Меню Услуги

Эмпирическое исследование индивидуально-психологических особенностей и самоактуализации личности студентов

Страницы:   1   2   3


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1. Проблема самоактуализации личности в зарубежной и отечественной научной литературе

1.2. Индивидуально-психологические особенности личности

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

2.1. Организация и методы исследования

2.2. Результаты исследования

2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Введение

 

Вопросы, связанные с развитием личности, с осуществлением ее потенциальных возможностей и способностей, интересовали исследователей на всем протяжении истории развития наук о человеке. Не ослабевает этот интерес и на данном этапе развития психологической науки как отечественной, так и зарубежной. Во многом это связано с изменившимися социокультурными и социально-экономическими условиями, что находит свое отражение в усилении конкурентоспособности среди профессионалов, повышении требований к личности выпускника высшей школы и в целом популяризации идей саморазвития и самосовершенствования. Разработка термина «самоактуализация» и его содержательное наполнение в основном принадлежит представителям гуманистического направления западной психологии, среди которых можно отметить К. Гольдштейна [84], А. Маслоу [43, 44], К. Роджерса [66]. Но и отечественные исследователи, в рамках рассмотрения более широкого контекста, связанного с личностью в целом, предложили значительное количество теоретических и эмпирически подтвержденных концепций, вносящих значительный вклад в расширение имеющихся представлений о самоактуализации. Освещение различных аспектов этого феномена можно найти в работах К.А. Абульхановой-Славской [1], Л.А. Анцыферовой [8], Д.А. Леонтьева [40], Э.Ф. Галажинского [22], С.И. Кудинова [36], Л.А. Коростылевой [35], И.Д. Егорычевой [27] и др.

Несмотря на достаточно глубокую изученность многих сторон явления самоактуализации, все же остается еще ряд вопросов, требующих своего разрешения посредством модификации имеющихся теоретических конструкций и эмпирического подтверждения некоторых, следующих из них гипотез. Так не существует однозначно признанного критерия различия самоактуализации и самореализации личности. Если рассматривать самоактуалиацию как один из этапов самореализационной деятельности, развертывающейся циклично на протяжении всей человеческой жизни, то необходимо дальнейшее изучение содержания, условий, механизмов и факторов самоактуализации на соответствующем этапе каждого цикла. Особый интерес связан с самоактуализацией личности в процессе ее становления, в процессе обретения и раскрытия собственных возможностей и стремлений, в процессе осознания доступных потенций и первых попыток их реализации, в процессе самоопределения относительно будущей жизни и профессиональной деятельности. С другой стороны процесс становления личности в юношеском возрасте является достаточно сложным и противоречивым. Молодые люди одновременно испытывают потребность в самовыражении и утверждении себя в ближайшем окружении и потребность адаптироваться к изменяющимся условиям, стремление к независимости и страх ответственности, желание внутренней свободы и неспособность справиться с внутриличностными конфликтами. Именно эти противоречия во многом определяют процесс и результат самоактуализации личности, делая юношеский возраст наиболее интересным и актуальным в плане исследования особенностей данного феномена. Современные условия предоставляют значительное количество возможностей молодежи для саморазвития и выбора пути приложения деятельностных сил, вследствие чего исследование особенностей самоактуализации студентов остается актуальным.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Цель исследования: выявить индивидуально-психологические особенности личности, влияющие на эффективность самоактуализации студентов, будущих психологов.

Объект исследования: самоактуализация личности.

Предмет исследования: индивидуально-психологические особенности, влияющие на эффективность самоактуализации личности студентов, будущих психологов.

Гипотеза исследования: эффективность самоактуализации личности студентов, будущих психологов, обусловлена проявлением таких индивидуально-психологических особенностей как экстравертированность — интравертированность, эмпатия и мотивация к успеху.

В рамках достижения поставленной цели был сформулирован ряд задач:

  1. Проанализировать сведения в научной и методической литературе по проблемам исследования индивидуально-психологических особенностей и самоактуализации личности;
  2. Подобрать диагностический инструментарий, удовлетворяющий цели исследования и сформировать экспериментальную выборку;
  3. Организовать и провести эмпирическое исследование по изучению наличия взаимосвязи между обозначенными индивидуально-психологическими особенностями личности студентов-психологов и выраженностью самоактуализации;
  4. Проанализировать и обобщить полученные результаты исследования.

 Методы исследования:

  1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
  2. Эмпирические методы исследования:

— Шкала экстравертированности — интравертированности А.Н. Лутошкина [30];

— опросник «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко [30];

— опросник личностной ориентации Шострома (краткая форма, разработанная Джоунс и Крэндалл) [13];

— методики Т. Элерса «Мотивация к успеху», адаптированной Т. Ивановой) [63].

Методы статистической обработки данных (U-критерий Манна-Уитни, r-критерий Спирмена) и сравнительно-сопоставительный анализ.

Экспериментальная база: исследование проводилось на базе Тольяттинского государственного университета среди выпускников студентов-психологов заочного отделения. Выборка составила 30 человек.

Методологическая основа исследования. Реализация исследования осуществлялась с опорой на теоретические и методологические принципы отечественной психологии: принципы деятельностного, личностного и системного подходов А.Н. Леонтьева [38], С.Л. Рубинштейна [67], Б.Ф. Ломова[41], Л.С. Выготского [20], а также в соответствии с теоретическими положениями гуманистической психологии (А. Маслоу [43, 44], К. Роджерс [66]).

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась посредством применения надежных психодиагностических методик, методов математической статистики, комплектования репрезентативной выборки, соответствующей генеральной совокупности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты и сделанные выводы можно применять в ходе создания программ профилактического или коррекционного характера, направленных на повышение уровня выраженности самоактуализации личности.

Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), выводов, заключения и списка используемой литературы.

 

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы индивидуально-психологических особенностей и самоактуализации личности в психологической литературе

1.1. Проблема самоактуализации личности в зарубежной и отечественной научной литературе

 

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

История интереса к самоактуализации человека восходит к периоду 8-5 век до нашей эры, к религиозной системе даосизма и философских трактатов Упанишад, где упоминается как «высшая ценность». Идеи самовоплощения и самоосуществления были близки и Аристотелю и Платону, которые в своих трудах не просто анализировали истоки и результат самоактуализации, но и предлагали практические рекомендации по повышению ее эффективности. Так Аристотель полагал, что активность индивида может быть направлена либо на получение результата, что обусловлено потребностным состоянием, либо на само действие, раскрывая, таким образом, способности и качества человека, что и составляет, по мнению философа, счастье и высшее благо [17]. Идеи самоактуализации и самореализации анализировались также в работах немецких философов. Г.В.Ф. Гегель [75] рассматривал самоактуализацию в качестве главной потребности личности, поскольку все другие нужды человека являются следствием его стремления осознать собственный внутренний мир, а внешний — сделать предметом, в котором отражается подлинное «Я». Философская система Л. Фейербаха [75] включала в себя тезис о соответствии каждому человеку своего специального предназначения, основанного на имеющейся склонности, которую необходимо осознать и раскрыть, что в современной терминологии можно обозначить как самоактуализацию.

Исследования более современных философов и психологов внесли значительный вклад в разработку проблемы самоактуализации.

С этимологической точки зрения термин «самоактуализация» является производным от корней «self» и «act», указывая на то, что личность является одновременно объектом и субъектом самоактуализации, сама совершает действия направленные на себя же. Первоначально в научный оборот термин самоактуализация был введен К. Гольдштейном, под ним он понимал фундаментальный организменный процесс, направленный на воплощение индивидуальных способностей личности, ее природы. Этот процесс управляется состоянием дефицита и никогда не может быть полностью завершен. Он описывал также и возможность негативных последствий для организма, управляемого тенденцией самоактуализации [84]. Эта концепция легла в основу представлений о самоактуализации, развиваемых в рамках гуманистической психологии, в частности концепции А. Маслоу. Переняв у Гольдштейна представление о самоактуализации как о потребности, он поместил ее на верхний уровень иерархически организованных потребностных состояний, составляющих мотивационную сферу личности. Изначально возможность достижения самоактуализации приписывалась Маслоу только немногим «избранным», впоследствии он пересмотрел эту точку зрения. Достижение самоактуализации как бытийной потребности возможно только после последовательного удовлетворения всех нужд ниже лежащих уровней, начиная с дефицитарных, связанных с сохранением жизни человека. Понимая под самоактуализацией полное осознание и использование способностей и возможностей, А. Маслоу подчеркивает, что именно на этой ступени люди сильнее всего различаются между собой, проявляя свою уникальность и неповторимость. Определяя самоактуализацию как основную мотивирующую силу, данный автор указывает, что она является также процессом и результатом человеческого существования, на протяжении которого в сознании человека она дифференцируется на отдельные и менее глобальные побуждения и обусловленные ими виды деятельности. Анализируя побудительную силу стремления к самоактуализации, автор указывал на ее врожденный характер, на то, что это стремление имманентно присутствует у каждого человека, но условия окружающей действительности могут существенно сдерживать реализацию потенциала личности и блокировать осознание имеющихся у нее возможностей [43, 44].

Еще одним представителем гуманистической психологии, разрабатывавшим в своих научных трудах проблему самоактуализации личности является К. Роджерс [66]. Он также разделял идею о врожденности тенденции к росту и развитию у человека, вследствие чего он может самоактуализироваться только в пределах границ, заданных биологическими особенностями организма. В его концепции самоактуализация раскрывается как пролонгированный процесс реализации человеком своего осознанного потенциала для достижения состояния полноценного функционирования, конгруэнтности миру, психологической зрелости. Как и А. Маслоу, К. Роджерс выделял отдельные свойства, которые, по его мнению, характерны самоактуализирующейся личности, считая их эмпирическими признаками достижения желаемого результата. Основной отличительной особенностью людей, достигших самоактуализации, автор считает способность к аутентичному бытию т.е. осознанию единства собственного бытия и личности. Подобное осознание может открыться человеку в результате эмоционального переживания на грани возможного. Данный тезис также представлен и в работах А. Маслоу. Оба психолога также сходятся во мнении о личностном инициировании процесса самоактуализации, но подчеркивают и важность микро- и макросоциальных условий, в которых происходит его развертывание. Критика в адрес психологов гуманистического направления была связана с излишней биологизацией процесса самоактуализации и недооцениванием тех реальных условий жизнедеятельности, в которых находится индивид.

Среди психологов, близких к гуманистическому направлению можно отметить Р. Мэйя, В. Франкла. Если понимать самоактуализацию как процесс достижения высших целей человеческого существования, то в качестве таковых Р. Мэй [50] обозначает состояние свободы как наличие многовариативных стратегий жизни и деятельности, а В. Франкл [78] – идею обретения смысла жизни как всеобщую объединяющую тенденцию.

Проблема самоактуализации человека рассматривается и в рамках психоаналитического направления. В теории А. Адлера ведущее место занимает «стремление к превосходству», содержательно равнозначное, по его мнению, «стремлению к совершенствованию», и понимаемое как фундаментальное и врожденное явление. Источник этого стремления Адлер усматривал во внутренних личностных потребностях, не уменьшая при этом и роль социальных детерминант. Он считал, что наличие самосознания и креативности позволяет человеку самому «творить» свое бытие, самосовершенствуя себя в сферах, обладающих наибольшим личностным значением [3].

С точки зрения К.Г. Юнга человеком движет тенденция индивидуации, иначе понимаемая как стремление к саморазвитию. Достижение этого возможно благодаря обретению целостности психики, т.е. интеграции всех архетипов и единения сознательного и бессознательного [88].

Э. Фромм в своих работах также как и представители гуманистического направления развивает идею о всеобщности тенденции к самоактуализации. Он считает, что полноценным способом бытия является тот, при котором человек ощущает свое единение с миром, свою причастность к нему. В этом случае деятельность индивида является спонтанной реализацией природных способностей и возможностей и позволяет ему обрести позитивную свободу как высшую ценность в концепции Э. Фромма [80].

Идеи о зрелости личности, обозначенные в концепции К. Роджерса, содержатся и в теоретических построениях Ф. Перлза [57]. Возможность достижения такой зрелости автор определяет как необходимый переход от поиска поддержки и подкрепления во вне к обретению таковых посредством самопроцессов – саморегуляции, саморазвития. Сходные с психологами-гуманистами идеи он высказывает и относительно «признаков» психологически зрелой, полноценной личности. Одним из основных таких критериев является актуальное осознание и переживание настоящего момента бытия, понимание существующих потребностей и путей их удовлетворения социально приемлемым способом.

Таким образом, можно говорить о том, что проблема самоактуализации была затронута многими зарубежными психологами, принадлежащими к разным научным направлениям. Но, начиная с К. Гольдштейна, не производилось четкого разделения самоактуализации и самореализации, оба процесса рассматривались как синонимичные. Большинство исследователей склоняются к точке зрения о врожденности тенденции к самоактуализации, и связывают ее достижение с личностным ростом и психологическим здоровьем. Самоактуализация предстает внутренним двигателем к обретению самоидентичности, смысла существования, осознания настоящего момента и т.д. При этом, многие аспекты так и не были затронуты, например, такие виды самоактуализации как профессиональная, творческая, социальная. Наибольший вклад в разработку данного феномена был внесен представителями гуманистической психологии, способствовавшим тому, что предметом изучения стала целостная личность, обладающая активностью и специфическими человеческими стремлениями к росту, саморазвитию, самосовершенствованию. С точки зрения представителей гуманистической психологии самоактуализация является неотъемлемым фактором полноценного развития человека и проявляется в осознанном стремлении к максимально полному познанию и раскрытию своего потенциала, реализации его в продуктивной практической деятельности с учетом социально-ориентированной пользы.

В русле отечественной психологической науки самоактуализацию изначально преимущественно рассматривали не как отдельный процесс, а в контексте изучения других психологических категорий, таких как личность, деятельность, мотивация, личностный потенциал, смысл жизни и др. Условно можно выделить несколько уровней исследования данного феномена: философский, социологический и собственно психологический. На более общем философском уровне самоактуализация связывается с вопросами о сущности человека и возможности ее реализации. С философско-методологического и культурологического аспектов теория самоактуализации развивается в работах Л.И. Антроповой [7], Л.Г. Брылевой [12], И.А. Витина [19], Н.Л. Кулика [37], К.Ч. Мухаметджанова [49] и др.

По мнению Л.М. Митиной [46] осознание человеком своих потенциальных возможностей, перспектив личностного и духовного роста приводит его к самоопределению, понимаемому П.П. Соболем [72] в качестве одной из сторон самоактуализации. В.В. Горбачева [24] видит содержание самоопределения через реализацию человеком своей сущности, раскрытия специфического способа бытия, состоящего в модификации окружающего мира сообразно собственным интересам и ценностям. С.Л. Рубинштейн [67] делает акцент на том, что человек является субъектом собственного развития, поэтому возможность выявления и проявления внутренних свойств реализуется посредствам самоопределения. В своих трудах К.А. Абульханова-Славская [1] также неоднократно подчеркивает исключительную важность самодетерминации, активности и осознанности в процессе самоопределения. Основной источник самоактуализации Н.Л. Кулик также усматривает во внутренней личностной потребности, отмечая, что отличительным результатом таким образом мотивированной деятельности является свобода, соответствие внешних проявлений внутренним интересам, установкам, ценностям [37]. В.И. Муляр в качестве детерминант самоактуализации предлагает рассматривать глубокое самопознание, а в качестве способов осуществления – социальную активность, творчество и жизнетворчество, направленное на собственную личность [48].

С точки зрения И.А. Витина, понятие самоактуализации стоит признать центральным во всех науках гуманитарного профиля. По его мнению, теория самоактуализации наиболее эффективна в вопросах постановки и решения проблем личности в современной социокультурной ситуации. Смена акцента в плане рассмотрения личности как члена коллектива открывает возможности для разработки моделей ее развития с учетом уникальности, индивидуальности и неповторимости. Самоактуализация в концепции И.А. Витина обозначается как непрерывный процесс овладения индивидуальным стилем деятельности, возможный благодаря осознанию личностью перспектив как собственного, так и общественного развития, умение находить альтернативы и нести ответственность за сделанный выбор. Среди аспектов самоактуализации автором выделены педагогический, психологический и этнический. Он подчеркивает, что данный процесс сообразуется с нравственным идеалом человека и способствует постоянному самосовершенствованию, направленному на достижение счастья в окружающем мире посредством конструктивной деятельности и гармоничного межличностного общения [19].

Л.Г. Брылева рассматривает самоактуализацию и самореализацию как парадигмальные явления в развитии гуманистической психологии. Ее точка зрения состоит в том, что самореализация и самоактуализация являются оптимальным во всех смыслах способом существования личности в пространстве Культура-Социум. Самоактуализация, по мнению Л.Г. Брылевой, предстает способом самораскрытия личности, постижения собственного экзистенциального содержания для достижения единения с Универсумом. Способом же самоактуализации является опредмечивание, проявление, развертывание и осуществление смыслов, становление подлинного бытия с общечеловеческими ценностями. Человек самореализуется посредством универсальных культурных механизмов обмена состояний, явлений и свойств, закрепленных в его отношениях с миром. Через динамику саморазвития и самосовершенствования человеку открываются стороны его взаимоотношений с миром в глобальном понимании [12]. С точки зрения сторонников культурологического подхода самоактуализация и самореализация являются не только характеристикой самоосуществления человека в его целостности, но и технологией обретения этой целостности, ее развертывания в пространстве культуры.

Н.Н. Михайлов указывает на то, что потребность в самоактуализации является абстрактным всеобщим началом, пронизывающим все человеческие потребности и обогащающимся в процессе исторического развития, обретая конкретное содержание. О самоактуализации и самореализации личности можно говорить только в том случае, когда деятельность трансформируется в самодеятельность, когда саморазвитие инициируется внутренней необходимостью [47].

В работах Л.И. Антроповой, Н.Л. Кулика и К.Ч. Мухаметджанова раскрываются идеи сходные с теми, что высказывал В. Франкл, а именно о том, что самоактуализация связана с постижением смысла жизни и ее достижение служит мощным фактором духовного роста. Н.Л. Кулик, описывая историю становления представлений о самоактуализации в отечественной науке, указывает на работы Г. Сковороды, в которых человеческое счастье обозначается как реализация личностью в труде своих способностей и возможностей, своей внутренней натуры. Сам же Н.Л. Кулик видит самореализацию как процесс превращения сущностных сил человека, его деятельностных характеристик в предметный мир культуры. Т.е., по его мнению, самоактуализация единственный, подлинно человеческий способ бытия, способ самоосуществления личности [37].

В рамках педагогики также можно встретить упоминания о самоактуализации. Так П.И. Пидкасистый указывает в качестве детерминант развития человека противоречия разного рода, касающиеся психофизиологических особенностей индивида, окружающей социальной ситуации, меры его активности и включенности в происходящие трансформации и др. В тот момент, когда источник развития переносится из внешней реальности (от родителя, воспитателя) во внутренний план, можно говорить о начале самоактуализации. Автор соотносит этот период с подростковым возрастом [58]. П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман и М.Г. Гарунов указывают, что раскрытию потенциальных возможностей учащегося как субъекта образовательной деятельности способствует рациональная самоорганизация, под которой понимается умение организовать собственную учебную деятельность без стимулирующих и контролирующих мер со стороны других людей. По мнению данных авторов предпринимать усилия по развитию этого умения необходимо также начиная с подросткового возраста. Сущность самоактуализации посредством образовательной среды они видят в процессе усвоения учащимся способов и средств самоосуществления, которые транслируются педагогами. Итог самоактуализации рассматривается как самовоплощение в деятельности своих раскрытых возможностей.

В работах Е.В. Андриенко выделено три этапа формирования психологических предпосылок самоактуализации. Информационный этап связан с обретением багажа знаний о психологических условиях, возможностях и препятствиях, которые могут возникать в ходе самоактуализации. На актуализирующем этапе личность посредством деятельности формирует у себя индивидуальный опыт, содержащий ряд компетенций, необходимых для реализации своеобразия в профессиональной деятельности. Моделирующий этап предполагает освоение и закрепление новых способов и средств профессиональной деятельности, самоопределения и самопроявления [6].

Связь самоактуализации и профессиональной деятельности можно проследить в работах педагогов и психологов в русле акмеологии (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Н.В. Кузьмина и др.). Акме, понимается как наиболее вершинная точка в ходе профессионального и личностного развития человека. Она связывается с проявлением психологической зрелости личности, деятельностным проявлением субъектности. Достижение акме возможно благодаря самоактуализации как процессу трансформации ранее накопленного внутреннего потенциала во внешнюю форму деятельного опредмечивания, т.е. профессиональное развитие. Таким образом, становление профессионала невозможно без самоактуализации [61].

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев обозначают самоактуализацию как процесс становления человека субъектом собственной жизнедеятельности. В качестве условий такого становления ими выделяются: освоение норм и способов человеческой деятельности, принятие основных смыслов и ценностей, расценивание собственной единицы как части социума. По их мнению, понимание собственной истинной самости связано с необходимостью осмысления со-бытия в действительном мире. На ранних этапах развития ребенок творит свою самость не осознанно, познавая себя только через интерпретационные схемы взрослых. Открытие в себе желания и возможностей самому творить свою жизнь приводит к открытию своего подлинного «Я». Авторы также считают, что это происходит в пубертатный период [71].

Г.А. Цукерман также отводит подростковому периоду решающее значение в становлении предпосылок самоактуализации. По мнению автора именно в этом возрасте происходит встреча человека с самим собой, осознаются возможности авторства своего жизненного пути, происходит формирование личности в качестве субъекта собственной жизнедеятельности [85].

В трудах отечественных психологов самоактуализация и самореализация представлены как целостный процесс самосовершенствования, развертывающийся на протяжении всей жизни человека и сочетающий в себе как самоизменение, так и самостановление. Можно также отметить выделение акцента на практическое, деятельностное воплощение потенциальных возможностей, подчеркнутый созидательный характер самоактуализации, нацеленность на улучшение социальной реальности. При этом свойственное отечественной психологии стремление к терминологической однозначности приводит к выделению множества само-процессов и признанию необходимости как внутренней составляющей (самоактуализация), так и внешней (самореализация). Признавая вслед за исследователями в этой области то, что самоактуализация и самореализация являются взаимодополнительными сторонами единого процесса самоосуществления личности, считаем вполне приемлемым употребление обоих терминов, если это не вносит содержательного противоречия.

Основными методологическими основами концепции самоактуализации и самореализации в отечественной психологии являются деятельностная теория становления личности А.Н. Леоньева [38], принципы психического развития, отраженные в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского [20], концепции личности как активного субъекта жизни и деятельности С.Л. Рубинштейна [67], К.А. Абульхановой-Славской [1], Л.И. Анцыферовой [8]. В классических психологических трактатах самоактуализация представляла собой не самостоятельное явление, а рассматривалась в контексте общих проблем личности, детерминант и возможностей ее развития и становления, но при этом имела свое собственное содержание, раскрываемое через связь с другими само-процессами личности. В более поздних научных публикациях и самоактуализация и самореализация оформлены как самостоятельные феномены, но авторское мнение относит их то к цели жизни человека, то к его главным потребностям, то к процессу или результату его жизни и деятельности. Прибегая к системной точке зрения, вполне можно допустить, что в зависимости от комплекса условий эти сложные многофункциональные явления могут выступать в любом из перечисленных качеств. Общим для всех исследователей является признание наличия у человека тенденции к самоактуализации и деятельный характер ее проявления.

Интересна точка зрения С.Л. Рубинштейна [67] о том, что через творческую самодеятельность личность с одной стороны проявляется, а с другой – формируется. Таким образом, самоактуализация выступает как мотив, а самореализация как результат деятельности, направленной на самовоплощение. Л.Н. Коган также подчеркивает, что обнаружить свои потенциальные возможности и таланты личность может только в деятельности, направленной на преобразование окружающей действительности и себя самой [34]. По мнению Д.А. Леонтьева гармоничное сочетание потребности быть личностью, вносить социально значимый вклад в развитие общества и способности к этому создает необходимые предпосылки для активизации процессов самоактуализации и самореализации. О том, достигла ли личность самореализации, автор предлагает судить по тому, насколько значимый вклад сделан ею в культурное и социальное развитие человечества [40]. М.В. Шугуров также рассматривает самореализацию как проявление личностью себя в деятельности преобразовательного, созидающего характера, а поскольку эта деятельность направлена не только на явления внешнего мира, но и на саму личность, то оценивать результат самореализации необходимо не только с объективной, но и с субъективной стороны [86].

Е.А. Никитина рассматривает взаимоотношения самоактуализации и самореализации как переход потенциальных возможностей в актуальные и рассматривает их на уровнях процесса, взаимодействия и личностного осмысления. Автор подчеркивает, что для совершения перехода потенций в действительность необходимо соблюдение определенных благоприятных условий, а также, что подобный переход возможен только в деятельностной форме, постепенно расширяющейся и углубляющейся на протяжении жизни человека. В данной концепции самоактуализация и самореализация предстают как основные компоненты жизнедеятельности личности, состоящие в осмыслении и решении жизненных задач посредством социально одобряемых и ситуативно-обусловленных способов поведения [52].

Д.И. Фельдштейн рассматривает саморазвитие как системообразующий процесс для других само-процессов — самопознания, самоидентичности, самоопределения, самовоспитания, самоорганизации, самовыражения, самоутверждения, самосовершенствования, саморазвертывания и др. Самоактуализация также является одним из этих само-процессов и определяется автором как сложный многоаспектный психический феномен, в структуру которого входят различные уровни сознания как индивидуальные, так и коллективные. Развитие самоактуализации обусловлено как онтогенетическими, так и социогенетическими основаниями [76].

Сложность научного изучения самоактуализации заключается еще и в том, что невозможно непосредственно наблюдать и оценить ее эффекты и результаты в силу высокой субъективности и трудности организации эксперимента с таким количеством переменных, обуславливающих итоговый результат.

В представлении современных отечественных исследователей самоактуализация и самореализация предстают то как цель (связанная с достижениями человека), то как состояние (связанное с удовлетворенностью течением этих феноменов), то как результат (связанный с положением на шкале успешность-не успешность, а также с требуемыми личностными свойствами), то как итог жизнедеятельности (осмысление промежуточных и заключительных достижений).

Системный подход к исследованию самореализации был предпринят в работах С.И. Кудинова [36]. В его понимании самореализация представляет собой совокупность инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик, включающих в себя такие компоненты как: динамический, эмоциональный, организационный и когнитивный, мотивационный, рефлексивно-прогностический соответственно. В качестве необходимых условий эффективности данных феноменов выделены психофизиологические, психологические, психоэкологические, педагогические и социальные. К основным видам самореализации С.И. Кудинов относит социальную самореализацию (развертывающуюся в процессе социального развития), личностную (реализуемую посредством духовного развития) и деятельностную (осуществляемую в ходе профессионального развития). Можно сказать, что в процессе самореализации личность раскрывает заложенные генетические, индивидные и приобретенные потенции посредством деятельности, что благоприятно сказывается на гармонизации ее различных аспектов. Процесс самоактуализации и самореализации можно представить как поиск, становление и утверждение собственной траектории жизнедеятельности, ценностей и смыслов личностного бытия в каждый момент повседневной жизни. При этом стремление к самоактуализации и самореализации само по себе является центральной побудительной силой для личностного роста и самосовершенствования. Многие как зарубежные, так и отечественные исследователи считают, что потребность в самоактуализации является смыслообразующей в жизни человека.

Несколько иные аспекты раскрыты в исследовании Э.В. Галажинского. С его точки зрения самореализация является формой проявления самоорганизации личности и может быть раскрыта через продуктивный, личностный, процессуальный и деятельностный аспекты. С продуктивной стороны самореализация представлена основополагающими целями и смыслами, с личностной – творческой составляющей, жизнетворчеством, с процессуальной стороны – самореализация развертывается как пространство временной перспективы, а с деятельностной – это содержание направленности личности и регуляционных компонентов [22].

Самоактуализация и самореализация с точки зрения процессуальных аспектов всегда имеют признаки индивидуальности, отражают неповторимый путь становления и самосовершенствования конкретной личности, раскрытие ею собственных потенциальных ресурсов, а также способности их продуктивной реализации. Таким образом, этот процесс диалектически сочетает в себе самостановление и самоизменение, чередующиеся на протяжении всего жизненного пути личности. Цель самоактуализации состоит в осуществлении задатков, способностей, дарований и черт характера через ту или иную практическую деятельность и социальную активность, во внесении общественно и личностно полезного вклада.

Для сторонников акмеологического подхода самореализация является атрибутом психологически зрелой личности, являющейся автором и причиной всех происходящих с ней событий, т.е. неразрывно связывается с категориями жизненного выбора и принятия ответственности. «Я» в таком ракурсе выступает источником самопознания и саморегуляции.

Представители субъектно-деятельностного подхода связывают самоактуализацию со становлением личности, с достижением ею максимально возможных ступеней в саморазвитии. Этот подход на данный момент является ведущим в трактовке самореализации и самоактуализации личности и позволяет реализовать способ познания, предполагающий соединение исследования с практикой взаимодействия с субъектом.

Е.Е. Вахромов проанализировав множество имеющихся подходов к проблеме самоактуализации, выделил следующие основные тезисы:

  1. Самоактуализация — это понятие, отражающее фундаментальное свойство действительности, проявляющееся в изменении, а значит связано с активностью субъекта.
  2. Понятие «самоактуализация» состоит из двух частей: «самость» и «актуализация». «Самостью» обладают живые существа, выделяющие себя из окружающей действительности посредствам рефлексивного мышления. «Самость» является источником сознательной целенаправленной активности человека, а в сочетании с «актуализацией» требует своей проявленности.
  3. Связь с целенаправленной деятельностью человека определяет цель самоактуализации, состоящую в наиболее полном развитии и реализации способностей и возможностей. Достижение этой цели возможно в рамках продуктивной социально-ориентированной деятельности.
  4. Результатом деятельности самоактуализации человека является психологическое развитие и рост личности. Самоактуализация выступает как условие психологического роста, а не как его синоним, поскольку предполагает раскрытие и реализацию имеющегося потенциала, а не формирование новых, прямо не обусловленных способностей.
  5. Самоактуализационная деятельность связана с осознанной, целенаправленной деятельностью и поэтому не может проявиться на ранних этапах жизни.
  6. Поскольку личность всегда включена в социальный контекст, то зачастую сталкивается с проблемными и конфликтными ситуациями, разрешение которых наиболее оптимальным и эффективным способом возможно через самоактуализацию, т.е. поиск решения, приводящего к саморазвитию и росту.
  7. Трансцендирование самоактуализации — следует понимать как «выход за обусловленные пределы», как изменение вектора деятельности, её целей и объектов.
  8. «Пиковые переживания» могут рассматриваться в качестве одного из критериев достижения если не итогового, то промежуточных результатов самоактуализации [16, 17].

Таким образом, анализ воззрений отечественных психологов на проблему самоактуализации и самореализации позволил выделить несколько направлений их трактовки: как потребности (Н.Н. Михайлов); как саморазвития (Д.И. Фельдштейн); как процесса (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Д. А. Леонтьев, И.Д. Егорычева); как сложных системных образований личности (Э.В. Галажинский, Л.А. Коростылева, С.И. Кудинов, Е.А. Никитина).


Страницы:   1   2   3