Заявка на расчет
Меню Услуги

Формирование читательской компетентности младших школьников

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к методике формирования читательской компетентности младших школьников

1.1. Чтение как важная составляющая образования и обучения детей. Анализ литературного произведения

1.2. Особенности восприятия младшими школьниками художественного текста

1.3. Содержание и методы работы по формированию читательской компетентности младших школьников

1.4. Технология работы школьной библиотеки как основного источника получения дополнительной информации и повышения уровня читательской компетентности.

Глава 2. Проектировочная деятельность по формированию читательской компетентности обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения.

2.1. Анализ учебников по литературному чтению в аспекте формирования читательской компетентности младших школьников

2.2. Диагностика читательской компетентности обучающихся

2.3. Комплекс заданий, направленный на формирование читательской компетентности обучающихся начальной школы

2.4. Помощь педагога-библиотекаря в формировании читательской компетентности обучающихся начальных классов

Заключение

Список использованной литературы

Приложения.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В течение всей жизни человек познаёт мир. Путей к этому познанию немало. Одним из таких, причём важных путей является чтение. И обучению чтению является немаловажной задачей школы. Следует добавить, что надо не только учить читать, но и адекватно воспринимать содержание текста, уметь пересказывать его, выделять ключевые моменты. Говоря иначе – сформировать читательские умения. Начинать эту работу следует с самого первого класса.

Актуальность: Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития школьников младшего возраста. Чтобы научить детей работе с произведением, необходимо сформировать так называемую читательскую компетентность. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы для того, чтобы в основной школе обучающиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.

Гипотеза: формирование читательской компетентности будет более эффективным, если процесс данной работы будет проводиться учителем систематически и иметь положительные результаты. Это будет способствовать:

  • развитию мышления в целом и читательской компетентности в частности;
  • полноценному восприятию и осмыслению художественного произведения;
  • целостному анализу художественного произведения;
  • художественному, эстетическому развитию младших школьников;
  • литературному развитию детей и формированию литературного мышления.

Цель данной работы: создать педагогические условия для формирования читательской компетентности у школьников младшего возраста.

Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы задачами работы являются:

  • изучить соответствующую теоретическую литературу по теме работы;
  • на основе практического опыта учителей начальных классов сформировать собственную систему формирования читательской компетентности младших школьников с положительной динамикой;
  • сделать сопоставительный анализ 2 учебников по литературному чтению разных учебно-методических комплексов для 3 класса;
  • провести диагностику сформированности читательской компетентности в одном определённом классе общеобразовательной школы;
  • по результатам диагностики разработать окончательный вариант системы формирования читательской компетентности у младшеклассников.

Объект исследования: работа с художественными текстами, соответствующими уровню развития и восприятия обучающихся начальной ступени обучения.

Предмет исследования: уровень сформированности читательской компетентности у младших школьников.

Методы исследования: Работа представляет собой комплексное исследование, в котором используются элементы следующих анализов:

  • психологического;
  • литературоведческого;
  • педагогического;
  • аналитического;
  • статистического;
  • исторического.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования её материалов в работе учителей начальных классов, а также для дальнейшей научно-исследовательской работы.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

База исследования: 3 класс МБОУ «Черюмчинская основная общеобразовательная школа» Верхоянского улуса (района).

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К МЕТОДИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. ЧТЕНИЕ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

 

Оговоримся сразу. Ниже речь пойдёт о формировании читательской компетентности на уроках литературного чтения, ибо чтение является самым надёжным и достоверным источником получения различного рода информаций.

Чтение – это сложная деятельность, в которой различают техническую сторону – процесс перекодирования письменной речи в звучащую, и содержательную сторону – уровень постижения смысла прочитанного. Содержательная сторона чтения зависит от специфики читаемого текста, поэтому чтение рассматривается как речевая деятельность (если читается учебный или научный текст) или как эстетическая деятельность (если читается художественный текст).

Из этого следует, что чтение является важной составляющей образования и обучения детей в общеобразовательной школе. Чтение – действительно сложный, но вполне усвояемый процесс, ибо, освоив его технику, ученик овладевает основной базой для дальнейшего получения знаний в среднем и старшем звене.

Одна из основных целей литературного чтения как школьного предмета – формирование читательской компетентности школьника. Это можно достичь различными методами. Но при всём их разнообразии анализ художественного произведения можно по праву считать основным методом формирования читательских умений. Этот метод, сохраняя и уточняя читательские эмоции, пробуждает воображение, приучает к медленному, вдумчивому чтению, бережному отношению к слову. Но, как и всякий анализ, он имеет свои принципы. Это следующие принципы:

  • анализ должен быть целенаправленным;
  • анализ текста проводится только после эмоционального, непосредственного, целостного восприятия произведения;
  • анализ текста должен опираться на возрастные и индивидуальные особенности восприятия, расширяя зону доступного ребёнку;
  • необходимо формировать у ребёнка установку на перечитывание и анализ текста;
  • после постановки учебной задачи и перед анализом необходимо вторичное восприятие текста;
  • анализ совершается в единстве формы и содержания;
  • анализ проводится с учётом родовой и жанровой специфики произведения, его художественного своеобразия;
  • анализ должен быть избирательным;
  • анализ должен быть целостным;
  • анализ обязательно завершается синтезом;
  • в процессе анализа совершенствуется навык чтения;
  • школьный анализ призван способствовать литературному развитию ребёнка, формированию у него начальных литературоведческих представлений и системы читательской компетентности, освоению читательской культуры.

Таким образом, постепенное накопление наблюдений над художественным текстом способствует формированию читательской компетентности. А она развивается и совершенствуется в процессе напряжённой работы мышления, воображения, эмоций, предполагающих сотворчество с автором. И, если следовать вышеупомянутым принципам анализа литературного произведения, он приведёт к углублению читательского восприятия и станет средством формирования читательской компетентности.

 

1.2. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА.

 

Восприятие читателем-школьником литературного произведения – это сложный психический процесс, опосредованный всем, пусть и небольшим, жизненным, эстетическим, читательским и эмоциональным опытом обучающихся начальных классов.

В качестве основы данного параграфа мы взяли статью Е. Козловой, которая так и называется: «Особенности восприятия младшими школьниками художественного текста». [ippo.selfip.com>izvestia].

Автор утверждает, что динамичный процесс понимания художественного произведения в целом и характеров персонажей в частности может быть представлен как некий путь от преставления, сопереживания и сочувствия конкретному герою к пониманию позиции автора и впоследствии – к обобщённому восприятию художественного мира и осознанию своего к нему отношения, а также к осмыслению влияния произведения на свои личностные ориентиры установки. Пройти этот путь школьнику по силам только с помощью учителя. При этом необходимо принимать во внимание, что уровни читательской компетентности 1-2 классов и 3-4 классов существенно разнятся.

По мнению Е. Козловой, ученикам 1-2 классов сложно понять, что в художественном произведении воссоздаётся не реальная действительность, а отношение автора к воссозданной действительности. Они не ощущают авторскую позицию, не способны разглядеть форму произведения, не могут оценить соответствие формы и содержания. Процессы непосредственного восприятия осуществляются для них в более привычной форме – форме слушания. При такой форме они лучше его понимают, живо представляют в воображении. В процессе же самостоятельного чтения текста произведения встречаются со сложностями восприятия содержания: с трудом понимают прочитанное, часто не опознают при чтении давно и хорошо, известные слова, что является, в свою очередь, препятствием к воссозданию образов. //[ ippo.selfip.com>izvestia]

Основная задача читателя этого возраста – прочитать слово, узнать и понять его, установить связи с другими словами, представить целостную картину описываемых событий. Первый уровень восприятия художественного произведения тесно связан с освоением читателями младшего школьного возраста лексической стороны письменной речи. Уровень освоения лексики текста художественного произведения ими также следует отнести к особенностям восприятия читателей этого возраста. Без полноценного освоения лексики литературного произведения невозможны многие процессы, которые составляют структуру восприятия художественного произведения, например, понимания фактуальной информации текста. У читателей этого возраста процессы воссоздающего воображения часто построены на одной-двух деталях описания. Это ещё больше увеличивает роль слова в читательской компетентности первоклассников и второклассников. Поэтому необходима лексическая работа на уроке литературного чтения. При этом такая работа должна вестись не только в объяснительном отношении (хотя она должна вестись в должной мере), но и на аналитическом уровне. То есть подразумевается то, что второклассники должны уметь находить нужные слова в тексте, к примеру, детали описания персонажа, слова, характеризующие героев, заменить авторские слова синонимами и другие.

Иная картина наблюдается в 3-4 классах. В этом возрасте обучающиеся достигают порогового уровня техники чтения – более 50 слов в минуту. Как читатель он усвоил следующие компоненты читательской компетентности:

  • способен самостоятельно понять идею произведения, если его композиция не осложнена и ранее обсуждалось произведение похожей формы и структуры;
  • его воображение достаточно развито для того, чтобы по описанию воссоздать не виденный ранее объект, если для его описания использованы освоенные языковые средства;
  • появляется сопереживание автору, а иначе, ребёнок разделяет свою собственную читательскую позицию и позицию автора;
  • без посторонней помощи может уяснить формальные признаки произведения, если ранее в своей читательской деятельности уже наблюдал подобные изобразительно-выразительные приёмы;
  • может испытать удовольствие от восприятия формы, заметить и оценить случаи соответствия содержания и формы.

В этом возрасте появляется новая тенденция читательской компетентности: ребёнок не удовлетворён только чувственной и эмоциональной реакцией на прочитанное. Он испытывает потребность в логическом объяснении прочитанного: всё обязательно должно быть понятно ему. Казалось бы, что эта потребность положительна. Но, наряду с положительной стороной, такая тенденция имеет и отрицательную сторону: всё, что непонятно, пропускается, не читается. При таком поверхностном чтении проявляется негативная сторона чтения. Развивается эмоциональная глухота, то есть за словом не возникает образа, представления или настроения. Ребёнку становится трудно прилагать усилия к раскрытию сути произведения. Полученные читательские умения постепенно сходят на нет. Особенно это касается тех случаев, когда обучающиеся встречаются с текстами крупнообъёмных художественных произведений.

И тут на помощь снова приходит лексическая работа на уроке литературного чтения. Ученики по-прежнему применяют лексические аналитические умения, но на более сложном уровне, что позволяет решать другие задачи читательских умений. Например, собрать материал для характеристики персонажа, отметить описание места или времени действия в тексте произведения и так далее. В связи с этим особое значение приобретает работа по формированию у обучающихся навыков применения разных видов чтения. [19 с.]

Таким образом, литературное произведение несёт в себе большой развивающий и воспитательный потенциал, а восприятие читателем-школьником литературного произведения представляет собой сложный творческий процесс. Крайне важно создать условия для того, чтобы ребёнок эмоционально верно воспринял художественное произведение. Для этого учителю необходимо учитывать особенности (уровни) восприятия произведения младшими школьниками, сочетать их с другими задачами литературного развития читателей младшего школьного возраста. Так развивается читательская компетентность учеников младшего школьного возраста.

 

1.3. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

 

Споры вокруг вопроса о содержании литературного образования давно волновали многих литераторов, учителей-словесников и литературоведов-критиков: каким быть урокам литературы? Какие произведения изучать? Какие методы употреблять на уроках литературы?

В наше время можно считать, что эта проблема решена. Учителям литературы дана возможность составления авторских программ, их выбора, учебников, методик, проектов, апробировать их и, в случае успешного завершения, применять в дальнейшей работе.

Проведём небольшой экскурс в историю. В своё время, в 20-30 годы ХХ века, Советская власть осуществила так называемую «культурную революцию», приобщив к грамоте большинство безграмотного населения крестьянской России того времени. Появились ликбезы, добровольные общества обучения и т.д.

Сегодня положение дел кардинально изменилось. Практика показывает, что большинство детей поступает в школу, уже имея некоторый опыт приобщения к грамоте. Многие дети знают буквы, читают по слогам, а некоторые читают целые слова. Поэтому очевидно, что цель обучения – научить читать – недостаточна, более того, неправильна. Для того, чтобы учитель смог воплотить инновационные идеи на практике, ему нужно отказаться от привычных методических стереотипов и инертности мышления. Перед ним должна стоять самая важная для эстетического развития ребёнка цель: влюбить его в книгу, если эта любовь у ребёнка не состоялась, или упрочить эту любовь, если она уже существует. Именно в этой ступени формируется читательская компетентность, которая им поможет в дальнейшем обучении.

Чтобы определить, каково содержание формирования читательской компетентности, и какие методы нужно применить для этого, нужно дать истолкование понятия «читательская компетентность».

Читательская компетентность – это готовность наиболее эффективно выполнять действия в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. Она направлена на анализ языка, сюжета, композиции, образов и способствует постижению идеи произведения.

Термин «читательская компетентность» трактуется методистами двояко: когда под этим термином имеются в виду все умения, связанные с литературно-учебной деятельностью школьников не только на уроках литературного чтения, но и на всех остальных уроках, когда решаются задачи восприятия, анализа и интерпретации любого текста, а также речевые и библиографические умения. В другом, более узком аспекте, под читательской компетентностью подразумеваются специфические умения, необходимые для восприятия и понимания художественного литературного произведения.

Попытаемся раскрыть, каковы эти специфические умения. Л.А. Сайранова в статье «Формирование читательских умений младших школьников» выделяет приёмы формирования читательских умений:[28,26 с.]

  • приёмы, направленные на формирование умения воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении:
  • подбор синонимов и антонимов с целью осмысления оттенков авторского слова;
  • выделение поэтических средств языка с целью воссоздания картин природы, характеристик героя, его переживаний.
  • приёмы, направленные на формирование умения воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем:
  • рисование иллюстраций к понравившимся эпизодам произведения;
  • словесное рисование;
  • работа с иллюстрациями;
  • инсценировка или драматизация отдельных эпизодов или всего произведения;
  • характеристика героя;
  • создание диафильмов;
  • портретные характеристики;
  • анализ пейзажных зарисовок и предметов окружающей обстановки с целью углубления представлений о персонаже.
  • приёмы, направленные на формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме:
  • инсценировка или драматизация отдельных эпизодов или всего произведения;
  • предположение конца;
  • составление плана произведения;
  • картинный план, установление последовательности иллюстраций при его составлении;
  • рисование диафильмов;
  • чтение по ролям;
  • чтение стихов наизусть.
  • приёмы, направленные на формирование умения воспринимать и оценивать образ-персонаж в эпосе, образ-переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи:
  • выборочное чтение;
  • словесное рисование;
  • инсценировка или драматизация отдельных эпизодов или всего произведения;
  • характеристика героя;
  • портретные характеристики;
  • описания поведения героев;
  • перечитывание и выборочный пересказ с целью выявления мотивов и последствий поступков, используя опорные слова;
  • сопоставление внутренних переживаний и поступков персонажа;
  • анализ внешности героя, его мимики, жестов с целью выявления внутреннего состояния и характера персонажа.
  • приёмы, направленные на формирование умения видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения:
  • определение авторской позиции;
  • анализ поступков героя;
  • сопоставление эпизодов, авторского текста с намеренно искажёнными с целью оправдания и понимания авторского выбора.
  • приёмы, направленные на формирование умения осваивать идею произведения:
  • определение своей позиции;
  • анализ поступков главных героев;
  • определение темы произведения, его основной мысли.

По мнению Л.С. Свичкарёвой, все эти приёмы применяются в начальных классах путём применения использования элементов специализированных методик. Учитель должен научить детей таким видам читательской деятельности, как аудирование (слушание), чтение вслух и про себя, работа с текстом и его структурой.

При аудировании дети должны научиться воспринимать на слух и адекватно понимать содержание художественного текстов различных жанров из определённого круга чтения.

Задачи чтения заключаются в выработке литературного произношения и его выразительном прочтении. Тут учитываются индивидуальные особенности ученика, читающего текст: скорость чтения, недостатки в речевой деятельности (например, заикание). Кроме того, приобретается умение читать молча как средство получения информации.

В работе с текстом и его содержанием развиваются такие умения, как определение темы и жанра произведения, вид текста и его воспроизведение (пересказ, чтение наизусть, выразительное чтение), умение делать анализ, делить текст на смысловые части, умения выделить экспозицию и формулировать главную мысль. А также совершенствуются умение дать характеристику героям произведения, высказать своё мнение, то есть раскрыть личностное отношение к произведению в целом или, в частности, отдельным эпизодам.

Примерная тематика произведений – произведения о людях и их отношении к Родине, к труду, друг к другу, о природе, о чувствах людей и нравственных категориях, таких, как доброта, честь, достоинство, справедливость и т.д.

Данные темы определяют круг чтения, который включает произведения русских, якутских и зарубежных классиков. Назовём наиболее известных детских писателей: К. И. Чуковский, А.П. Гайдар, Н.Н. Носов, С.Я. Маршак, А.Л. Барто, братья Гримм, Г.Х. Андерсен и другие. Сюда же причислим и справочную литературу: словари, детские энциклопедии, справочники.[28,22]

Всё это, разумеется, зависит от таких немаловажных факторов, как уровень продвинутости класса, влияние окружающей языковой среды, воспитание, данное в семье в отношении также языка.

Но всё же имеются и общие требования к обучению выработки читательской компетентности. Чтобы стать полноценным, компетентным читателем, ученик должен в полной мере владеть всеми умениями, перечисленными выше.

Для достижения этого эффекта учителями начальных классов используются определённые методы, такие, как:

  • методы словесной передачи и слухового восприятия информации (рассказ, беседа, ответы на вопросы и т.д.);
  • методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (иллюстрации, презентации и т.д.);
  • метод игры и игрового тренинга. При применении данного метода дети самовыражаются, причём без внешнего воздействия (загадки, кроссворды и т.д.);
  • метод театрализации, основанный на множестве сюжетов и социальных ролей;
  • метод состязательности, включающий все задания, которые требуют деления на группы;
  • метод импровизации, который выводит детей на практическую предприимчивость и привнесение своего творческого начала;
  • метод равноправного духовного контакта, основанный на равноправной совместной деятельности взрослых и детей.

Данные методы работы призваны развить речь обучающихся, повысить учебную мотивацию, и главное – воспитывают грамотного читателя, иными словами, доводят читательские умения до совершенства, шлифуют их. При этом в любое задание можно включить элементы творчества и соавторства. Говоря другими словами, применяются приёмы активизации сотворчества читателя. У учеников пробуждаются сопереживания, активизируется мыслительная деятельность, пополняется словарный запас.

Приёмы активизации сотворчества читателя мы представим в виде таблицы:

Название приёма активизации Примечания
1 Словесное рисование, подбор цветовой гаммы Суть – показать, что чувствуешь; какое настроение при чтении.
2 Подбор музыкального произведения к тексту Чтение на фоне музыки, объяснение выбора данной музыки.
3 Конкурс на лучшего чтеца В роли жюри выступает класс.
4 Составление кроссвордов, викторин Работа по группам и индивидуально.
5 Защита рисунков, тестирование Развитие устной связной речи, умение доказать свою точку зрения.
6 Инсценировка фрагмента, эпизода Групповая работа

 

Использование данных приёмов позволяют ученикам младших классов более точно воспринимать содержание текста, уловить его пафос, глубже понять характеры персонажей, что приводит к правильному выделению главной мысли произведения.

Курс литературного чтения предназначен для того, чтобы ввести ребёнка в мир художественной литературы, научить понимать художественное слово, пополнить его словарный запас. Для реализации этого учитель должен методически грамотно и творчески пользоваться материалами выбранной программы на уроках. Содержание учебного предмета «Литературное чтение» включает в себя все виды речевой и читательской деятельности, круг чтения, творческую деятельность обучающихся.

Главная задача педагога на уроках литературного чтения – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую позицию и, по мере возможности, увидеть, как всё это передаёт читателю художник слова, то есть сформировать читательскую компетентность и навыки чтения.

Для формирования читательской компетентности применяются как методы словесной передачи и слухового восприятия и анализа информации, так и методы наглядной передачи и зрительного восприятия.

Следовательно, чтобы формировать читательскую компетентность, ребёнок должен активно читать, читать осознанно, применяя различные виды восприятия текста и получения информации.

Основную роль в этом играет учитель начальных классов. В настоящее время все общеобразовательные школы строят свою деятельность согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (сокращённо ФГОС), в том числе и обучающую. И одна из важных целей, которая ставится перед учителем начальных классов, – это компетентное развитие чтения у младшего школьника. Это подразумевает, что за четыре года обучения в начальной ступени ребёнок должен научиться осознавать себя как компетентного читателя: читать книги, используя свои читательские умения, посещать библиотеки, приобретать новые книги, соответствующие его уровню развития – в общем, считать книгу самым главным средством самообразования и саморазвития и основным источником познания.

При этом хочется отметить, что формирование читательской компетентности не должно быть самоцелью. Важнейшая цель учителя – это формирование духовной ценности и значимости для ребёнка самого процесса общения с книгой, которая позволяет ему открыть человека в мире и мир в человеке. Читательская компетентность в данном случае является лишь средством для достижения этой цели.

И, тем не менее, читательская компетентность – самое важное для формирования компетентного читателя. А приобретение полноценной читательской компетентности возможно только при организации системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников, через введение в преподавание учебного предмета специальных приёмов, методов и технологий.

Итак, какими качествами должен обладать компетентный читатель, овладевший читательской компетентностью? Попытаемся систематизировать и обобщить их, выделить основные.

К концу курса начальной школы компетентный читатель:

  1. Владеет техникой чтения. На уроках литературного чтения, как и в других предметных сферах, навык чтения становится не целью, а средством обучения младшего школьника, необходимым условием его дальнейшего продвижения по пути литературного образования и развития.
  2. Имеет устойчивый, постоянный и осознанный интерес к чтению художественной литературы.
  3. Обладает достаточно широким литературным кругозором, обусловленным начитанностью младшего школьника. Способен самостоятельно выбирать произведения для чтения.
  4. Имеет первичные представления о специфике литературы как вида искусства, о системе изобразительно-выразительных средств языка.
  5. Способен к анализу художественного произведения в единстве формы и содержания. Может дать развёрнутые самостоятельные суждения о прочитанном тексте.

Теперь относительно модели современного урока литературного чтения наши мысли.

Каким же должен быть урок, цель, которого – литературное и нравственное развитие, формирование читательских умений и навыков, а также нравственных представлений учащихся? Цель работы на этом уроке – развить способности учеников-читателей полноценно воспринимать художественный текст. В содержание урока, включаются самостоятельная и творческая деятельность обучающегося. Необходимо применять не репродуктивные, а продуктивные методы, используя интерактивные, т.е. внутренне активные методы обучения «на уровне искусства и по возможности его методами» (рисунок, инсценирование, игра и т.д.)

Рисунок – известный и вполне законный методический прием, используемый в начальной школе как «устное словесное рисование». На таких уроках дети много рисуют, причем именно на уроке, чаще всего непосредственно во время чтения произведения учителем и особенно при повторном чтении, когда идет более осознанное вслушивание и уточнение первоначального восприятия. Именно через рисунки детей к литературным произведениям мною может быть получена важная информация о том, например, представляет ли ученик-читатель художественный образ произведения и адекватны ли его представления авторскому образу. С помощью рисунков детей можно выявить точность и глубину понимания ими идейного смысла произведения.

Дидактические игры вызывают всегда огромный интерес у детей, а значит, очень высокую активность в учебной деятельности, и интеллектуальную, и эмоциональную, и поведенческую, с глубоким включением всех явлений психики: воображения, мышления, речи, эмоций, памяти и др.

Так, используются:

  • ролевые игры (примеривание на себя иной социальной роли);
  • игры типа «спортивные» (соревновательный момент присоединяется к процессу обучения, обобщения знаний или самостоятельного добывания их);
  • игра «настоящий спектакль» (происходит ролевое перевоплощение, формируется ответственность за общее дело, возникает возможность дать каждому ученику работу по душе и по силам, причем работу творческую).

Кроме этого, можно составить мультфильм, дать задание ученикам дописать сюжет, подготовить творческий пересказ.

Подведём итоги всему сказанному выше.

Чтение является основным компонентом образования, обучения и воспитания. Оно – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания, образования и развития личности обучающегося. Чтение несёт в себе огромный развивающий потенциал, влияя на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащение личностного опыта, интеллекта ребёнка.

Читательская деятельность – это:

  • способность к творческому чтению, освоению литературного произведения на личностном уровне;
  • умение вступать в диалог «автор – читатель»,
  • погружение в переживания героев;
  • понимание специфики языка художественного произведения .

Исходя из этого, следует, что читательская деятельность – это действие, направленное на эту способность, она направлена на абсолютное понимание произведения, что возможно лишь с помощью целостного анализа. Умение анализировать художественное произведение само по себе является сложным умением. Оно представляет собой систему отдельных умений, нацеленных на постижение отдельных компонентов произведения как частей художественного целого. Для полноценного восприятия художественного произведения нужна качественно сформированная читательская компетентность.[28]

М.П. Воюшина выделяет четыре уровня восприятия художественного произведения, характерных для младших школьников; фрагментарный, констатирующий, уровень персонажа, уровень идеи.[28]

Все познания о художественном произведении и его восприятии входят в курс литературного чтения, который реализуется с помощью современных образовательных программ. Содержание курса литературного чтения включает в себя виды речевой и читательской деятельности, круг чтения, первоначальные литературоведческие понятия, творческую деятельность обучающихся на основе художественных произведений.

Итак, чтобы стать полноценным, компетентным читателем, школьник должен овладеть читательской компетентностью. А её формирование производится в начальной школе.


1  2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф