Заявка на расчет
Меню Услуги

Фитнес в формировании динамической осанки студентов Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

 

3.1. Исследование нарушений осанки и функционального состояния девушек 18-19 лет

 

Поскольку отсутствие нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата является индикатором физического здоровья человека, в разрезе проведенного исследования нас интересовали вопросы, связанные с состоянием осанки исследуемых студентов. Следовательно, изучение медицинских карт участников исследования эксперимента позволило установить, что большинство девушек имеют нарушения опорно-двигательного аппарата.

Распределение девушек по типу осанки засвидетельствовал, что между обследованных нормальную осанку имели 20% студенток экспериментальной группы и 10% контрольной, по 10% имели плоскую спину, 30% в ЭГ и 40% в КГ – сколиотическую осанку, по 20% студентов имели круглую спину и кругло-вогнутую спину. Результаты представлены на рис. 2.

Рис. 2. Распределение испытуемых девушек по типу нарушения осанки

С целью изучения влияния учебной деятельности на состояние осанки студента и уровень двигательной активности в периоды учебного времени, мотивации студентов к занятиям физической культурой было проведено анкетирование всех девушек в количестве 20 человек.

Студентками предлагали оценить свое здоровье. По результатам опроса 25% оценивают свое здоровье «удовлетворительно» и 5% «ниже удовлетворительного» (рис. 3).

Рис. 3. Оценка своего здоровья студентами

50% студенток оценили свое здоровье на «отлично» и 20% «хорошо».

На вопрос о влиянии осанки на здоровье студенты дали следующие результаты: влияет 90% и не влияет 10% (рис. 4).

Рис. 4. Мнение студентов о влиянии осанки на здоровье

При этом 40% респондентов отметили у себя неправильную осанку, но приводят ее в правильное положение, как только вспомнят. 20% студенток отметили о необходимости постоянного контроля осанки, 15% указали на наличие неправильной осанки (рис. 5).

Рис. 5. Наличие неправильной осанки по мнению студентов

И только 25% считают, что имеют правильную осанку. Следовательно, более половины студентов имеют нарушения осанки и только часть из них пытается ее контролировать.

В результате опроса установлено, что 5% студентов не прилагают усилий для сохранения правильной осанки при длительной работе сидя, 10% — постоянно сутулятся, остальные 85% предпочитают выбирать удобную позу и не думают о ее правильности (рис. 6).

Рис. 6. Сохранение правильной осанки при длительном сидении

 

По полученным данным следует отметить, что при 25% студентов с правильной осанкой, могут ее удержать только 5%. Следовательно, практически все студенты имеют проблемы с осанкой и невозможностью ее удержать и контролировать.

По мнению студентов, программа физического воспитания в вузе является эффективной и способствует улучшению осанки, на что указали 40% респондентов (рис. 7).

Рис. 7. Эффективность программы физического воспитания в улучшении осанки

При этом субъективно улучшение осанки отметили только 10% опрошенных студентов.

Рациональный режим труда и отдыха является важным компонентом здорового образа жизни, что способствует укреплению здоровья, повышения работоспособности. В результате опроса студентов установлено, что соблюдают режим дня 5%, «скорее да, чем нет» — 30%, «скорее нет, чем да» — 45% и «нет» — 20% (рис. 8).

Рис. 8. Соблюдение режима дня

Длительная работа за компьютером приводит к нарушению осанки. В итоге анкетирования установлено, что за компьютером работают в большинстве случаев от трех до пяти часов (40%). Более пяти часов работают 25% опрошенных и до трех часов – 35% (рис. 9).

Рис. 9. Длительность работы за компьютером

При выполнении домашнего задания физические упражнения выполняют только 10% опрошенных, иногда – 45% и никогда – 45% (рис. 10).

Таким образом, по результатам исследования сделан вывод о наличии факторов риска нарушения осанки у студенток, что в свою очереди приводит к развитию других заболеваний, повышению утомляемости.

Рис. 10. Выполнение физических упражнений между выполнением домашнего задания

В результате опроса установлены признаки отрицательного самочувствия у студентов (табл. 2).

Таблица 2

Признаки отрицательного самочувствия студенток, %

Признаки Очень часто Часто Редко Никогда Затрудняюсь ответить
Изменение осанки 5 10 30 35 20
Боли в спине 15 15 40 35 5
Головные боли 5 20 45 25 5
Утомляемость 25 45 20 5 5
Рассеянность внимания 10 30 35 20 5

 

Таким образом, в течение дня студенты наблюдают изменения осанки в 5% случаев очень часто, 10% — часто, 30% — редко и 35% — никогда.

Боли в спине испытывают редко в 40% случаев и никогда 35%, очень часто указали 15% студентов и 15% часто.

Головные боли отмечаются также редко в 45% случаев и 25% — никогда. 5% испытывают очень часто головные боли и 20% — часто.

Утомляемость отмечается часто в 45% случаев и очень часто в 25%. Редко отметили 20% и никогда – 5%.

Рассеянность внимания отмечается редко в 35% случаев и часто в 30% случаев. Никогда отметили 20% и очень часто – 10%.

По данным таблицы 4 можем отметить, что очень часто и часто у студентов наблюдается утомляемость, редко головные боли и боли в спине.

Далее в опросе уточняли мнение студенток о влиянии фитнеса на здоровье. Результаты представлены на рис. 11.

Рис. 11. Влияние фитнеса на здоровье

По данным рис. 11 видно, что большинство студенток считает, что занятия фитнесом являются полезным (80%): 25% отметили «очень полезно» и 55% — «полезно». При этом фитнесом занимаются только 30% студенток (рис. 12).

Рис. 12. Занятие фитнесом студентками

Таким образом, проведенное исследование показало, что внедрение занятий фитнесом будет способствовать формированию осанки у студенток.

 

Для получения полной картины о физическом состоянии девушек, в процессе дальнейшего исследования нами установлены отдельные показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы (Приложение 2). Среднегрупповые показатели представлены в таблице 3.

Таблица 3

Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы девушек

Показатель Экспериментальная группа Контрольная группа tэмп р
АДс, мм рт.ст. 136,40±2,53 137,50±2,81 0,29 >0,05
АДд, мм рт.ст. 96,00±1,98 94,60±1,97 0,50 >0,05
ЧСС, уд/мин 113,70±3,22 112,20±4,00 0,29 >0,05
Рост, см 165,90±1,86 166,00±1,68 0,04 >0,05
Вес, кг 64,70±2,20 63,80±2,86 0,25 >0,05
Возраст, лет 18,50±0,17 18,40±0,16 0,43 >0,05

 

Диастолическое давление у девушек характеризовалось повышенными показателями. В экспериментальной группе показатели составили 136,6 мм рт.ст. и в контрольной группе – 137,5 мм рт.ст. (рис. 13). Между группами не выявлено достоверных различий.

Рис. 13. Результаты измерения артериального давления, мм рт.ст.

Диастолическое давление у девушек также характеризовалось повышенными показателями. В экспериментальной группе показатель составил 96,0 мм рт.ст., в контрольной группе – 94,6 мм рт.ст. Между группами не выявлено достоверных различий.

Показатели ЧСС у девушек имели повышенные значения и составили в экспериментальной группе 113,7 уд/мин и в контрольной группе – 112,2 уд/мин. (рис. 14).

Рис. 14. Показатели ЧСС, уд/мин

Между группами не выявлено достоверных различий (р>0,05).

По антропологическим данным можем сказать, что для исследования взяты девушки примерно с одинаковыми данными по росту, весу и возрасту. По этим показателям достоверных различий не выявлено (р>0,05). Средний рост девушек экспериментальной группы составил 165,90 см, контрольной группы – 166,00 см; вес, соответственно, 64,70 кг и 63,80 кг, возраст в среднем составил 18,4-18,5 лет.

По полученным данным был рассчитан средний показатель ИФС, который представлен на рис. 15.

Рис. 15. Показатель ИФС

 

В экспериментальной группе ИФС составил 0,158, в контрольной группе – 0,331.

 

 

3.2. Тестирование физических качеств девушек 18-19 лет

 

До проведения педагогического эксперимента было проведено предварительное тестирование физической подготовленности девушек 18-19 лет.

Результаты функциональной силы мышц представлены в Приложении 3.

Полученные результаты были статистически обработаны и представлены в табл. 4.

Таблица 4

Результаты тестирования функциональной силы мышц до начала эксперимента

Показатель функциональной силы Экспериментальная группа Контрольная группа t p
Прямых мышц живота 16,50±1,02 17,60±0,99 0,77 >0,05
Косых мышц живота 24,20±1,97 25,10±1,72 0,34 >0,05
Мышц-разгибателей 30,30±1,46 29,40±1,21 0,47 >0,05
Ромбовидных мышц 1,60±0,22 1,80±0,20 0,67 >0,05
Ягодичных мышц 29,60±1,37 30,20±1,73 0,27 >0,05

 

Итак, в результате тестирования студенток экспериментальной и контрольной групп установлено, что между двумя группами статистических различий нет.

Функциональная сила прямых мышц живота у девушек экспериментальной группы составила 16,50 сек (рис. 16). В контрольной группе данный показатель составил 17,60 сек.

 

Рис. 16. Результаты тестирования функциональной силы

прямых мышц живота в начале эксперимента, сек

Функциональная сила косых мышц живота составила у девушек экспериментальной группы 24,20 сек и у детей контрольной группы 25,10 сек (рис. 17).

Рис. 17. Результаты тестирования функциональной силы

косых мышц живота в начале эксперимента, сек

В контрольной группе показатель превысил на 0,9 сек (р>0,05).

На рисунке 18 представлены результаты тестирования функциональной силы мышц-разгибателей позвоночника.

 

Рис. 18. Результаты тестирования функциональной силы

мышц-разгибателей позвоночника в начале эксперимента, сек

В экспериментальной группе сила мышц-разгибателей позвоночника составила 30,3 сек, в контрольной группе 29,4 сек.

На рисунке 19 представлены результаты теста функциональной силы ромбовидных мышц.

Рис. 19. Результаты тестирования функциональной силы

Ромбовидных мышц в начале эксперимента, балл

В экспериментальной группе функциональная сила ромбовидных мышц была оценена в 1,6 балла, в контрольной группе 1,8 балла. Разница между группами составила 0,2 балла (р>0,05).

На рисунке 20 представлены результаты теста функциональной силы ягодичных мышц.

 

Рис. 20. Результаты тестирования функциональной силы

ягодичных мышц в начале эксперимента, сек

Функциональная сила ягодичных мышц составила в экспериментальной группе 29,6 сек и в контрольной группе 30,2 сек.

Таким образом, были представлены результаты тестирования девушек с нарушениями осанки.

Далее в исследовании представлены результаты тестирования физических качеств. Индивидуальные показатели качества представлены в Приложении 4.

В таблице 5 представлены среднегрупповые показатели тестирования физических качеств испытуемых девушек.

Таблица 5

Результаты тестирования физической подготовленности экспериментальной и контрольной группы до проведения педагогического эксперимента

Показатель Результаты тестирования
Экспериментальная группа Контрольная группа t p
Бег на 60 м 14,5±1,15 15,6±1,04 0,71 >0,05
Бег на 1500 м 421,6±8,98 422,7±12,83 0,3 >0,05
Челночный бег, с 8,5±1,05 8,6±0,94 0,3 >0,05
Прыжки в длину с места, см 192,3±7,64 185,6±4,03 1,49 >0,05
Подтягивание (раз) 11,3±3,18 14,0±2,43 1,5 >0,05
Подъем туловища из положения лежа 10,7±1.98 9,9±2.07 1,1 >0,05

 

Исходный уровень физической подготовленности девушек экспериментальной и контрольной групп достоверно не различается (р>0,05) по всем показателям. В целом у исследуемых девушек практически одинаково развиты физические качества.

Представим на диаграммах результаты исходного уровня физической подготовки. На рис. 21 представлены результаты теста «бег на 60 м».

Рис. 21. Результаты теста «бег на 60 м», сек

В экспериментальной группе тест «бег на 60 м» составил 14,5 сек, в контрольной группе – 15,6 сек. Разница между группами составила 1,1 сек. Между группами достоверных различий нет (р>0,05).

На рис. 22 представлены результаты теста «бег на 1500 м».

Рис. 22. Результаты теста «бег на 1500 м», сек

В экспериментальной группе тест составил 421,6 сек, в контрольной группе – 422,2 сек. Между группами разница составила 1,1 сек, что статистически достоверно (р>0,05).

На рис. 23 представлены результаты теста «челночный бег».

Рис. 23. Результаты теста «челночный бег», сек

Тест «челночный бег» в экспериментальной группе составил 8,5 сек и в контрольной группе 8,6 сек. Разница между группами составила 0,1 сек (р>0,05).

На рис. 24 представлены результаты теста «прыжки в длину с места».

Рис. 24. Результаты теста «прыжок в длину с места», см

В экспериментальной группе результаты теста составили 192,3 см, в контрольной группе – 185,6 см. Разница между группами составила 6,7 см (р>0,05).

На рис. 25 представлены результаты теста на подтягивание.

Рис. 25. Результаты теста «подтягивание», количество подтягиваний

В экспериментальной группе девушки подтянулись 11,3 раза, в контрольной группе – 14 раз. Разница между группами составила 2,7 раза.

На рис. 26 представлены результаты теста «подъем туловища из положения лежа».

Рис. 26. Результаты теста «подъем туловища из положения лежа», кол-во подъемов

В экспериментальной группе девушки выполнили тест на подъем туловища 10,7 раз, в контрольной группе – 9,9 раз. Разница составила 0,8 раза (р>0,05).

Таким образом, проведенное тестирование позволило оценить уровень функционального состояния и развития физических качеств у девушек 18-19 лет. Далее в исследовании была разработана программа фитнеса для экспериментальной группы.

3.3. Разработка программы фитнеса для девушек 18-19 лет, направленной на формирование динамической осанки

 

Педагогический эксперимент предполагал разработку программы фитнеса для экспериментальной группы и ее экспериментальная апробация. Подразумевалось, что применение занятий фитнесом, в частности, боди-балетом, будет способствовать развитию физических качеств, развитию функциональной мышечной силы, улучшению функционального состояния студенток и в целом приведет к формированию динамической осанки.

Ценность использования средств боди-балета, заключается в том, что они комплексно влияют на организм девушек 18-19 лет: укрепляют все мышечные группы, развивают подвижность суставов, способствуют повышению эластичности связок и сухожилий, повышают уровень развития аэробных возможностей, укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивают эстетический вкус, культуру движений и улучшают психоэмоциональное самочувствие. Поэтому, разработка научно-обоснованного подхода к использованию средств боди-балета в процессе физического воспитания студенток 1 курса является актуальным.

Боди-балет как направление танцевальной аэробики, синтезирующий в себе элементы классической хореографии, оздоровительной аэробики йоги, и пилатеса появился в начале ХХІ века, то есть получил свое распространение совсем недавно. Однако уже успел получить большую популярность среди разных групп населения, а особенно среди молодежи.

Боди-балет помимо физкультурно-оздоровительной ценности несет в себе еще и художественно-эстетическую, которая способствует формированию культурно образованной личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно поэтому процесс физического воспитания студентов может быть обогащен средствами боди-балета. Особенно актуальным это является для физического воспитания студенток 1 курса, которые мечтают иметь красивую фигуру и красиво двигаться.

С целью внедрения средств боди-балета в процесс физического воспитания студенток 1 курса нами была составлена, специальная программа, рассчитанная на 2 года изучения.

Цель программы: совершенствование двигательной культуры девушек, их физическое развитие, формирование динамической осанки, умений и навыков по технике выполнения упражнений боди-балета (сочетание упражнений хореографии и оздоровительной аэробики).

Задачи программы:

  1. Укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем организма занимающихся.
  2. Формирование правильной осанки, культуры движений.
  3. Разносторонняя, сбалансированная физическая подготовка.
  4. Освоение основных упражнений боди-балета:

— упражнений хореографии в партере, возле станка и на середине;

— базовых движений оздоровительной аэробики;

— учебно-танцевальных композиций, созданных на основе сочетания движений классической хореографии и оздоровительной аэробики.

  1. Развитие специфических качеств: танцевальности, музыкальности, выразительности и творческой активности.
  2. Привитие интереса к систематическим занятиям оздоровительной аэробикой.

На каждом занятии по боди-балету должен был решаться комплекс взаимосвязанных задач: укрепление здоровья и профилактика заболеваний; гармоничное развитие и совершенствование основных физических способностей; повышение работоспособности и двигательной активности и привитие потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

Для облегчения систематизации учебного материала из боди-балета мы, на примере вариативных модулей программы по физической культуре, разработали вариативный модуль «Бодибалет» для студентов 1 курса.

В раздел «содержание учебного материала» внесены теоретические сведения, специальная физическая и техническая подготовка на занятиях боди-балетом (см. табл. 6).

Таблица 6

Распределение учебного материала

Содержание учебного материала Требования к уровню подготовки
1 2
Теоретические сведения  
История развития и современное состояние классической хореографии и оздоровительной аэробики как составляющих боди-балета. История развития боди-балета

Общая характеристика средств боди-балета (упражнения партерной хореографии, хореографии возле станка и по середине; базовые движения оздоровительной аэробики, стрейчинг, элементы атлетической гимнастики).

Правила техники безопасности на занятиях боди-балета.

Личная гигиена занимающихся.

Оздоровительный потенциал упражнений боди-балета

Студенты:

— характеризуют историю развития и современное состояние классической хореографии и оздоровительной аэробики как составляющие боди-балета. История развития боди-балета.

— называют и коротко характеризуют средства боди-балета; упражнения партерной хореографии, хореографии возле станка и по середине; базовые движения оздоровительной аэробики; элементы стрейтчинга и атлетической гимнастики;

— знают правила техники безопасности на занятиях боди-балета; требования к личной гигиене; влияние упражнений боди-балета на укрепление здоровья и физическое совершенствование тех, кто занимается

Специальная физическая подготовка  
Специальные упражнения на развитие гибкости плечевого пояса и подвижности нижних конечностей, силы верхних и нижних конечностей, брюшного пресса, спины; упражнения на растяжку, упражнения для развития выносливости, ловкости. Студенты выполняют комплексы специальных упражнений на развитие гибкости плечевого пояса и подвижности нижних конечностей, силы верхних и нижних конечностей, брюшного пресса, спины; упражнения на растяжку; упражнения для развития выносливости, ловкости.
Техническая подготовка  
1. Основные движения классической хореографии возле станка и по середине:

— ролеве;

— деми та гран плие;

— батман тандю семпль;

— батман тандю жете;

— рон не жамб пар тер;

— батман фондю;

— рон де жамб ан лер;

— батман ролевелян;

 

Студенты владеют техникой движений классической хореографии.

 

 

 

Продолжение таблицы 6

1 2
— гран батман жете.

2. Основные базовые движения оздоровительной аэробики:

— разновидности ходьбы (марш, базик степ, степ-тач, дабл степ-тач, ту степ, вы-степ, слайд, крос, грейп джамп, джампин джак, пендьюлам, пивот тьон);

— разновидности махов и выпадов (лег кьол, ни ап, кик, лоу кик, ланж).

3. Учебно-танцевальные комбинации составлены из упражнений боди-балета на 32 и 64 счета.

4. Музыкальные игры и задания.

 

 

Структура занятия боди-балета заимствована из классического танца и имеет определенную последовательность в выполнении упражнений. Задачами подготовительной части урока является организация занимающихся, мобилизации их к предстоящей работе, подготовки к выполнению упражнений основной части занятия. Средства, которыми решаются указанные задачи, являются разновидности ходьбы и бега, различные танцевальные соединения современного и других видов танца, ритмопластические и общеразвивающие упражнения. Такие упражнения способствуют мобилизации внимания, подготавливают суставно-мышечный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы для дальнейшей работы.

Решения задач основной части достигалось применением большого арсенала разнообразных движений: упражнений классического танца, элементов оздоровительной аэробики, движений свободной пластики. Возможны также варианты построения ее на основе элементов народно-характерного танца и движений современного танца. Однако в большинстве случаев применяются комбинированные варианты, где в различных сочетаниях чередуются всевозможные средства хореографической подготовки.

Комбинированный вариант проведения основной части использовали, и мы в своем исследовании.

Форма основной части зависит от организации занятия. Наиболее простая форма – одночастная, когда упражнения проводятся только у опоры, только в партере или только по середине. Возможны двухчастная (у опоры, затем по середине; в партере и на середине и т.д.) и трех частная формы. При использовании средств боди-балета в качестве разминки на занятии физической культуры рекомендуется одночастная форма. При проведении полноценного занятия боди-балета применяются двух — и трехчастные формы.

В заключительной части занятия необходимо снизить нагрузку с помощью специально подобранных упражнений: на расслабление, на растягивание (умеренной интенсивности).

Вместе с упражнениями классической хореографии и танцевальными шагами, которые составляют значительную часть урока боди-балета, используются упражнения на гибкость. Упражнения на гибкость – это так называемый стретчинг, то есть упражнения на растяжение. Стретчинг на занятиях боди-балетом используется в разминке, в партерной части занятия, а также в заключительной части. Использование упражнений на растяжение в разминке позволяет эффективно разогреть те группы мышц, которые будут в наибольшей степени вовлечены в работу.

В партерной части занятия упражнения стретчинга используются с целью повышения гибкости мышц, связок и суставов. Для этого существует специальная методика их применения, включающая количество повторений упражнения, методику их чередования, время удержания максимальной амплитуды упражнения и т.д.

В педагогическом эксперименте исследуемые контрольной группы посещали занятия физической культуры, которые проводились по учебной программе вуза. Для исследуемых экспериментальной группы в течение шести месяцев проводились занятия по боди-балету.

Для определения эффективности влияния занятий боди-балетом на развитие физических способностей студентов было проведено повторное тестирование.

 

3.4. Исследование эффективности применения фитнеса на формирование осанки и физических качеств студенток 18-19 лет

 

В конце педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование студентов экспериментальной и контрольной групп. Единичные показатели тестирования функционального состояния студенток представлены в Приложении 5. Средне групповые результаты измерений представлены в таблице 7.

Таблица 7

Результаты тестирования функционального состояния девушек 18-19 лет в конце эксперимента

Показатель Экспериментальная группа Контрольная группа tэмп р
АДс 122,30±1,43 134,30±2,35 4,36 <0,05
АДд 82,60±1,65 91,30±1,58 3,81 <0,05
ЧСС 91,60±3,49 108,40±3,36 3,47 <0,05
Рост, см 165,90±1,86 166,00±1,68 0,04 >0,05
Вес, кг 62,60±1,88 63,40±2,87 0,23 >0,05
Возраст, лет 18,90±0,23 18,70±0,21 0,64 >0,05

 

По результатам измерения артериального давления отмечается снижение АДс в экспериментальной группе до 122,30 мм рт.ст. и в контрольной группе – до 134,30 мм рт.ст. Диастолическое давление в экспериментальной группе составило 82,60 мм рт.ст. и в контрольной группе – 91,30 мм рт.ст. Между группами выявлены достоверные различия (р<0,05). Результаты измерения АД представлены на рис. 27.

Рис. 27. Результаты измерения артериального давления

после эксперимента, мм рт.ст.

Показатели ЧСС у девушек после эксперимента составили 91,6 уд/мин в экспериментальной группе и 108,40 уд/мин в контрольной группе (рис. 28).

Рис. 28. Показатели ЧСС после эксперимента, уд/мин

Между группами выявлены достоверные различия (р<0,05).

Анализируя динамику веса у девушек до и после эксперимента, установлено небольшое снижение массы тела в экспериментальной группе с 64,70 кг до 62,60 кг (р>0,05) и в контрольной группе с 63,80 кг до 63,40 кг (р>0,05).

Далее в исследовании был рассчитан индекс функционального состояния по формуле 1. В результате вычисления получены следующие значения: 0,453 или «ниже среднего» уровень в экспериментальной группе и 0,232 или «низкий» уровень в контрольной группе (рис. 29).

Рис. 29. Показатели ИФС после эксперимента, усл.ед.

На рис. 30 представлен прирост в результатах тестирования функционального состояния девушек, что указывает на эффективность применения программы фитнеса.

Рис. 30. Прирост результатов тестирования функционального состояния

Сравнивая результаты тестирования с начальными показаниями, отмечаем снижение систолического АД в экспериментальной группе на 10,9%, в контрольной группе – на 2,4%. Диастолическое давление в экспериментальной группе снизилось на 15%, в контрольной группе – на 3,6%.

Установлено снижение ЧСС в экспериментальной группе на 21,5%, в контрольной группе – на 3,5%.

Далее в исследовании представлены результаты тестирования функциональной силы мышц у студенток. Результаты тестирования представлены в приложении 6. Результаты тестов статистически обработаны, рассчитан коэффициент Стьюдента, достоверность результатов сравнивалась между экспериментальной и контрольной группами после эксперимента. В таблице 8 представлены среднегрупповые показатели.

Таблица 8

Результаты тестирования функциональной силы мышц в конце эксперимента

Показатель функциональной силы Экспериментальная группа Контрольная группа T p
1 2 3 4 5
Прямых мышц живота 26,00±1,26 19,00±0,82 4,66 <0,05
Косых мышц живота 33,60±1,94 26,40±1,42 2,99 <0,05
Мышц-разгибателей 39,70±1,21 30,80±1,19 5,24 <0,05
Ромбовидных мышц 3,50±0,27 2,40±0,27 2,88 <0,05
Ягодичных мышц 38,20±0,95 31,80±1,44 3,71 <0,05

 

Функциональная сила прямых мышц живота в экспериментальной группе составила 26,00 и в контрольной группе 19,00 сек, функциональная сила косых мышц составила, соответственно, в экспериментальной и контрольной группах 33,60 и 26,40 сек, мышц-разгибателей – 39,70 и 30,80 сек, ромбовидных мышц – 3,5 и 2,40 баллов, ягодичных мышц – 38,20 и 31,80 сек (рис. 31).

Рис. 31. Результаты тестирования функциональной силы мышц у студентов в конце эксперимента

Итак, в результате тестирования студентов после проведенного педагогического эксперимента, отмечена положительная динамика в изменении результатов в экспериментальной группе. Экспериментальная группа по сравнению с контрольной группой имеет достоверно лучшие показатели функциональной силы мышц (р<0,05).

Прирост результатов тестирования функциональной силы мышц представлен на рис. 32.

Рис. 32. Прирост в результатах тестирования функциональной силы мышц, %

Сравнивая результаты тестов функциональной силы с начальными показателями установлено увеличение силы прямых мышц живота на 57,6% в экспериментальной группе и на 8%, косых мышц живота улучшились на 38,8% и на 5,2%, мышц-разгибателей улучшились на 31% и 4,8%, ромбовидных мышц 116% и 33,3%, ягодичных мышц – 29,1% и 5,3%. По данным диаграммы (рис. 32) наглядно видно, что экспериментальная группа имела больший прирост в результатах тестирования.

Далее в исследовании представлены результаты тестирования физических качеств. Единичные показатели тестирования представлены в приложении 7. В таблице 9 представлены средние результаты по группам.

Таблица 9

Результаты тестирования физической подготовленности экспериментальной и контрольной группы в конце эксперимента

Тест Результаты теста
Экспериментальная группа Контрольная группа t p
1 2 3 4 5
Бег на 60 м 12,6±1,14 14,6±1,14 3,5 <0,05
Бег на 1500 м 408±11,45 419,9±12,48 2,4 <0,05
Челночный бег, с 6,6±1,05 7,8±1,03 3,4 <0,05
Прыжки в длину с места, см 206,4±3,5 187,4±2,79 4,24 <0,05
Подтягивание (раз) 15,2±1,49 14,4±0,83 0,47 >0,05
Подъем туловища из положения лежа 13.8±3,01 11,2±2,78 2,5 <0,05

 

Представим на диаграммах результаты физической подготовки в конце эксперимента. На рис. 33 представлены результаты теста «бег на 60 м».

Рис. 33. Результаты теста «бег на 60 м», сек

В экспериментальной группе тест «бег на 60 м» составил 12,6 сек, в контрольной группе – 14,6 сек. Разница между группами составила 2,0 сек. Между группами имеются достоверные различия (р<0,05).

На рис. 34 представлены результаты теста «бег на 1500 м». В экспериментальной группе тест составил 408 сек, в контрольной группе – 419,9 сек.

Рис. 34. Результаты теста «бег на 1500 м», сек

Между группами разница составила 11,9 сек, что статистически достоверно (р<0,05).

На рис. 35 представлены результаты теста «челночный бег».

Рис. 35. Результаты теста «челночный бег», сек

Тест «челночный бег» в экспериментальной группе составил 6,6 сек и в контрольной группе 7,8 сек. Разница между группами составила 1,2 сек (р<0,05).

На рис. 36 представлены результаты теста «прыжки в длину с места».

Рис. 36. Результаты теста «прыжок в длину с места», см

В экспериментальной группе результаты теста составили 206,4 см, в контрольной группе – 187,4 см. Разница между группами составила 19 см. между группами выявлены достоверные различия (р<0,05).

На рис. 37 представлены результаты теста на подтягивание.

Рис. 37. Результаты теста «подтягивание», количество подтягиваний

В экспериментальной группе девушки подтянулись 15,2 раза, в контрольной группе – 14,4 раза. Разница между группами составила 0,8 раза. Между группами статистических различий не выявлено (р>0,05).

На рис. 38 представлены результаты теста «подъем туловища из положения лежа».

Рис. 38. Результаты теста «подъем туловища из положения лежа», кол-во подъемов

В экспериментальной группе девушки выполнили тест на подъем туловища 13,8 раз, в контрольной группе – 11,2 раза. Экспериментальная группа имела достоверно лучшие результаты в тестировании, р<0,05.

Таким образом, после проведенного педагогического эксперимента в экспериментальной группе имелись достоверные отличия по сравнению с контрольной группой.

С целью выявления эффективности применения фитнеса был рассчитан прирост в результатах тестирования. Результаты представлены на рис. 39.

Рис. 39. Прирост в результатах тестирования физических качеств студенток 1 курса, %

По данным диаграммы наблюдаем больший прирост в улучшении показателей в экспериментальной группе.

Таким образом, в начале эксперимента между экспериментальной и контрольной группами не выявлено достоверных различий. После эксперимента результаты экспериментальной группы показали достоверные различия, что указывает на улучшение функциональной системы, укрепление функциональной силы мышц и эффективность применения фитнеса в развитии физических качеств.

В результате эксперимента можем сказать, что улучшилась физическая подготовленность занимающихся, это свидетельствует об улучшении физических показателей, укрепление функциональной силы мышц позволяет формировать динамическую осанку у студентов.

 

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящей работе исследована эффективность применения фитнеса в формировании динамической осанки у студентов 18-19 лет. Для достижения поставленной цели в работе были решены все задачи методом анализа литературных источников и проведения педагогического эксперимента посредством применения ряда теоретических и практических методов исследования.

В теоретической части работы научно обоснованы проблемы формирования динамической осанки у студенческой молодежи, изучены методы коррекции осанки, рассмотрены современные фитнес-технологии, применяемые в формировании динамической осанки у студентов.

Проблема осанки у современной молодежи приобрело важное значение, что связано с увеличением числа студентов с ее нарушениями. Данный вид патологии приводит к развитию морфофункциональных изменений в позвоночном столбе, происходит деформация позвоночника, ухудшается биомеханика суставов. Изменения биомеханики позвоночника влекут за собой дегенеративно-дистрофические преобразования в межпозвонковых дисках, формирование грыж и нарушения в суставно-связочном аппарате. Нарушения осанки приводят к различным заболеваниям внутренних органов. Следовательно, своевременная коррекция осанки, является актуальной.

Среди методов коррекции осанки широко применяются физические упражнения. С целью повышения мотивации студентов в физическом воспитании, а также с целью формирования динамической осанки в последнее время применяют фитнес-технологии.

Фитнес индустрия динамично движется вперед и с каждым годом мы можем видеть появление все новых танцевальных видов в групповых занятиях. Сегодня к ним можно отнести: джаз, белиденс, рок-н-ролл, боди-балет и другие. Яркой, отличительной особенностью этих танцевальных видов, является возможность работать на уроке в разных режимах: медленном, быстром, с остановками, что не позволяет нам отнести эти виды в разряд «аэробных».

В педагогическом эксперименте показана эффективность применения боди-балета как одного из фитнес-технологии. Включение в занятия боди-балета позволило улучшить показатели функционального состояния студентов, функциональной силы мышц, развития физических качеств.

Эффективность применения фитнеса с целью формирования осанки исследовали при помощи тестирования функциональной силы прямых мышц живота, косых мышц живота, мышц-разгибателей позвоночника, ромбовидных мышц, ягодичных мышц.

В начале эксперимента между экспериментальной и контрольной группами не выявлено достоверных различий. После эксперимента результаты экспериментальной группы показали достоверные различия, что указывает на укрепление функциональной силы мышц и эффективность применения фитнеса. Укрепление функциональной силы мышц позволяет улучшить динамическую осанку.

Показана эффективность применения фитнеса на развитие физических качеств. В частности, после проведенного педагогического эксперимента установлены достоверные различия в экспериментальной группе по таким тестам как бег на 60 м, бег на 1500 м, челночный бег, прыжки в длину с места, подъем туловища с положения лежа. Тест на подтягивание не показал достоверных улучшений между экспериментальной и контрольной группами.

В результате проведенного анкетирования установлено, что студенты имеют проблемы с осанкой и практически всем тяжело контролировать ее в течение дня, установлено, что студенты длительное время проводят за компьютером и выполнением домашнего задания. При этом считают, что фитнес является эффективным средством в развитии физических качеств и в формировании осанки.

Таким образом, проведенный педагогический эксперимент показал высокую эффективность предложенного подхода при реализации программы фитнеса, в частности боди-балета, как эффективного средства в формировании осанки. Полученные результаты исследований могут быть использованы при разработке программ физического воспитания в вузе.

Боди-балет предполагает равномерную нагрузку на все группы мышц. Он делает движения плавными и уверенными, а также развивает координацию. Занятия позволяют человеку научиться чувствовать себя комфортно в своем теле. Тренировки помогают добиться комплексного эффекта: развить выносливость, силу, проработать мышечный рельеф. Определенный ритм дыхания позволяет тренировать дыхательную систему и даже увеличить объем легких.

Гипотеза доказана. Цель работы достигнута, поставленные задачи решены.

В итоге нами рекомендуется использовать фитнес как средство формирования динамической осанки, развития физических качеств.
 

ВЫВОД

 

  1. Вопрос использования фитнеса в формировании осанки исследовались неоднократно. Но непосредственно упражнения боди-балета как средства физического воспитания студентов 1 курса еще не исследовались.
  2. Разработана методика физического воспитания девушек 18-19 лет (1 курса) средствами боди-балета синтезирует в себе элементы классической хореографии, оздоровительной аэробики йоги и пилатеса и кроме физкультурно-оздоровительной ценности несет в себе еще и художественно-эстетическую.
  3. Организация и проведение занятий с элементами боди-балета у студенток 18-19 лет способствует повышению уровня развития функционального состояния, повысить индекс функционального состояния, уровня развития функциональной силы мышц и физических качеств.

Рекомендации:

  1. С целью формирования динамической осанки у студентов рекомендуется применять фитнес-технологии, в частности, боди-балет.
  2. На первоначальных этапах очень важно подробно описать упражнения, чтоб не допустить ошибок в его выполнении в будущем.
  3. Необходимо проводить разъяснительные беседы со студентами о необходимости формирования осанки, о влиянии нарушений осанки на здоровье, об организации труда и отдыха.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бакшина А.И. Коррекция нарушения осанки у студенток специальной медицинской группы с использованием фитболов / А.И. Бакшина, Е.Ю. Клименко // В сборнике: физическая культура и спорт в современно обществе. Материалы Всероссийской научно–практической конференции. Ответственный редактор С. С. Добровольский, 2016. – С. 16–19.
  2. Беликова Ж.А. Применение гимнастических упражнений хатха–йоги с целью коррекции функциональных нарушений позвоночника у студентов специальных медицинских групп / Ж.А. Беликова, В.Л. Кондаков // Культура физическая и здоровье. – 2012. – № 3 (39). – С. 93–101.
  3. Билецкая В.В. Физическое воспитание. Оздоровительный фитнес: практикум / В.В. Билецкая, И.Б. Бондаренко. – К.: НАУ, 2013. – 52 с.
  4. Богомолова Е.А. Правильно организованные движения при сколиозах у студентов / Е.А. Богомолова // В сборнике: Cборник статей X Международного научно–исследовательского конкурса. 2020. – С. 288–291.
  5. Босенко А.И. Оздоровительный фитнес для ученической и студенческой молодежи / А.И. Босенко, С.А. Холодов, О.Г. Коваль; под ред. П.Д. Плахтия. – Каменец–Подольский: «Медобори–2006», 2016. – 88 с.
  6. Васильев В.А. Современные концепции коррекции сколиоза как вид адаптивно–двигательной рекреации студентов / В.А. Васильев, Т.П. Бегидова // Научно–спортивный вестник Урала и Сибири. – 2020. – № 1 (25). – С. 20–22.
  7. Влияние различных видов спорта на осанку. Сайт https://helpiks.org/ [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://helpiks.org/2–49693.html. – Загл. с экрана, дата обращения 10.10.2020 г.
  8. Волкова Д.Д. Гимнастика как средство оздоровления обучающихся на занятиях физической культурой / Д.Д. Волкова // В сборнике: Здоровый образ жизни, физическая культура и спорт: тенденции, традиции, инновации. Сборник научных трудов. Симферополь, 2019. – С. 7–13.
  9. Воронков А.В. Методика коррекции осанки у женщин 30–40 лет средствами пилатеса / А.В. Воронков, Д.В. Бывшева, И.Н. Никулин и др. // Культура физическая и здоровье. – 2018. – № 1 (65). – С. 150–152.
  10. Головко Н.Г. Базовые основы развития физических качеств и совершенствования функциональных и психологических способностей у студентов – спортсменов в вузах: монография / Н. Г. Головко. – Белгород: Издательство БГТУ им. В. Г. Шухова, 2017. – 193 с.
  11. Гончарова А.И. Лечебная физическая культура при нарушении осанки у студентов / А.И. Гончарова, Е.Г. Ткачева // Наука–2020. – 2018. – № 7 (23). – С. 94–98.
  12. Горелов А.А. О необходимости использования упражнений хатха–йоги для коррекции деформации позвоночника студентов специальных медицинских групп с нарушениями осанки / А.А. Горелов, В.Л. Кондаков, Ж.А. Беликова // Физическое воспитание студентов. – 2013. – № 2. – С. 35–44.
  13. Гусева И.Г. Фитнес–йога для студентов–музыкантов / И.Г. Гусева, Г.А. Зайцева // Физическая культура, спорт и здоровье. – 2017. – № 30. – С. 12–14.
  14. Дивинская Е.В. Применение методики адаптивного физического воспитания на основе использования упражнений хатха–йоги в занятиях со школьниками 10–11 лет, имеющими нарушения осанки / Е.В. Дивинская, А.Е. Дивинская, Р.Г. Бахматова // В сборнике: Актуальные вопросы физического и адаптивного физического воспитания в системе образования. Материалы I Всероссийской с международным участием научно–практической конференции, 2019. – С. 126–131.
  15. Догудовский В.В. Балетная осанка как основа формирования пластической культуры учащихся хореографических училищ / В.В. Дугодовский // Вестник МГУКИ, – 2012, – №3. – С. 183–186.
  16. Дремина В.В. Коррекция осанки средствами физической культуры / В.В. Дрёмина, А.И. Корецкая, Е.С. Мартыненко // В сборнике: Морские технологии: проблемы и решения – 2019. Сборник трудов по материалам научно–практических конференций преподавателей, аспирантов и сотрудников. Под общей редакцией Е.П. Масюткина. 2019. – С. 235–240.
  17. Егоров Д.Е. Здоровье, физическая культура в жизни студента / Д.Е. Егоров, Е.С. Замчевская // Научный журнал Дискурс. – 2017. – № 1 (3). – С. 19–24.
  18. Кеберле С.П. Оценка состояния здоровья студентов в современных условиях обучения / С.П. Кеберле // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 1. – С. 22.
  19. Козырева Е.В. Методические особенности применения средств физической культуры для студентов с нарушениями осанки / Е.В. Козырева, Е.В. Желтушкина // В сборнике: Развитие современного образования: от теории к практике. Сборник материалов III Международной научно–практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков, 2017. – С. 289–293.
  20. Корчевский А.М. Современные тенденции в состоянии здоровья студентов / А.М. Корчевский // В сборнике: актуальные проблемы физической культуры и спорта; материалы научно–практической конференции. 2018. – С. 57–61.
  21. Крамской С.И. Формирование психологической и физической подготовленности школьников и студентов в алгоритме здоровье сбережения: монография / С. И. Крамской. – Белгород: Издательство БГТУ им. В.Г. Шухова, 2017. – 158 с.
  22. Кудашова Л.Т. Фитнес–технологии в формировании динамической осанки студентов: учебное пособие / Л.Т. Кудашова, Н.Н. Венгерова. – СПб.: Изд–во СПбГЭУ, 2018. – 80 с.
  23. Кузьменко Н.В. Профилактика нарушений осанки на занятиях аэробикой / Н.В. Кузьменко // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2018. – № 5–3 (37). – С. 66–69.
  24. Листкова М.Л. Нарушение осанки у студентов различных факультетов, обучающихся в педагогическом университете / М.Л. Листкова, Л.К. Сидоров // В сборнике: Современные технологии в российской и зарубежных системах образования. Сборник статей VII Международной научно–практической конференции. 2018. – С. 37–41.
  25. Лузикова Т.В. Двигательная активность – как один из способов сохранения здоровья молодёжи / Т.В. Лузикова // В сборнике: физическая культура и спорт в современном обществе; материалы Всероссийской научно–практической конференции, посвященной 50–летию образования Дальневосточной государственной академии физической культуры. Под редакцией С.С. Добровольского, 2017. – С. 137–140.
  26. Люйк Л.В. Педагогическое сопровождение занятий физической культурой со студентами, имеющими нарушения осанки / Л.В. Люйк, Г.Б. Дьяченко, О.В. Солодянников // В сборнике: Физическая культура и спорт в профессиональном образовании. Межвузовский сборник научно–методических работ. Под научной редакцией В.А. Щеголева. – СПб, 2020. – С. 186–190.
  27. Мацко А.И. Здоровьесберегающие технологии профилактики и коррекции осанки студенток вузов / А.И. Мацко, Н.А. Балакирева // Глобальный научный потенциал. – 2018. – № 8 (89). – С. 33–35.
  28. Микрюкова О.Д. Нарушение осанки у школьников и студентов вузов / О.Д. Микрюкова, А.С. Фалалеева, Н.Г. Сабитова // Центральный научный вестник. – 2018. – Т. 3. – № 9 (50). – С. 27–29.
  29. Мирошниченко Б.И. Реабилитация нарушений осанки средствами оздоровительной тренировки / Б.И. Мирошниченко, И.Ф. Межман // Аллея науки. – 2017. – Т. 2, № 11. – С. 174–177.
  30. Митрохин О.В. Оценка факторов риска возникновения элиментарно–зависимых заболеваний студентов в связи с условиями питания / О.В. Митрохин, А.А. Матвеев, Н.А. Ермакова и др. // Анализ риска здоровью. – 2019. – № 4. – С. 69–76.
  31. Мосин И.В. Использование фитбол–гимнастики на занятиях со студентами специальной медицинской группы, с заболеваниями опорно–двигательного аппарата и нарушении осанки в условиях технического ВУЗА / И.В. Мосин, И.Н. Мосина, М.Н. Есаулов и др. // Современные здоровьесберегающие технологии. – 2019. – № 2. – С. 90–102.
  32. Наумович О.В. Коррекция нарушений осанки студентов Омского ГАУ на занятиях физической культуры с помощью ЛФК / О.В. Наумович // Наука через призму времени. – 2019. – № 5 (26). – С. 175–176.
  33. Николаев Ю.В. Педагогические аспекты формирования культуры здорового образа жизни студентов / Ю.В. Николаев // В сборнике: Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики; сборник научных трудов 5–й Международной научно–практической конференции: в 2–х томах. Юго–Западный государственный университет. 2019. – С. 58–60.
  34. Платонов В. Физическая культура – культура здоровья / В. Платонов // Физическое воспитание в школе. – 2009. – №2. – С. 40–43.
  35. Ракшина Н.С. Оценка динамики качества жизни студентов с нарушениями осанки различной степени тяжести / Н.С. Ракшина, М.В. Шуралёва, Т.М. Мазина // В сборнике: Актуальные направления научных исследований: перспективы развития. сборник материалов международной научно–практической конференции. 2017. – С. 58–63.
  36. Романенко Н.И. Система пилатес как средство коррекции опорно–двигательного аппарата теннисистов 14–16 лет / Н.И. Романенко, Ю.А. Чудная // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 60–3. – С. 275–280.
  37. Рябова А.А. Особенности нарушения осанки и деформации позвоночника у студентов ИГМА / А.А. Рябова, Т.А. Степанова // Modern Science. – 2019. – № 12–4. – С. 150–155.
  38. Савина Е.В. Боди–балет: современный способ оздоровления и коррекции фигуры / Е.В. Савина // В сборнике: XI Международный молодежный форум «Образование. Наука. Производство». Материалы форума. Белгород, 2019. – С. 2835–2838.
  39. Сенова К.В. Организация и методика адаптивного физического воспитания у студентов специального медицинского отделения с нарушениями осанки / К.В. Сенова, В.К. Геберт, Е.Г. Фоменко // В сборнике: Физическая культура и спорт – основы здоровой нации. материалы V Международной научно–практической конференции. 2019. – С. 86–91.
  40. Серикова Ю.Н. Особенности танцевальных видов аэробики / Ю.Н. Серикова, В.А. Александрова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 4 (182). – С. 397–399.
  41. Солодовник Е.М. Современные аспекты нарушения осанки среди студентов ПЕТРГУ, подходы к коррекции и профилактике / Е.М. Солодовник, Л.А. Неповинных // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 8–1. – С. 97–100.
  42. Татаров В.Б. Комплексная реабилитация студентов, имеющих нарушение осанки / В.Б. Татаров // Символ науки: международный научный журнал. – 2016. – № 9–2 (21). – С. 106–108.
  43. Татарова С.Ю. Реабилитация физического здоровья студентов с нарушением осанки / С.Ю. Татарова, С.И. Бочкарева, Е.Ю. Сысоева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 4 (182). – С. 456–458.
  44. Трухачев В.И. Влияние различных направлений фитнес–аэробики на физическое и функциональное состояние студентов / В.И. Трухачев, М.В. Осыченко, В.С. Скрипкин // Теория и практика физической культуры. – 2015. – № 11. – С. 55–58.
  45. Тутушкина ВГ. Система работы по предупреждению и коррекции нарушения осанки у студентов специальной медицинской группы по методу пилатес / В.Г. Тутушкина // В сборнике: Международная научно–исследовательская конференция «Интеграция теории и практики мирового научного знания в XXI веке». 2018. – С. 221–222.
  46. Хохлач А.С. Коррекция осанки средствами пилатеса / А.С. Хохлач // В сборнике: Образование, наука и молодежь – 2020. Cборник трудов по материалам II научно–практической конференции студентов и курсантов. Под общей редакцией Е.П. Масюткина. 2020. – С. 183–185.
  47. Цеева Н.А. Динамика показателей физического развития и физической подготовленности студенток специальных медицинских групп в процессе педагогического эксперимента / Н.А. Цеева, З.И. Чунтыжева, А.Л. Чувакин и др. // Colloquium–journal. – 2019. – № 25–4 (49). – С. 116–118.
  48. Шутова Т.Н. Содержание атлетической гимнастики и фитнеса в физическом воспитании студентов специальных медицинских групп / Т.Н. Шутова, О.В. Везеницын, Д.В. Выприков и др. // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2015. – № 4. – С. 70–76.
  49. Щеглов Е.М. Влияние физических упражнений на здоровье спины у студентов / Е.М. Щеглов // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2019. – № 2–4 (46). – С. 169–173.
  50. Эрдыниева Т.А. Исследование осанки и гибкости позвоночника у студентов ЕГФ ТУВГУ / Т.А. Эрдыниева // Вестник Тувинского государственного университета. №2 Естественные и сельскохозяйственные науки. – 2019. – № 2 (41). – С. 39–46.
  51. Юсупхаджиева Л.М. Анализ заболеваемости студентов СУРГУ / Л.М. Юсупхаджиева, И.З. Шихбабаева // Научный медицинский вестник Югры. – 2019. – Т. 19. – № 2. – С. 115–116.

1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф