Сессия под ключ!
Меню Услуги

Экспериментальное исследование гражданственности у детей дошкольного возраста

Помощь с дистанционным обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут

Введите контактный e-mail:

Введите номер телефона

Что требуется сделать?

Каким способом с Вами связаться?:

E-mail
Телефон
Напишем вам на вашу почту
Перезвоним вам для уточнения деталей
Перезвоним вам для уточнения деталей

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

1 2 3


 

Оглавление

Введение

Глава I. Формирование гражданственности,  как социально-                  педагогическая проблема

1.1 Анализ теорий и подходов к содержанию понятия «гражданственность»

1.2  Характеристики и показатели «гражданственности» детей дошкольного возраста

1.3 Особенности формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста

Глава II. Экспериментальное исследование  гражданственности у детей дошкольного возраста

2.1 Диагностика уровня сформированности гражданственности старших дошкольников

2.2 Программа работы по формированию гражданственности у старших дошкольников

Глава Ш. Социальный проект по формированию системы гражданского воспитания детей в условиях ДОУ.

3.1. Паспорт проекта «Модель сетевого взаимодействия при формировании системы гражданского  воспитания дошкольников в ДОУ» («Маленькие россияне»).

3.2. Реализация проекта по формированию гражданского воспитания детей в МБДОУ д/с «Родничок» пос. Новые Зори.

Заключение

Список  используемых источников и литературы

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы. Гражданское общество — общество граждан высокого социального, экономического, культурного и морального статуса, создающих вместе с государством развитые правовые отношения. Это бесконечный процесс совершенствования общества и человека, охватывающий все стороны жизни.

Наличие гражданского общества — важнейший признак и условие существования демократического государства, строительство которого является главной задачей современной жизни.

В наши дни общество и государство заинтересованы в формировании гражданственности у подрастающего поколения. Педагогическая наука выявила изменчивый характер отношений детей и взрослых, вызванный социальными переменами, расшатыванием традиционных механизмов передачи гражданских и нравственных ценностей. Многообразие методик по формированию гражданственности, целей и методологических оснований воспитательных систем образовательных учреждений требуют от науки обозначения существенных положений, знание которых позволит воспитателю планировать и оценивать свою деятельность в области формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста [3,38].

Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для начал гражданского воспитания , т.к. ребенка этого возраста отличает внушаемость, большая впечатлительность, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств, безграничное доверие взрослому, подражание ему.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-другому, многое заново открываем и оцениваем. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые; средства массовой информации усиленно пропагандируют западный, чуждый нам уклад жизни. В связи с этим, у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России.

Решение проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связано, прежде всего, с особенностями возраста. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Фундамент будущего гражданина своей Родины закладывается в раннем детстве, поэтому педагоги и поставили для себя цель: приобщать детей к культуре своего народа, возрождать генетическую и культурную память детей, место своего «Я» в системе «Семья – род – народ — Родина», создать условия для формирования личности ребенка-дошкольника. Так воспитание патриотизма считается важным на государственном уровне, 30 декабря 2015 года принята новая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016–2020 годы.

Тема любви к отечеству, родной земле рассматривалась в педагогическом наследии К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, про необходимость воспитания основ гражданственности писала Н. К. Крупская.

Так, например, К.Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Именно он ввел термин «народная педагогика», считая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств.[64].

Вместе с тем данная проблема до сих пор не нашла должного отражения в исследованиях по дошкольной педагогике. Некоторые аспекты,  представлений дошкольников о гражданском воспитании, рассматривались педагогами-исследователями в связи с решением задач ознакомления детей дошкольного возраста с отдельными сторонами общественной жизни: трудом взрослых (Н.М. Крылова, В.И. Логинова ); городом, страной (A.A. Анциферова ); жизнью народов нашей страны (М.И. Богомолова ), исследователи С.А.Козлова и Т.А.Куликова рассматривают гражданское воспитание дошкольников через познание Родины.

Подчеркивая большую значимость этих исследований, следует отметить, что в них не уделялось специального внимания проблеме формирования представлений у дошкольников о гражданском воспитании. Данное обстоятельство обусловливает важность теоретической разработки проблемы гражданского воспитания применительно к дошкольному возрасту, повышает актуальность проведения исследования в этом направлении.
В то же время изучение и анализ работы детских садов позволил вычленить ряд нерешенных вопросов, связанных с формированием гражданско- патриотических представлений у дошкольников. Прежде всего, следует отметить отсутствие должного внимания педагогов проблеме гражданского воспитания детей, недостаточно четкое представление их о путях воспитания, критериях оценки воспитанности начал патриотизма у старших дошкольников, отсутствие целенаправленности, системы в работе по данному направлению воспитательной деятельности детского сада.
Учитывая теоретическую, практическую значимость проблемы и ее недостаточную разработанность, мы определили тему нашего исследования: «Формирование системы раннего гражданского воспитания детей дошкольного возраста».

Цель исследования — теоретически раскрыть и внедрить программу по формированию  системы гражданского воспитания старших дошкольников.
Объект исследования – процесс формирования  гражданского воспитания старших дошкольников.

Предмет исследования — педагогические условия для формирования  системы гражданского воспитания старших дошкольников.
Гипотеза исследования: процесс формирования  системы гражданского воспитания у старших дошкольников будет проходить эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:

1) учет психолого-педагогических особенностей данной возрастной группы детей;

2) максимальное использование воспитательных возможностей различных видов деятельности дошкольников в их тесном единстве и взаимосвязи (проведение бесед, чтение рассказов, сказок, создание педагогических ситуаций, организация подвижных игр на тему «гражданское воспитание»).

3)  Создание условий, способствующих внедрению системы мероприятий по гражданско– патриотическому воспитанию в рамках преемственности ДОУ с социальными партнерами.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— доказана возможность воспитания чувства гражданственности у старших дошкольников путем интеграции элементов гражданственности: патриотизм, гражданские права, обязанности и межнациональная толерантность;

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: — на основе историко-логического анализа определены концептуальные подходы исследуемой проблемы и конкретизировано понятие «гражданственность в старшем дошкольном возрасте» с позиций интегративного подхода;

Практическая значимость исследования заключается в возможности внедрения разработанного комплекса занятий по формированию чувства гражданственности в практику ДОУ.

Достоверность результатов и обоснованность выводов, полученных в исследовании, обеспечивается применением комплекса теоретических и практических методов с опорой на современные философские, психолого-педагогические исследования; обширным фактическим материалом, его качественным и количественным анализом; данными опытно-экспериментальной работы.

Таким образом, исходя из цели и гипотезы, сформулированы следующие задачи:

  1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания основ гражданственности у детей дошкольного возраста.
  2. Уточнить содержание понятия «гражданственность» для детей дошкольного возраста.
  3. Дать опытно-экспериментальное обоснование по вопросу воспитания основ гражданственности у детей дошкольного возраста;
  4. Обобщение результатов исследования.

Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); наблюдение; опросные методы (интервьюирование, анкетирование, проведение бесед); количественная и качественная обработка эмпирических данных. Надежность и достоверность полученных результатов обеспечена использованием методов, адекватных — задачам и гипотезе исследования.

Достоверность результатов и обоснованность выводов, полученных в исследовании, обеспечивается применением комплекса теоретических и практических методов с опорой на современные философские, психолого-педагогические исследования; обширным фактическим материалом, его качественным и количественным анализом; данными опытно-экспериментальной работы.

Организация исследования: МБДОУ детский сад «Родничок» пос. Новые Зори.

Этапы  проведения исследования. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе разрабатывалась методика проведения эксперимента, были определены критерии и уровни сформированности гражданственности  дошкольников.

На втором этапе был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого  выявлялся  уровень сформированности гражданственности у детей старшего дошкольного возраста, осуществлялся анализ полученных результатов.

На третьем этапе был проведении формирующий эксперимент: изучалась зависимость динамики уровня гражданственности детей дошкольного возраста, обосновывались теоретические и практические выводы.

В исследовании введены ограничения:

  1. Рассматривая проблему воспитания основ гражданственности у дошкольников, мы ограничились четырьмя элементами гражданственности, интеграция которых представлена в работе: патриотизм, права, обязанности, межнациональная толерантность.
  2. В исследовании мы обращаемся к детям старшего дошкольного возраста (6-7 лет), так как в этом возрасте, согласно психологическим исследованиям (Б.Г. Ананьева, А. А. Венгера, JI.C. Выготского, А. Г. Ковалева, А.А. Люблинской, Д.Б. Эльконина) происходит наиболее интенсивное личностное развитие.

Данная магистерская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Объем диссертации составляет 120  страниц.

Список использованной литературы включает   73   наименования.

Глава I. Формирование гражданственности,  как социально-педагогическая проблема

Анализ теорий и подходов к содержанию понятия «гражданственность»

 

Идея гражданственности человека, социальной значимости его гражданских качеств остается одной из основополагающих при создании и дальнейшем функционировании государства, она ложится в основу деятельности и любого международного сообщества, так как представителей разных стран объединяют, прежде всего, общечеловеческие и общегражданские ценности. В одних случаях понятия «гражданственность» и «политическая культура» признаются близкими по значению, идентичными, в других случаях под гражданственностью понимается практическая сторона политической культуры, в третьих, под гражданственностью понимаются духовно-нравственные качества людей. Что же такое гражданственность? В процессе толкования этого понятия возникает немало трудностей как теоретического, так и практического характера. Они обусловлены исключительной сложностью явления и неопределенностью категории. Главная трудность – это отсутствие научно обоснованного определения гражданственности, которая на повседневном уровне всем, как правило, знакома и понятна. Это существенно усложняет аналитический процесс, заставляет учитывать подвижность, изменчивость понятийного аппарата. При определении специфики отечественного подхода к сущности гражданственности показательно определение, которое дал этому понятию еще В. И. Даль. В «Толковом словаре великорусского языка» приводятся два значения понятия «гражданин»: «городской житель, горожанин, посадский» и «член общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство».[26]. А «гражданственность» раскрывается как «состояние гражданской общины; понятие и степень образования, необходимые для составления гражданского общества». В характеристике «гражданских доблестей», которые Даль определил как «мирные и миротворные; честь, любовь и правда» прослеживается специфика понимания гражданственности в России, которая опирается на духовно-нравственные объединяющие начала, приоритет морали над правом, что соотносилось со сложившейся в российской общине традицией решать все вопросы с позиции не столько правовых, сколько нравственных начал .Личность формируется под воздействием того общества, в котором она живет, следовательно, «степень» гражданственности определяется тем, насколько эта личность вписалась в социально-политические отношения и способствует развитию и укреплению общественного устройства. В истории существует немало примеров того, как в жизни народов происходят такие перемены (скажем, германский фашизм), адаптация к которым возможна лишь ценой духовно-нравственного уничтожения личности. В этом случае такие понятия, как «гуманизм», «духовность», «нравственность» не будут иметь ничего общего с гражданственностью. На протяжении советского периода истории нашей страны гражданственность как совокупность убеждений была тесным образом связана с государственной идеологией. Она не имела самостоятельного значения и выражалась через такие понятия, как гражданский долг и гражданская обязанность, патриотизм. Тем самым истинный смысл этого явления несколько искажался. С началом радикальных преобразований в нашей стране государство сделало ставку на быстрое реформирование сознания общества, которое на протяжении многих столетий развивалось в ином, отличном от западного, социокультурном пространстве. Американский исследователь Дж. Зевин, рассуждая о связи патриотизма и критического мышления, пришел к выводу, что гражданственность суть способность человека критически оценивать как ситуацию в обществе (в целом), так и решения правительства (в частности).[69].Такой подход предполагает возможность для личности делать свой выбор, основанный на знании, образованности, просвещении (концепция «просвещенного патриотизма»). Не следует думать, что эти рассуждения чужды российской общественной мысли. Тема гражданственности на протяжении многих веков волновала русских мыслителей (вспомним хотя бы «Слово о полку Игореве»). Она приобрела особую актуальность во второй половине XIX века, в пореформенной России, когда формировалась новая наука – социология; над проблемой гражданственности размышляли представители разных направлений: от этико-субъективного (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский) до социального позитивизма (Б. А. Кистяковский, Л. И. Петражицкий). Немало ценных идей содержалось в работах русского социолога А. И. Стронина. В центре его анализа – моральная сторона явления: гражданственность определена как единство предания, обычая и нравственных качеств человека. Все радикальные изменения в содержании гражданственности, писал он, происходили в зависимости от того, какие идеалы культуры признавало общество: аристократические, тимократические или демократические. Много внимания он уделял вопросам «экономического обеспечения» гражданственности, проблеме бедности и богатства, чувству независимости, которое дает человеку собственность. Он выступил сторонником среднего класса и именно с его появлением связывал расцвет общества . Одно из главных качеств, отмеченных социологами П. Л. Лавровым и Н. К. Михайловским как вершина проявления гражданственности, – это внутренняя готовность человека служить высшим целям, быть источником и движущей силой нравственного совершенствования общества. Исходя из исторической традиции, можно сформулировать следующее определение гражданственности: совокупность убеждений и взглядов, предполагающая, с одной стороны, высокую степень независимости и самостоятельности индивидуальных суждений об обществе, с другой,– нерушимую социальную солидарность, выражающуюся в участии человека в жизни социума. Гражданственность проявляется в виде индивидуального поведения, но опосредуется социокультурной обстановкой, следовательно, может быть развита в соответствии с внешней волей. Некоторые исследователи считают, что как гражданское общество не является просто совокупностью отдельных граждан, так и гражданственность не может быть сугубо индивидуальным качеством [6,с.182]. На разных этапах развития гражданственность понималась как: – общественно-государственный патриотизм, то есть сознание и чувство принадлежности к многонациональному государственно-организованному обществу, включающее в себя уважение к государству, его конституции, законам, символам, готовность защищать его строй, законопорядок; классовая, пролетарская солидарность, самоотверженность, сознательность и организованность в борьбе за приближение коммунизма; – интегративное качество, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным.

В педагогической науке проблема воспитания гражданственности обсуждалась многими учеными — исследователями (Ю.П.Азаров, А.В.Беляев, И.А.Королев, Э.П.Козлов, В.А.Сухомлинский, Б.Т.Лихачев, Е.Н.Медынский, Ж.Ж.Руссо и др.).Б.Т.Лихачев рассматривает гражданственность как сложное личностное образование, основными элементами которого являются гармоническое сочетание патриотических и интернациональных чувств, нравственной и правовой культуры, выражающиеся в чувстве собственного достоинства, во внутренней свободе личности и одновременно в её дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам, к государственной власти, в выполнении ею прав и обязанностей, определенных законодательством страны. Гражданственность, по мнению А.В.Беляева, включает в себя знание прав и обязанностей гражданина конкретной страны и их неукоснительное соблюдение, что выступает социальной гарантией консолидации государства, сохранения его суверенитета и обеспечения условий для жизнедеятельности граждан. Быть гражданином, утверждают в своих исследованиях А.А.Аронов, М.Н.Аплетаев, В.В.Берман, В.С.Библер, О.С.Газман, В.П.Киселев, значит — иметь определенные права и нести обязанности по отношению к своему народу, нести ответственность за всё то, что происходит в стране, деятельно способствовать её прогрессу. К настоящему времени рассмотрены различные аспекты этой проблемы: теоретические и методологические основы гражданского воспитания личности подростка в процессе обучения (М.Н.Аплетаев), социально-педагогические вопросы формирования гражданственности в ретроспективном анализе, социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи (А.В.Беляев), воспитание гражданина в современной школе, гражданственность как качество личности (И.А.Долголева), русская ментальность и её отражение в науках о человеке (П.Д.Марценковская), культура ментальных отношений как основа гражданственности (Б.С.Гершунский) и другие.

П.П. Блонский рассматривал гражданское воспитание как политическое, формирование человеческих качеств относил к нравственному воспитанию. Попытку обобщения теоретического и практического опыта гражданского воспитания в советском обществе предпринял в 1960–70-х годах В.А. Сухомлинский, который рассматривал гражданственность в неразрывной связи с гуманизмом.[61]. Он считал непременным условием гражданского воспитания организацию эмоциональной, насыщенной и деятельной жизни коллектива, всемерно способствующей развитию гражданской активности каждой личности. Гуманистические идеи В.А. Сухомлинского получили свое развитие в педагогической деятельности его последователей: Е.Н. Ильина, Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, В.Ф. Шаталова. Они считали, что основным звеном гражданского воспитания является воспитание нравственное, а важнейшей особенностью гражданственности – ее гуманистическая сущность. На современном этапе проблема гражданской идентичности разрабатывалась в теоретических трудах западных ученых Б. Андерсона, П. Бергера, И. Валерстайна, Э. Гидденса, Т. Лукмана, С. Хантингтона, Э. Эриксона и других. Проблема формирования гражданской идентичности личности выдвигается на первый план и становится наиболее значимой для современного общества и будущего страны. Важно не только, какие специалисты будут создавать богатство страны, но и каким будет их мировоззрение, гражданская, нравственная позиция. Вопросы становления гражданской идентичности под воздействием процессов глобализации рассмотрены в исследованиях Р.Г. Абдулатипова, Ю.В. Арутюняна, Л.М. Дробижева, Л.Д. Гудкова, А.В. Кузнецовой, Е.А. Кублицкой, В.В. Лапкина, Ю.А. Левады, В.И. Пантина, И.С. Семененко и др. В трудах этих ученых излагаются теоретические подходы к данной проблематике, анализируются результаты социологических исследований, а также рассматривается взаимодействие между гражданскими, этническими и религиозными идентичностями. Для разработки теоретических основ гражданской идентичности дошкольников в условиях поликультурной образовательной среды значимыми являются исследования современных ученых: А.Г. Асмолова, М.И. Богомоловой, Е.В. Бондаревской, М.А. Васильевой, Г.Н. Волкова, С.А. Козловой, Т.С. Комаровой, Д.И. Латыниной, Н.М. Лебедева, , М.А. Чистяковой, Р.М. Чумичевой и др. Гражданственность предполагает наличие у человека системы социально-значимых нравственных ценностных ориентиров, питающих чувство причастности к судьбе Отечества, определяющих готовность принять моральную ответственность за его прошлое, настоящее и будущее, установку на активное участие в развитии своей страны и общественной жизни – в формах, не противоречащих моральным и правовым нормам. Являясь интегративным качеством личности, гражданственность включает в себя целый ряд качеств, присущих человеку-гражданину. Прежде всего, это такие качества, как: гражданская ответственность, умение сочетать и подчинять личные интересы общественным, умение осознанно и самостоятельно делать свой выбор, гуманизм, этническая толерантность, патриотизм

Педагог А.В. Беляев предлагает рассматривать гражданственность в пяти аспектах [14]:

  1. В социально-правовом аспекте. Гражданственность служит характеристикой степени цивилизованности общества. Он определяет нормы и принципы социально-правового взаимодействия государства с отдельными гражданами. Это находит отражение и закрепление в правовых актах (С.С. Алексеев, Б.Ю. Бачков, Г.Е. Зборовский, Ю.А. Красин, Г.П. Смирнов, В.Г. Смольников, Н.Е. Фабер, В.М. Шепель).
  1. В педагогическом аспекте гражданственность понимается как интегративный комплекс качеств личности, определяющий ее социальную направленность, готовность к достижению социально значимых и индивидуально необходимых целей, в соответствии с имеющимися в обществе, государстве условиями, личными потребностями и возможностями, в соответствии с принятыми правовыми и моральными нормами (Т.К. Акаян, Л.П. Буева, Р.Г. Гурова, В.Д. Семенов, Г.Н. Соломаткин, И.А. Томин, А.С. Филонов и другие).
  2. В социально-педагогическом аспекте гражданственность конкретизируется через понятие «гражданская культура», которое в качестве структурных компонентов включает экономическую, правовую, нравственную, экологическую культуру. Критериями ее выступают соответствующие знания, уровень сформированности эмоционально-волевого облика личности, результаты практической деятельности (В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, О.С. Газман, Р.Г. Гурова, З.А. Малькова, А.Ф. Никитин, В.Д. Семенов, Я.В. Соколов, Ф.Р. Филиппов, Г.Н. Филонов).
  1. В социально-психологическом аспекте гражданственность – это чувство единства со страной, обществом, социальный оптимизм, любовь к родине, решимость и стойкость в преодолении жизненных трудностей, волевой потенциал в деятельности, направленной на достижение благополучия, опыт преодоления и предупреждения конфликтов, ощущение социальной и национальной полноценности, терпимости (Э.Ф. Зеер, В.П. Зинченко, Г.А. Карпова, И.С. Кон, Б.С. Круглов, В.М. Шепель, В.А. Ядов).
  2. В морально этическом аспекте гражданственность понимается как уровень нравственной культуры общества, нравственный императив. Оценивается степень приближения общества к таким идеалам, как долг, ответственность, достоинство, совесть, неравнодушное отношение к жизненно важным проблемам, гуманность, милосердие (Л.М. Архангельский, Л.А. Беляева, Э.В. Ильенков, Л.Я. Рубина).

Гражданственность как сложное личностное образование в структурном отношении состоит из ряда свойств, качеств и черт. Наиболее важные из них – гражданственность, ориентация на гуманистическую идеологию, правовая и нравственная культура, достоинство, социальная справедливость и ответственность, готовность к труду, культура межличностного общения и другое. Важнейшим интегративным признаком гражданственности и критерием ее сформированности является  наличие гражданской позиции. Ядро понятия «гражданская позиция», — гражданское сознание личности, — органически сочетаясь с нравственными чувствами, выражается в поступке, в активной деятельности, направленной на утверждение передовых взглядов, идеалов.

Гражданственность, по мнению Д.С. Яковлевой, есть интегральное качество, характеризующее человека как сознательного и активного гражданина, формирующееся и выражающееся в таких проявлениях, как высоконравственный гражданский долг, основанный на знании гражданских прав и обязанностей, готовность трудиться на общую пользу, решимость и умение отстаивать общественные интересы.

Существенное значение для научного осмысления теоретических основ воспитания гражданственности имеют исследования Ю.К. Бабанского, О.С. Богдановой, З.И. Васильевой, Л.И. Новиковой, З.И. Равкина, И.Ф. Харламова и других.

Гражданственность как интегративное качество личности позволяет человеку ощущать себя социально и нравственно дееспособным. К основным элементам гражданственности относится нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам, способности выполнять свои обязанности, гармоничном сочетании гражданских, национальных и интернациональных чувств. Нравственная культура базируется на общечеловеческих моральных ценностях.

Одним из аспектов нравственности и исполнения обязанностей перед своими близкими и далекими согражданами и является гражданственность, который формируется в процессе воспитания.

Основная цель формирования гражданственности – воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, формирование цивилизованного человека, способного обрести гражданскую позицию.

Функции гражданственности, по мнению Б.Т. Лихачева, разделяются   на образовательные, воспитательные и развивающие.

Образовательная функция заключается в раскрытии детям общечеловеческих и общегражданских ценностных ориентаций, ораторского и организаторского искусства. Она развивает способность эмоционального, убедительного, аргументированного монолога, обращенного к слушателям, формирует у детей умение отстаивать свои убеждения.

Воспитательная функция проявляется по мере включения ребенка в посильную и доступную общественно-гражданскую деятельность. В ней происходит формирование чувства гражданственности и интернационализма, а также высоких нравственных качеств: порядочности, сознательной дисциплинированности, ответственности, человечности, способности исправлять свои ошибки.

Развивающая функция формирует мышление дошкольников и в целом психику.

Опираясь на данные философских и психолого-педагогических исследований, мы будем рассматривать гражданственность как интегративное нравственное качество, имеющее сложное содержание, включающее нравственную и правовую культуру, гражданственность и межнациональную толерантность.

Таким образом, анализ социальной, педагогической и психологической литературы позволяет заключить, что гражданственность – это сложное интегральное личностное образование, основными элементами которого являются гармоническое сочетание высоких гражданских чувств, интернациональная, нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, во внутренней свободе личности и одновременно ее дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам, к государственной власти. Хотя это далеко неполное содержание, но нашло достаточно четкое отражение в концептуальных идеях педагогических воззрений и прочих положениях.

1.2  Характеристики и показатели «гражданственности» детей дошкольного возраста

В современных условиях развития общества главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека – гражданина. В послании В.В. Путина Федеральному собранию РФ 2012 г. подчёркнуто большое значение для современной России патриотических ценностей и ориентаций: «…Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории… а прежде всего служить обществу и стране» [66]. В педагогической среде бытует мнение, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому и любовь к близким уживаются с равнодушием к страданию престарелого соседа, безразличием к судьбе страны, отсутствием чувства долга. В воспитании дошкольников большое значение имеет пример эмоционального отношения взрослых к действительности. От богатства проявлений чувств взрослых зависит эмоциональное восприятие детьми того или иного явления действительности. Поэтому важно, чтобы дети, как можно раньше, увидели «гражданское лицо» своей семьи. В настоящее время решение такой задачи воспитания детей требует большого такта и терпения, так как в семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение. В разработке новых ориентиров воспитания мы должны опираться на проверенные временем принципы и методы работы с детьми. Принципы патриотического воспитания отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей .[68].

За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошѐл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением. Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начали формироваться ещѐ в древности. Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к еѐ истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачѐв.Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста, педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт, накопленный веками.

Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом это объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания. Но, прежде чем приступать к воспитанию гражданско-патриотических чувств у детей, мы поставили перед собой цель – научиться разбираться в основах терминологии и знать, на каких приоритетах будет базироваться наша работа. Итак, среди многообразия существующих классификаций видов патриотического воспитания мы приняли за основу следующую классификацию:

  1. Патриотизм исторический. Этот вид патриотизма основан на славном и героическом прошлом нашей Родины. Используя этот вид патриотизма в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников, мы прежде всего знакомим их с героями нашего прошлого, со знаковыми событиями в истории нашей Родины, с фольклором. То есть, решаем, в основном, образовательные задачи.
  2. Патриотизм духовный. Это особый вид патриотизма. Это те глубинные нравственные корни, которые ребенок начинает всасывать с молоком матери, это наши вековые традиции, наши духовные ценности, это та основа, которая неразрывно связывает каждого человека с его народом. Научить такому патриотизму невозможно, этот росток есть в душе каждого гражданина нашей страны, независимо от возраста. И наша задача – развить то, что уже заложено в душе каждого ребенка, проследить за тем, чтобы этот росток рос в правильном направлении. То есть, в данном случае мы с вами в основном решаем развивающие задачи.
  3. Патриотизм проектный. Это способность человека ощущать себя частью общества и трудиться на его благо. Ян Амос Коменский отмечал в «Великой дидактике»: «Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия». В ходе воспитанияпроектного патриотизма решаются в основном воспитательные задачи.

С чего же начинается формирование патриотизма в работе с дошкольниками? Есть одно основное правило, знакомое всем педагогам – работа должна строиться от малого к большому. Ребенок не способен осознать сразу всеобъемлющее понятие Родины. И для того, чтобы это понятие не осталось для него абстракцией, воспитание патриотизма мы начинаем с самого близкого и самого дорогого сердцу каждого ребенка. Для любого малыша роднее всего мама. Именно с нее начинается формирование чувств любви и привязанности, развитие основ духовности и воспитание необходимых каждому человеку качеств. Затем, с развитием представлений ребенка о мире, его понятие о Родине расширяется до масштабов семьи, детского сада, друзей, воспитателей, окружающей его природы и так далее. И каждый новый элемент Родины вписывается в сознание ребенка, как часть чего-то целого, большего, о чем он узнает дальше. Процесс патриотического воспитания в дошкольном возрасте идет стремительно, поскольку ребенок каждый день узнает что-то новое, что формирует его представление о целостной картине мира. И мы прекрасно осознаем, что работа над формированием гражданско -патриотических основ дошкольника требует от педагога прежде всего компетентности во всех сферах социальной действительности, потому что воспитать то, чего не знаешь или во что не веришь, невозможно. Именно поэтому от современного педагога требуется универсальность, то есть свободное владение знаниями о природе, культуре, истории родной страны и о ее духовных основах.

Субъектами  взаимодействия в воспитании патриотических чувств являются ребенок, педагоги, родители и социум.[16,27].

Воспитание  нравственной основы дошкольника невозможно без тесного сотрудничества с семьей, поскольку именно в семье закладываются первые кирпичики фундамента будущей гражданской платформы каждого человека. Поэтому наша работа по воспитанию будущих граждан родной страны направлена на обеспечение тесного взаимодействия с семьей каждого ребенка. Сфера такого взаимодействия достаточно широка, это и совместные экскурсии, позволяющие сформировать интерес к истории родного города и родной страны не только у детей, но и у их родителей, и активное взаимодействие с родителями в форме круглых столов, семинаров, диспутов, в ходе которых решаются насущные вопросы воспитания основ духовности у детей, и вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность по организации и проведению традиционных обрядов и праздников и т. д.

Духовное веяние патриотизма, не могло не сказаться на работе наших педагогов, а также не могло не отразиться на восприимчивости детей к воспитанию основ гражданственности. Именно в этот благоприятный момент мы обязаны взрастить в детских сердцах любовь и уважение к родной стране, заложив фундамент формирования в будущем из каждого нашего ребенка гражданина и патриота России.

Патриотизм – это гордость за свой народ, за свою культуру, это почитание символов, истории Отечества, бережное отношение к чести, достоинству, культуре и традициям народа. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Россия — родина для многих. Но для того чтобы считать себя еѐ сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять язык, историю и культуру страны как свои собственные. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведѐт к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, еѐ глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребѐнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребѐнка, началом, продолжающим личность. Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Он должен продумать, о чѐм рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, доступно показать связь родного города, села со всей страной. Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе много заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой славен своим прошлым, памятниками старины. В каждой местности есть свои артисты, спортсмены художники, поэты передовые рабочие или колхозники. Труд в каждой местности тоже разный: в одной ведущей является труд машиностроителей, в другой — животноводов, овощеводов, в третьей – рыбаков и т. д. Замечательно и неповторимо народное творчество. В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы не верно, знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае как части большой страны, в которой они живут, и задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима. Нужно обязательно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нѐм непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны.

Воспитание чувства гражданственности включает в себя решение задач не только нравственно-патриотического, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания. Можно ли говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения детям определѐнных знаний о нѐм? Отбор и систематизация таких знаний проводятся с учѐтом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, то есть уровень умственного развития ребѐнка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начал патриотических чувств. Воспитатель должен так организовать пополнение о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствуют развитию образного и логического мышления ребѐнка. В процессе работы по воспитанию чувства гражданственности у детей решаются также задачи их эстетического воспитания. Во время прогулок в поле, к реке взрослый учит детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Так решаются задачи не только познавательные, эстетические, но, в конечном счете, и нравственные. Работа по воспитанию чувства гражданственности дошкольников связана с их физическим воспитанием. Будущие граждане нашей страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми. Итак, формирование у дошкольников любви к своей родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимой логической взаимосвязи разных сторон этого процесса, а также во взаимосвязи различных средств и методов воспитания. Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств дошкольников является организованное наблюдение окружающей действительности. Они видят, как люди трудятся, какие складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающими, как они выражают своѐ уважение к тем, кто хорошо работает. Желательно продемонстрировать детям основные права и обязанности человека: право на труд, отдых, образование, обязанность честно трудиться, жить в дружбе, заботиться о благосостоянии страны. Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом — это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на еѐ благо. Педагог может и должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание еѐ согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребѐнку и соответствовала содержанию. Для этого педагогу нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей (занятиями, трудом, игрой), а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче.

Учет интегративного характера гражданственности, позволяет определять содержание нескольких компонентов: патриотизм, гражданские права и обязанности, межнациональная толерантность. Именно эти характеристиками определяются педагогические условия воспитания гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

Патриотизм включает в себя: формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности (совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность);  приобщение к истокам национальной региональной культуры;  формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней; воспитании любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)

Гражданские права и обязанности могут быть представлены для детей старшего дошкольного возраста в рамках правового воспитания (элементарные знания и представления о Международных документах по защите прав ребенка «Конвенция  правах ребенка»)

Задачи правового воспитания:

  • формирование у детей положительного самоощущения;
  • развитие у детей положительного отношения к окружающим людям;
  • приобщение дошкольников к ценностям сотрудничества с другими людьми;
  • развитие коммуникативной компетентности дошкольников и формирование у них социальных навыков;
  • формирование правового сознания у детей через ознакомление их с ближайшим окружением.

Дети могут и должны учиться соблюдать права друг друга, жить в группе по своим справедливым «законам», которые «установят» сами.

Межнациональная толерантность, которая является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, и предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Затем он узнает свои права и обязанности.

Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события, права и обязанности детей и взрослых – граждан России и т.д.

В воспитании гражданственность у детей старшего дошкольного возраста огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д.

Гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Поэтому особенно важно в ДОУ поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций; счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства.

Важной частью работы по воспитанию гражданственности является формирование у детей представлении о людях родной страны, тех людях, которые прославили нашу Родину (художников, композиторов, изобретателей, ученых, путешественников). Также надо на конкретных примерах познакомить детей с характером российского народа (творческие способности, умелость, песенность, гостеприимство, отзывчивость,  умение защищать свою Родину. Рассматривание иллюстраций, слушание художественных произведений, беседы, а также рисование, экскурсии, игры-путешествия – все это помогает решать поставленную задачу.

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников,  является игра. При этом имеются в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые имеют характер игры (обряды, праздники, ярмарки). Активность ребенка социальна, ее общественная обусловленность и направленность ярко отражаются в игре. Игра – отражение социальной среды, но не «зеркальное». Ребенок активно вносит в игру качества своей личности, поэтому роли детей в игре могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны. Игра является сферой самостоятельной творческой деятельности детей. Педагогически организованная игра – средство формирования личности.

Наличие нравственных элементов в игре позволяет легче знакомить детей с такими серьезными проблемами, как духовные ценности окружающего их мира. Эмоциональность, создаваемая творческой игрой, активизирует различные виды деятельности, формирует нравственные отношения, создает практику их осуществления. Игры обладают высоким развивающим потенциалом.

Своеобразие игровых действий состоит в том, что ребенок добровольно взял их на себя и, выполняя их, он показывает понимание этих правил (норм, требований), свое умение их осуществлять. Эти особенности игры создают благоприятные возможности для нравственно-правового воспитания дошкольников. Учитывая образовательные и воспитательные возможности игровой деятельности в усвоении нравственно-правовых норм детьми, ученые и практики многих стран подготовили учебные пособия по обучению правам человека для детей разных возрастных групп, с применением игровых приемов.

Принимая на себя роль, ребенок подчиняет свое поведение требованиям, вытекающим из роли, искренне переживает чувства изображаемого лица. Он совершает прыжок в развитой мир высших форм человеческой деятельности, в развитой мир морали. Поэтому психологи говорят, что игра – школа чувств. В игре впервые возникает соподчинение мотивов, появляются мотивы социального содержания (Л.И. Божович, Славина).

Развитие личности осуществляется, прежде всего, в семье, которая в зависимости от принятой в ней тактики воспитания выступает как просоциальная ассоциация или коллектив, или искажает развитие личности ребенка. В зависимости от характера семейных отношений может изначально складываться личность ребенка либо как нежного, заботливого, не боящегося признать свои ошибки и оплошности, открытого, не уклоняющегося от ответственности маленького человека, либо как трусливого, ленивого, жадного, капризного себялюбца.

Процесс формирования социальной активности ребенка в семье имеет сходные закономерности, но отличается по содержанию, формам, способам накопления опыта социального поведения и общения от формирования социальной активности ребенка в детском саду и школе. Формирование социальной активности ребенка в семье зависит, от примера социальной активности родителей, конкретной нравственно-эстетической атмосферы отношений и стиля общения родителей с детьми, от «психологического климата. Уважение в семье достоинств ребенка, отказ от командных форм общения с ним – важные условия формирования гражданственности. Воспитать гражданина – значит воспитать нравственно свободную личность.

Утверждение идеи приоритета прав ребенка, защита его прав, в значительной степени, зависит от того, насколько хорошо люди осведомлены о своих правах, правах детей и о механизмах, которые имеются для обеспечения соблюдения этих прав. Информирование и просвещение широких слоев населения о правах ребенка повышает уровень осведомленности общества, способствует воспитанию ценностей и установок, необходимых для соблюдения прав человека. Информационная и просветительская деятельность – одна из форм утверждения нравственно-правовых норм в нашей жизни и воспитания гражданственности.

Формирование правового сознания подрастающего поколения – составная часть формирования гражданственности. Внедрение правовых норм в реальную практику общественных отношений достигается развитием правового сознания, сознательности граждан, авторитетом общественного мнения и так далее.

Таким образом, воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста является воспитание человека-гражданина.

1.3 Особенности формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста

Человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим строить коммуникативные связи, быть терпимым к различиям между людьми, уважать права и мнения других, способным воспринимать происходящие изменения и принимать соответствующие решения. Эти качества закладываются в детстве и являются составляющими  основу гражданского воспитания.

Гражданскому и правовому воспитанию детей, в современном обществе, уделяется, и данная проблема приобретает особую актуальность, так как является мало изученной и разработанной в теоретических и научно-практических аспектах. Старший дошкольник не остается на поверхности фактов, а стремится объяснить их, установить зависимость и отношения, создает свои теории. Он способен к отражению мира в системе. Его интересуют причины  и сущность происходящих событий и явлений.

Под руководством взрослых дети могут усвоить систему знаний на основе понимания естественных, действенно существующих в окружающем мире связей и отношений между отдельными предметами и явлениями. Педагогу необходимо содержание системы знаний построить по иерархическому принципу: выделить ядро, центральное звено знаний, которые могли бы стать основой целенаправленной системы. В процессе формирования такой системы знаний необходимо учитывать особенности содержания этих знаний и усвоения их детьми.

Основной формой знаний старших дошкольников, по мнению А.А. Люблинской, являются представления, которые обогащаются, наполняются новым содержанием, становятся более осмысленными и понятными. У детей могут быть сформированы не только полноценные представления, но и простейшие нравственные понятия, а также способность к анализу, сравнению, классификации, группировке знаний по определенным признакам.[12,44].

Возникновение познавательных интересов – важное условие успешного развития и воспитания ребенка, формирования положительного отношения к окружающей действительности. Общение со взрослыми во многом определяет содержание и направление развития познавательного интереса ребенка. Взрослый как бы подтягивает ребенка на новый, еще не достигнутый ему уровень познавательной деятельности, создавая «зону ближайшего развития».

У ребенка нужно формировать систему обобщенных знаний о явлениях общественной жизни, которые являются основой их сознательного отношения к окружающему (С.А. Козлова, Н.В. Мельникова). Этому способствует увеличение объема представлений и понятий об окружающем мире, возрастающая произвольность психических процессов, способность к усвоению связей между предметами и явлениями окружающего мира, возрастание возможностей умственного развития, появление познавательных интересов.

Нельзя недооценивать организацию деятельности детей, поскольку знания и чувства формируются, закрепляются и упражняются в деятельности. Действенное отношение дошкольников к окружающему проявляется в игре, труде, творческой изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни. Знания и чувства сами формируются и совершенствуются в этой деятельности.

Чувства старшего  дошкольника господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение  к окружающему. Знакомство детей этого возраста с явлениями общественной жизни способствует росту социального начала в чувствах, формированию правильного отношения к фактам окружающей жизни. Отличительной особенностью чувств детей старшего дошкольного возраста является расширение области явлений, которые вызывают эти чувства. Важное  значение в процессе формирования у дошкольников любви к Родине имеет тот факт, что эмоциональные переживания детей приобретают более глубокий и устойчивый характер, способность проявить заботу о близких людях и сверстниках. В воспитании дошкольников большое значение имеет пример эмоционального отношения взрослых к действительности. От богатства проявлений чувств взрослых зависит эмоциональное восприятие детьми того или иного явления действительности.

Человеческий фактор, поставленный в центр политической жизни нашей страны, делает актуальным поиск современных форм общения с ребенком-дошкольником и его родителями в гражданско-нравственном направлении. К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка, как показатель его нравственного развития. Фундамент становления личности ребенка закладывается на основе воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечении духовной и интеллектуальной пищи, в которой он нуждается. В детские годы формируются основные качества человека. Духовный, творческий патриотизм следует прививать с раннего детства. Чувство патриотизма уже заложено в маленьком человеке и, подобно любому другому чувству, имеет способность развиваться, обогащаться в личностно-духовном пространстве, приобретать глубину и индивидуальность. В связи с этим очень важно именно пробудить это чувство в душе ребенка, а не навязать его. Ведь в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Роль патриотического воспитания в своем выступлении очень высоко оценена президентом России В.В. Путиным: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. В настоящее время решение этой воспитательной задачи – одно из важнейших направлений деятельности дошкольной образовательной организации, что отмечено в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС).   Работа по патриотическому воспитанию в детском саду строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, на принципах гуманизации построения педагогического процесса, с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи. Чувство патриотизма начинает зарождаться путем формирования системы знаний об окружающей действительности. Что  окружает ребенка? Ну конечно, в первую очередь, семья. Знакомство с семейными устоями, с ролью каждого члена семьи, с чувствами, эмоциями, которые встречает ребенок при общении с близкими людьми, у малыша начинается в младшем возрасте. Чем старше становится ребенок, тем шире круг получаемых знаний и эмоционального опыта. Следующим этапом познания является ближайшее окружение ребенка как члена общества, то есть детский сад, друзья, взрослые в детском саду, которые заботятся о малыше. В старшем возрасте дети переходят к знакомству с городом, страной, соседними государствами и народами, с историей собственного народа, культурными традициями. Особенностью дошкольного возраста является неутомимая деятельность ребенка с целью познания и претворения в жизнь полученных знаний. Процесс познания мира у дошкольника становится более результативным, если ребенок является активным участником этого процесса В рамках реализации ФГОС, в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В процессе социально-коммуникативного развития дети познают нормы и ценности, принятые в обществе, получают опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками, стимулируется развитие душевных качеств личности ребенка на основе воспитания уважительного отношения к семье, родине, родной культуре, закладываются основы толерантности и уважения к культуре и независимости других народов. Исходя из вышесказанного, работа по формированию патриотических чувств должна учитывать культурные традиции и обычаи жизни народа, законы и правила жизнеустройства и культуры общества. Ребенок, вооруженный одновременно социальной компетентностью и культурно-нравственными принципами, будет успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в современной жизни и адаптирован к окружающему социальному миру. Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности дошкольника, может и должно служить средством коррекции речевого развития. Успешная социально-коммуникативная деятельность не может рассматриваться без включения работы по развитию у детей патриотических чувств. Они взаимосвязаны. Именно в базовых, точнее народных, играх, потешках, чистоговорках и др. лежит апробированный веками народный опыт, используемый для полноценного развития детей. Формирование у детей нравственного чувства, такого как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр, тем самым очевидна тесная связь физического воспитания с нравственным, воспитанием в духе патриотизма. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый, должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна, и направлять свои умения и силу только на добрые поступки. Любые полезные знания, полученные ребенком без применения практической деятельности, не приносят качественных изменений в опыте ребенка. В связи с этим на первый план выступают продуктивные виды деятельности. Дети, мотивированные на выполнение своих работ желанием доставить радость близким людям, действуют с прилежанием, более аккуратно, творчески воплощая свой замысел. Художественно-продуктивная деятельность является своеобразным зеркалом души ребенка, в котором отражаются его чувства, стремления, эстетический вкус – все тонкие материи. Воспитание патриотических чувств через искусство – самый доступный, ненавязчивый и действенный способ.

Согласно ФГОС ДО, одним из направлений работы по художественно-эстетическому воспитанию является знакомство детей с историко-художественным наследием русского народа и народов других национальностей. При планировании художественно-эстетической деятельности подбираются подходящие музыкальные темы. Музыка – самый доступный путь к сердцу человека, тем более ребенка. С раннего возраста малыша окружает музыкальная атмосфера – это колыбельная песня, фундамент которой заложен в традиционной, национальной песне. И сам факт ее существования оставляет в душе ребенка добрый теплый, светлый отклик. Так, с малых лет в ребенке формируется основа патриотических настроений. Ведь что такое патриотизм? Это любовь к матери, Родине, родной природе, и маленький человек абсолютно неосознанно впитывает в себя и имеет потребность существовать в этой среде с раннего детства. Основные потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность помогают детям почувствовать тепло- ту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы.

Воспитанность начал гражданственности у старших дошкольников – это результат систематической и целенаправленной работы педагога, предусматривающей организацию познавательной деятельности детей по овладению доступным для данного возраста объемом знаний о Родине, формирование у них эмоционально-положительного отношения к занятиям такого рода, сопереживания в процессе познания, интереса к событиям, происходящим в стране, потребности в обществоведческих сведениях, стимулирование у дошкольников стремления к отражению в деятельности полученных знаний и отношений, накопление опыта участия в общественно полезной деятельности. Необходимо знакомить детей с культурой своего города, села, деревни, то есть той местности, где ребенок родился и живет – что на наш взгляд, является важнейшей задачей развития личности дошкольника, и она же есть составляющая процесса гражданственности.

Другая его составляющая – воспитание гражданина цивилизованного общества, гражданина своей страны. В старшем дошкольном возрасте, появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществления специальной работы по правовому и гражданскому воспитанию детей. К ним, прежде всего, относятся формирование нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний. Дети рано начинают усваивать ценности того общества, в котором живут. Для общества важно растить активных в будущем его членов, готовых участвовать в управлении этим обществом.

Психологи утверждают, что нравственные чувства не могут возникнуть путем естественного вызревания. Их развитие зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых живет ребенок. При целенаправленном воспитании чувства ребенка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются они раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания.

Суть патриотического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, семье, природе, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами, дает дополнительный импульс для нравственного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.

Необходимы следующие условия для реализации гражданского  воспитания:

1.Быть самому патриотом

2.Выбрать программу

3.Создать группу единомышленников

  1. Создать соответствующую среду
  2. Привлечь родителей
  3. Установить взаимосвязь с окружающим социумом

Наш детский сад разработал алгоритм работы с социумом, он включает в себя:

  • Работу с государственными учреждениями,
  • Взаимодействие с учреждениями здравоохранения,
  • Взаимодействие с учреждениями образования, культуры,
  • Взаимодействие с общественными организациями.

Взаимодействие с государственными учреждениями и учреждениями здравоохранения, в основном направлено на качественное выполнение социального заказа. При выстраивании партнерских отношений с учреждениями образования, культуры и общественными организациями, педагоги ДОУ стремятся к обогащению содержания деятельности учреждения, воспитанию и укреплению духовно-нравственных качеств воспитанников.

Анализ выявленных потенциальных возможностей и интересов детей, их дифференциация, позволили спланировать и организовать совместную работу детского сада с общественными и социальными институтами.

Социальными партнерами в воспитании и развитии детей стали:

  • семья;
  • образовательные учреждения: МБОУ «Новозоринская СОШ», детская школа исскуств”Берегиня»
  • культурно-общественные учреждения:  библиотека им. И.Л.Шумилова, ДК «Заря»
  • Общественные организации:  общество ветеранов пос. Новые Зори, церковь Благовещенья Пресвятой Богородицы, клуб «Секреты долголетия.

Организация связи с социумом позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных способностей, решать многие образовательные задачи, воспитывать нравственно-патриотические чувства дошкольников.

Подводя итог к I главе, мы, выяснили. Что же такое «патриотизм» и, какого человека можно назвать патриотом? Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного. Делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей Родины, ее обустройства.

Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения. Любовь к Родине и служение интересам государства — вот что могло бы помочь подняться на ноги нашему современному обществу. Все это во многом по-новому ставит сейчас вопросы воспитания патриотизма и гражданственности в детском саду.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к гражданскому воспитанию, в особенности в ДОУ. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Воспитание чувства гражданственности включает в себя решение задач не только нравственно-патриотического, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания.

Используя позитивный опыт взаимодействия с социальными институтами, мы воспитываем и укрепляем духовно-нравственные качества детей, все участники получают хороший стимул к сотрудничеству, появилось желание украшать и улучшать мир вокруг себя, остается  удовлетворение от совместной работы и общения.

Быть гражданином — вот неотъемлемая часть нашей жизни. Безусловно, к концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну; наш народ; язык; обычаи и традиции, а также свои права и обязанности. О чем мы, и поговорим в следующей главе.


1 2 3

Помощь с обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут

Введите контактный e-mail:

Введите номер телефона

Что требуется сделать?

Каким способом с Вами связаться?

E-mail
Телефон
Напишем вам на вашу почту
Перезвоним вам для уточнения деталей
Перезвоним вам для уточнения деталей

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф