Скоро защита?
Меню Услуги

Физическая реабилитация при нарушениях осанки. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


При смещении подвздошной кости вверх:

Упражнение 4. И.п.: сидя на краю стула так, что половина таза со стороны нарушений свисает; туловище выпрямлено. Пациент опускает и выдвигает свисающую половину таза вниз. Упражнение выполняется с незначительным усилием 15-20 сек, повторяется 3-4 раза.

При смещении подвздошной кости вниз:

Упражнение 5. И.п.: сидя на краю стула так, что половина таза со стороны, противоположной стороне нарушений, свисает; туловище выпрямлено. Пациент переносит вес тела на опорную половину таза и втягивает ее в себя. Упражнение выполняется с незначительным усилием 15-20 сек, повторяется 3-4 раза.

Специальные упражнения для поясничного отдела выполняют 12-15 раз, медленно, плавно; дыхание спокойное, с удлиненным выдохом. При кифоэнрованни и (или сгибании) поясничного отдела — живот втягивается в себя, «прилипает» к позвоночнику, дыхание в вершину кифоза. При лордозировании (или разгибании) живот выдвигается от себя, надувается, как «шарик», дыхание в вогнутость лордоза. Гипермобильные позвоночные двигательные сегменты фиксируются руками ребенка самостоятельно.

Растяжение укороченной, спазмирован- ной пояснично-подвздошной мышцы:

Укорочение и спазм пояснично-подвздошной мышцы часто встречаются: при поясничном гиперлордозе, сколиозе пояснично-грудного перехода.

Упражнение 6. И.п.: пациент удерживает руками ногу, согнутую в коленном и тазобедренном суставах; нога на стороне укорочения пояснично-подвздошной мышцы свисает вниз. На выдохе, расслабляясь, свисающая нога опускается ниже под действием собственного веса. Во время вдоха нога возвращается в первоначальное положение.

Усиление деторсионной тяги пояснично-подвздошной мышцы на вогнутой стороне дуги:

Упражнение 7. Это упражнение выполняется в двух режимах: сначала в динамическом, потом в статическом.

Динамический режим. И.п.: лежа на спине, колено с вогнутой стороны сколио- тической дуги приведено к животу. Тренировочный вес составляет примерно 70% от максимально возможного, с которым пациент может выполнить 20-25 повторений. С этим тренировочным весом выполняется серия, состоящая из 20-25 упражнений. Выполняется 4-7 таких серий с отдыхом между ними 3-5 мин. Увеличение тренировочного веса — по мере тренированности.

Статический режим. И.п. то же. Тренировочный вес составляет 75-80% от максимально возможного, который пациент может удержать в таком положении в течение 1 мин. Выполняется удержание веса в этом положении с последующим 3-5-минутным отдыхом 5-7 раз. Нагрузка дозируется изменением продолжительности напряжения (от 3 до 5 мин) и тренировочного веса.

Упражнение для тренировки мышц живота:

Упражнение 8. И.п.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях и тазобедренных суставах для исключения из сокращения пояснично-подвздошной мышцы. Осуществляется поднимание туловища без отрыва стоп. Стопы не фиксируются. Упражнение выполняется медленно и плавно. Признаки утомления: появление резкости в движении, отрыв стоп от пола во время выполнения. Нагрузка дозируется количеством повторений в серии. Количество серий и отдых, как и при тренировке пояснично-подвздошной мышцы.

Исправление патологического двигательного стереотипа и формирование правильной осанки

Всестороннее развитие двигательных способностей ребенка значительно расширяет его компенсаторные возможности и способствует более гармоничному развитию и формированию опорно-двигательного аппарата.

Вот почему для исправления патологического двигательного стереотипа и формирования правильной осанки необходимы:

разнообразные физические упражнения, развивающие координацию, ловкость, равновесие, а именно гимнастические (поза арабеск, ходьба по бревну, колесо и т.д.); на занятиях в группах китайской гимнастики ушу, в кружках хореографии и т.д.;

упражнения на компенсацию и коррекцию нарушений осанки;

развитие выносливости ребенка при нахождении в правильных или корректирующих осанку позах.

Упражнения на компенсацию и коррекцию нарушений осанки

На овладение движениями таза:

Упражнение 9. И.п.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях и тазобедренных суставах. Осуществляется отрыв таза от ложа и лордозирование поясничного отдела за счет разгибателей спины, после чего выполняется кифозирование поясничного отдела за счет напряжения мышц живота и ягодичных мышц. Кифозирование облегчается втягиванием живота в себя.

Далее осуществляется постепенный отрыв поясничного и нижнегрудного отделов от ложа, после чего в обратном порядке туловище опускается на ложе.

Овладев движениями таза и координацией ягодичных мышц и мышц живота, пациент осознает механизм исправления нарушений осанки, особенно при поясничном гиперлордозе, что облегчает выполнение технически сложных корригирующих упражнений.

Упражнение 10. И.п.: лежа на спине, пациент вытягивает в длину слегка отведенную вместе с соответствующей стороной таза конечность, как бы удлиняя ее. Другая нога «втягивается в себя», совершая обратное движение, так что при сокращении квадратной мышцы поясницы происходит перекос таза. Затем возвращается в исходное положение.

Осознавая механизм перекоса таза, пациент учится корригировать это положение, расслабляя напряженную квадратную мышцу поясницы.

На компенсацию сколиотической осанки:

Упражнение 11. Выполняется перед зеркалом для самоконтроля. Осуществляется смещение в горизонтальном направлении грудной клетки, которое облегчается вытягиванием руки в сторону и переносом веса тела на ягодицу и ногу той же стороны. При правильном сокращении косых мышц живота грудной отдел смещается, не наклоняясь и не изгибаясь.

Научив ребенка правильно, используя навыки движения тазом, выполнять это упражнение, его затем обучают упражнениям по самовыравниванию — самовытяжению.

Обучение нормальному дыханию.

Механизм дыхания больной контролирует руками, лежащими на грудной клетке и на животе:

а)       неправильное парадоксальное дыхание — живот втягивается, а грудная клетка расширяется;

б)       первый этап — полный выдох;

в)       вдох за счет выпячивания диафрагмы в брюшную полость; грудная клетка не растянута;

г)       заключительная стадия — глубокий вдох за счет синхронного расширения груди и живота.

Формирование правильного типа дыхания:

Упражнение 12. И.п.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях и тазобедренных суставах для расслабления мышц живота. Основная цель обучения синхронизировать движения живота и грудной клетки: «надувание» живота и расширение грудной клетки на вдохе и «вдувание» живота и сужение грудной клетки на выдохе. Правая рука контролирует движения живота, левая — грудной клетки. Сначала обучают диафрагмальному дыханию, а потом — смешанному. Во время обучения дыхание осуществляется через рот. Для установления ритмичности, считая до четырех, — выдох и паузу.

В течение дня пациент должен контролировать правильное смешанное дыхание.

2.2.2 Цель, задачи, средства, формы, методы и методики лечебной физической культуры при нарушениях осанки

Хорошо зарекомендовал себя комплекс унифицированной корригирующей гимнастики, разработанный М.Г. Бондаренко. Комплекс унифицированной коррегирующей гимнастики.

Методические указания.

Данный комплекс может применяться при всех типах нарушения осанки 1-2 степени.

При нарушениях осанки 3 степени, а также при прогрессирующих нарушениях необходима консультация специалиста.

При необходимости упражнения, данные в основной части этого комплекса, можно выполнять асимметрично.

При выполнении изометрических упражнений (упражнений, связанных с длительной фиксацией позы) степень напряжения должна быть малой или средней, но никак не субмаксимальной или максимальной. Время изометрического усилия не должно превышать 10 с. В противном случае возможны усиление боли и спазм (смещение рефлексов).

Во время фиксации изометрического положения необходимо соблюдать строгую последовательность мышечных напряжений, стараться не задерживать дыхание, снижая уровень энергетических затрат в процессе совершенствования психомоторной деятельности.

Изометрические упражнения можно выполнять в асимметричном направлении, одновременно расслабляя противоположную половину тела или конечность.

При явлениях нестабильности позвоночника исключаются наклоны корпуса вперед на прямых ногах, подъем выпрямленных нижних конечностей в исходном положении, лежа на спине, так как это приводит к растяжению паравертебральных (околопозвоночных) тканей, продольных связок и смещению межпозвонковых дисков.

Активные движения, связанные с ротацией (вращением) позвоночника подключаются не ранее, чем на пятой-седьмой процедуре лечебной гимнастики.

Вводная часть

В данном разделе применяются общеукрепляющие упражнения, которые можно изменять. Часть упражнений, представление о которых затруднено среднестатистическим читателем, будут проиллюстрированы автором.

Исходное положение: стоя:

Подъем на носки, кисти сжаты в кулак перед собой.

Руки перед собой, повороты туловища вправо-влево.

Руки вверх, прогнуться назад — вдох, затем на выдохе слегка ссутулиться и расслабиться.

Приседание, положение рук произвольное.

Круговые вращения в шейном отделе позвоночника (противопоказано при шейном остеохондрозе).

Основная часть

Исходное положение: лежа на спине.

Руки вытянуты перед собой, произвести поочередное отрывание лопаток от пола.

Кисти к плечам или в замок за голову или шею, ноги согнуты в коленном и тазобедренном суставах, пятки приведены к ягодицам. Произвести одновременное сведение и разведение коленей и локтей.

Полумост. Первый вариант. Одна нога согнута в коленном и тазобедренном суставах, пятка приведена к ягодице, вторая нога лежит на колене первой областью голеностопного сустава («поза пляжника»). Произвести приподнимание таза от пола (Рисунок 2.2.2.1).

Рисунок 2.2.2.1.

 

Второй вариант. Ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, пятки приведены к ягодицам, выполнение то же (Рис 2.2.2.2).

,

Рисунок 2.2.2.2

Третий вариант (применяется для укрепления подвздошно-поясничной мышцы и квадратной мышцы поясницы). Исходное положение: см. Первый вариант. Произвести одновременное приподнимание таза и вытягивание прямой ноги, при этом носок тянется вперед (Рисунок 2.2.2.3).

Рисунок 2.2.2.3.

 

«Люлька». Цель данного упражнения заключается в укреплении верхних квадратов живота и их координации с мышцами ягодиц и бедер. Упражнение имеет два варианта выполнения. Рекомендуется выполнение второго варианта.

Первый вариант. Ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, пятки приведены к ягодицам. Необходимо вытянуть руки вперед и сесть, округлив поясницу, затем лечь на спину, округлив ее и прижимая подбородок к груди.

Второй вариант. Исходное положение то же. Необходимо прижать руками колени к груди, стараясь удержать это положение, затем, немного разгибая бедра, покачиваемся, поднимая голову и отрывая грудной отдел позвоночника на вдохе. После этого покачиваемся назад и выполняем это упражнение с вытянутыми вперед руками (Рисунок 2.2.2.4 и Рисунок 2.2.2.5)

Рисунок 2.2.2.4                                  Рисунок 2.2.2.5

Релаксация в «позе пляжника» (см. выше).

Согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах, захватывая нижние трети голеней выше лодыжек кистями, приподнять таз, прогнуться в позвоночнике, развести колени, плотно сжать ягодицы, опираясь на стопы и лопатки, фиксация изометрической позы 7-10 сек. (Рис 2.2.2.6)

 

 

Рисунок 2.2.2.6.

 

Привести колени к груди на выдохе, затем на вдохе медленно отпустить согнутые в коленях ноги.

Смещение согнутых в коленях ног в правую или в левую стороны от туловища, при этом голова поворачивается в противоположную сторону Рисунок 2.2.2.7.

 

Рисунок 2.2.2.7.

 

Руки в замок за голову. Коснуться локтями обеих колен, локти и колени движутся навстречу друг другу (Рисунок 2.2.2.8).

Правым локтем коснуться левого колена и наоборот. При хорошей физической подготовке рекомендуется выполнение с выпрямленными ногами.

Рисунок 2.2.2.8

Исходное положение: лежа по стойке смирно. Оба носка поворачиваются влево или вправо, при этом голова поворачивается в противоположную сторону.

Исходное положение: лежа на животе.

«Ласточка». Отвести прямые руки назад, кисти на уровне плечевых суставов, приподнять подбородок и верхнюю часть грудной клетки, выпрямить ноги, приподняв колени от пола, касаясь его поверхности практически одним животом. Фиксация позы 7-10 сек. (Рисунок 2.2.2.9)

Рисунок 2.2.2.9.

«Корзинка». Исходное положение: ноги согнуты в коленных суставах, руки захватывают голени в области голеностопных суставов. Одновременно приподнять грудь и бедра от пола, касаясь пола только областью живота и симфиза (Рисунок 2.2.2.10).

Рисунок 2.2.2.10

Поочередное сгибание ног в коленных суставах.

Ноги согнуты в коленных суставах под углом 90 градусов. Круговые вращения в голеностопных суставах, темп медленный.

Поочередно потянуться рукой к противоположной ягодице или подколенной ямке, фиксация изометрической позы 7-10 сек. (Рисунок 2.2.2.11).

Рисунок 2.2.2.11

Ноги согнуты в коленных суставах. Приподнять колени от пола, можно поочередно (Рисунок 2.2.2.12).

Рисунок 2.2.2.12

Руки за головой. Подъем корпуса с фиксированными ногами и ягодицами.

Исходное положение: лежа на боку.

Отведение и приведение верхней ноги.

Круговые вращения в тазобедренном суставе, нога слегка отведена, при этом носок тянется вперед, темп медленный.

Переход из позы эмбриона в положение максимального разгибания туловища при согнутых ногах (Рисунок 2.2.2.13).

Верхнюю ногу привести к животу, одноименную руку поднять вверх параллельно полу.

Рисунок 2.2.2.13

Сгибание-разгибание в тазобедренных суставах, при этом ноги слегка согнуты в коленных суставах

Сгибание-разгибание в тазобедренных суставах, при этом ноги слегка согнуты в коленных суставах.

Исходное положение: стоя на четвереньках.

Кошачья спина (Рисунок 2.2.2.14, 2.2.2.15).

Рисунок 2.2.2.14.

Рисунок 2.2.2.15.

 

Отжимание от пола с прямой спиной, руки слегка согнуты, пальцы повернуты друг к другу, голени перекрещены (Рисунок 2.2.2.16).

 

 

Рисунок 2.2.2.16.

Сесть на пятки, руки вытянуты вперед.

Вытянуть вперед одну руку и одновременно разогнуть и вытянуть назад противоположную ногу, фиксация изометрической позы 7-10 сек. (Рисунок 2.2.2.17).

Рисунок 2.2.2.17.

Сесть на пятку, при этом вторая нога вытянута назад.

Качание таза вправо–влево, пытаясь коснуться пола (Рисунок 2.2.2.18)

Рисунок 2.2.2.18.

Исходное положение: стоя.

Изометрическая гимнастика.

Ноги на ширине плеч, небольшой наклон корпуса вперед, прогнувшись в пояснице, руки вытянуты вверх и вперед, являясь продолжением туловища, кисти в замок ладонями наружу, подбородок приподнят, взгляд направлен вверх, фиксация изометрической позы 7-10 сек. (Рисунок 2.2.2.19).

То же упражнение с поворотом корпуса вправо или влево (Рисунок 2.2.2.20).

Фиксировать наклон вперед с одновременным прогибом в пояснично-грудном отделе позвоночника, руки отведены назад до предела, голова приподнята, взгляд направлен немного вверх, фиксация изометрической позы 7-10 с.

Рисунок 2.2.2.19.                           Рисунок 2.2.2.20.

Ноги вместе, руки подняты вертикально вверх, кисти в замок ладонями наружу. Потянуться, не отрывая пяток от пола, слегка прогнувшись назад, взгляд направлен вверх, фиксация изометрической позы 7-10 с.

Ноги широко расставлены. Фиксировать наклон в левую сторону, правая рука поднята вертикально вверх, левая скользит по лампасу, располагаясь в области голени, голова повернута вправо, взгляд направлен вверх, фиксация изометрической позы 7-10 с.

То же упражнение выполняется в противоположную сторону.

«Самолет». Фиксировать наклон корпуса вперед, руки разведены в стороны на уровне плеч, голова приподнята, взгляд направлен вверх, фиксация изометрической позы 7-10 сек. (Рисунок 2.2.2.21).

«Мельница». Фиксировать наклон корпуса вперед с одновременным поворотом вправо, руки разведены в стороны на уровне плеч, голова повернута в сторону кисти поднятой вверх руки, фиксация изометрической позы 7-10 сек.

То же упражнение выполняется с поворотом в противоположную сторону.

Ноги на ширине плеч, фиксировать наклон назад, пытаясь коснуться кончиками пальцев пола или поверхности стола, фиксация изометрической позы 7-10 с. Важно, чтобы сгибание осуществлялось не только в суставах нижних конечностей, но и в позвоночнике (Рисунок 2.2.2.22).

Рисунок 2.2.2.21.

Рисунок 2.2.2.22.

Затем, при отсутствии боли, проводят одну минуту бега, плавно переходящего в медленную ходьбу.

Заключительная часть.

Исходное положение: лежа на спине. Производится релаксация и совершенствование навыков произвольной экономизации дыхания в покое: вдох производится через нос в течение 3 с, после чего следует выдох на протяжении 4 с.

2.3. Лечебный массаж при нарушениях осанки

При сколиозе положительный эффект дает дифференцированный массаж в сочетании с лечебной гимнастикой.

Массаж применяется с целью укрепления мышц, повышения их тонуса на расслабленных мышцах, расслабления напряженных мышц и для корригирующего воздействия на само искривление. При двойном искривлении позвоночника (S–образный сколиоз) область спины условно разделяется на четыре раздела (2– грудных и 2–поясничных). Добавочными отделами являются плечевой пояс, передняя поверхность грудной клетки мышцы живота.

Вертикальные линия делит спину на правый и левый отделы. Горизонтальная линия на уровне первого поясничного позвонка отделяет грудной и поясничный отделы. Выпуклая часть реберных дуг в грудном отделе покрыта растянутыми мышцами, а на противоположной стороне сколиоза, в области западения ребер, мышцы сокращены и западают в углубление скелета. Массаж начинают в исходном положении пациента на животе.

  1. Вначале проводится общее поверхностное и глубокое поглаживание всех мышц спины.
  2. Начинают воздействие с вогнутой стороны грудного отдела. Цель массажа – расслабить мышцы, расширить межреберные промежутки. Применяются приемы поглаживания, легкого растирания и растягивания в направлении от периферии к центру с использованием подлопаточного приема. Верхняя порция трапециевидной мышцы на этой стороне растянута. На ней проводится тонизирующий массаж.

III. Далее проводится тонизирующий массаж растянутых, расслабленных мышц в области грудного сколиоза. Применяются приемы глубокого поглаживания, растирания, разминания. Для укрепления мышц лопатка активно приводится к средней линии. Массажист удерживает одной рукой отведенное назад плечо и массирует мышцы межлопаточной и лопаточной областей. Затем проводится воздействие на кифоз надавливанием на ребра вдоль и поперек выступа (глажка). Верхняя порция трапециевидной мышцы сокращена, эту часть расслабляют растягиванием в противоположном направлении.

  1. Массаж сокращенных мышц в области поясницы проводится с целью расслабления и растягивания промежутка между крылом подвздошной кости и реберной дугой. ИПП (исходное положение пациента): лежа на боку на стороне поясничного сколиоза. ИПМ (исходное положение массажиста): спереди от пациента. Сближающим движением рук мягкие ткани направляют в зону западения, а затем разведением рук мышцы растягивают. Затем проводится оттягивание крыла подвздошной кости со стороны поясничного западения.
  2. На стороне поясничного сколиоза выражен мышечный валик, обусловленный торсией позвоночника на фоне расслабленных поясничных мышц. ИПП: лежа на противоположном боку. ИПМ: спереди от пациента. В начале массажист расслабляет мышечный валик, совершая легкую вибрацию подушечками четырех пальцев и глажкой в поперечном и продольном направлениях. Затем проводят укрепляющий массаж растянутых мышц поясничного сколиоза.
  3. Для массажа мышц передней поверхности грудной клетки ИПП – лежа на спине. Проводится дифференцированный массаж БГМ. На стороне сокращенной мышцы плечо приведено кпереди. Основная задача – расслабить мышцу с последующей коррекцией плеча. Для этого растягиваем БГМ, отводя плечо к плоскости стола. На противоположной стороне проводится укрепляющий массаж БГМ. Затем проводится пассивная коррекция реберных дуг путем перекрестного захвата.

В заключение проводится дифференцированный массаж мышц брюшного пресса.

2.4. Физиотерапия при нарушениях осанки

Физиотерапевтические процедуры назначают больным с нарушениями осанки и сколиозом в целях улучшения трофики тканей, повышения сократительной активности мышц спины на выпуклой стороне деформации, общезакаливающего эффекта.

Из методов аппаратной физиотерапии применяют индуктотермию в сочетании с электрофорезом кальция и фосфора, электростимуляцию мышц, общее ультрафиолетовое облучение.

Индуктотермия и электрофорез кальция и фосфора проводятся по сле-дующей методике. Два электрода площадью 150 см2 накладывают паравертебрально параллельно друг другу на уровне дуги намечающегося искривления позвоночника.

Первый электрод c салфеткой, смоченной 5% раствором хлористого кальция, соединяют с анодом гальванического аппарата, второй электрод с салфеткой, смоченной 1% раствором фосфорнокислого натрия, соединяют с катодом.

Поверх этих электродов устанавливают электрод — диск диаметром 20 см от аппарата для индуктотермии ДКВ-1. Плотность гальванического тока составляет от 0,05 до 0,08 мА/см2. Процедуры проводят через день при экспозиции 15 мин, на курс лечения назначают 10— 12 процедур. В зоне сочетанного воздействия индуктотермии и электрофореза кальция и фосфора образуется электрическое поле и эндогенное тепло, в результате чего улучшаются кровообращение и трофика тканей. Электростимуляция является эффективным средством повышения тонуса и сократительной активности мышц на стороне выпуклости искривления позвоночника, она осуществляется с помощью аппаратов АСМ-2, АСМ-3, АСМ-4, являющихся источниками ритмического тетанизирующего тока. В области широкой мышцы спины на стороне выпуклости искривления накладывают два электрода размерами 2х4 см со смоченной в теплой воде прокладкой, которые фиксируют резиновыми бинтами.

Силу тока необходимо повышать постепенно с 6—10 мА до видимого сокращения мышц (15— 20. мА). Процедуры проводят через день при продолжительности сеанса 10—20 мин с модуляцией 16—20 сокращений в мин, всего на курс лечения 20—30 процедур. В процессе лечения применяют «активную стимуляцию», которая характеризуется тем, что больной во время включения прибора производит попытку активного движения. С началом активной функции мышцы силу тока понижают.

Назначение общего ультрафиолетового облучения рекомендуется в зимний и весенний периоды преимущественно пациентам пониженной упитанности. Процедуры назначают через день в возрастающих дозировках: начинают с 1/8 — 1/2 биодозы с постепенным повышением до 3 биодоз, на курс лечения 10—15 процедур.

Тепловые процедуры (озокерито- и парафинолечение) способствуют снижению тонуса мышц. Поэтому их применяют подобно грязелечению в виде салфеточно-аппликационнго способа на вогнутую сторону искривления позвоночника. Пропитанные озокеритом первичные марлевые прокладки накладывают на кожу при температуре 37—39 °С, последующие — при температуре 50—60°С.

Озокеритолечение проводят через день, желательно в чередовании с электростимуляцией мышц спины. Длительность процедуры составляет 30—40 мин, на курс лечения 6—10 процедур. Наряду с тепловым, снижающим тонус мышц спины эффектом теплолечение повышает лимфо- и кровоток, активизирует обменные процессы и трофику тканей [11]

Глава 3. Оценка эффективности физической реабилитации при нарушениях осанки

Становая динамометрия

Известно, что пациенты с нарушением осанки страдают недостатком силы мышц спины. Слабость предположительно возникает за счет атрофии мышц, в результате неиспользования этих мышц, а также неадекватного нейромышечного подбора моторных зон.

Становая динамометрия – метод определения силы разгибателей туловища. Измерялась становым динамометром.

Обследуемый становился на площадку, которая с помощью цепи присоединена к динамометру. Крюк площадки находился между ступнями обследуемого. С другой стороны динамометр был присоединен к рукоятке. Цепь подбиралась такой длины, чтобы рукоятка динамометра была на уровне коленей обследуемого. Рукоятка динамометра захватывалась двумя руками. Тянуть ее нужно было, напрягая мышцы спины, плавно, без рынков, развивая максимальное усилие. Ноги при этом были выпрямлены в коленных суставах, руки также прямые. Измерение проводилось 2 раза и фиксировался лучший результат.

Становая сила взрослых мужчин в среднем равна 130-150 кг, женщин – 80-90 кг [8].

Проба Ромберга

У пациентов с нарушением осанки в первую очередь нарушается его опорная функция. Проба Ромберга – определяет устойчивость в статическом положении.

Мы выявляли, есть ли нарушения равновесия в положении стоя. Проба Ромберга проводилась в положении тела с уменьшенной площадью опоры: испытуемый стоял на одной ноге, другая согнута в колене и ступней опускается на коленный сустав с медиальной стороны, руки вытянуты в стороны. В норме пациент должен сохранять равновесие в течение 30 секунд [14].

Гарвардский степ – тест

Пациент, страдающий нарушением осанки, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки, быстро утомляется. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его физической работоспособности. Так как у пациентов с нарушением осанки снижается физическая работоспособность, мы проводили Гарвардский степ – тест.

Гарвардский степ – тест – тест на выносливость сердечно-сосудистой и дыхательной систем, позволяющий оценить уровень физической подготовки человека посредством реакции его сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.

Гарвардский степ-тест заключался в подъемах на скамейку, высотой ступеньки 43–50 см. Время выполнения – 5 мин. Частота восхождения 30 подъёмов в 1 минуту под метроном (темп – 120 уд/мин). Подъём на ступеньки и опускание на пол производился с одной и той же ноги. На ступеньке положение вертикальное с выпрямленными ногами. После нагрузки подсчитывался пульс, сидя у стола за первые 30 сек. на 2, 3, 4-ой минуте восстановления. ИГСТ рассчитывается по формуле:

ИГСТ= 100/(1+2+3)*2 ,

где 1, 2, 3 – ЧСС, за первые 30 сек. на 2, 3, 4 мин. восстановления – время восхождения в сек., если ИГСТ:

– меньше 55 – физическая работоспособность слабая,

– 55-64 – ниже средней,

– 65-79 – средняя,

– 80-89 – хорошая,

– 90 и более – отличная [8].

Определение частоты дыхательных движений

У пациентов с нарушением осанки наблюдается снижение функционального состояния дыхательной системы, из-за тугоподвижности и ригидности грудной клетки. Мы измеряли частоту дыхательных движений (ЧДД) – совокупность вдоха и следующего за ним выдоха считают одним дыхательным движением.

Определение частоты дыхания проводили незаметно для пациента (в этот момент положением руки можно имитировать определение частоты пульса). Положение больного – лёжа или сидя, при этом брали его за руку как для исследования пульса, но наблюдали за экскурсией грудной клетки и считали дыхательные движения в течение 1 минуты.

Частота дыхательных движений у взрослого здорового человека в покое составляет 16-20 в минуту, у женщин она на 2–4 дыхания больше, чем у мужчин. В положении «лежа» число дыханий обычно уменьшается (до 14–16 в минуту), в вертикальном положении – увеличивается (18–20 в минуту) [20].

Проба Штанге

При нарушении осанки вследствие деформации грудной клетки, уменьшается дыхательная поверхность легких и нарушается обмен газов, что приводит к гипоксии тканей всего организма.

Мы проводили пробу Штанге, которая определяет степень устойчивости организма к гипоксии. Проба проводилась с целью оценки максимального времени задержки дыхания после глубокого вдоха. При проведении пробы Штанге пациенту предлагали сделать три глубоких вдоха и выдоха, а на высоте четвертого вдоха задержать дыхание. Длительность задержки дыхания у здоровых людей колеблется от 40 до 55 секунд, а при нарушении функции дыхательной системы задержка дыхания при выполнении пробы Штанге меньше нормы [8].

Проба Pavelky (ротация)

Пациенты с нарушением осанки обычно жалуются на слабость, тяжесть, скованность, неуклюжесть движений. Термин «слабость» обозначает снижение/ утрату мышечной силы. Для этого мы проводили исследование поворота (ротации) позвоночника.

Исследуемого пациента просили стоять прямо, ноги выпрямить, спину расслабить.

Исследование поворота туловища: сантиметровую гибкую ленту в натяжении прокладывали по косой от яремной вырезки по передней и задней поверхности грудной клетки на спину до 5 поясничного позвонка, измеряли данное расстояние. Затем пациент совершал поворот туловища вправо/влево, после чего данное измерение повторяли.

В норме расстояние должно увеличиться в среднем, на 8 см.

Различают 3 степени нарушений ротационной функции позвоночника:

1 степень нарушений функции позвоночника (незначительные нарушения) – увеличение расстояния на 5 — 6 см;

2 степень (умеренные нарушения) – увеличение расстояния на 3–4 см;

3 степень (выраженные нарушения) – увеличение расстояния менее 3 см [20].

Оценка силовой выносливости мышц брюшного пресса

При функциональных нарушениях осанки, мышцы спины и мышцы брюшного пресса ослаблены, поэтому принять правильную осанку пациент может лишь ненадолго. Также на ослабление мышц может повлиять длительное ношение корсета.

Для оценки силовой выносливости мышц брюшного пресса проводили пробу из исходного положения пациента лежа на спине с фиксированными ногами, руки на поясе. Испытуемый должен был садиться и возвращаться в исходное положение. Измеряли количество движений в минуту с помощью секундомера. Норматив для пациентов старше 16 лет – не менее 30 движений в минуту [8]

Выводы

Физическая культура детей школьного возраста осуществляется в трех сферах:

1) в учебных заведениях, составляющих систему среднего образования;

2) в организациях, осуществляющих внешкольные занятия физическими упражнениями;

3) в семье.

Для каждой из этих сфер характерно разнообразие конкретных форм занятий. С целью предупреждения отклонений в формировании опорно-двигательного аппарата используются исторически сложившиеся формы занятий физическими упражнениями: учебные занятия (классно-урочная); занятия физическими упражнениями в режиме учебного дня школы; внеклассные занятия физическими упражнениями; внешкольные занятия. Все перечисленные формы занятий физическими упражнениями считаются оправданными в решении задач формирования осанки у школьников. Однако наиболее эффективно применять средства физической культуры на уроке физической культуры, гимнастики (до учебных занятий, утренней гигиенической), физкультминутках, физкультпаузах, самостоятельной двигательной деятельности.

Основываясь на данных литературных источников по проблеме нарушения осанки, нами была изучена программа физической реабилитации для детей с нарушением осанки различной локализации. Особенностью данной программы является использование комплекса реабилитационных мероприятий: лечебной гимнастики, лечебного массажа и физиотерапевтических процедур. Этот комплекс реабилитационных средств назначается с учетом дефектов осанки и функционального состояния кардиореспираторной системы.

Определены задачи, средства лечебной физической культуры, массажа и физиотерапевтических процедур. Выявлены особенности методики лечебной гимнастики, лечебного массажа и физиотерапии в зависимости от вида нарушения осанки. Частная коррекция нарушений осанки должна проводиться на фоне укрепления организма с учетом функциональной асимметрии отдельных мышц. Количество специальных корригирующих упражнений в одном занятии не должно превышать 50 % всех упражнений.

При коррекции любых нарушений осанки особое внимании следует обращать на развитие правильного дыхания, сознательного усвоения навыка правильной осанки и эмоциональность занятий. Положительные результаты профилактики и коррекции нарушений осанки могут быть достигнуты только при условии рационального режима дня и двигательного режима, направленных на обеспечение благоприятных условий статической нагрузки – снижение ее продолжительности и величины.

 

Заключение

На основании вышеизложенного можно констатировать, что осанка человека формируется в определенные возрастные периоды, когда появляется способность обучаться прямохождению. Поэтому целенаправленное обучение правильной осанке становится возможным именно в эти возрастные периоды. В последующие же возрастные периоды сохраняется возможность лишь осуществлять профилактику и частичную коррекцию уже сформировавшейся осанки. Причем в качестве средств профилактики и коррекции возможно включение специальных упражнений, связанных с формированием умений уравновешивать собственное тело в разных позах, в том числе и в позе правильной осанки.

Таким образом, природные и наследуемые особенности развития опорно-двигательного аппарата и системы его управления во многом определяют «наследуемую» форму осанки человека.

Правильная осанка это сложноорганизованный объект, формирующийся на основе уравновешенного тонуса мышц передней и задней поверхности туловища, его правой и левой половины. Важная роль в сохранении правильной осанки принадлежит состоянию позвоночника и положению таза.

Правильная осанка — это залог здоровья. Ее формирование невозможно без активных физических упражнений, массажа и других средств, начиная с самого раннего детства

Хорошее состояние опорно-двигательного аппарата имеет большое значение для здоровья ребенка. Именно тогда, когда развивающийся человек теряет способность к полноценному самостоятельному передвижению и самообслуживанию, он ощущает себя инвалидом. Недостаток двигательной активности способствует снижению функциональных возможностей опорно-двигательного аппарата и прогрессированию многих заболеваний. Только целенаправленное использование лечебной физической культуры, массажа, мануальной терапии, а также методов ортопедической коррекции с учетом биомеханических особенностей и нарушений опорно-двигательного аппарата позволяет добиться существенного улучшения состояния и избежать ошибок при комплексном лечении не только сколиозов и нарушений осанки, но и других заболеваний, при которых встречаются те или иные биомеханические нарушения опорно-двигательного аппарата.

Список литературы

  1. Агайари, А. Коррекция нарушений осанки школьников 11-13 лет средствами адаптивной физической культуры: автореф. дис… канд. пед. наук / А. Агайари. – М., 2016. – 22 с.
  2. Алексеева, Е.А. Антропометрическая характеристика женщин 16-20 лет с разными типами осанки: дисс. канд. мед. наук / Е.А. Алексеева. — Красноярск, 2015. — 146 с.
  3. Анисимова, В.В., Леонова Л.А., Терентьева Г.В. Задачи, организация и методика работы по профилактике и коррекции нарушений осанки у детей // Вопросы профилактики нарушений осанки у детей. — М., 2010. — С .31-48
  4. Арабян, Г.И. Осанка школьников в подготовительных и первых классах // Проблемы физиологии развития. — М., 1976. — С.75-81.
  5. Баранов, А. А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы пути решения// Росс, педиатр. журнал.-2013.-№ 7- С. 5-8
  6. Бехнам, Г. Оздоровительная технология при нарушениях осанки у детей 7-8 лет: автореф. дис… канд. пед. наук / Г. Бехнам. – М., 2014. – 21 с.
  7. Бородич, Л.А. Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков: кн. для учителя/ Л.А. Бородич, Р.Д. Назарова. – М.: 2008.
  8. Виноградов, В.В. Профилактика нарушений осанки: у детей, занимающихся спортом/ В.В. Виноградов, И. У. Кнаева, О. Л. Новиков// Традиц. и нетрадиц. методы оздоровления детей: Тез V Межд. Съезда. — Смоленск, 2016. — С.38.
  9. Выготский, Л.С. Развитие движения/ Л.С. Выготский, А.Р. Лурия. — М.: Медицина, 2014. — 324 с.
  10. Герасимов, В.В. Опыт использования вальса в лечебной и оздоровительной физкультуре с детьми и подростками / В.В. Герасимов, С.И. Корнева//Тезисы докладов 6 Международной научнопрактической конференции «Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей». — Смоленск, 2017. — С.45.
  11. Глазырина, Л.Д. Физическая культура 1 –й класс /Л.Д. Глазырина Т.А. Лопатик. – М.: 2016. – 120 с.
  12. Григорьев, М.А. Этиопатогенез раннее доклиническое прогнозирование сколиоза: автореф. дисс. … канд. мед. наук / М.А. Григорьев. — Казань, 2015. — 25 с. 95
  13. Демирчоглян, Г.Г. Профилактика близорукости у детей. Практические советы/Г.Г. Демирчоглян. – М.: Советский спорт, 2015. – 160 с.
  14. Дзержинская, Л.Б. Методика коррекции отклонений в развитии глухих дошкольников средствами ритмической гимнастики: автореф. дисс… канд. пед. наук/Л.Б Дзержинская. — Волгоград: 2017. — 23 с.
  15. Дубогай, А.Д. Применение корригирующей гимнастики в практике физического воспитания школьников / А.Д. Дубогай //Медицинские аспекты и пути оптимизации физического воспитания детей. — Харьков, 2017. – С. 10.
  16. Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура (кинезиотерапия): учебник для студентов вузов/В.И. Дубровский. – М.: 2015. – 608 с.
  17. Зыкова, Б.К. Анатомические основы формирования правильной осанки детей 6 — 7 -летнего возраста/Б.К. Зыкова, Г.В. Барман // Проблемы физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. — Волгоград, 2014. — С. 84 – 86
  18. Иванов, С. М. Лечебная физическая культура при заболеваниях в детском возрасте/С.М. Иванов. — М.: Медицина, 2013. — 400с
  19. Карпушко, Н. А. Историко-теоретический анализ школьных программ по физической культуре: учебное пособие/Н.А. Карпушко. — М., 2012. — 61с.
  20. Киселева, М.В. Опыт организации кабинета психо- коррекционной помощи детям с начальной стадией нарушения осанки/М.В. Киселева// Проблемы физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. — Волгоград, — 2014. — С. 88 -90.
  21. Клестов, В.В. Формирование осанки: способы оценки, технологии коррекции нарушений: автореф. дис. … канд. мед. наук /В.В. Клестов. – Пермь, 2014. – 21 с.
  22. Клюев, М.Е. Состояние двигательного и вестибулярного аппарата у школьников с нарушением осанки: автореф. дис… канд. биол. наук/ М.Е. Клюев — М., 1969.- 20 с.
  23. Коданева, Л.Н. Методика физкультурных занятий в специальной медицинской группе общеобразовательного учреждения: практическое пособие/Л.Н. Коданева, М.А. Шуть; под общ. ред. В.Н. Фурсовой. – М.: АРКТИ, 2016. – 64 с. (Школьное образование). 96
  24. Козырева, О.В. Лечебная физкультура для дошкольников при нарушениях опорно-двигательного аппарата: пособие для инструкторов ЛФК, воспитателей и родителей / О.В. Козырева. — М.: Просвещение, 2013.- 112 с
  25. Косова, Т.А. Осанка как важнейший индикатор здоровья /Т.А. Косова //Проблемы развития физической культуры и спорта в условиях Сибири и Крайнего Севера. — Омска, 1995. — С. 21 — 23.
  26. Котешева, И.А. Лечение и профилактика нарушений осанки / Котешева И.А. — М.: Эксмо, 2012. — 208с.
  27. Красикова, И.С. Осанка: воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки / И.С. Красикова. — СПб.: КОРОПА-принт, 2011. — 176 с.
  28. Круцевич, Т.Ю. Модельно-целевые характеристики физического состояния в системе программирования физкультурнооздоровительных занятий с подростками / Круцевич Т.Ю. // Наука в олимпийском спорте. — 2018.- №2.- С.23-29.
  29. Кузнецов, В.С. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе/ В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 176 с.
  30. Курпан, Ю. Физкультура, формирующая осанку/Ю. Курпман, Е. Таланбаум. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 32 с.
  31. Лечебная физическая культура: учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ С.Н. Попов, Н.В. Валеев, Т.С. Гарасеева и др.; под ред. С.Н. Попова. – М.: Изд. центр «Академия», 2017. – 416с.
  32. Ловейко, И.Д Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей / И.Д. Ловейко, М.И. Фонарев.— Л.: Медицина. Ленингр. отд-ние, 1988. — 143 с
  33. Лубышева, Л.И. Возрастное развитие движений ребенка (лекция)/Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2018. -№ 4. — С. 56.
  34. Матвеев, А.П. Методика преподавания физической культуры в начальной школе: учеб. пособие для студентов педагогических училищ / А.П. Матвеев. — М.: Владос, 2015. – 274 с.
  35. Мирхайдарова, Л.Г. Воспитание осанки у детей младшего школьного возраста средствами гимнастики: автореф. дис… к.п.н./Л.Г. Мирхайдарова. — Волгоград, 1997. – 35 c. 97
  36. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / под ред. М.В. Антроповой, М.М. Кольцовой. — М.: Педагогика, 1983. — 160 с.
  37. Настольная книга учителя физической культуры /под ред. Л.Б. Кофмана; авт.- сост. Г.И. Погадаев. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 496 с.
  38. Никитюк Б.А. Анатомия и спортивная морфология / учебное пособие/Б.А. Никитюк, А.А. Гладышева. — М.: ФиС, 1989. — 161 с.

1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф