Заявка на расчет
Меню Услуги

Экскурсия как средство формирования познавательного интереса к природе на уроках «Окружающий мир» в начальной школе

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКСКУРСИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

1.1. Познавательный интерес как основа познавательной активности в начальной школе

1.2. Экскурсия как одна из форм учебной работы

1.3. Практика использования экскурсий для формирования интереса к природе

Выводы по 1 главе

ГЛАВА 2. ВНЕДРЕНИЕ ЭКСКУРСИЙ КАК ФОРМЫ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ПРИРОДЕ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА)

2.1. Констатирующий этап

2.2. Формирующий этап

2.3. Контрольный этап

Вывод по 2 главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Злободневным вопросом современного социума является потребность в просвещенных, способных к постоянному совершенствованию в сферах образования и искусства личностях. Как следствие, растет и острая необходимость в фундаментальном образовании и обучении, а так же развитии креативности обучающихся. Этот процесс невозможен без полноценного формирования познавательного интереса. Ведь собственно интерес является основой, на которую опирается процесс обучения и образования.

У учеников начального звена вопросы и задачи возникновения и поддержания познавательного интереса стоят весьма остро, т.к. крайне значимо не только создать условия для познавательного интереса у малышей, но и поддержать этот интерес в течение всего времени обучения.

Необходимо понимать, что познавательный интерес зарождается не спонтанно, а формируется и совершенствуется в школе, начиная с первого класса. А следовательно, период начальной школы можно считать сенситивным для усовершенствования познавательного интереса: у школьников этого возраста открываются способности, таланты, навыки, зарождаются потребности и убеждения.

Чтобы решить проблему обеспечения наибольшего развития познавательного интереса, следует раскрыть представление о «познавательном интересе», как о термине.

Познавательный интерес – первостепенный фактор развития процесса обучения и признак эффективности, результативности и плодотворности этого процесса. Центром познавательного интереса будет мотивационная сфера ученика, его интересы и потребности. Процесс формирования интересов, в частности познавательного, рассматривается только с точки зрения учебной деятельности (для детей младшего школьного возраста).

Задачей формирования познавательного интереса учащихся младшего звена занимались такие отечественные преподаватели, психологи и ученые-исследователи как: Г.И.Щукина, Л.И. Божович, М.А. Пастушкова, Ш.А. Амонашвили, В.И. Звягинский, Н.Е. Елфимова, А.А. Горчинская. В их трудах отмечалось устойчивое, позитивное отношение к процессу обучения у учеников младших классов на фоне совершенствования, качества и содержания обучения, которое предоставляет переход к такому явлению как познавательный интерес.

Служит гарантией интеграции и стимуляции обучения детей, обеспечивает связь новых познаний с жизнью, приобрести и усовершенствовать практические умения и навыки, воспитать заинтересованность в исследовательской деятельности и многое другое помогает экскурсия в природу.

Экскурсии, или «посещения», включенные в план работы по предмету «Окружающий мир», способствуют формированию у детей подробных и отчетливых представлений и взаимосвязей в природе, учат сотрудничеству, повышают продуктивность процесса получения новых знаний. Ввиду этого уроки – экскурсии необходимо повсеместно применять на уроках «Окружающего мира».

Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса к природе у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: роль экскурсий в процессе формирования познавательного интереса.

Цель исследования: изучить и раскрыть роль экскурсий в процессе формирования познавательного интереса.

Гипотеза исследования: формирование познавательного интереса к природе будет более эффективным и успешным, если:

– будут учтены возрастные особенности младших школьников;

– будут использоваться экскурсии к урокам «Окружающий мир».

Цель, объект и предмет исследования, определили постановку и решение следующих задач:

  1. Изучить понятие «познавательный интерес», рассмотреть экскурсию, как форму учебной работы.
  2. Изучить практику использования экскурсий, исследовать проблему применения экскурсий на уроках «Окружающий мир».
  3. Описать практику использования экскурсий как формы повышения уровня познавательного интереса.

Методы исследования:

– теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; формулирование выводов и практических рекомендаций по теме исследования.

– практические: педагогическое наблюдение; анкетирование (анкеты по методикам Н.Е. Елфимовой и А. А. Горчинской); анализ и обобщение диагностических данных, а так же продуктов учебной и педагогической деятельности.

База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 им. Героя Советского Союза А.П. Иванова», 2 «А» класс, возраст детей 8 – 9 лет, в классе 26 учеников (16 девочек и 10 мальчиков) и 2 «Б» класс , возраст детей 8-9 лет, в классе 29 учеников ( 17 девочек и 12 мальчиков).

Структура работы: введение, две главы с параграфами, раскрывающие основные задачи работы, заключение, список литературы, приложения.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКСКУРСИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

1.1. Познавательный интерес как основа познавательной активности в начальной школе

 

Главным возникновения личности обучающегося начального звена становится познавательный интерес, уровень развития которого складывается из результативности и продуктивности его обучения. Проблема достижения наибольших результатов в развитии обучающихся, до этого времени является открытым. Определение путей для решения данной проблемы неосуществимо без раскрытия определения «познавательный интерес» [32].

С целью того, чтобы ученик начальных классов преуспевал, с удовольствием усваивал знания, следует сформировать у него познавательный интерес с самого начала. Развитие познавательных способностей младших школьников неизменно остается значимым аспектом и детально изучается в психологии и педагогике. Следует заострить свое внимание на переменах, происходящих в мотивации первоклассников. Эти изменения связаны с переменами в школе и в психологии детского коллектива. На современном этапе педагогика располагает более обширным количеством способов активизации познавательной деятельности учеников, чем, к примеру, некоторое время назад. И это находит свое проявление в новых способах и методах формирования и развития познавательного интереса [9].см. приложение 1.

Если рассмотреть опыт прошлых поколений, всевозможные узкоспециальные исследования и эмпиризм опыта нынешних исследователей, можно выделить условия среды, соблюдение которых будут содействовать образованию, совершенствованию и фиксированию познавательного интереса у детей.

Ушинский К.Д. [51] считал необходимым применение методов и приемов, способствующих развитию интересов учеников начального звена.

В современных литературных источниках познавательный интерес состоит из множества тесно взаимосвязанных компонентов. Сформированность самого познавательного интереса у учащихся обычно проявляется в любопытстве и любознательности [6]. Согласно исследованиям В.Н.Мясищева «учебный интерес, как явление, возникает в первом классе в связи с появлением заинтересованности к результату своего труда».

Сам интерес, как весомое и многогранное для человека образование имеет много интерпретаций. В психологии этот тезис расценивается как:

– проявление эмоциональной и умственной активности человека (С.Л. Рубинштейн) [43];

– избирательная внимательность внимания самого человека (Т. Рибо, Н. Ф. Добрынин);

– активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);

–специфическое отношение человека к объекту, которое вызвано сознанием его жизненного значения, а также эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев);

– активное эмоциональное отношение личности к миру (Н. Г. Морозова) [32].

Из вышесказанного мы можем прийти к заключению, что интерес – это проявление различных эмоциональных чувств индивида к какому-либо объекту или явлению.

Очень важная область феномена интереса – это познавательный интерес. Термин «познавательный интерес» объясняется в психолого– педагогических источниках по-разному. Отдельные исследователи относят познавательный интерес к мотивационной сфере, другие же идентифицируют его с ориентацией личности в целом.

Понятие «познавательный интерес» изучали в своих трудах многие иностранные психологи и педагоги. Прежде всего это Я.А. Коменский, Д. Локк, А. Дистерверг, И.Ф. Гербарт. Чешский педагог Я.А. Коменский в своих исследованиях описывал, что необходимо прежде всего вызвать у учеников серьезную любовь к изучаемому предмету, доказав его преимущество. Каменский полагал, что необходимо создавать для учащихся непринужденную и радостную обстановку обучения.

Познавательный интерес – одно из важнейших образование личности ребенка, которое формируется в социальных условиях существования человека и не является никоим образом свойственно присущим человеку от рождения, а складывается лишь в процессе его жизнедеятельности.

В том числе это понятие осваивали и наши педагоги и психологи. По взгляду Г.И. Марковой, «познавательный интерес детей младшего школьного возраста к учебной деятельности прослеживается в познавательной активности, высокой работоспособности, самостоятельности, отсутствии утомляемости» [31].

Следовательно, познавательный интерес рассматривается как важнейшая составляющая личности младшего школьника, которая является новообразованием и результатом работы самого ученика. Познавательный интерес служит своеобразным двигателем в развитии всех психических процессов школьника. [55]

Согласно исследованиям Г. И. Щукинойи Н.Г. Морозовой[32] определены следующие стадии развития познавательного интереса:

1.Любопытство – элементарная стадия, обусловленная внешними, необычными и неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание учащегося. Занимательность служить может начальным толчком выявления интереса, а также средством привлечения интереса к предмету, способствующим переходу интереса со стадии простой ориентировки на стадию уже более устойчивого познавательного отношения.

2.Любознательность – ценное состояние ребенка, характеризующееся его стремлением проникнуть за пределы увиденного. На данной стадии развития интереса сильно выражены эмоции радости познания, удивления.

3.Познавательный интерес характеризуется ценностной мотивацией, главное место в которой занимают именно познавательные мотивы. Они содействуют проникновению учащегося в существенные связи между изучаемыми явлениями, в закономерности познания.

4.Теоретический интерес: в свою очередь, познанные теоретические вопросы, используются как инструменты познания. Эта ступень характеризует человека как субъекта, деятеля, творческую личность [53].

Такие ученые, как М.Ф. Беляев, Я.И. Божович, Г.И. Щукина описывают познавательный интерес, как плавный переход учащегося с низкого уровня владения познавательными и практическими умениями, к более высокому уровню.

Г.И. Щукина дала определение понятию «познавательный интерес». Этот термин был раскрыт как «избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями»[55]. Б.Г. Ананьев раскрывал термин «познавательный интерес» как удовлетворение своих потребности в получении знаний. А.И. Божович и В.И. Крутецкий говорили о том, что под воздействием познавательного интереса деятельность сознания становится более продуктивной. В.В. Давыдов доказывал, что познавательный интерес возникает только в активной умственной деятельности человека. И.П. Подласый отводил познавательным интересам огромную роль в развитии самостоятельности [41].

В трудах С. Л. Рубинштейна определена корреляция знаний и познавательного интереса, где сами знания являются основой познавательного интереса, минуя которые, человек не удовлетворит своих потребностей [43].

Множество российских педагогов и психологов рассматривали термин «познавательный интерес» через развитие личности. Познавательный интерес, по мнению Г. И. Щукиной, отражает уровень активности личности, а также тесным образом связан с психическими процессами личности, а так же занимает серединное место в строении направленности личности. Онтогенез интереса, по мнению Щукиной, двигается по курсу снижения роли внешних стимулов, от диффузного интереса к дифференцированному, от поверхностного, ситуативного к теоретическому, глубинному, устойчивому [55].

В исследованиях Н. Г. Морозовой роль интересов в учебной деятельности представлена следующим образом:

– интересы содействуют стабильности и углубленности познаний;

– оказывают влияние на личность ученика: предопределяют его активность в умении, воспитывают креативный подход к различным видам детской деятельности, которые способствуют формированию умений и навыков;

– дополняют и совершенствуют качество мыслительной деятельности, которое сказывается на общем развитии детей;

– стимулируют эмоциональный тонус младших школьников и создают плодотворный эмоциональный фон для протекания психических процессов учащихся [32].

Вывод: познавательный интерес служит основой учебной деятельности.

Так же Г.И.Щукиной была отражена особенно достоверное содержание познавательного интереса. Ею были выделены следующие составляющие познавательного интереса:

1.Интеллектуальный компонент, который выражается в направленности на знания объекта.

2.Эмоциональный компонент, который проявляется в позитивном эмоциональном отношении к объекту.

3.Волевой компонент, который рассматривается как степень централизованности объекта, применяемая в свершении поставленных задач.[55].

Первостепенной исключительностью познавательного интереса видится его способность на включение и обогащение процессов как познавательной, так и любой другой деятельности человека. Человек в своей деятельности, пользуясь инструментами, предметами, способами, материалами, ощущает потребность в изучении научных основ производства, в познании свойств, в осмыслении рационализаторских процессов, а также в знании технологий того или другого действия. Любой вид деятельности личности содержит в себе познавательное начало, а также поисковые творческие процессы, которые будут способствовать преобразованию этой реальности[22].

На такой стадии любопытства младший школьник довольствуется только ориентировкой, которая связанна с занимательностью предмета в этой ситуации. Описанная стадия ещё не обнаруживает настоящего стремления к новым знаниям и обучению в целом. И, тем не менее, занимательность как фактор проявления познавательного интереса служит его исходным толчком. Интерес выступает стимулятором деятельности творческих, учебных, предметных и метапредметных действий.

Познавательной интерес имеет колоссальную роль уже в самом начале образовательной деятельности ребенка. Этому в дальнейшем будут способствовать педагогически подготовленные кадры и специальные учреждения.

Психолого-педагогический анализ показывает, что интересы учеников характеризуются ярко выраженным эмоциональным отношением к тому, что ярко раскрыто в содержании полученных знаний. Детский увлеченность к описанию природных явлений, к впечатляющим фактам, историям, событиям общественной жизни, наблюдениям под руководством или в сотрудничестве с педагогом постепенно рождают познавательный интерес. Этот комплекс методов и приемов допускает широту интересов учеников начальных классов. Практические манипуляции с объектами живой и неживой природы на экскурсиях в природу, будь то во внеурочное или урочное время, обогащают знания школьников, открывают перед ними перспективы обучения, заинтересовывают в результатах обучения. Обогащение всестороннего кругозора у ребят вносит в познавательные интересы позитивные коррективы.

Современному общеобразовательному учреждению необходимо формировать и развивать познавательные интересы школьника, его интеллектуальную любознательность, а вместе с тем, как доказанная закономерность, будет формироваться и познавательный интерес.

 

1.2. Экскурсия как одна из форм учебной работы

 

Неисчерпаемым источником знаний и впечатлений для ребенка является природа. Прекрасным способом духовного обогащения учащихся, в том числе и начальной школы значится взаимодействие и познание окружающего нас мира. Каждый ученик – целенаправленно или не замечая этого, в той или иной степени является исследователем всевозможных проявлений живой и неживой природы. Ежедневно соприкасаясь с чудесами и красотами родного края, ребенок получает огромный поток информации, ощущений и впечатлений.

Но к великому сожалению, подобный поток информации зачастую не систематизирован и не упорядочен. Оптимизация таких знаний, удовлетворение любопытства учащихся – вот основная задача педагога начальной школы на уроках «Окружающий мир».

Существует множество методов и приемов для формирования познавательного интереса к природе у учащихся начального звена. В.А.Сухомлинский выделял значимость наглядного и занимательного материала, который был бы направлен на развитие всех психических процессов учеников и поддерживал интерес к уроку в целом.

Многие исследователи этого вопроса подчеркивали роль игровых приемов, загадывание загадок, введение «сказочного», «загадочного» элемента в проведение наблюдений в природе.

Для учителя начальных классов крайне важно сберечь и развить детский интерес к окружающему, непрерывно работать над творческими способностями учеников младших классов.

Современные стандарты принесли такую форму работы, как проектная деятельность. Проект – особый вид деятельности, предусматривающий проведение поисковой, исследовательской работы ребенка. Дети, выполняя проект по заданной теме, получают возможность в самореализации, творческом росте, пробуют себя в фактическом применении знаний, умений и навыков.

Перед каждым педагогом начальной школы стоит сложная задача: превратить процесс обучения в интересную для ученика деятельность, завлечь маленьких школьников в различные виды деятельности, постоянно стимулировать познавательную активность ребят, совершенствовать детские умения и способности. Для решения этой задачи используется такая форма как урок-экскурсия. На подобных уроках дети устанавливают связь между приводимыми на уроках фактами и реальной жизнью, изучают объекты живой и неживой природы, всевозможные природные явления, процессы в их естественной среде. Урок-экскурсия реализует в себе многочисленные принципы обучения: доступность, наглядность, связь теории и практики научность. А в зависимости от места проведения экскурсий их принято делить на следующие типы[45]:

  1. Вводная экскурсия. Данный вид экскурсий проводится при изучении новой темы (к примеру: первый урок «Окружающий мир» в 3 классе по теме «Растения» может быть проведен в виде рассказа учителя на пришкольных участках, в поездке в ботанический сад и т. д.).
  2. Экскурсия по заданной теме (тема «Животные. Млекопитающие», посещение мини-зоопарка).
  3. Итоговая экскурсия (позволяет обобщить полученные детьми знания по какому-либо разделу или курсу).

Для учителя важно подобрать подходящий по возрасту детей материал, четко определить цели и задачи такой экскурсии, продумать ее содержание и возможные ответы на вопросы детей. Объекты исследования и рассматривания должны быть безопасными, доступными в рассматривании и изучении, быть интересными, а так же представлять познавательную ценность для школьников.

Следует продумать методы и приемы вовлечения детей в тему предстоящей экскурсии, подготовить соответствующие материалы, подробно продумать маршрут, подготовить задания для учеников. Нередко учитель пользуется помощью учеников, просит подготовить емкие сообщения или иллюстрации на тему экскурсии.

Остается открытым вопрос о функциях и роли, необходимости и объеме домашнего задания для учащихся начальной школы. Часть методистов в вопросах домашнего задания придерживается мнения о «вреде физическом и моральном». Но вариативность подачи домашнего задания для детей весьма обширна: самостоятельная экспериментальная деятельность ребят ( посадка и проращивание семян), классификация полученных на уроке фактов (составление календаря наблюдений за погодой), сравнение предметов и объектов в природе, изготовление наглядных пособий, таблиц, коллажей, иллюстраций, макетов и пр.

Все чаще в рамках развития познавательно интереса в школах проводятся мероприятия формата: «Что? Где? Когда?», «КВН», викторины, праздники и конечно же, экскурсии. Указанные формы взаимодействия становятся катализатором интереса в учебной деятельности и в процессе обучения в целом. Школьник получает мощный внутренний стимул, который является началом к его самоопределению. Учитель должен способствовать созданию условий для развития всех сторон личности учащегося, в том числе и познавательного интереса.

Объекты экскурсий выбираются согласно плану и теме предстоящего урока. Сами экскурсии довольно разнообразны и по классификации мест проведения: пришкольный участок, музей, зоопарк, лесная поляна, метеоплощадка, экскурсии на заводы и фабрики, а в контексте современных технологий – виртуальные.

Для учеников младшего звена рекомендуются экскурсии-знакомства со школой: «путешествие» по классам, знакомство с кабинетами и аудиториями, экскурсии в столовую, школьную библиотеку, пришкольный участок и близлежащая территория и многое другое.

Рассмотрим структуру урока-экскурсии. В целом, урок-экскурсия аналогична в своих компонентах с организацией обычного урока.

Организационно-мотивационная часть, в которой педагог знакомит детей с темой, целью урока, освещает тезисы и основные вопросы, напоминает правила техники безопасности на экскурсии. На данном этапе необходимо заинтересовать детей в предстоящем уроке, «включить» их в работу. Многие экскурсии начинаются с загадки или стихотворения, например:

— Сегодня наш урок мне бы хотелось начать с произведения «Осень» Зинаиды Фёдоровской.
Осень на поляне краски разводила,
По листве тихонечко кистью проводила.
Пожелтел орешник, вот зарделись клёны.
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень:

— Не жалейте лето!
Посмотрите – роща в золото одета!

По итогам прослушивания стихотворения уместным будет его обсуждение:

— Скажите мне, о чём это стихотворение? (Об осенней природе, приметах и красках осени)
— Кто может сказать, что такое природа? Какое определение мы можем дать этому слову?
— А какой бывает природа? (Живая и неживая)
— К какой природе относятся растения? (К живой природе)
Докажите, что растения – часть живой природы.

Следующей частью уроков-экскурсий служит актуализация опорных знаний, в которой необходимо сформулировать тему работы. Соответственно ФГОС формулировка темы должна исходить от учащихся; учитель, задавая наводящие вопросы или предлагая к рассмотрению какие-либо элементы природы, помогает детям. Для учащихся 1-2 класса можно использовать такой жанр фольклора. Как загадку:

— А о какой части растения мы будем наблюдать на экскурсии сегодня, вы узнаете из следующей загадки, слушайте внимательно:
Меня найдёшь на дереве,
На клумбе и на грядке,
В журнале и в альбоме,
В книжке и в тетрадке.
— Что это за часть растения, кто догадался? (Лист). Как вы слышали в загадке, лист можно найти на дереве и на грядке, а как он попадает в альбомы и тетради? Как это называется? (Гербарий).

По ходу этой части урока-экускурсии педагог может давать комментарии, знакомя детей с новой информацией, или систематизируя ранее полученные: «Лист – важнейшая часть любого растения. А какие могут быть листья и зачем они нужны, мы выясним сегодня на нашей экскурсии».

Следующая часть: непосредственно экскурсионная, которая предусматривает активную работу учеников (задавание вопросов, активное наблюдение и исследование, выдвижение гипотез и предположений, создание кратких конспектов, зарисовок, иллюстраций и пр.).

Отгадайте загадку:
Русская красавица,
Всем нам очень нравится,
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Берёза)
— Давайте подойдём к берёзе. Внимательно рассмотрим её листочки. Какие они по форме? Опишите. (Ответы детей)
— Проведите пальцем по краю березового листа. Что можно сказать о нём? Каков этот лист по окраске? Форме? Размеру? (Ответы детей)
— Какие листья по окраске? (Ответы детей). Что мы еще можем сказать об этом дереве? (Береза является символом России, ее часто сравнивают с настоящими русскими красавицами).

— А вы знали, что береза одной из первых начинает сбрасывать лисья осенью?

Я предлагаю вам сегодня собрать осенний букет понравившихся листьев и изготовить из него необычные поделки: картины. Будьте внимательными – самые красивые листья уже могут лежать под нашими ногами – не пройдите мимо!

— Как вы думаете, какое дерево лучше других очищает воздух от пыли? (Предположения детей). Тополь – хороший поглотитель пыли.
— А сейчас мы с вами найдём тополь и рассмотрим его листья.
— Какой формы листочки у тополя? Простой лист или сложный по своей форме? (Ответы детей)
Листья тополя всегда красивы, иногда они остаются зелёными до наступления зимы, до первого снега, иногда лист тополя становится бурым. Молодые листочки тополя обладают бактерицидным и заживляющим эффектом. И если вы поранились, можно использовать его, как средство первой помощи. А кто из вас может назвать еще растение, обладающее такими же свойствами? (Подорожник).Совершенно верно, лист подорожника люди часто используют для защиты ранок от бактерий и ускорения процесса заживления.
— Назовите вечно «дрожащее» дерево. (Осина). Так давайте же поспешим к осине и полюбуемся её листочками.
— Какие они по цвету? Какой формы листья осины? (Ответы детей). Давайте проведём по краям листа пальцем. Что вы можете сказать про его форму? Какой лист на ощупь? (Предположения детей ).
Листья гладкие, без всяких волосков. Выберите себе осиновый лист.
Несмотря на большое широкую палитру цветовой гаммы листьев, строение у них во многом сходно. Все листья состоят из листовой пластинки, которая покрыта кожицей, жилок и черенка.
— Какую пользу приносит тень от листвы вокруг дерева? (Предположения учеников).
Листья затеняют почву под растением, защищая его от высыхания под жарким солнцем. В листве вьют свои гнёзда птицы.
— Какую пользу приносят птицы для деревьев? (Птицы спасают деревья от вредителей)
— Какую пользу приносят упавшие осенью листья растению? (Предположения учащихся)
Упавшие осенью листья укрывают почву вокруг растения, спасают корни от заморозков, укрывая их подобно одеялу.
После проведения экскурсии проводится обобщение и систематизация знаний, рефлексия. На этом этапе выделяются основные тезисы и составляется вывод про прошедшей экскурсии. Например:

— Давайте вспомним, что получается от процесса перегнивания, переработки листьев растений? (Образуются минеральные соли)
Листьями многих кустарников и деревьев питаются и лечатся животные и человек. Да и дышится рядом с растениями легко. Почему? (Предположения учащихся)

Последний этап: подведение итогов. Этот этап позволяет учителю провести оценку работы учащихся, обобщить полученные знания, выделить части, где ребята справились и активно проявили себя; так же в данной части урока-экскурсии целесообразно дать домашнее задание, позволяющее актуализировать полученные знания[49].

— Понравилась вам экскурсия или нет?
— Что нового вы узнали на ней?
— А теперь давайте представим, что на Земле исчезнут все зелёные растения. Что останется? (Совместное обсуждение)
Вероятно, зелёные материки напоминали бы лунную поверхность: острые зазубренные скалы, щебень и битые камни – и всё это окутано едким дымом.
— Будете ли вы теперь по-другому относится к зелёному листу?
— Как вы считаете, можете ли вы изменить своё поведение в мире природы?

На этом наша с вами работа не заканчивается, мы с вами должны подготовить листья, просушить их.

Через несколько дней мы с вами создадим осенние картины.

Педагогу начальной школы необходимо развить потребность ребенка в занятиях, в получении новых эмоций, впечатлений и знаний. Познавая какой-либо предмет или явление на уроке «Окружающий мир», дети учатся устанавливать связи в природе, упражняется во взаимодействии с природой, стимулируют личностный рост учащегося, расширяют сферу его деятельности.

Для развития познавательного интереса в начальном звене чаще всего проводятся сезонные экскурсии, материал и знания, полученные на которых будет использоваться и при написании сочинений по определенному времени года и при чтении стихотворений и различных литературных произведений предусмотренных программой начальной школы. Эти впечатления, эмоции и знания будут интегрироваться во все области учебной деятельности ребенка. А потому экскурсии в природу приносят пользу не только на уроках окружающего мира, но и в других областях познания.

Во время экскурсий для развития и поддержания познавательного интереса используются игры. Например «Зверь. Птица, небылица»: участники игры становятся в круг, в центре стоит водящий. Поворачиваясь вокруг себя, он произносит: «Зверь, птица, небылица», внезапно остановившись напротив участников игры, громко говорит оно из слов, а участник называет зверя или птицу, либо придумывает «то, чего не может быть в лесу». Еще одна часто используемая игра «Скажи шестое», когда детям предлагается быстро назвать 5 предметов, животных, птиц или явлений, а следующему игроку дополнить получившийся ряд шестым словом. Для актуализации знаний о деревьях и кустарниках на экскурсиях педагог зачастую организует игру «Деревья и кусты», в которой педагог называет в произвольном порядке деревья и кустарники, а дети при слове, обозначающем название дерева, подпрыгивают и тянут руки вверх, а на название кустарника, приседают. Так же существует множество словесных, подвижных и малоподвижных игр, которые могут проводится в качестве дополнения к экскурсии.

Младшие школьники должны стать активными получателями познаний, учитель должен организовывать вовлечение детей в процесс обучения, поощрять детскую инициативу, и согласно народной мудрости «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».


1  2  3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф