Вид работы: Проект
Тема: Экономическая безопасность
Введение
Актуальность темы исследования. Экономическая ситуация в России в настоящее время никак не может быть названа благоприятной, не вызывают оптимизма и перспективы экономического развития страны. Рубль значительно ослабел по отношению к доллару, цены внутри страны растут, и все это на фоне крайне негативного влияния на бюджет России цен на нефть. Вполне очевидно, что экономическое развитие страны зависит от перспектив развития энергетического сектора.
В широком смысле, перед российским минерально-сырьевым сектором стоят две проблемы: внешняя и внутренняя. Внешняя проблема заключается в изменениях, происходящих на международных рынках: на фоне существенного снижения ресурсоёмкости развитых экономик, наблюдается стабилизация уровня спроса и последовательное снижение цен на ресурсы. Внутренняя проблема заключается в запаздывании структурной модернизации и чрезмерной зависимости российского бюджета от мировой конъюнктуры на рынках ресурсов.
Таким образом, проблемы минерально-сырьевой безопасности оказываются тесно переплетены с условиями обеспечения экономической безопасности национальной экономики в целом, под которой в данном исследовании понимается «…такое состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику».
Исходя из данного определения, одним из ключевых направлений национальной безопасности выступает безопасность энергетическая и необходимость такого развития энергетического сектора России, который позволит рационально использовать наличествующие ресурсы и, вместе с тем, обеспечит выход национальной экономики из структурного кризиса.
Обратимся к проблеме обеспечения присутствия России в мировой экономике и укрепления экономической безопасности.
Безопасность как система типовых свойств любой страны учитывает развитие различных сторон общества. Ее основными составляющими, как правило, выступают информационная, интеллектуальная, политическая, военная, экономическая, экологическая и другие элементы безопасности. Следует отметить, что одной из важнейших составляющих национальной безопасности является экономическая безопасность. Именно экономическая безопасность отражает причинно-следственные связи между экономической мощью страны, ее военно-экономическим потенциалом и национальной безопасностью.
Экономическая безопасность — это такое состояние активов страны (капитала, персонала, информации, технологии и техники, прав) и предпринимательских возможностей, при помощи которого гарантируется наиболее эффективное их использование для стабильного функционирования и динамичного научно-технического и социального развития, предотвращение внутренних и внешних угроз.
Таким образом, экономическая безопасность благоприятствует устойчивому и эффективному функционированию экономики в режиме расширенного воспроизводства, созданию условий для улучшения уровня жизни людей, удовлетворению коренных национальных интересов в производственно-экономической, финансовой, внешнеэкономической, технологической, энергетической, продовольственной и других субэкономических сферах. Поскольку экономическая безопасность является одной из важнейших функций государства, то следует заметить, что обеспечение инновационного развития национальной экономики тоже есть функция государства, которая имеет стратегическое значение. Можно взять на себя смелость и сказать, что в условиях сегодняшнего кризиса обеспечение инновационного развития является ключевой составляющей экономической системы, на основе которой будет выполнена главная цель — обеспечение дальнейшего экономического роста и благосостояния российского народа.
На протяжении 2014 года ЕС и США ввели несколько пакетов санкций против России. Среди них – ограничения на финансирование, а также запрет поставок оборудования и технологий. Новые технологически сложные нефтедобывающие проекты испытали тяжелый удар от режима санкций (из-за ограничений по финансированию и технологиям), а ведь именно они имеют решающее значение для поддержания уровня добычи уже в среднесрочной перспективе. Газпром и Новатэк смогли избежать прямых санкций ЕС (в основном из-за того, что ЕС зависит от поставок российского газа), – но пострадали от санкций США. Лукойл и Сургутнефтегаз пострадали только от санкционных мер США, относящихся к ограничению технологий, но не финансирования. Роснефть, Газпром нефть, и Транснефть пострадали от полного диапазона санкций.
Санкции США и ЕС задержали развитие проектов по разведке месторождений, в первую очередь в Арктике.
Санкции негативно повлияли на отношения России со странами, которые сами по себе даже не являются частью режима санкций, в том числе с Южной Кореей и Японией. Последние не решаются предоставлять технологии, потому что должны помнить о своих собственных отношениях с Западом. Таким образом, эти экономические связи оказались под влиянием геополитики.
Документы, в соответствии c которыми оформлен режим санкций, имеют очень неясные формулировки. Например, термин «финансовая помощь» – это широко трактуемый термин, из-за неясности которого банки не решаются вкладывать средства в проекты по разведке месторождений.
Положительный момент заключается в том, что санкции заставили российских политиков обратить внимание на существующую неэффективную стратегию замещения импорта.
Итак, преимущественно сырьевая ориентация российской промышленности и традиционно высокий уровень энергопотребления, который исторически выше, чем в остальных экономически развитых странах в силу высокой численности населения, отсутствия эффективных программ энергосбережения, энергозатратных промышленных производств, определяют существенное место в экономике России проблем минерально-сырьевого потенциала иегоиспользования.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется:
— существующими теоретическими проблемами экономической безопасности, необходимостью дальнейшего формирования экономической стратегии государства в условиях современных внешнеполитических проблем;
— необходимостью переосмысления роли и функции государства в функционировании экономических систем;
— необходимости совершенствования минерально-сырьевого потенциала России в контексте его использования.
Степень научной разработки проблемы.
Вопросы экономической, сырьевой и энергетической безопасности неизменно находятся в фокусе внимания исследователей. Основополагающие труды принадлежат таким авторам, как А.Ю. Алекперов, Ю.А. Ершов, A.A. Конопляник, Э.Г. Кочетов, В.В. Лесных, A.A. Макаров, В.В. Поляков, С.Я. Чернавский, Ю.К Шафраник и др.
Наиболее известными теоретиками области экономической безопасности современной России являются В. Тамбовцев, Л. Абалкин, В. Савин, А. Архипов, А. Городецкий, Б. Михайлов и другие.
Модернизации конкурентно-рыночного реформирования сырьевого сектора в России посвящены работы И. Бохмата, А. Браниса, Н. Воронежской, А. Дьякова, В. Завадникова, И. Иванова, Ю. Коробова, Ю. Кузнецова, А. Кузовкина, Г. Лебедева, В. Маевского, Е. Моргунова, А Некрасова, Т. Смирновой, Ю. Строилова, В. Цапелика, А. Чубайса, А. Яковлева и других.
Цель работы: системный анализ минерально-сырьевого комплекса России в контексте обеспечения экономической безопасности.
Цель реализуется посредством решения задач:
1) обобщить научные подходы различных экономических школ к определению понятия безопасности национальной экономики;
2) проанализировать роль и использование минерально-сырьевого потенциала в экономике России.
Объект исследования: минерально-сырьевой комплекс России.
Предмет исследования: процессы регулирования использования минерально-сырьевого комплекса России в контексте обеспечения безопасности.
Теоретическую основу исследования составили положения работ и концепции исследователей по экономической теории, макроэкономике, статистические данные и данные периодической печати, имеющие непосредственную связь с рассматриваемой проблемой.
Методологической основой послужили современные научные методы исследований, такие как методы системного анализа, контент-анализа, рейтингового анализа, эконометрические и графоаналитические методы, структурно-функциональный, нормативный, исторический подходы. В работе сочетаются как формальные, так и содержательные подходы к анализу исследуемых процессов.
Логика и структура работы. Цель и научные задачи определяют методологическую организацию, логику и содержание исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Понятие и сущность экономической безопасности государства
В научной литературе не утихает дискуссия о допустимости в условиях национально-территориального способа образования Российской Федерации понимания безопасности как национальной. Тем не менее, характер и уровень угроз, разрабатываемых в теории национальной безопасности, позволяют говорить о нации как о совокупности всех граждан, народов (этносов), других этнических и территориальных общностей, населяющих Российское государство.[4]
Таким образом, термин «нация» следует рассматривать либо как общность народонаселения целого государства, либо как само государство, выступающее в качестве совокупности одного этноса. Однако здесь не следует уходить в крайность другого рода и проводить тождество между национальной безопасностью и государственной безопасностью.
Следует отметить, что данное определение имеет и нормативно-правовое закрепление в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Только оно может, опираясь на свой аппарат, властные органы, деятельность которых поставлена в жесткие рамки и подкрепляется соответствующими правовыми актами, обеспечить достижение отмеченной цели, создать благоприятные условия для жизни и деятельности трех выделенных субъектов. Никакие другие социальные институты не смогут полноценно выполнить этой задачи.
Следовательно, система обеспечения национальной безопасности должна включать в себя предусматриваемые государством силы и средства ее обеспечения, содержание которых и раскрывается в уже отмеченной Стратегии.
Прикрепленные файлы:
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


