Меню Услуги

Формирование картографических навыков в средней школе. Часть 3.

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

3.2. Проведение и результаты педагогического эксперимента по формированию картографической компетентности в курсе экономической и социальной географии Казахстана 9 класса

В рамках педагогического эксперимента в курсе экономической и социальной географии Казахстана был проведен педагогический эксперимент, в рамках которого экспериментальной проверке на данных уроках подлежали структура, содержание и методические подходы к изучению учебного материала, отобранного и сконструированного в соответствии с усовершенствованной системой картографических знаний и умений.

Общие цели и задачи всех уроков:

  1. Сформировать представление о специфическом методе географии – картографическом;
  2. Раскрыть приемы учебной работы с наиболее употребимыми в школьной географии геоизображениями;
  3. Сформировать представление о картах общественных явлений, научить извлекать из них географическую информацию.

Во время педагогического эксперимента для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе были использованы современные образовательные технологии.

Некоторые из этих технологий, были задействованы в реализации компетентностного подхода. Это: модульная, игровая, проектная технологии, дискуссии, решение проблемных задач, открытое обсуждение новых знаний, обращение к прошлому опыту учащихся, мультимедийные технологии.

При всем многообразии технологий, форм и методов, преимущественно были задействованы те, которые ориентированы на самостоятельность ученика, где явно может быть представлен «продукт» работы, который может быть оценен учителем и аудиторией. Данные методы позволят научить детей представлять результаты труда в виде: анализа текста и карты, обобщения информации в виде таблиц, схем, опорных конспектов, обсуждения, выступления (презентации).

Использование различных технологий создали среду, которая позволила нам существенно повысить мотивацию детей. А ведь именно мотивация (т.е. готовность к деятельности) является основным компонентом компетентностей.

Рассмотрим приёмы формирования картографических компетенций на примере разработанных и проведенных уроков курса экономической и социальной географии Казахстана 9 класса:

Урок 1. «Восточный Казахстан, ЭГП, природные условия, природные ресурсы»

Цель урока: Формирование ключевых познавательных компетенций учащихся на уроках географии.

Образовательные задачи: Формирование знаний о Восточном экономическом районе Казахстана.

Развивающие задачи: Научиться применять свои знания в новой учебной ситуации, способствовать развитию умения свободно рассуждать, высказывать своё мнение, анализировать, делать выводы, рационально распределять время.

Воспитывающие задачи: продолжить формировать бережное отношение к природе, любовь к Родине.

Структура урока:

  1. Орг. момент: 2 мин
  2. Опрос домашнего задания: 10 мин
  3. Изучение нового материала: 20 мин
  4. Закрепление: 10 мин
  5. Рефлексия и задание на дом: 2 мин

Тип урока: Комбинированный

Методы: Частично — поисковый

Методические приемы: Беседа, вычерчивание схем и таблиц, работа с тематическими картами, работа с учебником

Оборудование: учебник, атлас, физическая карта Казахстана, карта административно-территориального деления Казахстана, презентация.

1 этап ( опрос домашнего задания )

На этапе проверки домашнего задания 4-6 учеников получают карточки с дифференцированными заданиями, Работают в парах методом взаимопроверки. Параллельно в это же время у доски 2-3 ученика успевают ответь домашнее задание, используя настенные карты. Тем самым на этапе опроса домашнего задания происходит формирование коммуникативных и информационных картографических компетенций.

Раздаточный материал (карточки)

1 уровень

  1. По карте из учебника выявить, какие области входят в состав Центрального экономического района.
  2. Установить, какими полезными ископаемыми богат Центральный экономический район.
  3. Используя карту атласа и учебник выписать в тетрадь крупные центры ведущих отраслей промышленности:

— горнодобывающей;

— обрабатывающей.

2 уровень

  1. Определить состав района
  2. Письменно дать оценку минеральным ресурсам района
  3. По картам и тексту учебника выявить специализацию сельского хозяйства региона (письменно).

3 уровень

  1. По таблице учебника определить отрасли специализации района, какие из них сформировались на основе собственных природных ресурсов района.
  2. По картам атласа и тексту учебника определить, какие культуры возделывают в центральном экономическом районе.
  3. С помощью текста учебника «Освоение территории» выявить особенности заселения района. Выделить и выписать в тетрадь основные этапы.

4 уровень

  1. Дать оценку рекреационным ресурсам района. Назвать центры туризма, отдыха, лечения.
  2. Распределитеотрасли машиностроения по мере увеличения их металлоемкости: А. горно-шахтное машиностроение; Б. энергетическое машиностроение; В. приборостроение.
  3. По таблице учебника и картам атласа определить, по каким отраслям, и запасам полезных ископаемых (в масштабе страны) выделяется Центральный экономический район

2 этап (изучение нового материала)

На этапе изучения ЭГП, природных условии и ресурсов Восточного Казахстана используются приёмы работы с иллюстрациями, текстом учебника, слайдами презентации. Например пробуя самостоятельно оценить выгодно или не выгодно экономико – географическое положение, а также с кем граничит Восточный Казахстан, ученики обращаются к картам и тексту учебника, тем самым реализуя информационную картографическую компетентность.

ЭГП и природные условия. Восточный Казахстан – крупнейший промышленный, энергетический, транспортный и культурный регион Республики Казахстан.

Восточный Казахстан расположен в верхнем течении р. Ертис, на границе с Россией и Китаем. По Занимаемой площади это самый маленький экономический район страны.

Восточный Казахстан как и Центральный, состоит из одной области.

Вопрос классу: Пользуясь картой, определите, с какими экономическими районами Казахстана граничит Восточный экономический район. Сделайте выводы о его экономико – географическом положении (выгодное, невыгодное)

Визитная карточка:

  • Занимает территорию в 283,3 тыс. кв. км.
  • Граничит на севере с Алтайским краем Российской Федерации, на востоке и юго-востоке — с Китайской Народной Республикой.
  • Население (на 1 декабря 2006 года): 1425,1тыс. человек; в т.ч. городское — 59,7%, сельское — 40,3%.
  • Средняя плотность населения: 5,1 человек на 1 кв. км.
  • Наиболее крупные этносы (более 90%): казахи и русские.
  • Административное деление: городов — 9 (кроме г. Усть-Каменогорска), районов — 15.
  • Административный центр: г. Усть-Каменогорск. Расстояние до Астаны — 1038 км.

Значительная часть территории имеет горный и мелкосопочный рельеф. На востоке расположены отроги западной части Алтая (Рудного и Южного). По левобережью протянулся хребет Калба. На западе находится восточная часть Сарыарки. На юге и юго-востоке – Балкаш – Алакольская впадина и хребты Сауыр и Тарбагатай.

Зима суровая (средняя температура января — 20°С), с сильными метелями и буранами. Лето умеренно жаркое (до 23°С). Осадки по территории распределяются неравномерно – от 150 мм на равнине до 1500 мм в горах.

Природно – климатические условия благоприятны для развития растениеводства, особенно в западной, более равниной части региона, и животноводства – на севере и востоке.

Природные ресурсы. На территории Восточного Казахстана, особенно в горах Рудного Алтая, сосредоточены огромные запасы минеральных ресурсов. Это Цинк, свинец (Малеевское, Риддерское, Тишинское, Греховское месторождения), титан, золото (Бакыршык, Большевик), сесребро, медь (Николаевское), редкие металлы. В горах Южного Алтая и на хребте Калба имеются месторождения олова и вольфрама.

Вопрос классу: Используя карту назовите основные месторождения руд цветных металлов, а по графику определите степень обеспеченности Восточного Казахстана этими полезными ископаемыми.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Менее богат район топливными ресурсами, но и здесь обнаружены каменный уголь (Каражыра), горючие сланцы, небольшие месторождения нефти и газа (Жайсанская впадина).

Много различных строительных материалов: камня, гипса, известняка, минеральных красок.

Земельным ресурсами район обеспечен меньше других. Однако сельскохозяйственные угодья составляют почти 80% от общей земельной площади района, причем преобладают пастбища.

Агроклиматические условия в Восточном Казахстане более благоприятны, чем в Центральном. Предгорья Алтая и Тарбагатая с черноземными и каштановыми почвами благоприятны для земледелия без дополнительного орошения.

Восточный экономический район достаточно хорошо обеспечен водными ресурсами. С ледников казахстанской части Алтая, общая площадь которых составляет около 16,3 км², берет начало множество рек. Главная водная магистраль – Ертис и его притоки.

Здесь находится множество озер. Наиболее крупные из них – Жайсан, Алаколь, Сасыкколь и Маркаколь – имеют рекреационное и рыбопромысловое значение. Озера, расположенные на северо – западе района, богаты минеральными солями.

Восточный Казахстан щедро наделен и гидроэнергетическими ресурсами. Здесь сосредоточено 2/3 всех запасов страны, что частично восполняет недостаток в топливных ресурсах региона. Огромные запасы гидроэнергии таят в себе реки Ертис, Ульби, Буктырма, Куршим. На Ертисе сооружены водохранилища – Буктырминское ( самое крупное в РК – объем 49 км³), Усть – Каменогорское и Шульбинское.

Вопрос классу: Используя физическую карту Казахстана, объясните, почему энергетическое значение вышеперечисленных рек больше, чем судоходное

Растительный покров богат и разнообразен. На склонах гор растут пихта, лиственница, ель, сосна, кедр и др. Площадь территории составляет 12% территории (70% лесной площади РК).

Территория Восточного Казахстана уникальна по рекреационным ресурсам. История освоения и развития Алтая как туристского региона насчитывает не один десяток лет и неразрывно связана с общегеографическими исследованиями. Благодоря усилиям ученых и натуралистов Алтай и его природа стали хорошо известны широкому кругу общественности. При этом выделилось несколько наиболее притягательных для туристов районов – гора Белуха, река Катын, Катонкарагайская долина (в которой организован природный парк), Буктырминское водохранилище, Рахмановские ключи и различные озера.

3 этап (закрепление изученного материала)

При дальнейшем закреплении материала урока ученики заполняют схему, наносят полезные ископаемые на контурную карту, тем самым вновь задействуя карты атласа и текст учебника.

Таким образом, происходит формирование не только предметных географических компетенций, но и общепредметных ключевых компетенций, таких, как учебно – познавательные компетенции.

Задание 1. Совместите полезные ископаемые с месторождения, на которых они добываются.

1. Бакыршык А. Уголь
2. Риддерское Б. Полиметаллы
3. Николаевское В. Золото
4. Сатпаевское Г. Медь
5. Каражыра Д. Титан

 

Задание 2. Нанесите полезные ископаемые на контурную карту региона.

4 этап (рефлексия и задание на дом)

На этапе рефлексии, когда ученикам предлагается по завершении урока оценить свою деятельность на уроке, формируются компетенции личностного самосовершенствования.

Рефлексия:

  • Что вы узнали нового сегодня?
  • Чему научились?
  • Полезна ли для вас эта информация?
  • Как ее можно применить в жизни?

Задание на дом: § 44, тест на стр. 315

Таким образом, мы видим, что в течение одного урока, построенного с точки зрения компетентностного подхода к обучению, формируется сразу несколько видов ключевых образовательных компетенций

Урок 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6 «Сравнительная экономико – географическая характеристика промышленности Центрального и Восточного Казахстана»

Цели:

Образовательные цели:

  • Научится анализировать и делать сравнительную характеристику центров отраслей специализации, а также отраслей вспомогательной и обслуживающей промышленности на примере Центрального и Восточного экономических районов.

Развивающие цели:

  • Развивать познавательную активность учащихся.
  • Развитие информационной и картографической компетенции.

Воспитательные цели:

  • Формировать экологическую культуру школьников

Структура урока:

  1. Орг. момент: 4 мин
  2. Выполнение практической работы: 40 мин
  3. Задание на дом: 1 мин

Тип урока: Практическая работа

Методы: Частично — поисковый, исследовательский

Методические приемы: Работа с картой, вычерчивание схем и таблиц, перевод информации одного типа в другой

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, атлас, раздаточный материал.

Задание 1. Используя текст учебника, данные карт и атласа, определите основные статистические, географические и экономические показатели районов. Результаты запишите в таблицу

(В процессе выполнения задания учащиеся овладевали навыками работы с различными источниками информации: печатными и электронными. Ученики самостоятельно искали, извлекали, систематизировали, анализировали и отбирали необходимую для решения поставленной задачи информацию. Для решения этого задания были использованы текст учебника, различные тематические карты, а также дополнительные источники информации, в частности ресурсы Интернета.) – Формирование информационной (в том числе картографическо-информационной) и учебно – познавательной компетентности. При подведении итогов ученики использовали элементы статистических методов познания для формулировки своих выводов

 

Характеристика Центральный

Казахстан

Восточный

Казахстан

Отрасли специализации

Добывающие:

а) полезные ископаемые

б) основные центры добычи

Обрабатывающие:

а) источник сырья

б) основные центры производств

Отрасли вспомогательные

Отрасли обслуживающие

   

 

Сделайте выводы о развитии промышленности экономических районов, найдите сходства и различия.

Задание 2. Нанесите на контурную карту: а) границы экономмических районов; б) реки, озера; в) основные центры производств, сектора обрабатывающих производств.

(При нанесении географических объектов на контурную карту, учащимися быстрее усваивались их географические названия и местоположение. В процессе выполнения таких заданий учащиеся тренируют зрительную память, а поисковая работа (определение местонахождения объекта относительно градусной сетки, береговой линии, рек и т.д.) способствует логическому запоминанию. У учеников формируются определенные навыки выполнения картографических работ, которые являются важной предпосылкой всестороннего развития личности. Работа с контурными картами воспитывает у учеников дисциплинированность, внимательность, точность, аккуратность. Такие работы развивают эстетический вкус)

Задание 3. Тест

1. Область, не граничащая с Центральным Казахстаном:

A) Акмолинская

B) Западно – Казахстанская +

C) Восточно — Казахстанская

D) Алматинская

E) Павлодарская

2. Средняя плотность населения Центрального Казахстана:

A) менее 3 чел./км2

B) 3,2 чел./км2 +

C) 5,5 чел./км2

D) более 6 чел./км2

E) 6,5 чел./км2

3. Жезды – это месторождение:

A) угля

B) золота

C) железной руды

D) меди

E) марганца +

4. Ресурсы Центрального Казахстана, которых недостаточно для развития хозяйства:

A) минеральные

B) земельные

C) водные +

D) рекреационные

E) топливно -энергетические

5. Отрасли специализации промышленности Центрального экономического района, получившие наибольшее развитие:

A) нефте- и газодобыча

B) угольная и черная металлургия +

C) цветная металлургия и пищевая

D) сельскохозяйственные

E) легкая и пищевая

6. Административный центр Восточно – Казахстанской области:

А) Павлодар

В) Усть – Каменогорск+

C) Риддер

D) Семей

E) Зыряновск

7. Самое крупное водохранилище Восточного Казахстана:

A) Капшагайское

B) Буктырминское+

C) Шульбинское

D) Усть – Каменогорское

E) Шардаринское

8. Уровень урбанизации Восточного Казахстана:

A) 59% +

B) 54%

C) 60%

D) 69%

E) 83%

9. Специализация Семейского промышленного узла:

A) добыча цветных металлов

B) производство цветных металлов

C) машиностроение и добыча цветных металлов

D) пищевая, легкая промышленность и машиностроение+

E) производство стали

10. Самая мощная гидроэлектростанция:

A) Шульбинская +

B) Усть — Каменогорская

C) Буктырминская

D) Капшагайская

E) Шардаринская

(Одним из способов реализации учебно – познавательной компетентности является проведение проверочных работ в форме теста. Тренировочные тестирования небольшого объёма важно проводить регулярно в процессе изучения темы и по итогам изучения темы. Тесты содержат задания не только на воспроизведение фактических знаний, но и на воспроизведение общеучебных и географических умений и способов деятельности (заполнение таблиц, составление схем, работа с типовым планом и т.д.). Причем именно умение решать тесты для детей будет очень полезным в будущем, т.к. им предстоит сдавать единое национальное тестирование в форме теста).

Вывод

Задание на дом: § 47 пересказ

Так же во время педагогической практики на каждом уроке уделялось несколько минут обсуждению проблем, ситуаций, которые за прошедшую неделю потрясли мир. Самостоятельность учеников проявлялась в просмотре телепередач, чтении новостей по интернету, в газетах и т.д. Сообщения учеников сопровождались работой по карте. Итог — формируется: образ мира, навыки краткого изложения, своя точка зрения, знание карты.

Важной способностью сегодня является умение прогнозировать. В этом случае использовался прием «Верные – неверные утверждения». Можно предложить несколько утверждений по еще не изученной теме. Ученики выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяя ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока.

Например: Тема: «Инфраструктурный комплекс»

Верите ли вы, что:

  • система образования — отрасль социальной сферы, самая большая по числу вовлеченных в нее людей;
  • основная часть торговли приходиться на рынки;
  • главный фактор размещения социальной инфраструктуры – потребительский;
  • в структуре торговли с ростом уровня жизни населения увеличивается доля продовольственных товаров;
  • отрасли социальной инфраструктуры – самый малый и трудоемкий комплекс;
  • высшее образование — «чисто городская» отрасль.

Учащиеся обсуждают вопросы, вырабатывают общую позицию, обосновывают и зачитывают правильные ответы.

Изменение модели образования требует прежде всего изменения личности самого учителя, готового достигать социальных, коммуникативных, информационных компетенций, толерантности, высокого уровня образованности.

Итак, решение проблемы формирования картографической компетентности учащихся в процессе обучения географии является весьма сложным процессом. Внедрение в учебный процесс комплекса методик и технологий способствует результативности. Только деятельностный характер обучения, организация самостоятельной работы учащихся с различными источниками географической информации на уроках позволяет формировать картографическую компетентность на материале содержания учебного предмета географии.

И закончить хочу словами китайской мудрости:

«Скажи мне и я забуду, Покажи мне и я запомню. Вовлеки меня и я научусь».

 

Заключение

В дипломной работе рассмотрен один из важнейших компонентов среднего географического образования — система картографических знаний и умений. В ходе исследования было установлено, что существующая система картографических знаний и умений в курсах географии средней школы не в полной мере отражает современный уровень развития картографической науки и новые цели, стоящие перед общим средним географическим образованием.

Нами была определена сущность понятия «картографическая грамотность школьников», определены цели и задачи картографической подготовки учащихся общеобразовательных учреждений на современном этапе модернизации общего среднего географического образования.

Изменения, произошедшие в современном обществе предопределили возникновение нового социального заказа к школьной географии. В числе приоритетных задач, стоящих перед современным общим средним географическим образованием, особую значимость приобрела задача обеспечения потребностей людей в знаниях и умениях, необходимых для их жизнедеятельности.

Именно поэтому, нами была разработана усовершенствованная система картографических знаний и умений, ориентированная на освоение практических приемов извлечения пространственно — координированной информации из наиболее часто употребляемых геоизображений.

Практическая направленность усовершенствованной системы картографических знаний и умений способствует улучшению качества среднего географического образования.

Безусловно, как и всякая другая школьная система знаний, исследуемая система должна отражать современное состояние науки. Развитие науки определяется, прежде всего, потребностями материальной жизни общества. В современном информационном обществе приоритетное развитие получили информатика, кибернетика, радиолокация, криптография, СМИ и т. д. Важное место в этом списке занимают картография и геоинформатика, как науки о средствах передачи хорологической информации. Испытывая острый интерес общества к увеличению средств передачи информации, улучшению их качественных характеристик и методов использования, современная картографическая наука претерпела значительные изменения. Именно поэтому в усовершенствованную систему картографических знаний было введено представление о современном состоянии картографии.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Салищев К.А. Картоведение. — М.: МГУ, 1990. — 400 с.
  2. Аржанов Е.П., Вахромеева Л.А., Логинов Ю.П., Лютый А.А., Марков В.Ф. Проблемы современной картографии. Геодезия и картография на современном этапе развития. — М.: Просвещение, 1989. — С. 86 — 104.
  3. Берлянт A.M. Теоретические проблемы картографии. — М.: Просвещение, 1993. – 368 с.
  4. Лютый А.А. Проблемы теории картографии. Концепции науки и пути их интеграции.// Известия АН СССР, серия географическая. — 1985. — №4. — С. 116-132.
  5. Салищев К.А. Некоторые черты современного развития картографии и их теоретический смысл.// Вестн. Моск. Ун — та, серия 5, география. – 1973. — № 2.- С. 3-11.
  6. Асланикашвили А.Ф. Метакартография. Основные проблемы. — Тбилиси: Мицниереба, 1974. — 125 с.
  7. Беручашвили Н.Л. Некоторые проблемы современной картографии. // Известия ВГО. – 1987. — №. 1. — С. 28 — 32.
  8. Бочаров М.К. Основы теории проектирования систем картографических знаков. – М.: Просвещение, 1986. — 186 с.
  9. Лютый А.А. Язык карты: сущность, система, функции. — М.: ИГ АН СССР, 1988. — 292 с.
  10. Абрамов Л.С. Информационная функция географии. // География в школе. – 1998. — №5. – С. 16 – 17.
  11. Аржанов Е.П. Социальная роль карт и пути развития картографии. Историко — астрономические исследования. На рубежах познания вселенной. — М.: Просвещение, 1992. — С. 245 — 264.
  12. Берлянт A.M. Геоизображения и геоиконика. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 48 с.
  13. Берлянт A.M. Геоизображения и их свойства. // Известия Всесоюзного Географического общества. – 1987. — № 5. – С. 47 – 54.
  14. Берлянт A.M. Геоизображение — новое понятие в картографии. // География в школе. — 1995.- № 4. — С. 24 -27.
  15. Берлянт, A.M. Картография на пороге XXI века: научное и образовательное направления // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 5. География. -1998. — №4. — С.55-59.
  16. Берлянт A.M. Геоиконика. — М.: Просвщение, 1996.- 206 с.
  17. Берлянт A.M. Информация, которую дает карта.// Наука и жизнь. – 1984. — № 6. — С. 78-82.
  18. Берлянт A.M. Карта — второй язык географии. — М.: Изд-во МГУ, 1985. — 191 с.
  19. Берлянт A.M. Картография: учебник для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2002. – 336 с.
  20. Берлянт A.M., Книжников Ю.Ф., Свентэк Ю.В. Университетская школа географической картографии.//Вестн. Моск. Ун-та, сер. 5. География.- № 1. — С. 38-41.
  21. Берлянт A.M. Компьютерные сети и картография // Геодезия и картография. — 2003. — № 3. – С. 12-14.
  22. Берлянт A.M. Новые теоретико — методологические проблемы географической картографии.// Вестн. Моск. Ун — та, сер.5. география. — №6. — С. 9-16.
  23. Берлянт A.M. Теоретические проблемы картографии. — М.: изд. МГУ, 1993. – С. 53-56.
  24. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. — М.: Аст-Пресс, 2011. — 656 с.
  25. Дьяконов К.Н., Касимов Н.С., Тикунов B.C. Современные методы географических исследований. — М.: Просвещение, 2006. — 207 с.
  26. Киенко Ю.П., Большаков В.Д., Тюфлин Ю.С. Использование космической техники для природоведения и картографирования. Сб.: Геодезия и картография на современном этапе развития. — М., 1999. — С. 121 -139.
  27. Комиссарова Т.С. Картография с основами топографии: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений, обучающихся по геогр. и естественно — научн. спец.. — М.: Просвещение, 2001. — 181 с.
  28. Фокина Л.А. Новое в курсе картографии при подготовке учителей географии.// География в школе. — 1998.- № 7. – С. 64 — 79.
  29. Салищев К.А. Картография и ее место в системе наук.// Вестн. Моск. Ун-та, серия 5. География. – 1980. — № 1. — С. 3 — 10.
  30. Салищев К.А. О творческом взаимодействии географических наук и картографии.// Вестник Моск. ун. — та, серия 5. География. – 1981. — № 2. — С. 8 -14.
  31. Концепция содержания географического образования в 12 – летней школе.// География в школе. – 2011. — № 2. — С. 37 — 41.
  32. Душина И.В., Понурова Г.А. Как учить школьников географии: Пособие для начинающих учителей и студентов педагогических институтов и университетов по географическим специальностям. — М.: Московский лицей, 1996. — 192 с.
  33. Максаковский В.П. Географическая культура: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – 1998. – 416 с.
  34. Баранский Н.Н. Научные принципы географии: избранные труды.- М.: Просвещение, 1980. – 237 с.
  35. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. — М.: Просвещение, 1990. — 452 с.
  36. Алаев Э.Б. Социально — экономическая география. Понятийно -терминологический словарь. — М.: Просвещение, 1983. — 196 с.
  37. Андреев Н.В. Топография и картография: факультативный курс/ Н.В. Андреев. — М.: Просвещение, 1995. — 159 с.
  38. Баранский Н.Н. Становление советской экономической географии: избранные труды. — М.: Мысль, 1980. — 287 с.
  39. Баринова И.И., Лобжанидзе А.А. О реализации требований стандарта второго поколения по географии // Вестник московского образования. – 2011. — №13. — С. 45-62.
  40. Буланов С.В. Исторический аспект проблемы формирования картографической грамотности в средней школе // Географическое краеведение в школе и вузе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Владимир: ВГПУ, 2010. — С. 14-25.
  41. Голов В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1987. — 222 с.
  42. Грюнберг Г.Ю. Анализ системы картографических понятий в школьных учебниках по географии и географических атласах // Вопросы географии. — 1977. — № 103. — С. 193 – 215
  43. Грюнберг Г.Ю. О системе картографических знаний в курсе географии средней школы // Вопросы географии. — 1971. — № 86. -С. 60-66.
  44. Душина И.В., Таможняя Е.А. Пути обновления методического мастерства учителя географии в период модернизации образования // География в школе. — 2010. — №3. — С. 34-39.
  45. Манзадай О.А. Мысленные карты как средство диагностики уровня развития пространственного воображения учащихся // География в школе. -1994. — №4. — С.43-45.
  46. Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии: кн. для учащихся 6-8 кл. — М.: Просвещение, 1989. — 176 с.
  47. Поспелов Е.М. Географические названия в обучении географии // География и экология в школе XXI века. — 2005. — №6. — С. 18-25.
  48. Студеникин М.В. Основные вопросы работой с картой в школьном курсе географии // Ученые записки. Вып. 64 (часть II). -Волго-Вятское изд-во, 1967. — 67 с.
  49. Федоров В.А. Проверка знаний с помощью карты // География в школе. — 2003. — №4 — С. 63-67.
  50. Николина В.В. Детерминанты географического образования // География в школе. — 2000. — №7. — С. 44-47.
  51. Примерные программы по учебным предметам. География. 6-9 классы. — М.: Просвещение, 2010.-71 с. (Стандарты второго поколения).
  52. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях / под ред. И.В. Душиной. — М.: Дрофа, 2007. — 509 с.
  53. Максаковский В.П. О сквозных направлениях школьной географии // География в школе. — 1998. — №1. — С. 45-50.
  54. Концепция содержания географического образования в 12-летней школе // География в школе. — 2001. — №2. — С. 37 — 43.
  55. Республиканский государственный общеобязательный стандарт среднего образования. [электронный ресурс] – Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31248110#pos=6;-185
  56. Мазбаев О.Б., Айтакынова Ш. География: Учебник для 6 кл. общеобразоват. шк. / О.Б. Мазбаев, Ш. Айтакынова. – Астана: «Арман – ПВ», 2015. – 240 с.
  57. Бейсенова А.С. География. Материки и океаны: Учебник для 7 кл. общеобразоват. шк. / А.С. Бейсенова, С.А. Абилмажанова, К.Д. Каймулдинова. — 3-е изд., перераб. – Алматы: Атамұра, 2012. – 256 с.
  58. Бейсенова А. Физическая география Казахстана: Учебник для 8 кл. общеобразоват. шк. /А. Бейсенова, К. Карпеков. – 4-изд., перераб. – Алматы: Атамұра, 2016. – 272 с.
  59. Ахметов Е. А. Экономическая и социальная география Казахстана: Учебник для 9 кл. общеобразоват. шк. / Е. А. Ахметов, Н. Н. Карменова, Ш. Ш. Карбаева, Б. К. Асубаев. – Алматы: Мектеп, 2013. – 328 с.
  60. Усиков В. В. Экономическая и социальная география Казахстана: Учебник для 9 кл. общеобразоват. шк. / В. В. Усиков, Т. Л. Казановская, А. А. Усикова, Г. Б. Забенова. – 3-е изд., перераб. – Алматы: Атамұра, 2012. – 368 с.
  61. Бейсенова А. С. География: Общий обзор мира. Страны СНГ: Учебник для 10 кл. естеств. – мат. направления общеобразоват. шк. / А. С. Бейсенова, К. Д. Каймулдинова, С. А. Абидмажинова. – 3-е изд., перераб., доп. – Алматы: Мектеп, 2014. – 320 с.
  62. Бейсенова А. С. География: Региональный обзор мира: Учебник для 11 кл. естеств. – мат. направления общеобразоват. шк. / А. С. Бейсенова, К. Д. Каймулдинова, С. А. Абилмажинова, Ж. Д. Достай. – 2-е изд., перераб. – Алматы: Мектеп, 2011. – 288 с.
  63. Аналитические отчеты МОН РК «О результатах государственного экзамена и ЕНТ» с 2012 по 2016 гг. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://edu.gov.kz/ru/news/ent-i-gos-ekzamen-tschl/
  64. Отчет по пресс-брифингу, посвященному изменению формата Единого национального тестирования и перспективах его развития. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://edu.gov.kz/ru/news/all/29-marta-v-sluzhbe-tsentralnih-kommunikatsii-sostoyalsya-brifing
  65. Программа ЮНЕСКО «Образование для всех». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.unesco.org/new/ru/education/themes/leading-the-international-agenda/education-for-all/
  66. Международные исследования PISA и TIMSS. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.centeroko.ru/timss07/timss07_res.htm
  67. Грюнберг Г.Ю. Картографические понятия в школьной географии. М: Просвещение, 1979. — 95 с.
  68. Петрова Н.Н. О новых подходах к содержанию школьной географии // География в школе. — 2000. — № 1. — С. 54 — 56.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2   3