Меню Услуги

Формирование нравственных качеств младших школьников. Часть 2.

Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

2.2. Сущность и содержание процесса формирования нравственных качеств в условиях дополнительного образования

В современный период особо остро встает проблема повышения уровня нравственного развития обучающихся. Анализ практики показал, что воспитание нравственных ценностей эффективно, если оно строится на основе системного целостного подхода, признания личности ребенка высшей ценностью, приобщения детей к общечеловеческим ценностям и формирования на их основе адекватного этим целям поведения.

Дополнительное образование рассматривается в нашей работе как особое социальное образование обучающихся, сознательно направленное на усвоение нравственных знаний и способов социально приемлемого поведения. В современных условиях воспитание нравственных ценностей в деятельности дополнительного образования может быть успешным при условии ориентации на системный, деятельностный, проблемно-целевой и личностный подходы к воспитанию; соответствующего уровня педагогической культуры; использование специального педагогического инструментария для диагностики сформированности нравственных ценностей и определения уровня воспитанности школьников [1, с. 68].

Главными целями воспитательной системы дополнительного образования являются: создание единой воспитательной направленности в становлении и развитии личности младших школьников по воспитанию нравственных ценностей; удовлетворение национально-культурных запросов через систему нравственных оценок, поисков и поступков детей; воспитание потребностей к нравственному саморазвитию и самоактуализации [6, с. 34].

Исходя из целей, нравственными ценностями становятся: гуманность, доброта, любовь, милосердие, чуткость, толерантность. Главная характеристика нравственных ценностей — ориентация на добро (во благо).

Процессуальные цели неразрывно связаны с результативными, т.к. они предусматривают изменения в воспитательном процессе, обеспечивающие достижение желаемого образа. Мы формулируем их следующим образом:

— приобщение младших школьников к общечеловеческим нравственным ценностям и ценностям русской национальной культуры;

— обеспечивающие повышение роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности;

— обеспечивающие участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел для перспективного развития коллектива.

В связи с этим вытекают задачи воспитательной работы, ориентированной на воспитание нравственных ценностей:

— развитие детей на основе принципов гуманизма, личностно-ориентированного воспитания;

— развитие духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении младших школьников через духовное возрождение народных обычаев, семейных традиций;

— создание условий для нравственного самовыражения личности;

— развитие и динамика становления субъект — объектно- субъектных отношений между членами сообщества;

— педагогическая поддержка личности;

— построение отношений на основах добра, справедливости, гуманности, признания индивидуальности каждого члена коллектива [6, с. 64].

Таким образом, творчество неизменно присутствует в жизни детей, и задачей педагога является представить разнообразие форм и видов деятельности для самореализации ученика, особенно с целью воспитания личности ребенка.

Система нравственного воспитания обучающихся в деятельности дополнительного образования детей функционирует под влиянием различных факторов. Процесс воспитания осуществляется различными способами, под которыми мы понимаем всю совокупность форм, разнообразных методов, приемов и воспитательных средств.

Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют как – внешний вид организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Классифицируют формы воспитания в зависимости от количества воспитанников, – охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). Это наиболее распространенная классификация [13, с. 34].

Правомерна и классификация форм организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания:

1) словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.);

2) практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и т.п.);

3) наглядные формы (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.).

Приведенные классификации, разумеется, не раскрывают всего богатства воспитательного процесса. В сложном процессе нравственного воспитания возможны разные формы организации [4,с.54].

Методы нравственного воспитания – это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя. Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом. При помощи методов нравственного воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на обучающихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт [25, c.63].

Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста обучающихся и жизненного опыта. И.С. Марьенко назвал такие группы методов воспитания, как методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно – репродуктивные и проблемно-ситуативные [7,с.117].

И.Г. Щукина выделяет три группы методов: — методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример); — методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации); — методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание) [27, c.36].

Нужно отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели. И ещё нравственность формируется не на словесных или деятельностных мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребёнку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки. Поэтому способы нравственного воспитания должны быть взаимосвязаны с жизнью [17, c.56].

Таким образом, мы можем отметить, что при построении воспитательного процесса в дополнительном образовании детей, необходимо учитывать возрастные и психологические особенности младших школьников, правильно подбирать способы (методы и формы) воспитания, которые могут оказать воздействие на сознание и деятельность ребенка, на формирование личности обучающегося и лучших ее качеств через нравственное воспитание. Целенаправленно или опосредованно действует комплексный подход в воспитании, обучении и развитии. Личность ребенка развивается в целостном педагогическом процессе, эффективном использовании объективных возможностей искусства, как средства духовно-нравственного и эстетического воспитания молодого поколения, а также дифференцированного, индивидуального и личностно-ориентированного подходов в обучении.

Вывод по 2 главе

Основными государственными структурами, способными сегодня осуществлять целенаправленное, систематическое воспитание детей, являются общеобразовательные школы и учреждения дополнительного образования детей. Только объединённые усилия этих учреждений могут противостоять нередко негативным стихийным воздействиям на ребёнка.

Таким образом, дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных услуг и деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

Воспитательная ценность дополнительного образования заключается в том, что они создают условия для осуществления педагогически целесообразной, эмоционально привлекательной деятельности школьников, удовлетворения потребности в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении, самодеятельности. Этот вывод подтверждается фактическим состоянием обучения, воспитания и развития детей в учреждениях дополнительного образования.

 

Глава 3. Практическая работа по изучению опыта работы педагогов дополнительного образования

3.1. Описание практической работы

В процессе написания работы нами была сформулирована следующая гипотеза исследования: мы предполагаем, что педагоги дополнительного образования понимают важность процесса воспитания нравственности младших школьников и уделяют большое внимание этому процессу.

Для подтверждения нашей гипотезы нами были сформулированы следующие практико-ориентированные задачи исследования:

1.Провести опрос среди педагогов дополнительного образования.

2.Проанализировать программу работы педагогов дополнительного образования.

Практическая работа проводилась на базе МОУ «Ухотская СШ» и была реализована в несколько этапов. В нашем исследовании приняли участие 10 педагогов работающих в дополнительном образовании детей.

3.2. Результаты практической работы

На первом этапе мы провели опрос педагогов о проблеме формирования нравственной сферы личности школьников и о методах работы по формированию нравственных качеств личности.

Таблица 2. Результаты опроса педагогов, работающих в дополнительном образовании.

Вопросы Количество (%) Ответы
1.​ Необходимо ли развитие компонентов нравственной сферы личности детей? 100% Утвердительный ответ (все согласны с возрастающей необходимостью развития нравственной сферы личности детей)
2.​ Ведется ли в Вашем учреждении работа в этом направлении? 100% Утвердительный ответ(ведется работа по развитию нравственной сферы личности )
3.​ По какой программе воспитания Вы работает? 100% Воспитательная программа

«Вокруг тебя мир»

4.​ Содержит ли данная программа разделы, направленные на развитие нравственной сферы личности воспитанников? 100% Способствовать нравственно-эстетическому развитию детей, их приобщению к культурным ценностям накопленных поколениями. Воспитание потребности в культуре. Содержит.
5.​ Является ли проблема развития нравственного воспитания детей тематикой на педагогических советах, проводимых в школе? 100% Утвердительный ответ (на педагогических советах обсуждаются вопросы, связанные с ролью педагогического коллектива и в нравственном воспитании детей)
6.​ Ведется ли работа с родителями по взаимодействию развития нравственного воспитания детей 54%

42%

4%

Родительские собрания.

Индивидуальные беседы с родителями по вопросам нравственного воспитания ребенка.

Другие нетрадиционные формы взаимодействия МОУ и семьи по вопросам нравственного развития личности детей.

7.​ Каковы основные проблемы нравственного воспитания детей младшего школьного возраста? 54%

 

22%

 

12%

 

12%

Взаимоотношение со сверстниками, отношение к окружающим. Формирование культуры поведения.

Доминирование материальных ценностей над духовными.

Искажение представлений детей о доброте, милосердии, великодушии, справедливости; Разлад между социальными нормами и внутренним состоянием ребенка;

 

Для уточнения представлений педагогами нравственных компонентов личности были заданы вопросы:

Вопрос беседы Количество (%) Ответ
1 Что Вы понимаете под «нравственным развитием личности ребенка»? 93,8%

90,6%

40,6%

Когнитивный компонент.

Эмоционально-Мотивационный компонент.

Поведенческий компонент.

2 Необходимо ли развитие компонентов нравственной сферы личности детей? 100% Утвердительный ответ (дошкольные учреждения, наряду с семьей, – тот фундамент, где закладываются основы нравственности).
3 Какие методы используете при формировании компонентов нравственной сферы младших школьников? 65,6%

53,1%

50%

50%

Чтение художественной литературы.

Личный пример.

Беседа.

Игра.

4 Какие условия необходимы для успешного развития нравственной сферы детей? 46,9%

34,4%

18,8%

Взаимодействие с семьей по вопросам нравственного воспитания детей.

Личный пример участников образовательного процесса;

уважительное отношение к детям.

 

Большинство педагогов указали на нравственную сферу со знаниями детей о нравственном поведении и нормах. Также считают, что нравственная сфера включает в себя воспитание моральных чувств, любовь к Родине; любовь к семье и родителям; уважительное отношение к людям; отношение между детьми и взрослыми; отношение между сверстниками.

У педагогов не налажен контроль за применением детьми полученных знаний о нравственных правилах и нормах в практической деятельности. Это тоже указывает на недостаточное внимание к содержанию поведенческого компонента. Все усилия педагогов направлены на получение детьми знаний о моральных нормах, а не способы применения их в процессе жизнедеятельности. Педагоги делают упор на таком механизме, как внушение и подражание.

Ответы на вопрос: «Необходимо ли развитие компонентов нравственной сферы личности детей? Педагоги считают, что образовательные учреждения, наряду с семьей, – тот фундамент, где с детских лет должны закладываться основы нравственности, сформировать моральные представления, чувства, привычки, отношения.

Из ответов на вопрос о методах, применяемых для развития нравственной сферы воспитанников, видно, что они довольно разнообразны: объяснение, чтение художественной литературы, личный пример, упражнение, поручение, проблемные ситуации, проблемные вопросы, убеждение, игра, поощрение, наказание и другие. Однако, комплексности и системности в применяемых методах не прослеживается. Анализ ответов на данный вопрос показал, что педагоги отдают предпочтение традиционным методам воспитания детей. В основном они направлены на формирование и осмысление социального опыта детей. Педагоги редко используют методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей.

Анализируя ответы на следующий вопрос анкеты: «Какие условия необходимы для успешного развития нравственной сферы младших школьников?», мы выяснили представление педагогов об условиях, в которых должна формироваться нравственная сфера ребенка. Основными условиями, по мнению педагогов, являются: взаимодействие с семьей по вопросам нравственного воспитания детей (46,9%); личный пример участников образовательного процесса (40,6%); создание благоприятного микроклимата (34,4%); уважительное отношение к детям (18,8%).

Обобщив ответы участников беседы, мы получили основные, на их взгляд, проблемы нравственного воспитания ребенка. Они заключаются: в разладе между социальными нормами и внутренним состоянием ребенка; в отсутствии у детей навыков рефлексивных действий, эмпатии; в неразвитости волевых качеств; в инфантильности. Анализ полученных данных показал, что большинство педагогов осознают значимость нравственного воспитания детей, развития позитивных форм поведения. Но при этом работа в данном направлении бессистемна, недостаточна, применяемые методы однообразны, понимание содержания нравственной сферы фрагментарно. Практически не используются психологические механизмы, способствующие формированию нравственной сферы личности.

Далее мы решили определить возможности дополнительного образования в воспитании нравственности младших школьников.

В настоящее время дополнительное образование в нашей школе представлено целым рядом направлений:

  • Художественно-эстетическое;
  • Научно-техническое;
  • Спортивно-техническое;
  • Эколого-биологическое;
  • Физкультурно-оздоровительное;
  • Туристско-краеведческое;
  • Военно-патриотическое;
  • Социально-педагогическое;
  • Культурологическое;
  • Экономико-правовое;
  • Духовно-нравственное.

Этот список является открытым и может быть дополнен в соответствии с запросами детей и их родителей.

Система дополнительного образования занимает в образовательной деятельности школы особое место. Работа организована на основе «Положение о дополнительном образовании обучающихся в учебно –воспитательной системе». Эта форма работы расширяет и дополняет компоненты учебного плана школы, помогает создать индивидуальную образовательную среду для каждого обучающегося, удовлетворяет его потребности в приобретении знаний, умений, навыков, развивает его мотивацию к учебно-познавательной деятельности, дает возможность для практической деятельности, помогает сохранить и укрепить здоровье, вести здоровый образ жизни, создает условия для развития и реализации творческих и интеллектуальных возможностей. Мы провели небольшой анализ системы дополнительного образования. (Приложение 4 ). Проанализировав работу дополнительного образования МОУ «Ухотская СШ» по нескольким критериям за 3 года которая представлена на диаграмме, можно сделать следующие выводы: Всего количество человек занятых доп. образованием на базе школы от общего количества обучающихся –72чел. – 92%

Рис. 1. Сравнительные результаты работы дополнительного образования МОУ «УхотскаяСШ»

 

  • Число объединений увеличилось;
  • Число занятых детей увеличилось;
  • Число детей, занятых в объединениях спортивной направленности увеличилось.

По результатам нашего исследования можно сделать вывод, что в дополнительном образовании детей МОУ «Ухотская СШ» ведется разнообразная работа (кружки, секции, и др.), прослеживается взаимосвязь основного и дополнительного образования, охвачены все возрастные категории детей, предусмотрено разноуровневое общение детей. Дети также вовлечены в творческие и художественные кружки. Процесс творчества является развивающим, обогащающим личность человека, раскрывающим его талант, духовный потенциал. Правильно организованное пространство творческой деятельности формирует культуру личности, умение видеть и понимать прекрасное, сопереживать в процессе творчества. А главное — в условиях дополнительного образования дети развивают свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Своеобразие дополнительного образования проявляется в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей, в свободе выбора направлений деятельности, образовательной программы, в возможности менять виды деятельности, коллектив, педагога и в творческом характере образовательного процесса.

Формирование личностных качеств – процесс длительный, он носит отсроченный характер. Выявить и оценить личностные качества сложно. Тем не менее, выявлять результаты деятельности детей во всей полноте должен каждый педагог. Это обусловлено спецификой дополнительного образования детей [35,с 21].

В этой связи педагогам дополнительного образования МОУ «Ухотская СШ» предлагается психолого-педагогическая методика «Изучение качеств личности воспитанников», разработанная на основе метода изучения воспитанности школьников М.И. Шиловой [36,с.7].

В методике выделены основные качества личности, формирование и развитие которых определено целями и входит в задачи программ дополнительного образования, реализуемых в системе дополнительного образования детей:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!
  • Активность, организаторские способности.
  • Коммуникативные навыки, коллективизм.
  • Ответственность, самостоятельность, дисциплинированность.
  • Нравственность, гуманность.
  • Креативность, склонность к проектно-исследовательской деятельности.

Методика «Изучения качеств личности школьников» заполнении диагностической карты. Карта заполняется на основании критериев (признаков проявления качеств личности), обозначенных в методике.

Каждый педагог может выбрать именно те качества личности, которые наиболее эффективно развиваются в рамках реализуемой им образовательной программы, либо заполнять таблицу целиком. Руководители кружков, секций заполняют диагностическую таблицу трижды:

  • в течение первого месяца после комплектования и начала работы группы (сентябрь, октябрь),
  • в начале второго полугодия (январь),
  • в конце учебного года (апрель, май).

В качестве методов диагностики личностных изменений детей используются наблюдение (основной метод), диагностическая беседа, метод рефлексии. По желанию педагогов могут использоваться методы анкетирования, тестирования, незаконченных предложений и пр. Данные, полученные в результате проведения исследования, являются важными и позволяет педагогу определять направления дальнейшей работы с каждым воспитанником и детским коллективом на протяжении всего периода обучения, а также анализировать результативность работ, использовать для анализа работы педагогов. (Приложение 7). (Приложение8).

К началу обучения в школе у ребенка формируется комплекс определенных нравственных привычек, а также отдельных структурных компонентов нравственных качеств. Поэтому на начальном этапе организации нравственного воспитания обучающихся очень важно иметь информацию об уровне их нравственной воспитанности [36,с. 25].

На основании анализа результатов следует сделать вывод: нравственные качества личности обучающихся начальных классов сформированы. Воспитательная работа в начальных классах находится на хорошем уровне и дает положительный результат. Нравственная сфера личности младшего школьника — интегральное единство и взаимодействие когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Единство и взаимодействие всех компонентов повышает уровень нравственного поведения детей. Педагоги, осознает необходимость проведения мероприятий и педагогической работы по формированию нравственной сферы личности, выделяют тесную связь с семьей и семейными традициями.

 

Заключение

Значение дополнительного образования в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью становления и развития личности ребенка.

Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание — процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его отношения, к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Особое значение нравственное воспитание имеет для обучающихся начальных классов, так как в этом возрасте идет формирование нравственного сознания ребёнка, его мировоззрения. Нами были рассмотрены сущность и особенности нравственного воспитания младших школьников.

Мы установили, что младший школьный возраст является важным этапом в развитии и становлении личности, поэтому необходимо целенаправленно и систематически осуществлять работу по нравственному воспитанию, именно в младшем звене, так как в силу возрастных особенностей этот период является наиболее благоприятным для формирования общей системы ценностей и норм поведения.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство, сформировали у него нравственные представления и понятия.

Анализ педагогического опыта МОУ «Ухотская средняя школа» показал, что педагогами проводится определённая работа по нравственному воспитанию младших школьников. В системе дополнительного образования детей предусмотрены различные формы и методы взаимодействия с детьми и родителями. Представлен широкий спектр видов деятельности дополнительного образования. Но уровень развития нравственных качеств личности у детей не очень высок, хотя стремление вести себя в соответствии с одобряемыми обществом нормами у младших школьников есть.

Мы предположили, что в современных быстро меняющихся условиях, если использовать систему способов нравственного воспитания комплексно воздействующих на когнитивную (знаниевую), эмоциональную и деятельную сферы личности, то формирование нравственных норм и представлений у младших школьников будет проходить в позитивной динамике.

В ходе практической работы мы посещали различные занятия педагогов дополнительного образования, педагогический совет посвященный вопросам дополнительного образования детей. Работа через систему дополнительного образования детей в школе по формированию нравственных качеств личности младшего школьника организована на должном уровне. Программы педагогов направлены в интересах ребенка, учитывают возрастные, психологические и индивидуальные особенности личности.

В целом, уровень воспитанности обучающихся можно оценить как средний. Нравственные установки большинства обучающихся соответствуют требованиям этики и морали общества. Школьники положительно относятся к учению, труду, но самостоятельность, творчество проявляют в отдельных ситуациях, когда работа им «по душе». Умения сформированы главным образом в тех видах деятельности, в которых школьники более заинтересованы. Самовоспитание хоть и считают необходимым, но занимаются им не систематически. Сохраняя преемственность, используя накопленный опыт, необходимо искать новые эффективные формы работы, более результативно использовать возможности воспитательного потенциала социума. Для того чтобы обнаружить и решать наиболее острые проблемы организации воспитательного процесса, анализировать свои ошибки и успехи, эффективно управлять воспитанием, работу по организации воспитательного процесса необходимо строить на диагностической основе, по принципу «диагностика – анализ».

Выдвинутая нами гипотеза, что дополнительное образование играет существенную роль в воспитании нравственности младших школьников.

— педагоги понимают важность процесса воспитания нравственности и уделяют большое внимание этому процессу полностью нашла подтверждение. Работа творческих объединений, секций, клубов по интересам направлена на усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, что по сути является социализацией личности. Занятия в кружках, секциях, творческих объединениях можно сделать по выбору, с учётом наклонностей ребенка, т.к представлен широкий спектр направлений дополнительного образования детей. В ходе реализации дополнительных образовательных программ дети получают практические навыки, необходимые для жизни, формируют собственное мнение, индивидуальное мировосприятие, развивают свою коммуникативную культуру, общаются в коллективе сверстников, а значит — учатся сотрудничеству и сотворчеству.

Чтобы ребенок вырос воспитанным нравственно, нужно сделать его сердце тревожным, отзывчивым, хрупким, потому что «подлинная душевная стойкость, мужество, верность принципам немыслимы именно без тонкости и хрупкости». Нужно, чтобы у ребенка была глубокая вера в человека, чтобы рядом с ним была яркая человеческая личность. И, наконец, считает Сухомлинский, нужно, чтобы ребенок жил в мире прекрасного, чувствовал, создавал и сохранял красоту в природе и в человеческих взаимоотношениях, потому что духовная жизнь в мире прекрасного рождает потребность быть красивым.

Но нравственное развитие ребенка не изолированная задача, которую можно решить как-то особо, только педагогическими методами. «Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается, подчас как бы случайно, мимоходом» [18,с.325].

 

Список информационных источников

  1. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2015 — №11. – С. 68-71
  2. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. – Казань: КГУ, 1988.- 248с.
  3. Бабанский, Ю.К. Педагогика: Курс лекций /Ю.К Бабанский [Электронный ресурс] — М.: Просвещение, 1988.-345с. — Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url, свободный.
  4. Банников, В.Н. Духовно — нравственное воспитание и развитие обучающихся во внеучебной деятельности / В.Н. Банников // Начальная школа. — 2012. — № 2. — С . 41-47
  5. Большой энциклопедический словарь./ ред. А.М.Прохоров.- 2-е перераб. и доп. — М.: Большая Российская энциклопетия,2000.-1456с.
  6. Большаков, В. П. Культура как форма человечности. Учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2000. — 92 с.
  7. Бондаревская, Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская – Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986.- 361с
  8. Богданова, О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах /О.С. Богданова, В.И. Петрова. — М.: Просвещение, 2006. -207 с.
  9. Буйлова,Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование детей в современной школе. — М.: «Сентябрь», 2004.- с. 156.
  10. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. — М.: ВЛАДОС, 2004.- с.73
  11. Григорович, Л.А Педагогика и психология: учебное пособие- М.: Гардарики, 2003. — 287с.
  12. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Рус. яз., 1981. – 555с.
  13. Евладова, Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. — М.: ВЛАДОС, 2002. — с.180.
  14. Емельянова, И.Н Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ И.Н Емельянова.- М.:Издательский центр Академия,2008.- 256с.
  15. Знаков, В. В. Понимание субъектом правды о моральном поступке другого человека: нормативная этика и психология нравственного сознания // Психологический журнал. — 1993. -№ 1. — С. 32 — 43.
  16. Зуева, В.М. Вопросы изучения духовного опыта младшего школьника в проблемном поле педагогики. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-izucheniya-duhovnogo-opyta-mladshego-shkolnika-v-problemnom-pole-pedagogiki /свободный.
  17. Кузнецова, А.Г. Нравственное воспитание школьников в социокультурном пространстве организации дополнительного образования. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://nmcmosobl.ru/nauka-i-praktika/stati-uchebnye-posobiya/ свободный.
  18. Курмелева, Н.А Духовно — нравственное развитие и воспитание обучающихся во внеучебной деятельности по литературному чтению / Н.А Курмелева // Начальная школа . -2014. — № 11. — С . 55-59
  19. Латышина, Д. И. История педагогики: История образования и педагогической мысли [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.И. Латышина. — М. : Гардарики, 2002. — 603 с. Режим доступа: http://midedu.ozin-ozi-tanu.kz/meeting/index/ свободный.
  20. Лебедева, О.Е Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Лебедева О.Е.. — М.: ВЛАДОС, 2000.- с.37
  21. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций [Электронный ресурс] : для вузов и слушателей ин-тов и фак. повышения квалификации и переподготовки науч.-пед. кадров / Б.Т. Лихачев. — М. : Прометей, 1993. – 526. с Режим доступа: http://iknigi.net/avtor-boris-lihachev/31832-pedagogika-kurs-lekciy-boris-lihachev/read/page-1.html/ свободный.
  22. Макаренко, А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976. – 231c.
  23. Матвеева, Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения./Л.И.Матвеева -Ленинград, 1989. -265с.
  24. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой.-18-е изд. – М.: Русск. яз. – 1986. – 797 с.
  25. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. – 7-е изд. перераб. и доп.– М.: Республика. 2001. -719 с.
  26. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания/ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой – М.: Педагогика, 1979.- 461с.
  27. Подласый,И.П. Педагогика и воспитание. Педагогика: Теория и технологии воспитания: учеб. для студентов вузов/И.П.Подласый.-2-е изд.,испр.доп. – М.: Гуманитар, изд.центр ВЛАДОС,2007. – 465с.
  28. Педагогика школы/ Под ред.Г. И. Щукиной. — М.: Просвещение, 1977.-387с.
  29. Сухомлинский,В.А. Избранные педагогические сочинения /В.А.Сухомлинский -М: Просвещение,1980.- 258с.
  30. Средства воспитания (методический подход). // Классный руководитель. 2012. — № 3 — С.26-37.
  31. Чепиков, В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников: Учеб.-метод. пособие / В.Т. Чепиков. — Гродно: ГрГУ, 2001. — 189 с.
  32. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей / И.Ф. Харламов — М.: Просвещение, 1983. 32.Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. /- М.: Гардарики, 1999.-519с.
  33. Шарапова, О. В. Особенности нравственного воспитания на уроках чтения / О. В. Шарапова // Начальная школа. — 2008. — № 1 — С. 42-45.
  34. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 30 с. — (Стандарты второго поколения).
  35. Шилова, М. И. Учителю о воспитанности школьников. – Красноярск, 1996 . -192с.
  36. Шилова, М.И. Теория и технология отслеживания результативности воспитания школьников // Классный руководитель, 2000 — № 6. — С.3-19
  37. Шитякова, Н. П. Практикум по диагностике нравственной воспитанности дошкольников и школьников / Сост. Н. П. Шитякова, И.
  38. В. Гильгенберг. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. – 79 с.
  39. Яновская, М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя./М.Г. Яновская – М.: Просвещение, 1986.- 371с.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2