Меню Услуги

Формирование картографических навыков в средней школе. Часть 2.

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

2.2. Картографические знания и умения в современной школьной географии (анализ учебных программ)

Проблема содержания географического образования всегда стояла в
центре исследовательского внимания ведущих методистов
(Н.Н. Баранский, И.И. Баринова, И.В. Душина, В.П. Максаковский,
В.В. Николина, Л.М. Панчешникова, Н.Н. Петрова, М.В. Рыжаков, В.Д. Сухоруков и др.) и в настоящее время приобретает особую актуальность в связи с:

  • модернизацией системы отечественного образования;
  • изменениями, происходящими в географической науке, теории и методах обучения;
  • структурно-содержательными инновациями в начальном курсе географии.

Содержание географического образования отличается динамичностью и определяется общественными запросами, оформленными в виде социального заказа образования.

Рассмотрение содержания географического образования в контексте настоящего исследования предполагает следующее:

  1. Определение оснований к выделению структурных компонентов содержания картографической подготовки;
  2. Исследование роли картографических знаний и умений в системе современного географического образования Республики Казахстан и требований, предъявляемых к их формированию.

В развитии тенденций школьного географического образования В.П. Максаковский выделяет несколько периодов [33].

Первый период (1918-1923) отмечается культурологической направленностью, определяемой соответствующей государственной политикой, согласно которой единственным предметом является человеческая культура. Впоследствии (1930-1970) приоритетное значение отдавалось основам географических наук, расширения понятийного аппаратов курсов, которые к тому же перегружались обилием фактического материала. С середины 1980-х годов в программы по географии в качестве основы было положено представление о географической культуре. Однако, реальные очертания культурологическое направление приобрело в первой половине 1990-х годов. В исследованиях ученых географов и методистов раскрывается значимость ведущих подходов формирования содержания географического образования: гуманизации, интеграции, вариативности, деятелъностного, сопряженных с культурологическим подходом.

Основной целью общего среднего образования является формирование всесторонне образованной и инициативной личности, системы взглядов, идейно-нравственные, культурные, этические принципы и нормы поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса [51].

Реализация этой цели в процессе обучения географии происходит через формирование у учащихся определенного уровня географической культуры как необходимого компонента общей культуры человека. Большую роль в формировании географической культуры имеет геоэкологическая составляющая школьной географии. Все ее содержание подчинено рассмотрению взаимоотношений «природа-общество». Географически грамотный человек понимает взаимосвязь и взаимоотношения между территорией и её природой, людьми, природой и хозяйственной деятельностью людей на данной территории. В течение нескольких десятилетий понятие географическая культура расширялось, в связи с изменениями, происходящими в мире и обществе. Особый вклад географии в общую культуру заключается, по мнению В.П. Максаковского, в формировании у учащихся географической картины мира, географического мышления, знакомстве с методами и языком географии [33]. Школьная география, создавая представление у учащихся о географической картине мира, участвует тем самым в формировании научной картины мира как философской формы систематизации знаний об объективной реальности, совокупности научных знаний о мире. Под определением географическая картина мира понимается целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер и закрепляющий основные объекты и соотношения между ними в том виде, в котором они даны современному географическому познанию [33].

Формирование географической культуры учащихся, по мнению В.В. Николиной включает:

  • овладение системой знаний и умений через «введение учащихся в пространство мировой и отечественной культуры, практическое присвоение (интериоризация) культурного географического опыта поколений»;
  • формирование опыта эмоционально-ценностного отношения через внедрение культурного географического опыта поколений «в духовный мир учащихся»;
  • географический стиль мышления, формируемый с помощью картографических произведений;
  • формирование опыта творческой деятельности через «самореализацию учащихся на географической основе» [50].

По мнению И.В. Душиной, географическая культура — это результат педагогических воздействий, совокупность, основу которых составляет ценностное отношение к географической окружающей среде. Понимается как способ преобразования географической среды и себя как творца географических ценностей. Таким образом, понятие «географическая культура» служит основой для построения содержания современной школьной географии [52]. Основополагающим элементом географической культуры человека является представление о географической картине мира. Важное место в географической картине мира занимает одна из «стволовых ветвей» географической науки — картография, охватывающая создание, изучение, а также использование картографических произведений [53]. Картография оказывает влияние на многие аспекты жизни современного общества и является средством систематизации, передачи и восприятия информации. Географическая наука и школьные курсы географии включают в себя картографические понятия и термины, а также различные географические названия. Поскольку картографические знания и умения способствуют формированию следующего компонента географической культуры —географического мышления. Впервые это понятие было заложено в работах Н.Н. Баранского: «географическое мышление это мышление, во-первых, привязанное к территории, кладущее свои суждения на карту, и, во-вторых, связанное, комплексное, не замыкающееся в рамках одного «элемента» или одной «отрасли», иначе говоря, играющее аккордами, а не одним пальчиком» [6].

В.П. Максаковский для характеристики сущности понятия «географическое мышление» выделил подходы: территориальный, комплексный, исторический, типологический, системный, проблемный, экологический, конструктивный и поведенческий [53]. Реализация этих подходов, в большинстве своем, невозможна без знания специфических особенностей основных видов геоизображений и наличия необходимых навыков работы с ними.

Третьим компонентом понятия «географическая культура» выступают, по В.П. Максаковскому, методы географии, среди которых особое место занимает картографический метод исследования.

В качестве четвертого компонента географической культуры выступает язык географии. Овладение языком географии подразумевает знание языка географической науки и языка географической карты.

Происходящие изменения в школьном географическом образовании привели к актуализации вопросов по формированию картографического метода исследования как основы формирования географической культуры учащихся.

Картографический метод исследование и знание языка карты стали особенно востребованы на рубеже XX — XXI века, поскольку человечество вступило в эпоху информатизации, глобализации и нарастающей всеобщей коммуникации. В этих условиях роль школьной географии вновь стала возрастать, так как даже на международном уровне география, наряду с философией, историей и иностранными языками, признана одним из основных общеобразовательных предметов [52]. Следует особо подчеркнуть то обстоятельство, что «география — единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей [54]. К ведущим мировоззренческим идеям, заложенным в курсы школьной географии, относятся: целостность мира, развитие во времени и пространстве всех компонентов и комплексов географической оболочки, их взаимосвязь и взаимозависимость [52]. Их формирование возможно на основе работы с картами различного содержания, для работы с ними учащимся необходимо обладать картографической грамотностью.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

С.В. Буланов, рассматривает картографическую грамотность как фундамент географической культуры, которая формируется в процессе изучения географии в общеобразовательных учреждениях [40].

В связи с этим обучение географии должно объединять наличие у учащихся теоретических знаний о специфических свойствах основных видов геоизображений (картографические знания), а также знание расположения, относительных размеров, формы важнейших объектов на земной поверхности и умения извлекать географическую информацию, создавать простейшие картографические произведения, что является основой картографической грамотности учащихся [40]. Поэтому она включает в себя картографические знания и картографические умения.

На существенную роль карты в процессе обучения географии указывали
Н.В. Андреев, Н.Н. Баранский, И.И. Баринова, В.П. Голов,
Г.Ю. Грюнберг, И.В. Душина, О.А. Манзадай, Г.П. Пивоварова, Е.М. Поспелов, М.В. Студеникин, В.А. Федоров и другие [35, 37-39, 41-49].

Поскольку большинство географических объектов недоступны для непосредственного изучения, заменяя объект исследования, карта является посредником между реальной действительностью и познавательным процессом школьника.

Исходя из принципа стандартизации образования, были определены требования к картографическим знаниям и умениям, которыми должны обладать учащиеся по завершении изучения школьного курса географии. Важнейшим ориентиром для определения обязательного минимума географического образования являются Республиканский государственный общеобязательный стандарт среднего образования и образовательные программы курса школьной географии. На основе их сопоставления [55 – 62] были выявлены требования к основным картографическим знаниям и умениям школьников по географии, представленные в таблице 1.

Таблица 1 — Система картографических знаний и умений формируемых в школьном курсе географии [56 – 62].

Картографические знания Картографические умения
6 класс
1. Основные географические
понятия и термины: «план местности», «азимут», «масштаб», «географическая карта», «абсолютная и относительная высота», «географические координаты».2. Знания о географических
моделях: глобусе, географической карте, плане местности, а также о их основных свойствах и элементах (масштабе, условных знаках, способах картографического изображения, градусной сети: параллелях (экватор, тропики, полярные круги), меридианах, о географических координатах географической широте и долготе.

Знания о классификации географических карт (физическая, экономическая, политическая, контурная).

 

1. Уметь объяснять:

— последовательность приёмов построения планов местности;

— построение градусной сетки на картах;

— черты сходства и различия плана местности и географической карты;

2.Уметь применять:

— в процессе учебного познания основные понятия по теме «план местности» и «географическая карта».

— читать план местности и карту;

— читать климатические и синоптические карты для характеристики погоды и климата.

3. Уметь определять (измерять):

— географические координаты точки по географическим картам;

— местоположение географических объектов по плану местности, глобусу и географической карте;

— расстояния (по масштабу);

— направления;

— высоту (среднюю, абсолютную и относительную высоту точек) одной из равнин и горных систем земного шара и глубину точек в морях и океанах;

— умение определять на местности стороны горизонта, направления, расстояния, а так же определение географических координат должно быть доведено до уровня навыка;

— производить простейшую съемку местности;

— стороны горизонта на местности при помощи компаса, топографической карты и местных признаков;

— определять по карте сейсмические районы мира.

4. Уметь описывать:

— по карте объекты литосферы, гидросферы по типовому плану;

— природные зоны земли по географическим картам;

— сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах;

— описание растительного и животного мира по карте.

5. Уметь называть (показывать):

— основные географические объекты;

— элементы градусной сети (экватор, северный и южный тропик, полярные круги, полюса, нулевой меридиан, линию перемены дат);

— находить сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте.

6. Уметь работать с:

— контурной картой;

— компасом.

7 класс
Знания классификации карт:

— по содержанию (общегеографические и тематические);

— по охвату территории (мировые, отдельных материков, океанов и их частей, государств и их частей);

— по масштабу (крупномасштабные, среднемасштабные, мелкомасштабные) и их особенности.

 

 

 

 

1.Описывать:

— находить и подбирать различные источники информации и извлекать нужную информацию;

— географическое положение объектов (по карте);

— объекты и территории по картам и другим источникам географической информации, создавая их словесный или графический образ;

— умение составлять географическое описание объектов по типовому плану должно быть доведено до уровня навыка.

2. Называть и показывать:

— части света, материки, океаны;

— важнейшие природные объекты материков, океанов, их крупных регионов, страны;

— типы земной коры, основные тектонические структуры, мировые центры месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории;

— области действия пассатов, муссонов, западного переноса воздуха, климатические пояса;

— крупнейшие народы мира, мировые религии, ареалы их распространения, основные густонаселённые регионы мира, крупнейшие по площади и населению страны мира, их столицы и крупные города;

— ареалы распространения основных видов традиционной хозяйственной деятельности;

— достопримечательности отдельных стран, используя различные источники информации;

— полярные области южного и северного полушарий;

— определять особенности географического положения, называть определяющие его факторы на основе карт;

— показывать географические объекты — острова, полуострова, заливы, проливы, течения и др.

3. Объяснять:

— объяснять характерные особенности природы отдельных регионов мира, используя карты, схемы;

— объяснять размещение и плотность населения, анализируя соответствующие карты;

— называть и объяснять, используя различные источники информации, характерные особенности природы.

4.Сравнивать:

— сравнивать особенности природы различных регионов (Африки и Австралии, Северной Америки и Южной Америки и т.д.);

— особенности природных и природно-хозяйственных комплексов разных материков и океанов;

— различия в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира.

5. Оценивать и прогнозировать:

— по карте литосферных плит – изменения очертаний материков и океанов в отдалённом будущем.

6. Определять:

— географическую информацию по картам различного содержания (количество осадков, температуру воздуха, и т.д.);

— вид и тип карт и других источников знаний для получения необходимой информации;

— определять отличительные особенности природы, населения и хозяйства стран.

8 класс
Знания об особенностях физических карт Казахстана, карт отдельных регионов Казахстана, а также тематических крат Казахстана. Знание о социальных картах Казахстана. Знания о карте административно-территориального деления РК.

 

1.Уметь анализировать:

— физическую карту и карты компонентов природы.

— анализировать тематические карты и формулировать, делать выводы;

— читать и сопоставлять климатические карты, проводить анализ их содержания.

2. Уметь определять:

— географическое положение объектов (географическое положение РК и регионов);

— их природный и хозяйственный потенциал;

— разницу в поясном времени территорий;

— погоду по синоптической карте;

— параметры природных объектов и явлений по различным источникам информации.

3. Называть и (или) показывать:

— особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ;

— структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

— распределение рек страны по бассейнам;

— крупные ледники;

— показывать на карте крайние точки страны;

— показывать по карте крупные природные объекты.

4. Составлять:

— географические описания (в том числе природных объектов, ландшафтов своей местности).

5. Решать:

— решать задачи по определению географических координат и разницы
во времени часовых поясов.

9 класс
Знания об экономико — географическом и политическом положении Казахстана.

Административно-территориальное деление страны.

Знание об особенностях экономических карт РК и ее отдельных регионов.

 

 

1.Уметь анализировать:

— карты административно-территориального и политико-административного деления страны;

— экономические карты РК для определения типов территориальной структуры хозяйства;

— графические и статистические материалы, тематические (отраслевые) карты.

2. Описывать:

— экономико-географическое положение страны;

— геополитическое положение страны.

3. Называть и (или) показывать:

— экономические районы и области РК и называть их административные центры.

Важнейшие природно-хозяйственные объекты страны

— показывать на карте географические районы страны;

— показывать на карте географию размещения основных зерновых и технических культур;

— показывать главные районы лесной промышленности, крупные лесопромышленные комплексы;

— показывать главные районы химической промышленности;

— показывать главные районы добычи угля;

— показывать главные районы добычи нефти и газа;

— показывать по карте и приводить примеры крупнейших электростанций;

— показывать на карте главные районы черной и цветной металлургии;

— показывать важнейшие районы машиностроения и крупнейшие центры;

— показывать важнейшие транспортные пути.
Регионы страны

— называть и показывать на карте границы района, древние города, основные природные объекты, определяющие своеобразие района;

— основные хозяйственные центры района;

— природные памятники.

4. Умения выделять и сравнивать:

— границы природных, экономических и географических районов в западном и восточном регионах страны и сравнивать их по разным показателям (размерам территории, границам, численности населения).

5. Уметь читать и анализировать:

— тематические карты отдельных видов промышленности;

— анализировать отраслевые карты;

— сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов страны, в том числе своей местности на основе карт;

— комплексные карты географических районов.

6. Отбирать:

— отбирать необходимые источники информации для работы.

10 класс
Знание общих географических закономерностей. Знаний общих характеристик мира, политической карты мира, историко-географических регионов. Знания мирового хозяйства, понятие международных экономических отношений.

Знание об особенностях внутренних, внешних и культурных связей стран СНГ и место Казахстана в нем.

1.Умение анализировать:

экономические карты;

графические и статистические материалы;

2. Уметь определять:

расстояния в градусах и километрах между заданными точками и географическими пунктами;

— главные районы и центры размещения отраслей мирового хозяйства;

— используя статистические данные и карты природных ресурсов определять ресурсообеспеченность стран.

3. Уметь прогнозировать:

экологические проблемы, возникающие вследсвие результатов хозяйственного освоения и использования природных ресурсов

4.  Уметь составлять и сопоставлять:

— составлять краткую экономико – географическую характеристику регионов, а также уметь делать сравнительную характеристику разных экономических районов, расположенных в разных зонах

5.  Уметь использовать:

приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни.

11 класс
Знания об источниках географической информации. Виды географической информации, её роль и использование в жизни людей. Знания о геоинформационных системах. Знание современной политической карты мира. Знания об особенностях экономических и тематических картах мира, а также крупных регионов мира и отдельных стран.

 

1. Умение анализировать:

— карты природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций;

— карты населения;

— экономические карты;

— политические карты мира и экономические карты с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их
участия в международном географическом разделении труда.

2. Уметь прогнозировать:

— по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических, геоэкологических объектов, процессов и явлений.

3.  Уметь применять:

— разнообразные источники географической информации для проведения наблюдении за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектам, процессами и
явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов.

4.  Уметь составлять и сопоставлять:

— cоставление простейших картосхем, отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества;

— составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира;

— картосхемы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, а так же их территориальные взаимодействия;

— сопоставлять географические карты различной тематики.

5. Уметь использовать:

приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни для нахождения и применения географической информации, включая карты, геоинформационные системы.

 

Изучив нынешнюю образовательную программу школьного курса географии РК, мы пришли к следующим выводам:

Теоретическая основа картографических знаний и умений закладывается в начальном курсе географии, т.е. в 6 классе. Учащиеся впервые знакомятся с такими понятиями как «план местности», «масштаб», «географическая карта», «абсолютная и относительная высота», «географические координаты». В конце изучения темы «План и карта» они должны не только знать эти понятия, но и научиться проводить различные измерения на данных видах изображения земной поверхности. Особое внимание уделяется умению определять географические координаты. Формирование умения определять географические координаты на карте полушарий продолжается в течение года, а к концу изучения курса 6 класса это умение доводится до навыка. А так же закладываются основы работы с картами атласа и оформления контурной карты. Начинают формироваться умения понимать, читать и знать карту.

В 7 классе картографические знания продолжают расширяться, происходит углубление уже имеющихся знаний о том, что такое проекции карт, происходит знакомство с тематическими картами мира и отдельных материков, океанов, а так же их частей. Начинают формироваться умения работаты с картами различного содержания, охвата территории и масштаба. Начинает формироваться умение находить карты определенной тематики, которое особо востребовано при составлении характеристики географических объектов с помощью карт по определённому плану. К концу данного курса это умение доводиться до навыка.

В 8 классе же классе учащиеся начинают подробно изучать различные карты Казахстана, что требует знакомства с новой проекцией – конической.

В данном курсе продолжается формирование таких картографических умений как понимать, читать и знать карту, имеющих первостепенное значение при анализе, сопоставлении и наложении карт различных по масштабу, охвату территории и содержанию.

В 9 классе умения, сформированные в 8 классе, продолжают отрабатываться с использованием карт Казахстана экономического содержания, делается упор на анализ отраслевых карт. Все это существенно облегчает процесс запоминания размещения основных ресурсных баз Казахстана и важнейших объектов хозяйства страны. В данном курсе учащиеся впервые знакомятся с такими понятиями как экономико-географическое положение (характеристика) страны или района и политико-географическое положение страны.

В 10 — 11 классе к картографическим знаниям добавляется разделы «Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей», происходит знакомство с геоинформационными системами. Ученики к концу изучения данных курсов должны определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений, применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдении за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектам, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов. Данные умения дополняют картографические, отработка которых (читать, анализировать, накладывать карты) в данных курсах продолжается на основе мировых карт и карт отдельных государств. Все это требует от учащихся хорошего владения картографическими знаниями о свойствах карт различного содержания и охвата территории, приобретенных в предыдущих курсах географии.

С завершением курса географии 11 класса завершается и школьный курс по предмету, поэтому картографическая грамотность и все составляющие географической культуры считаются сформированными в полной мере.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Таким образом, анализируя требования стандарта образования и образовательных программ, выявлены основные картографические знания и умения при изучении школьного курса географии.

Картографические знания и умения, сформированные в школьном курсе географии, оцениваются по окончанию 9 класса в формате государственного экзамена и 11 класса в формате ЕНТ. В связи с этим на государственном экзамене и ЕНТ обязательно проверяется качество картографических знаний и умений при работе с материалами, содержащими картографические данные. В аналитических отчетах МОН РК о результатах государственного экзамена и ЕНТ с 2012 по 2016 гг. были определены основные трудности в обучении географии [63,64]. В экзаменационных работах и тестах проверялись пять групп умений, составляющих предметную географическую компетентность, одним из которых является умение работать с картами различного содержания. На основе полученных результатов был выявлен главный недочёт в образовательной подготовке выпускников, который заключается в недостаточной сформированности некоторых картографических умений, необходимых при работе с географическими картами. В отчетах МОН РК отмечен ряд слабо сформированных умений: определять расстояния и направления, местоположение на картах, характер рельефа, построение профиля в определенном масштабе [63]. Указанные умения формируются на основе картографических знаний получаемых учащимися в начальном курсе географии и востребованы в других курсах школьной географии. Поэтому особое внимание необходимо уделить оценке качества картографических знаний и умений в начальном курсе географии, поскольку от их качества зависит успешность овладения картографическим методом исследования на протяжении всего курса школьной географии. Овладение основными методами исследования и применение их на практике наиболее востребовано в современном обществе, что подтверждается проведением международных исследований в области качества образования (программа ЮНЕСКО «Образование для всех» и международных исследований PISA и TIMSS) [65,66].

 

Глава 3. Разработка (с учетом личного педагогического опыта) усовершенствованной системы картографических знаний, умений и навыков в школьном курсе географии

3.1. Усовершенствованная система картографических знаний, умений, навыков и методические условия ее реализации

В результате проведенного исследования современного состояния картографической науки, анализа проблемы формирования картографической грамотности учащихся общеобразовательных учреждений, изучения опыта экспериментальной работы в общеобразовательном учреждении, нами были выделены цели и задачи картографической подготовки учащихся общеобразовательных учреждений, в соответствии с которыми была усовершенствована система формирования картографических знаний и умений в школьных курсах географии.

Главной целью картографической подготовки учащихся современных общеобразовательных учреждений является формирование картографической грамотности школьников.

Эта цель реализуется в процессе выполнения основных задач:

  • дать знания об особенностях изображения земной поверхности на основных видах геоизображений: глобусе, планах местности, географических картах, аэрофотоснимках, космических снимках;
  • обучить умению работать с картографической и аэрокосмической информацией:
  • определять направления на планах местности, глобусе и различных видах географических карт (в том числе топографических);
  • определять расстояния на планах местности, топографических картах, а также примерную протяженность географических объектов на мелкомасштабных географических картах;
  • определять географические координаты объектов, а также объекты по их координатам на географических картах и глобусе;
  • определять высоты (глубины) территорий (акваторий) и географических объектов на планах местности и географических картах;
  • распознавать географические объекты и явления по условным знакам планов местности и топографических карт, а также способам картографического изображения на средне — и мелкомасштабных географических картах (навыки простого чтения картографических произведений);
  • распознавать крупные географические объекты на космических снимках;
  • создавать простейшие картографические произведения;
  • составлять географические описания территорий, а также особенностей распространения природных и социально — экономических явлений по картографическим источникам;
  • составлять географические характеристики природных, социально -экономических и административных районов на основе анализа и сопоставления карт разной тематики;
  • устанавливать связи и зависимости между отображаемыми на картах явлениями, обобщать сведения, полученные из картографических источников, на основе анализа содержания карт делать выводы о явлениях, непосредственно на карте не обозначенных (сложное чтение картографических произведений);
  • сформировать представление о роли картографии, аэрокосмического зондирования и геоинформатики в изучении природы и управлении хозяйственной деятельностью;
  • сформировать у учащихся определенный объем знаний о взаимном расположении, конфигурации и примерных размерах географических объектов на земной поверхности, указанных в списке географической номенклатуры, обязательной для запоминания.

Исходя, из вышеперечисленных целей картографической подготовки, нами была сконструирована структура и отобрано содержание усовершенствованной системы картографических знаний и умений в курсах географии основной школы

В состав данной системы включены знания — теоретические (понятия, закономерности), методологические (методы исследования в географии), эмпирические (представления, факты) и формируемые на базе знаний предметные умения. Все компоненты системы картографических знаний и умений рассредоточены в курсах географии основной школы. Ограничение системы рамками основной школы можно обосновать необходимостью качественной картографической подготовки выпускников общеобразовательных учреждений независимо от того, получили ли они среднее образование, или прервали свое обучение после окончания девятого класса.

Всю систему рассматриваемых знаний и умений можно разделить на несколько подсистем, между которыми существуют тесные связи.

Первую подсистему образуют сведения об объемном геоизображении — глобусе. Объем знаний и умений в данной подсистеме невелик, т.к. глобус на уроках географии служит преимущественно средством наглядности. В рамках изучения данной подсистемы формируется представление о глобусе как модели Земли, а также формируются умения определять направления и географические координаты объектов (а также географические объекты по их координатам) на глобусе.

Вторую подсистему в системе картографических знаний и умений образуют сведения о картографических геоизображениях. Здесь можно выделить две основные группы знаний — знания о крупномасштабных картографических произведениях и знания о средне — и мелкомасштабных географических картах.

Первая группа содержит знания о планах местности и топографических картах, а также связанные с ними умения. Понятие «план местности» является одним из ключевых понятий всей школьной географии, а умение читать план местности, формируемое в школе, имеет большую практическую значимость для учащихся. Именно потому в рассматриваемой системе сведения о плане местности представлены достаточно широко и пронизывают все курсы географии основной школы. Помимо традиционных компонентов содержания данной подсистемы — понятия план местности и азимут, умения распознавать географические объекты на плане местности (простое чтение плана местности) и определять их абсолютные высоты, определять направления и расстояния на плане местности, составлять географические описания по плану местности и строить простейшие планы местности, вводятся и новые сведения о плане местности. В числе нового следует отметить знакомство учащихся с планами городов мира и Казахстана, а также обучение практическим приемам работы с планами городов и туристическими схемами.

Топографические карты, как и планы местности, имеют важное практическое значение как наиболее употребляемые в повседневной жизни картографические произведения. Именно поэтому в усовершенствованную систему введено знакомство с топографической картой своей местности, а также формирование умения составлять географические описания по топографическим картам своей местности.

Понятия: «план местности», «азимут», представление о топографической карте и условных знаках крупномасштабных картографических произведений, а также приемы анализа крупномасштабных картографических произведений, формируются в начальном курсе географии. В этом же курсе учащиеся обучаются приемам составления простейших планов местности (на наш взгляд, не принципиально, какой вид съемки выберет учитель — полярную глазомерную, маршрутную глазомерную или буссольную — все они предельно просты и в то же время позволяют составить достаточно точный чертеж местности).

Эффективность изучения крупномасштабных картографических произведений в начальном курсе географии во многом зависит от глубины вовлечения в процесс обучения краеведческих материалов. Безусловно, на данных уроках должны присутствовать планы окрестностей школы, план своего населенного пункта, топографическая карта своей области. Только настоящие крупномасштабные картографические произведения, используемые на уроках географии, способны активизировать познавательный интерес учащихся.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

В курсе географии материков и океанов учащиеся знакомятся с планами городов мира, отражающими историко — географические особенности планировки городских поселений в различных регионах. В курсе физической географии Казахстана используются топографические карты своей местности.

Наиболее широко в усовершенствованной системе картографических знаний и умений представлена группа знаний о географической карте. Данная группа включает в себя понятия географическая карта и представления картографическая проекция, градусная сетка и ее элементы, способы картографического изображения, картографический метод исследования, геоинформационные системы, карты-анаморфозы, классификации картографических произведений и т.д., а также взаимосвязи. Большую роль в картографической подготовке играют формируемые в рамках данной подсистемы умения:

  • распознавать и показывать географические объекты и явления на
    географических картах (простое чтение географических карт);
  • определять направления на географических картах;
  • определять протяженность географических объектов на географических картах;
  • оформлять контурные карты;
  • определять географические координаты объектов на географических картах и объекты по их координатам;
  • определять абсолютные высоты (глубины) территорий (акваторий) и географических объектов на географических картах;
  • составлять географические описания территорий по географическим картам;
  • составлять географические характеристики территорий по тематическим картам;
  • выявлять связи и зависимости между отображаемыми на карте
    географическими явлениями, обобщать, полученные на основе анализа
    карты, сведения, высказывать суждения о явлениях непосредственно на
    карте не обозначенных (сложное чтение географической карты).

Основной объем вопросов, связанных с данной группой знаний, сосредоточен в начальном курсе географии. В этом курсе формируется понятие «географическая карта», раскрываются свойства географической карты, изучается ее геодезическая и математическая основа, географическое содержание карт начального курса географии, многообразие картографических произведений (классификации по масштабу, пространственному охвату и назначению), формируется представление о географических атласах и контурных картах, осваиваются приемы учебной работы с картографическими произведениями.

Изучение средне- и мелкомасштабных карт в последующих курсах географии проводится по трем основным направлениям:

  • изучение многообразия карт (в курсе географии материков и океанов -классификации карт по содержанию, тематические карты мира, материков и океанов, государств и их частей; в курсах физической и экономической географии Казахстана — географические карты Казахстана и ее частей, карты — анаморфозы, цифровые карты (как основа ГИС));
  • изучение географического содержания карт – способов картографического изображения (в 7 классе — изотермы, изобары, качественный фон, локализованные диаграммы, картограмма; в 8 — 9 классах — картодиаграмма, точечный способ), а также географической номенклатуры курсов;
  • изучение элементов картографического метода исследований (в курсе географии материков и океанов — «простое чтение» тематических карт, элементы «сложного чтения» карт, составление характеристик отдельных территорий на основе сопоставления карт разной тематики; при изучении природы Казахстана — применение уже известных приемов учебной работы с картографическими произведениями в новых условиях (при работе с новыми видами карт школьного атласа); при изучении населения и хозяйства Казахстана — «простое чтение» тематических карт общественных явлений, «сложное чтение» карт).

Последнюю подсистему образуют сведения о фотографических геоизображениях. Цели изучения данной подсистемы заключаются в формировании представлений учащихся о роли аэрокосмического зондирования в изучении природы и управлении хозяйственной деятельностью, а также умений распознавать крупные географические объекты (элементы простого чтения космических снимков) и выявлять на элементарном уровне связи и зависимости между отображенными на снимках объектами и явлениями (элементы сложного чтения космических снимков). В процессе изучения начального курса географии учащиеся должны получить первоначальные знания об аэрофото- и космических снимках как основных источниках первичной географической информации, а также основных направлениях их использования. В этом же курсе формируется умение распознавать очертания крупных географических объектов на глобальных космических снимках путем сопоставления их с глобусом и физической картой полушарий. Освоение навыков простого чтения космических снимков продолжается при изучении курса географии материков и океанов, а также курсов физической и экономической географии Казахстана — в данных курсах учащиеся знакомятся с космическими снимками отдельных регионов. Кроме того, в курсе экономической и социальной географии Казахстана учащиеся должны узнать о роли, которую играет аэрокосмическое зондирование в исследовании природных, социальных и экономических аспектов. Этому во многом будет способствовать вовлечение в процесс обучения материалов средств массовой информации, а также соответствующих средств обучения (атласы, видеофильмы и прочее). В этом же курсе учитель должен научить учащихся составлять простейшие географические описания по космическим снимкам. К сожалению, следует констатировать, что формирование у учащихся вышеназванного умения на сегодняшний день затруднено. Это связано с отсутствием в общеобразовательных учреждениях дидактически продуманного комплекта аэрокосмических материалов, который можно было бы использовать не только как средство наглядности, но и как источник географической информации. Тем не менее, при всех существующих сложностях, необходимо отметить, что освоение приемов учебной работы с аэрокосмическими материалами (распознавание географических объектов и составление географических описаний) играет важную роль в формировании географической культуры учащихся.

Вышеобозначенные подсистемы объединены общим представлением о геоизображении, целесообразность введения которого в школьную географию можно обосновать необходимостью комплексного подхода к изучению планов местности, аэрофотоснимков, космических снимков, глобуса и географических карт как частных примеров геоизображений, имеющих общие свойства.

Безусловно, что рассматриваемая нами система знаний и умений образует методологическую основу всей школьной географии. Именно поэтому основной объем картографических знаний и умений сосредоточен в начальном курсе географии и фактически «открывает» данный курс. В числе нововведений в данном курсе: представление о геоизображении, физических картах — Евразии и своей области, искаженности изображения земной поверхности на географических картах и картографической проекции, всех способах картографического изображения, применяемых на географических картах учебного атласа для 6 класса, а также основных направлениях использования изучаемых геоизображений. Расширение представлений учащихся о математической основе карт в данном курсе должно, на наш взгляд, способствовать формированию правильного понимания особенностей изображения земной поверхности на географических картах, а в качестве обоснования целесообразности изучения всех основных способов картографического изображения, можно привести высказывание картографа — методиста Г.Ю. Грюнберга: «изучение способов картографирования составляет очень важную часть картографического образования школьников. Понимая сущность каждого способа, читатель карты хорошо поймет все особенности явления, которые картографы стремились на данной карте передать. При незнании сущности способа картографирования — не поможет изучение легенды карты и знакомство с отдельными конкретными типами или видами карт» [67]. Помимо специфического картографического раздела, стоящего в самом начале курса географии 6 класса, формирование картографической грамотности продолжается и при изучении геосфер.

В курсе географии материков и океанов, учащиеся знакомятся с многообразием тематических карт и применяемых на них способах картографического изображения, овладевают приемами учебной работы с данными видами картографических произведений. Что касается способов картографического изображения, следует отметить, что изотермы, локализованные диаграммы, качественный фон, картограмма, так или иначе изучаются при традиционном ведении уроков (локализованные диаграммы — в теме «Общие особенности природы южных материков», а остальные способы — при знакомстве с картами, на которых они используются). В учебниках географии седьмого класса подробно рассматривается содержание важнейших карт, используемых в курсе, достойное внимание уделяется им и в методических руководствах по данному курсу. Однако на практике изучение картографии приобретает как — бы второстепенное значение, уступая приоритет основному содержанию тем, в которых рассматриваются картографические вопросы. Действительно, очень часто, при наличии дефицита времени, учитель сокращает именно такие, казалось бы, второстепенные вопросы как, например, знакомство с картой строения земной коры при изучении темы «Плиты литосферы». Введение в усовершенствованную систему картографических знаний и умений более предметного знакомства со способами картографического изображения, выделение картографических вопросов в отдельные темы, явилось попыткой вывести картографический материал «из тени» остального содержания курса географии материков и океанов.

В данном курсе, кроме того, формируется одно из основополагающих умений — умение составлять географическую характеристику территории на основе анализа и сопоставления карт разной тематики.

Курс экономическая и социальная география Казахстана занимает в системе картографических знаний и умений особое место. Именно в рамках этого курса закладываются основы социально- и экономико — географических знаний учащихся и, поэтому, именно в этом курсе учащиеся должны узнать о роли, которую играют картография и аэрокосмическое зондирование в организации управления природными ресурсами, хозяйством и окружающей средой. Возрастные возможности учащихся 8-9 классов позволяют изучить методы географических исследований, поэтому в данном курсе целесообразно рассмотреть картографический и дистанционные методы исследований. Именно в курсе экономической и социальной географии Казахстана учащиеся должны получить наиболее полное представление о всем многообразии современных картографических произведений, научиться извлекать географическую информацию из наиболее употребимых в повседневной жизни геоизображений: планов городов, туристических схем, топографических карт, атласов автомобильных и железных дорог, научиться работать с социально — экономическими картами, в том числе, картами — анаморфозами.

В рамках усовершенствованной системы картографических знаний и умений, в курсе экономическая и социальная география Казахстана формируется умение выявлять связи и зависимости между отображаемыми на карте географическими явлениями, обобщать, полученные на основе анализа карты, сведения, высказывать суждения о явлениях, непосредственно на карте не обозначенных (сложное чтение карты) — при изучении природы Казахстана; непосредственно перед изучением социально-экономического курса рассматривается роль картографии и аэрокосмического зондирования в изучении природы и управлении хозяйством, специфические особенности картографического и дистанционных методов географических исследований, формируется представление о геоинформационных системах, способах картографического изображения, применяемых на тематических картах общественных явлений, умение извлекать географическую информацию из карт общественных явлений, а также совершенствуются приемы работы с наиболее употребляемыми в повседневной жизни картографическими произведениями: планами городов, туристическими схемами, топографическими картами своей местности, атласами автомобильных и железных дорог. Следует заметить, что обучение одному из основополагающих элементов картографической грамотности — «сложному чтению» картографических произведений будет более эффективным при использовании учебных ГИС. Безусловно, можно согласится с Н.Н. Петровой, которая считает, что «компьютер помогает увидеть ребенку те взаимосвязи, которые для него неочевидны при сопряженном анализе карт атласа» [68].

В современном мире все большее значение приобретают геоинформационные системы. Именно поэтому среднее географическое образование должно включать представление о ГИС. Важно отметить не только теоретический эффект формирования данного представления (на базе представления о ГИС формируется представление о роли картографии в современном обществе), но и его практическую значимость: ГИС все глубже вовлекаются в среднее географическое образование, как средства обучения. К сожалению, в связи с современной структурой общего среднего образования, очень сложно «запараллелить» формирование данного представления на уроках географии с курсом информатики.

Помимо представленных в схеме компонентов, во всех курсах школьной географии, происходит также освоение географической номенклатуры, реализующее одну из целей картографической подготовки, а именно — «знание карты».

Усовершенствованная система картографических знаний, таким образом, представляет собой сквозную систему, пронизывающую все курсы географии основной школы. Основные ее элементы изучаются в специализированных картографических разделах всех курсов географии основной школы и в дальнейшем развиваются при изучении остального содержания школьной географии.


Страницы:   1   2   3