Заявка на расчет
Меню Услуги

Формирование читательской компетентности младших школьников. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2


1.4. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ КАК ОСНОВНОГО ИСТОЧНИКА ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ И ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ.

 

Бывает так, что по тем или иным причинам учитель не может провести уроки по формированию читательской компетентности в полной мере. У современных учителей острый дефицит времени. И тогда на помощь приходит работа школьной библиотеки, где работает педагог-библиотекарь

Чтобы представить должностные функции работы педагога-библиотекаря, необходимо дать основные понятия о технологии работы школьной библиотеки.

Школьная библиотека является структурным подразделением образовательного учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами [1].

Деятельность библиотеки осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами образовательного учреждения, программами, проектами и планом работы библиотеки.

Основные задачи работы школьной библиотеки:

  • обеспечение участникам учебно-воспитательного процесса доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях;
  • формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя;
  • воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
  • совершенствование и освоение новых библиотечных технологий;
  • расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг4
  • выявление информационных потребностей и удовлетворение образовательных и индивидуальных потребностей пользователей библиотеки;
  • формирование комфортной библиотечной среды.

Основные направления работы:

  • планирование и отчётность;;
  • выполнение средних показателей;
  • организация книжного фонда. Учёт и сохранность;
  • комплектование;
  • справочно-библиографическая работа;
  • библиотечно-информационное обслуживание. Массовая работа;
  • повышение квалификации. Самообразование. Участие в профессиональных мероприятиях. Взаимодействие с другими библиотеками, организациями.

При работе по формированию читательской компетентности педагог-библиотекарь стремится к достижению тех же целей, поставленных учителем начальных классов на уроках литературного чтения. Однако при этом он является руководителем чтения, то есть выполняет следующие виды работ:

  • помощь читателям в выборе произведений печати и других документов;
  • информирование о литературе в соответствии с интересами и потребностями читателей;
  • подбор и рекомендация литературы по теме читательского запроса;
  • помощь читателям в восприятии прочитанного.

 

ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.

2.1. АНАЛИЗ УЧЕБНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

 

Чтобы составить эффективную систему по формированию читательской компетентности в младших классах, нужно найти подходящие учебники по литературному чтению. С этой целью проведём сопоставительный анализ учебников по литературному чтению разных учебно-методических центров. В качестве объекта анализа возьмём учебники по литературному чтению для 3 класса УМК «Школа России» (автор Л.Ф. Климанова) и «Гармония» (автор О.В. Кубасова). [18,22] За основу анализа мы взяли работу Л. С. Свичкарёвой «Формирование читательских умений у младших школьников», так как точка зрения автора совпадает с нашей.

Оба учебника включены в федеральный перечень учебников и рекомендованы Научно-методическим советом по учебникам, министерством образования и науки Российской Федерации, успешно прошли апробацию и получили положительные заключения экспертов. Анализ проведём с точки зрения направленности на формирование читательской компетентности, а именно:

  • умения воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении;
  • умения воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем;
  • умения устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме;
  • умения воспринимать и оценивать образ-персонаж в эпосе, образ-переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи;
  • умения видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения;
  • умения осваивать идею произведения.

Теперь сделаем анализ каждого учебника в отдельности.

Анализ учебников по литературному чтению в аспекте

формирования читательской компетентности.

Учебно-методический комплекс «Школа России»

Авторы: Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.

Общая характеристика предмета: Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Он призван формировать общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Цели обучения чтению в начальных классах:

  • овладение осознанным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов, развитие интереса к чтению и к книге;
  • формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
  • формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности;
  • воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов России и других стран.

Задачи обучения:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;
  • развитие интереса к чтению и книге;
  • формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы – формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности;
  • воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов России и других стран.

Учебно-методический комплекс «Гармония»

Автор: Кубасова О.В.

Общая характеристика предмета: Литература является одним из мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения. Для того, чтобы книга стала для детей другом, наставником, прежде всего, необходимо пробудить у них интерес к чтению и только потом научить их приобретать новые знания с помощью книг, извлекать пользу из жизненного опыта людей разных стран и эпох.

Цели обучения чтению в начальных классах:

  • формирование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
  • формирование потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;
  • формирование читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения, различными видами чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • формирование готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального совершенствования, а также к творческой деятельности на основе прочитанного

Задачи обучения:

  • позитивное отношение детей к чтению;
  • умение выбрать из множества книг нужную (содержащую искомую информацию познавательного или эмоционального характера) и посильную, для чего необходимо:

а) знание определённого программой круга книг, без чего невозможна ориентировка в мире книг;

б) умение пользоваться справочным аппаратом книг и библиографической помощью, умение наиболее адекватно, ярко и полно воспринять предлагаемую книгой информацию, способность фиксировать нужную информацию в памяти, на каталожной карточке. -воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов России и других стран.

Далее приведём количественный состав заданий, нацеленных на формирование читательской компетентности. Для этого составим таблицу 1.

Таблица 1 Количество заданий, нацеленных на формирование читательской компетентности, в методическом аппарате учебника

Элементы

читательской компетентности

УМК «Школа России» УМК «Гармония»
Количество заданий
Умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении 2 1
Умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем 7 8
Умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме 16 16
Умение воспринимать и оценивать образ-персонаж в эпосе, образ-переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи 18 17
Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения 10 6
Умение осваивать идею произведения 18 16
Общее количество заданий 71 63

 

Выводы, сделанные на основе анализа:

  1. В обоих учебниках заданий, направленных на формирование умения воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении, очень мало в количественном отношении. Распределение заданий на формирование данного умения по обоим учебникам неравномерно, так как задания сформулированы не ко всем произведениям. А этих заданий недостаточно для того, чтобы полноценно формировать умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.
  2. Заданий, направленных на умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем, также недостаточное количество. Распределение этих заданий в учебнике УМК «Школа России» неравномерно, так как они сформулированы не ко всем произведениям, тогда как в учебнике УМК «Гармония» все задания на данное умение распределены равномерно. Для того, чтобы полноценно сформировать данное умение, необходимо большее количество заданий.
  3. В учебнике УМК «Школа России» задания, направленные на формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме, присутствуют в достаточном количестве. В учебнике УМК «Гармония» их столько же, но сформулированы в малом объёме.
  4. Количество заданий, направленных на формирование умения воспринимать и оценивать образ-персонаж в эпосе, образ-переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи, в обоих учебниках примерно равного количества и присутствуют в достаточном объёме; их распределение по произведениям равномерно. Этих заданий вполне достаточно для того, чтобы сформировать данное умение.
  5. В обоих учебниках количество заданий, направленных на формирование умения видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения, недостаточно, чтобы сформулировать данное умение. Распределение этих заданий в учебниках неравномерно, так как они даны не ко всем произведениям.
  6. Заданий на формирование умений осваивать идею произведения в обоих учебниках достаточно, и распределены они равномерно.

Таким образом, в учебниках УМК «Школа России» и УМК «Гармония» по литературному чтению в 3 классе примерно равное количество заданий, направленных на формирование того или иного читательского умения. Кроме этого, выявлено, что с помощью заданий, представленных в учебнике, в полноценной степени можно сформировать лишь половину читательских умений, перечисленных выше, таких, как умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме, умение воспринимать и оценивать образ-персонаж в эпосе, образ-переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи. Для формирования остальных умений количество заданий недостаточно.

 

2.2. ДИАГНОСТИКА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

 

В качестве объекта эксперимента диагностики обучающихся мы взяли учеников 3 класса нашей школы. К сожалению, наша школа является малокомплектной, так что в 3 классе всего 3 ученика. Однако, с одной стороны, этот факт облегчает работу по диагностике из-за количества учеников, ибо возможности каждого ученика очевидны для учителя. С другой стороны, это приводит к затруднениям при составлении комплекса заданий, так как задания подбираются только для двух уровней. В нашем случае налицо только высокий и низкий уровни сформированности читательских умений. Таким образом, составление заданий для среднего уровня сформированности читательской компетентности остаётся вне внимания.

Для диагностики мы взяли «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной Царевне Лебеди» А. С. Пушкина. При этом мы учли степень владения русским языком наших учеников, которые учатся в школе с якутским языком обучения.

К этому произведению были составлены такие задания:

Задания, направленные на сформированность умения воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении:

Выпишите эпитеты, найдите примеры поговорок и народных выражений.

Задания, направленные на сформированность умения воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем:

Опишите персонаж, дайте портретную характеристику героя, ответьте на вопрос: Каким вы видите героя произведения?

Задания, направленные на сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме:

Восстановите последовательность событий в произведении, ответьте на вопрос: В какой последовательности происходит смена сцен в произведении? Разделите текст на смысловые части, озаглавьте каждую из них.

Задания, направленные на сформированность умения воспринимать и оценивать образ-персонаж в эпосе, образ-переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи:

Ответить на вопросы: Каков главный герой произведения? Можно ли отнести его к положительным героям?

Задания, направленные на сформированность умения видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения:

Найдите в тексте и опишите, как автор охарактеризовал того или иного героя произведения и ответьте на вопрос: Как автор относится к своему персонажу?

Задания, направленные на сформированность умения осваивать идею произведения:

Ответить на вопросы: В чём заключается главная мысль произведения? Чему оно учит?

Проанализировав выполнение заданий учениками, мы пришли к выводам, которые оформили в виде таблицы 2.

Таблица 2. Уровень сформированности читательской компетентности учеников 3 класса МБОУ «Черюмчинская основная общеобразовательная школа» Верхоянского улуса

Как видно из этой таблицы, высокий уровень читательской компетентности сформирован у 2 учеников, что составляет 66,6%, а низкий – у 1 ученика, что составляет 33,3%. Этому способствовали систематические занятия по выполнению заданий, направленных на формирование читательской компетентности, предложенных авторами учебника по литературному чтению УМК «Школа России».

Как было сказано выше, количество заданий, направленных на формирование того или иного читательского умения в учебнике недостаточно, что привело к тому, что выработка некоторых умений оказалась сформирована не на должном уровне. Этому предшествовал такой немаловажный фактор пропуска учебных занятий во время актированных дней и карантина, когда дети занимались самостоятельно, не приходя в школу. Формирование этих умений нуждается в особом внимании.

 

2.3. КОМПЛЕКС ЗАДАНИЙ НАПРАВЛЕННЫЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

 

Исходя из анализа учебников и диагностики формирования читательской компетентности учеников 3 класса, мы выбрали учебники по литературному чтению учебно-методического комплекса «Школа России» для 1-4 классов, как наиболее подходящие для формирования читательских умений обучающихся начальной школы. Кроме того, этот же учебник включён и в УМК «Перспектива».

Для составления данного комплекса мы изучили опыт передовых учителей начальных классов, работающих по учебнику УМК «Школа России», и взяли за основу их опыт работы.

Ученик 3 класса уже имеет определённую читательскую компетентность. Как читатель он может понять идею художественного произведения, у него в достаточной степени развито воображение, он может понять авторскую позицию, знает и может выделить изобразительно-выразительные средства языка.

В составленном нами комплексе упражнений представлены задания, направленные на формирование следующих элементов читательской компетентности:

  • умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении;
  • умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме;
  • умение воспринимать и оценивать образ-персонаж в эпосе, образ-переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи;
  • умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения;
  • умения осваивать идею произведения.

При составлении заданий мы учитывали языковую среду, в которой обитают дети, и индивидуальный уровень возможностей и способностей каждого из них. Например, один ученик испытывает затруднения в речевом общении, почти у всех неправильная артикуляция звука [ц], который вообще является сложным звуком для якутских детей.

Поэтому на каждом уроке мы включаем работу по выработке правильной орфоэпии.

Приведём пример такой работы.

  • Чтение чистоговорок: Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. Ща-ща-ща – папа нам поймал леща. Чи-чи-чи – у дома кирпичи. Ца-ца-ца – карета у крыльца.
  • Чтение скороговорок: Утром, присев на пригорке, учат сороки скороговорки.

Подобную работу можно включить в любой этап урока, в зависимости от степени удобности.

Приведём примеры включения заданий в урок литературного чтения по рассказу В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».

После чтения рассказа начинается беседа по вопросам:

  1. Найди в тексте образные слова и выражения, объясни их значение – формирование умения воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.
  2. Опиши героев рассказа; место и время, где происходит действие рассказа – формирование умения воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем.
  3. Кратко перескажи последовательность событий рассказа – формирования умения устанавливать причинно-следственные связи.
  4. Объясни поступки каждой из девочек и вырази к ним свое отношение – формирование умения воспринимать и оценивать образ-персонаж.
  5. Определи авторское отношение к героиням рассказа –формирование умения видеть авторскую позицию.
  6. Сформулируй идею (основную мысль) рассказа – формирование умения осознавать идею произведения.

На примере изучения и анализа этого рассказа мы выяснили, что дети с высоким уровнем сформированности читательской компетентности правильно ответили на все вопросы, приводя аргументы из текста произведения в качестве доказательства своего мнения. Дети с низким уровнем сформированности читательской компетентности отмалчивались на уроке и не могли ответить на вопрос без помощи учителя и класса.

Таким образом, анализ учебников показал, что задания по формированию читательской компетентности в основном в учебниках есть, но некоторых заданий недостаточно. Поэтому выработка отдельных умений проводилась во внеурочное время в виде уроков внеклассного чтения, классных часов, конкурсов и т.д.

При проведении диагностики сформированности читательской компетентности были выявлены относительно высокие показатели по большинству умений, что облегчило нашу работу.

Опыт работы передовых учителей начальных классов на уроках литературного чтения дал нам многое, а именно: приёмы, методы для достижения высокого уровня сформированности читательской компетентности.

 

2.4. ПОМОЩЬ ПЕДАГОГА-БИБЛИОТЕКАРЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

 

Из всех перечисленных в главе 1.4. видов работы мы возьмём помощь читателям в восприятии прочитанного.

Помимо одной из основных функций работы педагога-библиотекаря, как проведение библиотечных уроков, в базовой школе практикуется проведение дополнительных занятий по формированию читательской компетентности обучающихся младших классов.

Вкратце дадим описание данной работы.

Занятия подобного рода происходят 1 раз в неделю, в так называемый «библиотечный день». После уроков младшеклассники приходят в школьную библиотеку, где начинается дополнительное занятие по формированию их читательской компетентности.

В начале занятия педагог-библиотекарь делает небольшой опрос. Задаются примерно следующие вопросы:

  • Понравилась ли тебе книга, которую ты одолжил на прошлом занятии?
  • О чём эта книга, кто автор?
  • Какова главная мысль произведения?
  • Дай характеристику главному герою.
  • Какие изобразительно-выразительные средства использовал автор для полного раскрытия главного замысла произведения?
  • Как относится автор к своим героям?
  • Каково твоё отношение к ним? и т.д.

После опроса педагог-библиотекарь предлагает обучающимся новые книги, подобранные из круга чтения с учётом возрастных особенностей учеников и личных запросов. Затем следует раздача книг со стандартным заполнением формуляров. После этого обучающиеся разбирают книги, заполняют читательские дневники, представляют данные для заполнения «Экрана читателя».

Если останется время, можно начать работу по первичному восприятию текста произведения, то есть чтение произведений.

Как быть, если ученик не хочет читать или делает это нехотя, по принуждению? Существует множество способов искоренения этого.

Самый простой и проверенный опытом способ – метод недосказанности. Суть этого метода в том, что учитель (или воспитатель, или библиотекарь) начинает пересказывать почти детально какое-либо произведение. При этом он должен рассказывать очень эмоционально, заинтересовать слушателя. Затем неожиданно прерывает пересказ на самом интересном, кульминационном моменте, сославшись на какое-нибудь срочное дело. В 99 случаях из 100 ученик-слушатель заинтересуется содержанием и, чтобы скорее узнать, чем всё это закончилось, продолжит читать это произведение самостоятельно. Нужно учесть только одно – по истечении некоторого времени дети поймут цель данного метода и просто перестанут слушать рассказчика. Поэтому не стоит употреблять описанный выше метод слишком часто.

Теперь об «Экране читателя». Это один из видов традиционного сменного стенда с кармашками. На лист формата А1 (ватман) приклеиваются прозрачные кармашки (лучше использовать обычные файлы). В эти кармашки вставлены следующие материалы:

  • список рекомендуемых книг;
  • книжные новинки;
  • новости библиотеки.

Всё описанное выше размещается на одной стороне ватмана. На другой стороне – самое интересное. Туда помещаются фотографии учеников, прочитавших ту или иную книгу, и их мнение об этой книге. Поскольку в нашем случае речь идёт об учениках младших классов, нужно принять во внимание психологические возрастные особенности детей. В этом возрасте они менее скованны, у большинства отсутствует комплекс неполноценности, поэтому они с охотой будут фотографироваться и высказывать своё мнение о той или иной книге. «Экран читателя» заполняется регулярно в каждом классе начальной ступени индивидуально. Если существует возможность, можно оформить сводный «Экран читателя» для начальных классов, а вывешивается он, в отличие от классных экранов, которые вывешиваются в учебных кабинетах, в библиотеке или в учительской.

Разумеется, работу школьной библиотеку по формированию читательской компетентности можно построить по-другому, но цель будет одна – воспитать компетентного читателя к концу 4 класса.

Так педагог-библиотекарь помогает обучающимся младших классов в формировании их читательской компетентности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Тема формирования читательской компетентности у младших школьников на уроках литературного чтения остаётся актуальной в течение продолжительного времени. Эту тему мы попытались раскрыть в нашей работе.

В своей работе мы взяли учебный предмет «Литературное чтение». В связи с этим мы изучили необходимую теоретическую литературу: труды известных педагогов-учёных К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, педагогов-новаторов Л.В. Занкова, Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильина, а также М.П. Воюшиной, М.И. Омороковой. Кроме этого, мы включили в нашу работу статьи таких мало известных авторов, как Свичкарёва Л.С. и Козлова М.Е. и использовали труды других авторов.

С целью разработки комплекса заданий по формированию читательской компетентности сделали анализ учебников по литературному чтению. В качестве объекта анализа взяли учебники для 3 класса УМК «Школа России» и «Гармония». Кроме того, провели диагностику читательской компетентности обучающихся 3 класса базовой школы.

На основе выводов, составленных по результатам анализа учебников и диагностики учеников, составили комплекс заданий, направленных на формирование читательской компетентности для обучающихся 3 класса школы с якутским языком обучения. В качестве теоретической и дидактической основы мы выбрали учебник по литературному чтению УМК «Школа России» как учебник, наиболее перспективный для формирования читательской компетентности. При этом учли индивидуальные особенности учеников и приняли во внимание такой фактор влияния на речь, как окружающая среда в отношении языка. Основой разработки комплекса послужили уроки и внеклассные занятия передовых учителей различных школ. Комплекс был разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта с внесением некоторых изменений относительно месторасположения базовой школы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Адамович, Е.А. Чтение в начальных классах [Текст] / Е.А. Адамович, В.И. Яковлева. – М.: Просвещение, 1967. – 263 с.
  2. Беленькая, Л.И. Ребенок и книга. О читателе восьми – девяти лет. – [Текст] / Л.И. Беленькая. — М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2005. – 144 с.
  3. Бугрименко, Е.А. Чтение без принуждения [Текст] / Е.А. Бугрименко, Ц.А. Цукерман // Народный университет Педагогический факультет. – М.: Знание, 1987. – 99 с.
  4. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах [Текст] / под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской //науч.-исслед. ин-т содерж. и методов обучения. Акад. Пед .наук СССР. – М.: Педагогика, 1977. – 215 с.
  5. Воюшина, М.П. Чтение как речевая и эстетическая деятельность [Электронный ресурс] //Redfdb.ru. – URL.:https://redfdb.ru/look /2851815.html (дата обращения: 28.09 2017).
  6. Воюшина, М.П. Программа по литературе для начальных классов общеобразовательной средней школы [Текст] / М.П. Воюшина. – СПб.: Папирус, 2003 (Тип ООО ИПК Бионт). – 89 с.
  7. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. – 3-е изд., испр. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.
  8. Гарайханова, Л.А. Формирование читательской компетентности младших школьников [Электронный ресурс] // Сеть учителей и работников образования. – URL.:http:/imteacher.ru/stati/nachalnaya-schkola/doklad-formirovfnie-chitatelskoi-kompete.html (дата обращения: 28.09.2017).
  9. Давыдов, В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности [Текст] / В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. – 2002. – № 3-4. – с.14-19.
  10. Джежжелей, О.В. Формирование круга чтения младших школьников [Текст]: // О.В. Джежжелей. – Начальная школа. – 1989 г. — №1. – с. 33 –38
  11. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей [Текст]: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: НИИОПП, 2006. – 100 с.
  12. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение в начальной школе. Оценка знаний.//Тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания [Текст]: Л.А. Ефросинина //М.: «Вентана-Граф», 2007.-205 с.
  13. Ефросинина, Л.А. Формирование самостоятельной читательской деятельности у младших школьников посредством курса литературного чтения в условиях модернизации образования [Электронный ресурс] // Открытый урок. Первое сентября – URL:http:// festival.september.ru/ articles/506763 (дата обращения: 15.03.2016).
  14. Зайцев, В.Н. «Резервы обучения чтению». Книга для учителя [Текст]. – В.Н. Зайцев. М: Просвещение, 1991. – 32 с.
  15. Занков, Л.В. Развитие школьников в процессе обучения [Текст] / Л.В. Занков. – М.: Просвещение, 2007. – 152с.
  16. Зорина, О.В. Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru – URL: http:// nsportal.ru/ nachalnaya-schkola/ chtenie metodicheskie-rekomеndatsii-po-teme- formirovfnie-chitatelskoy (дата обращения: 08.08.2016).
  17. Кабанова-Меллер, Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности и умственное развитие учащихся [Текст] / Е.Н. Кабанова-Меллер. // Акад. пед. наук СССР. Ин-т психологии. – М.: Просвещение, 1968. – 286 с.
  18. Климанова, Л.Ф. Литературное чтение [Текст]: Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений 3 класс. В 2 частях. Часть 1 / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. М.В. Голованова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 233 с.
  19. Козлова, М.Е. Особенности восприятия произведений художественной литературы [Электронный ресурс] // ippo.selfip.com>izvestia (дата обращения: 19.02.2018).
  20. Козырева, А.С., Яковлева, В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения [Текст]: А.С. Козырева, В.И. Яковлева // Начальная школа. – 1990. – №3. – с. 67-69.
  21. Кубасова, О.В. Литературное чтение [Текст]: Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений 3 класс. В 4 частях. Часть 1 / О.В. Кубасова. – 10-е изд. – Смоленск.: Ассоциация XXI век, 2013. – 192 с.
  22. Муравьёва, Н.А. Методика формирования полноценного восприятия литературных навыков и читательских умений [Электронный ресурс] // Алые паруса, проект для одарённых детей. – URL: http://nsportal.ru lybrauy/literaturnoe-tvorchestvo / 2011/07/28/metodika-formirovanya-polnotsennogo-vospriyatiya (дата обращения: 01.07.2016).
  23. Никитина, Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы [Текст]// Л.В. Никитина. Начальная школа. – 2001. — №5. – с.99- 101.
  24. Одегова, В.Ф. Дифференцированная работа при чтении художественного произведения [Текст] // В.Ф. Одегова. Начальная школа.-2004.-№2.-с.69-75.
  25. Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников [Текст]// М.И. Оморокова. М, 1997.
  26. Русский язык 4 класс. Готовимся к Всероссийским итоговым проверочным работам в условиях реализации ФГОС НОО. Проверочные работы по вариантам. Тренировочные упражнения / сост. Н.В. Лободина. Волгоград.: Учитель, 2017. – 42 с.
  27. Светловская, Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое? [Текст]// Начальная школа, 2005, № 2.
  28. Свичкарёва Л.С. Формирование читательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения [Электронный ресурс]. PDF elar.uspu.ru>bitstrteam>u (дата обращения: 17.02.2019).
  29. Соболева, О.Л. Как помочь ребёнку, когда он учится читать: психологический аспект [Текст]. «Школьный психолог». № 4, 6, 2007.
  30. Технология работы школьной библиотеки. Практическое руководство для начинающих библиотекарей. Электронная версия. М.: Информационный центр «Библиотека имени К.Д. Ушинского» Российской Академии образования, 2018. [Электронный ресурс]. PDF elar.uspu.ru>bitstrteam>u (дата обращения: 17.02.2019).
  31. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование. «Начальная школа».
  32. Фролова В. Д. Развитие интереса к чтению [Текст] // Начальная школа. –1989 — №7 – С. 24-27.
  33. Уроки литературного чтения взяты из Интернет-ресурсов:
  34. uroki.net/docnach.htm
  35. kbsu.ru/p10aa1.html
  36. pedsovet.su/forum/90-2002-1
  37. nachalka.com/blogs
  38. school2100.ru

1  2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф