Скоро защита?
Меню Услуги

Формирование у детей 5-6 лет связной монологической речи в процессе творческого рассказывания. Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3


Одним из важнейших мероприятий в комплексе является организация
непосредственной образовательной деятельности. Опишем некоторые
упражнения и игры, вошедшие в данное мероприятие.
Большинство из них помогает решать одновременно разные задачи,
которые тесно переплетаются между собой. Мы сделали классификацию
упражнений по тому качеству, которое развивается в большей степени.

Упражнения на развитие содержательности речи.

1) Придумывание рассказа, где «оживает» неживой предмет
(повествование ведется от имени предмета).
Например, рассказ ведется от имени шариковой ручки: «Ребята,
давайте представим, что мы превратились в шариковую ручку. Что же мы с
вами видим? Что чувствуем? Что бы мы хотели сказать окружающим?»

2) Упражнение «Что было бы, если…».
(Что было бы, если бы цветик был не семицветик, а восьмицветик? Что
было бы, если бы у слоненка остался короткий нос?)
Цель: учить отбирать интересный материал для сюжета.

3) Составление рассказа с добавлением предшествующих и
последующих событий.

Составляя рассказ к картине «Неудачная поездка», были добавлены
предшествующие события: мальчик перебегал дорогу, водитель резко
затормозил. Последующие события: водитель повез девочку в больницу, она
позвонила родителям по телефону.

Целью таких заданий является формирование умений составлять
рассказ из трех частей.

4) Придумывание рассказа, используя пословицы.
Использовались пословицы: «Жизнь дана на добрые дела», «Кто любит
трудиться, тому без дела не сидится». Первоначально работа проводилась по
осознанию смысла этих пословиц, далее используя смысл пословицы, дети
составляли рассказ.

5) Игра «Магазин».

Инструкция: посмотреть на разложенные вещи (игрушки, одежду,
статуэтки, посуду и пр.). Представить, что перед тобой необыкновенный
магазин. Показать детям, что можно поиграть в игру, при которой вещь
достанется ребенку только тогда, когда он составит подробный рассказописание.

Упражнения на развитие логической последовательности речи.

1) Упражнение «Что мы пропустили?»

Инструкция: посмотрите внимательно на картины, на них изображены
начало и конец истории. Придумайте историю, которая изображена на второй
(пропущенной) картине. Расскажите историю, которая у вас получилась
целиком.

2) Упражнение «Моя комната».

Инструкция: ребенок получает задание встать около двери в комнату и
рассказать, что конкретно в ней находится и где (около правой стены, левой
стены, около окна, в углу, на ковре и пр.). При рассказывании использовать
строгую последовательность (допустим, перечислять предметы слева
направо).

3) Упражнение «Подбери концовку».

Инструкция: «Ребята, внимательно послушайте мое описание, о чем
оно? Какие признаки в нем описываются?»

«Ты в осеннем лесу. Стоишь среди деревьев, а они как бы роняют
прощальные слезы. Красавица-рябина надела праздничные красные бусы».
Если так закончить текст: «Эти плоды являются кормом для птиц».
Как вы думаете, если так закончить текст, будет эта концовка
правильной? А как лучше закончить описание? Давайте придумаем конец.
Требуется ли другая концовка к такому тексту?

4) Упражнение «Портрет».

Цель: сформировать у детей умение соблюдать логическую
последовательность в структурных частях текста при описании.
Ход событий: Ребята, сегодня к нам пришел Незнайка и просит нас
нарисовать портрет своего лучшего друга. Ребята спрашивают его: «А как он
выглядит?» Незнайка его описывает: «Моего друга зовут Знайка. Он очень
умный».

– Ребята, все ли вам понятно из описания Незнайки? Вы можете,
представит себе друга Незнайки, и нарисовать его. Достаточно ли тех
сведений, что нам предоставил Незнайка? (Для того чтобы нарисовать друга,
нам нужно знать, какого роста Знайка, какие у него глаза, цвет волос, в какую
одежду он одет).

– Ребята, давайте попробуем нарисовать схему нашего описания. Для
этого попробуем описать солнце, а качества и признаки – это его лучики.
Какое количество признаков вы назовете, столько лучиков у нас и будет.
Можно попробовать назвать действия персонажа. К сожалению, мы с вами не
все можем нарисовать, но дать словесное описание вполне возможно. Можно
рассказать какой у него характер, чем он любит заниматься? Что он умеет
делать? Для того чтобы составить рассказ-описание нам нужно выделить его
начало, затем середину, а потом конец.

5) Упражнение «Играем со сказкой».

Цель: формировать умение придумывать несколько вариантов
окончания сказки, использовать разнообразные языковые средства.

Материалом служили сказки Дж. Родари из цикла «Сказки, у которых
три конца»: «Волшебный барабан», «Большая морковка».
Инструкция: «Ребята, я предлагаю вам прослушать три варианта
концовки сказки, выбрать наиболее понравившийся вариант, придумать свою
концовку и нарисовать к ней рисунок. Можно предложить придумать
веселую или печальную концовку».

III. Упражнения на развитие грамматической правильности речи.

1) Игра «Один начинает – другой продолжает».

Игра проводилась в различных вариантах. Например, перед детьми на
столе яблоко. Воспитатель начинает: «На столе лежит большое яблоко».
Один из детей продолжает: «На столе лежит большое красное яблоко».
Следующий говорит: «На столе лежит большое красное спелое яблоко».
И т. д.

2) Упражнение «Составляем предложение».

Инструкция: «Сегодня день…», – говорит воспитатель и замолкает.
«Весенний, солнечный, теплый, со звонкой капелью», – вступают дети. «Как
же можно сказать об этом целым предложением?»
«На дворе весенний, солнечный, теплый день». «Сегодня теплый,
весенний день, солнечный, со звонкой капелью».

3) Задание «Хочу погладить».

– Кого можно погладить? (котенка, собачку, ребенка)

– Девочка решила погладить себе платье. Чем она гладит? (утюгом)

– Что еще можно погладить утром? (брюки, кофту, юбку)

– Как одним словом назвать эти вещи? (одежда).

Девочка погладила котенка, что он сделал? Закончите предложение:

«Котенок выгнул спинку, когда…».

4) Упражнение «Один – много».

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Ход: педагог называет существительное в единственном числе и
бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном
числе и возвращает мяч: кружка – кружки, торт – торты, шапка – шапки,
сердце – сердца, бочка – бочки, рука – руки.

5) Упражнение «Составь предложение».

Цель: развивать умение составлять предложения с заданным словом,
определять количество слов в предложении и называть их по порядку.
Описание: педагог предлагает детям составить предложение, например,
со словом «кукла» (любое другое слово). Каждый ребенок, составив
предложение, называет его, затем количество слов в нем и слова по порядку.

Упражнения на развитие точности речи.

1) Игра «Я начинаю, вы продолжаете».

Цель: формировать умения наиболее точно подбирать подходящие
выражения и слова.

Инструкция: воспитатель читает рассказ Н. Носова «На горке». Затем
говорит незаконченные предложения, а дети должны их закончить, при этом
использовать походящие слова или выражения.

Был ясный морозный день, снег на солнце … (искрился, переливался,
блестел, сверкал). Миша сел на санки и помчался с горы … (так что дух
захватывало, пулей, вихрем, молнией, стрелой). Санки перевернулись, и
мальчик … (полетел вверх тормашками, полетел кубарем, шлепнулся,
плюхнулся, бухнулся в снег). Коле очень захотелось, чтобы горка
получилась. Он трудился (без устали, в поте лица, не покладая рук).

2) Упражнение «Кто, где живет».

Цель: формировать умение наиболее точно употреблять слова.

– Лошади – в конюшне;

– Коровы – … (в коровнике);

– Свиньи – … (в свинарнике);

– Собака – … (в будке);

– Телята – … (в телятнике) и т.д.

3) Упражнение «Точное значение».

Цель: уточнять значение существительных, уточнять обобщающие
понятия, учить давать толкование слова.

Упражнения проводятся с опорой на предметную наглядность, каждый
ребенок должен иметь возможность как следует рассмотреть предмет,
тактильно его обследовать, по возможности – подействовать с ним.
К детям «прилетает» гость с другой планеты – инопланетянин. Он
просит объяснить, что значит то или иное слово, для чего нужны эти
предметы. Детям дается схематичный план объяснения (доступные по
восприятию рисунки – схемы): внешний вид, вес, форма, материал, какая
поверхность, из каких частей состоит, как используется).
Например, лопата – инструмент, чтобы копать землю, она тяжелая,
ручка деревянная, а сама из металла.

4) Упражнение «Подбери правильное слово».

Цель: учить детей более точно подбирать слово, используя его качества
и действия.

Инструкция:

– Ребята, угадайте, о каком предмете я говорю: «Оно круглое, румяное,
сладкое». Что это? Вы знаете, что каждый предмет отличаются друг от друга,
не только по величине, цвету и форме, но и по вкусу.

– Попробуйте дополнить другими словами: снег холодный, белый, …
(еще какой?); лимон у нас кислый, а клубника … (сладкая); зимой погода
холодная, а весной … (теплая).

– Давайте попробуем с вами назвать, какие у нас с вами в группе вещи
низкие, высокие, круглые.

– Дети, вспомните, кто из животных как передвигается?
Кузнечик … (прыгает), змея … (ползает), ворона … (летает), рыба …
(плавает).

— Кто как голос подает? Тигр … (рычит), корова … (мычит), петух …
(кукарекает), мышь … (пищит).

5) Упражнение «Подбери слово».

Цель: учить более точно и правильно подбирать слово.
Ход: папа решил сделать детям качели. Миша принес ему веревку.
«Нет, эта веревка не годится – она оборвется». Миша принес ему другую.
«А вот эта ни за что не оборвется».
Какую веревку сначала принес Миша? (Тонкую, ветхую). А потом?
(Крепкую, прочную).

Папа делал качели летом. Но вот наступила зима. Миша рос мальчиком
крепким (здоровым, сильным). Вышел он покататься на коньках и
почувствовал под ногами крепкий лед. Как сказать по-другому? (Прочный,
нехрупкий). Мороз крепчал (становился сильнее).

– Как вы понимаете выражение «крепкий орешек»? (Его трудно
разбить, сломать). Так говорят не только про орехи, но и про тех людей,
которых никакие невзгоды не смогут сломать. Это очень сильные, стойкие
люди.

– Объясните, что означают слова: «крепкая ткань» (прочная), «крепкий
сон» (глубокий), «крепкий чай» (не разбавленный кипятком).

– Какие выражения со словом «крепкий» вам встречались в сказках и в
каких? (В сказке «Волк и семеро козлят» коза крепко-накрепко (очень
серьезно, строго) наказывала детям, чтобы они крепко-накрепко (очень
сильно, плотно) запирали дверь.). Давайте придумаем предложение со
словом «крепкий».

Упражнения на развитие богатства речи.

1) Упражнение «Что делали пчелы?» (по сказке «Винни-Пух и все-всевсе» А. Милна).

Цель: учить детей использовать разнообразные лексические средства,
развивать фантазию.

Инструкция: воспитатель читает детям сказку и проводит по ней
беседу. После беседы предлагает им пофантазировать.

В сказке рассказывается о том, что же думал медвежонок, когда
смотрел на дупло, а вот о том, что в это время происходило у пчел, о чем они
думали, что решали, как себя вели в сказке ничего не написано. Давайте с
вами попробуем придумать, что же происходило в дупле. Дети пытались
разыграть придуманный эпизод по ролям.

При этом воспитатель следил за использованием метких слов,
образных выражений, оборотов речи из сказок.

2) Упражнение «Как лучше сказать».

Цель: сформировать умения использовать в своей речи близкие
(синонимы) и противоположные (антонимы) по смыслу слова в заданной
ситуации.

Инструкция: дети, давайте вспомним рассказ В. Бианки «Купание
медвежат». Я сейчас вам расскажу про этих медвежат. Были они совершенно
разные! Первый медвежонок был подвижный, веселый, он очень любил
играть. Залез он на дерево. Чует, что медком пахнет. Очень обрадовался,
полакомился вкусным медом, спустился с дерева и побежал к своей маме-медведице.

А теперь попробуем рассказать о другом медвежонке. Каким он был?
Давайте подберем к слову «веселый», слова близкие по смыслу (радостный,
шустрый, резвый, оживленный и др.). Он не просто побежал к маме, а …
(полетел стрелой, помчался сломя голову, понесся и др.).
Каким же у нас был другой медвежонок. Давайте я вам расскажу.
Другой медвежонок совсем не походил на своего брата, он был очень
медлительным. Как можно сказать по-другому? (неловкий, неповоротливый,
неуклюжий и др.). Только он собрался перекусить вкусного меда, его
ужалила пчела. Ему стало совсем невесело и плохо или … (грустно, обидно).
И к маме он не просто пошел, а … (поплелся, побрел и др.).

3) Упражнение «Иное значение».

Цель: учить детей понимать переносное значение слов и выражений,
которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и
переносить их в связное высказывание.

– Объясни, как ты понимаешь эти выражения: дождь озорничал; лес
дремлет; дом растет; ручьи бегут; песня льется.

– Как сказать по-другому: злая зима (очень холодная); колючий ветер
(резкий); легкий ветерок (прохладный); золотые руки (все умеют делать
красиво); золотые волосы (красивые, блестящие)?

– Где ты встречал выражение «злая зима»? (В сказках.) К кому
относится слово «злая»? (Злая мачеха, злая ведьма, злая Баба Яга.)

– Придумай складное окончание к фразам: «Медвежонок, где гулял?
(Мед на дереве искал.) Медвежата, где вы были? (По малину в лес ходили, на
полянке мы бродили.) Медвежонок мед искал (и братишку потерял)».

– Придумай рассказ про двух медвежат, а я запишу его, потом
почитаем папе (бабушке, сестре).

4) Упражнение «Угадай, о ком я скажу».

Цель: сформировать умение при описании находить знакомые
предметы.

Инструкция: воспитатель читает детям русскую народную сказку
«Хвосты», затем предлагает описание, а дети отгадывают, о каком звере
прочитал, педагог.

– «Хвост мягкий, пушистый. Пошла домой, вертит хвостом, любуется».

– «Хвост длинный, словно палка, с метелочкой на конце. Бьет по
бокам, слепней отгоняет».

– «Хвостик как шнурочек, со щетинкой на конце».

– «Хвост гладкий, словно веревочка. Завила колечком — какой красивый
оказался — лучше всех!».

Такое упражнение можно проводить и на материале других
художественных текстов.

5) Упражнение «Почему так говорят».

Цель: сформировать умения использовать в своей речи
фразеологические обороты.

Инструкция: Дети, давайте вдумаемся, почему говорят именно так.
Например, о чем-то неожиданном говорят: «Как гром среди ясного неба».
Так говорят, когда происходит что-то неожиданное, то чего совсем не ждут и
не ожидают. А давайте попробуем объяснить, почему говорят: «Дрожит, как
осиновый лист». Не березовый, не кленовый, а осиновый. Почему
сравнивают именно с этим деревом. В каких ситуациях так говорят?

Итак, занятия по творческому рассказыванию являются важным звеном
в системе обучения связной выразительной речи детей старшего
дошкольного возраста и играют большую роль в развитии их творческой
активности и самостоятельности.

Отметим особую важность того факта, что знания, которые дети
получают в образовательном учреждении, необходимо закреплять в
дальнейшем. Это в свою очередь значит, что определенную роль могут
сыграть и родители в совершенствовании умений монологической речи детей
старшего дошкольного возраста.

Для решения данной проблемы перед родителями была поставлена
задача: закреплять полученные во время занятий в дошкольном
образовательном учреждении знания и умения, которые составляют основу
монологической речи:

— сохранение общей структуры рассказа (начало, середина, конец);

— удержание в памяти нужной логической последовательности при
изложении;

— использование выразительных средств (сравнений, синонимов,
антонимов, фразеологических оборотов);

— желание активно пользоваться связной монологической речью;

— звуковая сторона речи (темп, ударение, интонация).

Естественно, что для решения данной задачи родителям требуются
знания элементарных приемов и методов обучения детей связной
монологической речи.

Проведение родительского собрания – с этого была начата работа с
родителями, чьи дети посещали подготовительную группу детского сада.
На родительском собрании был сделан доклад по проблеме развития у
детей связной монологической речи в процессе творческого рассказывания.
Родителям разъяснили, в чем необходимость и важность специальной
работы по обучению детей связной монологической речи в процессе
творческого рассказывания для последующего обучения их в школе:
преемственность между дошкольным образованием и начальным. Начальная
школа использует базис, сформированный в детском саду, чтобы
способствовать успешному личностному становлению в будущем.
Также родителей ознакомили с содержанием и основными
положениями методики развития у детей связной монологической речи в
детском саду.

Во время собрания, а затем уже и в рамках индивидуальных
консультаций, родителей ознакомили с упражнениями и заданиями, которые
могут быть использованы для совершенствования умений связной
монологической речи.

Для решения поставленной задачи, родителям также было
рекомендовано использовать речевые игры. Ведь игра является одним из
наиболее эффективных средств речевого развития дошкольников.
В свою очередь, был сделан акцент на важность обогащения
жизненного опыта детей через совместное чтение художественной
литературы и бесед о прочитанном. Заметим, что совместная деятельность –
особенно продуктивный вид, поэтому после совместного чтения, родителям
и детям предлагалось создать свою собственную книгу. Где родители бы
записывали сказку или рассказ, а дети ее иллюстрировали.

Условием для повышения эффективности комплекса мероприятий
является организация предметно-развивающей среды. В нашем случае это
может быть создание «литературного уголка» в группе, то есть места, где
находятся произведения художественной литературы, портреты авторов.
Обстановка позволяет детям комфортно расположиться, обсудить
произведения друг с другом, с педагогом. Также можно здесь провести
тематическую выставку, например, приуроченную к какой-либо дате,
событию, автору или произведению; викторину или конкурс.
Еще одним условием является взаимодействие педагога с другими
специалистами дошкольного учреждения. С этой целью было организовано
проведение круглого стола (педагогического часа) по проблеме развития
связной монологической речи дошкольников в процессе обучения
творческому рассказыванию.

На наш взгляд, осуществление всего намеченного с применением
разнообразных приёмов обучения должно положительно повлиять на
уровень самостоятельности и связности монологических высказываний
детей

 

2.3. Выявление динамики уровня сформированности у детей 5-6 лет связной монологической речи

 

После проведения формирующего эксперимента, нам нужно выявить динамику уровня сформированности у детей 6-7 лет связной речи.

Контрольный эксперимент проводился с использованием тех же диагностических заданий, что были представлены в констатирующем эксперименте, немного изменённых по материальному соедржанию. Рассмотрим полученные результаты.

Диагностическое задание №1. Пересказ сказки. «Финист – Ясный сокол». Автор: О.С. Ушакова. Инструкция и уровни оценки диагностического задания представлены в первом параграфе второй главы.

Результаты диагностического задания №1 «Пересказ сказки» представлены в таблице 8.

Таблица 8 – Результаты диагностического задания №1 «Пересказ сказки»

Уровень Экспериментальная группа Контрольная группа
Низкий уровень 1 (4%) 7 (28%)
Средний уровень 14 (56%) 12 (48%)
Высокий уровень 10 (40%) 6 (24%)

 

Обработка полученных данных показала, что при проведении контрольного эксперимента по методике 1 Оля Б., Яна Д., Илья Ж., Вячеслав И., Гриша К., Даша С. (40% детей экспериментальной группы и 6% контрольной группы) имеют высокий уровень умения пересказывать и выстраивать сюжет, дети пересказывали, не пропуская структурные части, без помощи взрослого. Средний уровень умения продемонстрировали дети Алины А., Димы Г., Василисы Д., Арина Н., Оля П., Ангелина С., Саша Т., Вика У., Женя Ф., Даниил Х. Все дети внимательно выполняли задание. При помощи 1-2 наводящих вопросов вспоминали дальнейшее содержание сказки. Илья Ж., Яна Д., Вячеслав И. пропускали середину пересказа, и некоторые детали, а Оля Б. и Гриша К. опускали конец сказки. Низкий уровень был зафиксирован у Паши Б., Алины Д., Виктора Ж., Леша О., Андрей П., Вика С., Денис Ф., Никита Ц. (4% экспериментальной и 28% контрольной группы). При просьбе: «Перескажи сказку, которую я тебе сейчас прочитала»– дети описывали отдельные элементы сказки, путались в героях сказки и их действиях.

Наглядно выполнение 1 методики представим на рисунке 6.

Рисунок 6 – Результаты контрольной диагностики по методике 1.

Диагностическое задание №2 «Описание игрушки». Петрушка. Автор: О.С. Ушакова.

Инструкция и уровни оценки диагностического задания представлены в первом параграфе второй главы. Результаты диагностического задания №2 «Описание игрушки» представлены в таблице 9.

Таблица 9 – Результаты диагностического задания №2 «Описание игрушки»

Обработка полученных данных показала, что при проведении диагностики по методике 2, у Саши Т., Оли Б., Даши С., Яны Д., Вячеслава И., Гриши К. высокий уровень умения содержательности в повествовании (48% детей экспериментальной и 28% контрольной группы). 48% экспериментальной группы и 48% контрольной группы показали средний уровень умения по диагностическому заданию №2. Это продемонстрировали дети: Алины А., Паши Б., Димы Г., Алины Д., Виктора Ж., Арина Н., Оля П., Ангелина С., Женя Ф., Даниил Х., Леша О. Дети старались составить рассказ, но пропускали некоторые описания, и обращали на них внимание после подсказки взрослого. Низкий уровень был зафиксирован у Василисы Д., Илья Ж., Андрей П., Ангелина С., Денис Ф., Никита Ц. (1% экспериментальной и 24% контрольной группы). При просьбе составить рассказ про Петрушку, дети называли игрушку, но больше практически никакой информации не говорили.

Представим результаты наглядно на рисунке 7.

Рисунок 7 – Результаты контрольной диагностики по методике 2.

Диагностическое задание № 3 «Описание картины». Скотный двор. Автор: О.С. Ушакова. Инструкция и уровни оценки диагностического задания представлены в первом параграфе второй главы.

Результаты диагностического задания №3 «Описание картины» представлены в таблице 10.

Таблица 10 – Результаты диагностического задания №3 «Описание картины»

Обработка полученных данных показала, что при проведении диагностического задания №3 у Павла Б., Оли Б., Алины Д., Яны Д., Вячеслава И., Оли П., Даниила Х. (60% экспериментальной и 32% контрольной группы) высокий уровень умения грамматически правильно строить простые и сложные предложения, согласовывать слова, они составили предложения без помощи взрослого. Яна Д. описала картинку в целом «На картинке нарисован скотный двор. На ней изображены разные домашние животные со своими детенышами. Справа нарисована корова с теленком, слева – свинья с поросёнком, посередине – курица с цыплятками. Вверху на картинке козочка с козлёнком, а внизу – овечка с ягнёнком». Средний уровень умения по диагностическому заданию №3 показали: Алина А., Димы Г., Василисы Д., Илья Ж., Гриша К., Леша О., Андрей П., Даша С., Саша Т., Женя Ф. Дети составляли рассказ, пропуская одного-двух из животных, либо путались в названии детенышей животных. Низкий уровень был зафиксирован у Виктора Ж., Арины Н., Вика С., Ангелина С., Денис Ф., Никита Ц. (4% экспериментальной и 20% контрольной группы). При просьбе составить рассказ по картинке, дети называли отдельных животных на картинках, «Это корова. Это коза. Это курица» (Никита Ц.), даже после помощи взрослого фразы не были составлены соответственно заданию.

Представим результаты наглядно на рисунке 8.

Рисунок 8 – Результаты контрольной диагностики по методике 3.

Диагностическое задание №4 «Описание предмета». Конструктор Лего. Автор: О.С. Ушакова. Инструкция и уровни оценки диагностического задания представлены в первом параграфе второй главы.

Результаты диагностического задания №4 «Описание предмета» представлены в таблице 11.

Таблица 11 – Результаты диагностического задания №4 «Описание предмета»

Обработка полученных данных показала, что высокий уровень установлен у Павел Б., Оля Б., Яна Д., Алина Д., Вячеслав И., Гриша К., Евгении Ф., Даша С. (56% экспериментальной и 40% контрольной группы), они составили описание, не пропустив деталей конструктора, соблюдали последовательность предложений, правильно применяли сравнение (красный кубик – синий кубик, шар-кубик). Средний уровень умения по диагностическому заданию № 4 установлен у: Алины А., Димы Г., Ильи Ж., Василисы Д., Арины Н., Леши О., Андрея П., Оли П., Ангелины С., Саши Т., Вики У., Даниила Х.(40% экспериментальной и 44% контрольной группы) Дети при составлении рассказа пропускали некоторые детали, требовалась помощь взрослого, были заданы наводящие вопросы. Виктор Ж., Вика С., Денис Ф., Никита Ц. (4% экспериментальной и 16% контрольной группы) показали низкий результат, у детей не получилось составить описание конструктора, они рассказывали о том, что лежало перед ними в отдельности, без логической последовательности, что указывало на низкий уровень умения использовать разнообразные лексические средства.

Представим результаты наглядно на рисунке 9.

Рисунок 9 – Результаты контрольной диагностики по методике 4.

Представим общие результаты констатирующего эксперимента в таблице 12.

Таблица 12 – Результаты исследования уровня сформированности у детей 5-6 лет связной монологической речи на контрольном этапе

Обработка полученных данных показала, при проведении контрольного эксперимента, что у многих детей экспериментальной группы умения, которые при проведении констатирующего эксперимента были на среднем уровне стали на высоком уровне. Средний уровень выявлен у 11 детей (44%). Низкий уровень сформированности связной речи посредством книжной иллюстрации был зафиксирован у Виктора Ж. (4%). Результаты подтверждают пользу проведенной работы (формирующий эксперимент).

Обратим внимание, что с детьми контрольной группы никаких мероприятий по развитию речи вне программы проведено не было. По результатам диагностики в этой группе были выявлены незначительные изменения.

Обобщая результаты исследования отметим, что дети значительно улучшили свои результаты. Дети показали хорошую динамику развития, выполнив задания диагностики.

Наглядно общие результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной группе представлены на рис.10.

Рисунок 10 – Сравнительная характеристика уровня развития связной речи в экспериментальной и контрольной группах на контрольном этапе

Таким образом, данные контрольного эксперимента подтвердили, что наиболее высокий уровень сформированности связной монологической речи посредством творческого рассказывания возможен при условии комплексного подхода к обучению. Обучение через совместную деятельность, а также использование приемов индивидуальной работы в совокупности обеспечили улучшение уровня развития связной речи. В практической части работы был проведен констатирующий эксперимент исследования сформированности у детей 6-7 лет связной речи посредством творческого рассказывания. На констатирующем этапе исследования использовались различные методики по оценке уровня сформированности у детей 6-7 лет связной речи посредством творческого рассказывания. Для оценки результатов уровня сформированности у детей 6-7 лет связной речи были разработаны критерии оценивания результатов исследования, а так же уровневые показатели. Выявлялось состояние умения детей умения составлять описание, в котором присутствуют три структуры; придумать интересный сюжет; построение простых и сложных предложений, правильность согласования слов; умение использовать способы формально-сочинительной связи; умение использовать разные части речи, сравнения, синонимы, антонимы; умение излагать текст плавно, с интонационной выразительностью.

На основании результатов констатирующего эксперимента, был проведен формирующий эксперимент по формированию у детей 6-7 лет связной речи посредством творческого рассказывания.

После проведения контрольного эксперимента, мы можем отметить, что уровень развития детей в экспериментальной группе значительно повысился. В результате проведенного эксперимента стоит отметить, что подготовленная и проведенная работа по формированию у детей 6-7 лет связной речи посредством книжной иллюстрации является эффективной

Таким образом, результаты контрольного этапа эксперимента показали следующее: дети стали заинтересовано относиться к выполнению задания, рассказы стали лаконичней, точнее, усложнилась конструкция предложений, правильнее стало их построение.

В речи детей стали появляться распространенные предложения с однородными членами, сложноподчиненные и сложносочиненные.

Появились союзы, указывающие на причинные, временные и другие связи. В рассказах дети стали использовать описания, сравнения, вводные слова.

Положительная динамика развития связной монологической речи присутствует у всех детей, в той или иной степени. Это еще раз доказывает о необходимости использования дифференцированного подхода к выбору методов и приемов развития связной речи.

Таким образом, результаты проведенного в рамках ВКР опытно-экспериментального исследования подтверждают гипотезу о том, что формирование связной речи у детей 5-6 лет будет проходить более успешно при специальной организации коррекционно-развивающего процесса, одним из основных условий которого является подбор наиболее эффективных методов, приемов и средств, которые могут способствовать мотивации речевой деятельности и появлению интереса к занятиям по обучению рассказыванию.

В качестве условий, способствующих реализации коммуникативно-деятельностного подхода выделим:

— создание положительного эмоционального фона и обогащения чувственного опыта детей с речевой проблемой;

— использование индивидуального подхода в формировании средств образной выразительности речи;

— особый подбор речевого материала (небольшой объем произведения, произведения разных жанров);

— применение современных технологий, специальных методов и приёмов в обучении детей с речевыми нарушениями связной речи;

— взаимосвязь в работе учителя-логопеда, воспитателей и родителей по формированию связной речи у детей.

Предложенные условия формирования связной речи у детей дошкольного возраста способствуют повышению ее качества и развитию творческого отношения к слову.

 

Заключение

 

Связная речь является неотъемлемым показателем уровня развития мышления ребенка – умение воспринимать и осмысливать информацию, оформлять ее в целостное, последовательное высказывание, соблюдая лексические и грамматические нормы.

Обучение творческому рассказыванию обогащает речь детей, развивает воображение, активизирует мыслительную деятельность, обобщает знание детей о структуре рассказа. Основными педагогическими условиями становления творческого рассказывания являются:

– регулярно обогащать опыт впечатлений из жизни;

– развивать и активизация словаря;

– овладение детьми связного высказывания, композицией повествования и описания;

— правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было.

Выбор методов и приемов по обучению детей творческому рассказыванию детей 5-6 лет предполагает учет возрастных способностей детей (уровень умений детей, самостоятельность), особенностей применения различных методов и приемов, вид творческого рассказывания, а также задач, которые должны быть реализованы в данной возрастной группе.

Результаты проведенного в рамках выпускной квалификационной работы опытно-экспериментального исследования подтверждают гипотезу о том, что формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста будет проходить более успешно при специальной организации коррекционно-развивающего процесса, одним из основных условий которого является подбор наиболее эффективных методов, приемов и средств, которые могут способствовать мотивации речевой деятельности и появлению интереса к занятиям по обучению рассказыванию.

В качестве условий, способствующих реализации коммуникативно-деятельностного подхода выделим:

— создание положительного эмоционального фона и обогащения чувственного опыта детей с речевой проблемой;

— использование индивидуального подхода в формировании средств образной выразительности речи;

— особый подбор речевого материала (небольшой объем произведения, произведения разных жанров);

— применение современных технологий, специальных методов и приёмов в обучении детей с речевыми нарушениями связной речи;

— взаимосвязь в работе учителя-логопеда, воспитателей и родителей по формированию связной речи у детей.

Предложенные условия формирования связной речи у детей дошкольного возраста способствуют повышению ее качества и развитию творческого отношения к слову.

 

Список используемой литературы

 

  1. Аханькова Е.В. Использование приемов творческого рассказывания в процессе коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи : Автореферат дис. канд. пед. наук Е.В. Аханькова. М., 2016. 23 с.
  2. Ахутина Т. В. Нейролингвистический анализ динамической афазии М.: Оклик, 2017. 144 с.
  3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение,
    256 с.
  4. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи:учебное пособие. – М.: АСТ, 2017 – 158 с.
  5. Ворошнина Л. В. Обучение творческому рассказыванию // Дошкольное воспитание. 2016. № 2. С. 43–50.
  6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб. : СОЮЗ, 2018. 96 с.
  7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. СПб. : Детство-пресс, 2017. 472 с
  8. Гришпун Б. М. Логопедия: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. «Дефектология». М. : Просвещение, 2019. 528 с.
  9. Кислова Т. Р. Пособие по развитию речи. М. : Баласс, 2018. 78 с.
  10. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М. : Просвещение, 2016. 398с.
  11. Лалаева Р. И., Серебрякова, Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. СПб. : Феникс, 2016. 224 с.
  12. Леонтьев А. А. Речевая деятельность. // Основы теории речевой деятельности. М. : Наука, 2017. 368 с.
  13. Леонтьев А. Н., Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М. : Просвещение, 2017. 214 с
  14. Леушина A. M. О роли и значении пересказа в развитии речи дошкольника // Дошкольное воспитание, 2018. № 3. С. 11-15.
  15. Лурия А. Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования. М.: Академия, 2019. 154 с.
  16. Орланова Н. А. Обучение дошкольников творческому рассказыванию. Дисс. канд. пед. наук. Киев, 2016. 223 с.
  17. Пеньевская Л. А. Рассказывание как средство обучения связной речи. М. : Известия АПН РСФСР. 2016. № 16. 27с.
  18. Приказ Министерства образвоания и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 г. № 1155.
  19. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.,2019. 325 с.
  20. Серебрякова Н. В. Логопедическая работа по формированию лексики у дошкольников со стертой формой дизартрии: Автореф. дис… канд. пед. наук. СПб., 2016. 14 с.
  21. Сидорчук Т. А. Технологии развития связной речи. М. : Академия, 2016. 304 с.
  22. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Электронный ресурс]. Режим доступ :http://www.pedlib.\ ru/Books/2/0320/2_0320-60.shtml#bookс (Дата обращения 15.07.2021 г.).
  23. Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. М. : Сфера, 2018. 240 с.
  24. Федоренко Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2016. 240 с.
  25. Филичева Т. Б. Основы логопедии. М., 2017. 146 с.
  26. Шибицкая А. Е. Словесное творчество детей 6-7 лет на материале русских народных сказок. М. : Педагогика, 2020. С. 134–139.
  27. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 2018. 241 с.

1  2  3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф