Заявка на расчет
Меню Услуги

Формирование культуры межнационального общения. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3


1.3. Анализ современного состояния практики формирования культуры межнационального общения младших школьников в современной школе в процессе урочной и внеурочной деятельности

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Проанализировав собранные данные, мы выяснили, что проблема формирования культуры межнационального общения младших школьников в школе действительно существует. Для полного анализа современного состояния, а также в целях получения объективных данных о возможности формирования культуры межнационального общения младших школьников мы сочли необходимым провести анализ различных программ, направленных на формирование культуры межнационального общения и реализуемых в школе.

В настоящее время во всех школах Российской Федерации реализуется программа «Основы православной культуры и светской этики». Данная программа отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Данная программа входит в число предметов, направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии.

Цель курса: Формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а так же к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи изучения курса: знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщений знаний и представлений о духовной культуре и морали, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалогов во имя общественного мира и согласия.

Данная программа соответствует обязательному минимуму содержания образования и расчитана на 1 час в неделю. Обучение по данной программе происходит в 4 классе. В комплект входит: книга для учителя, учебник с электронным приложением, аудиокурс для занятий в классе, сборник раздаточных материалов.

Программа «Культура общения». Обучение детей по данной программе призвано сформировать у них основы этикета поведения и общения и подготовить их к изучению предмета “Культура общения” в начальной школе в рамках регионального базисного учебного плана Воронежской области. Предмет «Культура общения» в Пензенской области ведется как предмет школьной компетенции с 1992 г. и как предмет региональной компетенции с 1997г. Программа реализуется в 1-4 классах МБОУ СОШ № 11 г.Пензы.

Программа предмета «Культура общения» представляет собой целостный курс, построенный с учетом возраста учащихся и развивающий идею изучения культуры общения от более простых форм к более сложным. Концепция обучения культуре общения состоит в следующем: от освоения элементарных навыков культуры поведения и общения.

Особенностью концепции формирования культуры общения, которая реализуется в региональной программе и отличает ее во многом от других программ подобного типа – в приоритете обучения устной речи и в устной основе обучения.

Внеурочная программа «Культура добрососедства» .

Срок реализации программы 4 года. Данная программа реализуется в 1-4 классах МБОУ СОШ № 12 г.Пензы.

Учебный курс «Культура добрососедства» – интегрированный курс. Он расширяет содержание воспитательной работы по патриотическому воспитанию, конкретизирует основные его направления, преломляя их через особенности региона, в котором проживают учащиеся, способствует формированию наиболее значимых ценностей русского народа и воспитанию собственного «я», веры в свои способности, пониманию значения жизни как высшей ценности, предусматривает активное общение детей в социальном и естественном окружении.

Главная цель курса — воспитание социально компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов своей родины, хорошо знакомых с родным краем, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал.

Программа составлена с целью создания социально-педагогических условий, способствующих позитивным изменениям детей к окружающему миру, обществу, природе и с целью ознакомления с историей, географией, культурным наследием, традициями, бытом и современными реалиями народов, как составляющей многообразия народов, населяющих Российскую Федерацию.

Программа курса «Культура добрососедства» направлена на реализацию как учебно-воспитательных, так и практических целей. Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторского коллектива: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. Программа детализирует и раскрывает содержание, стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Программа курса внеурочной деятельности рассчитана на понимание сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований обучающимися 4-х классов.

Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению рассматривается как важная часть формирования культуры лицеистов и образовательного процесса в лицее в целом. Программа поддерживает содержательную линию по обществознанию, литературе, изобразительному искусству, истории, направлена на удовлетворение познавательных интересов обучающихся и основывается на культурологическом, личностно-ориентированном, системно-деятельностном подходах.

Непопулярность программ по формированию культуры межнационального общения младших школьников обуславливается по-видимому не только их малым количеством, но и непопуляризацией данного материала. Мы сочли необходимым добавить исследование анкетированием учителей начальных классов. Анкетирование проводилось в 2 школах города Пензы: МБОУ СОШ №11 г.Пензы с углубленным изучением предметов гуманитарно-правового профиля, МБОУ СОШ №12 им.В.А.Тарасова. В анкетировании участвовали 20 учителей. В ходе исследования была использована следующая анкета:

1.Считаете ли вы необходимым формировать культуру межнационального общения у младших школьников?

2.Считаете ли вы возможным формирование культуры межнационального общения младших школьников в современной школе?

3.Работаете ли вы над проблемой формирования культуры межнационального общения в классе?(подчеркнуть нужное)

· Да, в классе проводятся систематические мероприятия;

· Проводятся беседы с обучающимися по данной проблеме, если возникает необходимость;

· Нет;

4.Какие трудности вы испытываете про работе по формированию культуры межнационального общения младших школьников?

· Нехватка методических рекомендаций;

· Недостаточная подготовка;

· Другое (указать);

Результаты анкетирования показали, все учителя (100%) признают необходимость и возможность формирования культуры межнационального общения младших школьников.

Учителя (100%) отмечают, что в классе проводятся систематически мероприятия по формированию культуры межнационального общения у младших школьников.

Трудности в ходе работы у 75% опрошенных вызывает нехватка методических рекомендаций по данному вопросу. У 25% опрошенных учителей трудность возникает из-за недостаточной подготовки, т.к. в ходе работы в школе внимание в большей мере уделяется обучению предметам,а не подготовке к внеурочным мероприятиям.

Таким образом, исследование показало, что проблема формирования культуры межнационального общения младших школьников в процессе урочной и внеурочной деятельности имеет огромные резервы.

Существует возможность способствовать формированию культуры межнационального общения у младших школьников при реализации путей и средств:

1. Разработка программы по формированию культуры межнационального общения у младших школьников в процессе урочной и внеурочной деятельности;

2. Реализация взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности по формированию культуры межнационального общения у младших школьников;

 

Глава 2. Реализация путей и средств по формированию культуры межнационального общения у младших школьников в процессе урочной и внеурочной деятельности.

2.1. Исходный уровень культуры межнационального общения младших школьников

 

Исходя из проблемы, цели исследования, его гипотезы и задач, которые получили отражение во введении, был разработан план мероприятий экспериментальной работы и определена общая целевая установка исследования: описать реальный уровень культуры межнационального общения в практике начальной школы, выявить педагогические пути и средства формирования культуры межнационального общения младших школьников.

Эксперимент включал 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.

Цель констатирующего эксперимента — выявить уровень культуры межнационального общения младших школьников.

В констатирующем эксперименте участвовали ученики 4-х классов МБОУ СОШ №11 города Пензы с углубленным изучением предметов гуманитарно-правового профиля.

В целях получения объективных данных о реальном уровне культуры межнационального общения младших школьников использовались следующие методы: анкетирование учащихся, тестовые задания, анализ продуктов творческой деятельности, наблюдение за учебным процессом.

Для осуществления формирующего эксперимента необходимо было иметь исходные данные об уровне культуры межнационального общения учащихся в начале эксперимента.

Так как культура межнационального общения представляет собой единство знаний о культуре межнационального общения как сложной системе, об истории и культуре своего народа и других национальных групп (когнитивный компонент), отношения к своему и другим этносам (эмоционально-оценочный компонент), мотиваций и потребностей в освоении родной культуры и культуры народов-соседей (мотивационно-потребностный компонент), действий и поступков по отношению к людям другой национальности (поведенческий компонент), в данном исследовании будем выделять уровни культуры межнационального общения при помощи соотнесения уровней сформированности ее отдельных компонентов.

Поскольку знание коренных народов России, а также родного народа является исходным моментом культуры межнационального общения, то в ходе данного исследования для выявления уровня знаний младшими школьниками различных народов с учащимися школ, участвующим в констатирующем эксперименте, была проведена беседа (Приложение 1).

Анализируя полученные в результате исследования данные, мы выделили следующие уровни сформированности когнитивного компонента культуры межнационального общения младших школьников: низкий(не имеет представления и культуре межнационального общения), средний(владеет минимумом систематических знаний в области эффективного общения, имеет некоторые представления о направлениях развития и совершенствования культуры общения), высокий(имеет представления о направлениях развития и совершенствования культуры общения).

На следующем этапе эксперимента выявлялся эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты культуры межнационального общения, для чего были использованы:

  • методика «Сестренки»,
  • «Цветовой тест отношений А.Н. Лутошкина»,
  • методика «Угости конфетой»,
  • «Шкала социальной дистанции. Вариант Л.Г. Почебут» (Приложение 2,3,4, 5).

Анализируя полученные в результате исследования данные, мы выделили следующие уровни сформированности эмоционально-оценочного и поведенческого компонента культуры межнационального общения младших школьников: низкий(не имеет способность эмоционального восприятия партнера как субъекта общения, самого процесса общения, не умеет составлять программы диагностирования и совершенствования общения), средний(имеет способность эмоционального восприятия партнера как субъекта общения, самого процесса общения, умеет диагностировать и совершенствовать некоторые составляющие культуры общения),высокий(имеет способность эмоционального восприятия партнера как субъекта общения, самого процесса общения, умеет выбирать оптимальные способы общения, диагностировать, рефлексировать и корректировать культуру общения, творчески использует знания и умения в области общения)

Для выявления уровня сформированности мотивационно-потребностного компонента культуры межнационального общения, включающего мотивации и потребности учащихся в освоении родной культуры и культуры других народов, была использована анкета (Приложение 6).

Анализируя полученные в результате исследования данные, мы выделили следующие уровни сформированности мотивационно-потребностного компонента культуры межнационального общения младших школьников: низкий(понимает смысл понятия «культура общения» и субъективно оценивает ее ценность, однако не осознает личностную значимость культуры общения, общение не имеет ярко выраженной гуманистической направленности),средний(понимает смысл понятия «культура общения» и частично осознает ценность, личностную значимость культуры общения, общение имеет в большинстве случаев гуманистическую направленность),высокий (понимает смысл понятия «культура общения», относится к культуре общения как к ценности, осознает ее личностную значимость, имеет четко выраженные гуманистические позиции в общении) .

Для проведения опытно-экспериментальной работы были выбраны два 4-х класса. В экспериментальном классе формирование культуры межнационального общения младших школьников велось по разработанному нами экспериментальному плану мероприятий, в контрольном классе работа по воспитанию культуры межнационального общения не включала нашего формирующего воздействия.

4 «а» класс (экспериментальный) 25 человек, из них 12 девочек и 13 мальчиков. 4 «б» класс (контрольный) в классе 27 учеников, из них, 17 мальчиков и 10 девочек.

Результаты изучения исходного уровня знания учащимися начальных классов народов России и других стран показали, что самоидентификация сформирована только у 60% опрашиваемых учащихся; дети знают лишь русских и некоторые этнические группы, проживающие на данной территории (например, мордва известна — 6%; чуваши — 2,5% детей), при этом сведения об этих народах весьма ограничены. Зачастую дети чувашей, мордвы не знают о своей этнической принадлежности. Основные называемые учениками признаки людей других этнических групп — особенности их одежды и язык.

Так, заложенные в беседу вопросы и полученные ответы, дали нам возможность распределить учащихся контрольного и экспериментального классов по трем уровням сформированности когнитивного компонента культуры межнационального общения.

В экспериментальном классе низкий уровень сформированности когнитивного компонента культуры межнационального общения показали 10 человек; средний -12 человек; высокий — 3 человека.

В контрольном классе низкий уровень показали 12 человек; средний -13 человек; высокий — 2 человека.

Наглядно распределение учащихся по уровням сформированности когнитивного компонента на основе анкетирования на начало эксперимента представлено на рисунке 1.

Рисунок 1. Сформированность когнитивного компонента культуры межнационального общения младших школьников на начало эксперимента (в %)

 

Полученные данные говорят о том, что преобладающим является низкий и средний уровни сформированности когнитивного компонента культуры межнационального общения младших школьников. При этом значительных расхождений между контрольной и экспериментальной группой не наблюдается, что свидетельствует об относительно равных исходных позициях учащихся контрольного и экспериментального классов.

В результате проведенного на этапе констатации исследования было также выяснено распределение учащихся контрольного и экспериментального классов по уровням сформированности эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов.

Результаты исследования показали:

  • 14% детей одинаково доброжелательны в своих действиях к представителям этнических групп;
  • 46,5 % детей проявляют индифферентное отношение к людям других национальностей;
  • 39,5 % детей демонстрируют недоброжелательное отношение к людям других этнических групп.

В процессе опроса дети, как правило, передают в своих ответах ту информацию, которую они слышат от окружающих. Отрицательное отношение к отдельным национальностям обусловлено родительским влиянием: так, цыганами детей запугивают, всех чеченцев считают виновниками террористических актов и т. д.

В результате проведения исследования уровня сформированности эмоционально-оценочного компонента на основании методики «Угости конфетой» и «Цветового теста отношений А.Н. Лутошкина» были получены следующие данные:

  • в экспериментальном классе низкий уровень сформированности эмоционально-оценочного компонента культуры межнационального общения показали 11 человек; средний -11 человек; высокий — 3 человека;
  • в контрольном классе низкий уровень показали 11 человек; средний -13 человек; высокий — 3 человека.

Полученные результаты позволили распределить учащихся экспериментального и контрольного классов по трем уровням сформированности эмоционально-оценочного компонента культуры межнационального общения. Данные представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Сформированность эмоционально-оценочного компонента культуры межнационального общения младших школьников на
начало эксперимента (в %)

 

Результаты выявления уровня сформированности поведенческого компонента культуры межнационального общения по выше названным методикам позволили распределить учащихся экспериментального и контрольного классов по трем уровням сформированности поведенческого компонента культуры межнационального общения.

В экспериментальном классе низкий уровень сформированности поведенческого компонента культуры межнационального общения показали 9 человек; средний — 12 человек; высокий — 4 человека.

В контрольном классе низкий уровень показали 11 человек; средний -14 человек; высокий — 2 человека. Данные представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Сформированность поведенческого компонента культуры межнационального общения младших школьников на начало эксперимента (в %)

 

Для выявления уровня сформированности мотивационно-потребностного компонента учащимся контрольного и экспериментального классов была предложена анкета. Результаты анкеты показали:

  • 5% учеников интересуются жизнью родного и других народов;
  • 90% учеников читают книги о жизни родного и других народов только по необходимости (на уроках истории, чтения и внеклассного чтения);

— 14,5%о учеников не хотят получать информацию о жизни других этнических групп;

  • 4% учеников предпочитают самостоятельно получать информацию о родном народе и других национальностях;
  • 81,5 % учеников считают наиболее приемлемой формой получения информации — рассказ учителя и других учащихся;
  • 37,5% учеников считают необходимой помощь родителей в изучении подобного материала;
  • 29,5% учеников получают интересующую информацию в групповой работе с друзьями.

Результаты анкетирования позволили распределить учащихся контрольного и экспериментального классов по трем уровням сформированности мотивационно-потребностного компонента культуры межнационального общения.

В экспериментальном классе низкий уровень сформированности мотивационно-потребностного компонента культуры межнационального общения показали 12 человек; средний — 11 человек; высокий — 2 человека.

В контрольном классе низкий уровень показали 15 человек; средний -10 человек; высокий — 2 человека.

Распределение учащихся контрольного и экспериментального классов по уровням сформированности мотивационно-потребностного компонента показано на рисунке 4.

Рисунок 4. Сформированность мотивационно-потребностного компонента культуры межнационального общения младших школьников на
начало эксперимента (в %)

 

В результате проведенного исследования можно констатировать, что потребность в самостоятельном получении знаний о культуре родного народа и других национальных групп у учащихся начальной школы крайне низка.

В ходе исследования были выявлены наиболее типичные представители каждого из выделенных уровней культуры межнационального общения младших школьников.

Таким образом, в результате проведенного на этапе констатации исследования было также выяснено распределение учащихся начальных классов по уровням культуры межнационального общения.

Представим диаграмму, которая отражает уровень сформированности культуры межнационального общения контрольного и экспериментального

классов по всем вышеназванным компонентам культуры межнационального общения – рисунок 5.

Рисунок 5. Сформированность культуры межнационального общения младших школьников в экспериментальном и контрольном классах (на начало эксперимента в %).

 

Как видно из рисунка , построенной по результатам констатирующего исследования, большинство учащихся контрольного и экспериментального классов находятся на «низком» и «среднем» уровне сформированности всех элементов культуры межнационального общения. Разница количественных показателей по контрольному и экспериментальному классам оказалась незначительной.

Проведенное исследование состояния культуры межнационального общения младших школьников показывает, что у учащихся начальных классов преобладает средний и низкий уровни культуры межнационального общения, что свидетельствует о большом резерве в ее развитии.

Для проведения опытно-экспериментальной работы был выбран 4 «А» класс, где работа велась в должности учителя начальных классов. В экспериментальном классе воспитание культуры межнационального общения младших школьников велось по разработанному нами экспериментальному плану мероприятий, в контрольном классе работа по воспитанию культуры межнационального общения не включала нашего формирующего воздействия.

 

2.2 Осуществление путей и средств формирования культуры межнационального общения учащихся младших классов в современной школе

 

Цель исследовательской работы по формированию культуры межнационального общения учащихся в процессе урочной и внеурочной деятельности на этапе формирующего эксперимента заключалась в том, чтобы последовательно и дифференцированно, применяя специальные формы организации работы и систему заданий, обеспечивать переход более слабой, условно выделенной типологической группы, в более сильную.

Содержание воспитательной работы по формированию культуры межнационального общения в программе представлялось следующим образом:

  • развитие желания больше знать о своей многонациональной родине;
  • формирование интереса к жизни людей разных национальностей;
  • воспитание уважения к людям разных национальностей, к их самобытной культуре и народным традициям, обычаям, языку;
  • развитие умения жить в многонациональном коллективе по законам интернациональной дружбы и взаимоуважения.

Рассмотренный подход к решению проблемы представлялся продуктивным, так как через знание иных культур и особенностей этносов может быть развит интерес к культуре других народов, желание узнавать новое о других этносах, положительное отношение к людям других национальностей. Однако, очевидна и его недостаточность — отсутствие деятельностной и поведенческой составляющей.

В процессе общения дети разных этнических групп приобретают навыки, необходимые для жизни в многонациональном обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей, гуманистические мотивы поведения.

Учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся: учитывать их взаимные склонности, способности.

Для реализации процесса развития культуры межнационального общения учащихся в начальной школе был разработан план мероприятий педагогического руководства деятельностью младших школьников.

Основные задачи образовательной работы по воспитанию учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения в начальной школе определены следующим образом:

  • обеспечить глубокое и всестороннее изучение учащимися культуры своего собственного народа, что является непременным условием интеграции в иные культуры;
  • знакомство учащихся с многообразием культур в мире и России;
  • развитие у детей толерантного отношения к этнокультурным различиям;
  • создание условий для формирования у учащихся потребности в этнокультурных знаниях;
  • развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;
  • педагогическая поддержка детей иных национальностей, снятие у них комплекса неполноценности.

В результате ознакомления с системой занятий предполагалось дать школьникам представление:

  • о многонациональном составе Российского государства;
  • о самобытности разных народов России, их культуре и истории;
  • о нормах и правилах поведения при межнациональном общении и следовать им в процессе взаимодействия с людьми разных национальных групп;
  • об умении позитивно оценивать людей — представителей различных народов, иметь о них свое суждение на основании качественных характеристик личности, а не по национальной принадлежности;
  • об интересе к самостоятельному освоению родной культуры и культуры других народов страны.

Экспериментальная система занятий включала в себя информационный блок — специально отведенные уроки, на которых дети получали знания о культуре, ценностных ориентациях, этикете, традициях, быте различных народов. Уроки были тесно переплетены с внеклассными занятиями, на которых проводились народные праздники. Кроме того, экспериментальная система включала систему уроков по организации практической деятельности детей на занятиях художественного труда, физической культуры, музыки, изобразительного искусства. Таким образом осуществлялось системное развитие всех компонентов культуры межнационального общения (когнитивного, эмоционально-оценочного, мотивационно-потребностного и поведенческого).

Таблица 1. Методический конструктор «Преимущественные формы достижения воспитанности культуры межнациональных отношений у детей младшего школьного возраста»

Раздел / уровень результатов Приобретение социальных знаний Формирование ценностного отношения к реальности Получение опыта

самостоятельного

общественного

действия

Религия — беседа об исторических и культурных основах традиционных российских религий; -просмотр видеофильмов;

— встречи с религиозными деятелями;

— чтение художественной литературы с религиозными сюжетами;

— блиц-опрос к учителю «Почемучки»

— виртуальная картинная галерея по религиозным сюжетам;

— заочное путешествие на Родину религий;

— театральные инсценировки по религиозным сюжетам

— подготовка и проведение религиозных праздников;

— исследовательский проект «религия как часть российской культуры»;

— изготовление сувениров и атрибутов к религиозным праздникам

Культура — беседы: «Любимые народные сказки», «О родном языке»;

— викторина народных загадок;

— встреча с носителями языка

— конкурс знаний народных пословиц и поговорок;

— видеофильмы о народных промыслах;

— встреча с библиотекарем «Знакомство с книгами на родном языке»;

— устный журнал по народной культуре и творчеству;

— «магазин» народных сказок, загадок, скороговорок;

— встречи (видео просмотр концертов) с творческими народными коллективами;

— кроссворд-шоу «Шедевры национальной культуры»;

— дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм»;

— игра «Назови слово на разных языках» (лингвистическая)

— виртуальное путешествие «Карта национальностей»;

— поэтическая гостиная родного языка;

— народные подвижные игры;

— театрализованные постановки на родном языке;

— конкурс на лучшую сказку в рисунках;

— инсценирование народных сказок;

— кукольное представление по мотивам народных сказок;

— конкурс народных песен;

— национальное танцевальное шоу

 

— исследовательский мини-проект «Копилка игр разных народов», «Национальный костюм», «Язык моего народа», «Памятники национальной культуры», «Народная игрушка», «Кто в какой стране живет», «Многонациональное Оренбуржье»;

— шоу-дефиле национальных костюмов;

— ярмарка творческих работ;

— фестивали народной игрушки, народных игр;

— энциклопедия народного творчества;

— уголок народного творчества;

— создание иллюстраций к произведениям народного творчества

 

Традиции и обычаи — беседы о народных традициях и обычаях;

— беседы о национальной кухне;

— просмотр видео о национальных праздниках;

— составление кроссвордов по народным обычаям и традициям;

— беседа «Мой любимый народный праздник»;

— час интересных сообщений «Праздники моей семьи»

— праздники народов России;

— календарные праздники;

— кулинарное соревнование национальных блюд «Мастер-шеф. Дети»;

— инсценировка народных обрядов;

— Новый год: отличия и сходства празднования у разных народов;

— конкурс дизайна предметов национального быта

 

— создание книжки-малышки с рецептом национального блюда;

— мини-проект «Мое любимое национальное блюдо»;

— виртуальная газета «Многонациональный край»;

— создание уголка (музея) народного быта;

— мастерская по созданию сувениров и подарков к народным праздникам;

— мини-проект «Национальная деревня»

Национальный(народный) герой — встречи с героями;

— беседа «Кто такой герой»;

— рассказ о подвигах членов моей семьи;

— уроки мужества;

— беседа «Подвиги моего народа», «Герои рождаются в семье»;

— интервью с национальным (народным) героем;

— книжное обозрение «По следам национальных героев»

 

— чествование национальных (народных) героев»;

— календарные праздники с приглашением народных героев;

— День национального (народного) героя;

— семейный праздник «Трудовые и героические подвиги моей семьи»;

— конкурс на лучший рассказ о национальном (народном) герое;

— сочинение «Мой героический поступок»;

— коллективный рисунок на тему «Подвиги моего народа»;

— просмотр фильмов о национальных героях

— журнал «Жизнь замечательных людей»;

— мини-проект «Герои моей семьи»;

— оформление газет, уголков с информацией о национальных героях;

— создание фотоальбома о национальных героях;

— портретная галерея «Национальный (народный) герой»;

— концерт для национальных (народных) героев;

— создание рукописного журнала «Подвиги членов моей семьи»

 

 

На первом занятии учащиеся познакомились с такими понятиями, как «национальная группа», «многонациональное общество», «межнациональное общение», «культура межнационального общения». Первое занятие было направлено на выявление уровня знаний учащегося своей народной культуры, истории, а также других национальных групп. В ходе урока дети знакомились с национальным составом Ставропольского края, а также с национальным составом своего класса.

Одной из задач уроков было развитие представлений учащихся о себе как представителе той или иной этнической группы, собственной индивидуальности, принятие своей «отличности» от других. Важно было научить ребенка с вниманием, уважением относиться как к мнению другого человека, так и к самому человеку не зависимо от его национальной принадлежности. Мы стремились к тому, чтобы такие ценности как толерантность, сочувствие, сострадание прочно вошли в жизнь каждого ребенка.

Через переживание собственного отличия от других, через осознание и принятие уникальности и неповторимости каждой личности, ребенок должен был понять, что существования многонационального общества невозможно без правил, норм межнационального общения, принимаемых всеми членами общества. Поэтому логическим итогом уроков была выработка и принятие некоторого перечня необходимых правил жизни собственного класса, включающего детей разных национальностей.

Происходило это следующим образом: на последнем уроке дети рисовали «Дерево дружбы» (в качестве такого дерева выступила елка), а рядом с ним записывали правила межнационального общения.

Для каждой народности была отведена тема, состоящая из нескольких уроков. Каждая тема заканчивалась итоговым занятием, на котором обсуждались новые сведения, полученные на уроках, посвященных той или иной национальности, обобщением общих черт разных народов. Важным моментом итоговых занятий являлось включение детей в решение проблемных ситуаций, возникающих из-за национальных предрассудков, что позволяло закрепить навык культуры межнационального общения, приобретенный в процессе уроков по экспериментальному плану.

После каждой темы проводился праздник, на котором учащиеся знакомились с особенностями народных праздников изучаемой национальной группы, попробовали традиционные блюда, распространенные у народа.

В таких мероприятиях активное участие принимали родители, которые готовили праздничный стол для чаепития и участвовали в театрализованном представлении.

Еще одним итогом каждой темы была выставка работ учащихся, на которой представлялись поделки, посвященные различным национальностям.

Параллельно с занятиями по экспериментальному плану проводилась работа по развитию культуры межнационального общения на уроках художественного труда, физической культуры, музыки, изобразительного искусства.

В ходе опытно-практической работы использовались игры.

Проиллюстрируем на примере игры «Встречаем гостей»

Предварительная подготовка:

1.Дети делятся на группы: первые идут в гости, вторые принимают их у себя дома.

2.Педагог объясняет задачу: представители разных национальностей собрались в гости в армянскую семью, например, русский, украинец, грек, грузин, цыган, адыгеец, вьетнамец и другие. Они должны подготовить соответствующие национальные костюмы и принести подарки: что-то из национальных символов или блюд.

3.Хозяева должны подготовить блюда из своей национальной кухни. Все садятся за стол, говорят тосты разных народов, включают песни на разных языках и танцуют народные танцы.

4.Педагог руководит, наблюдает, анализирует действия каждого учащегося.

Так для уроков художественного труда и изобразительного искусства была разработана система занятий по изготовлению поделок и рисунков для итоговых выставок после каждой темы, дети знакомились с вышивкой, аппликацией, особенностями национальных орнаментов и т. п.

Для уроков музыки был обеспечен подбор музыкального материала для слушания (народных песен, музыки, народных инструментов) и необходимых сведений о музыкальном наследии того или иного народа.

Для уроков физической культуры была составлена серия игр разных народов.

На следующих уроках, посвященных народам Северного Кавказа, дети знакомились с другими этническими группами горцев — осетинами, дагестанцами и так далее.

Параллельно с занятиями по экспериментальной программе проводилась работа по воспитанию культуры межнационального общения на уроках художественного труда, физической культуры, музыки, изобразительного искусства.

На уроке музыки, посвященном народам Северного Кавказа, дети слушали народную музыку, разучили народную колыбельную песню со словами на русском языке.

На уроке художественного труда изготовили традиционные дома горцев — сакли и башни.

На уроке изобразительного искусства дети нарисовали народные костюмы горцев.

На уроке физической культуры дети играли в традиционные игры народов Северного Кавказа: «Ручной мяч», «Лахты».

Цикл уроков, посвященных народам Северного Кавказа, завершился «Праздником громовержца Села». В процессе проведения праздника также реализовывались условия: организация взаимодействия с родителями и взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности.

Следует отметить, что уровень этнокультурных знаний учащихся экспериментального класса значительно повысился, появилась потребность в пополнении знаний. В процессе работы происходило развитие эмоционально-оценочного компонента. К примеру, после тренинговых упражнений дети испытывали чувство сострадания к людям, которых обижают из-за национальной принадлежности; желание защитить их; и в то же время неприятие позиции обижающего, желание объяснить неправильность его высказываний.

Дети стали более терпимы к представителям других этнических групп; стали лучше понимать мотивы их поведения, основываясь на знаниях обычаев, традиций других народов.

В ходе практической работы активно использовались различные формы внеурочной работы. Проиллюстрируем на примере праздника «У меня две родины» ко дню России (12 июня)

Цель и задачи открытого занятия:

  1. Обеспечение каждому ребенку условий раннего представления о двух Родинах посредством расширения представлений о странах Армения и Россия, формирование гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине;
  2. передача знания о вековой дружбе армянского и русского народов, воспитание патриотических чувств к обоим народам;
  3. воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родных стран — России и Армении, и с государственными символами;
  4. формирование гуманистического нравственного мировоззрения у детей, толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
  5. создание тесной взаимосвязи с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций;
  6. развитие интереса к русским и армянским традициям и промыслам, к родным местам и родным людям, чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Оборудование:

компьютер, карта России и Армении, презентация с символическими фотографиями России и Армении, аудиозаписи «Песни о Родине», видеоматериал «Мои родные места», CD и DVD диски с песнями, фильмами, открытки с фотографиями, электронные фотографии, цветные карандаши, красочные карточки с заданиями.

Педагог: – Смотрим на экран и повторяем слова и выражения. Если помните, мы рассказывали о своем доме, о своей семье, об Армении и о России.

Воспитанники узнают по картине и по записи — герб, флаг и гимн Российской Федерации и Республики Армения.

Педагог: – Отвечайте, пожалуйста, на мои вопросы. (На армянском языке задает вопросы):

Какие цвета на флаге России, а из каких цветов состоит армянский флаг?

Какой город является столицей России, а столица Армении?

Кто президент России, а Армении?

Учащиеся: – (отвечают, поднимая руку).

Педагог: – А сейчас давайте расскажем наизусть стихотворения о Родине, которые мы проходили.

Учащиеся: – (рассказывают 5 стихотворений).

Педагог: – Мы много раз говорили о своем доме, где живем мы, наши родные. Там нам хорошо, где бы мы ни были, нам хочется туда вернуться. Это наш маленький родной очаг, но у нас есть еще и большой родной очаг, кто скажет, что это за места?

Учащиеся: – Наш город. Пенза. Россия. Армения.

Педагог: – Все правильно. Наша малая Родина –Пенза, наша большая Родина – Россия. А вы знаете, где родились, выросли и жили ваши дедушки и бабушки? Кто знает?

Учащиеся: – В Ереване. В Гюмри. В Ванадзоре. В Арцахе. В Степанакерте. В Арташате. В Лори….

Педагог: – Это все Армения. Не всегда человек живет там, где рождается и поэтому у него бывают две Родины, которые он любит и почитает одинаково. Теперь смотрим на карту (показывает Россию и Армению, затем раздает раскраски с изображением карт России и Армении и предлагает раскрасить соответствующими цветами флага).

Учащиеся: – (выполняют задачу).

Педагог: – А кто из вас был в Армении?

Учащиеся: – (отвечают).

Педагог: – Что вы видели интересного в Армении, что понравилось больше всего?

Учащиеся: – (рассказывают о впечатлениях).

Педагог: – Да, на самом деле в Армении очень высокие и красивые горы и много старинных церквей. Города там построены из туфа и гранита. Это очень древняя страна, страна разноцветных камней и солнца. Солнце там, как будто больше и ярче, а небо синее и высокое. Там растут очень вкусные фрукты: абрикос, инжир, персик, гранат, виноград… и сочные овощи, там с крана течет вкусная и полезная родниковая вода. Армяне в тондырах пекут необычно вкусный лаваш и хлеб и готовят изумительный шашлык, толму, арису, хапаму и другие блюда. Люди добрые, вежливые, отзывчивые и трудолюбивые. Они все гостеприимные, жизнерадостные и очень любят детей. Ответьте мне, пожалуйста, что вы представляете в первую очередь, когда произносит слово Армения?

Учащиеся: – (отвечают).

Педагог: – А в каких еще российских городах вы были и что интересного видели? Сейчас каждый встает и рассказывает, в каких городах был в своей жизни, кроме родного Краснодара?

Учащиеся: – (встают и рассказывают).

Педагог: – Теперь, скажите мне, пожалуйста, кто что представляет, в первую очередь, когда произносит слово Россия.

Учащиеся: – (отвечают).

Педагог: – Давайте посмотрим две картины. Внимание на экран. Что вы видите на первой картине и что на второй. Кто может догадаться, какая страна изображена на первой картине, и какая на второй?

Учащиеся: – (обсуждают).

Педагог – анализирует картины Ованеса Айвазовского, Мартироса Сарьяна, и Исаака Левитана.

Педагог: – Мы много раз говорили о Родине, о России, об Армении. Продолжаем рассказывать стихотворения о Родине.

Учащиеся: – (рассказывают ещё 5 стихов).

Обобщение

Педагог: — Давайте подумаем — Какое для нас самое родное место?

Учащиеся: — Самое родное место для меня — мой дом, моя комната, дом моей бабушки, мой класс, улица…

Педагог: – А почему вы любите эти места? Как вы там чувствуете себя?

Учащиеся: – Спокойно, комфортно, уютно…

Педагог: – Вот это и есть Родина, где нам хорошо, светло, тепло, где мы окружены любовью и лаской. Мы с вами очень богатые, у нас две Родины. У нас и в Армении, и в России есть родные люди и любимые места.

Педагог: – Что мы можем сделать для своих Родин.

Учащиеся: – (обсуждают).

Педагог: – Нам надо вести себя хорошо, правильно, порядочно, слушаться родителей, любить бабушек и дедушек, заботиться о своей семье. Хорошо учиться, стать хорошим специалистом, профессионалом своего дела и приносить пользу своему окружению (рисует на доске механические весы с чашками). В мире есть зло, и есть добро. На одной стороне весов чаша со злом, на другой с добром. Каждый из нас должен добавить разновески в чаше добра, чтобы зло не перевесило, и не начались война и бедствия. А добро, это наши хорошие поступки, честность, доброжелательность, любовь и уважение к другим людям. Давайте назовем на армянском языке слова, которые обозначают добро.

Учащиеся: – (называют).

Педагог: – Теперь, давайте опишем — какая наша Родина.

Учащиеся: – (описывают). Смотрят презентацию “У меня две Родины”.

Педагог объясняет все слайды, отвечает на вопросы учащихся.

В рамках внеурочной работы нами были разработан такие проекты «Мы живем семьей единой», важным условием в контексте нашего проекта, считаем умение учителя применять научно обоснованную систему педагогических форм, методов и средств воспитания культуры межнационального общения у детей младшего школьного возраста на основе проектирования.

Проект «Мы живем семьей единой».

Цель проекта: воспитание культуры межнационального общения у детей младшего школьного возраста.

Важными условиями реализации проекта являются:

— признание воспитания культуры межнационального общения важнейшей составляющей образовательного процесса в начальной школе;

— освоение учителем начальных классов методического конструктора форм достижения воспитанности культуры межнационального общения у детей;

— создание единого воспитательного пространства: «классный коллектив – начальная школа – родительское сообщество – этнокультурное окружение»;

— интеграция урочной и внеурочной деятельности в аспекте воспитания культуры межнационального общения у младших школьников.

Этапы реализации проекта включали:

— этап подготовки: планирование учителем форм достижения воспитанности культуры межнационального общения у детей, разработка сценариев, конспектов, подбор дидактического материала, диагностика первоначального уровня воспитанности культуры межнационального общения в классе;

— этап реализации: проведение одного классного часа по тематическим разделам («Религия», «Культура», «Традиции и обычаи», «Национальный (народный) герой») в учебной четверти (всего в учебном году – 4). Методический конструктор (таблица 1) включает формы проведения внеклассных часов,. Достижение трех уровней результатов увеличивает вероятность воспитания культуры межнационального общения. Учитель выбирает форму, разрабатывает ее содержание, основываясь на принципах: усложнения содержания в зависимости от возраста детей, учета уровня сформированности классного коллектива, последовательного восхождения от первого уровня воспитанности к третьему: от знания к действию;

— этап контроля и оценки предусматривает изучение изменений уровней воспитанности культуры межнационального общения в классе; обобщение опыта работы по реализации проекта.


Страницы:   1   2   3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф