Меню Услуги

Формирование нравственных качеств младших школьников

Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка
  • 1.1. Сущность и природа нравственности
  • 1.2. Формирование нравственных качеств младших школьников как проблема
  • Глава 2. Особенности формирования нравственных качеств младших школьников в условиях дополнительного образования
  • 2.1. Особенности дополнительного образования детей
  • 2.2. Сущность и содержание процесса формирования нравственных качеств в условиях дополнительного образования
  • Глава 3. Практическая работа по изучению опыта педагогов дополнительного образования
  • 3.1. Описание практической работы
  • 3.2. Результаты практической работы
  • Заключение
  • Список информационных источников

 

Введение

Перед образованием сегодня ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии  с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых  нравственных свойств личности школьника, формирование у него интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных умений, подготовка к активно — деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самими собой и др.).

Система дополнительного образования является благодатной почвой для развития нравственных качеств у младших школьников, так как возможности средств искусства позволяют воздействовать на эмоциональную сторону психической деятельности ребенка, и обеспечивает усвоение нравственных принципов, норм и навыков поведения, соответствующих общественным ожиданиям [16,c.4].

По своей актуальности проблема воспитания нравственной культуры личности считается одной из самых важных и сложных социально-педагогических проблем.

В нашем исследовании педагогическое решение задач, направленных на формирование нравственных представлений младших школьников, основано на рассмотрении дополнительного образования как необходимого условия успешной социализации в современном обществе. Дополнительное образование определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и иной информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах личности ребенка. Становление системы дополнительного образования детей происходит на базе многолетнего опыта работы с детьми и тех традиций, которые связаны с внеклассным и внешкольным воспитанием и обучением. В связи с этим, одним из направлений деятельности педагога в процессе дополнительного образования является развитие социально-нравственных качеств ребенка.

В истории образования и педагогической мысли накоплен большой арсенал работ, посвященных проблеме воспитания нравственности (В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, Н.А. Добролюбов, П.Ф. Каптерев, Я.А. Коменский, П.Ф. Лесгафт, Д. Локк, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.), которые представляют значительный интерес и в настоящее время.

Проблема нравственного воспитания личности рассматривается в работах Е.В. Бондаревской, О.С. Богдановой, Р.С. Буре, А.М. Виноградовой, О.С. Газмана, С.А. Козловой, В.М. Коротова, Б.Т. Лихачева, С.В. Петериной, В.С. Селиванова, В.А. Сластенина, И.Ф. Харламова, Н.Е. Щурковой и др.

Вопросы дополнительного образования на современном этапе рассматриваются в работах Л.В. Кузнецовой, А.Б. Фоминой, А.И. Шемшуриной.

Анализ исследований показал, что проблеме формирования нравственных качеств младших школьников в системе дополнительного образования уделено недостаточно внимания. В связи с этим, рассмотрение данной проблемы является актуальным в силу повышения требований общества к нравственной культуре, социализации младшего школьника в современных условиях. Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Роль дополнительного образования в воспитании нравственности младших школьников».

Объект: процесс воспитания нравственных качеств детей младшего школьного возраста.

Предмет: дополнительное образование в воспитании нравственных качеств детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: изучить особенности процесса воспитания нравственности младших школьников в дополнительном образовании.

Задачи исследования:

Дать понятиям «нравственность» и «нравственное воспитание».

Раскрыть процесс формирования нравственных качеств личности младшего школьника.

Раскрыть особенности дополнительного образования детей младшего возраста.

Определить возможности дополнительного образования в воспитании нравственности младших школьников.

Провести практическую работу по изучению опыта педагогов дополнительного образования.

Гипотеза: мы предполагаем, что педагоги дополнительного образования  понимают важность процесса воспитания нравственности у младших школьников  и уделяют большое внимание этому процессу.

Методы исследования:

  • методы теоретического исследования (теоретический анализ, теоретический синтез, методы работы с литературой (конспектирование, цитирование, составление библиографии))
  • эмпирические методы педагогического исследования (метод опроса)
  • математический метод – регистрация, ранжирование, шкалирование.

База исследования: МОУ «Ухотская средняя  школа»  д. Песок  Каргопольского района  Архангельской области, обучающиеся 1-4 класс.

 

Глава 1. Нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка

1.1. Сущность и природа нравственности

Понятие «нравственность» берет свое начало от категории «нрав» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений. Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.

Нравственность – как неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение  существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д» [21, c.77].

Нравственные нормы – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Л.А.Григорович определяет нравственность, как личностную характеристику, объединяющую такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм [10, с.287].

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) — нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым» [23,с. 192].

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека» [11,с.345].

Он считал: «Нравственный противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного». «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному — добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести» [11, с.558].

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

В современной науке  нравственность рассматривается как особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, а также как один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от обычаев или традиций, нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п. Мораль же, наряду с общечеловеческими ценностями, включает исторически приходящие нормы, принципы и идеалы [5,с.755].

В.В. Знаков, к примеру, отмечает, что мораль – это форма общественного сознания (система норм, требований к правил поведения в межличностных отношениях, предъявляемых человеку обществом), а нравственность – характеристика психологической структуры личности «(отвергающей или принимающей эти требования, осознающей их необходимость и испытывающей внутреннюю потребность в исполнении моральных норм, следовании им)» [14,с. 37].

Н.П. Шитякова обращает внимание на то, что «Мораль относится к сфере должного, идеального и выступает совокупностью требований к поведению человека. Нравственность же относится к сфере реального и отражает суть его поступков в реальном опыте жизни семьи, народа, государства» [37,с. 14].

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [28, с.170].

О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания [2, с.74].

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу [30, c.113].

Понятие «воспитание» более детально раскрывает М.Г. Яновская — «это двусторонний процесс,  основанный на взаимодействии воспитателя и воспитуемых, а если речь идет о взаимодействии, школьник уже не только объект  воспитания. Он субъективно идет на встречу  воспитательным влияниям педагога, он их принимает. А еще лучше, если школьник просто не замечает педагогических воздействий; ему кажется, что он сам так хотел, он сам к этому стремился, потому что для него это и важно, и интересно. В такой ситуации школьник — уже субъект собственного развития. Это важнейшая  педагогическая  закономерность,  следование которой строго обязательно» [38,с. 25].

Одна из задач воспитания – правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития[31, с.345].

В отечественной педагогике под нравственным воспитанием понимается целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной  морали. Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для младшего школьника значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботиться о выполнении следующих условий:

— опирается на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности;

— обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников;

— создает атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху;

— утверждает радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности;

— учитывает положительное воздействие общественного мнения (интерес, важность), выполняющего функцию эмоционального заражения;

— заботится о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания [32,с.112].

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни  младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом воспитательной  деятельности педагогов является  формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения [26,с. 11].

Следовательно, нравственное воспитание включает:

—  формирование у детей сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества;

—  ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности;

—  превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений;

— формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям;

— формирование нравственных привычек.

Основные задачи нравственного воспитания: формирование нравственного сознания; воспитание и развитие нравственных  чувств; выработка умений и привычек нравственного поведения [26,с.119].

Проанализировав этот вопрос, можно сделать вывод, что основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.

1.2. Формирование нравственных качеств младших школьников как проблема

В психологии и педагогике нравственные качества рассматриваются как психологические образования личности. Представление о нравственных качеств как психологических образованиях моральной сферы школьника определяет главный общетеоретический подход к научной разработке теоретических основ и решению практических проблем их воспитания. Данный подход показывает, что нравственные качества выступают как цель и результат воспитания, а те индивидуально-психологические изменения, которые в этом процессе происходят во внутренней нравственно-психологической сфере личности младшего школьника, являются главными показателями его нравственности, определяют характер его нравственных отношений, направленность поведения и деятельности. Поэтому при осуществлении процесса нравственного воспитания необходимо создавать определенные воспитательные условия, при которых внешние воспитательные влияния и воздействия на младших школьников, направленные на усвоение ими опыта нравственных отношений, переходили бы во внутренний психологический план личности и способствовали бы формированию ее нравственных качеств. Такие воспитательные условия возникают при включении младших школьников в разнообразные виды деятельности и общение [30,с. 22].

Рассмотрение младшего школьника как субъекта деятельности, а самой деятельности как основы воспитания его нравственных качеств показывает, что их формирование определяется той системой связей и нравственных отношений, которые актуализируются деятельностью, а также зависит от того, какую активность младший школьник в ней проявляет. Именно активно-деятельностная сторона самой личности младшего школьника и является одним из важнейших условий воспитания его нравственных качеств. [22,с. 24].

Социальная жизнь младшего школьника включает не только отношения к предметному миру, но и к другим людям — взрослым и сверстникам. Эта сфера его жизнедеятельности реализуется посредством контактов с другими людьми, через общение с ними.

В реальном воспитательном процессе трудно представить деятельность младших школьников вне их общения со взрослыми и сверстниками. В этой связи организация позитивного общения младших школьников и целенаправленное педагогическое руководство им представляется весьма важным средством воспитания их нравственных качеств.

Таким образом, научная разработка теоретических и методических основ нравственного воспитания базируется на построении такой системы видов деятельности и общения, которая обеспечивает усвоение младшими школьниками социального морального опыта и целенаправленное осуществление процесса формирования нравственных качеств личности. [30,с. 29].

В структуре нравственных качеств личности младшего школьника выделены следующие психологические компоненты:

— потребностно-мотивационный компонент, представляющий собой систему доминирующих нравственных потребностей и мотивов деятельности и поведения личности младшего школьника;

— интеллектуально-чувственный компонент, определяющий уровень развития морального сознания младших школьников (нравственные представления, понятия, взгляды, эмоции и чувства);

— поведенческо-волевой компонент, выражающий степень сформированности и устойчивости нравственных умений, навыков и привычек, а также волевых свойств личности младшего школьника.

Именно в поведении, в практической реализации нравственных умений, навыков и привычек, волевых свойств личности в конкретные ее поступки проявляется действенность нравственных качеств, наиболее четко выступает их содержательно-процессуальная сторона, отражающая связь субъективных психологических образований в сознании индивида с объективным миром. Другими словами, в поведении личности младшего школьника происходит процесс «опредмечивания» его нравственных качеств, благодаря чему обеспечивается тесное единство нравственных знаний и поведения [30,с.55].

Рассмотрим единство и взаимосвязь целей, содержания и процессуальных элементов воспитания нравственных качеств личности младшего школьника. Охарактеризуем и проанализируем, чтобы в дальнейшем сделать соответствующие теоретические и практические выводы, имеющие важное значение рассматриваемой проблемы, так и для организации реального процесса воспитания нравственных качеств младших школьников.

Цель воспитательной деятельности есть мысленно представляемый (прогнозируемый) ее конечный результат. Когда речь идет о педагогической деятельности по осуществлению нравственного воспитания, то, естественно, конечным результатом выступают нравственные качества школьников. Конечно, воспитание вообще может также способствовать появлению каких-то качеств личности [30,с. 66].

Однако вероятность получения положительного результата воспитательной деятельности значительно возрастает, если последняя направлена на формирование определенного нравственного качества личности, заданного как цель. В этом случае цели нравственного воспитания младших школьников не могут быть абстрактными и недосягаемыми. Они должны выражаться в тех конкретных нравственных качествах, которые необходимо и возможно сформировать у детей в младшем школьном возрасте. Такими общими целями нравственного воспитания выступают базовые (интегративные) нравственные качества личности младшего школьника.

Основные направления организации нравственного воспитания:

— воспитание у младших школьников патриотических и интернационалистических знаний и чувств (отношения к Родине, другим странам и народам);

— воспитание у детей начальных классов бережливости (отношения к материальным ценностям и природе);

-воспитание у младших школьников самостоятельности (отношения к труду и выполнению своих обязанностей);

— воспитание у детей начальных классов общительности и дисциплинированности (отношения к другим людям и к самому себе).

Цели и содержание нравственного воспитания младших школьников конкретизируются в его задачах, которые отражают основные направления воспитательного воздействия на детей. Речь идет о том, что при воспитании у младших школьников того или иного нравственного качества личности педагогические усилия и воздействия педагога должны быть направлены на формирование его содержательно-структурных психологических компонентов, а именно:

— стимулирование активности младших школьников и воспитание их нравственных потребностей и мотивов поведения;

— формирование морального сознания младшего школьника;

— выработку нравственных умений, навыков и привычек поведения, а также укрепление волевых свойств.

Изложенные выше идеи позволяют сделать весьма существенный не только для педагогической теории, но и для воспитательной практики вывод: процессуальные основы воспитания нравственных качеств младших школьников определяются непосредственно не целями и содержанием нравственного воспитания, а его воспитательными задачами.

Процессуальная сторона нравственного воспитания реализуется посредством воспитательной деятельности как совокупности способов и приемов педагогического воздействия на детей, т.е. методов воспитания. Поскольку воспитание любого нравственного качества связано с воздействием на потребностно-мотивационную, интеллектуально-чувственную и поведенческо-волевую сферы личности, то выбор того или иного метода воспитания определяется прежде всего его функциональной ролью и воспитательными задачами.

В этой связи все методы нравственного воспитания можно разделить на следующие группы:

— методы стимулирования активности младших школьников и формирования их нравственных потребностей и мотивов поведения и деятельности;

— методы организации познавательной деятельности младших школьников и формирования их нравственного сознания;

— методы организации деятельности и общения младших школьников и формирования опыта их нравственного поведения.

Организуя разнообразные виды деятельности и общение младших школьников, педагог имеет возможность использовать специфические способы (методы) воспитательного воздействия на личность младшего школьника. Только в деятельности и общении методы нравственного воспитания находят свою практическую реализацию. С этой точки зрения под средствами нравственного воспитания следует понимать различные виды деятельности младших школьников, а также их общение [3,с. 45].

Следовательно, в качестве организационных форм воспитания нравственных качеств младших школьников выступают формы организации учебной деятельности: уроки, экскурсии, предметные кружки, домашняя учебная работа, а также формы организации внеучебной деятельности и общения, реализующиеся через различные воспитательные мероприятия: классные часы, этические беседы, встречи с выдающимися людьми, конференции, утренники, олимпиады, выставки, коллективные и индивидуальные поручения, конкурсы, коллективные творческие дела и т.д [33,с. 45].

При изучении нравственных качеств личности младшего школьника особо следует помнить о сензитивности этого возраста к воздействию общества на развивающуюся личность, когда ребенок впитывает любую информацию извне, не подвергая ее анализу и критике. Ребенок, не имея собственной жизненной позиции и системы взглядов на жизнь, развивается под влиянием окружающих его людей [30,с. 66].

Таким образом, младший школьный возраст является важным периодом в жизни ребенка, влияющим на формирование его личностной направленности. В это время наряду с усовершенствованием познавательных психических процессов развиваются духовно-нравственные качества личности. Это происходит на основе сензитивности младших школьников к внешним воздействиям — со стороны взрослых людей, и, в более позднем возрасте, со стороны общества и коллектива. Поэтому качество, степень сформированности нравственных качеств личности, направленность интересов младшего школьника напрямую будут зависеть от социальной макро- и микросреды — от положительных или отрицательных воздействий на личность общества и семьи [15,с.5-8].

Отношение к другим людям предполагает формирование гуманизма, взаимного уважения между людьми, товарищеской взаимопомощи и требовательности, коллективизма, воспитание заботы о старших и младших в семье, уважительное отношение к представителям противоположного пола. Отношение к себе складывается из осознания собственного достоинства, чувства общественного долга, дисциплинированности, честности и правдивости, простоты и скромности, нетерпимости к несправедливости, стяжательству. Отношение к своему труду проявляется в добросовестном, ответственном исполнении своих трудовых и учебных обязанностей, развитии творческих начал в трудовой деятельности, признании важности своего труда и результатов труда других людей. Отношение к природе требует бережного отношения к ее богатству, нетерпимости к нарушениям экологических норм и требований. Формирование основ нравственной культуры школьников осуществляется в системе нравственного воспитания в условиях школы, семьи, общества [20, с.178].

Выводы по 1 главе

Нравственное воспитание можно рассматривать как процесс передачи подрастающим поколениям социального морального опыта с целью их нравственной подготовки к жизни в обществе, т.е. как процесс моральной социализации растущего человека.

Личностный аспект нравственного воспитания характеризуется понятием индивидуализации, которая определяет сущность личностно ориентированного подхода к формированию нравственности младших школьников. Понятие индивидуализации раскрывает личностную сторону нравственного воспитания и другую из сторон нравственности личности — ее индивидуальность. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный  процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом воспитательной деятельности педагогов является  формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств,  совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Анализ социально-экономических процессов, происходящих в современном российском обществе, позволяет вскрыть причины и противоречия, происходящие в воспитательном процессе. В современный период особо остро встает проблема повышения духовного и нравственного уровня развития младших школьников. Анализ практики показал, что воспитание нравственных ценностей эффективно, если оно строится на основе системного целостного подхода, признания личности ученика высшей ценностью, приобщения младших школьников к общечеловеческим ценностям и формирования на их основе адекватного этим целям поведения.

Очень важно при воспитании личности младших школьников обращать внимание детей на принятые в обществе нормы морали и поведения, систематически осуществлять работу по нравственному воспитанию, именно в младшем возрасте, так как в силу возрастных особенностей этот период является наиболее благоприятным для формирования общей системы ценностей и норм поведения.

 

Глава 2. Особенности формирования нравственных качеств младших школьников в условиях дополнительного образования

2.1. Особенности  дополнительного образования детей

Дополнительное образование  признано уникальной системой, назначение которой — создать человеку возможности для удовлетворения стремлений к творчеству, жизненному самоопределению говорится в  Законе РФ «Об образовании».

Внедрение технологий личностной ориентации способствует поиску методов и средств, содействующих самоактуализации воспитанника, а содержание образования представляет собой среду становления и развития личности обучающегося [34, с. 14].

Цель дополнительного образования детей — выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в социальном и духовном развитии общества.  Учреждения дополнительного образования детей ориентированы на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Эта цель может быть реализована на основе введения в образовательный процесс учебных программ, имеющих социальную, культурологическую, профориентационную, оздоровительную и досуговую направленность. Поэтому практические задачи дополнительного образования детей определены следующим образом:

  • обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей  преимущественно от 6 до 18 лет;
  • адаптация их к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры;
  • организация содержательного досуга.

Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний и навыков, которые дети получают в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Дополнительное образование отличается многообразием видов деятельности, ориентировано на освоение ребенком новых социальных ролей, опыта неформального общения, формирование познавательных интересов, приобщение к культурным ценностям на основе свободного выбора видов и форм деятельности. Дополнительное образование, как и любой другой вид образования, ведется по конкретным образовательным программам, но есть определенные принципы, методы и технологии, которые выделяют его в особый вид образования, что зафиксировано в ст. 26 Закона РФ «Об образовании»[8,с. 31].

Дополнительное образование — творческое образование: главное здесь — не научить (передать определенные знания, умения, навыки), а открыть ребенка, развить его потенциал, включить внутренние импульсы к последующему развитию.

В Концепции модернизации российской системы образования определено, что учреждения дополнительного образования детей были и остаются одним из самых определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Учреждения дополнительного образования детей ориентированы на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства [8, с. 64].

С учётом возрастных, психологических особенностей обучающихся на каждом этапе обучения   меняются задачи дополнительного образования:

1-ая ступень (начальная школа)

Расширение познавательных возможностей детей, диагностика уровня их общих и специальных способностей, создание условий для последующего выбора дополнительного образования, т. е. своеобразная «проба сил».

2-ая ступень (средняя школа)

Формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности.

3-я ступень (старшая школа)

Достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, создание условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации [34,с.19].

Еще важнее то обстоятельство, что система дополнительного образования детей заметно расширяет спектр видов деятельности, освоение которых и рассматривается как цель общего образования. Речь идет о различных видах творческой, исследовательской, эстетической, досуговой, коммуникативной деятельности. Опыт, полученный обучающимися в этих видах деятельности, имеет важное значение для развития качеств личности: конструктивности, коммуникативности, толерантности, мобильности, обучаемости. Но, может быть, самое главное состоит в том, что вовлечение детей в систему дополнительного образования меняет уклад их жизни, обогащает жизнь детей новыми социальными связями, интересами, ценностями, жизненными ориентирами. Поэтому можно сказать, что дополнительное образование детей является необходимым компонентом полноценного общего образования. Таким образом, дополнительное образование детей становится важнейшей сферой развития личности и духовного становления всех детей, подростков и юношества нашей страны. Поэтому развитие дополнительного образования детей в России основывается на культурных и педагогических традициях и отражает специфику социокультурного развития страны в определенный период.

Рассмотрим  вариант сопоставления перечня главных ориентаций основного и дополнительного образования [12, с.34].

Таблица 1. Сопоставления главных ориентаций основного и дополнительного образования

Основное образование Дополнительное образование
Ориентировано на
Построение научно-рациональной картины мира и способов нормативно целесообразной деятельности Раскрытие ценностно-смысловой компоненты мира и развитие самостоятельности детей
Усвоение предметных знаний и способов их употребления Раскрытие личностных интересов и склонностей, где учебные предметы — лишь средство обучения
Освоение возрастно-нормативного пространства Построение пространства саморазвития
Социализацию детей, формирование социально-адаптированной личности Индивидуализацию, воспитание свободной, самобытной личности
Типологизирующее, моновозрастное образование, социально-групповые нормы развития  Поливозрастное образование, личностные нормы, обеспечивающие индивидуальные траектории развития
Общечеловеческий опыт познания Личностный опыт практической жизнедеятельности ребенка
Адаптирующее и корректирующее образование Развивающее и реабилитирующее образование

 

Дополнительное образование детей — это неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов, и предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие в процессе практико-ориентированных занятий таких его личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию [12, с.47].

Особенности развития дополнительного образования детей в школе заключаются в следующем:

  • создание широкого общекультурного и эмоционально-окрашенного фона для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания:
  • осуществление «ненавязчивого» воспитания – благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых происходит «незаметное» формирование нравственных, духовных, культурных ориентиров подрастающего поколения;
  • ориентация школьников, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности, на реализацию своих способностей в учреждениях дополнительного образования детей;

О.Е. Лебедев также исходит из того, что основное и дополнительное образования детей являются взаимодействующими, взаимовлияющими составными частями общего образования. При этом дополнительное образование позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний. Оно компенсирует неизбежную ограниченность школьного образования путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.

Дополнительное образование не только расширяет знания о творческих возможностях человека и творческом потенциале обучаемых; оно обеспечивает возможность успеха в избранной сфере деятельности и тем самым способствует развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности; оно создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих ценностей [19, с.37].

Не маловажной является роль самого педагога в системе дополнительного образования детей. В.П. Голованов считает, что педагог дополнительного образования — это специалист, организующий образовательный процесс в непосредственном контакте с детьми в сфере свободного времени и выделяет следующие цели его деятельности, которые, на мой взгляд, скорее являются функциями, которые должен реализовать педагог дополнительного образования: осуществление дополнительного образования детей и подростков, организация их разнообразной творческой деятельности; комплектация состава воспитанников учебной группы, секции, студии, клубного и другого детского объединения и применение мер по сохранению контингента в течение срока обучения;  обеспечение педагогически обоснованных форм, средств и методов работы (воспитания и обучения), исходя из психофизиологической целесообразности; обеспечение соблюдения прав и свобод детей; участие в разработке и реализации образовательных программ, несение ответственности за качество их выполнения, за жизнь и здоровье воспитанников; составление плана и программы занятий; обеспечение их выполнения; выявление творческих способностей детей, способствование их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей; поддержка одаренных и талантливых воспитанников, а также детей, имеющих отклонения в развитии; организация участия воспитанников в массовых мероприятиях; оказание консультативной помощи родителям (лицам их заменяющих), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции; при проведении занятий обеспечение соблюдения правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; участие в деятельности методических объединений и других форм методической работы, повышение своей профессиональной квалификации  [9, с. 34].


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2