Меню Услуги

Формирование эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности. Часть 2.


Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Глава 2. Формирование эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности

2.1. Содержание, формы и методы работы с детьми по изобразительной деятельности во взаимосвязи с ознакомлением их с природой

Детское творчество отражает окружающий мир, природу как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы. Психологи рассматривают эстетическое восприятие как эмоциональное познание мира, начинающееся с чувства, а в дальнейшем опирающееся на мыслительную деятельность человека. В дошкольном возрасте оно носит специфический характер, обусловленный возрастными особенностями, и отличается эмоциональной непосредственностью, повышенным интересом к окружающему, живым откликом при встрече с прекрасным и удивительным, в способности выделить главное в воспринимаемом явлении, дать ему эстетическую оценку.

Сопоставляя жизненные явления с их воспроизведением в литературных произведениях, дошкольник опирается прежде всего на собственный опыт. Он воспринимает природу не только созерцательно, но и действенно, оказывая предпочтение одним объектам и явлениям перед другими. При этом ребёнок очень активен: всё увиденное стремится потрогать, рассмотреть, обстоятельно обследовать со всех сторон и, конечно, по-своему ярко и образно охарактеризовать. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей и чувство бережного, заботливого отношения к растениям и животным, стремление ухаживать за ними.

Разрабатывая вопросы эстетического воспитания детей дошкольного возраста посредством природы, и, в частности, посредством формирования эстетического отношения к ней, учёные Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, Н. М. Сокольникова, Т. Я . Шпикалова показали в своих работах, что особое значение в эстетическом воспитании и развитии детей имеет создание образов природы в изобразительном творчестве детей. Была высказана, а затем получила подтверждение мысль о необходимости постоянных наблюдений объектов и явлений природы.

Придавая большое значение эстетическому отношению человека к различным объектам природы, окружающей действительности, искусству необходимо формирования этого качества у детей, раскрывая при этом его составляющие: объективную и субъективную сторону, а также познавательные и эмоциональные процессы. Объективную сторону составляет объективно существующая действительность, обладающая такими свойствами и качествами, которые можно оценить как эстетические, и искусство их отражающее, а субъективная сторона заключается в индивидуальных особенностях восприятия человека, его опыта, интереса, потребностей. Познавательные процессы включают: восприятие объектов и явлений природы и выделение их свойств и качеств (формы, цвета, строения, динамики и других); сравнение объектов природы, установление их сходства и различия по названным свойствам, выделение общего и индивидуального, обобщение. Эмоциональные процессы включают эстетические чувства, чувство радости от общения с прекрасными явлениями и объектами природы, удовольствие от удавшегося рисунка, лепки, аппликации на темы природы.

В практике дошкольного воспитания Е.А.Флериной впервые была сформулирована система руководства изобразительной деятельностью, направленная на то, чтобы ребёнок всё более смело отражал то прекрасное в действительности, что доступно его пониманию, его чувствованию. В работах Н.П.Сакулиной обоснована роль и способ педагогической организации процесса восприятия у детей дошкольного возраста, который получил наименование — «обследование предмета», включающее выделение основных свойств объектов, познание и передача которых в изображении вызывает у детей положительные эмоции, укрепляет желание рисовать, лепить, вырезывать. Организация такого восприятия имеет целью формирование у детей представлений, необходимых для изображения по памяти, воображению. Специфика рисунка, выполняемого детьми дошкольного возраста, заключается в том, что ребёнку доступно понимание красоты окружающего, но при этом наблюдаются трудности в отражении детьми эстетических сторон и свойств объекта. Организация систематических наблюдений, целенаправленного восприятия (обследования) помогает преодолевать возникающие трудности. Оптимальные условия поэтапного формирования эстетического отношения к природе в процессе наблюдений обосновала Э.В.Никитина. Предложенный автором подход предполагает три этапа этого процесса: на первом этапе выделяется отдельный объект природы, на втором — группа объектов, и на третьем фиксируется эстетическое отношение к пейзажу с большим количеством объектов. Опытно-экспериментальным путём было доказано, что развитие изобразительного творчества детей возможно под влиянием других видов художественно-творческой деятельности. В частности, Л. В. Компанцевой было показано, что поэтическое произведение, содержащее выразительные художественные образы, способствует выразительному решению изображения и развитию композиционных умений детей. Л. С. Давыдова разработала содержание специальных занятий по изобразительной деятельности с опорой на восприятие природы и произведений живописи и литературы в условиях Северо-Востока России.

На занятиях по рисованию, лепке, аппликации воспитатель использует наглядные, словесные и практические методы, обращая внимание прежде всего на развитие у детей наблюдательности. Ознакомление с искусством лучше проводить, тогда, когда организовано наблюдение природы. При этом дети учатся сравнивать увиденное ими в жизни и переданное художником в карандаше, в красках, глине. Дети начинают замечать, что в природе цвета очень различны (не просто белый, синий, красный, а есть многообразие оттенков). В своих рисунках используют эти оттенки. Воспитатель учит детей видеть, как изменяется форма, величина предмета от освещения. Так, вечером всё кажется более тёмным, очертания предметов похожи на силуэты. А днём, наоборот, все цвета ярки, красочны, предмет хорошо виден.

Воспитатель, прежде чем учить детей, должен сам овладеть способами работы с различными красками – гуашью и акварелью. Так, в гуашевую краску добавляют воду, разбавляя её до нужной густоты, а чтобы добиться различных оттенков цвета, следует смешать её с белилами. Очень часто используют такой приём, как накладывание краски на краску (после того, как первая высохнет). Это помогает ребёнку передать определённый колорит, разнообразные оттенки цветов, видеть их единство в одном рисунке. Для получения производных цветов (оранжевого, коричневого и т.д.) краску накладывают прямо на рисунке. Так можно нарисовать небо в утренние часы и вечером, восход солнца, освещение земли солнцем, изобразить землю, окрашенную различными оттенками.

Старшие дошкольники учатся сочетать оттенки с фоном рисунка: Жёлто-зелёные листья красиво смотрятся на голубом, сером фоне неба, светло-зелёная окраска стебелька , нежно-голубые цветы становятся ярче на фоне тёмно-зелёной травы.

Можно использовать некоторые способы закрашивания фона: с помощью губки, разбрызгивания краски, размыва и т.д.

Если гуашевые краски целесообразнее давать детям для изображения таких времён года, как зима, осень, то для летних и весенних пейзажей можно использовать акварель. Педагог учит детей разводить акварельные краски водой, получая нужные оттенки для окрашивания нежной весенней зелени, лёгких лепестков и т.д.

Одна из наиболее сложных задач в рисовании – это умение передавать изобразительными средствами пространственные соотношения. В рисовании, где изображение даётся на плоскости, пространство передаётся особыми приёмами. Понять их условность, в результате которых создаётся реальное впечатление большого пространства, поначалу для ребёнка сложно.

Ребёнок 5-6 лет способен осознать и научиться передавать пространство более сложными приёмами, соответствующими действительности, — изображать его широкой полосой земли с расположением предметов на ней близко (ниже), далеко (выше) и полосой неба, сливающегося на линии горизонта с землёй.

Перспективные изменения при пространственных перемещениях предметов дети передавать не могут, так как это связано с овладением сложными изобразительными умениями. Понятия о горизонте, точке схода, точке зрения и т.д., связанные с перспективным изображением, на этой ступени развития недоступны для них. Если ребёнок осознаёт уменьшение предметов с удалением их, можно предложить ему располагать предметы выше и ниже на широком пространстве листа, изображающем землю.

Детское творчество характеризуется также использованием композиционных средств, в первую очередь ритма и симметрии. Они не только придают стройность и гармоничность самому образу и всей картине, но и облегчают изображение, что особенно важно для детей, ещё не овладевших изобразительными навыками. В старшем дошкольном возрасте чувство ритма помогает создать композиционно заполненную картину.

Своеобразным моментом в исполнении композиции является незаслоняемость одного предмета другим, нарушение пропорциональных соотношений между ними. Эти моменты связаны с неумением передать жизненные представления теми условными средствами, с которыми связаны все композиционные приёмы в рисунке.

Таким образом, средства выразительности, используемые детьми, довольно многообразны: цвет, форма, композиция. Степень выразительности зависит в первую очередь от развития изобразительных способностей.

Освоение изобразительной деятельностью ребенком означает овладение им основными ее структурными компонентами: мотивами, целеполаганием, действиями и операциями. В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован и требует специфических методов и приемов руководства со стороны педагога.

Первый этап возникновение, развитие, осознание и оформление замысла.

Второй этап процесс создания изображения.

Третий этап анализ результатов.

Составными частями эстетического отношения являются: — эстетическое восприятие формы объектов природы, цвета, симметрии, ритма; — эстетическая оценка природы и её явлений; — эстетическое суждение ребёнка о природе; — изобразительная деятельность; — деятельность, направленная на создание образов природы.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

К педагогическим условиям формирования эстетического отношения к природе у детей 5-6 лет относятся: — взаимосвязь изобразительной деятельности с разными видами художественно — творческой деятельности; — формирование эстетической развивающей среды, широко включающей продукты детского изобразительного творчества; — подбор и систематическое обучение педагогических кадров, способных в процессе изобразительной деятельности формировать у детей эстетическое отношение к природе; — взаимодействие с семьёй в данном направлении воспитания детей.

Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по сюжетному рисованию

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества — разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы — вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Рисование в детском саду направлено на обучение художественно-творческой деятельности в пределах, доступных детям дошкольного возраста.

Рисование нетрадиционными техниками — важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина, О.В. Недорезова, В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова и другие. За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как:

  1. Тычок жесткой полусухой кистью. Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
  2. Рисование пальчиками. Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
  3. Оттиск пробкой. Ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.
  4. Восковые мелки + акварель. Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
  5. Монотипия пейзажная. Ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается
  6. Кляксография с трубочкой. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
  7. Кляксография с ниточкой. Ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
  8. Набрызг. Ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу
  9. Тычкование. Ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.

Важнейшую роль в ознакомлении с природой играет — метод наблюдения.

Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, также способствуют формированию доброжелательного отношения к природе, стимулируют детскую любознательность, учат делать самостоятельные выводы. Зимой обращают внимание на красоту зимней природы – деревья в инее, пушистый снег, прозрачные льдинки, наблюдают за прилетающими на участок птицами, подкармливают их.

Рассматривание картин – картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. При ознакомлении детей с природой используются дидактические, предметные, а также художественные картины. Картины используются с целю сформирования у детей эстетического отношения к природе, видеть её красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть яркие средства выразительности. Рассматривание художественных картин могут сопровождаться слушанием музыки или поэтических произведений.

Учебный экран – когда используются диафильмы, кинофильмы, телефильмы. С их помощью формируется у детей представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений и животных, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.

Практические методы:

  • Дидактические игры — в дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизируют и обогащают словарь.
  • Предметные игры — игры с листьями, семенами, цветами, фруктами и овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке?».
  • Настольно-печатные игры: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты», «Растения» — дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «Нужно — не нужно» — проводятся с целью закрепления знаний.
  • Подвижные игры природоведческого характера — связаны с подражанием, повадкам животных, их образу жизни. Это такие как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик» и т. д.

Словесные методы:

  • Рассказ воспитателя – рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях, для ознакомления с новыми явлениями и фактами. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами. Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна быть не более 10 — 15 минут.
  • Беседа – выделяют два вида: итоговую и предварительную. Предварительная — используется перед наблюдением, экскурсией. Цель – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения со знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Беседа — это итог проведенной работы с детьми. Поэтому перед воспитателем стоит задача накопления у детей представлений через наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение, рассказы.
    Беседа как метод ознакомления детей с природой используется с детьми среднего и старшего возраста.
  • Чтение художественной литературы – детская природоведческая книга используется педагогом, прежде всего в воспитательных целях. Книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности и любознательности.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Необходимым условием умения изображать является зрительное восприятие окружающего мира. Чтобы вылепить или нарисовать какой-нибудь объект, с ним необходимо познакомиться, запомнить его величину, цвет и форму.

Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.

К изобразительному искусству относятся: живопись, графика, скульптура, декоративное и прикладное искусство. Называют эти виды изобразительными потому, что художник выражает в них свои мысли, чувства через изображение человека, природы, предметов, через изображение видимого мира, и воспринимаются они зрителем при помощи зрения. Художественный образ в изобразительном искусстве — это отражение действительности и вместе с тем это не буквальная копия. Явление действительности, перенесённое в искусство, выражает отношение художника к изображаемому и, таким образом, утверждает его эстетические идеалы.

Изобразительное искусство обладает своим языком. Именно это помогает художнику выразить свои мысли, свое отношение к действительности. Язык изобразительного искусства многообразен, каждый его вид имеет свои особенности, свои законы. Знать эти законы необходимо не только художникам, но и всем нам. Зная язык, мы будем воспринимать образы искусства ярко, живо, у нас будет формироваться эмоциональное отношение к описываемым событиям, явлениям, что, в свою очередь, поможет глубже воспринимать окружающую действительность.

Приобщение человека к изобразительному искусству начинается уже в дошкольном возрасте и проходит, как считали Л.С. Выготский и А.В. Запорожец, в своем развитии определенный путь развития. По мнению А.В. Запорожца, эстетическое отношение к предмету предусматривает ряд познавательных моментов и в соответствии с этим умение соотносить форму и содержание, художественный образ и изображаемый предмет, умение, которое может возникнуть только на определенном этапе развития ребенка. И действительно, восприятие произведения искусства у детей проходит несколько ступеней развития: от поверхностного, чисто внешнего схватывания очертаний и бросающихся в глаза качество достижения сути и глубины художественного содержания. Только к старшему дошкольному возрасту, когда накоплены впечатления, появился некий жизненный опыт, способность наблюдать, анализировать, классифицировать, сравнивать, ребенок может оценить предмет искусства; увидеть разницу между реальностью и ее изображением.

Воспитание творческих способностей — одна из главных задач дошкольной педагогики. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключён в изобразительной деятельности дошкольников.

Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются занятия, экскурсии, прогулки. Занятия — проводятся в определенные часы, по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На занятиях воспитатель не только сообщает детям новые знания, но и уточняет, и закрепляет их.

 

2.2. Формирование эстетического отношения к природе на занятиях по изобразительной деятельности старшего дошкольного возраста

Ребенок старшего дошкольного возраста более осознанно выделяет эстетические качества предметов. В его ответах на вопрос: «Почему это красиво?» — преобладают мотивировки, указывающие на эстетические особенности объектов: соразмерность, пропорциональность объемных форм, богатство цветовых оттенков. Изобразительная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика занятий рисованием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на развитие художественных способностей, оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога. В изобразительной деятельности детей развиваются их творческие способности, что является одной из важных задач эстети­ческого воспитания

У детей старшего дошкольного возраста возникает тяга к предметному рисованию. Ребенок стремится создать свой образ, выражая свое отношение к тому, что он изображает.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

В жизни ребенок выражает себя через настроение, слово, поступок. А в рисовании — с помощью цвета, линии и других выразительных средств. В своих рисунках дети могут выразить тревогу, страх, любовь к маме, может развиваться воображение, фантазия, отношение к окружающему миру, И это не должно огорчать преподавателя, так как в рисовании происходит «очищение души». В рисунке всегда присутствует эмоциональный и смысловой центры, благодаря чему можно управлять эмоционально-смысловым восприятием ребенка. Старшие дети способны более сознательно и активно воспринимать явление, замечать за внешними изменениями скрытые внутренние связи, зависимости, индивидуальные признаки, выражать это в слове. При систематической работе воспитатель легко побуждает детей к выражению своих чувств, представлений. Учитывая более сложные задачи изображения, со старшими дошкольниками можно рассматривать предметы (их сочетания) вблизи и издали, сравнивать по величине, устанавливать взаимное расположение в пространстве: ближе к нам, дальше, справа, слева и т. п. В наблюдениях со старшими дошкольниками можно формировать изобразительное представление. Для этого, выделяя какие-то изобразительные признаки объектов, можно предложить ребятам подумать, как это можно нарисовать, какой материал лучше использовать, какой цвет бумаги лучше подойдёт. В момент наблюдения целесообразно спланировать будущий рисунок. Например, тема ”Одуванчики на лугу” или “Весенний цветущий луг”. Дети придумывают композицию рисунка, выделяя в ней главное. Соответственно предстоит подумать, какой ширины будет полоса зелёного луга, полоса неба. Дошкольники размышляют, как, какими красками и материалами лучше рисовать весеннее небо, зелёный луг. Может быть акварелью по сырому фону, может быть цветными восковыми мелками т. п.

Таким образом, в старших группах действие восприятия, наблюдения теснейшим образом взаимосвязаны с действием замысливания. Замысел строится на основе непосредственных наблюдений, а развивающийся замысел симулирует дополнительное наблюдение.

На следующем, втором этапе ознакомления дошкольников с природой особую роль играет искусство, в частности — пейзажная живопись.

Пейзаж (фр. paysage от pays- местность, страна)- жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или изменённой человеком природы. Однако пейзаж — это не просто изображение общих свойств природы, её естественных закономерностей (время года, суток, погода), входящих в образную, социально-историческую, национальную и географическую характеристику страны, местности, указывающих на специфику национальной жизни, уклада. Это также выражение взглядов, убеждений, мыслей и чувств художника как представителя определённой эпохи. В пейзажной живописи предстаёт духовная атмосфера времени.

Художественный пейзаж — высшая ступень восприятия человеком природы. Художник пейзажист располагает большими возможностями отбора, обобщения и выражения гармонии её естественной красоты языком живописи. В. Г. Белинский писал: «ландшафт, созданный на полотне талантливым живописцем, лучше всяких живописных видов природы в нём нет ничего случайного и лишнего, все части подчинены целому, всё направлено к одной цели, всё образует собою одно прекрасное, целостное и индивидуальное. Действительность прекрасна сама по себе, но прекрасна по своей сущности, по своим элементам, по своему содержанию, а не по форме. В этом отношении действительность есть чистое золото, но не очищенное, в куче руды и земли: наука и искусство очищают золото действительности, перетопляют его в изящные формы ”.

Красота природы неисчерпаема, как неисчерпаемы и разнообразны сами её объекты. В зависимости от того, что является объектом изображения, различаются и виды живописного пейзажа: первозданный природный пейзаж- поле, луг, река, озеро, лес (лесной пейзаж), море (морской), горы (горный), космос (космический); изменённая человеком природа — сёла и города (соответственно сельский и городской пейзаж) с их ландшафтами; конструкции мостов и железнодорожных путей, фабрики и плотины на фоне природы (индустриальный), изображение какой-либо местности в определённую эпоху (исторический), а также сказочный и фантастический пейзажи.

Пейзажная живопись отличается от других жанров (натюрморта, портрета) иными измерениями пространства: многоплановостью, линейной и воздушной перспективой; многомерностью, многообъектностью. В ней предстаёт во взаимосвязи богатое разнообразие природных и созданных человеком объектов, их форм, размеров, фактур, цветовых взаимодействий: сезонных, климатических, временных. Помочь всё это передать и выразить производимое ими впечатление, мысли и настроение художнику помогает язык живописи: колорит, композиция, рисунок. Художник показывает красоту каждого мгновения, каждого состояния природы.

Как научить детей видеть всё это великолепие, расшевелить чувства, разбудить воображение, ассоциации, помочь проникнуться смыслом и гармонией живописного пейзажа — вот сложнейшая задача взрослого.

Психологи и педагоги утверждают, что для полноценного восприятия художественного произведения детям необходим запас наблюдений, опыта положительно — активного отношения к окружающему. Глаз, воспитанный на наблюдении многообразия форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к красоте искусства. Процесс понимания художественного образа представляет собой “накладывании” имеющихся знаний, впечатлений на воспринимаемое. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже восприятие произведений искусства.

Эстетически оценивая явления природы, человек вкладывает в эту оценку своё содержание, свой человеческий смысл, ассоциации, т. е. связывает восприятие внешних качеств природы со своими переживаниями. Поэтому педагогическую работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописным пейзажем следует начинать с организации первоначального чувственного познания, созерцания детьми эстетических свойств природы, наслаждения ими, переживания их красоты. ( в данном случае речь идёт о наблюдении, которое, как уже говорилось необходимо применять на самом первом этапе ознакомления детей с природой). Только после такой подготовки можно научиться видеть эти проявления в художественных картинах. Готовить глаз ребёнка к тому, чтобы он правильно видел, внимательно и целенаправленно постигал тайны красоты и изящества форм, цветовых созвучий, пространства, — это непростая и многотрудная задача. Смотреть и видеть — не одно и тоже. Воспитать глаз эстетически — значит сделать его восприимчивым к красоте цвета и форм, способным замечать изящное в предметах и явлениях, наслаждаться такими открытиями, удерживать их в памяти, проникаться восторгом и радостью перед “музыкой” и певучей гармонией природы. Это важно, так как через это закладывается фундамент эстетического восприятия, миросозерцания, мирочувствования, а значит, эстетического и художественного развития детей. Чудесное поселяется в душе ребёнка и живёт как радостное переживание, взволнованное удивление, любовь к своему краю, своей Отчизне.

Детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет) можно предложить пейзажи не только с ярко выраженными чертами сезона, но и изображающие природу в переходных сезонных состояниях (например, начало осени, золотая осень, поздняя осень), а также пейзажи, которые дети не наблюдали, но знания, о которых могут почерпнуть из других источников — литературы, кино и т. д. (например, морской, горный, лесной пейзажи). Надо познакомить детей с пейзажами, изображающими различные периоды суток, различные состояния погоды. Усложняется и ориентировка детей в выразительных средствах живописи — колорите, композиции, рисунке

“Чтобы подвести ребёнка к постижению красоты живописного пейзажа, надо вложить в эту работу своё сердце, суметь передать своё видение, свои ощущения, подобрать слова, которые бы тронули ребёнка, нашли взволнованный отклик в его душе. И тогда любовь к красоте, влечение к ней навсегда поселятся в сердце ребёнка, сердце станет добрее, а глаза — зорче”. (Н. Курочкина). Изображая воспринятое, дети уточняют, закрепляют представления об окружающей природе и благодаря этому активнее и глубже ее познают. На занятиях используются разные виды мотивации: художественное слово, лучшие образцы мировой инструментальной музыки. В первом разделе дети знакомятся с явлениями и объектами неживой природы, их особенностями, значением явлений неживой природы в жизни растений, животных — таким образом, раскрывается взаимосвязь неживой и живой природы. На занятиях по знакомству с объектами неживой природы — водой, закрепляются свойства воды, у детей формируется бережное отношение к ней, как важному природному ресурсу, знакомятся состояниям воды и ее ролью в жизни животных и человека. Также обращают внимание на красоту рек, капелек росы, сверкающего снега.

Такие занятия, как «Вечер» помогают закреплять части суток, смена дня и вечера, ночи и утра, роль солнца в жизни человека и животных, растений, эмоциональное отношение к солнцу, красота природы во время заката.

На занятиях на тему «Живая природа» дети знакомятся с домашними и дикими животными, пернатыми, миром растений, насекомыми. Расширяя представления у детей об объектах живой природы, закрепляется эстетическое отношение к красоте растений, животных, понимание значения роли растений и животных в жизни человека и необходимости охраны неповторимой и бесценной живой природы. Воспитанники изображают все увиденное в своих рисунках, как бы заново переживают увиденное, закрепляют и уточняют представления об объекте и явлениях природы.

На занятии «Человек и природа» — дети знакомятся с прекрасными произведениями искусства с природоведческим содержанием, созданным человеческими руками. Педагогическую работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописными пейзажами начинается с организации чувственного познания, созерцания детьми эстетических свойств природы, наслаждения ими, переживая их красотой. После чего дети учатся видеть эти проявления в художественных картинах. С помощью произведений художников-пейзажистов И. Левитана «Золотая осень», И. Гробаря «Февральская лазурь», с помощью натюрмортов Петрова-Водкина можно навести «мосты» между прекрасным в природе и прекрасным, созданным руками человека. Творения художников вдохновляют детей на собственную художественную деятельность, учат понимать язык художников. Также можно предложить детям пейзажи не только с ярко выраженными чертами сезона, но и изображающие природу в переходных сезонных состояниях (например, начало осени, золотая осень, поздняя).

Усложняется и ориентировка детей в выразительных средствах живописи-колорите, композиции, рисунке. «Чтобы подвести ребенка к постижению красоты живописного пейзажа, надо вложить в эту работу сердце, суметь передать своё видение, свои ощущения, подобрать слова, которые бы тронули ребенка, нашли взволнованный отклик в его душе. И тогда любовь к красоте, впечатление к ней поселятся в сердце ребенка, сердце станет добрее, а глаза зорче» (Н.Курочкина)

Для реализации поставленных задач, можно использовать нетрадиционные приемы изобразительной деятельности. Дети с удовольствием пользуются пластилином («Морская тема»,) мятой бумагой («Березы», «Проделки злого ветра», «Осень»); рисование пальчиками («Рябина на морозе», «На лугу»), рисование тычком («Одуванчики»,) рисование по мокрому листу («Дождь») и другие. Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, а также развивает детскую самостоятельность, мышление, зрительный генезис. Также они формируют развитие наблюдательности, способности живо откликаться на событие окружающей действительности, умение видеть красоту природы. Работы по изобразительной деятельности носит коллективный способ организации. Это благотворно влияет на детей.

Общие усилия, направленные на достижение единой цели, способствуют формированию умения договориться, распределять обязанности, а значит — работать совместно.

При подготовке занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, а также возрастные психофизические особенности группы. Чтобы развивалась детская самостоятельность и творчество, детям нужна свобод выбора: форматы листа, способы изображения, изобразительный материал. В старшем возрасте более явно, чем прежде проявляется стремление работать в определенной технике и определенными средствами. Для этого требуется дать как можно больше свободы в выборе и не предлагать образец, а лишь демонстрировать наброски.

В решении задачи воспитания экологически и эстетически культурной личности нужно привлечь родителей. Проводить беседы, предложить им больше читать детям о природе, наблюдать с детьми за изменениями погоды, соблюдать правила посещения природы. Предлагать им правила: ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы, у ребенка должны быть дома карандаши, бумага, краски; сюжет рисунка не должен подвергаться критике и т.д. Важно, чтобы родители поняли, что через изобразительную деятельность ребенок учится любить и ценить окружающий мир, самовыражается его личность.

Таким образом, работа по ознакомлению детей с явлениями и объектами природы обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет нравственно-эстетические чувства.

Вывод по 2 главе

Творческая личность – это достояние всего общества.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества.

Цель обучения изобразительной деятельности — развитие эмоционального мира ребенка. Изобразительная деятельность выступает как эмоционально насыщенная, активизирующая все психические процессы (внимание, представление, воображение и пр.) деятельность, способствующая развитию мира чувств ребенка. Самое главное — не обучать рисованию, а познакомить детей с искусством через художественную деятельность.

«Чтобы подвести ребенка к постижению красоты живописного пейзажа, надо вложить в эту работу сердце, суметь передать своё видение, свои ощущения, подобрать слова, которые бы тронули ребенка, нашли взволнованный отклик в его душе. И тогда любовь к красоте, впечатление к ней поселятся в сердце ребенка, сердце станет добрее, а глаза зорче» (Н.Курочкина)

Смотреть и видеть — не одно и тоже. Воспитать глаз эстетически — значит сделать его восприимчивым к красоте цвета и форм, способным замечать изящное в предметах и явлениях, наслаждаться такими открытиями, удерживать их в памяти, проникаться восторгом и радостью перед “музыкой” и певучей гармонией природы. Это важно, так как через это закладывается фундамент эстетического восприятия, миросозерцания, мирочувствования, а значит, эстетического и художественного развития детей. Чудесное поселяется в душе ребёнка и живёт как радостное переживание, взволнованное удивление, любовь к своему краю, своей Отчизне.

 

Заключение

«Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается»,- так говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка красотой-всем прекрасным, чем сможем! Природа может дать нам все необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать!

На занятиях изобразительным искусством мир природы выступает как предмет пристального изучения и как средство эмоционально- образного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Предлагаемая система художественно — творческих занятий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания.

Ребенок — художник наблюдает за природой, в творчестве выражает свое видение того, что в ней происходит. Педагог помогает ребенку « открыть глаза» на видимый им мир.

Природа может выступать роли Художницы или прекрасной Волшебницы, которая творит видимый мир по законам красоты гармонии. Создать соответствующую замыслу атмосферу занятия поможет привлечение художественно-образных средств других искусств: музыки, живописи и литературы.

Художественный пейзаж раскрывает поэзию природы, учит видеть ее красоту, обогащает наши представления.

Искусство пейзажа никогда не было оторвано от жизни, ее социальных законов от человека. Богатство содержания, красота и разнообразие пейзажа нашей Родины делает его важным средством эстетического воспитания подрастающего поколения. Дети способны воспринимать образный язык искусства и чувствовать красоту природы. Но многое в формировании в выявлении переживаний зависит от того, как направляется и осуществляется их эстетическое развитие.

Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество.

Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Анализ теоретической и методической литературы по проблеме эстетического воспитания дошкольников средствами природы позволяет сделать следующие выводы:

Природа — один из важных факторов эстетического развития личности.

В основе методики эстетического воспитания должна лежать совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию красоты окружающего мира.

Творчество присуще всем. Можно не быть художником, но при этом быть творческим человеком: видеть необычное среди обычного, удивляться, задумываться над происходящим, т.е. мыслить. Творческое мышление — это корень творчества. В процессе творческой созидательной деятельности у детей вырабатывается художественный вкус, развиваются эстетические чувства, понимание художественного языка. И формируя эстетическое отношение к природе через изобразительную деятельность, у детей развивается способность к самовыражению, саморегуляции, личность становится духовно богатой, гармонично развитой, творческой личностью.

Сегодня в мире возникла тревожная ситуация, угрожающе исчезает ее естественная красота. Это связано во многом с бурным развитием научно – технического прогресса. Многие реки плещут черной, загрязненной водой. Исчезают красивейшие уголки природы, возникают безжизненные пустыни, безвозвратно исчезают многие виды растений и животных. Остро стоит проблема охраны природы. Если мы не научим детей видеть, воспринимать природу, изображая ее,

Мы привыкли к тому, что изо дня в день нас окружают растения, животные, светит солнце, разливая вокруг нас свои золотые лучи. Нам кажется, что это было, есть и будет всегда. На лугах всегда будут лежать зелёным ковром травы, будут цвести цветы, раздаваться пение птиц. Но это всё не так. Если мы не научимся сами и не научим своих детей воспринимать себя как часть мира живой природы, то будущее поколение не сможет любоваться и гордиться красотой и богатством нашей родины.

Мы и природа – одна большая семья. Научите детей видеть красоту родной природы, воспитывайте бережное отношение к ней. Если ребенок будет бережно относиться ко всему, что его окружает — ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам — взрослым

 

Список литературы

  1. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: уч. пособие 2-е изд., испр. и доп. — М.:Акад.проект, 2005.
  2. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.: Инфра, 1999.
  4. Григорьева Г.Г.  Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М.: Инфра, 2005
  5. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования.  —  М.: Просвещение, 2000.
  6. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М.: Инфра,  2006.
  7. Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений. — М.: ИХО РАО. 1999.
  8. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателя дет. сада — М.: Просвещение, 1995.
  9. Мелик-Пашаев А.А.., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. — М.: Инфра, 2005.
  10. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./ Под ред. Т. С. Комаровой. — М.: Инфра, 1999.
  11. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. — М.: Инфра, 2006.
  12. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Просвещение, 1999.
  13. Саккулина Н.П.Рисование в дошкольном детстве. — М.: Просвещение, 1999.
  14. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. — М.: Педагогика, 1990.
  15. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение, 1982
  16. Система эстетического воспитания в детском саду./ Под. ред. Н. А. Ветлугиной. — М.: Инфра, 2000.
  17. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности детском саду. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений по спец. “Дошкольная педагогика и психология”. — М.: Просвещение, 1985.
  18. Торшилова Е.М. Шалун, или мир дому твоему: Эстетическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2008.
  19. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы.- М.: Просвещение,1985.
  20. Художественное творчество и ребёнок / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. — М.: Инфра, 2000.
  21. Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе, 1987.-184с.
  22. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина и др.; Под ред.Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  23. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.- М., 1961
  24. Этнокультурное и поликультурное воспитание детей дошкольного возраста / Н.В. Агафонов, Д.А. Хохряков, В.А. Миропольских, Л.Д. Степанова. — М.: Инфра, 2003.

Страницы:   1   2


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!