1 2
Оглавление
Введение
1. Научно-методические аспекты формирование учебной мотивации у младших школьников
1.1. Сущность учебной мотивации младших школьников
1.2. Технологии формирование учебной мотивации младших школьников
2. Экспериментальное исследование формирования учебной мотивации младших школьников
2.1. Моделирование процесса формирования учебной мотивации младших школьников
2.2. Данные обработки результатов по формированию учебной мотивации учащихся 2 класса
3. Рекомендации по формированию учебной мотивации младших школьников
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность исследования. В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Начало младшего школьного возраста благоприятно для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. В ряде исследований отмечается, что в настоящее время всё чаще признаётся значительный рост числа детей, имеющих или приобретающих «мотивационный вакуум».
Согласно научной позиции Л.И. Божович, наличие у ребёнка положительных мотивов для выполнения предъявляемых школой требований заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.
По мнению А.М. Тенизовой, формирование мотивации в младшем школьном возрасте определяется тем, что именно в период начала обучения в школе, когда учебная деятельность приобретает статус ведущей, важно создать предпосылки формирования собственно познавательной мотивации и сделать её устойчивым личностным образованием обучающегося [43, С. 273]. Не смотря на то,что проблему мотивации учения младших школьников рассматривали и психологи, и педагоги ( Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, А.М. Тенизова) , она продолжает оставаться актуальной. Как показывает практика, при стихийном формировании мотивационной сферы деятельности учащихся у многих из них не формируются необходимые для эффективного обучения мотивы. Актуальность проблемы определила тему нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования мотивации учения младших школьников.
Предмет исследования: технология формирования учебной мотивации младших школьников.
Цель исследования: обоснование и выявление эффективности технологии по формированию мотивации учения у учащихся 2-го класса.
Гипотеза: такие факторы как содержание учебного материала, использование современных образовательных технологий, стиль педагогической деятельности учителя, организация внеурочной деятельности, эффективное взаимодействие с родителями будут способствовать формированию положительной учебной мотивации.
Задачи исследования:
- Изучить теоретические аспекты проблему формирования мотивации учения младших школьников.
- Провести экспериментальное исследование по формированию мотивации учения у учащихся 2класса .
- Представить результаты экспериментальной работы и сформулировать выводы.
Теоретико-методологическая основа исследования:
— теории возрастного развития в младшем школьном возрасте (Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б.);
— отечественные теории и исследования мотивации учения (Божович Л.И., Гинзбург М.Р., Маркова А.К., Матюхина М.В.);
Методы исследования:
— теоретические – анализ научной литературы;
проектирование;
— эмпирические – эксперимент (проектирование );
-методы математической обработки .
Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения средняя общеобразовательная школа с.Калинка Хабаровского муниципального района Хабаровского края, 2 класс.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и систематизации материалов по проблемам формирования мотивации учения младших школьников, выявлены эффективные технологии формирования мотивации учения обучающихся младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования: наработанные материалы исследования могут быть полезными для практической профессиональной деятельности учителей и психологов начальной школы, студентов педагогического и психолого-педагогического направлений подготовки.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя: введение, теоретическую и экспериментальную главы, выводы к ним, список литературы и приложения.
1. Научно-методические аспекты формирование учебной мотивации у младших школьников
1.1. Сущность учебной мотивации младших школьников
Проблеме мотивации уделяется большое внимание как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Тем не менее, на сегодняшний момент нет общепринятого единого подхода к определению понятий мотива и мотивации и их соотношению.
Наиболее полным является определение мотива, предложенное Л.И. Божович: «Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность… В качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность» [3, С. 53].
А.Н. Леонтьев согласно своей теории деятельности употребляет термин «мотив» как обозначающий «то объективное, в чем конкретизируется потребность в данных условиях и на что направляется деятельность как на побуждающее ее» [27, С. 243].
Понимание мотива как «опредмеченной потребности» определяет его в качестве внутреннего мотива, входящего в структуру самой деятельности. Итак, понятие мотива соотносится с потребностью, ее переживанием или ее удовлетворением [27, С. 219].
Мотив включает в себя как аффективные, так и когнитивные компоненты. Понятие «мотивация» шире понятия «мотив», однако мотивация не сводится лишь к совокупности мотивов, это гораздо более сложная система. Асеев В.Г. определяет мотивацию как «сложный механизм соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности» [2, С. 148].
Видный отечественный психолог Л.И. Божович определяла мотивацию как «сложную, многоуровневую неоднородную систему, регулирующую жизнедеятельность человека, детерминирующую его поведение и включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, ценности и др. Именно мотивация, ее иерархичность, определяет направленность личности» [3, С. 218].
В работах Л.С. Выготского можно встретить еще более широкое понятие «мотивационной сферы», включающее и аффективную, и волевую сферу личности, переживание удовлетворения потребности. Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается «как некий костяк личности, к которому притягиваются такие ее свойства, как направленность, ценные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально- психологические характеристики» [10, С. 220].
Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.
По мнению Л.С. Выготского, мотивация школьника составляет только ту часть мотивационной сферы, которая формируется на данном этапе его жизни и связана с определенными целями его жизнедеятельности. Главное отличие одного вида мотивации от другого состоит в различии «социальной ситуации развития», в которой она формируется. У школьника ведущей деятельностью является учебная, поэтому правомерно говорить о мотивации учения или мотивации учебной деятельности [10, С. 225].
Исходя из этого, под мотивационной готовностью к обучению в школе понимается «отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний» [32, С. 28].
Значимый момент мотивационной готовности к школьному обучению — произвольность в поведении и деятельности, т. е. возникновение у ребёнка потребностей и мотивов «такой структуры, при которой он становится способным подчинять свои непосредственные импульсивные желания сознательно поставленным целям» [3, С. 227].
Мотивация основывается на мотивах, под которыми понимаются причины, заставляющие личность действовать, совершать те или иные поступки. Ребенок приходит в школу с мотивом «стать школьником», получить более взрослый статус. На протяжении первого и второго класса у детей складывается положительное отношение к учебной деятельности. Однако, к третьему классу их отношение к учебе может измениться. Для них может быть затруднительным выполнение домашних заданий, они не проявляют усердствие в их выполнении и перестают стараться. Высокий уровень умственного развития является условием для формирования положительной мотивации к учебной деятельности у младших школьников [32, С. 67].
Педагоги подчеркивают значимость именно мотивационного компонента в структуре готовности к обучению. Важно, что мотивы как начальное звено деятельности, обнаруживают свое влияние на всех этапах и во всех структурных единицах деятельности. Таким образом, мотивационная готовность предполагает наличие у детей желания учиться, выполнять определённые обязанности, связанные с новой позицией школьника в системе социальных отношений.
Проблеме мотивации учения уделяется большое внимание в отечественной педагогической психологии. Важность решения этой проблемы определяется тем, что мотивация учения выступает решающим фактором в эффективности учебной деятельности. Методологической основой изучения данной проблемы являются положения деятельностной теории о психологическом содержании, функциях, механизме образования и функционировании мотивов. Реализация деятельностного подхода обеспечивает необходимость и возможность исследования учебных мотивов как структурного элемента учебной деятельности, который складывается в процессе ее осуществления.
Данная проблема является особенно насущной в младшем школьном возрасте, потому что именно в этом периоде закладывается желание владения знаниями, и в зависимости от качества его сформированности, во многом будет зависеть успешность протекания дальнейшего процесса обучения. Помимо этого, для младших школьников учебная деятельность является ведущей, и важно, чтобы в начальной школе к концу обучения учебная мотивация приняла определенную форму и стала достаточно устойчивым личностным образованием школьника [43, С. 273].
Рассмотрим последовательно, как в педагогической психологии решаются основные вопросы теории мотивации учения. Термины «мотивация учения», «учебная мотивация», «мотивация деятельности учения» часто используются авторами как синонимы в широком или узком смысле. Л.И. Божович определяет термин «мотивация учения» как «систему целей, потребностей и мотивов, которые побуждают человека овладевать знаниями, способами познания, сознательно относиться к учению, быть активным в учебной деятельности» [3, С. 215].
Под термином «учебная мотивация» А.К. Маркова понимает «всю совокупность мотивирующих факторов, вызывающих учебную активность субъекта и определяющих ее направленность» [30, С. 10].
М.В. Матюхина предлагает другой подход, данным термином она обозначает «довольно сложную систему мотивов» [32, С. 16]. По мнению ведущих психологов А.К. Марковой, М.В. Матюхиной в настоящее время необходимо целенаправленно управлять мотивацией учения как важнейшей составляющей личности школьника, так же, как и умственным развитием и усвоением знаний [30; 32].
Трудно ожидать от ребенка с недостаточно сформированным интересом к знаниям мобильности и активности на уроках, волевых усилий для выполнения заданий, получения знаний, достижения в учении хороших результатов [20]. Ряд авторов выделяет положительные и отрицательные стороны мотивации учения младших школьников: к положительным чертам мотивации относятся благоприятное отношение ученика к школе, его интересы и любопытство.
Мотивация младших школьников также может носить и отрицательный характер, который препятствует обучению. Интересы младших школьников недостаточно устойчивы, они могут терять силу без помощи и содействия учителя. Основной задачей учителя является воспитание мотивации учения. Если учитель понимает те или иные причины поведения ребенка, то он будет способен управлять как действиями школьников, так и их мотивами. А.К. Маркова считает, что «мотив учения — это направленность ученика на разные стороны учебной деятельности» [30, С. 13].
К содержательным характеристикам мотивов автор относит [30, С. 13]:
1) Наличие личностного смысла учения для школьника. В таком случае мотив учения выступает как побудитель, который придает его учению личностный смысл.
2) Наличие действенности мотива, то есть его влияния на ход учебной деятельности и поведения ребенка. Личностно значимый мотив для ребенка будет ещё и действенным.
3) Самостоятельность проявления и возникновения мотива. Он появляется при самостоятельной работе ученика и при помощи учителя. Принято различать две большие группы учебных мотивов: познавательные и социальные мотивы.
Познавательные мотивы включают [30, С. 15]:
1) Широкие познавательные мотивы, которые ориентируют школьников на овладение новыми знаниями. В учебном процессе данные мотивы проявляются в реальном успешном выполнении учебных заданий; положительной реакции на повышение трудности задания учителем; обращении к учителю за дополнительной информацией, готовности к её принятию; положительном отношении к дополнительным заданиям; обращении к учебным заданиям в свободной необязательной обстановке, например на перемене. Широкие познавательные мотивы подразделяются на уровни. Это может быть интерес к новым явлениям, занимательным фактам, или интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, или интерес к закономерностям в учебном материале, к ключевым идеям, к теоретическим принципам и т.д.
2) Учебно-познавательные мотивы характеризуются ориентацией учеников на усвоение способов добывания знаний. На уроке они проявляются как самостоятельное обращение ученика к поиску способов решения, работы, к их сопоставлению; возвращение к анализу способов решения задачи после получения верного результата; вопросы, относящиеся к поиску способов и теоретическому содержанию учебного материала; интерес при переходе к новому действию, к новому понятию; интерес анализа своих ошибок; самоконтроль в ходе учения как условие сосредоточенности и внимания.
3) Мотивы самообразования, которые заключаются в направленности учеников на самостоятельное совершенствование способов получения знаний. Такие мотивы могут проявляться на уроке в обращении к учителю и остальным взрослым с вопросами о рациональной организации учебного процесса и приемах самообразования, участии при обсуждении этих способов; все реальные действия учеников в самообразовании (например, чтение дополнительной литературы, посещение кружков).
Социальные мотивы включают [30, С. 16]:
1) Широкие социальные мотивы, заключающиеся в желании добывать знания на основе понимания социальной необходимости, ответственности, долженствования, чтобы принести пользу обществу, семье, быть готовым к взрослой жизни. Проявления этих мотивов в учебном процессе выглядят как поступки, которые свидетельствуют о понимании учеником в целом значимости учения, о готовности пожертвовать личными интересами ради общественных.
2) Узкие социальные или позиционные мотивы, которые состоят в стремлении занять определённую позицию в отношениях с окружающими, при этом получить их одобрение, заслужить у них авторитет. Проявление этих мотивов можно наблюдать в стремлении ко взаимодействию со сверстниками, обращении к однокласснику в ходе учебного процесса; намерении узнать отношение товарища к своей работе; бескорыстии и инициативе в помощи товарищу; количестве и характере попыток передать новые знания товарищу; отклике на просьбу одноклассника о помощи; принятии предложений об участии в работе коллектива; реальной включённости в нее, готовности поучаствовать во взаимоконтроле. Мотивация благополучия является разновидностью таких мотивов и проявляется в стремлении получать лишь одобрение со стороны родителей, учителей и одноклассников.
3) Социальные мотивы или мотивы социального сотрудничества, проявляющиеся в желании взаимодействовать и общаться с другими людьми. Ученики с данными мотивами стремятся осознавать, анализировать и совершенствовать способы и формы своего взаимодействия с учителями и одноклассниками. У школьников достаточно заметен интерес к обсуждению разных способов работы в классе и стремление к поиску наиболее оптимальных их вариантов, а также положительная реакция и интерес к переключению с индивидуальной работы на коллективную и наоборот.
А.К. Маркова выделила пути изучения учителем мотивации учения школьников. Анализ состояния учебной деятельности школьников включает в себя [29]:
1) оценку учителя, анализ успеваемости школьников, их посещаемость и поведение;
2) учет учителя самостоятельного оценивания учениками своего собственного труда: мнение самих школьников о том, насколько они справляются с заданиями, сколько времени тратят на домашние задания.
В анализ мотивации учения входит [29, С. 33]:
1) выявление учителем разного отношения школьников к учению;
2) установление школьниками своего отношения к учению, с помощью оценок учителя, анкет бесед, классного часа, открытого обсуждения в ходе урока. Проводить наблюдение за мотивацией учения каждого школьника нужно для того, чтобы на основе имеющегося уровня формировать новые виды и формы мотивации, необходимые для воспитания личности.
Изучение мотивации представляется не самоцелью, а лишь основой для ее дальнейшего формирования. Каждый учитель понимает, что заинтересованный ученик лучше учится. Интерес играет ключевую роль в мотивации успеха. Для воспитания у ребенка стремления к достижению целей, учителю необходимо самому обладать заинтересованностью в успехах или неудачах своих учеников. Поэтому одной из главных задач учителя можно обозначить повышение внутренних мотивов учения. Для того, чтобы учащийся был включён в работу, нужно чтобы задачи, поставленные перед ним были понятны, внутренне приняты, обладали значимостью для учащегося.
Таким образом: мотив, согласно исследованиям, -это определенное побуждение, которое определяет направление деятельности индивида. Таким образом, мотивацию, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность. Мотивационная сфера – ядро личности человека, специфика ее формирования играет значимую роль в учебном процессе.
Выделяют две большие группы мотивов: познавательные и социальные мотивы. К познавательным мотивам относят мотивы, связанные с содержанием и процессом учения. Социальные мотивы представляют широкие социальные (учиться, чтобы быть образованным, поступить в институт, найти хорошую работу и др.) и узколичные мотивы (получить хорошую отметку, быть отличником в классе).
1.2. Технологии формирование учебной мотивации младших школьников
Под педагогической технологией мы понимаем оптимальную методику, некий алгоритм действий, направленных на формирование у учащихся учебной мотивации. Такая технология включает методы, средства обучения, организационные формы обучения (внешние и внутренние), диагностические методики.
Рассмотрим технологию формирования учебной мотивации на примере деятельстного подхода. В рамках деятельностного подхода к учению, который предлагался В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, установлена принципиальная возможность программирования характера мотивации с помощью организации деятельности учеников, через тип учения [16; 51].
Также Д.Б. Эльконин отмечал, что «своим содержанием и формой организации обучение формирует определенные черты личности человека, и образовательные задачи учения могут быть хорошо выполнены, если реализованы на высоком уровне его воспитательные функции» [51, С. 178]
Учебно-познавательные мотивы Д.Б. Эльконин рассматривал в качестве одного из основных направлений учебной деятельности. Эффективным средством, которое способствует познавательной мотивации служит проблемность обучения. Данное средство предполагает, что на каждом этапе учебной деятельности будут использоваться проблемные ситуации и задачи. После решения этих задач заметна тенденция того, как мотивация учащихся занимает довольно высокий уровень [51, С. 184].
Поэтому учителю надо поставить перед собой задачу: какие именно характеристики мотивации следует формировать для возникновения нового — сознательного и целенаправленного отношения ученика к внутренним сторонам учения как общественно значимой деятельности, к содержанию своего учебного труда.
Существуют разнообразные условия развития мотивации учения современного младшего школьника [43, С. 275]:
1 Развитие самостоятельности и самоконтроля ученика при предоставлении свободы выбора. Ученик и его родители (так как характер отношения родителей к обучению в школе непосредственно оказывает влияние на мотивацию их ребенка) должны иметь возможность выбора программы обучения, видов занятий, заданий, форм контроля.
2 Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения в обучении наград и наказаний за результаты учёбы позволит укрепить внутреннюю мотивацию. Внешние награды и наказания применяются не для контроля, а для информирования ученика об успешности его деятельности, об уровне его компетентности. Здесь они служат основанием для суждения о достижении или не достижении желаемого результата (что очень значимо для сохранения внутреннего контроля за деятельностью), а не являются побудительными силами этой деятельности. Наказание не должно применяться за неудачи, неудача сама по себе является наказанием для ученика.
3 Задачи обучения должны строиться на запросах, интересах и стремлениях ученика. Ожидаемые результаты обучения должны быть значимыми для ребёнка и соответствовать его потребностям.
4 Необходимо включение учеников в совместную учебную деятельность в классе. Отношения диады «учитель-ученик» должны строиться на основе совета, а не по типу вторжения. В классе должна присутствовать атмосфера сотрудничества, взаимного уважения и доверия. Среди основных переживаний ученика на уроках должны быть интерес и радость.
5 На формирование учебной мотивации учеников также оказывает влияние продуманная система поощрений за успехи и наказаний за неудачи в учебном процессе. Поощрения должны применяться за реальные успехи ученика и обязательно соответствовать им, также важно, чтобы они отражали не столько способности учащихся, сколько прилагаемые ими усилия. Наказания должны играть роль стимулятора, то есть активизировать и затрагивать положительные мотивы учебной деятельности, направленные на достижение успехов, а не на избегание неудач. Ведь для каждого человека значимыми являются мнение и оценка окружающих, важно считаться уважаемым человеком и слышать слова одобрения. Благодаря такой поддержке у человека формируется социально желательное поведение и интерес к учебной деятельности. Поэтому важно, чтобы учитель использовал поощрение и подкреплял достижения школьника, не сравнивая их с успехами других учеников, а оценивая его же собственные результаты, построенные на его прошлых успехах и неудачах по индивидуальным стандартам.
Используя подобную стратегию обучения в итоге можно увидеть возрастание привлекательности успеха, повышение уверенности в своих силах и в качестве результата – оптимальную мотивацию.
6 Значимым условием для развития учебной мотивации современного ученика может выступать личность учителя и характер его отношения. Сам учитель должен представлять собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения. Личность учителя должна характеризоваться выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом в ее выполнении, при этом обладать высоким профессионализмом и стойкой уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.
7 Дифференциация обучения. Практика показывает, что обучение нельзя признать плодотворным при одинаковых требованиях ко всем учащимся при выполнении заданий. Есть ученики, которые способны усваивать новый материал сразу, у других это получается только после длительной работы, а есть и такие, которые к моменту овладения новым материалом не усвоили то, что изучалось ранее. И если не учитывать индивидуальные особенности этой категории учащихся, не применять дифференцированный подход в работе с ними на уроках, не оказывать нужную помощь, когда это необходимо, то уже на уроке можно заметить, как у них будет накапливаться отставание в усвоении учебного материала. Чтобы интерес к учению не ослабевал, на уроке необходимо создавать ситуацию успеха: сильному ученику помогать в реализации своих возможностей с помощью более сложной деятельности, в то время как слабому необходимо требование выполнять посильный для него объем работы.
Дифференцированный подход к ученикам обеспечивает успех в учении, что помогает пробудить интерес к предмету, желание ими добывать новые знания, развивать способности учащихся. Ведь все дети разные: одни яркие, талантливые, другие не обладают такими качествами. Но каждый ребенок должен самореализоваться.
8 Формирование у школьника рефлексивного отношения к учению и придание учению личностного смысла (осознание учебной цели и связи между последовательностью задач и конечной целью). Как показывает практика, у многих учащихся при стихийном формировании мотивационной сферы деятельности не формируются мотивы, которые являются необходимыми для эффективного обучения. Поэтому, школа и учителя должны взять на себя функции управления процессом формирования мотивационной сферы учебной деятельности.
Рассмотрим пути и методы формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности [30, С. 134]:
1 Роль содержания учебного материала в мотивации учения. Содержание обучения для школьников представляется в виде информации, которую они получают от учителя и из учебной литературы. Эмоциональной и умственной переработке подвергается только та информация, которая соответствует потребностям ученика, отвечает какой-то из этих потребностей.
В результате до ребёнка доходит импульс, который побуждает его к последующей деятельности. Учитель должен помнить о необходимости учета характера потребностей своих учащихся при разработке тематических планов, при подборе материала к урокам. Для этого содержание учебного материала должно быть доступным для учащихся, исходить из того, какими знаниями они обладают, опираться на них и на жизненный опыт детей, но в это же время материал не должен быть излишне лёгким. Так как информационно бедный материал не будет обладать мотивационным эффектом, он не способен вызвать и сформировать положительные устойчивые мотивы в учебной деятельности.
2 Организация учебной деятельности. Содержание учебного материала усваивается учениками в процессе учебной деятельности. В отношении учащихся к собственной деятельности большую роль играет то, как учитель организует их учебную деятельность. Психологические исследования учебной деятельности показали: для того, чтобы у школьников выработалось правильное отношение к ней, нужно строить учебный процесс особым образом.
Выяснилось, что изучение отдельной темы учебной программы либо каждого самостоятельного раздела должно включать три основные этапа:
– мотивационный;
– операционно-познавательный;
– рефлексивно-оценочный.
Мотивационный этап, как правило, включает следующие учебные действия: Создание проблемной ситуации, формулировка главной учебной задачи, самоконтроль и оценивание своих возможностей в предстоящей деятельности по изучению данного раздела.
На данном этапе школьники должны осознать, для чего им необходимо изучение данного раздела программы, что конкретно им придётся осваивать и изучать, какая учебная задача является основной.
На следующем операционно-познавательном этапе ученики ознакамливаются с содержанием темы программы и овладевают операциями и учебными действиями, которые входят в это содержание. Роль этого этапа определяется главным образом тем, будет ли ученикам понятна необходимость всего содержания, а также отдельных его частей, системы учебных действий и операций для решения основной учебной задачи, понимают ли они закономерную связь между основной учебной задачей и всеми частными.
Заключающий рефлексивно-оценочный этап – это этап в процессе изучения темы, когда школьники учатся рефлексии в собственной учебной деятельности, ее оцениванию, при этом сопоставляя результаты деятельности с частными и основными учебными задачами. В становлении мотивации учебной деятельности может оказать огромное влияние качество проведения этого этапа.
Особое внимание следует уделить роли методов проблемно- развивающего обучения в процессе формирования мотивов учения. Для этого рассмотрим роли проблемного обучения и психологические аспекты значений в становлении мотивации. Всё заключается в том, что формирование мотивов деятельности и потребностей происходит в самом процессе осуществления деятельности. Сколько бы учащийся ни слышал о важности обучения, о его обязанностях и долге, о значимости учебной деятельности для него самого и его будущего, и насколько хорошо он бы не осознавал правильность этих слов, но если у него не произошло включения в эту деятельность, то необходимых мотивов у него не возникает и вследствие этого нельзя ожидать формирования устойчивой мотивации.
Для возникновения мотивов, их укрепления и развития, ученик должен принять попытки к действию. Таким образом, если сама деятельность будет вызывать у него интерес, если в её процессе он будет испытывать яркие положительные эмоции удовлетворения, то может оправдаться ожидание возникновения потребностей и мотивов к этой деятельности [24, С. 104].
На уроке учитель рассказывает, показывает учащимся, но вся информация для некоторых детей незначима: они слушают и не слышат, смотрят и не видят, они заняты совсем иной деятельностью: мечтают, думают о своём. Чтобы эти дети включились в учебную работу, надо создать стимул для усиленного процесса мышления. Таким приёмом, стимулирующим мышление, и является создание учебно-проблемных ситуаций. Очень эффективно, особенно в младших классах, начинать создание учебно-проблемных ситуаций не с вопроса, задачи или рассказа, а с какой- либо практической работы. И если сразу после этого поставить проблемный вопрос, то такая проблемная ситуация, несомненно, явится мощным толчком к началу интенсивного мышления.
Проблемное обучение способствует поддержанию глубокого интереса к самому содержанию учебного материала, к общим приёмам познавательных действий, формируя тем самым у детей положительную мотивацию.
3 Влияние коллективных форм учебной деятельности на мотивацию учения. В школах в последнее время на уроках всё шире и чаще применяются различные формы совместной деятельности учащихся: групповые и коллективные. Эта связь обнаруживается в попытках интенсифицировать учебный процесс, добиться от учебной деятельности учащихся большего эффекта. Различные формы коллективной деятельности учеников играют важную роль в формировании мотивации учения, поскольку их использование активизирует и включает в работу всех учащихся. Различные формы коллективной учебной деятельности предоставляют возможность дифференцировать эту деятельность для различных категорий учащихся. Распределить задания так, чтобы сделать их посильными для каждого ученика.
4 Значение оценки в становлении мотивации. Деятельность учащихся, не подкреплённая в должной мере познавательной потребностью и интересом, направленная главным образом на внешние её атрибуты, на оценку, становится недостаточно эффективной, отметка зачастую становится неадекватной. Это приводит к тому, что отметка для многих учащихся перестаёт играть мотивирующую роль, а тогда и сам учебная работа теряет для них всякую ценность. Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчёркивание всех положительных моментов, продвижение в освоение учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у учащихся адекватной самооценки работы, её рефлексии. Для того, чтобы развивать у учащихся умение самооценки и самоконтроля работы, следует использовать разные формы взаимопроверки и взаимооценки, задания на рефлексию своей деятельности. Как показывают многолетние эксперименты, всё это формирует у учащихся правильное и разумное отношение к отметке, как к важной, но не самой существенной ценности в работе [30, С. 134].
Для развития мотивации учения в структуре занятий или уроков используются следующие приемы:
1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся;
2) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов;
3) создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к учебе, занимательность, необычное начало урока и изложение учебного материала: через игровые и соревновательные формы, использование дискуссий и споров, анализ жизненных ситуаций;
4) прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;
5) реакция на ошибку, через приём «лови ошибку», «проб и ошибок», выяснение причин ошибок и определение последующих действий;
6) практическая направленность, через соотнесение материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала;
7) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, усложнение заданий.
Таким образом, мы рассмотрели возможность моделировать характер мотивации через организацию деятельности школьников. Д.Б. Эльконин определял учебно-познавательные мотивы как одно из основных направлений учебной деятельности. Обозначенные нами подходы: проблемный, дифференцированный и практикоориентированный, а также методы и приёмы – организации совместной деятельности (интерактивных), формирования самостоятельности и рефлексивности, стимулирования деятельности, создания ситуаций успеха, актуализации и «дефицита знаний», способствуют формированию познавательной мотивации.
Выводы
Социальная ситуация развития, в которой находится ребенок младшего школьного возраста предполагает формирование мотивации учения. Ребенок приходит в школу с мотивом «стать школьником», получить более взрослый статус. И уже в первом и втором классе у детей, как правило, складывается положительное отношение к учебной деятельности.
Л.И. Божович определяет мотивацию учения как систему целей, потребностей и мотивов, которые побуждают человека овладевать знаниями, способами познания, сознательно относиться к учению, быть активным в учебной деятельности.
Учебный мотив, с точки зрения М.Р. Гинзбурга это собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности, свидетельствует об ориентации школьников на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда.
Условием для формирования положительной мотивации к учебной деятельности у младших школьников является высокий уровень умственного развития. При этом установлена возможность программировать характер мотивации через организацию деятельности школьников.
Управление процессом формирования мотивационной сферы деятельности учащихся может быть построено на рассмотренных нами подходах: проблемном, дифференцированном и практикоориентированном, а также с помощью методов и приёмов – игровых, организации совместной деятельности (интерактивных), формирования самостоятельности и рефлексивности, стимулирования деятельности, создания ситуаций успеха, актуализации и «дефицита знаний», которые влияют на формирование познавательной мотивации.
2. Экспериментальное исследование формирования учебной мотивации младших школьников
2.1. Моделирование процесса формирования учебной мотивации младших школьников
Цель проекта: формирование учебной мотивации младших школьников.
Объект: учебная мотивация и факторы, влияющие на её формирование.
Предмет: процесс формирования учебной мотивации.
В основу педагогического исследования положена гипотеза о том, что такие факторы как содержание учебного материала, использование современных образовательных технологий, стиль педагогической деятельности учителя, организация внеурочной деятельности, эффективное взаимодействие с родителями будут способствовать формированию положительной учебной мотивации.
Задачи:
- Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме мотивации учащихся начальных классов и разработать модель формирования положительной мотивации младших школьников.
- Апробировать модель формирования положительной мотивации младших школьников.
- Проанализировать эффективность внедрения модели: исследовать уровень учебной мотивации, сравнить полученные результаты до и после реализации проекта.
Этапы реализации проекта
1 этап — констатирующий. Цель: выявление уровня сформированности мотивации учения младших школьников.
2 этап — формирующий. Цель: разработка и внедрение в учебный процесс и внеурочную деятельность специально разработанной модели, ориентированной на формирование и развитие мотивации учения младших школьников.
3 этап — контрольный. Цель: проведение анализа результатов экспериментальной работы, их интерпретация и формулирование выводов.
В соответствии с задачами исследования на различных его этапах нами были использованы следующие методы:
- Теоретические: анализ психолого-педагогической, дидактической и методической литературы.
- Эмпирические: наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, эксперимент (констатирующий и формирующий).
Основываясь на теоретические разработки учёных психологов в области формирования мотивации учения (В.С. Ильина, А.К.Марковой, Г.И.Щукиной), была разработана модель формирования учебной мотивации младших школьников, в соответствии с которой работа осуществлялась по следующим направлениям:
— организация учебной деятельности;
— организация внеурочной деятельности;
— организация работы с родителями учащихся.
Новизна проекта и модели заключается в том, что основные факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, предложенные психологом А.К.Марковой, были дополнены факторами в соответствии с современной ситуацией в образовании и с требованиями ФГОС НОО к формированию личностных результатов: взаимодействие с родителями, организация внеурочной деятельности.
Модель формирования учебной мотивации младших школьников
Рис. 1. Модель формирования учебной мотивации
Первый вид деятельности, в котором происходит формирование учебной мотивации младших школьников — это урочная деятельность. В этой деятельности нами были применены различные образовательные технологии, в том числе инновационные, для формирования учебной мотивации:
— ИКТ
— ТРКМ (технология развития критического мышления)
— проблемное обучение
— метод проектов
— технология социо-игрового стиля
— смысловое чтение
Были поставлены следующие цели их использования:
— обеспечение активности учебного процесса;
— достижение высокого уровня усвоения содержания;
— формирование умений работать с информацией;
— развитие коммуникативных способностей;
— активизация и развитие качеств продуктивного мышления;
— развитие творческих способностей;
-формирование методов и способов научного познания, исследовательских навыков, поисковых процедур;
— стимулирование познавательных мотивов;
— развитие способностей к анализу, рефлексии
Второй составляющей модели стал демократический стиль обучения.
Цель:
— формирование внутренней учебной мотивации.
Данный стиль способствует развитию и саморазвитию учащихся, вызывает стремление к совместной деятельности, побуждает к самостоятельности, стимулирует самоуправление, высокую адекватную самооценку и способствует становлению доверительных, гуманистических отношений.
В качестве основной программы обучения был использован УМК «Перспективная начальная школа».
Концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями ФГОС НОО.
Требования, предъявляемые к результатам образования нашли свое развитие в дидактических принципах развивающей личностно-ориентированной системе обучения «Перспективная начальная школа» и в типических свойствах учебно-методического комплекта (УМК), реализующего эту систему.
Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств,
, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.
Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий — личностно-ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт.
Основные принципы концепции «Перспективная начальная школа»
Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка предполагает ориентацию содержания начального образования на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка.
Принцип целостности картины мира предполагает отбор такого содержания образования, которое поможет школьнику удерживать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями
Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников ориентирован на постоянную педагогическую поддержку всех учащихся.
Принцип прочности и наглядности.
Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей.
Второй вид деятельности – это внеурочная деятельность.
Был организован кружок «Тропинка к своему Я»
Программа формирования психологического здоровья младших школьников, автор О.В.Хухлаева (1 час в неделю, 34 ч. в год)
Цель курса: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Задачи:
- Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
- Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
- Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей — установку преодоления.
- Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
- Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
- Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
Кружок «Учусь создавать проект»
Программа развития познавательных способностей, авторы Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова.
(1 час в неделю, 34 ч. в год)
Цель курса: создание условий, содействующих
формированию компетенций, способствующих развитию ребенка, его социализации.
Задачи:
— формировать представление о проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности;
— обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
— развивать умения и навыки исследовательского поиска; развивать познавательные потребности и способности, креативность;
-формировать коммуникативную компетентность;
— формировать умения самостоятельно и совместно принимать решения;
— формировать умения работать с информацией.
Значительное внимание уделено учебной оценке. Цель оценки деятельности учащихся по ее результатам заключается в постепенном формировании у обучающегося действий контроля и оценки как способности проводить рефлексию собственной деятельности, развивать у школьников умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего «знания-незнания».
Воспитательная роль оценки заключается в осознании учениками способов совершенствования различных видов учебной деятельности и путей повышения эффективности учения. Правильная оценка учебной деятельности учащихся служит важным стимулом формирования и развития познавательных интересов, положительных качеств личности: коллективизма, честности, трудолюбия, активности, самостоятельности, ответственности за выполнение своих обязанностей, умения преодолевать трудности и др. И наоборот, ошибка в оценке вызывает обычно серьезные осложнения в обучении, воспитании и развитии учащихся, отрицательно влияя на результативность учебно-воспитательного процесса.
Также была организована работа с родителями.
Были использованы следующие формы работы:
— Интерактивные формы работы
— Индивидуальные консультации
— Психолого-педагогическое просвещение
Цель:
— психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам формирования личности ребёнка, его возрастных особенностей;
— создание доверительных, откровенных отношений с детьми, проявление искренней заинтересованности в устранении трудностей ребёнка;
— формирование у родителей установки на совместный и разносторонний анализ проблем ребёнка;
— предупреждение родителей о возможных трудностях, о совместном поиске форм помощи ребёнку, снятие установки на ожидание немедленных результатов.
Ожидаемые результаты
Изменения в педагоге | Изменения в учащихся | Изменения в образовательном процессе | Изменения в родителях | Методические продукты |
1. Изучены и применяются в урочной и внеурочной деятельности современные образовательные технологии. 2. Освоены новые курсы внеурочной деятельности. 3. Использует в преподавании демократический стиль. 4. Изучены интерактивные формы взаимодействия с родителями. 5. Повышение квалификации в области педагогической психологии. 5.Владеет методами и приёмами формирования личностных характеристик обучающихся, использует индивидуальный подход к ребенку на основе признания его уникальности и ценности. | 1. Повышение уровня положительной учебной мотивации. 2. Сформированность «внутренней позиции ученика». 3. Возникновение эмоционально — положительного отношения к школе. 4.Появление нового уровня самосознания. 5. Сформирована устойчивая иерархия мотивов, в которой доминируют познавательные и социальные мотивы учения.
| 1. Использование в учебном процессе новых образовательных технологий. 2. Введение новых курсов внеурочной деятельности. 3. Проведение метапредметных конкурсов, образовательных событий. | 1. Владеют знаниями о возрастных особенностях младших школьников и условиях формирования личности ребёнка. 2. Созданы доверительные отношения с детьми, проявляют искреннюю заинтересованностьв устранении трудностей ребёнка. 3.Совместно с педагогом анализируют проблемы и заинтересованы в поиске форм помощи ребёнку.
| 1. Рабочие программы по учебным предметам УМК «Перспективная начальная школа» в соответствии с требованиями с ФГОС. 2. Программы курсов внеурочной деятельности. 2. Технологические карты уроков с использованием современных образовательных технологий. 3. Банк диагностических материалов для изучения учебной мотивации и процессов, с ней связанных. 4.Банк моделей родительских собраний, рекомендаций, лекций, разработок совместных мероприятий. |
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф