Меню Услуги

Формирование и использование финансовых ресурсов предприятия


Страница:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1.1. Финансовые ресурсы предприятия как экономическая категория
  • 1.2. Методика анализа эффективности
  • 1.3. Направления эффективного использования финансовых ресурсов в коммерческой организации
  • 2.1. Краткая характеристика ООО «Автотехцентр «Вираж»»
  • 2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
  • 2.3. Анализ финансовых ресурсов предприятия
  • 2.4. Оценка состояния финансовых показателей и вероятности банкротства
  • 3.1. Предложения и рекомендации по улучшению финансового состояния
  • 3.2. Экономическая эффективность предложенных мероприятий
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.  В настоящее время — период рыночной экономики– в России возрастает необходимость эффективного управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятий (организаций). Субъекты хозяйствования сегодня самостоятельно определяют источники и ресурсы роста, отвечают за их эффективное использование. Управление финансовыми ресурсами, совместно с управлением материальными и трудовыми ресурсами — одна из сфер деятельности любого субъекта рыночного хозяйства.

Важность управления финансовыми ресурсами заключается в том, что оно реализует стратегические цели и тактические задачи экономического субъекта, а так же выполнение им финансовых обязательств, является инструментом для получения финансовой поддержки от внешних инвесторов. Внимание необходимо уделить сущности и экономическому содержанию финансовых ресурсов. Данный вопрос является одним из наименее разработанных в финансовой науке. Практическая важность вопроса предполагает предварительное теоретическое исследование сущности и функций финансовых ресурсов.

Именно поэтому, вопрос формирования и использования финансовых ресурсов актуален.

Эффективное управление финансовыми ресурсами интересует многих исследователей и ученых. Существует достаточно большое количество научных работ и публикаций, в которых отражаются проблемы формирования и использования финансовых ресурсов.

Среди отечественных ученых наиболее значительный вклад в разработку указанной проблемы или отдельных ее аспектов внесли A.M. Бирман, И.Т. Балабанов, И.А. Бланк, М.В. Вознесенский, Л.A. Дробозин, В.П. Иваницкий, В.П. Казак, М.Н. Крейнина, В.В. Ковалев, Т.М. Ковалева, Н.В. Колчина, Д.С. Моляков, В.М. Мухин, В.М. Родионова, М.В. Романовский, Б.М. Сабанти, В.К. Сенчагов, Н.Г. Сычев, Е.С. Стоянова, Г.Б.Поляк, А.Г.Шеремет, Д.Г. Черник и др. Среди западных экономистов — классиков политической экономии вклад в развитие данной проблеиы внесли: А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, М. Миллер, Ф. Мадильяни, А. Пигу, А. Маршалл, П. Самуэльсон, Й. Шумпетер и др. Современные подходы к проблеме в области финансового менеджмента отражены в работах таких зарубежных исследователей как Р. Холт, Дж. Ван Хорн, JI. Гапенски, Р. Брейли, С. Майерс, Ю. Бригхем и др.

Цель выпускной квалификационной работы – исследование проблемы формирования и эффективного использования финансовых ресурсов на примере общества с ограниченной ответственностью (далее ООО) «Автотехцентр «Вираж»»

В соответствии с целью выпускной квалификационной работы были поставлены следующие основные задачи:

  • определить роль финансовых ресурсов как экономической категории;
  • рассмотреть методики анализа формирования и использования финансовых ресурсов предприятия;
  • проанализировать особенности формирования и использования финансовых ресурсов на примере ООО «Автотехцентр «Вираж»»;
  • разработать мероприятия, направленные на повышение эффективности использования финансовых ресурсов предприятия.

Объект исследования – финансовые ресурсы предприятия.

Предмет исследования – методы формирования и использования финансовых ресурсов предприятия (на примере ООО «Автотехцентр «Вираж»»).

Методологическая основа исследования. Основу методологического подхода составил диалектический метод, который предполагает изучение экономических категорий и процессов в их постоянном развитии и взаимосвязи. В работе используются различные методы исследования: экономико-математический, структурный и сравнительный анализ, индукция и дедукция, системный подход, моделирование экономических процессов и др.

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам финансов, финансовых ресурсов, энциклопедии по указанным проблемам, материалы периодических изданий.

Информационная база исследования – законодательные акты Российской Федерации, ресурсы глобальной сети Интернет, а также материалы, которые были полученны в процессе практической работы автора.

В ходе исследования использованы данные финансовой отчетности ООО «Автотехцентр «Вираж»».

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (50 источников).

В первой главе рассматриваются теоретические вопросы, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов, методикой анализа использования финансовых ресурсов.

Во второй главе дан анализ финансово-хозяйственной деятельности коммерческого предприятия ООО «Автотехцентр «Вираж»». Здесь определяются такие понятия, как «финансы», «Финансовое состояние», даётся характеристика исходным для финансового анализа данных, рассматривается методика финансового состояния предприятия.

В третьей главе даются конкретные предложения, которые направлены на улучшение финансового состояния исследуемого предприятии. Рассмотрена экономическая эффективность от предложенных мероприятий.

1.1. Финансовые ресурсы предприятия как экономическая категория

Прежде чем рассматривать понятие финансовых ресурсов предприятия, необходимо дать общую характеристику дефиниции «ресурсы».

Термин «ресурсы» в русском языке, в частности в экономической теории, происходит от фр. «resources» — ценности, запасы, возможности, блага и пр.[37].

Т.С. Новашина определяет ресурсы как «совокупность естественных (природных) и искусственных (рукотворных, созданных человеком) благ». В этом смысле, понятие «ресурсы» более близок по содержанию важнейшему экономическому понятию «богатство» [52, с. 7].

Все ресурсы можно условно разделить на два класса — свободные (неэкономические) и экономические.

Свободные ресурсы – это ресурсы, которые потенциально не вовлечены в хозяйственный оборот и количество которых не ограничено (условно не ограничено). Этот класс ресурсов имеет потребительную стоимость, но не обладает меновой стоимостью, в силу этого рыночная цена свободных ресурсов равна нулю. Примеры свободных ресурсов – атмосферный воздух, солнечная энергия, энергия ветра, биологические ресурсы фауны и флоры, неисследованные  запасы полезных ископаемых и т.д.[52,с.7].

Экономические ресурсы – это ресурсы, которые потенциально вовлечены в хозяйственный оборот, имеют денежную оценку, и количество которых относительно ограничено. В соответствии с этим за их использование необходимо платить. Иными словами, рыночная цена экономических ресурсов всегда больше нуля.

Деление ресурсов на экономические и свободные не имеет постоянного характера, а всецело зависит от экономической ситуации. Так, например, в результате ухудшения экологии природной среды и обострения экологических проблем некогда свободные ресурсы (например, чистый атмосферный воздух, чистая пресная вода и др.) могут со временем стать менее доступными и, в силу этого, преобразованы в экономические. Кроме того, при различных обстоятельствах один и тот же ресурс может выступать и как свободным, и как экономическим ресурсом. Например, песок, который добывают в строительном карьере, — это экономический ресурс, а песок, который находится на морском побережье, — свободный.

Экономические ресурсы, которые также называют факторами производства, включают [52, с. 8]:

  • трудовые ресурсы;
  • финансовые ресурсы:
    • деньги;
    • ценные бумаги;
  • материально-вещественные ресурсы:
    • здания, сооружения;
    • машины, оборудование;
    • природные ресурсы (полезные ископаемые, водные ресурсы, земля);
    • энергетические ресурсы (природные или созданные человеком);
  • нематериальные ресурсы:
    • патенты, авторские и иные права, лицензии, ноу-хау и др.;
    • информационные ресурсы;
    • знания (профессиональные компетенции);
    • рабочее время.

Дадим краткую характеристику отдельным видам экономических ресурсов.

Трудовые ресурсы. Их принято считать «приоритетным экономическим ресурсом, потому что никакая самая производительная техника (орудия труда) не может произвести продукцию, пока человек не приложит свои интеллектуальные и физические усилия». Условия глобализации экономики, рост масштабов мирового хозяйства способствуют возрастанию роли трудовых ресурсов: во многих странах мира сегодня наблюдается устойчивый дефицит квалифицированной рабочей силы [52,с. 8].

Материально-вещественные ресурсы – основа использования человеческого труда, в результате которого они преобразуются в конечный продукт (товар), служащий удовлетворению потребностей человека.

Нематериальные ресурсы в современном мире имеют особую роль. Так, например, знания и информация становятся мощной производительной силой общества. Информация – один из ключевых нематериальных ресурсов. Информация представляет собой совокупность сведений об окружающем мире и протекающих в нем процессах.

Информация как экономический ресурс делает предприятие «живым в окружающей экономической действительности, дает возможность взаимодействовать ему с окружающим его миром. Информация, знания (очищенная, упорядоченная информация) значительно отличаются от материально-вещественных ресурсов, как по своей природе, так и по своему системному (предприятие как экономическая система) предназначению. Т.С. Новашина особо  подчеркивает исключительную, «воспроизводственную», роль информации [52, с.8]. Она пишет: «знания не убывают, как другие виды ресурсов, по мере их потребления, а нарастают тем больше, чем активнее ими пользуются. Владение достоверной информацией является необходимым условием решения стоящих перед экономическими субъектами задач». Однако, только информации, даже самой обширной, недостаточно. Т.С. Новашина отмечает, что «необходимо уметь целенаправленно использовать полученные данные (информацию) для принятия наилучшего при сложившихся обстоятельствах решения, что характеризует такой экономический ресурс, как знания, или профессиональные компетенции» [52, с.77].

Особенностью информации является то, что она обладает стоимостью, как материально-вещественные и иные экономические ресурсы. При этом возникает вопрос: «а какова справедливая цена той или иной информации»  Необходимо понимать, что с экономической точки зрения информация стоит столько, на сколько можно увеличить доход или произвести эффективное замещение одних ресурсов (дефицит ресурсов, дороговизна ресурсов) другими экономическими ресурсами с ее помощью.

И еще одно краткое замечание делает Т.С. Новашина — замечание о времени. Как правило, в экономической литературе об этом не пишут, или пишут под очень «узким, прагматическим углом зрения». Дело в том, что «время — это особый экономический ресурс. Из физики, философии известно, что время — это форма существования материи, в том числе и «экономической материи». Время, в течение которого «функционируют» рассмотренные выше экономические ресурсы, и прежде всего трудовые ресурсы, задействованные в процессе производства, — это рабочее время». Рабочее время — особый экономический ресурс, форма существования задействованных в производственном процессе экономических ресурсов. Общее количество рабочего времени, необходимое для изготовления какого-либо продукта, является основой эффективности экономики предприятия. Чем «меньше рабочего времени требуется для изготовления того или иного продукта при прочих равных условиях, тем эффективнее функционирует предприятие» [52, с. 78].

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый вид экономических ресурсов предприятия имеет характерные отличительные черты и в силу этого обладает особенностями использования. В условиях рыночной экономики все экономические ресурсы свободно покупаются и продаются, приносят своим владельцам доход в виде ренты (земля), процента (капитал), заработной платы (труд) [52, с.79].

Рассмотрим подходы к определению финансовых ресурсов предприятия.

По мнению Т.С. Новашиной финансовые ресурсы составляют основу «экономического организма предприятия». Они состоят не только из денег, значительную их часть могут составлять различные ценные бумаги (акции, облигации, векселя и пр.), представляющие собой титул собственности, подтверждающие имущественные права ее владельца, а также и иные финансовые инструменты. Финансовые ресурсы используются предприятием в процессе производственной, инвестиционной и финансовой деятельности. Финансовые ресурсы постоянно находятся в движении, участвуя в процессе кругооборота. В этом движении финансовые ресурсы могут последовательно менять свою форму, переходя из одной экономической сущности (денежной) в другую (товарную) и обратно. В денежной форме финансовые ресурсы в каждый данный момент времени пребывают лишь в виде остатков денежных средств на расчетных счетах в банках и в кассе предприятия. От величины финансовых ресурсов, инвестируемых в сферу производства, напрямую зависят рост объема производства и степень его эффективности [52, с.10].

И.В. Колчина определяет финансовые ресурсы организации (предприятия) как » совокупность собственных денежных доходов в наличной и безналичной форме и поступлений извне (привлеченных и заемных), аккумулируемых  организацией  (предприятием)  и  предназначенных  для  выполнения финансовых обязательств, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с развитием производства» [44, с. 13].

Автор выделяет понятие  «капитал – часть финансовых ресурсов, вложенных в производство и приносящих доход по завершении оборота». Другими словами можно сказать,что капитал является превращенной формой финансовых ресурсов.

М.Г. Лапуста дает следующее определение: «финансовые ресурсы организаций (предприятий) – это  совокупность денежных средств, аккумулируемых предприятиями для формирования необходимых им активов в целях осуществления всех видов деятельности, как за счет собственных доходов,  накоплений и капитала, так и за счет поступлений извне» [34, с. 24].

Уточним понятие финансовых ресурсов, наполнив его экономическим содержанием и выявив характерные свойства и взаимосвязи в ряду других финансовых терминов и категорий. Принципиальными допущениями, из которых следует исходить при определении финансовых ресурсов, являются следующие: 1) финансовые ресурсы как понятие является базовой категорией понятия «финансы» и, в частности, относится к сфере финансов предприятий; 2) сущностная природа базовых категорий предполагает принадлежность понятия к распределительным, стоимостным процессам; 3) ресурс рассматривается с позиции потенциальности задействования и целевой предназначенности [35].

Финансовые ресурсы могут выступать в таких формах, как финансовые ресурсы предприятий, общественных организаций, некоммерческих учреждений, в форме государственных финансов. Каждая из вышеперечисленных форм имеет свое предназначение, играет свою роль в развитии государства, деятельности предприятий и населения. Как известно, предприятие – это основное звено экономики, а финансовые ресурсы отражают состоятельность или несостоятельность предприятия. Результаты деятельности предприятий (от движения финансовых ресурсов, в частности) влияют на экономическое положение государства, уровень жизни населения.

По источникам формирования финансовые ресурсы  подразделяются на 3 группы:

  • финансовые ресурсы, которые сформированны за счет собственных и приравненных к ним средств (прибыль от основной деятельности, прибыль от реализации выбывшего имущества, прибыль от  внереализационных операций, амортизационные отчисления, поступления от учредителей при формировании уставного капитала,  устойчивые пассивы, дополнительные паевые и иные взносы, и др.);
  • финансовые ресурсы, сформированные за счет заемных средств (средства от выпуска и продажи облигаций, кредиты банков и займы юридических и физических лиц, факторинг, финансовый лизинг и др.);
  • финансовые ресурсы, поступающие в порядке перераспределения (страховые возмещения, средства, поступающие от концернов, ассоциаций, бюджетные средства и т. п.). Формирование финансовых ресурсов осуществляется в процессе создания предприятий и реализации их финансовых отношений при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

В свою очередь, собственные финансовые ресурсы  формируются за счет внутренних и внешних источников. В составе внутренних источников основное место принадлежит прибыли, которая остается в распоряжении предприятия и распределяется решением учредительного (руководящего) органа на цели потребления и  накопления. Кроме того, прибыль – основной источник  пополнения собственного капитала предприятия. В случае убыточного предприятия, собственный капитал уменьшается на сумму  полученных убытков.

Прибыль, которая направляется на накопление, в дальнейшем используется в целях развития производства; прибыль, которая направляется на потребление, используется для решения задач социального плана.

Важную роль в составе собственных внутренних источников  играют также амортизационные отчисления, представляющие собой «денежное выражение стоимости износа основных средств и нематериальных активов. Они не увеличивают сумму  собственного капитала, а являются средством его реинвестирования». Амортизационные отчисления  имеют  «двойственный  характер,  так  как включаются в состав затрат на производство продукции и затем в составе выручки от реализации продукции поступают на расчетный счет  предприятия,  становясь  внутренним  источником  финансирования как простого, так и расширенного воспроизводства» [44, с.13; 34, с. 29].

К другим формам собственного капитала относятся доходы от расчетов с учредителями, от сдачи в аренду имущества и др.

Среди внешних источников формирования собственных  финансовых ресурсов основная роль принадлежит дополнительной эмиссии акций, посредством которой происходит увеличение  акционерного капитала предприятия, а также привлечение  дополнительного складочного капитала (паевого фонда) путем  дополнительных взносов средств (паевых взносов).

В состав внешних собственных финансовых ресурсов входят и некоторые фонды предприятий, которые в  России раньше относились к устойчивым пассивам (мировая практика  аналогичные фонды средств называет счетами начислений).

Устойчивые пассивы – это «привлеченные средства, не принадлежащие данной организации, но постоянно находящиеся в ее обороте» [34, с.26].

Эти средства в сумме минимального остатка используются в качестве источника формирования оборотных средств организаций. К устойчивым пассивам относятся уставный, резервный и другие капиталы, долгосрочные займы и постоянно находящуаяся в обороте организации кредиторская задолженность [46].

Привлеченные средства – это средства, которые не принадлежат предприятию, но в отличие от заемных средств, не оформляются  специальными кредитными соглашениями и используются, как правило, безвозмездно. По существу, они являются устойчивой кредиторской  задолженностью: переходящей минимальной задолженностью по  заработной плате и отчислениям во внебюджетные фонды; минимальной задолженностью по резервам, направляемых на покрытие предстоящих расходов и платежей; минимальной задолженностью перед бюджетом по  налогам и т.п. Образование указанных фондов вызвано тем, что между моментом поступления денежных средств, которые предназначены для вышеперечисленных выплат и фиксированным (либо законом, либо договором) днем выплаты имеется определенное число дней, в течение которых првлеченные средства уже находятся в обороте предприятия, но не расходуются по своему назначению.

Производственно-хозяйственная деятельность предприятия в условиях рыночной экономики  невозможна без  использования заемных средств.

Заемные средства — это «финансовые ресурсы, полученные предприятием по договору займа (по договору кредита) на правах собственности, но с обязательством последующего их возврата» [34, с. 28]. Сама суть заемных средств предполагает их возврат в четко установленные договором сроки и, как правило, плату за их использование. Заемные средства могут иметь целевой характер, если, например, договор займа заключен с условием использования заемщиком полученных средств на конкретные цели (ст. 814 ГК РФ). Заемщик обязан обеспечить возможность осуществления заимодавцем контроля за целевым использованием заемных средств. По срокам предоставления заемные средства делятся на краткосрочные (до года) и долгосрочные (свыше года). К заемным средствам относятся [52, с. 76]:

  • кредиты и займы банков;
  • коммерческие кредиты и займы предприятий;
  • облигационные займы;
  • бюджетные ассигнования на возвратной основе.

Привлекая заемные средства в оборот предприятия  (организации) при условии их эффективного использования, возможно увеличение объемов совершаемых предприятием хозяйственных операций,  наращивание доходов, повышение рентабельности собственного капитала, т.к. в нормальных условиях заемные средства — это более дешевый источник в сравнении с собственными  финансовыми ресурсами. Следует отметить, что привлечение заемных средств  дает возможность собственникам и финансовым менеджерам значительно увеличить объем контролируемых финансовых ресурсов, иными словами, расширить инвестиционный потенциал предприятия [34, с. 27].

Однако в той ситуации, когда размер затрат, связанных с обслуживанием долга превышает размер дополнительных доходов от использования заемных средств, влечет за собой ухудшение финансовой ситуации в организации (на предприятии).

К средствам, которые поступают в порядке перераспределения, относятся: средства, поступающие от ассоциаций, концернов, головных компаний; страховое возмещение, связанное с наступившими рисками; проценты и дивиденды по ценным бумагам  других эмитентов [34, с., 27]. Бюджетные средства используются на возвратной и на безвозвратной основе.

Обычно, они выделяются из бюджетов различных уровней под финансирование госзаказов, инвестиционных программ или в виде краткосрочной финансовой  государственной поддержки предприятий, производимая продукция которых имеет народно-хозяйственное значение.

Привлечение финансовых ресурсов из различных источников имеет ограничения организационно-правового,  инвестиционного, макроэкономического и  финансово-аналитического характера [34, с.28].

Ограничения организационно-правового характера включают требования к величине и порядку формирования ряда элементов собственного и заемного  капитала предприятия, которые так же закреплены законодательно: нижняя граница размера уставного капитала; величина резервного капитала; пределы размещения  корпоративных облигаций и привилегированных акций. Организационно-правовые ограничения включают и контроль над управлением компанией. В первую очередь это касается акционерных обществ.

Привлечение финансовых ресурсов путем дополнительной  эмиссии акций, компания видоизменяет финансовую структуру капитала, а также структуру управления самой компанией.

Макроэкономические ограничения включают:  страновой риск, инвестиционный климат страны, денежно-кредитную  политику государства, действующую систему налогообложения, величину ставки рефинансирования, уровень инфляции [34, с.28].

Формирование финансовых ресурсов организаций связано с оценкой сочетания интересов организации с интересами  кредиторов и инвесторов, т.е. действуют инвестиционные ограничения.

Взаимодействие с финансовым инвестором определяется сохранением действующей структуры управления в  компании, среднесрочным сроком инвестирования и заинтересованностью инвестора в получении прибыли в конце срока инвестиций. Одновременно стратегический инвестор принимает активное участие в управлении предприятием, не ограничивая конкретные сроки инвестирования, и нацелен на получение существенной части бизнеса.

Наконец, финансово-аналитические ограничения включают в себя показатели, на основании которых осуществляется оценка влияния процесса изменения финансовой структуры компании на  финансовое положение, а именно, коэффициенты структуры капитала.

Формирование и использование финансовых ресурсов характеризуется денежными потоками в трех видах деятельности предприятия (организации): текущей, инвестиционной, финансовой.

1.2. Методика анализа эффективности

В условиях рыночной экономики значимость финансовых ресурсов повышается. С их помощью осуществляется формирование оптимальной структуры, наращивание производственного потенциала предприятия и финансирование текущей хозяйственной деятельности. В зависимости от объема капитала, которым  располагает хозяйствующий субъект, оптимальности его структуры, целесообразности трансформирования в основные и оборотные фонды, определяется финансовое благополучие компании и результаты ее деятельности.

Как и для любых других видов ресурсов, понятие эффективного использования финансовых ресурсов, включает в себя сопоставление количества и качества израсходованных ресурсов с количественным и качественным выражением достигнутых за соответствующий период результатов.

Оценка эффективности использования финансовых ресурсов включает целую систему показателей, характеризующих:

  1. структуры капитала организации по его размещению и источникам образования;
  2. эффективности и интенсивности его использования;
  3. платежеспособности и кредитоспособности организации;
  4. изменения запаса его финансовой устойчивости.

Основная цель оценки эффективности использования финансовых ресурсов предприятия (организации) – повышение эффективности работы на основе внедрения более совершенных способов использования финансовых ресурсов и управления ими. Исходя из цели оценки эффективности использования финансовых ресурсов, вытекают основные задачи:

– идентификация финансового положения;

– выявление факторов, которые влияют на формирование финансовых ресурсов;

– определение «узких» мест, которые отрицательно влияют на финансовое состояние предприятия;

– выявление внутрихозяйственных резервов укрепления финансового положения.

Можно выделить основные методы оценки эффективности использования финансовых ресурсов.

  1. Метод расчета показателей рентабельности.

Рентабельность показывает прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или иные финансовые операции. Наибольшую важность представляют показатели рентабельности, к которым относятся:

– рентабельность продаж;

– рентабельность текущих активов;

– рентабельность собственного капитала;

– рентабельность внеоборотных активов;

– рентабельность инвестиций.

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, отражают результаты деятельности предприятия; они используются как инструменты инвестиционной, ценовой политики.

Говоря о показателях рентабельности, А.Д. Шеремет основные показатели рентабельности объединяет в следующие группы:

1) показатели рентабельности капитала (активов);

2) показатели рентабельности продукции;

3) показатели, рассчитанные на основе потоков наличных

Показатели рентабельности капитала (активов) «формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал» [ 48, с.280].

В качестве примеров соответствующих показателей профессор Шеремет приводит коэффициенты рентабельности, исчисляемые как отношения:

1) Чистая прибыль/Акционерный (собственный) капитал;

2) Чистая прибыль/Инвестиционный капитал;

3) Чистая прибыль/Все активы [48, стр. 281].

Говоря о показателях рентабельности капитала, А.Д. Шеремет отмечает, что специфика их «заключается в том, что они отвечают интересам всех участников бизнеса предприятия» [48, стр. 281].

Показатели рентабельности продаж. А.Д. Шеремет отмечает, что «показателем истинной эффективности может быть только рентабельность продаж, то есть отношение прибыли к выручке» [48, с. 198]. «Истинную эффективность» автор предлагает определять тремя способами (табл. 1):

Таблица 1– Показатели рентабельности продаж

Способ определения рентабельности Формула
Рентабельность продаж по прибыли от продажи (K1) K1 = P1/N, где P1 — прибыль от продаж; N — выручка от продаж в отпускных ценах-нетто.
Рентабельность продаж по бухгалтерской (до налогообложения) прибыли (K2) K2 = P2/N,
где P2 — бухгалтерская прибыль. Автор предлагает соотносить ее величину с той же выручкой от продаж нетто.
Рентабельность продаж по чистой прибыли (K3) K3 = P3/N,
где P3- «чистая (нераспределенная) прибыль». Здесь все та же выручка от продаж соотносится уже с чистой прибылью, которую автор называет «нераспределенной».

Использование столь различных показателей прибыли (от продаж, прибыль компании в целом до налогообложения и чистая прибыль) в соотношении с все той же выручкой от продаж без НДС объясняется автором тем, что позволяет принять во внимание «логику формирования показателя прибыли».

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Третья группа показателей рентабельности формируется  аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в  расчет принимается чистый приток денежных средств.

  1. Метод анализа финансовых коэффициентов (R-анализ): базируется на расчете соотношения различных показателей финансовой деятельности предприятия между собой. В финансовом менеджменте наибольшее распространение получили следующие группы аналитических финансовых коэффициентов:

– коэффициенты оценки финансовой устойчивости предприятия;

В соответствии с целью анализа обобщенная оценка уровня финансовой устойчивости предприятия может быть рассчитана с использованием  формулы (1) – критерия финансовой устойчивости:

J = Кавт ´ Кмнск ´ Ксос ´ Кфу,                               (1)

где: Кавт — коэффициент автономии;

Кмнск — коэффициент маневренности собственного капитала;

Ксос — коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами;

Кфу — коэффициент финансовой устойчивости.

 

Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия ее активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств.

Под ликвидностью какого-либо актива понимают способность его трансформироваться в денежные средства в ходе предусмотренного производственно-технологического процесса, а степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена [17]. Чем короче период, тем выше ликвидность данного вида активов.

Платежеспособность означает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения [17].

А1 = наиболее ликвидные активы — суммы по всем статьям денежных средств, которые могут быть использованы для выполнения текущих расчетов немедленно. В эту группу включают также краткосрочные финансовые вложения.

А2 = быстро реализуемые активы — активы, для обращения которых в наличные средства требуется определенное время. В эту группу можно включить дебиторскую задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты), прочие оборотные активы.

А3 = медленно реализуемые активы — наименее ликвидные активы – это запасы, дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты), налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, при этом статья «Расходы будущих периодов» не включается в эту группу.

П1 = наиболее срочные обязательства — кредиторская задолженность, расчеты по дивидендам, прочие краткосрочные обязательства, а также ссуды, не погашенные в срок (по данным приложений к бухгалтерскому балансу).

П2 = краткосрочные пассивы — краткосрочные заемные кредиты банков и прочие займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты. При определении первой и второй групп пассива для получения достоверных результатов необходимо знать время исполнения всех краткосрочных обязательств. На практике это возможно только для внутренней аналитики. При внешнем анализе из-за ограниченности информации эта проблема значительно усложняется и решается, как правило, на основе предыдущего опыта аналитика, осуществляющего анализ.

П3 = долгосрочные пассивы — долгосрочные заемные кредиты и прочие долгосрочные пассивы — статьи раздела IV баланса «Долгосрочные пассивы».

230, 240 – долгосрочная задолженность. 250 – краткосрочные финансовые вложения.

260 – денежные средства. 190 – внеоборотные активы (итого). 290 – оборотные активы (итого).

490 – капитал и резервы (итого).

Основными признаками платежеспособности являются:

а) наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете;

б) отсутствие просроченной кредиторской задолженности.

Ликвидность платежеспособность могут оцениваться с помощью ряда абсолютных и относительных показателей. Для оценки платежеспособности предприятия используются относительные показатели (табл. 2).

Таблица 2 – Коэффициенты, характеризующие платежеспособность [49]

Наименование показателя Способ расчета Норма Пояснения
Общий показа-тель ликвидности ³1 Осуществляется оценка изменения финансовой ситуации на предприятии
Коэффициент абсолютной ликвидности ³0,2 £0,7 Показывает какую часть краткосрочной задолжен-ности предприятие мо-жет реально погасить в ближайшее время за счет денежных средств
Промежуточный коэффициент покрытия ³0,7 Отражает прогнозируе-мые платежные возмож-ности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами
Коэффициент текущей ликвидности ³2 Характеризует общую обеспеченность предпри-ятия оборотными средст-вами для погашения краткосрочных обяза-тельств
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами ³0,1 Характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивос-ти
Коэффициент срочной ликвидности 0,7-0,8 Более ликвидные оборот-ные средства: д/с, деби-торская задолженность, краткосрочные финансо-вые вложения
Чистый оборотый капитал ЧОК= Сумма активов — Сумма краткосрочных обязательств

– коэффициенты оценки оборачиваемости активов;

Для анализа скорости оборота оборотных активов в целом рассчитывают коэффициент оборачиваемости (Ко) – отношение выручки без учета НДС и акцизов (В) к средней сумме оборотных средств (ОБср) за период [49]:

Ко = В / ОБср                                                       (6)

где, ОБср = (ОБСн + ОБСк)/2,

ОБСн, ОБСк – соответственно величина оборотных средств на начало и конец периода.

Значение коэффициента оборачиваемости всех активов показывает эффективность использования оборотных активов, рост показателя в динамике свидетельствует о повышении эффективности использования оборотных активов в целом по предприятию. Коэффициент оборачиваемости активов прямо пропорционален объему продаж и обратно пропорционален сумме используемых активов.

Лучшее представление об эффективности использования активов обеспечивают показатели периода оборота активов, представляющие собой количество дней, необходимое для их превращения в денежную форму и являющиеся величиной, обратной коэффициенту оборачиваемости, умноженного на длительность периода. Для оценки продолжительности одного оборота в днях рассчитывают показатель – продолжительность одного оборота оборотных средств по формуле [54]:

То=360 / Ко или То =365 / Ко                                                                 (7)

Значение показывает, через сколько дней, средства, вложенные в оборотные активы или их составляющие, снова принимают денежную форму. Уменьшение этого показателя в динамике является положительным фактором. Аналогично рассчитываются значения для составляющих оборотных активов.

– коэффициенты оценки оборачиваемости капитала;

Под оборачиваемостью капитала понимается скорость прохождения средствами отдельных стадий производства и обращения. Оборачиваемость капитала характеризуют двумя основными показателями [54]:

  1. оборачиваемость активов в оборотах (коэффициент оборачиваемости):

Коб = В/А                                                 (8)

где, А – среднегодовая стоимость активов (всего капитала);

В – выручка за анализируемый период (год).

Коэффициент оборачиваемости – показывает, сколько оборотов за анализируемый период (год) делают средства, вложенные в имущество предприятия. Если Коб растет, то деловая активность повышается.

2.длительность одного оборота:

Dоб = Т / Коб (дней)                                   (9)

где, T – продолжительность (в календарных днях) анализируемого периода.

Между оборачиваемостью и финансовым результатом существует глубокая взаимосвязь: чем выше скорость обращения капитала, тем более высокий финансовый результат (прибыль) получит компания.

  1. Метод оценки стоимости финансовых ресурсов.

Стоимость капитала предприятия служит мерой прибыльности операционной деятельности и характеризует часть прибыли, которая должна быть уплачена за использование сформированного или привлеченного нового капитала для обеспечения выпуска и реализации продукции. Рассчитываются:

– стоимость функционирующего собственного капитала предприятия;

– стоимость заемного капитала в форме банковского кредита;

– стоимость заемного капитала, привлекается за счет эмиссии облигаций;

– средневзвешенная стоимость капитала;

– предельная эффективность капитала.

Оценка показателей стоимости капитала должна быть завершена выработкой критериального показателя эффективности его дополнительного привлечения. Таким критериальным показателем является предельная эффективность капитала. Этот показатель характеризует соотношение прироста уровня прибыльности дополнительно привлекаемого капитала и прироста средневзвешенной стоимости капитала. Расчет предельной эффективности капитала осуществляется по следующей формуле [54]:

ПЭК = ΔРк/ΔССК,                                             (10)

где ПЭК— предельная эффективность капитала;

Δ Рк — прирост уровня рентабельности капитала;

ΔССК— прирост средневзвешенной стоимости капитала.

  1. Метод оценки структуры и движения капитала предприятия.

Предполагает проведение оценки эффективности использования финансовых ресурсов предприятия при помощи показателей движения капитала (активов) предприятия, к которым относят коэффициенты поступления, выбытия и использования, рассчитываемые по всему совокупному капиталу и по его составляющим, а также определения соотношения величины собственного и заемного капитала.

Главным показателем эффективности функционирования предприятия является увеличение собственного капитала. В практике считается, что долю собственного капитала желательно поддерживать на достаточно высоком уровне, т.к. это свидетельствует о стабильной финансовой структуре средств, которой отдают предпочтение кредиторы. Она выражается в невысоком удельном весе заемного капитала и более высоком уровне средств, обеспеченных собственными средствами. Это является защитой от больших потерь в периоды спада деловой активности и гарантией получения кредитов.

Определение стоимости капитала лежит в основе расчета экономической добавленной стоимости EVA. Показатель применяется для оценки эффективности деятельности предприятия с позиции его собственников, которые считают, что деятельность предприятия имеет для них положительный результат в случае, если предприятию удалось заработать больше, чем составляет доходность альтернативных вложений. Этим объясняется тот факт, что при расчете EVA из суммы прибыли вычитается не только плата за пользование заемными средствами, но и собственным капиталом.

Практически показатель EVA рассчитывается следующим образом:

EVA = (прибыль от обычной деятельности – налоги и другие обязательные платежи – инвестированный в предприятие капитал, т.е. сумма пассива баланса)´средневзвешенная цена капитала              (11)

Из формулы следует, что важную роль при расчете показателя EVA играют структура источников финансовых ресурсов предприятия и цена источников. EVA позволяет ответить на вопрос инвесторов: какой вид финансирования (собственное или заемное) и какой размер капитала необходим для получения определенного значения прибыли.
Сущность EVA проявляется в том, что этот показатель отражает прибавление стоимости к рыночной стоимости предприятия и оценку эффективности деятельности предприятия через определение того, как это предприятие оценивается рынком.

Рыночная стоимость предприятия = чистые активы (по балансовой стоимости) + EVA будущих периодов, приведенная к настоящему моменту времени

Значение EVA определяет поведение собственников предприятия по отношению к инвестированию в данное предприятие.

Оценка эффективности использования финансовых ресурсов необходима для принятия управленческих решений, направленных на рост прибыльности, выявление причин убыточности, а также обеспечение стабильного финансового состояния.  От того, насколько качественно проведена данная оценка, зависит эффективность принятия управленческих решений, связанных с дальнейшим использованием собственных, привлеченных и заемных финансовых ресурсов.

Периодичность проведения оценки эффективности использования финансовых ресурсов зависит от требований топ-менеджмента, а также от возможностей компании по сбору данных для управленческой отчетности. Поскольку у большинства российских компаний данные управленческого учета базируются на данных бухгалтерского учета, им имеет смысл проводить финансовый анализ раз в квартал одновременно с полным подведением итогов периода бухгалтерией. Компании с развитой информационной поддержкой бизнеса имеют возможность отслеживать финансовые показатели ежемесячно, еженедельно и даже ежедневно.

Таким образом, результаты оценки эффективности использования финансовых ресурсов лежат в основе выработки мер, направленных на повышение эффективности управления финансовыми ресурсами, более рациональное распределение доходов, что в итоге способствует повышению стоимости всей компании.

1.3. Направления эффективного использования финансовых ресурсов в коммерческой организации

Эффективность работы каждого предприятия во многом зависит от полной и своевременной мобилизации финансовых ресурсов и правильного их использования для обеспечения нормального процесса производства и расширения производственных фондов.

Использование финансовых ресурсов предприятий  осуществляется по следующим основным направлениям [34, с. 29]:

  • финансирование затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг;
  • финансирование инвестиционной деятельности предприятия (реальные и финансовые инвестиции);
  • платежи в бюджет и внебюджетные фонды;
  • погашение кредитов и займов;
  • финансирование благотворительной деятельности и др.

Поскольку основной задачей коммерческой организации является максимальное извлечение прибыли, постоянно возникает проблема выбора направления  использования финансовых ресурсов:  вложения  с  целью расширения  основной деятельности коммерческой организации или вложения  в другие активы.  Как и известно, экономическое значение прибыли связано с получением результата от вложений  в наиболее доходные активы.

Можно выделить следующие основные направления эффективного использования финансовых ресурсов коммерческой организации [34, с.29]:

  • Капитальные вложения.
  • Расширение оборотных фондов.
  • Осуществление научно-исследовательских и  опытно-конструкторских работ (НИОКР).
  • Уплата налогов.
  • Размещение в ценные бумаги других эмитентов, банковские
  • депозиты и другие активы.
  • Распределение прибыли между собственниками организации.
  • Стимулирование работников организации и поддержка членов их семей.
  • Благотворительные цели.

Если стратегия коммерческой организации связана с сохранением и расширением ее позиции на рынке, то необходимы капитальные вложения (инвестиции в основные средства (капитал)).

Капитальные  вложения  – это одно  из важнейших направлений использования финансовых ресурсов коммерческой организации.

В  российских условиях весьма актуально увеличение объемов капитальных вложений  в связи  с необходимостью обновления оборудования, внедрения ресурсосберегающих технологий и других инноваций, так как процент не только морального, но и физического износа оборудования весьма велик.

Неблагоприятная  ситуация  в  Российской  Федерации  в области  инвестиций  в реальный сектор экономики  вызвана следующими причинами:

  • высокие темпы инфляции (например, в 2014 году составил 11,36% по сравнению с 2013 годом 6,45%)   не позволяют  многим предприятиям  в полной  мере осуществлять расширенное воспроизводство основных фондов, поскольку выручка от реализации за счет разницы в ценах, как правило,  не покрывает даже затраты на сырье, материалы, топливо;
  • внешние инвесторы  вложения  осуществляют лишь  в те отрасли, которые предусматривают быструю отдачу (торговая деятельность,  сырьевые  отрасли,  производство строительных материалов).

Инвестиции в основные средства коммерческой организации осуществляются  за счет следующих  источников:  амортизации, прибыли  коммерческой  организации,  долгосрочных банковских кредитов,  бюджетных кредитов и  инвестиций,  поступлений от размещения  на финансовом рынке  акций,  поступлений  от размещения долгосрочных ценных бумаг.  Банковский кредит не является главным источником для инвестиций в основной капитал, так как кредитным организациям, выдающим долгосрочные кредиты, для поддержания ликвидности необходимо иметь такие же  по срокам  и  суммам  пассивы.  Ограниченность бюджетных средств также  не  позволяет рассматривать  поступления  бюджетных средств как важный источник капитальных вложений

И силу незначительной емкости российского финансового рынка лишь небольшое количество коммерческих организаций  может привлекать финансовые ресурсы для  капитальных вложений  на финансовом рынке.  Кроме того, дополнительная эмиссия акций чревата опасностью потерять контроль над управлением организацией. Следовательно, среди источников капитальных вложений основными  в  настоящее  время для  российских коммерческих организаций являются прибыль и амортизация.

Кроме расширенного воспроизводства основных средств часть прибыли организации может быть направлена на расширение оборотных средств – закупку дополнительного сырья,  материалов [45, с.185].

Для этой цели могут также привлекаться краткосрочные банковские кредиты, использоваться средства, поступающие в порядке перераспределения от основной («материнской»)  компании,  и т.д.

Большое значение для развития бизнеса имеет участие коммерческой  организации  в  научных  исследованиях.  Опыт зарубежных  стран  показывает,  что  организации,  осуществляющие и инновации,  менее  подвержены риску банкротства и обеспечивают  высокий уровень рентабельности [45, с.185-191].  Следовательно,  часть прибыли  коммерческой организации,  а также средства,  поступившие  в  порядке  целевого финансирования  (например,  бюджетные  средства),  могут быть  предназначены для осуществления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).  Как  уже  было  отмечено,  отчисления  от  прибыли могут  направляться  в  отраслевые  и  межотраслевые  фонды НИОКР. Такие отчисления уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

Прибыль как денежный доход коммерческой организации подлежит налогообложению. Для определения налоговой базы по налогу на прибыль организации доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы уменьшаются на соответствующие произведенные расходы.  В налогооблагаемый доход включаются только доходы, принимаемые в целях налогообложения. Не подлежат налогообложению доходы, не учитываемые при определении налоговой базы (например, поступления в виде целевого финансирования). Аналогичным образом расходы делятся на: а) уменьшающие налоговую базу и б) осуществляемые из прибыли, остающейся в распоряжении организации [45, с.185-191].

В настоящее время предусмотрена возможность переноса убытков на будущие периоды. Таким образом,  на практике возможна ситуация,  когда при  наличии  прибыли  коммерческой организации по данным финансовой отчетности у нее может не быть налогооблагаемой прибыли по данным  налогового учета.

Российским налоговом законодательством установлена ставка налога на прибыль организаций в размере 20%. Законом субъекта  РФ  может быть снижена та часть ставки налога на прибыль организаций,  которая  установлена для  бюджета  субъекта  РФ (с  18 до  13,5%). Доходы,  полученные  по  ценным бумагам российскими  и  иностранными  компаниями  (дивиденды,  проценты), облагаются по ставкам,  которые варьируются от 0 до  15% в зависимости от вида ценной бумаги,  инвестора.  В целом можно говорить об относительно невысокой ставке налога на прибыль в нашей стране (для сравнения: в Германии максимальная ставка налога  на прибыль корпораций  составляет  50%).  В  отличие от других стран российское налоговое законодательство ограничивает состав расходов,  применяемых при расчете налоговой базы но налогу на прибыль организаций [2, Ст. 264, 265].

Субъекты малого бизнеса могут перейти на упрощенную систему налогообложения,  при которой происходит замена уплаты налога  на прибыль организаций,  налога на имущество организаций и единого социального налога единым налогом. Объектом налогообложения считаются или полученные доходы  (они учитываются так же,  как при определении  налогооблагаемой  базы по  налогу на прибыль организаций),  или доходы,  уменьшенные на расходы.  В первом случае ставка налога 6%, во втором – 15%.  При этом законом субъекта РФ может дифференцироваться  ставка от 5 до  15%  в зависимости  от категории  налогоплательщика.

Если деятельность субъекта малого бизнеса подпадает под действие  введенного в регионе единого  налога  на вмененный поход, то организация обязана перейти на уплату такого налога [2, ст. 346.27], ставка по которому составляет  15%.

Единый налог на вмененный доход также заменяет налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, единый социальный налог.

Для дальнейших накоплений коммерческая организация может осуществлять вложения не только в собственное  производство,  но и в другие активы.  Такими  активами  могут быть доли в уставных капиталах других организаций  (в том  числе акции других эмитентов); долговые ценные бумаги (облигации, векселя, и том числе государственные и муниципальные ценные бумаги); банковские депозиты;  передача денежных средств другим организациям на основе договоров займа;  приобретение  имущества имя дальнейшей передачи его в лизинг и др.[45, с.185-191]. Названные вложения могут быть разными по срокам: от нескольких часов (такие услуги  предлагают банки для краткосрочных вложений) до нескольких лет.  Структура вложений по срокам определяется структурой обязательств организации по срокам, при этом нельзя размещать ресурсы в долгосрочные активы,  имея краткосрочные обязательства.  Основными принципами размещения временно свободных финансовых ресурсов являются ликвидность активов (они в любой момент легко должны превращаться в платежные средства) и диверсификация  (в рыночных условиях непредсказуемости  вложений тем больше  вероятность сохранения средств, чем больше набор активов,  в которые осуществляются вложения) [45, с.185-191].

Одно из главных отличий коммерческих организаций от некоммерческих состоит  в том,  что  полученная  прибыль коммерческих организаций распределяется между собственниками этой организации [45, с.185-191]. Акционерные общества выплачивают дивиденды владельцам простых и привилегированных акций; товарищества, общества с ограниченной ответственностью распределяют прибыль соответственно с долей участия в уставном (складском) капитале.

Прибыль унитарных предприятий,  если собственником  не  принято другое  решение,  может поступать  в виде  неналоговых доходов в соответствующий бюджет.  Размер и регулярность выплат дивидендов по акциям и  приравненных к ним платежей наряду с другими факторами определяют инвестиционную привлекательность коммерческой  организации.

Финансовые ресурсы коммерческой организации могут быть источником расходов, связанных со стимулированием работников и поддержкой членов их семей.  За счет прибыли многие организации в настоящее время не только выплачивают премии работникам, но и оплачивают расходы на образование, здравоохранение, услуги,  связанные  с оздоровлением  (тренажерные залы,  санатории-профилактории  и  пр.),  приобретают жилье;  осуществляют доплаты  к государственным  пособиям  на детей;  заключают договоры добровольного  медицинского  страхования  сотрудником и  членов их семей, дополнительного пенсионного обеспечения.

Так,  среди негосударственных пенсионных фондов наибольший удельный вес по размерам пенсионных резервов и дополнительной  пенсии  занимают так называемые  корпоративные  фонды, созданные коммерческой  организацией  или  связанными  между собой  коммерческими организациями.

Финансовые ресурсы организаций (прибыль, поступления) в настоящее время используются также на благотворительные цели.

Средства передаются детским домам,  интернатам,  учреждениям здравоохранения, непосредственно отдельным гражданам, а также  осуществляется  поддержка учреждений  культуры,  искусства, науки и образования. Учитывая основную цель деятельности коммерческих организаций  –  извлечение  максимальной  прибыли, такое направление использования финансовых ресурсов не может быть масштабным. Тем не менее, многие учреждения социального обслуживания, театры,  музеи, учебные заведения получают средства от крупных коммерческих организаций.


Страница:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!