СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что с ведением ФГОС ДО изменяется содержание образования в дошкольных образовательных организациях: наблюдается переход от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности воспитанников. Одной из важной проблем в этой связи является проблема приобщения детей младшего дошкольного возраста к искусству, в частности к лепке.
Искусство – одно из самых загадочных и таинственных явлений нашей действительности. Л.С. Выготский считал, что искусство является скорее организацией нашего поведения на будущее, установка вперед, требование, которое, может быть, никогда и не будет осуществлено, но которое заставляет нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит за ней [10, с. 163].
Дошкольный возраст – это период активной деятельности и творческой фантазии. Именно поэтому очень важно с самого раннего детства заинтересовать детей, завлечь их, зажечь сердца, зародить в них творческое начало.
Проблема развития интереса к лепке у детей дошкольного возраста является актуальной, так как, с одной стороны позволяет развивать познавательную активность детей, с другой – их ручную умелость.
Вполне объяснимо, поэтому внимание, оказываемое современными педагогическими исследованиями познавательным интересам, которые в становлении личности играют роль ценных мотивов деятельности, а при некоторых условиях становятся чертой личности и обнаруживают себя в любознательности, пытливости, в постоянной и неистощимой жажде знаний.
Интерес служит основой для совершенствования способностей и склонностей ребенка к различным видам продуктивной деятельности (рисованию, лепке, конструированию). В Федеральных государственных требованиях к образовательным программам ДОУ лепка входит в образовательную область «Художественное творчество». Содержание этой области направлено на формирование у детей интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение их потребности в самовыражении через развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); развитие детского творчества.
Исходя из общего определения интереса как направленности личности на какую-либо деятельность, потребность в этой деятельности и положительное эмоциональное к ней отношение, под интересом дошкольника к лепке понимается сознательная устремленность ребенка к лепке, которая характеризуется такими показателями, как устойчивость, осознанность и активность.
Говоря о лепке в детском саду, мы имеем в виду изобразительную деятельность детей, в процессе которой они создают элементарную скульптуру, используя глину или пластилин. Лепка – увлекательное занятие для детей. Дети находят большое удовольствие в передаче знакомых фигур из мягких, податливых материалов. Овладение лепкой невозможно без развития интереса к этому виду продуктивной деятельности.
Развитие интереса у дошкольников к лепке, по мнению В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой, – это целенаправленный и педагогически организованный процесс перехода от любопытства к любознательности, а затем – к элементарному интересу как устойчивой познавательной направленности на предмет и процесс лепки [15, с.226]. Развить интерес дошкольников к лепке возможно только при руководящей роли взрослого, в совместной деятельности детей и взрослых.
Целью исследования теоретически обосновать и выявить возможности формирования интереса к лепке у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс обучения детей младшего дошкольного возраста лепке.
Предмет исследования – создание педагогических условий для формирования интереса к лепке у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: если в процессе обучения детей младшего дошкольного возраста лепке создавать специальные педагогические условия, учитывать возрастные особенности дошкольников, то можно значительно повысить у них уровень сформированности интереса к лепке.
Исходя из поставленной цели, выдвинутой гипотезы, в соответствии с объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
- Изучить теоретические основы психологии интереса, описать особенности развития интереса у детей дошкольного возраста к лепке;
- Рассмотреть возможности лепки в дошкольном возрасте;
- Проанализировать содержание и методику обучения детей лепке.
- Опытно-практическим путем изучить особенности формирования интереса к лепке у детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования. Теоретические: анализ научных подходов и концепций формирования интереса к лепке у детей младшего дошкольного возраста, методических пособий; отбор и систематизация материалов по изучаемой проблеме. А также такие методы, как наблюдение за процессом обучения младших дошкольников лепке, фиксирование изменений в состоянии детей, их взаимоотношениях; опрос (анкетирование, беседа, тестирование) эксперимент; анализ образовательных программ, планов и отчётов педагогического коллектива, статистическая обработка данных; математическая обработка данных.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложений.
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы формирования интереса к лепке у детей младшего дошкольного возраста
1.1 Психология интереса
Как указывает этимологический словарь русского языка, слово «интерес» заимствовано через польский язык из немецкого или непосредственно из немецкого языка в Петровскую эпоху. До середины XVIII века первоначально означало «выгоду, дело». Современное значение трактуется как «внимание к кому-либо, чему-либо; занимательность, увлекательность; важность, значение, выгода, польза» и возникло под влиянием французского interet [59, с. 97].
В словаре русского языка XVIII века, кроме данного определения появляется объяснение интереса, как свойства: «Интерес, свойство, которое привязывает и заставляет брать участие в человеке, в деле или сочинении» [50]
Таким образом, определения понятия «интерес» даются достаточно разнопланово, многоаспектно. Рассмотрим некоторые из них.
В определении К. Роджерса, интерес (от лат. interest – имеет значение) – стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Интерес носит избирательные характер, выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения к работе [46, с. 102]. Интерес, в понимании А.А. Реан, – особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в его суть, узнать, понять [45, с. 88]. Интерес, с позиции Н.Г. Яковлевой, – мотив или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности [62, с. 121]. Интерес, в определении Л.Д. Столяренко, – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности [52, с. 63]. В работах Б.И. Додонова интерес рассматривается как избирательная направленность человека, его внимания [21, с. 47]. По мнению Л.А. Гордона, «интерес – это своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека» [17, с. 76]. Л.С. Выготский утверждает, что интересы лежат в основе всего культурного и психического развития ребенка. Они определяют такой вектор отражения объективной действительности, который ориентирует ребенка на избирательное отношение к существующим обстоятельствам [15, с. 245].
В психолого-педагогической науке выделяют различные признаки интереса. Например, А.Н. Прядёхо выделяет следующие [44, с. 25]:
- объективно-субъективный характер, то есть посредством интереса устанавливается связь с объективным миром;
- эмоциональная окрашенность интереса;
- осознанность интереса (степень осознанности характеризует силу его проявления и устойчивость);
- избирательный характер интереса;
- положительное влияние интереса на интеллектуальную и практическую деятельность, на волевые усилия личности.
Как видно, понятие «интерес» – многозначно. «Интерес» обозначает и любую форму направленности субъекта к овладению тем или иным видом деятельности, или же обозначает те формы активности, которые связаны с процессом познания. Иногда понятие «интерес» сужается до следующих понятий: внимание, любопытство, стимул и т.п. В определении интереса присутствуют эмоциональный и волевой моменты – эмоция и усилие.
Современная психология рассматривает интерес не как изолированное психологическое явление, а в тесной связи с потребностями и мотивами, которые оказывают влияние на все сферы жизни общества и жизнедеятельности человека. Содержание этих понятий раскрывается в работах Б.Г. Ананьева [4], Е.П. Ильина [26], А.Н. Леонтьева [33], С.Л. Рубинштейна [47] и других авторов. При всем многообразии суждений феномена «интерес», существует несколько основных подходов при определении психологической характеристики этого понятия.
Интерес – одна из форм направленности деятельности личности, предполагающая сосредоточение внимания на определенном, вызывающем этот интерес феномене [18, с. 118-130]. Он может быть выражен как:
- отношение к чему-либо как ценностному и привлекательному;
- мотивационное состояние субъекта, которое побуждает его к активно-познавательной, познавательно-креативной, созидательной деятельности.
- Кроме того, интерес характеризуется следующими положениями:
- его содержание все время дополняется, обогащается, опредмечивается, детализируется, закрепляется;
- он содействует преодолению и разблокированию интеллектуально-ментальных (тонкоматериальных, чувственно-эмотивных) трудностей;
- его различные формы способствуют освоению индивидом рациональных, прагматических (не отягощенных излишними нравственными ограничениями) форм поведения в социуме.
Таким образом, интерес – это «сплав», единство интеллектуальных, эмоциональных, волевых проявлений личности, ядро которого составляют мыслительные процессы, а основными свойствами являются предметность и осознанность. Интерес можно охарактеризовать и как сложное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности, в котором выражено его стремление к всестороннему развитию и изучению, познанию их существенных свойств. Нам близко определение интереса как креативной силы актуализации избирательности восприятия и познавательной деятельности человека, выполняющая функцию ориентации личности в социокультурной среде и являющаяся главным стимулом самореализации личности.
1.2. Особенности развития интереса у детей младшего дошкольного возраста к лепке
Значение лепки для обучения и воспитания детей дошкольного возраста трудно переоценить. Н.Б. Халезова отмечает, что во время работы с глиной ребенок получает эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Одновременно ребенок осознает различные свойства глины и пластилина, знакомится с объемной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей [55, с. 23]. Но овладение лепкой невозможно без развития интереса к этому виду продуктивной деятельности.
Э.А. Баранова подчеркивает, что если дети оценивают предлагаемое им содержание как «неинтересное», то оно полностью исключается из области детской деятельности, поскольку становится неважным, незначимым для них». Неслучайно и сам термин «интерес» происходит от латинского слова intersum, что значит «имеет значение, важно» [5, с. 24].
Таким образом, развитие целенаправленного, устойчивого интереса к лепке, к ее результату, является одной из основных задач педагога в работе с младшими дошкольниками. Каждому воспитателю необходимо знать моменты, являющиеся первыми побудительными факторами привлечения внимания, интереса детей к лепке. Одним из таких факторов может быть новый изобразительный материал, появившейся в группе (глина, тесто, скалка, формочки для печенья и т.д.). Ребенку обязательно захочется поэкспериментировать с необычными предметами. Бывает, что толчком к проявлению интереса к лепке служит наблюдение за теми, кто занимается лепкой. Как указывает В.А. Ватагин, процесс создания взрослыми ярких образов производит неизгладимое впечатление на детей. Здесь важно соблюсти принцип доступности, чтобы ребенок не испытал чувство разочарования. Для этого можно показать отпечатки различных предметов на тесте (пластилине, глине) или воспользоваться формочками для печенья [9, с. 53]. Нередко желанию лепить служит глубокое эмоциональное переживание малыша при восприятии красивой яркой игрушки или картинки. Создавая затем поделку, ребенок еще раз переживает тот эмоциональный подъем, который присутствовал во время наблюдения.
По мнению Н.А. Ветлугиной, лепка у младших дошкольников тесно связана с игрой, поэтому главной побудительной силой является создание игровой мотивации. Дети с удовольствием займутся лепкой, чтобы «накормить» зайчика или «спасти» котенка. Задача педагога при этом – помочь ребенку осознать ценность результатов своей деятельности [12, с. 48]. Нельзя забывать и о совершенствовании ручной умелости малышей. Овладение техникой лепки способствует достижению цели и получению результата деятельности, что приводит к удовлетворению, которое получают дети от лепки, а значит и развивается интерес младших дошкольников к лепке. Таким образом, развивая интерес к лепке, мы содействует гармоничному развитию личности ребенка, помогаем создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечиваем развитие у детей способностей к эстетической деятельности.
Дошкольный возраст, по мнению А.А. Волковой, является основополагающим для развития творческих способностей, и существует множество продуктивных видов деятельности, которые направлены на их развитие, и одной из них является лепка из глины. Издавна лепка из глины использовалась людьми для создания скульптур, благодаря чему находили свое материальное воплощение идеи творца [14, с. 15]. В наше время лепка из глины не менее востребована, и на занятиях по творческому воспитанию педагоги часто прибегают к использованию лепки для развития творческих способностей детей. Анализ определений понятия «лепка» показал, что многими авторами оно понимается примерно одинаково. Так, по мнению В.А. Ватагина, лепка представляет собой придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов [9, с. 54]. Согласно определению, данному Н.А. Ветлугиной, лепка – это создание скульптуры из мягких материалов (глина, воск, пластилин) путем наращивания или удаления пластической массы [12, с. 17].
Лепка – это художественно-творческая деятельность. Основная задача ее заключается в том, чтобы развить эстетические чувства, эстетические представления, эстетические взгляды на мир, научить детей создавать своими руками предметы, игрушки из глины, пластилина или слоеного теста, предоставить детям возможность познать радость созидания, радость творчества, получить удовлетворение от творческой деятельности. Для ребенка, который воспитывается под влиянием изобрази- тельного искусства, мир становится многозначным, многообразным, многоцветным, добрым и прекрасным, а сам ребенок – здоровым и успешным. Значение лепки для развития ребенка огромно. Это – искусство детей – очень живое, непосредственное, с реалистическим или экспрессивным отношением к действительности. По мнению Г.Г. Григорьевой, искусство это очень осязаемо. Лепные фигурки как настоящие. Их можно трогать, рассматривать со всех сторон, быстро изменять по своему желанию. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции. С ними можно играть и показывать спектакли. А лепные картинки или интерьерные поделки очень украсят любое помещение [19, с. 74]. Все, что видит и о чем мечтает ребенок, может воплотиться в лепных образах. Так рождается особый мир – маленький, игрушечный, но как настоящий.
Как указывает Н.А. Зимина, лепка – один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности. Лепка – это не только забавные игрушки и радость совместного общения, это и [23, с. 49]:
- координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;
- разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса);
- возможность создания объемных поделок;
- умение планировать работу и доводить ее до конца;
- богатое воображение.
В лепке, как и в любой творческой деятельности, указывает Р. Каюмова, ярко выражена направленность на конечный результат. Лепка содействует гармоничному развитию личности ребенка, помогает создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать развитие у детей способностей к эстетической деятельности [28, с. 18]. Современные исследования и передовой опыт в области развития изобразительной деятельности (О.В. Корчинова [31] и др.) свидетельствуют, что процесс обучения не только должен иметь целью развитие творчества детей, но и сам носить творческий характер. Ее цель – развитие художественно-творческих художественных способностей детей [31, с. 25]. При обучении лепке важно пробудить в ребенке умение ставить себе идеальную конечную цель, а не идти послушно за материалом и случайными ассоциациями, вызванными такими же случайными изменениями его формы. Необходимо выработать в нем навыки постепенного заполнения этой идеальной формы как бы изнутри до необходимого предела. Материалы жесткие, скульптурные: та же глина, уплотненная, подвергаемая обработке ножом, гипс твердый, дерево, камень – все они требуют к себе иного метода отношения. Здесь путь обратный. Здесь идеальная форма отыскивается извне в блоке, в котором она скрыта, отыскивается путем отнятия, отбивания от него всего излишнего.
По мнению И.А. Лыковой, большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в художественной деятельности дошкольников. Главная ценность ребенка заключается не в знании, которое он приобретает, а в той уникальности, которую он воплощает. Развитие индивидуальности каждого ребенка, независимо от художественных способностей, есть главный путь развития творчества [35, с. 102]. Учитывая индивидуальные различия, выявляя отстающих или одаренных детей, создавая благоприятные условия для развития, педагог создает условия для развития творчества всех детей без исключения.
Анализ теоретических источников позволил выявить несколько существенных противоречий. Первое из них – это противоречие между творческостью и технологичностью. С одной стороны, воспитание творчества должно стать во главе современного образования. С другой стороны, образование – это всегда определенная технология, которая зачастую отодвигает творчество на второй план. То есть, разработаны содержательные методики, позволяющие развивать творческие способности, но на практике в дошкольных учреждениях при чрезмерной заорганизованности занятий по изобразительной деятельности дети становятся пассивными исполнителями. А это тормозит процесс творчества. Второе противоречие – это противоречие между необходимостью индивидуального подхода и массовостью обучения и воспитания. В практике дошкольной образовательной организации возможности индивидуального подхода иногда сводятся к варьированию объема информации и скорости ее усвоения, в том числе, в изобразительной деятельности. Недооценивание в практике дошкольного воспитания этих проблем создает препятствия в активизации творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
Е.Е. Петровская указывает, что в младшем дошкольном возрасте воспитатели мало внимания обращают на развитие художественного творчества, поэтому работы детей часто однообразны по содержанию и способам выполнения. Причина этого состоит в том, что педагог в основном использует показ образца и приёмов изображения, тем самым лишает детей самостоятельности при выборе материалов, средств выразительности, которые у каждого ребёнка могут быть разными [42, с. 69]. Особенно ярко такая тенденция проявляется при анализе детьми результатов своего творчества. Они затрудняются в характеристике выразительно-изобразительных средств, с помощью которых создан образ в рисунке, лепке.
Эстетические оценки детей, по мнению Н.А. Ветлугиной, очень элементарны: «красиво – некрасиво», «нравится – не нравится» [12, с. 54]. Однако некоторые отмечают сочетания красок, линий, форм, выделяют рисунки, лепку, в которых их привлекает сюжет, изображение природы, мир животных, сказочные образы. Одним из показателей творчества, как указывает К.К. Соколова, является оригинальность, новизна передачи характерных черт в облике изображаемого персонажа [51, с. 41]. В лепке у детей младшего дошкольного возраста возможны такие творческие проявления благодаря их любознательности, интересу ко всему новому, необычному. В основе педагогического руководства процессом художественной деятельности должны быть личностно-ориентированный подход воспитателя к каждому ребёнку, использование методов и приёмов развивающего обучения, взаимосвязь обучения и творчества, интеграция видов изобразительной деятельности с учётом специфики каждого вида.
Таким образом, можно сделать вывод, что процесс лепки в младшем дошкольном возрасте приобретает более самостоятельный характер, что способствует развитию интереса ребенка к лепке. Основой для этого служит методически грамотно организованная деятельность воспитателя, а также субъективный опыт младшего дошкольника во взаимодействии с окружающим миром, его психологическое и физиологическое развитие. Наиболее ярко это проявляется в создании игровых упражнений, где происходит взаимодействие ребенка с другими участниками воспитания.
Вывод по первой главе
Обобщая вышесказанное, выделим следующее:
Интерес является путем удовлетворения собственных потребностей. Как правило, интерес объективен и не зависит от конкретного человеческого сознания, поскольку пути решения проблем, удовлетворение потребностей сам человек берет из культуры.
Познавательная активность младших дошкольников – это личностное образование, состояние, которое выражает в интеллектуально-эмоциональном отклике ребенка на процесс познания: это и стремление к получению знаний, и умственное напряжение, и проявление усилий, связанных с волевым воздействием в процессе получения знаний, это готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение им индивидуальных и общих заданий, проявление интереса к деятельности взрослых и т.д.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей младшего дошкольного возраста. Необходимо целенаправленно развивать интерес к лепке, так как она благотворно влияет на всестороннее развитие ребёнка. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для ребёнка. Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности формирует, эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
