий. Практические занятия безусловно являются важным элементом обучения, однако без необходимых теоретических знаний невозможна правильная организация отработки упражнений на практике.
- Сознательность и активность. Качество и успех любого педагогического процесса зависят во многом оттого, насколько сознательно и с какой активностью относятся к делу обучения сами обучаемые.
- Систематичность и последовательность обучения. Качество обучения во многом зависит от строгого соблюдения определЁнного порядка в прохождении учебного материала, обеспечения непрерывности и логической последовательности в преподнесении знаний и формировании двигательных навыков, развития физических и волевых качеств.
- Доступность, которая подразумевает необходимость выстраивания обучения в соответствии с возможностями обучающихся, учитывая их возраст, уровень подготовленности, индивидуальные физические, психические и духовные качества.
- Прочность знаний, умений и навыков является основой обеспечения готовности занимающихся к штурмовому бою.
- Без должного дисциплинарного порядка невозможно эффективное обучение штурмовому бою.
Нами было проведено исследование в ООО «Федерация Штурмового боя» г. Калуга, зал Штурмового боя в Турынино.
Для исследования было отобрано 40 человек в возрасте 14 лет:
- Спортсмены, занимающиеся штурмовым боем – 20 человек;
- Спортсмены, занимающиеся рукопашным боем – 20 человек.
Целью исследования было сравнение уровня развития физических качеств у спортсменов, занимающихся штурмовым боем и спортсменов, занимающихся рукопашным боем.
Оценка осуществлялась по показателям следующих физических качеств:
- Скоростные способности;
- Координационные способности;
- Скоростно-силовые способности;
- Выносливость;
- Гибкость;
- Силовые способности.
По результатам проведённого исследования был сделан вывод о том, что у спортсменов, занимающихся штурмовым боем, уровень развития практически всех физических показателей выше, чем у спортсменов, занимающихся рукопашным боем. Это можно объяснить спецификой штурмового боя, требующей высокого уровня развития исследуемых качеств.
Высокий уровень выносливости можно объяснить тем, что на сегодняшний день зачастую проводятся соревнования по штурмовому бою, что предопределяет внесение в тренировочный процесс отработку взрывной атаки, выносливости: выдержать 10-11 взрывных сходов. Также при тренировке большое внимание уделяется отработке штурмовой схемы, борьбе и её особенностям.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Авилов, Владимир Ножевой бой. Рукопашный бой. Учебно-методическое пособие / Владимир Авилов. – М.: Профит Стайл, 2014. – 208 c.
- Адамович, Г. Э. Кривич. Рукопашный бой. Система славянских единоборств / Г.Э. Адамович. – М.: Букмастер, 2012. – 416 c.
- Алексей, Алексеевич Кадочников Мой взгляд на рукопашный бой / Алексей Алексеевич Кадочников. – Москва: СПб. [и другие] : Питер, 2005. – 379
- Бакал А. Л., Шарипов Л. А. Боевые действия стрелковых подразделений в городе. – М. Воениздат, 2009.
- Барановский Л. Действия штурмовых групп в городском бою. Военный вестник. – 1945. – Выпуск № 9. – С. 5 – 9.
- Блах В. Я. Принцип построения биологически обоснованной концепции физической подготовки борцов (самбо и дзюдо) / В. Я. Блах, С. В. Елисеев, С. Е.Табаков, В. Н. Селуянов // Теория и практика физической культуры. 2005. Выпуск № 5. – С. 30-35.
- Блеер, А. Н. Противоборство агрессивной среде при обеспечении безопасности образовательного учреждения на примере технологии боевого выживания «ГРОМ» [Текст] / А. Н. Блеер, В. С. Макеева, С. Ю. Махов, А. А. Иванов // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. – Москва: Издательство РГУФКСиТ- 2010. – Выпуск № 4 (19). – С. 45-49.
- Влодавец, Леонид Закон рукопашного боя / Леонид Влодавец. — М.: Эксмо-пресс, 2000. – 432 c.
- Динамика Русского рукопашного боя. Стиль В. Спиридонова, А. Кадочникова. – М.: Спорт-пресс, 2004. – 160 c.
- Динамика русского рукопашного боя. Стиль В. Спиридонова, А. Кадочникова. – М.: СПДФЛ Дудукчан И. М., 2009. – 160 c.
- Жуковский, В. В. Боевые ножи. Всё о самом совершенном оружии рукопашного боя / В.В. Жуковский, И.С. Петров, С.Е. Ковалев. – М.: Гелеос, 2001. – 160 c.
- Зайцев, Ю. С. Армейский рукопашный бой / Ю. С. Зайцев. – М.: Современное слово, 2009. – 288 c.
- Зайцев, Ю. А. Армейский рукопашный бой / Ю. А. Зайцев. – Москва: Высшая школа, 2009. – 288 c.
- Кадочников, А. А. Боевая механика армейского рукопашного боя / А.А. Кадочников. — М.: Феникс, 2008. — 320 c.
- Кадочников, А. А. К бою готов! Стрессоустойчивость в рукопашном бою / А.А. Кадочников. — М.: Феникс, 2006. — 160 c.
- Кадочников, А. А. Наставления по армейскому рукопашному бою / А.А. Кадочников, Ар.А. Кадочников. — М.: Феникс, 2007. — 240 c.
- Кадочников, А. А. Один на один с врагом. Русская школа рукопашного боя / А.А. Кадочников. — М.: Феникс, 2006. — 320 c.
- Карамов, С. Корейский рукопашный бой / С. Карамов. — М.: Современная школа (Букмастер), Интерпрессервис, 2009. — 682
- Карамов, С. Корейский рукопашный бой. Практическое руководство / С. Карамов. — М.: Современная школа, 2009. — 336 c.
- Коньков, В.С. Боевая система рукопашного боя спецназа / В.С. Коньков. — М.: Рипол Классик, 2014. – 897
- Кузнецов, Юрий Мастер рукопашного боя / Юрий Кузнецов. – М.: Харвест, 1995. – 480 c.
- Махов, С. Ю. Атакующая двигательная реакция – фактор превосходства активной самообороны [Текст] / С. Ю. Махов // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов. Сборник статей. – Орёл: Издательство: ФГБОУ ВПО «<Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова»» – Орёл, – 2015. – С. 39-43.
- Махов, С. Ю. Моделирование системы боевого выживания во взаимодействии с агрессивной средой [Текст] / С. Ю. Махов // Автономия личности. – 2010. – Выпуск № 3 (11). – С. 94-105.
- Медведев, А.Н. Рукопашный бой / А.Н. Медведев. – М.: Здоровье народа, Шоу Дао, 1993. – 244 c.
- Новикова А.Д.; Матвеев Л.П: Теория и методика физического воспитания: Учебник для институтов физической культуры / Новикова А.Д.; Матвеев Л.П – М; «Физкультура и спорт» 2007. Том 1.
- Сидорчук А. Боевые действия войск по овладению крупными городами. Военно-исторический журнал. – 1971. – Выпуск № 10. – С. 20-27.
- Солдатова, А.А. Выживание. Рукопашный бой / А.А. Солдатова. – М.: АСТ, 2015. – 747
- Терёхин, К.И. Как выжить в уличной драке. Иллюстрированный самоучитель рукопашного боя / К.И. Терехин. – М.: Эксмо, 2013. – 752
- Теория и методика физического воспитания. В 2-х томах. Том 1. Общие основы теории и методики физического воспитания / Под общей редакцией Т. Ю. Круцевич. – Киев: Олимпийская литература, 2003. – 423 с.
- Травников, А. Книга приёмов. Рукопашный бой и оперативное карате. По системе спецназа КГБ / А. Травников. – М.: АСТ, 2008. – 128 c.
- Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский цент «Академия», 2000. – 480 с.
- Шарманова С.Б Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / В.К. Бальсевич, Ю.В. Катуков. – М.: Советский спорт, 2004 – 117 с.
- Шулика Ю. А. Психолого-педагогические проблемы повышения специальной выносливости в единоборствах // Теория и практика физической культуры. 2004. Выпуск № 8. – С. 35-36.
1 2
