1 2
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС ООО
1.1. Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий
1.2. Особенности формирование универсальных учебных действий в школьном географическом образовании
1.3. Условия, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий в обучении географии
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа и ее результаты, направленные на формирование универсальных учебных действий на уроках географии
2.1. Диагностика исходного уровню универсальных учебных действий на уроках географии
2.2. Разработка типовых заданий по формированию универсальных учебных действий на уроках географии
2.3. Анализ достигнутых результатов по формированию универсальных учебных действий на уроках географии
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Школа сегодня стремительно меняется, а перемены, происходящие в современном мире, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. В соответствии с образовательной политикой Российской Федерации, законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г., и Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, приоритетным является формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия (УУД) – это совокупность действий, различной направленности, которая применима в разных предметных областях, а также в обычных жизненных ситуациях. В обширном понимании термин универсальные учебные действия означает умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию и саморазвитию через усвоение нового социального опыта. Уровень их формирования в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения [42].
В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) нового поколения тема формирования универсальных учебных действий стала актуальной для школьной практики, так как основная задача современного образования «не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации» [42].
Цель исследования: изучить методику формирования универсальных учебных действий на уроках географии.
Задачи:
- На основе анализа нормативной, педагогической и методической литературы раскрыть понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий (УУД).
- Проанализировать учебно-методическую литературу по теме исследования.
- Выявить место универсальных учебных действий в обучении географии.
- Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению уровня сформированности у обучающихся универсальных учебных действий.
Объект исследования: универсальные учебные действия в начальном курсе географии (5-6 классы).
Предмет исследования: особенности формирования у обучающихся универсальных учебных действий в процессе изучения начального курса географии.
Гипотеза: формирование универсальных учебных действий в условиях обучения начальному курсу географии, будет осуществляется эффективно, если:
– Действует механизм формирования компетенции обучающихся, по стимулированию их деятельности и благодаря включению школьников в учебное общение на основе создания ситуации успеха.
– Выявлены организационно-дидактические условия, способствующие переходу ребенка с низкого на более высокий уровень успешности.
– Определены критерии и способ диагностики, позволяющие адекватно оценить формирование УУД у школьников и совершенствовать процесс их формирования.
В данной работе мною были использованы такие методы научного исследования, как анализ, синтез, обобщение, классификация, изучение научной литературы, наблюдение, опрос и беседа с обучающимися, анализ результатов работы по данной теме.
Методологической основой исследования и написания выпускной квалификационной работы являются научные работы отечественных и современных педагогов, психологов, методистов, а также нормативно- правовые документы и программно-методические материалы.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что формирование универсальных учебных действий актуально на ступени основного общего образования, так как является условием успешного личностного развития обучающихся. Также данное исследование можно использовать в практической деятельности учителей географии.
Новизна данного исследования заключается в изучении методик формирования универсальных учебных действий для разработки конструктов уроков и применение их на уроках в начальном курсе географии.
Глава 1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС ООО
1.1. Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий
Образование вступило в период кардинальных перемен во всех сферах государственной и общественной жизни. Школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену модели знаний, умений и навыков пришел Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, разработанный на основе системно-деятельностного подхода, который способствует развитию универсальных учебных действий.
Концепция развития универсальных учебных действий составлена на основе системно-деятельностного подхода группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым по руководством А.Г. Асмолова [2].
Под универсальными учебными действиями понимается система действий обучающегося, которая способствует его саморазвитию и самосовершенствованию.
В широком смысле термин «универсальные учебные действия» означает саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» означает совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [8].
Современному учителю необходимо знать и понимать, что термин «универсальные учебные действия» в концепции ФГОС рассматривается обширно и отражает не только познавательную сторону процесса обучения, но и его личностный аспект. УУД дают возможность школьникам по своему усмотрению осуществить деятельность обучения определять учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения; уметь контролировать и оценивать любую деятельность и ее результаты. В современном мире умение учиться помогает личности быть социально и профессионально маневренной, осуществлять выбор и решать жизненные трудности, а также постоянно повышать свой уровень образования.
В процессе географического образования осваиваемые универсальные учебные действия выполняют следующие функции:
- Обеспечивают деятельностный характер организации процесса обучения таким образом, учебная деятельность осуществляется так чтобы обучающийся осознавал все этапы ее реализации (от целеполагания до рефлексии).
- Способствуют освоить различные виды деятельности (познавательную, организационную, коммуникативную, оценочную, рефлексивную, исследовательскую, практическую и др.).
- Устанавливают контакт теории с практикой обучения, и с жизнью.
- Обеспечивают успешное усвоение географических знаний.
- Способствуют личностному и профессиональному самоопределению школьников.
- Создают базу для формирования компетенций в условиях профессионального образования.
Универсальные учебные действия (далее УУД) – это навыки, которые надо закладывать на всех уроках. УУД сгруппированы в четыре блока: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. Все виды УУД рассматриваются к контексте содержания конкретных учебных предметов [22] (рис.1).
В первый блок личностных УУД входят действия самоопределения, смыслообразования и нравственно-этического оценивания которое реализуется на основе ценностно-смысловых ориентаций и установок обучающихся, т.е. готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения определять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
Рисунок 1 — Схема структуры требований к результатам школьного географического образования (по материалам ФГОС ООО)
При организации учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, которые необходимы в личностно ориентированном обучении.
Первое действие – смыслообразования, т.е. установление связи между результатом (продуктом), побуждающим к деятельности, и тем ради чего она осуществляется.
Второе действие – нравственно-этической ориентации и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Собственно, поэтому в концепции ФГОС задача достижения личностных результатов ставиться на первый план.
На уроках географии личностные универсальные учебные действия формируются при выполнении заданий, в которых ученик должен отразить личное видение проблемы или раскрыть свое отношение по изученному материалу. Они направлены на осознание, исследование и приобретение жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, а также выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Например, задания нарисовать герб своей семьи, провести акции «Невероятное рядом», «Спаси лес», подготовить сообщения на тему «География моей будущей профессии», «Добыча полезных ископаемых в нашем регионе и проблемы экологии города». Так, например, в 6 классе изучение географии можно начать с творческого задания составить рассказ- мечту, раскрывающий применение географических знаний в жизни каждой семьи, применение географических знаний в походе, в поездке на отдых.
Можно попросить помощи и совета родителей. Это сыграет на упрочнение их авторитета в глазах ребенка. После таких заданий у обучающегося формируется понимание необходимости прочных знаний по географии.
Во второй блок регулятивных УУД входят действия для организации учебно-познавательной деятельности, где учитываются все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль и оценка). К ним относятся:
- Целеполагание – постановка задачи учебной деятельности; соотнесение того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно.
- Планирование – определение цели учебной деятельности с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
- Прогнозирование – предвидение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
- Контроль – сравнение способа действия и его результата с эталоном.
- Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив, и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его результатом.
- Оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что только подлежит усвоению, оценка качества и уровня усвоения.
- Саморегуляция – способность к привлечению сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.
Учитель формируя у школьников регулятивные учебные действия, опирается на поисково-исследовательскую деятельность обучающихся. Регулятивные действия дают возможность управления познавательной и учебной деятельностью с помощью постановки целей, планирования, контроля, коррекции, а также оценки успешности усвоения.
В третий блок познавательных УУД входят действия исследования, поиска и отбора информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач [5] (таблица 1).
Таблица 1 — Характеристика познавательных действий
Виды действий | Характеристика состава действий |
Знаково-символичные | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации; применение методов поиска; моделирование; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; выбор эффективных способов решения задач; рефлексия |
способов и условий действия; контроль и оценка результатов деятельности. | |
Логические | Анализ, синтез, сравнение, и классификация объектов по выделенным признакам; выведение следствий, подведение под понятие; установление причинно-следственных связей; построение логической цепочки рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование. |
Исследовательские | Поиск и сбор информации, ее систематизация, тезирование, реферирование, осмысление и интерпретация, выдвижение гипотезы, видение проблемы, определение объекта, предмета и методов исследования; выполнение эксперимента, практической работы; обработка данных исследования; проверка гипотез; подготовка статьи, участие научной дискуссии; оценка результатов и определение направлений дальнейшего исследования. |
Постановка и решение проблем | Формулирование проблемы, выдвижение гипотезы, создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
Познавательные универсальные учебные действия являются существенным средством достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение обучающегося [45].
В последнем блоке находятся коммуникативные универсальные учебные действия, которые обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, вместе контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать с учителем и с одноклассниками. Также они способствуют осуществлению коммуникативной деятельности, позволяют использовать правила общения в различных учебных и внеучебных ситуациях, самостоятельно организовывать речевую деятельность и выстраивать высказывания как в устной, так и в письменной формах. При усвоении коммуникативных учебных действий формируется умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, объединиться в группу и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным универсальным учебным действиям относятся:
– Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками – определение цели, функции и способов взаимодействия.
– Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
– Разрешение конфликтов – выявление, распознавание проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.
– Управление поведением – контроль, коррекция, оценка его действий.
– Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; освоение форм монологической и диалогической речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка [45].
Все виды универсальных учебных действий пересекаются друг с другом, их свойства и характеристики определяют эффективность процесса образования, в основном это усвоение знаний и умений, а также формирование образа мира и основных видов компетентности обучающегося.
1.2. Особенности формирование универсальных учебных действий в школьном географическом образовании
Современное состояние школьной практики характеризуется переходом к новым образовательным стандартам. В Федеральных образовательных стандартах ставится задача воспитания и развития подрастающего поколения, готового к активности, творческой самостоятельности и социальной ответственности. В этой связи школа переориентируется на новую оценку своей деятельности: не знания рассматриваются как результаты обучения, а уровень готовности школьника применять усвоенные знания и умения в различных сферах деятельности (познавательной, трудовой, коммуникативной, бытовой и др.).
Эти изменения – необходимость нашего времени, отражающего глубокие преобразования во всех сферах жизни современной России. Сегодня образование выступает той областью, которая обеспечит стабильное функционирование и социально-экономическое развитие государства, его безопасность и развитие духовной сферы общества.
С другой стороны, кардинально изменилось знаниевое пространство. Сегодня основным фактором, преобразующим нашу жизнь, является информация. Ее темпы получения, накопления и передачи обеспечены широким развитием информационно- коммуникационных технологий.
Современные подростки отличаются от своих сверстников даже 30-летней давности готовностью активно осваивать новые ИК-технологии и различные гаджеты.
Наряду с этим у них изменилась система интересов, ценностей, личностных ориентаций, мотивационно-потребностная сфера, сфера отношений и структура умственной деятельности.
В таких условиях географическое образование становится уникальным средством подготовки личности школьника к жизни, развития его социальных компетенций и становления гражданской и общечеловеческой идентичности. В Федеральных образовательных стандартах (ФГОС) нового поколения ставится задача необходимости вооружения школьников умениями пользоваться различными источниками информации, способами интегрирования этой информации и отображения ее на карте, умениями ориентироваться в пространстве, вести наблюдения в географической среде, прогнозировать ее изменения и тенденции развития, ставить перед собой цель и достигать ее, осознанно и нравственно осуществлять профессиональную деятельность, содействовать развитию своей малой родины.
Таким образом, в содержании географического образования на первый план выходит деятельностная составляющая, те приемы и способы деятельности, определяющие уровень готовности школьника к решению различных задач. А качество географического образования определяется многообразием видов деятельности, в которых усвоенные знания и умения (приемы и способы деятельности) могут функционировать.
Главная особенность концепции ФГОС ООО– закрепление деятельностного подхода, требующего постановки в центр учебного процесса организацию деятельности учащихся по усвоению операциональной составляющей содержания. Знания становятся ориентировочной основой для организации учебной деятельности на уроке и во внеурочное время.
На практике перед учителем географии поставлена сложная и важная методическая задача — организовать такую деятельность учащихся, которая обеспечит достижение нового образовательного результата, развитие их личностных качеств и готовности применять географические знания в жизни и практической деятельности.
Решить новые задачи школьного географического образования сможет учитель, для которого значимой является не «знаниевая» модель обучения, а личностно ориентированная модель субъект-субъектного сотрудничества, в которой педагог меняет классическую позицию «над обучаемым» на позицию «вместе с обучаемым». На уроке учитель географии не просто излагает учебный материал, проверяет усвоенное содержание, задает вопросы, а организует деятельность учащихся с различными источниками информации, направляет процесс познания, формулирует познавательные задачи и оказывает помощь в решении учебных проблем, осознании собственных творческих возможностей, создает ситуации взаимодействия и понимания ценностей и смыслов.
Содержание современного урока географии пронизано различными видами действий учащихся, направленными на освоение ими познавательной, коммуникативной, регулятивной видами деятельности. Например, при изучении темы «Земная кора и литосфера. Рельеф Земли» в курсе «География Земли (5-7 классы)» наряду со знаниями об оболочечном строении планеты, земной коры, разнообразии рельефа, движений земной коры, форм рельефа суши и на Мирового океана школьники должны овладеть 16-ю учебными действиями — «распознавать разные формы рельефа и составлять их характеристики», «устанавливать по карте…», «выявлять закономерности…», «выявлять особенности …», «выявлять черты сходства и различия» и др.
Закрепление деятельностного подхода делает важным для учителя следующее методическое положение: процесс учения – это процесс неразрывного усвоения знаний и учебных действий в деятельности, тесного единства содержательной и процессуальной сторон учения.
Освоение деятельностной составляющей содержания образования объективно сложнее для школьников. С позиций психологии в структуре учебной деятельности умственные мыслительные операции вплетаются в процессы восприятия и памяти. Именно поэтому степень освоенности умений и действий на этапе обучающей деятельности не наблюдаема учителю.
Согласно концепции ФГОС образовательный результат представляет собой единство личностных, метапредметных и предметных результатов (рис.2).
Рисунок 2 — Структура требований к результатам школьного географического образования (по материалам ФГОС)
Личностные результаты позволят выпускнику школы обучаться и развиваться всю жизнь. Это очень важно в условиях, когда жизнь меняется быстро и учителя не в состоянии предугадать, какие знания и умения понадобятся выпускнику в будущем (например, без компьютерной грамотности сейчас нельзя достичь успехов ни в одной из профессий).
Метапредметные результаты сформулированы на уровне универсальных учебных действий. Например, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, хранение, передачу; способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение планировать деятельность, ставить цели, осуществлять контроль и самоконтроль, корректировать деятельность и др. [2].
Согласно психологической теории деятельности (Л.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов) содержание отдельной деятельности проявляется в практических и умственных действиях как относительно самостоятельных процессах, подчиненных сознательной цели. Эти отдельные деятельности и есть умения (как сложные целостные действия).
Например, при составлении географического описания школьникам необходимо совершить следующие действия: выделить существенные признаки, объяснить их, выстроить в логической последовательности. При прогнозировании учащиеся осуществляют ряд действий в следующей логике: сбор и анализ данных, построение модели, соотнесение с теоретическими знаниями, выдвижение гипотез о тенденциях развития объекта или предмета, анализ данных предположений, поиск фактов и аргументов их обоснованности.
На определенном уровне развития умение становятся способом деятельности человека. Умение как способ деятельности, усваиваясь личностью, может перейти в свойство личности, стать достоянием, неотъемлемой чертой психики человека, таким ее свойством, которое становится внутренним условием наиболее успешного выполнения деятельности, то есть способностью личности, психическим свойством личности.
Например, организаторские, коммуникативные умения. Эти умения наиболее сложные, они развиваются у человека на протяжении длительного времени и окончательное свое оформление получают, как правило, во взрослом возрасте. [3;8].
В методике обучения географии проблему формирования умений и приемов деятельности в течение нескольких лет исследовала Т.П. Герасимова. Сотрудничая с Е.Н.Кабановой-Меллер, Татьяна Павловна разработала концепцию поэтапного формирования учебных действий в обучении географии. Результаты исследований нашли свое воплощение в учебнике по начальному курсу географии для 6 класса, в которых автор представила алгоритм действий учащегося при освоении предметных умений.
Согласно данной концепции формирование приемов учебной работы –органическая часть содержания учебного процесса. Организуя процесс формирования приемов учебной работы у учащихся, учитель тем самым направляет и их умственную деятельность. Мыслительные процессы (анализ, абстракция, обобщение и др.), которыми оперирует школьник в учебной деятельности, входят в приемы учебной работы. Благодаря этому осуществляется и развитие познавательных способностей учащихся: наблюдательность, мышление, воображение и т.д.
Достижением метапредметных результатов в школе занимается любой учитель на материале своего учебного предмета. В обучении задача освоения метапредметных результатов решается путем формирования и совершенствования различных видов общеучебных умений (учебно-организационных, учебно-коммуникационных, учебно-логических, учебно-информационных) (таблица 2).
Таблица 2 — Некоторые общеучебные умения, формируемые в обучении географии
Школьный учебник географии – ведущий компонент учебно-методического комплекса и комплексное средство обучения, которое отличается своеобразием методического аппарата и согласованностью с программой курса.Ведущая роль в достижении нового образовательного результата принадлежит учебнику географии, поскольку усвоенные учебные действия школьники усваивают как базовые и переносят их на другие источники информации (например, выделять главную мысль, составлять план, описывать, объяснять, задавать вопросы, составлять схему, оценивать, определять и планировать свои учебные действия и др.).
Линия учебников географии издательского центра «Вентана-Граф» в полной мере отвечает требованиям нового образовательного стандарта, поскольку создана в единой методической концепции, направленной на реализацию личностно-деятельностного подхода. Методический аппарат данной линии отличает следующие особенности:
- выдержана преемственность в структурировании и оформлении учебников;
- разнообразие внетекстовых компонентов (таблицы, картосхемы, иллюстрации, схемы, диаграммы и др.);
- наличие разных видов текста;
- представлены новые источники информации (космические снимки, разные виды карт, аэрофотоснимки, ссылки на ресурсы интернет);
- система мотивационных вопросов и проверочных разноуровневых заданий;
- наличие планов описаний и характеристик объектов;
- отражение номенклатурного ряда систематических курсов.
Специфика работы с учебником географии в целях достижения нового образовательного результата заключается в сочетании различных приемов деятельности с его методическим аппаратом. Наряду с этим система работы с учебной книгой требует постоянного привлечения других компонентов учебника или источников знаний (например, понимание текста с помощью географической карты, иллюстрации, привлечение статистических материалов и др.).
Таким образом, проблема формирования универсальных учебных действий в обучении географии лежит в плоскости изменения сложившейся методической системы и, прежде всего, сложившихся средств, методов и форм обучения. Центральным звеном в модернизации методической системы выступает школьный учебник, поскольку усвоенные на его основе учебные действия школьники усваивают как базовые и переносят их на другие источники информации.
1.3. Условия, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий в обучении географии
Содержание курса географии обладает широким спектром возможностей, одной из главных – это формирование универсальных учебных действий в процессе обучения.
К универсальным учебным действиям, которые осваиваются в процессе географического образования, можно отнести:
– Умение пользоваться одним из языков общения – географической картой; умение наблюдать и исследовать местность, ориентироваться в пространстве.
– Владение научными географическими понятиями.
– Умение делать анализ информации из различных источников, классифицировать ее и группировать.
– Умение пользоваться современными информационными технологиями.
– Умение делать выводы, сравнивать и составлять описания и характеристики [9].
Но учителю географии важно знать и понимать, что формирование универсальных учебных действий определяется тремя положениями:
– Как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
– Происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
– УУД, их свойства и качества определяют эффективность процесса образования, в частности усвоение знаний и умений, а также формирование образа мира и основных видов компетентности обучающегося.
Чтобы сформировать у обучающихся любое универсальное учебное действие необходимо:
- Сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию.
- Сформировать понимание способа выполнения, соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом) основываясь на имеющемся опыте.
- Сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовывать самоконтроль его выполнения и при необходимости провести коррекцию.
- Организовать контроль уровня сформированности данного УУД.
Следовательно, надо быть готовым планировать свою педагогическую деятельность так, чтобы универсальные учебные действия формировались и развивались, учитывая возрастные и психологические особенности учеников.
Содержание современного урока географии пронизано различными видами действий обучающихся, направленными на освоение ими познавательной, коммуникативной, регулятивной видами деятельности.
Формирование УУД, направленных на решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития обучающихся реализуется в рамках единого образовательного процесса в ходе изучения структуры учебных предметов, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач в жизни. Универсальные учебные действия выступают как цель, результат и одновременно как средство организованной учебной деятельности школьников. Формирование универсальных учебных действий создает личности переход от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности к деятельности самовоспитания и самообразования [20].
Условия, обеспечивающие развитие и формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе, являются:
Необходимость выделения цели формирования УУД.
Исходя из требований ФГОС, деятельность учителя заключается не только в передаче географических знаний, а направлена на обучение способам действий.
Усвоение знаний происходит одновременно с освоением определенных действий. Любое действие – это всегда преобразованное знаний, а усвоенное знание – это то что преобразовалось путем умственных действий и стало основой для формирования умений и практических навыков. Знать – не значит просто помнить определенные знания, о осуществлять деятельность, связанную с этими знаниями. Они усваиваются для того, чтобы с их помощью выполнить деятельность, а не только расширить кругозор [37].
К контексте реализации системно-деятельностного подхода можно выделить схему построения учебного занятия (рис.3).
Рисунок 3 — Схема построения уроков на деятельностной основе
Ведущее место в структуре современного урока занимает этап целеполагания. Исходя из этого универсальные учебные действия также должны отражаться в определение цели учебного процесса и формулировки задач урока.
– Личностные УУД: оценить ситуацию, поступок, собственную деятельность; проанализировать опыт, выработать собственную позицию; осуществить профессиональный выбор; охарактеризовать эмоциональное состояние; соотнести поступки и поведение с нормами морали и этики; расширить круг интересов.
– Регулятивные УУД: определить цель деятельности; выстроить цепочку действий; осуществить отбор источников информации; спрогнозировать результат деятельности; осуществить итоговый контроль; оценить результаты деятельности; проанализировать собственную деятельность; оценить уровень владения учебным действием.
– Познавательные УУД: установить причинно-следственные связи; выявить особенности процессов; сравнить объекты и выделить черты сходства и различия; проанализировать; сформулировать суждение; найти и определить источники необходимой информации; смоделировать; преобразовать информацию в схему, таблицу; провести наблюдение; составить план по тексту, презентацию; сформулировать гипотезу; найти ответ на вопрос; привести доказательства; найти информацию для решения конкретных задач.
– Коммуникативные УУД: сформулировать собственное суждение; оформить высказывание в соответствии с правилами; составить устные монологические высказывания по проблеме; представить в вербальной форме результаты деятельности; оценить ответы одноклассников; сформулировать аргументы; различить позицию другого человека восприняв ее на слух [39].
Установление связи универсальных учебных действий с географическим содержанием.
Содержание современного урока географии пронизано различными действиями обучающихся, направленными на освоение ими познавательной, коммуникативной, регулятивной и других видов деятельности. Поэтому необходимо для каждого урока проводить отбор преобладающих универсальных учебных действий в соответствии с предметным содержанием.
Овладение обучающимися УУД происходит к контексте предмета, раскрывающего различные возможности для формирования УУД. Они, в свою очередь, определяются функцией учебного предмета и его предметным содержанием.
Предмет «География» выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознанием своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.
География – предмет в основном устный, поэтому на уроках проводятся дискуссии, оперирование различными фактами, использование доказательной базы для подтверждения своих гипотез, школьники учатся анализировать, сравнивать, ставить вопросы, делать выводы и умозаключения, защищать свои идеи, также обучающиеся овладевают умениями ориентироваться на местности, использовать план и карту как источник информации, определять координаты, решать практические задачи, тем самым обучающиеся отрабатывают все виды УУД.
Планирование каждого этапа учебной деятельности.
Основой современного урока выступает учебная деятельность. Учебная деятельность – это такая деятельность обучающегося, которая связана с освоением культурных ценностей общества (предметных, надпредметных и метапредметных знаний, умений и навыков), а также связана с формированием способностей к самоизменению и рефлексии, обеспечивающих адекватное самоопределение и успешную самореализацию человека в жизни [4].
Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей обучающихся, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин, в том числе, географии.
Учет психолого-педагогических и возрастных особенностей школьников в процессе обучения географии.
Все изменения и различия при формировании универсальных учебных действий в начальной школе, в среднем и старшем звене связаны с возрастными особенностями учеников, сменой ориентиров и характера учебной деятельности.
Сейчас у школьников изменилась система интересов, ценностей, личностных ориентаций, мотивационно-потребительская сфера, сфера отношений и структура умственной деятельности. Если ученик знает, как учиться, чему учиться, если он способен достигать цели, если он знает и умеет работать с учебником, получать знания, искать и находить необходимую информацию, использовать самые разнообразные источники информации для решения проблем, то ему будет легче приобрести любые необходимые дополнительные знания, — а ведь именно это и нужно в жизни [41].
Подростковый возраст психологами характеризуется как переходный период от детства к взрослости, когда происходят сложные процессы перестройки организма, развитие самосознания, усложнение умственных процессов, расширение сферы интересов и морально-этических установок (В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, И.Ю. Кулагина, А.К. Маркова, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин). Новая внутренняя позиция обучающегося направлена на самостоятельный познавательный поиск, постановку личностно значимых целей, инициативу в организации учебного сотрудничества.
Поведение подростков может отличатся строптивостью, упрямством, негативизмом, своеволием, обесцениванием авторитета взрослых, отрицательным отношением к их требованиям. Ведущей формой деятельности становиться общение со сверстниками, когда моделируются и осваиваются «взрослые» отношения, основанные на уважении, равноправии, доверии. В силу этого подростковый возраст – период интенсивного формирования ценностных понятий и убеждений, выработки нравственных принципов, сенситивный период морального развития личности [1,21].
Психолого-педагогические особенности подросткового возраста определяют технологию обучения географии. Обучающиеся проявляют интерес к формам и методам обучения, основанным на учебном сотрудничестве, к диалоговым формам, к групповой работе, проектной деятельности, а также решению проблемных и творческих задач.
Исходя из работы А.Г. Асмолова, Л.И. Божович, И.Ю. Кулагиной, В.В. Рубцова – важной особенностью подросткового возраста служит готовность к теоретическому и рефлексивному мышлению. Это проявляется в способности к мышлению, усвоению научных географических понятий, в возможности мысленно выстраивать различные предположения и осуществлять абстрактно-логическим путем их проверку, способности делать предметом внимания, анализа и оценки собственные интеллектуальные процессы. Контролируемой становится речь. Интеллектуализация затрагивает память, восприятие, что создает предпосылки для эффективного освоения познавательных и регулятивных учебных действий.
Учебный процесс должен быть эмоционально насыщен, интересен школьникам. Целесообразно предлагать задания творческого характера. Обучающийся, выполняя такие задания или отвечая на такого рода вопросы, должен выйти за пределы привычного для него алгоритма действий и осуществить умственное усилие по проектированию новых способов действий, эти задания обеспечат не только деятельностный, но и эмоционально-личностный и творческий компоненты урока.
Урок должен находится в тесном взаимодействии с внеурочной деятельностью. Его границы расширяются до границ образовательного пространства, выходят за рамки классно-урочной системы благодаря проектам, экскурсионной и музейной деятельности, наблюдениям и практическим работам в географической среде, факультативам и кружкам, олимпиадам и ученическим научным обществам [11].
Также успех в обучении имеют, учебные задачи, выходящие за рамки предметного содержания.
Обеспечение преемственности в освоении обучающимися универсальных учебных действий.
Вопросы преемственности в образовании актуальны всегда. Особенно в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов.
Преемственность рассматривается как непрерывный процесс воспитания и обучения обучающегося, который имеет общие и специфические цели для каждого возрастного периода.
Организация преемственности формирования УУД предполагает разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения. Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения.
Установление преемственности между ступенями обучения способствует сближению условий воспитания и обучения школьников. Благодаря этому переход к новым требованиям школьного обучения осуществляется с наименьшими психологическими трудностями.
Переход от начального образования к основному считается очень важным и болезненным не только для учеников, но и для учителя начальных классов, педагога-психолога, классного руководителя, именно в этот период очень важен принцип преемственности, где традиционной формой является взаимопосещение уроков [6].
Для обучающихся начальных классов переход в основную школу совпадает с началом переломного периода, связанного с физическим созреванием, сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожности. В этот период у них возникает большое количество проблем, одна из которых – это адаптация к новым учителям-предметникам и классному руководителю, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством друг другом. Обучающиеся чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, также они могут не воспринимать нового учителя, для кого-то объяснение материала кажется слишком мудреным, недостаточно четкая речь педагога или слишком быстрый темп объяснения, повышенная интонация, которая может переходить в крик – все это пугает, а точнее, отпугивает ученика, особенно того, кто недостаточно силен в науках.
Обучающиеся перешли от одного учителя, который строил с каждым ребенком и с его семьей многогранные отношения, ко многим учителям- предметникам, отношения которых с учеником и его родителями становятся ситуативными и касаются в основном вопросов успеваемости и поведения на уроках.
Также родители играют большую роль в процессе адаптации школьника. Многие считают своих детей уже достаточно взрослыми и снижают контроль за ними, возложив всю ответственность на школу.
Еще одной проблемой является то, что вместо одного своего кабинета у обучающихся появляется кабинетная система, в которой ребенок чувствует себя потерянным.
А если учитель переносит методы обучения и формы взаимодействия со старшими классами на младшие классы, то из-за этого наблюдается резкое снижение успеваемости, потеря интереса к учебе, стресс и ухудшение здоровья обучающихся [18].Учителю географии для обеспечения преемственности очень важно предпринимать следующие действия:
1 действия – тщательно изучить программу по формированию универсальных учебных действий на первой ступени общего образования.
2 действие – ознакомится с портретом выпускника начальных классов.
3 действие – посетить уроки окружающего мира (природоведения).
4 действие – на педагогическом совете затронуть тему преемственности и обсудить пути решения.
5 действие – проанализировать диагностику результатов обучения при переходе в основную школу.
6 действие – разработать рабочую программу по предмету и отразить в ней усложнение учебных действий [38].
Организация поэтапной отработки универсальных учебных действий.
Организовать поэтапную отработку УУД, которая обеспечивает переход от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения действия, а также от совместного действия с учителем или одноклассниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции. Опираясь на положение теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) и теории формирования приемов умственной деятельности и умственного развития обучающихся (Е.Н. Кабанова-Меллер, Т.П. Герасимова, М.К. Ковалевская, В.А. Щенев), можно выделить основные этапы формирования умений при обучении географии (таблица 3) [47].
Таблица 3 — Этапы формирования умений и последовательности учебной деятельности
Разработка системы учебных задач, направленных на освоении универсальных учебных действий.
Главным условием при разработке системы учебных задач является учет специфики географического образования как составляющей общей культуры компетентной социально активной личности. Специфика географического образования проявляется в особом географическом мышлении, овладении географическим языком, умении использовать всевозможные источники информации и в применении методов географического познания и в реальных жизненных ситуациях. Именно поэтому важно учитывать классификации заданий по содержанию учебной деятельности обучающихся, проявлению творческой деятельности.
Универсальные учебной действия формируются на уроках географии при помощи системы учебных задач и заданий. В методике обучения географии сложилась определенная классификация учебных заданий по различным основаниям. Но нужно помнить, что в содержании примерных и авторских рабочих программ некоторые действия не выделены отдельной строкой – они «встроены» в содержание учебного процесса. Поэтому учитель, разрабатывая свою рабочую программу для определенных классов и под определенный тип образовательного учреждения, самостоятельно выбирает форму организации учебной деятельности.
Методы географии – неотъемлемый атрибут географического познания, с помощью которого знания могут реализоваться в умения. В учебном процессе эти методы используются в привычном для школьников виде [10].
Метод наблюдения – процесс данного метода, обучающиеся одновременно «смотрят» и мыслят. Результаты наблюдения как действия фиксируются в мышлении в виде теоретических принципов, обобщений.
Организация данного процесса требует применения не только познавательных, но и регулятивных действий (определить цель наблюдения, выстроить цепочку необходимых действий, спрогнозировать результат, скорректировать деятельность, осуществить итоговый контроль, оценить результаты).
- Метод географического описания – позволяет школьникам совершать следующие познавательные действия (отбирать необходимые источники информации, находить нужную информацию, составлять географическую характеристику территорий).
- Историко-географический метод – способствует овладению умениями объяснять, устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать. В школьной географии этот метод используется в сочетании с другими.
- Сравнительно-географический метод – заключается в том, что он помогает выявить и уяснить многообразие типов человеческой деятельности в различных природных и социально-экономических условиях. Именно поэтому школьников необходимо обучать приемам сравнения: проводить отбор признаков, сопоставлять, формулировать вывод о сходстве и различии, объяснять их причины.
Вышеуказанные методы относятся к наиболее распространенным и опробованным в школьной географии. Сейчас обучение предмету географии строится на основе деятельностного подхода, который требует «включения» в опыт деятельности школьников востребованных жизненной практикой методов – картографического, геоинформационного, полевого, статистического, дистанционного [21].
- Картографический метод – основан на понимании содержания карты позволяет установить причины, зависимости между географическими явлениями, сделать выводы, обобщения, спрогнозировать. Это подчеркивает исключительную роль данного средства обучения. Использование на уроках различных видов аэрокосмической информации способствует формированию у обучающихся умений ориентироваться, распознавать географические объекты, прогнозировать и анализировать.
- Количественные методы – применяются для объяснения, оценки и исследования разного рода цифровых показателей и отдельных процессов.
Основу их составляют статистические методы, которые в процессе практической деятельности формируют у обучающихся умения использовать статистической материалы для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных (наблюдения, сравнение, группировка, систематизация), применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
- Геосистемный метод – позволяет обучающимся составлять географическую характеристику территорий, устанавливать причинно- следственные связи, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов. Овладения данными приемами происходит поэтапно по следующей схеме: описание – поэлементная характеристика – выявление взаимосвязей и взаимоотношений с другими объектами и явлениями – анализ геосистем разного масштаба.
- Метод географического моделирования – способствует реализации принципа наглядности, т.е. использованию готовых моделей, а также усложнению характера познавательной деятельности обучающихся, т.е. преобразованию учебного материала в ходе теоретических обобщений и построению моделей. Работа с информацией, привлечение интернет-ресурсов в учебном географическом познании – важное составное звено геоинформационных методов [9].
Из данного примера, можно увидеть, что любое задание, основанное на деятельности, выполняется с использованием различных источников географической информации: карта, текстовая информация, таблицы, иллюстрации, схемы, профиля, электронной презентации, страниц электронного учебника и др.
Наряду с этим следует отметить, что не только методы формируют универсальные учебные действия, а также наибольшую актуальность приобретают педагогические технологии, учитывающие не логику построения научного знания, а логику деятельности школьников. При их применении допускаются временные паузы, индивидуальный темп выполнения, учет познавательных мотивов и неклассическая форма организации учебной деятельности. К таким технологиям деятельностного типа следует отнести: технологии на основе активизации учебной деятельности (применение опорных конспектов, технология проблемно- исследовательского обучения, технология поэтапного формирования учебных действия), технологии эффективной организации процесса обучения (информационно-коммуникативные технологии, технология коммуникативно-диалоговой деятельности, проектная технология, кейс- технология), технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса (технологии организации внеурочной деятельности, индивидуализация обучения и др.) [7,35].
Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий.
Современный словарь иностранных слов трактует понятие «мониторинг» как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям – наблюдение, оценка и прогноз.
Мониторинг реализуется как комплексное, динамическое, аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно- качественные изменения в объекте. Педагогический мониторинг можно определить также как форму организации, сбора, обработки, хранения информации о качестве образовательного процесса, обеспечивающую непрерывное слежение за ее содержанием и прогнозирование ее развития, а также как систему накопления инновационного опыта [12].
Мониторинг, в отличии от контроля, выявляющего рассогласование целей и результатов, исследует промежуточные состояния и выступает в определенной степени катализатором положительных изменений.
Деятельностный формат результатов образования представляет собой единство личностных, метапредметных и предметных результатов, что отражает комплексный характер развития личности обучающегося [27].
Таблица 4 — Мониторинговый цикл качества образованности и сформированности УУД по географии
Из данного параграфа можно сделать вывод: успешное формирование универсальных учебных действий зависит от определения цели и связи УУД с предметом; планирования этапов урока; обеспечения преемственности; поэтапного формирования УУД; применение психолого-педагогических методик; использование учителем современных педагогических технологий; разработка системы задач и заданий, форм контроля, диагностики индивидуальных достижений обучающимися.
Изучив и проанализировав главу, можно сделать вывод: УУД выступают одним из основных факторов в освоении обучающимися географической картины мира и ценностно-смысловых ориентиров. Учет особенности и специфики УУД при обучении географии требует выстраивания новой методической системы, направленной на активное участие школьника в учебной деятельности.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф