Скоро защита?
Меню Услуги

Финансовое обеспечение сферы ЖКХ Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3


 

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЖКХ

 

3.1 Реформа ЖКХ в исследуемом населенном пункте

 

Современный этап реформы ЖКХ «запущен» Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок ее создания и деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Для достижения этих целей государством создана государственная корпорация — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, которая на безвозмездной основе осуществляет слудующие функции:

-рассматривает представленные субъектами Российской Федерации заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда;

-принимает решение о соответствии заявок и прилагаемых к заявкам документов установленным требованиям;

-принимает решение о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок;

-осуществляет методическое обеспечение подготовки субъектами Российской Федерации заявок и прилагаемых к заявкам документов;

-осуществляет мониторинг реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также выполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда;

-осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом функции.

Средства поддержки выделяются тем регионам, а затем муниципалитетам, которые на деле создают у себя рынок жилищно-коммунальных услуг. Поощряют конкуренцию среди управляющих компаний, поддерживают товарищества собственников жилья, в общем, выполняют основные условия Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ, по которому реформируется жилищно-коммунальное хозяйство России.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ Фонд должен был действовать до 1 января 2012 года и подлежать ликвидации, однако, учитывая накопленный положительный опыт его работы было внесено ряд изменений, предусматривающих в итоге продление срока действия Фонда до 1 января 2026 года.

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 270-ФЗ, изменяются условия и порядок предоставления финансовой поддержки за счёт средств Фонда. В частности, уточняется определение аварийного жилищного фонда:

«аварийный жилищный фонд — совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации»,

а к условиям предоставления финансовой поддержки за счёт средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства относятся:

-реализация региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры;

-осуществление работ по формированию и проведению государственного кадастрового учёта земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома;

-проведение мероприятий, связанных с установкой коллективных (общедомовых) приборов учёта потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг;

-проведение мероприятий, касающихся обеспечения осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, предусмотренных жилищным законодательством,

А также ряд некоторых других мероприятий, направленных на повышение качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Таким образом, основными направлениями реформирования жилищно-коммунального хозяйства являются:

1)обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального хозяйства;

2)обеспечение мер социальной защиты малоимущих граждан при переходе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг;

3)формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий для снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг;

4)реконструкция, модернизация и развитие жилищно-коммунального комплекса, организация энергоресурсосбережения и привлечение инвестиций в эту сферу;

5)развитие частного сектора в жилищно-коммунальном хозяйстве.

 

3.2 Совершенствование действующей системы финансирования ЖКХ

 

Для ООО УК «Монолит» можно выделить ряд проблем жилищно-коммунального хозяйства:

− неэффективность организации и низкое качество предоставляемых услуг;

− высокий уровень износа основных средств и, как следствие, постоянно возникающие аварийные ситуации;

− низкая эффективность расходования ресурсов, недостаточное использование ресурсосберегающих технологий.

Основная причина этих и других проблем — низкая инвестиционная привлекательность отрасли. В этой неразрывной связи, для ООО УК «Монолит» стратегия глобальной экономики выражается во внедрении энергоресурсосберегающих технологий и других мероприятий:

− оснащение муниципального жилого фонда и организаций бюджетной сферы приборами учета и регулирования энергоресурсов и воды. В связи с чем — активная пропаганда и разъяснение населению аспектов реализации мероприятий энергоресурсосбережения;

− организация грамотного управления дебиторской задолженностью возникающей в следствии возникающих неплатежей жителей г.Новочеркасск;

− обновление основных фондов;

− внедрение новых технологий в процесс управления предприятием ЖКХ.

Изменить дотационный, высокозатратный характер отрасли ЖКХ в сложившихся условиях позволяет реализация стратегии глобальной экономии и изменение способов хозяйствования с использованием новых технологий в работе персонала и повышение требований к квалификации персонала предприятия.

Обеспечение финансовой стабилизации работы жилищно-коммунального комплекса Ростовской области является основным условием формирования рыночных отношений в этом секторе экономики и предполагает осуществление следующих мер, которые носят в основном краткосрочный и среднесрочный характер:

1) реструктуризацию кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства, включающей ежегодную инвентаризацию имеющейся задолженности, подписание актов сверки задолженности с кредиторами и дебиторами, заключение соглашений о реструктуризации долгов, предусматривающих условия и графики их погашения;

2) принятие мер по сокращению дебиторской задолженности, в том числе населения.

3) обеспечение достаточного текущего финансирования предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, что предполагает:

— применение установленного уровня оплаты населением жилищно-коммунальных услуг и максимально-допустимой доли собственных расходов граждан в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг;

— повсеместное введение полной оплаты за жилищно-коммунальные услуги второго жилья и жилья, превышающего социальные нормативы;

— включение в бюджеты муниципальных образований в полном объеме сумм на возмещение разницы в тарифах;

— направление на цели восстановления жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования средств областного и местного бюджетов;

— реализацию мероприятий по повышению ответственности жителей за оплату жилищно-коммунальных услуг;

— введение платы за наем муниципального жилья, позволяющей дифференцировать оплату жилья в зависимости от его потребительских свойств (качества и местоположения);

— постепенную ликвидацию перекрестного субсидирования коммунальных услуг;

— согласованность сроков действия тарифов на муниципальном уровне с периодами регулирования, установленными Федерацией и областью;

— проведение независимых экспертиз и комплексных проверок предприятий жилищно-коммунального хозяйства с целью выявления нерациональных затрат при осуществлении тарифного регулирования;

— разработку методологии привлечения заемных или кредитных ресурсов на развитие инфраструктуры коммунального хозяйства, позволяющей сгладить влияние на уровень тарифов пикового характера инвестиционных затрат, равномерно распределить их возмещение на более длительный период и сохранить оплату жилищно-коммунальных услуг доступной для населения;

4) организацию работы комиссий на областном и муниципальном уровнях, осуществляющих:

— рассмотрение финансово-экономического положения предприятий жилищно-коммунального хозяйства, планов их оздоровления;

— выработку рекомендаций по обеспечению их устойчивого функционирования, снижению нерациональных затрат, ликвидации дебиторской и кредиторской задолженности.

5)   повышение инвестиционной привлекательности отрасли.

Отчет о реализации государственной программы Ростовской области «Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами населения Ростовской области» за 2020 год можно рассмотреть в Приложении 6.

Качественное и поступательное развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства будет служить одним из основных источников экономического развития регионов Российской Федерации ввиду тесного сопряжения отрасли с более чем 30 смежными отраслями. Для обеспечения сбалансированного развития систем коммунальной инфраструктуры с учетом перспективных потребностей должны быть скоординированы механизмы территориального и инвестиционного планирования. В условиях ухудшения макроэкономической конъюнктуры необходимо максимально использовать внутренние резервы для развития жилищно-коммунального хозяйства, связанные с оптимизацией текущих и инвестиционных расходов, энергосбережением. Одним из важных направлений повышения энергетической эффективности жилищно-коммунального хозяйства является развитие рынка энергосервисных услуг.

 

3.3 Совершенствование методологической базы установления цен на оказываемые услуги в ЖКХ

 

Правильность и обоснованность определения тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства является весьма важной проблемой для успешной реализации жилищной реформы.

На мой взгляд:

— основой детального анализа особенностей тарифообразования должны стать формирование баланса материальных потоков или технический аудит;

— расчет себестоимости коммунальных услуг необходимо производить по валовому продукту на основании показаний приборов учета;

— в основу реструктуризации оп латы услуг ЖКХ необходимо поло жить принцип неразрывности материальных потоков, их технологическую взаимосвязь и дифференцирование каждого материального потока по категориям;

— необходимо аннулировать практику завышения отпускных тарифов, производи гелями, получающими дотации из бюджета, и отказаться от идеи перекрестного субсидирования, обосновывая единый тариф для всех групп потребителей;

— процесс нормирования и тарифов образования необходимо связать с процессом оснащения жилищного сектора приборами учета.

При этом следует исходить из следующих положений:

1)без приборов учета вели чина потребления назначается по фактической подаче с учетом местных потерь;

2)при наличии прибора группового учета оплата производится по его показаниям, сумма оплаты при этом делится на всех проживающих;

3)при установке индивидуальных приборов расчет производится на основании их показаний;

4)при наличии и групповых, и индивидуальных приборов жильцам, не имеющим индивидуальных приборов, величина потребления рассчитывается как осредненная разница между показаниями группового и всех индивидуальных приборов.

Из сказанного можно сделать следующие выводы:

а) основой ценовой политики в ЖКХ должны стать дифференцированные тарифы, исчисляемые, исходя из эксплуатационных норм;

б) основа для покупки и оснащения жилищного фонда прибора ми учета — законодательное исключение из оплаты непроизводительных потерь продукции;

в) основа тарифообразования: схема высокий тариф — низкая норма.

Для восстановления нормального функционирования предприятий ЖКХ необходимы большие объемы финансирования. В настоящее время существует, множество вариантов идеальной схемы реформирования финансирования ЖКХ. Муниципалитетам же приходится быть реалистами и делать все для того, чтобы смягчить для населения результаты произошедших изменений (увеличение субсидий). Это дает возможность помогать достаточно большому числу граждан, потому, что доходы большинства населения малы, т.е. предоставление субсидий необходимо. На сегодняшний день при существующей доле платежей населения в 70 % это оптимально, с такими расходами бюджет пока справляется. Сейчас, как известно, происходит изменение системы субсидирования, т.е. уменьшение бюджетного финансирования и переход на хозрасчет. Если же иметь ввиду, что тарифы и расходы вряд ли будут снижаться, со временем получателей субсидий возможно тоже прибавится, то оптимальную модель финансирования отрасли ЖКХ можно определить, как разумное сочетание средств из государственных бюджетов, финансовых вложений в виде инвестиций, и средств получаемых предприятием за предоставляемые услуги, то есть за счет платежей потребителей — населения, предприятий и организаций. К сожалению, частных инвесторов пока практически нет. В качестве инвесторов предприятий ЖКХ в основном выступают крупные компании.

Реформирование отрасли в Российской Федерации осуществляется в рамках подпрограммы “Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации”, являющейся составной частью федеральной целевой программы “Жилище” на 2020-2023 годы. В программе представлен комплекс мероприятий, предотвращающих снижение надежности коммунальных систем жизнеобеспечения и обеспечивающих финансовое оздоровление ЖКХ, формирование инвестиционной привлекательности городской коммунальной инфраструктуры, создание комфортной и экономически безопасной среды проживания. Необходимость ее принятия обусловлена кризисным состоянием жилищно-коммунального хозяйства, высокой его затратностью, неразвитостью конкурентной среды, высокой степенью износа основных фондов и в целом неэффективной работой предприятий отрасли.

Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено неэффективной системой управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.

В начале экономических реформ (97-98 год — первый этап старой программы “Жилище”) предполагалось, что в течение достаточно короткого периода будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы, однако социально-экономическая ситуация не позволила завершить этот переход, к началу 2008 году население оплачивает около 70 % стоимости жилищно-коммунальных услуг, а фактически с учетом льгот и субсидий — около 42 % .

В свою очередь сохранение бюджетного финансирования жилищно-коммунального комплекса на местном уровне из-за недостатка средств привело к резкому увеличению износа основных фондов. Особенно сильно ухудшилась ситуация в регионах — получателях финансовой помощи. Износ составляет 60-70 %

Одна из причин сложившейся ситуации заключается в том, что жилищно-коммунальные предприятия не имеют серьезных экономических стимулов к оптимизации структуры тарифов и снижению нерациональных затрат материально-технических ресурсов. В итоге затраты электроэнергии на производство и реализацию 1 куб. метра воды на 30 % выше среднеевропейского уровня, численность персонала в расчете на 1000 обслуживаемых жителей в 1,5-2 раза выше, чем на аналогичных европейских предприятиях, потребление воды на одного жителя в 1,5-2 раза выше, чем в западноевропейских стран.

Анализ большинства инвестиционных проектов по развитию систем коммунального обслуживания показывает, что в основном они направлены на экстенсивное наращивание мощностей и в значительно меньшей степени предполагают меры по сокращению затрат, потерь и утечек.

Основными целями реформирования отрасли (на 2021-2023 годы) являются:

— обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;

— снижение издержек производителей услуги соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;

— повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения;

— привлечение инвестиций в жилищно-коммунальную отрасль;

— адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Основные способы достижения указанных целей:

— совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве;

— переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг;

— преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание, обеспечивающих коммунальные предприятия материалами, оборудованием и выполняющих проектно-строительные работы;

— совершенствование системы социальной защиты населения: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств.

Программа действий включает:

— по обеспечению финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса: реструктуризацию и ликвидацию имеющейся задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса; ликвидацию дотационности ЖКХ и обеспечение достаточности и стабильности текущего финансирования предоставляемых жилищно-коммунальных услуг; меры по социальной защите малоимущих слоев населения при переходе на полную оплату ЖКУ. В дальнейшем будет коренным образом изменена система текущего финансирования жилищно-коммунальных предприятий. Основной идеей экономической реформы жилищно-коммунального хозяйства является передача права распоряжения всеми бюджетными ресурсами, выделяемыми в настоящее время на дотирование отрасли, от коммунальных предприятий непосредственно гражданам — субъектам, в наибольшей степени заинтересованным в эффективном расходовании этих средств. Будет ликвидировано существующее разделение направлений бюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства. В рамках системы персонифицированных социальных счетов граждан будут объединены все виды финансовой помощи государства, включая оплату жилья и коммунальных услуг (жилищные субсидии и льготы). Главными участниками экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, таким образом, станут жилищно-коммунальные предприятия и непосредственные потребители их услуг — граждане, а бюджетные средства, расходуемые на дотирование отрасли, будут полностью переориентированы на предоставление адресной целевой помощи непосредственно гражданам (кроме граждан с высокими доходами, в отношении которых дотирование будет прекращено). В результате потребители услуг — граждане получат возможность контролировать направление и расходование бюджетных средств, которое станет прозрачным и адресным. Изменится и система финансирования мероприятий по модернизации и развитию жилищно-коммунального хозяйства. Инвестиционное финансирование жилищно-коммунального комплекса будет осуществляться в основном за счет привлечения заемных ресурсов (в первую очередь средств частных инвесторов). Бюджетное финансирование инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство будет осуществляться в ограниченном объеме и будет не альтернативой, а дополнением к заемному финансированию. После 2010 года инвестирование за счет заемных ресурсов станет преобладающей формой финансирования жилищно-коммунального комплекса.

— по формированию рыночных механизмов функционирования отрасли и условий для привлечения инвестиций: демонополизацию отрасли; создание конкурентной среды; использование потенциала ресурсосберегающих проектов. В результате развития конкурентных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве будет повышена эффективность его функционирования, что обеспечит общее снижение расходов на его содержание не менее чем на 20 % и привлечение дополнительных финансовых ресурсов для модернизации. Перевод отношений между предприятиями жилищно-коммунального комплекса и получателями их услуг на договорную основу, отделение выполнения функций собственника жилищного фонда от осуществления хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию этого фонда в муниципальном секторе, совершенствование системы и принципов регулирования тарифов на услуги локальных монополистов в коммунальном хозяйстве позволит:

— перейти на полную оплату стоимости жилищно-коммунальных услуг населением без увеличения в составе такого платежа (в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг) доли собственных расходов граждан, за исключением семей с высокими доходами, не имеющих права на получение жилищной субсидии;

— потребителям непосредственно влиять на объем и качество жилищно-коммунальных услуг путем воздействия на жилищно-коммунальные предприятия с целью повышения уровня оказываемых услуг;

— производить конкурсный отбор управляющих компаний и подрядных организаций, предлагающих более качественные услуги по наименьшей цене;

— стимулировать энергоресурсосбережение как со стороны жилищно-коммунальных предприятий (для снижения производственных издержек), так и со стороны потребителей (для уменьшения стоимости потребляемых услуг).

— по государственной поддержке инвестиций в модернизацию жилищно-коммунального комплекса: мобилизацию бюджетных ресурсов — средств федерального бюджета и средств Программы сотрудничества с Международным Банком Реконструкции и Развития; обеспечение эффективности и целевого использования средств федерального бюджета; привлечение частных заемных средств. Государственная поддержка модернизации жилищно-коммунального комплекса на основе современных технологий и материалов осуществляется по двум направлениям:

— первое направление предусматривает срочное привлечение бюджетных ресурсов и ресурсов международных кредитных организаций под гарантии Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для финансирования наиболее приоритетных и эффективных инвестиционных проектов в жилищно-коммунальном комплексе. Предполагается финансирование этих проектов со стороны предприятий;

— второе направление стратегическое — предусматривает создание финансовых механизмов минимизации рисков привлечения частного капитала посредством заемного финансирования и прямых инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, в том числе под государственные или муниципальные гарантии, создание системы рефинансирования кредитов за счет привлечения под государственные и муниципальные гарантии средств вторичных инвесторов и других механизмов. На этом направлении предполагается формирование внешних условий для минимизации рисков инвестирования, а также процедур предоставления заемного финансирования.

Обеспечение устойчивой и надежной работы жилищно-коммунального комплекса требует принятия экстренных мер бюджетной поддержки для проведения неотложных ремонтных и восстановительных работ в первую очередь за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Предполагается, что консолидированные бюджетные ресурсы будут направлены на решение задач модернизации и технического переоснащения объектов инженерной инфраструктуры и внедрение современных энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальном комплексе. Для этих целей будут также использованы средства, предоставляемые Международным банком реконструкции и развития и Европейским банком реконструкции и развития.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и предприятиям жилищно-коммунального комплекса, реализующим программы реформирования жилищно-коммунального комплекса и обеспечивающим финансирование проектов по модернизации жилищно-коммунального комплекса за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, средств предприятий и заемных средств, может в различной форме оказываться поддержка из федерального бюджета.

Конкретные объемы средств, направления и формы финансирования за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов устанавливаются при утверждении бюджетов на соответствующий год.

Потребность в средствах на реализацию программы жилищных субсидий уточняется на основании прогноза на соответствующий год. Конкретные объемы средств и направления финансирования за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов будут устанавливаться при утверждении бюджетов на соответствующий год.

Средства на предоставление льгот отдельным категориям граждан, которым льготы сохраняются вне зависимости от уровня их доходов, составят в 2018-2020 годах от 1,2 до 2,5 млрд. рублей ежегодно.

Средства федерального бюджета, необходимых для компенсации всех установленных законодательством Российской Федерации льгот военнослужащим и приравненным к ним категориям лиц, потребуется 10,5 млрд. рублей в 2018 году и 11,5 млрд. рублей ежегодно в 2019-2020 годах. Часть этих средств будет направлена на компенсацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.

В течение срока реализации подпрограммы возможна замена этих льгот соответствующим увеличением денежного довольствия военнослужащих.

Успешная реализация Программы позволит:

— повысить качество жилищно-коммунального обслуживания потребителей, обеспечить надежность работы инженерных систем, систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания;

— повысить эффективность работы коммунальных предприятий и снизить затраты на производство жилищно-коммунальных услуг;

— ликвидировать критический переизнос основных фондов и довести уровень износа до 30%;

— сократить нерациональное использование ресурсов на предприятиях ЖКХ не мене, чем на 20%;

— обеспечить эффективное сочетание хозяйственной самостоятельности конкурирующих предприятий ЖКХ и государственного регулирования их деятельности, развитие предпринимательской активности и защиты интересов потребителей.

Разные части городской жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры финансируются из различных источников. Так, по услугам водоснабжения и канализации, а также городских телефонных сетей платежи осуществляются по фиксированным тарифам как населением, так и организациями. Платежи по утилизации отходов включены в квартплату физических лиц. Как правило, указанных финансовых потоков хватает только на периодическое проведение текущего и капитального ремонта, и они практически не используются на осуществление столь необходимой комплексной модернизации и коренного обновления технической базы ЖКХ.

Задача, на сегодняшний день, заключается в привлечении кредитного финансирования на модернизацию и замену изношенных элементов ЖКХ на приемлемых для заёмщика условиях. Так как срок окупаемости городской инфраструктуры составляет 3-5 лет, соответствующим структурам необходимы долгосрочные кредитные ресурсы на аналогичный период.

Структурное финансирование

Оптимальным механизмом практической реализации данной задачи является структурное финансирование, позволяющее объединить характеристики одного или нескольких активов в единый базовый актив — инструмент, обладающий оптимальными параметрами доходности и риска.

В общем виде, базовый актив может состоять из одного или нескольких ожидаемых денежных потоков:

— Обязательств по возврату кредитов одного или нескольких заемщиков;

— Будущих денежных поступлений от реализации продукции/услуг одного или нескольких производителей;

— Будущих денежных поступлений от использования принадлежащих одному или нескольким субъектам прав собственности на недра, землю, недвижимость, имущество, а также патенты, лицензии и «ноу-хау».

Для российских муниципалитетов и региональных субъектов федерации структурное финансирование даёт такие преимущества, как расширение круга вовлекаемых в оборот залоговых активов, существенное увеличение объемов привлекаемого капитала, улучшение условий предоставления средств и удешевление кредитных ресурсов. С помощью структурного финансирования, могут быть секьюритизированы многие качественные, но ранее не использовавшиеся для залога активы российских муниципалитетов. Такие, как, например, прогнозируемые будущие финансовые потоки (поступления от коммунальных платежей, выплаты по тарифам) — или в прошлом неликвидные активы (недвижимость, задолженность и т.п.) могут быть превращены в более ликвидный инструмент, привлекательный по своим инвестиционным параметрам как для российских, так и для западных финансовых институтов.

Этапы осуществления проекта:

  1. Структурирование базового актива

На этапе структурирования базового актива выполняются следующие основные задачи:

— Каждый из выбранных муниципалитетов готовит смету модернизации городской инфраструктуры, включающую ТЭО и анализ периода окупаемости проекта с учетом ожидаемых поступлений коммунальных платежей. Смета и ТЭО проверяются независимыми экспертами.

— Каждый выбранный муниципалитет должен получить предложение от поставщиков оборудования и подрядчиков по установке и наладке (сами контракты заключаются после получения финансирования).

— На основе ТЭО рассчитывается необходимое увеличение тарифа для обслуживания процентов и выплат принципала по привлекаемому долговому финансированию.

— Руководство (губернатор, мэр города, законодательное собрание) принимают решение о реализации программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства или отдельных ее составляющих, определяют источники финансирования, законодательно вносят (в случае необходимости) изменения в размеры тарифов и платежей и устанавливают величину и порядок зачисления целевого сбора на модернизацию.

  1. Структурирование траншей

Консалтинговая компания проводит переговоры с зарубежными и российскими инвесторами, выясняя спрос на следующие транши:

— Кредитные транши с фиксированной доходностью и различной степенью старшинства.

— Кредитные транши с плавающей доходностью.

— Кредитные транши с обратной плавающей доходностью.

— Акционерный транш.

Основной целью данного этапа является уточнение целевой доходности этих траншей и спроса на них. Если для дополнительного стимулирования инвесторского спроса на данные транши к ним целесообразно добавить определённые дополнительные характеристики — например, инфляционный хедж или гарантии третьих сторон — может потребоваться внесение соответствующих изменений в состав базового актива.

  1. Создание инфраструктуры, подготовка документов, назначение контрагентов и регистрация выпуска

Для реализации структурного инструмента муниципалитетом — возможно, с привлечением частного капитала (по решению муниципалитета) — организуется специальная целевая компания, в которую будут направлены все денежные потоки инструмента, и с которой будут осуществляться все выплаты процентов.

Затем консалтинговая компания и организатор программы выбирают основных участников процесса эмиссии:

— Западный андеррайтер. В этой роли может выступать крупный инвестиционный или коммерческий банк.

— Западный банк-депозитарий и российский банк-субдепозитарий. Крупные западные банки-депозитарии имеют одного или нескольких субдепозитариев в России, с которыми они работают на более-менее постоянной основе.

— Банк-депозитарий обычно выступает в качестве попечителя, платежного агента и регистратора эмиссии.

— Юридическая фирма, участвующая в подготовке основных документов по сделке.

— Аудиторская фирма, обеспечивающая аудит необходимой документации по международным стандартам.

— Клиринговые системы.

При этом компания консалтинговая компания и задействованные ею юридические фирмы готовят следующие документы:

— Предварительный проспект эмиссии.

— Информационный меморандум, включающий комплексную финансовую модель будущих потоков.

— Соглашение о подписке.

— Депозитарное соглашение (в случае, если потребуется организация программы депозитарных расписок).

После этого, выпуск регистрируется и оформляется в соответствии с действующим законодательством.

  1. Привлечение финансирования

Консалтинговая компания связывается с максимальным количеством потенциальных инвесторов и, в случае необходимости, организует серию презентаций в России и за рубежом. Затем производится подписка заинтересованных инвесторов на структурный инструмент муниципального долга. По получении финансирования заключаются окончательные контракты с поставщиками и подрядчиками по установке и наладке оборудования, и целевая компания производит им необходимые платежи в соответствии с подписанными контрактами.

  1. Последующий мониторинг

По мере поступления платежей от базового актива, Платежный Агент направляет их в виде процентных выплат держателям соответствующих траншей. В конце каждого года работы проводится международный аудит целевой компанией.

Основной целью финансового оздоровления организаций ЖКХ города является достижение и поддержание текущей платежеспособности и ликвидности организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги населению, в пределах, позволяющих выполнять все текущие обязательства по расчетам с поставщиками, персоналом, уплате налогов и иных обязательных платежей, а также выступать самостоятельными заемщиками средне- и долгосрочных кредитов.

Основными способами достижения данной цели являются:

  1. Реструктуризация и сокращение задолженности организаций ЖКХ.

Для улучшения финансового положения организаций ЖКХ необходимо провести мероприятия по обеспечению реструктуризации их кредиторской и дебиторской задолженности. Эти мероприятия проводятся в отношении организаций ЖКХ, способных реально выполнять условия реструктуризации.

При этом предельный срок выполнения обязательств по соглашениям о реструктуризации, как правило, не должен превышать 5 лет. Предприятия ЖКХ, финансово-экономическое положение которых не позволяет сделать вывод о возможности справиться с условиями реструктуризации, должны быть реорганизованы. Просроченная кредиторская задолженность перед персоналом подлежит погашению в течение реализации Программы при условии строгого соблюдения установленных сроков выплаты текущей заработной платы в полном объеме. Реструктуризация задолженности по налогам и иным обязательным платежам должна проводиться после принятия на федеральном уровне соответствующих нормативных правовых актов. Дебиторская задолженность, в отношении которой истекли сроки предъявления исковых требований, как правило, должна быть списана в установленном порядке. Особого внимания требует решение вопроса о просроченной дебиторской задолженности населения. В отношении малоимущих слоев населения и граждан, попавших в затруднительную жизненную ситуацию, будет применяться комплекс мер, включая заключение индивидуальных соглашений о реструктуризации их задолженности за предоставленные жилищно-коммунальные услуги с последующим предоставлением в установленном порядке жилищных субсидий. Необходимо проводить работу с платежеспособным населением о погашении просроченной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

  1. Погашение задолженности бюджетов организациям ЖКХ.

После принятия Федерального закона «О финансовом оздоровлении организаций ЖКХ» необходимо разработать нормативные правовые акты Администрации города и органов местного самоуправления муниципальных образований города, устанавливающих порядок и сроки проведения инвентаризации задолженности бюджетов и бюджетных учреждений перед предприятиями ЖКХ, а также порядок, правила и условия погашения задолженности бюджетов и бюджетных учреждений перед организациями ЖКХ.

  1. Доведение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей до экономически обоснованного уровня.

При установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги должен быть обеспечен баланс между необходимостью полного возмещения экономически обоснованных затрат предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, и возможностью потребителей оплатить эти услуги. Поэтапное увеличение тарифов на жилищные и коммунальные услуги до экономически обоснованных затрат для населения будет производиться в соответствии с ежегодно утверждаемыми Федеральной службой по тарифам предельными индексами изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельного индекса размера платы граждан за коммунальные услуги. Отдельного внимания требует проблема финансирования капитального ремонта жилищного фонда. Включение в плату за жилое помещение платы за капитальный ремонт должно производиться поэтапно, с учетом возможности основной части населения оплатить эти расходы. Финансирование расходов на капитальный ремонт может производиться за счёт средств городского и местных бюджетов.

  1. Обеспечение платежеспособного спроса на жилищно-коммунальные услуги, снижение издержек и повышение их доступности.

Обеспечение и поддержание платежеспособного спроса населения за потреблённые жилищно-коммунальные услуги и учреждений бюджетной сферы за коммунальные услуги будет производиться за счет уменьшения дотирования производителей услуг и увеличения доли расходов бюджетов по перечислению субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг непосредственно получателям услуг, а также по оплате коммунальных услуг бюджетных организаций. В то же время полностью отказаться от дотирования из бюджетов производителей жилищно-коммунальных услуг в период действия Программы не удастся, так как принимаемые на уровне Правительства Российской Федерации нормативные акты об осуществлении государственного контроля за соблюдением предельных индексов изменения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги не позволят уйти от непосредственного финансирования затрат предприятий, не покрываемых платежами населения. В целях обеспеченности средств на оплату коммунальных услуг учреждений бюджетной сферы необходимо решать за счёт включения указанных расходов в смету учреждений на основании установленных лимитов потребления услуг. На основе этих данных в городском бюджете 2019, 2020 годов целесообразно предусмотреть субсидии на оплату коммунальных услуг учреждениями бюджетной сферы муниципальных образований города. Таким образом, в период действия Программы в качестве мер поддержания платежеспособного спроса за жилищные и коммунальные услуги остаётся финансовая поддержка из соответствующих бюджетов на финансирование расходов по выделению адресных субсидий гражданам, по оказанию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по обслуживанию жилищного фонда и оплате коммунальных услуг учреждениям бюджетной сферы, финансированию программ модернизации ЖКХ в период их реализации с целью снижения издержек на предоставление жилищно-коммунальных услуг и их стоимости. В результате реализации этих мер уровень собираемости платежей за жилищно-коммунальные услуги от населения и учреждений бюджетной сферы составит не менее 95 процентов от принятых к оплате счетов за жилищно-коммунальные услуги. Существующая ситуация в отрасли и прогнозируемые изменения макроэкономических факторов не позволят до 2020 года в полном объеме выполнить задачу заметного снижения издержек на оказание жилищно-коммунальных услуг, расширения перечня и территории предоставления жилищно-коммунальных услуг. Тем не менее и в нынешних условиях снижение затрат на производство жилищно-коммунальных услуг и повышение их доступности является одной из главных задач финансового оздоровления организаций отрасли.

В качестве основных мероприятий по снижению издержек в ЖКХ города рассматриваются:

  • укрупнение предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, в том числе создание управляющих компаний в масштабах города;
  • внедрение ресурсосберегающих технологий и оборудования в ЖКХ города;
  • оптимизация системы управления ЖКХ.
  1. Обеспечение государственной поддержки процесса модернизации коммунальных объектов.

Государственная поддержка модернизации жилищно-коммунального комплекса города в период реализации Программы будет осуществляться путем предоставления бюджетных средств, государственных гарантий и создания условий для инвестирования в отрасль, привлечения лизинговых схем и механизмов. Модернизация организаций ЖКХ должна проводиться на основе внедрения современных технологий управления и производства жилищно-коммунальных услуг, а также применения передовых материалов, технических и управленческих решений. Средства городского бюджета будут предоставляться для финансирования мероприятий по модернизации и техническому перевооружению организаций ЖКХ в виде бюджетных кредитов и иных видов финансирования на возвратной и преимущественно безвозмездной основе, выделяемых на срок до 5 лет, в соответствии с требованиями действующего законодательства. Эти средства могут быть использованы на непосредственное финансирование в установленном порядке расходов на модернизацию ЖКХ и (или) на полную или частичную компенсацию процентов по банковским кредитам и займам, привлекаемым предприятиями ЖКХ. Создание условий для привлечения инвестиций в отрасль предусматривает использование уже существующих механизмов стимулирования инвестиционной деятельности (предоставление налоговых льгот, информационная поддержка, и т.п.) и развитие новых путей повышения инвестиционной привлекательности отрасли, прежде всего связанных со снижением степени риска вложений в ЖКХ. Проведение активной государственной поддержки модернизации жилищно-коммунального комплекса области позволит увеличить к 2023 году объем средств, направляемых на инвестиционные проекты в отрасли, и завершить подготовку к переходу инвестиционного финансирования жилищно-коммунального комплекса в основном за счет привлечения заемных ресурсов (в первую очередь, средств частных инвесторов).

В заключение следует отметить, что изменение основ ценообразования само по себе еще не решает проблемы реформирования ЖКХ. Необходимо разработать стройную систему мер организационного и юридического обеспечения реформы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сфера предоставления жилищно-коммунальных услуг — самостоятельный сектор, реструктуризация которого, на сегодняшний день, необходима. На сегодняшний день, перед предприятием стоит ряд задач в области реструктуризации, среди которых не последнее место занимает реорганизация системы управления персоналом с целью повышения её эффективности.

Это позволит заинтересовать коллектив предприятия в результатах своего труда, ввести новые рыночные механизмы деятельности предприятия, и, в результате, создать более эффективный механизм управления предприятием. Многие проблемы предприятий ЖКХ можно решить с помощью чёткой постановки задач, формирования мобильной организационной структуры.

Несмотря на специфику отдельных видов деятельности, можно выделить ряд общих проблем жилищно-коммунального хозяйства:

— неэффективность организации и низкое качество предоставляемых услуг;

— высокий уровень износа основных средств и, как следствие, постоянно возникающие аварийные ситуации;

— низкая эффективность расходования ресурсов, недостаточное использование ресурсосберегающих технологий.

Изменить дотационный, высокозатратный характер отрасли ЖКХ в сложившихся условиях позволяет реализация стратегии глобальной экономии. Для ООО УК «Монолит» стратегия глобальной экономики выражается во внедрении энергоресурсосберегающих технологий.

В данной связи руководством предприятия предпринимаются попытки решения проблем путем реорганизации всей системы управления на предприятии.

Специфика управления жилищно-коммунальным хозяйством обусловлена наличием сложных взаимосвязей субъектов предпринимательства, ведущих деятельность в данной сфере, и потребителей услуг. Сложность таких взаимосвязей определяется технологическими аспектами сферы, а также наличием противоречий между предпринимательской природой оказания услуг и социальным характером их потребления. Анализ деятельности управляющих организаций, проведенный в магистерской диссертации, позволил выделить ряд особенностей, которые оказывают влияние на организационно-методические вопросы учета расчетных операций с контрагентами. В настоящее время наблюдается тенденция изменений в сфере системы тарифного регулирования услуг ЖКХ, которые направлены на экономию ресурсов. Вступившие в силу нормативно-правовые акты направлены на формирование инвестиционной среды в региональных топливно-энергетических и коммунальных комплексах и системному решению социальных вопросов в сфере производства-потребления газа, электроэнергии, коммунальных услуг. Основанием для расчетов в деятельности управляющих организаций являются обязательства, вытекающие из условий договоров между потребителями услуг, с одной стороны, и с другой – ресурсо-снабжающими и подрядными организациями. Помимо этого, в расчетах также участвуют государственные органы посредством предоставления субсидий по коммунальным услугам на покрытие убытков, возникающих за счет разницы между фактической себестоимостью и тарифами, регулируемыми федеральным и муниципальным законодательством. Основная проблема, вытекающая из много вариантности хозяйственно-договорных отношений управляющих компаний с контрагентами, связана с дисбалансом возникающих при этом дебиторских и кредиторских задолженностей, которые негативно влияют на финансовое состояние 89 организаций. Если оплата услуг физическими и юридическими лицами производится в установленные договором сроки, то дебиторская задолженность своевременно погашается. Но в случае просрочки платежей возникает дисбаланс, когда денежные поступления от дебиторов не в состоянии покрывать кредиторскую задолженность управляющей компании перед поставщиками услуг и подрядчиками.

В дипломной работе были исследованы причины возникновения вышеперечисленных проблем и разработаны возможные направления оптимизации работы ЖКХ.

В первой главе дипломной работы были рассмотрены основные направления в сфере управления ЖКХ, нормирование и тарифообразование в сфере коммунальных услуг и порядок бюджетного финансирования возмещения убытков. Выявлено влияние данной специфики на договорные отношения, а также на ведение бухгалтерского учета и формирование учетной политики.

Во второй главе были представлены методические аспекты расчетов управляющей компании, проведён анализ финансово-хозяйственной деятельности ЖКХ, исследовано и просчитано ценообразование.Был выявлен ряд проблем жилищно-коммунального хозяйства такие как: неэффективность организации и низкое качество предоставляемых услуг, высокий уровень износа основных средств и, как следствие, постоянно возникающие аварийные ситуации, низкая эффективность расходования ресурсов, недостаточное использование ресурсосберегающих технологий. Так же, были предложены методики по устранению выявленных проблем.

В третьей главе было рассмотрено и предложено совершенствование действующей системы финансирования ЖКХ, а именно: реформа управляющей компании, пути совершенствования УК «Монолит» и её системы финансирования, а так же совершенствование методологической базы установления цен на оказываемые услуги в ЖКХ. Были выявлены проблемы деятельности ЖКХ и предложена разработанная методика по совершенствованию её деятельности для оптимизации работы и обслуживания. Основная причина этих и других проблем — низкая инвестиционная привлекательность отрасли. В этой неразрывной связи, для ООО УК «Монолит» стратегия глобальной экономики выражается во внедрении энерго-ресурсосберегающих технологий и других мероприятий:

− оснащение муниципального жилого фонда и организаций бюджетной сферы приборами учета и регулирования энергоресурсов и воды. В связи с чем — активная пропаганда и разъяснение населению аспектов реализации мероприятий энерго-ресурсосбережения;

− организация грамотного управления дебиторской задолженностью возникающей в следствии возникающих неплатежей жителей г.Новочеркасск;

− обновление основных фондов;

− внедрение новых технологий в процесс управления предприятием ЖКХ. Необходимо изменить дотационный, высокозатратный характер отрасли ЖКХ в сложившихся условиях, что позволит реализовать стратегии глобальной экономии и изменить способы хозяйствования с использованием новых технологий в работе персонала и повысить требования к квалификации персонала предприятия.

Таким образом, значение полученных в дипломной работе результатов ,заключается разработке рекомендаций по оптимизации информационно-аналитического обеспечения расчетов по жилищно-коммунальным услугам в управляющих организациях в теоретико-методологическом и практическом аспектах.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2016);
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016);
  3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) п. 1 ст. 110, 135; 4. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016);
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 10.01.2016);
  5. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  6. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017);
  7. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (в ред. 04.11.2014) «О бухгалтерском учете»;
  8. Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  9. Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;
  10. Положение о лицензировании отдельных видов деятельности (с изменениями на 30 декабря 2015 года) (ред. от 01.01.2017);
  11. Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;
  12. Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н (в ред. от 29.03.2017); 92
  13. Постановление Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»;
  14. Постановление Госстроя РФ от 23.02.1999 N 9 (ред. от 12.10.2000) «Об утверждении Методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно — коммунального хозяйства»;
  15. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;
  16. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг»;
  17. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 731;
  18. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.2010 г. № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами»;
  19. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (в ред. от 25.12.2015) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
  20. Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (в ред. от 14.02.2015) «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг»;
  21. Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 06.05.1999 N 32н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» (в ред. от 06.04.2015 года); 93
  22. Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 06.05.1999 N 33н (в ред. от 06.04.2015 года) «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99». 85;
  23. Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 06.07.1999 N 43н (в ред. от 08.11.2010 года) «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)»;
  24. Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 06.10.2008 № 106н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету» (вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации (ПБУ 1/2008)», «Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)» (в ред. от 06.04.2015 года);
  25. Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н (в ред. от 08.11.2010) «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению»;
  26. Приказ Минстроя России от 31.07.2014 N 411/пр «Об утверждении примерных условий договора управления многоквартирным домом и методических рекомендаций по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах»;
  27. Инструкция Банка России от 30.05.2014 N 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов»;
  28. Аверчев И.В. Управленческий учет и отчетность. Постановка и внедрение – М. : Вершина, 2019. 512 с.;
  29. Бабаев А.Ю., Комиссарова И.П., Бородин В.А. Бухгалтерский учет: учебник для студентов вузов / под.ред. проф. Бабаева А.Ю., проф. И.П. Комиссаровой 2 изд. перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 2019. 527 с.;
  30. Багаев, А.Н. Реформа жилищно-коммунального хозяйства. Все, что о ней слышали и хотим знать / А.Н. Багаев. Ростов н/Д.: Феникс, 2018. 224с.;
  31. Баркан Д.И. Управление продажами: Учебник / Д.И. Баркан / Высшая школа менеджмента СПбГУ. СПб.: Издат. Дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2017. 908 с.; 94
  32. Баткаева И.А., Кибанов А.Я., Митрофанова Е.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. СПб.: Питер. 2017. 390 с.;
  33. Бахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: учебник для вузов / 2-е изд. доп. и пер. М.: ИКФ Омега-Л; Высш.шк., 2018. 528 с.;
  34. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация: Пер. с англ./ научн. ред. перевода чл.-корр. РАН И.И. Елисеева. Гл. редактор серии проф. Я.В. Соколов. М.: Финансы и статистика, 2016. 624 с.;
  35. 36. Богачева И.В. Бухгалтерский учет в отраслях: учебно-практическое пособие. М.: ЕАОИ, 2018. 135 с.;
  36. Бородулин А.Н., Заложнев А.Ю., Шуремов Е.Л. Внутрифирменное управление, учет и информационные технологии. Учебное пособие. М.: ЗАО «ПМСОФТ», 2017. 340 с.;
  37. Булкин, М.А. Сравним УК и ТСЖ / М.А. Булкин // Управление многоквартирным домом. 2018. № 6. С. 3-10.;
  38. Бухгалтерский учет: учебное пособие/ авт.-сост. Н.Н. Илышева, Е.Р. Синянская, О.В. Савостина. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017.156 с.
  39. Бухгалтерский учет в организациях / Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина. – М.: Финансы и статистика, 2018. 752 с.;
  40. Бухгалтерский учет. Под ред. Е.С. Соколовой М.: Финансы и статистика, 2017. 270 с.;
  41. Бычкова С.М. Бухгалтерский финансовый учет /С.М. Бычкова, Д.Г. Бадмаева. М.: Эксмо, 2017. 528 с.;
  42. Высокинский, Д.Г. Механизм совершенствования деятельности управляющей компании / Д.Г. Высокинский // Управление многоквартирным домом, 2019. № 11.С 38-43.;
  43. Гончаренко, К.В. Бюджетные дотации для ЖСК / К.В. Гончаренко // Управление многоквартирным домом, 2017. № 8. С. 12-18.; 95
  44. Иванов К.А. Постановка задачи согласования интересов различных уровней управления в сфере ЖКХ //Экономика и предпринимательство. 2017. № 5-1 (46- 1). С. 408-411.;
  45. Иванова, А. В. Учет финансовых результатов согласно российским и международным стандартам [Электронный ресурс] / А. В. Иванова // Молодой ученый, 2018. Режим доступа: http://www.moluch.ru.;
  46. Кашутин Ю.Г. Анализ и диагностика финансово- хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / Ю.Г. Кашутин. СПб: Изд-во СПбГУСЭ, 2018. 417 с.;
  47. Клименков Г.В. Организация системы управления развитием сферы ЖКХ // Вестн. УГАЭС. Наука, образование, экономика. Сер.: Экономика. 2018. № 1(7). С. 156-164.;
  48. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет: учебное пособие / Н.П. Кондраков. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2017. 424 с.;
  49. Конькина, Е. В. Трактовка доходов и расходов в соответствии с МСФО [Электронный ресурс] / Е. В. Конькина // Молодой ученый. 2018. Режим доступа: http://www.moluch.ru.;
  50. Куксин И. С. Новеллы законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и практика его применения / И. С. Куксин, С. А. Сильченко // Законность. 2016. № 2. С. 52–55;
  51. Основы бухгалтерского учета и анализа: Учебное пособие / Е.Р. Синянская, О.В. Баженов. Екатерибург: Изд-во Урал. Ун-та, 2017. С. 289;
  52. Проваленова Н. В. Тенденции развития и проблемы реализации жилищнокоммунальной реформы на муниципальном уровне // Вестн. НГИЭИ. 2016. № 2 (3). С. 158-167;
  53. Разуева О.В. Совершенствование управления предприятием в системе ЖКХ // Проблемы соврем. экономики (Новосибирск). 2018. № 24. С. 194-197;
  54. Симакин В.А. Эффективное управление в сфере жилищно-коммунального хозяйства / В.А. Симакин, А.В. Красавская, М.В. Россинская // Соврем. фундаментальные и прикладные исслед. 2017. № 1(16). С. 89-91;
  55. Стукалов А.В. «Полномочия органов местного самоуправления в сфере ЖКХ: вопросы теории и практики: монография». Москва: Проспект, 2017.-176 с;
  56. Финансовый анализ: Учебное пособие/С.И. Крылов. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. С.160;
  57. Шибиченко Г. И. Государственное и муниципальное регулирование функционирования предприятий ЖКХ // Гос. и муниципальное упр. в XXI веке: теория, методология, практика. 2018. № 19. С. 81-85;
  58. Правовое регулирование управления жилищно- коммунальным хозяйством: монография / колл. авторов; под ред. Г.Ф. Ручкиной М.: РУСАЙНС, 2017. 142 с.;
  59. Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйств [Электронный ресурс] /Режим доступа: https://dom.gosuslugi.ru/#!/programs/list

1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф