Вид работы: Проект
Тема: Экологические основы природопользования
Экологически неблагополучные территории – это территории, состояние окружающей среды которых соответствуют установленным в законодательстве критериям, необходимым для выделения (или установления) специальных зон, пострадавших от стихийных бедствий и техногенных аварий или катастроф и требующих значительных материальных и финансовых затрат в зависимости от характера последствий для реализации эффективных реабилитационных мероприятий с целью восстановления благоприятного состояния окружающей среды.
Еще в начале ХХI века на территории России было выделено 200 ареалов с неблагоприятными экологическими ситуациями. Общая их площадь составляла приблизительно 3,7 млн. кв. км, или 16 % территории страны. По оценкам экологов, площадь отдельных ареалов измеряется от 0,6 до 420 тыс. кв. км. Наибольшее количество ареалов с неблагополучной экологической ситуацией отмечается в Сибири – 33, в том числе в Восточной Сибири – 28. На севере Европейской территории России таких ареалов насчитывается 22. Около 20% населения страны проживает в условиях неблагоприятной экологической обстановки [1].
По оценкам специалистов, около 15% территории России находится в критическом или околокритическом состоянии [2].Только по некоторым показателям, например, качеству атмосферного воздуха – в 136 городах России (в которых проживает в общей сложности более 50 % городского населения страны) уровень загрязнения воздуха стабильно характеризуется как высокий или очень высокий[3]. Сегодня превышение допустимых концентраций вредных веществ отмечается в атмосферном воздухе 185 городов и промышленных центров с населением свыше 61 млн. человек [2]. Особенно актуальна проблема восстановления земель, загрязненных при авариях нефтепроводов, особенно в северных регионах. В России нет единой нормативной базы по критериям такой оценки. В массе существующих технологий природовосстановления и подходов к нему очень трудно ориентироваться. Очевидно, универсальных технологических приемов нет. Что эффективно в районах с благоприятным климатом, не обязательно будет столь же эффективно в северных, о чем свидетельствует опыт Республики Коми в решении проблемы восстановления нарушенных земель в зоне крупной аварии в Усинском районе [2].
В 2013 году Федеральная служба государственной статистики (Росстат) опубликовала бюллетень «Основные показатели охраны окружающей среды», где, среди прочего, были представлены данные за 2012 год по 181 городу России по выбросам загрязняющих атмосферу веществ стационарными источниками и автомобильным транспортом.
В 2015 году на сайте Росстата были опубликованы данные за 2014 год, однако упор в исследовании был сделан на регионы в целом, а не на отдельные города. Список городов в исследовании 2015 года гораздо меньше (37 городов), чем в исследовании 2013 года, при этом в исследовании 2015 года нет данных по автомобильным выбросам. Поэтому в данном рейтинге самых экологически грязных городов России по общему объёму выбросов использованы данные из бюллетеня 2013 года, а не 2015.[4]
Стоит отметить, что распределение мест в рейтинге по общему объёму выбросов не всегда отражает реальную разницу в экологической загрязненности городов. Например, по общему объему выбросов Москва находится на втором месте, а Красноярск на 11-м. Но в Красноярске в выбросах загрязняющих веществ преобладает диоксид серы (более 80%), который в 2 раза токсичнее, чем диоксид азота, соединения которого в выбросах загрязняющих веществ в Москве составляют порядка 50%.
1 место: Норильск (Красноярский край). Годовой объем выбросов в атмосферу Норильска составляет 1959,5 тысяч тонн, 99,5 % приходится на стационарные источники, а основной вклад в загрязнение вносит градообразующее предприятие «Норильский никель».
2 место: Москва. Общий годовой объем выбросов — 995,4 тыс. тонн, из них 92,8 % приходится на автомобили.
3 место: Санкт-Петербург — 488,2 тыс. тонн, из них 85,9 % — автомобильные выбросы.
4 место: Череповец (Вологодская область) — 364,5 тыс. тонн, 95 % приходится на стационарные источники, а основной вклад в загрязнение города вносит металлургический комбинат «Северсталь».[4]
5 место: Асбест (Свердловская область) — 330,4 тыс. тонн (из них 98,6 % — стационарные источники).
6 место: Липецк — 322,9 тыс. тонн (91,3 % — стационарные источники, в основном Новолипецкий металлургический комбинат).
7 место: Новокузнецк (Кемеровская область) — 321 тыс. тонн (90,8 % — стационарные источники).
8 место: Омск — 291,6 тыс. тонн (71,7 % — стационарные источники).
9 место: Ангарск (Иркутская область) — 278,5 тыс. тонн (95,4 % — стационарные источники).
10 место: Магнитогорск (Челябинская область) — 255,7 тыс. тонн (89,9 % — стационарные источники, в основном Магнитогорский металлургический комбинат).
11 место: Красноярск — 233,8 тыс. тонн (62,6 % — стационарные источники).
12 место: Челябинск — 233,4 тыс. тонн (62,8 % — стационарные источники).
13 место: Уфа — 205,5 тыс. тонн (65,4 % — стационарные источники).
14 место: Екатеринбург — 203,5 тыс. тонн (83,9 % — автомобили).
15 место: Воркута (Коми) — 197,3 тыс. тонн (97,9 % — стационарные источники).
16 место: Нижний Тагил (Свердловская область) — 149 тыс. тонн (85,2 % — стационарные источники).
17 место: Самара — 137,6 тыс. тонн (73,8 % — автомобили).
18 место: Братск (Иркутская область) — 134,9 тыс. тонн (88,8 % — стационарные источники).
19 место: Нижний Новгород — 134,4 тыс. тонн (76,3 % — автомобили).
20 место: Волгоград — 134,1 тыс. тонн (53,5 % — автомобили).
21 место: Новочеркасск (Ростовская область) — 130,8 тыс. тонн (94,2 % — стационарные источники). [4]
22 место: Новосибирск — 128,5 тыс. тонн (90,7 % — стационарные источники). Росстат определяет количество автомобильных выбросов в Новосибирске, который является третьим по величине городом России, всего лишь в 12 тысяч тонн в год, что вызывает немало вопросов, т.к. у других городов-миллионеров России этот показатель составляет как минимум 65 тысяч тонн в год (Пермь), а чаще всего превышает 100 тысяч тонн в год.
23 место: Орск (Оренбургская область) — 123 тыс. тонн (86,9 % — стационарные источники).
24 место: Иркутск — 107,8 тыс. тонн (62 % — стационарные источники).
25 место: Сургут (Ханты-Мансийский автономный округ) — 104,9 тыс. тонн (65,1 % — стационарные источники).
26 место: Пермь — 100,4 тыс. тонн (65 % — автомобили).
27 место: Казань — 98 тыс тонн (70,1 % — автомобили).
28 место: Хабаровск — 96,6 тыс. тонн (52,6 % — автомобили).
29 место: Барнаул (Алтайский край) — 95,4 тыс. тонн (54,4 % — стационарные источники).
30 место: Воронеж — 93,5 тыс. тонн (88,8 % — автомобили).
31 место: Тула — 91,4 тыс. тонн (66,5 % — стационарные источники).
32 место: Ростов-на-Дону — 89,4 тыс. тонн (87 % — автомобили).
33 место: Кемерово — 85,1 тыс. тонн (54,6 % — стационарные источники).
34 место: Ярославль — 84,4 тыс. тонн (52,1 % — стационарные источники).
35 место: Рязань — 80,9 тыс. тонн (62,4 % — стационарные источники).
36 место: Саратов — 80,3 тыс. тонн (74,8 % — автомобили).
37 место: Старый Оскол (Белгородская область) — 80 тыс. тонн (82,9 % — стационарные источники).
38 место: Серов (Свердловская область) — 79 тыс. тонн (92,4 % — стационарные источники). [4]
39 место: Тюмень — 78,6 тыс. тонн (70,1 % — автомобили).
40 место: Тольятти (Самарская область) — 71,3 тыс. тонн (57,1 % — автомобили).
41 место: Томск — 70,8 тыс. тонн (52,1 % — стационарные источники).
42 место: Краснодар — 70,5 тыс. тонн (84,8 % — автомобили).
43 место: Стерлитамак (Башкортостан) — 68,9 тыс. тонн (83,3 % — стационарные источники).
44 место: Краснотурьинск (Свердловская область) — 68,6 тыс. тонн (92,7 % — стационарные источники).
45 место: Новороссийск (Краснодарский край) — 67,8 тыс. тонн (75,8 % — стационарные источники).
46 место: Волжский (Волгоградская область) — 66,8 тыс. тонн (75,2 % — стационарные источники).
47 место: Чита — 65,4 тыс. тонн (57,6 % — стационарные источники).
48 место: Владивосток — 59,9 тыс. тонн (59,8 % — автомобили).
49 место: Северодвинск (Архангельская область) — 59,3 тыс. тонн (85,3 % — стационарные источники).
50 место: Оренбург — 58,5 тыс. тонн (88,4 % — автомобили).
51 место: Благовещенск (Амурская область) — 58,3 тыс. тонн (77,3 % — стационарные источники).
52 место: Киров — 56,6 тыс. тонн (53 % — автомобили).
53 место: Ачинск (Красноярский край) — 55,7 тыс. тонн (80,1 % — стационарные источники). [4]
54 место: Улан-Удэ (Бурятия) — 53,9 тыс. тонн (50,8 % — автомобили).
55 место: Калининград — 53,9 тыс. тонн (78,3 % — автомобили).
56 место: Ульяновск — 53,1 тыс. тонн (69,1 % — автомобили).
57 место: Ноябрьск (Ямало-Ненецкий автономный округ) — 52,1 тыс. тонн (79,9 % — стационарные источники).
58 место: Нижневартовск (Ханты-Мансийский автономный округ) — 51,2 тыс. тонн (60,5 % — автомобили).
59 место: Бийск (Алтайский край) — 48,9 тыс. тонн (71,6 % — стационарные источники).
60 место: Архангельск — 47,5 тыс. тонн (60 % — стационарные источники).
23 города, включенных Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по данным сети мониторинга качества воздуха в 2012 году в перечень промышленных центров с особо высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха:
Ачинск, Братск, Дзержинск, Екатеринбург, Иваново, Иркутск, Кемерово, Красноярск, Курган, Лесосибирск, Магнитогорск, Москва, Нерюнгри, Нижний Тагил, Новороссийск, Новочеркасск, Норильск, Салехард, Стерлитамак, Челябинск, Черногорск, Чита, Южно-Сахалинск.
Прикрепленные файлы:
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


