1 2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Теоретические вопросы проблемы формирования грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, у дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1. Формирование грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения как проблема речевого развития у дошкольников
1.2. Формирование грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, у дошкольников в онтогенезе
1.3. Специфика формирования грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, у дошкольников с общим недоразвитием речи
Выводы по главе 1
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, у дошкольников с общим недоразвитием речи
2.1. Диагностика уровня сформированности грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, у дошкольников с общим недоразвитием речи на констатирующем этапе эксперимента
2.2. Коррекционно-логопедическая работа по формированию грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, у дошкольников с общим недоразвитием речи на формирующем этапе эксперимента
2.3. Анализ результатов исследования (контрольный эксперимент
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается стойкое нарушение формирования грамматических конструкций, нормативное владение которыми является условием полноценной речи и общего развития ребенка. Проблема преодоления нарушений формирования грамматических конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи актуальна в логопедии, так как процессы понимания и словообразования невозможны без учета законов речи и грамматики.
Грамматические конструкции – это сложное и многоуровневое образование, включающее, помимо фонетики и фонологии, морфологию и синтаксис. Некоторые грамматические конструкции, связанные с морфологией, находят свое место в синтаксисе, синтаксис не может быть проанализирован без изучения слова (его форм и способов образования) как компонента предложения [41].
Структура многих типов грамматических конструкций включает пространственные отношения, в результате они заслуживают внимания как по частоте использования, так и по функциональной значимости (охватывая все области реальности). В категориях пространства как интегративного и сложного языкового явления отражены сферы события действительности, ее субъективное восприятие ребенком, многообразие параметрических характеристик преломляемых предметов в языке. Совокупность этих пространственных параметров определяет целостность и полноту языковой картины мира [16].
Недоразвитие пространственных отношений — одна из основных причин, вызывающих трудности у дошкольников с общим недоразвитием речи в усвоении грамматических конструкций, в овладении навыками счета, чтения, письма. Большое значение для обобщенного отражения пространства, для перехода к извлечению пространственных отношений имеет понимание и практическое овладение грамматическими конструкциями, отражающими эти отношения. В связи с вышесказанным, процесс формирования грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня имеет свои трудности и требует создания особых условий. Поэтому тема эта интересная и актуальная.
Цель исследования – изучить особенности формирования грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Объект исследования – грамматические конструкции, отражающие пространственные отношения у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Предмет исследования – формирование грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Гипотеза исследования. Формирование грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня, будет иметь положительные результаты, если будет разработан и апробирован комплекс занятий поэтапного формирования грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, посредством дидактических игр.
Задачи исследования:
- Рассмотреть теоретические вопросы проблемы формирования грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, у дошкольников с общим недоразвитием речи.
- Провести диагностику уровня сформированности грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, у дошкольников с общим недоразвитием речи на констатирующем этапе эксперимента.
- Разработать и апробировать комплекс коррекционно-логопедических занятий по формированию грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, у дошкольников с общим недоразвитием речи на формирующем этапе эксперимента.
- Провести анализ результатов проделанной коррекционно-логопедической работы.
Теоретико-методологическая основа исследования. Вопросы проблемы формирования грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения как проблемы речевого развития у дошкольников рассматривались в трудах О.В. Бондаренко, О.В. Бурачевской, С.М. Валявко, В.В. Виноградова, А.Н. Гвоздева, Л.С. Волковой, М.Ю. Всеволодовой, В.А. Ковшикова, Т.В. Коротовских, С.Н. Шаховской, Ю.А. Шулекиной.
Формирование грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, у дошкольников в онтогенезе изучалось в работах таких ученых, как Б.Г. Ананьев, А.А. Люблинская, Р.И. Лалаева, С.Н. Шаховская, А.Н. Гвоздев, А.Р. Лурия.
Специфику формирования грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, у дошкольников с общим недоразвитием речи исследовали Н.С. Жукова, В.А. Ковшиков, С.И. Кучеренко, Т.В. Осипова, Л.Ф. Спирова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, А.А. Хаби, Н.А. Целиковская, С.Н. Шаховская.
База и выборка исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе ……. В экспериментальном исследовании участвовали 8 детей старшего дошкольного возраста (мальчики и девочки) с общим недоразвитием речи третьего уровня, в возрасте 5-6 лет.
Методы и методики исследования:
— теоретические: анализ психолого-педагогических источников по данной теме;
— эмпирические:
- методика «Исследование уровня сформированности пространственных отношений» (Л.Б. Осипова);
- методика «Изучение сформированности предложно-падежных конструкций», состоящая из трех серий:
— серия №1 «Обследование понимания пространственных предлогов детьми» (Н.П. Рудакова);
— серия №2 «Изучение владения предложно-падежными формами во фразовой речи» (Н.П. Рудакова);
— серия №3 «Диагностика умения правильно употреблять предложно-падежные конструкции в связной речи» (Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова);
- математические: количественная и качественная обработка данных.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробировании комплекса занятий, направленных на формирование грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Структура работы. Работа содержит введение, 2 главы, включающие в себя параграфы, заключение, список использованной литературы и приложение.
В первой главе работы рассматриваются теоретические вопросы проблемы формирования грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, у дошкольников с общим недоразвитием речи, а именно формирование грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения как проблема речевого развития у дошкольников, формирование грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, у дошкольников в онтогенезе, специфику формирования грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Во второй главе настоящей работы проведена диагностика уровня сформированности грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, у дошкольников с общим недоразвитием речи, разработан и апробирован комплекс занятий по формированию грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также проведен анализ результатов проделанной коррекционной работы.
В заключении излагаются основные выводы и рекомендации.
Список литературы включает в себя 55 наименований.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ, ОТРАЖАЮЩИХ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Формирование грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения как проблема речевого развития у дошкольников
Вопросы проблемы формирования грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения как проблемы речевого развития у дошкольников рассматривались в трудах О.В. Бондаренко, О.В. Бурачевской, С.М. Валявко, В.В. Виноградова, А.Н. Гвоздева, Л.С. Волковой, М.Ю. Всеволодовой, В.А. Ковшикова, Т.В. Коротовских, С.Н. Шаховской, Ю.А. Шулекиной.
Перейдем к рассмотрению и обозначению основных понятий рассматриваемой темы.
По мнению Р.Е. Левина «под грамматическими конструкциями понимается то, что связано с сочетанием слов с соблюдением грамматических правил» [39].
Л.С. Волкова и С.Н. Шаховская считают, что «грамматические конструкции – это грамотно построенные высказывания, отражающие причинно-следственные связи, пространственные и временные отношения предметов и явлений» [9].
Согласно В.А. Ковшикову «грамматические конструкции – сложные смысловые и грамматические отношения слов, выраженные предлогами и флексиями (морфемами, стоящими в конце слова и служащими для связи слов в словосочетании или предложении)».
Только после освоения основных конструктивных элементов комплекса предложения, в частности, усвоения значения основных союзов, ребенок может абстрагироваться и постигать отношения между предметами и явлениями, более глубоко раскрывать существенные объективные отношения между вещами и предметами, чтобы анализировать и оценивать действия людей. Освоение ребенком языковых способов выражения грамматических конструкций, в первую очередь союзных синтаксических конструкций, означает новый этап в развитии его познавательной активности, когда он переходит от констатации явления к раскрытию его сущности, его связи с окружающими предметами [47].
Грамматические конструкции русского языка делятся на два типа.
Первый тип – это грамматические конструкции, которые условно можно назвать «коммуникациями событий». Обычно это предикативно связанная система слов, которая описывает любое действие или событие или указывает на качества объекта. Например: «Солнце светит», «Девушка плачет» или более сложные предложения: «Мальчик нашел подарок», «Девушка читает книгу» [23].
Второй тип – грамматические конструкции, условно называемые «коммуникацией отношений». Это конструкции, которые используют флективные средства выражения отношений (например: «брат отца» или «отец брата») или служебные слова («квадрат под кругом» или «круг под квадратом», «зима перед весной» или «весна перед зимой»), или выражение отношений с помощью определенного порядка слов («платье коснулось весла» — «весло коснулось платья»). Наконец, к этому же типу относятся и ряд сравнительных конструкций («Вася сильнее Жени», «Женя сильнее Васи» и тому подобное) [45].
Процесс понимания обоих типов грамматических конструкций совершенно неоднороден.
Первый тип грамматических конструкции представляет собой элементарную основу плавной, синтагматически построенной, развернутой речи, и их понимание довольно затруднительно [54].
Второй тип грамматических конструкций имеет более сложную психологическую структуру, и их понимание требует относительно сложных психологических операций. Для определения отношений, указанных в конструкциях второго типа, необходимо абстрагироваться от прямого значения отдельных слов и осознавать обратимость конструкции, где порядок слов или изменение их флективных признаков может изменить смысл всей конструкции [52].
Основой формирования грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, является правильное восприятие пространства и пространственных отношений (расположение предметов в пространстве).
По мнению Л.Н. Федосеевой «пространственные отношения отражают отношения объектов (форма, размер, расположение, движение). Они представляют собой сложную структуру матрицы психики, изучение которой требует обращения к разным видам деятельности, включая гнозис и прямой пространственный праксис [49].
Согласно М.Ю. Всеволодовой и Е.Ю. Владимирскому «пространственные отношения – это понятие, выражающее, с одной стороны, порядок одновременно существующих событий, а с другой стороны, протяженность материальных объектов. Пространственные отношения рассматриваются в процессе развития ориентации в пространстве [12].
По мнению С.М. Валявко с автором «пространственные отношения позволяют ребенку усвоить предлоги и наречия. Главное условие ориентация в пространстве, переживание движения в нем» [7].
В научной литературе [4], [5], [6], [28] выделяют несколько этапов развития восприятия и отражения пространственных отношений между объектами. Первый этап характеризуется тем, что к пространственным отношениям ребенок равнодушен, они им не выделяются. Объекты воспринимаются ребенком отдельно. При этом ребенок не понимает, что между предметами могут существовать пространственные отношения. На втором этапе появляются первые попытки восприятия пространственных отношений. Ребенок делает переход из нерасчлененного восприятия пространства к отражению пространственных отношений. Однако эти соотношения еще не точны. На третьем этапе улучшается восприятие пространства. Контактная близость заменяется визуальной оценкой этих отношений. Ключевая роль на этом этапе отводится слову, которое способствует точному разграничению пространственных отношений. В дошкольном возрасте при овладении вербальной системой координат ребенок ориентируется на схему своего тела, отражающую основные пространственные отношения. В первую очередь ребенок определяет вертикальное направление, затем — горизонтальное, и наиболее трудное для дошкольников, это вербальная дифференциация сагиттального направления.
К грамматическим конструкциям, отражающим пространственные отношения, относятся предложно-падежные конструкции [48].
По мнению В.В. Виноградова «предложно-падежные конструкции – это правильное употребление предлога с существительным, в котором существительное меняется в падежах в зависимости от управляющей функции предлога» [8].
О.В. Бондаренко с соавтором считает, что «предложно-падежная конструкция представляет собой единый функциональный комплекс предлога и падежа» [3].
Согласно Г.В. Главатских «предложно-падежная конструкция является неотъемлемой единицей языковой системы. Предлоги в речи играют важную организующую роль. Они занимают значительное место по частоте использования в языке. Только простые предлоги составляют 11,8% всех слов в русском языке» [15].
В русском языке предложно-падежные конструкции уточняют, дополняют, разнообразят значения косвенных падежей. Например, предлоги в, на, для, под в сочетании с винительным падежом более точно задают конечную точку движения по отношению к объекту: лежит в коробке, на коробке, под коробкой. Предлоги органично связаны с падежной формой и без нее не употребляются [21].
Значение предлогов конкретизируется в предложных конструкциях, включающих в себя контрольное слово и подчиненное существительное. Предложные конструкции выражают множество значений: место, время, способ действия, причину, цель, отношение к предметам. А.Н. Гвоздев [14] выделяет следующий ряд значений:
- Особенно широко выражены пространственные отношения, в частности: а) расположение объекта, его положение по отношению к другому объекту: жить перед школой, под горой, в лесу, на горе; б) положение по отношению к объекту, к которому совершается движение: положить на стол, под столом, за столом, перед столом; в) пространство, по которому происходит движение: мы ехали по лесу, по степи, между деревьями.
- Обозначение времени выражается в сочетании с существительными, которые называют периоды времени или процессы: сделанное за день, неделю, наступит через год, оставшийся до мая.
- Обозначение способа действия выражается рядом конструкций, в том числе более или менее широким набором абстрактной лексики, а также отдельными фразеологическими оборотами: ходьба с усилием, вставание с трудом, сидение в раздумье.
- Указание на причину дается рядом конструкций в зависимости от значения подчиняющего и подчиненного слова: не пришел на работу по болезни.
- Указания на цель даются конструкциями того же характера, что и обозначение причины: мы сделали остановку на отдых.
- Сравнительно редко предлагаемые конструкции выражают отношение к объектам без усложнения косвенным знанием. В тех случаях, когда предложные конструкции подчинены существительному, отношение к подлежащему служит для отделения конкретного понятия от более общего и осложняется качественной характеристикой: переписка с друзьями, письмо брата.
Таким образом, грамматические конструкции – это грамотно построенные высказывания, отражающие причинно-следственные связи, пространственные и временные отношения предметов и явлений. Основой формирования грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, является правильное восприятие пространства и пространственных отношений (расположение предметов в пространстве). Пространственные отношения – это понятие, выражающее, с одной стороны, порядок одновременно существующих событий, а с другой стороны, протяженность материальных объектов. Пространственные отношения могут быть выражены многими средствами языка, обеспечивающими связь двух объектов. В русском языке такими средствами являются предложно-падежные конструкции, наречия, глаголы различной семантики. Предложно-падежные конструкции являются основным средством выражения семантики локальности, поскольку данная группа языковых средств отражает не только собственно пространственные отношения, но и вызывает локализатор (объект реальной действительности).
1 2
