3.2. Проведение и результаты педагогического эксперимента по формированию картографической компетентности в курсе экономической и социальной географии Казахстана 9 класса
В рамках педагогического эксперимента в курсе экономической и социальной географии Казахстана был проведен педагогический эксперимент, в рамках которого экспериментальной проверке на данных уроках подлежали структура, содержание и методические подходы к изучению учебного материала, отобранного и сконструированного в соответствии с усовершенствованной системой картографических знаний и умений.
Общие цели и задачи всех уроков:
- Сформировать представление о специфическом методе географии – картографическом;
- Раскрыть приемы учебной работы с наиболее употребимыми в школьной географии геоизображениями;
- Сформировать представление о картах общественных явлений, научить извлекать из них географическую информацию.
Во время педагогического эксперимента для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе были использованы современные образовательные технологии.
Некоторые из этих технологий, были задействованы в реализации компетентностного подхода. Это: модульная, игровая, проектная технологии, дискуссии, решение проблемных задач, открытое обсуждение новых знаний, обращение к прошлому опыту учащихся, мультимедийные технологии.
При всем многообразии технологий, форм и методов, преимущественно были задействованы те, которые ориентированы на самостоятельность ученика, где явно может быть представлен «продукт» работы, который может быть оценен учителем и аудиторией. Данные методы позволят научить детей представлять результаты труда в виде: анализа текста и карты, обобщения информации в виде таблиц, схем, опорных конспектов, обсуждения, выступления (презентации).
Использование различных технологий создали среду, которая позволила нам существенно повысить мотивацию детей. А ведь именно мотивация (т.е. готовность к деятельности) является основным компонентом компетентностей.
Рассмотрим приёмы формирования картографических компетенций на примере разработанных и проведенных уроков курса экономической и социальной географии Казахстана 9 класса:
Урок 1. «Восточный Казахстан, ЭГП, природные условия, природные ресурсы»
Цель урока: Формирование ключевых познавательных компетенций учащихся на уроках географии.
Образовательные задачи: Формирование знаний о Восточном экономическом районе Казахстана.
Развивающие задачи: Научиться применять свои знания в новой учебной ситуации, способствовать развитию умения свободно рассуждать, высказывать своё мнение, анализировать, делать выводы, рационально распределять время.
Воспитывающие задачи: продолжить формировать бережное отношение к природе, любовь к Родине.
Структура урока:
- Орг. момент: 2 мин
- Опрос домашнего задания: 10 мин
- Изучение нового материала: 20 мин
- Закрепление: 10 мин
- Рефлексия и задание на дом: 2 мин
Тип урока: Комбинированный
Методы: Частично — поисковый
Методические приемы: Беседа, вычерчивание схем и таблиц, работа с тематическими картами, работа с учебником
Оборудование: учебник, атлас, физическая карта Казахстана, карта административно-территориального деления Казахстана, презентация.
1 этап ( опрос домашнего задания )
На этапе проверки домашнего задания 4-6 учеников получают карточки с дифференцированными заданиями, Работают в парах методом взаимопроверки. Параллельно в это же время у доски 2-3 ученика успевают ответь домашнее задание, используя настенные карты. Тем самым на этапе опроса домашнего задания происходит формирование коммуникативных и информационных картографических компетенций.
Раздаточный материал (карточки)
1 уровень
- По карте из учебника выявить, какие области входят в состав Центрального экономического района.
- Установить, какими полезными ископаемыми богат Центральный экономический район.
- Используя карту атласа и учебник выписать в тетрадь крупные центры ведущих отраслей промышленности:
— горнодобывающей;
— обрабатывающей.
2 уровень
- Определить состав района
- Письменно дать оценку минеральным ресурсам района
- По картам и тексту учебника выявить специализацию сельского хозяйства региона (письменно).
3 уровень
- По таблице учебника определить отрасли специализации района, какие из них сформировались на основе собственных природных ресурсов района.
- По картам атласа и тексту учебника определить, какие культуры возделывают в центральном экономическом районе.
- С помощью текста учебника «Освоение территории» выявить особенности заселения района. Выделить и выписать в тетрадь основные этапы.
4 уровень
- Дать оценку рекреационным ресурсам района. Назвать центры туризма, отдыха, лечения.
- Распределитеотрасли машиностроения по мере увеличения их металлоемкости: А. горно-шахтное машиностроение; Б. энергетическое машиностроение; В. приборостроение.
- По таблице учебника и картам атласа определить, по каким отраслям, и запасам полезных ископаемых (в масштабе страны) выделяется Центральный экономический район
2 этап (изучение нового материала)
На этапе изучения ЭГП, природных условии и ресурсов Восточного Казахстана используются приёмы работы с иллюстрациями, текстом учебника, слайдами презентации. Например пробуя самостоятельно оценить выгодно или не выгодно экономико – географическое положение, а также с кем граничит Восточный Казахстан, ученики обращаются к картам и тексту учебника, тем самым реализуя информационную картографическую компетентность.
ЭГП и природные условия. Восточный Казахстан – крупнейший промышленный, энергетический, транспортный и культурный регион Республики Казахстан.
Восточный Казахстан расположен в верхнем течении р. Ертис, на границе с Россией и Китаем. По Занимаемой площади это самый маленький экономический район страны.
Восточный Казахстан как и Центральный, состоит из одной области.
Вопрос классу: Пользуясь картой, определите, с какими экономическими районами Казахстана граничит Восточный экономический район. Сделайте выводы о его экономико – географическом положении (выгодное, невыгодное)
Визитная карточка:
- Занимает территорию в 283,3 тыс. кв. км.
- Граничит на севере с Алтайским краем Российской Федерации, на востоке и юго-востоке — с Китайской Народной Республикой.
- Население (на 1 декабря 2006 года): 1425,1тыс. человек; в т.ч. городское — 59,7%, сельское — 40,3%.
- Средняя плотность населения: 5,1 человек на 1 кв. км.
- Наиболее крупные этносы (более 90%): казахи и русские.
- Административное деление: городов — 9 (кроме г. Усть-Каменогорска), районов — 15.
- Административный центр: г. Усть-Каменогорск. Расстояние до Астаны — 1038 км.
Значительная часть территории имеет горный и мелкосопочный рельеф. На востоке расположены отроги западной части Алтая (Рудного и Южного). По левобережью протянулся хребет Калба. На западе находится восточная часть Сарыарки. На юге и юго-востоке – Балкаш – Алакольская впадина и хребты Сауыр и Тарбагатай.
Зима суровая (средняя температура января — 20°С), с сильными метелями и буранами. Лето умеренно жаркое (до 23°С). Осадки по территории распределяются неравномерно – от 150 мм на равнине до 1500 мм в горах.
Природно – климатические условия благоприятны для развития растениеводства, особенно в западной, более равниной части региона, и животноводства – на севере и востоке.
Природные ресурсы. На территории Восточного Казахстана, особенно в горах Рудного Алтая, сосредоточены огромные запасы минеральных ресурсов. Это Цинк, свинец (Малеевское, Риддерское, Тишинское, Греховское месторождения), титан, золото (Бакыршык, Большевик), сесребро, медь (Николаевское), редкие металлы. В горах Южного Алтая и на хребте Калба имеются месторождения олова и вольфрама.
Вопрос классу: Используя карту назовите основные месторождения руд цветных металлов, а по графику определите степень обеспеченности Восточного Казахстана этими полезными ископаемыми.
Менее богат район топливными ресурсами, но и здесь обнаружены каменный уголь (Каражыра), горючие сланцы, небольшие месторождения нефти и газа (Жайсанская впадина).
Много различных строительных материалов: камня, гипса, известняка, минеральных красок.
Земельным ресурсами район обеспечен меньше других. Однако сельскохозяйственные угодья составляют почти 80% от общей земельной площади района, причем преобладают пастбища.
Агроклиматические условия в Восточном Казахстане более благоприятны, чем в Центральном. Предгорья Алтая и Тарбагатая с черноземными и каштановыми почвами благоприятны для земледелия без дополнительного орошения.
Восточный экономический район достаточно хорошо обеспечен водными ресурсами. С ледников казахстанской части Алтая, общая площадь которых составляет около 16,3 км², берет начало множество рек. Главная водная магистраль – Ертис и его притоки.
Здесь находится множество озер. Наиболее крупные из них – Жайсан, Алаколь, Сасыкколь и Маркаколь – имеют рекреационное и рыбопромысловое значение. Озера, расположенные на северо – западе района, богаты минеральными солями.
Восточный Казахстан щедро наделен и гидроэнергетическими ресурсами. Здесь сосредоточено 2/3 всех запасов страны, что частично восполняет недостаток в топливных ресурсах региона. Огромные запасы гидроэнергии таят в себе реки Ертис, Ульби, Буктырма, Куршим. На Ертисе сооружены водохранилища – Буктырминское ( самое крупное в РК – объем 49 км³), Усть – Каменогорское и Шульбинское.
Вопрос классу: Используя физическую карту Казахстана, объясните, почему энергетическое значение вышеперечисленных рек больше, чем судоходное
Растительный покров богат и разнообразен. На склонах гор растут пихта, лиственница, ель, сосна, кедр и др. Площадь территории составляет 12% территории (70% лесной площади РК).
Территория Восточного Казахстана уникальна по рекреационным ресурсам. История освоения и развития Алтая как туристского региона насчитывает не один десяток лет и неразрывно связана с общегеографическими исследованиями. Благодоря усилиям ученых и натуралистов Алтай и его природа стали хорошо известны широкому кругу общественности. При этом выделилось несколько наиболее притягательных для туристов районов – гора Белуха, река Катын, Катонкарагайская долина (в которой организован природный парк), Буктырминское водохранилище, Рахмановские ключи и различные озера.
3 этап (закрепление изученного материала)
При дальнейшем закреплении материала урока ученики заполняют схему, наносят полезные ископаемые на контурную карту, тем самым вновь задействуя карты атласа и текст учебника.
Таким образом, происходит формирование не только предметных географических компетенций, но и общепредметных ключевых компетенций, таких, как учебно – познавательные компетенции.
Задание 1. Совместите полезные ископаемые с месторождения, на которых они добываются.
1. Бакыршык | А. Уголь |
2. Риддерское | Б. Полиметаллы |
3. Николаевское | В. Золото |
4. Сатпаевское | Г. Медь |
5. Каражыра | Д. Титан |
Задание 2. Нанесите полезные ископаемые на контурную карту региона.
4 этап (рефлексия и задание на дом)
На этапе рефлексии, когда ученикам предлагается по завершении урока оценить свою деятельность на уроке, формируются компетенции личностного самосовершенствования.
Рефлексия:
- Что вы узнали нового сегодня?
- Чему научились?
- Полезна ли для вас эта информация?
- Как ее можно применить в жизни?
Задание на дом: § 44, тест на стр. 315
Таким образом, мы видим, что в течение одного урока, построенного с точки зрения компетентностного подхода к обучению, формируется сразу несколько видов ключевых образовательных компетенций
Урок 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6 «Сравнительная экономико – географическая характеристика промышленности Центрального и Восточного Казахстана»
Цели:
Образовательные цели:
- Научится анализировать и делать сравнительную характеристику центров отраслей специализации, а также отраслей вспомогательной и обслуживающей промышленности на примере Центрального и Восточного экономических районов.
Развивающие цели:
- Развивать познавательную активность учащихся.
- Развитие информационной и картографической компетенции.
Воспитательные цели:
- Формировать экологическую культуру школьников
Структура урока:
- Орг. момент: 4 мин
- Выполнение практической работы: 40 мин
- Задание на дом: 1 мин
Тип урока: Практическая работа
Методы: Частично — поисковый, исследовательский
Методические приемы: Работа с картой, вычерчивание схем и таблиц, перевод информации одного типа в другой
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, атлас, раздаточный материал.
Задание 1. Используя текст учебника, данные карт и атласа, определите основные статистические, географические и экономические показатели районов. Результаты запишите в таблицу
(В процессе выполнения задания учащиеся овладевали навыками работы с различными источниками информации: печатными и электронными. Ученики самостоятельно искали, извлекали, систематизировали, анализировали и отбирали необходимую для решения поставленной задачи информацию. Для решения этого задания были использованы текст учебника, различные тематические карты, а также дополнительные источники информации, в частности ресурсы Интернета.) – Формирование информационной (в том числе картографическо-информационной) и учебно – познавательной компетентности. При подведении итогов ученики использовали элементы статистических методов познания для формулировки своих выводов
Характеристика | Центральный Казахстан | Восточный Казахстан |
Отрасли специализации Добывающие: а) полезные ископаемые б) основные центры добычи Обрабатывающие: а) источник сырья б) основные центры производств Отрасли вспомогательные Отрасли обслуживающие |
Сделайте выводы о развитии промышленности экономических районов, найдите сходства и различия.
Задание 2. Нанесите на контурную карту: а) границы экономмических районов; б) реки, озера; в) основные центры производств, сектора обрабатывающих производств.
(При нанесении географических объектов на контурную карту, учащимися быстрее усваивались их географические названия и местоположение. В процессе выполнения таких заданий учащиеся тренируют зрительную память, а поисковая работа (определение местонахождения объекта относительно градусной сетки, береговой линии, рек и т.д.) способствует логическому запоминанию. У учеников формируются определенные навыки выполнения картографических работ, которые являются важной предпосылкой всестороннего развития личности. Работа с контурными картами воспитывает у учеников дисциплинированность, внимательность, точность, аккуратность. Такие работы развивают эстетический вкус)
Задание 3. Тест
1. Область, не граничащая с Центральным Казахстаном:
A) Акмолинская
B) Западно – Казахстанская +
C) Восточно — Казахстанская
D) Алматинская
E) Павлодарская
2. Средняя плотность населения Центрального Казахстана:
A) менее 3 чел./км2
B) 3,2 чел./км2 +
C) 5,5 чел./км2
D) более 6 чел./км2
E) 6,5 чел./км2
3. Жезды – это месторождение:
A) угля
B) золота
C) железной руды
D) меди
E) марганца +
4. Ресурсы Центрального Казахстана, которых недостаточно для развития хозяйства:
A) минеральные
B) земельные
C) водные +
D) рекреационные
E) топливно -энергетические
5. Отрасли специализации промышленности Центрального экономического района, получившие наибольшее развитие:
A) нефте- и газодобыча
B) угольная и черная металлургия +
C) цветная металлургия и пищевая
D) сельскохозяйственные
E) легкая и пищевая
6. Административный центр Восточно – Казахстанской области:
А) Павлодар
В) Усть – Каменогорск+
C) Риддер
D) Семей
E) Зыряновск
7. Самое крупное водохранилище Восточного Казахстана:
A) Капшагайское
B) Буктырминское+
C) Шульбинское
D) Усть – Каменогорское
E) Шардаринское
8. Уровень урбанизации Восточного Казахстана:
A) 59% +
B) 54%
C) 60%
D) 69%
E) 83%
9. Специализация Семейского промышленного узла:
A) добыча цветных металлов
B) производство цветных металлов
C) машиностроение и добыча цветных металлов
D) пищевая, легкая промышленность и машиностроение+
E) производство стали
10. Самая мощная гидроэлектростанция:
A) Шульбинская +
B) Усть — Каменогорская
C) Буктырминская
D) Капшагайская
E) Шардаринская
(Одним из способов реализации учебно – познавательной компетентности является проведение проверочных работ в форме теста. Тренировочные тестирования небольшого объёма важно проводить регулярно в процессе изучения темы и по итогам изучения темы. Тесты содержат задания не только на воспроизведение фактических знаний, но и на воспроизведение общеучебных и географических умений и способов деятельности (заполнение таблиц, составление схем, работа с типовым планом и т.д.). Причем именно умение решать тесты для детей будет очень полезным в будущем, т.к. им предстоит сдавать единое национальное тестирование в форме теста).
Вывод
Задание на дом: § 47 пересказ
Так же во время педагогической практики на каждом уроке уделялось несколько минут обсуждению проблем, ситуаций, которые за прошедшую неделю потрясли мир. Самостоятельность учеников проявлялась в просмотре телепередач, чтении новостей по интернету, в газетах и т.д. Сообщения учеников сопровождались работой по карте. Итог — формируется: образ мира, навыки краткого изложения, своя точка зрения, знание карты.
Важной способностью сегодня является умение прогнозировать. В этом случае использовался прием «Верные – неверные утверждения». Можно предложить несколько утверждений по еще не изученной теме. Ученики выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяя ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока.
Например: Тема: «Инфраструктурный комплекс»
Верите ли вы, что:
- система образования — отрасль социальной сферы, самая большая по числу вовлеченных в нее людей;
- основная часть торговли приходиться на рынки;
- главный фактор размещения социальной инфраструктуры – потребительский;
- в структуре торговли с ростом уровня жизни населения увеличивается доля продовольственных товаров;
- отрасли социальной инфраструктуры – самый малый и трудоемкий комплекс;
- высшее образование — «чисто городская» отрасль.
Учащиеся обсуждают вопросы, вырабатывают общую позицию, обосновывают и зачитывают правильные ответы.
Изменение модели образования требует прежде всего изменения личности самого учителя, готового достигать социальных, коммуникативных, информационных компетенций, толерантности, высокого уровня образованности.
Итак, решение проблемы формирования картографической компетентности учащихся в процессе обучения географии является весьма сложным процессом. Внедрение в учебный процесс комплекса методик и технологий способствует результативности. Только деятельностный характер обучения, организация самостоятельной работы учащихся с различными источниками географической информации на уроках позволяет формировать картографическую компетентность на материале содержания учебного предмета географии.
И закончить хочу словами китайской мудрости:
«Скажи мне и я забуду, Покажи мне и я запомню. Вовлеки меня и я научусь».
Заключение
В дипломной работе рассмотрен один из важнейших компонентов среднего географического образования — система картографических знаний и умений. В ходе исследования было установлено, что существующая система картографических знаний и умений в курсах географии средней школы не в полной мере отражает современный уровень развития картографической науки и новые цели, стоящие перед общим средним географическим образованием.
Нами была определена сущность понятия «картографическая грамотность школьников», определены цели и задачи картографической подготовки учащихся общеобразовательных учреждений на современном этапе модернизации общего среднего географического образования.
Изменения, произошедшие в современном обществе предопределили возникновение нового социального заказа к школьной географии. В числе приоритетных задач, стоящих перед современным общим средним географическим образованием, особую значимость приобрела задача обеспечения потребностей людей в знаниях и умениях, необходимых для их жизнедеятельности.
Именно поэтому, нами была разработана усовершенствованная система картографических знаний и умений, ориентированная на освоение практических приемов извлечения пространственно — координированной информации из наиболее часто употребляемых геоизображений.
Практическая направленность усовершенствованной системы картографических знаний и умений способствует улучшению качества среднего географического образования.
Безусловно, как и всякая другая школьная система знаний, исследуемая система должна отражать современное состояние науки. Развитие науки определяется, прежде всего, потребностями материальной жизни общества. В современном информационном обществе приоритетное развитие получили информатика, кибернетика, радиолокация, криптография, СМИ и т. д. Важное место в этом списке занимают картография и геоинформатика, как науки о средствах передачи хорологической информации. Испытывая острый интерес общества к увеличению средств передачи информации, улучшению их качественных характеристик и методов использования, современная картографическая наука претерпела значительные изменения. Именно поэтому в усовершенствованную систему картографических знаний было введено представление о современном состоянии картографии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Салищев К.А. Картоведение. — М.: МГУ, 1990. — 400 с.
- Аржанов Е.П., Вахромеева Л.А., Логинов Ю.П., Лютый А.А., Марков В.Ф. Проблемы современной картографии. Геодезия и картография на современном этапе развития. — М.: Просвещение, 1989. — С. 86 — 104.
- Берлянт A.M. Теоретические проблемы картографии. — М.: Просвещение, 1993. – 368 с.
- Лютый А.А. Проблемы теории картографии. Концепции науки и пути их интеграции.// Известия АН СССР, серия географическая. — 1985. — №4. — С. 116-132.
- Салищев К.А. Некоторые черты современного развития картографии и их теоретический смысл.// Вестн. Моск. Ун — та, серия 5, география. – 1973. — № 2.- С. 3-11.
- Асланикашвили А.Ф. Метакартография. Основные проблемы. — Тбилиси: Мицниереба, 1974. — 125 с.
- Беручашвили Н.Л. Некоторые проблемы современной картографии. // Известия ВГО. – 1987. — №. 1. — С. 28 — 32.
- Бочаров М.К. Основы теории проектирования систем картографических знаков. – М.: Просвещение, 1986. — 186 с.
- Лютый А.А. Язык карты: сущность, система, функции. — М.: ИГ АН СССР, 1988. — 292 с.
- Абрамов Л.С. Информационная функция географии. // География в школе. – 1998. — №5. – С. 16 – 17.
- Аржанов Е.П. Социальная роль карт и пути развития картографии. Историко — астрономические исследования. На рубежах познания вселенной. — М.: Просвещение, 1992. — С. 245 — 264.
- Берлянт A.M. Геоизображения и геоиконика. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 48 с.
- Берлянт A.M. Геоизображения и их свойства. // Известия Всесоюзного Географического общества. – 1987. — № 5. – С. 47 – 54.
- Берлянт A.M. Геоизображение — новое понятие в картографии. // География в школе. — 1995.- № 4. — С. 24 -27.
- Берлянт, A.M. Картография на пороге XXI века: научное и образовательное направления // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 5. География. -1998. — №4. — С.55-59.
- Берлянт A.M. Геоиконика. — М.: Просвщение, 1996.- 206 с.
- Берлянт A.M. Информация, которую дает карта.// Наука и жизнь. – 1984. — № 6. — С. 78-82.
- Берлянт A.M. Карта — второй язык географии. — М.: Изд-во МГУ, 1985. — 191 с.
- Берлянт A.M. Картография: учебник для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2002. – 336 с.
- Берлянт A.M., Книжников Ю.Ф., Свентэк Ю.В. Университетская школа географической картографии.//Вестн. Моск. Ун-та, сер. 5. География.- № 1. — С. 38-41.
- Берлянт A.M. Компьютерные сети и картография // Геодезия и картография. — 2003. — № 3. – С. 12-14.
- Берлянт A.M. Новые теоретико — методологические проблемы географической картографии.// Вестн. Моск. Ун — та, сер.5. география. — №6. — С. 9-16.
- Берлянт A.M. Теоретические проблемы картографии. — М.: изд. МГУ, 1993. – С. 53-56.
- География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. — М.: Аст-Пресс, 2011. — 656 с.
- Дьяконов К.Н., Касимов Н.С., Тикунов B.C. Современные методы географических исследований. — М.: Просвещение, 2006. — 207 с.
- Киенко Ю.П., Большаков В.Д., Тюфлин Ю.С. Использование космической техники для природоведения и картографирования. Сб.: Геодезия и картография на современном этапе развития. — М., 1999. — С. 121 -139.
- Комиссарова Т.С. Картография с основами топографии: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений, обучающихся по геогр. и естественно — научн. спец.. — М.: Просвещение, 2001. — 181 с.
- Фокина Л.А. Новое в курсе картографии при подготовке учителей географии.// География в школе. — 1998.- № 7. – С. 64 — 79.
- Салищев К.А. Картография и ее место в системе наук.// Вестн. Моск. Ун-та, серия 5. География. – 1980. — № 1. — С. 3 — 10.
- Салищев К.А. О творческом взаимодействии географических наук и картографии.// Вестник Моск. ун. — та, серия 5. География. – 1981. — № 2. — С. 8 -14.
- Концепция содержания географического образования в 12 – летней школе.// География в школе. – 2011. — № 2. — С. 37 — 41.
- Душина И.В., Понурова Г.А. Как учить школьников географии: Пособие для начинающих учителей и студентов педагогических институтов и университетов по географическим специальностям. — М.: Московский лицей, 1996. — 192 с.
- Максаковский В.П. Географическая культура: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – 1998. – 416 с.
- Баранский Н.Н. Научные принципы географии: избранные труды.- М.: Просвещение, 1980. – 237 с.
- Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. — М.: Просвещение, 1990. — 452 с.
- Алаев Э.Б. Социально — экономическая география. Понятийно -терминологический словарь. — М.: Просвещение, 1983. — 196 с.
- Андреев Н.В. Топография и картография: факультативный курс/ Н.В. Андреев. — М.: Просвещение, 1995. — 159 с.
- Баранский Н.Н. Становление советской экономической географии: избранные труды. — М.: Мысль, 1980. — 287 с.
- Баринова И.И., Лобжанидзе А.А. О реализации требований стандарта второго поколения по географии // Вестник московского образования. – 2011. — №13. — С. 45-62.
- Буланов С.В. Исторический аспект проблемы формирования картографической грамотности в средней школе // Географическое краеведение в школе и вузе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Владимир: ВГПУ, 2010. — С. 14-25.
- Голов В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1987. — 222 с.
- Грюнберг Г.Ю. Анализ системы картографических понятий в школьных учебниках по географии и географических атласах // Вопросы географии. — 1977. — № 103. — С. 193 – 215
- Грюнберг Г.Ю. О системе картографических знаний в курсе географии средней школы // Вопросы географии. — 1971. — № 86. -С. 60-66.
- Душина И.В., Таможняя Е.А. Пути обновления методического мастерства учителя географии в период модернизации образования // География в школе. — 2010. — №3. — С. 34-39.
- Манзадай О.А. Мысленные карты как средство диагностики уровня развития пространственного воображения учащихся // География в школе. -1994. — №4. — С.43-45.
- Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии: кн. для учащихся 6-8 кл. — М.: Просвещение, 1989. — 176 с.
- Поспелов Е.М. Географические названия в обучении географии // География и экология в школе XXI века. — 2005. — №6. — С. 18-25.
- Студеникин М.В. Основные вопросы работой с картой в школьном курсе географии // Ученые записки. Вып. 64 (часть II). -Волго-Вятское изд-во, 1967. — 67 с.
- Федоров В.А. Проверка знаний с помощью карты // География в школе. — 2003. — №4 — С. 63-67.
- Николина В.В. Детерминанты географического образования // География в школе. — 2000. — №7. — С. 44-47.
- Примерные программы по учебным предметам. География. 6-9 классы. — М.: Просвещение, 2010.-71 с. (Стандарты второго поколения).
- Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях / под ред. И.В. Душиной. — М.: Дрофа, 2007. — 509 с.
- Максаковский В.П. О сквозных направлениях школьной географии // География в школе. — 1998. — №1. — С. 45-50.
- Концепция содержания географического образования в 12-летней школе // География в школе. — 2001. — №2. — С. 37 — 43.
- Республиканский государственный общеобязательный стандарт среднего образования. [электронный ресурс] – Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31248110#pos=6;-185
- Мазбаев О.Б., Айтакынова Ш. География: Учебник для 6 кл. общеобразоват. шк. / О.Б. Мазбаев, Ш. Айтакынова. – Астана: «Арман – ПВ», 2015. – 240 с.
- Бейсенова А.С. География. Материки и океаны: Учебник для 7 кл. общеобразоват. шк. / А.С. Бейсенова, С.А. Абилмажанова, К.Д. Каймулдинова. — 3-е изд., перераб. – Алматы: Атамұра, 2012. – 256 с.
- Бейсенова А. Физическая география Казахстана: Учебник для 8 кл. общеобразоват. шк. /А. Бейсенова, К. Карпеков. – 4-изд., перераб. – Алматы: Атамұра, 2016. – 272 с.
- Ахметов Е. А. Экономическая и социальная география Казахстана: Учебник для 9 кл. общеобразоват. шк. / Е. А. Ахметов, Н. Н. Карменова, Ш. Ш. Карбаева, Б. К. Асубаев. – Алматы: Мектеп, 2013. – 328 с.
- Усиков В. В. Экономическая и социальная география Казахстана: Учебник для 9 кл. общеобразоват. шк. / В. В. Усиков, Т. Л. Казановская, А. А. Усикова, Г. Б. Забенова. – 3-е изд., перераб. – Алматы: Атамұра, 2012. – 368 с.
- Бейсенова А. С. География: Общий обзор мира. Страны СНГ: Учебник для 10 кл. естеств. – мат. направления общеобразоват. шк. / А. С. Бейсенова, К. Д. Каймулдинова, С. А. Абидмажинова. – 3-е изд., перераб., доп. – Алматы: Мектеп, 2014. – 320 с.
- Бейсенова А. С. География: Региональный обзор мира: Учебник для 11 кл. естеств. – мат. направления общеобразоват. шк. / А. С. Бейсенова, К. Д. Каймулдинова, С. А. Абилмажинова, Ж. Д. Достай. – 2-е изд., перераб. – Алматы: Мектеп, 2011. – 288 с.
- Аналитические отчеты МОН РК «О результатах государственного экзамена и ЕНТ» с 2012 по 2016 гг. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://edu.gov.kz/ru/news/ent-i-gos-ekzamen-tschl/
- Отчет по пресс-брифингу, посвященному изменению формата Единого национального тестирования и перспективах его развития. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://edu.gov.kz/ru/news/all/29-marta-v-sluzhbe-tsentralnih-kommunikatsii-sostoyalsya-brifing
- Программа ЮНЕСКО «Образование для всех». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.unesco.org/new/ru/education/themes/leading-the-international-agenda/education-for-all/
- Международные исследования PISA и TIMSS. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.centeroko.ru/timss07/timss07_res.htm
- Грюнберг Г.Ю. Картографические понятия в школьной географии. М: Просвещение, 1979. — 95 с.
- Петрова Н.Н. О новых подходах к содержанию школьной географии // География в школе. — 2000. — № 1. — С. 54 — 56.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф