Меню Услуги

Формы и методы государственного управления инновационными процессами. Часть 2.

Страницы:   1   2   3   4


1.3. Механизмы стимулирования инновационной деятельности

 

Инновация это итоговый результат инновационной деятельности, осуществляющейся в рамках их эффективного управления на предприятии. Организации могут в полной мере применять различные методы для управления инновациями, рассчитывая на хорошй эффект от инновации. В таблице 4 мы приведены различные понятия термина «инновационная деятельность» сформированные несколькими авторами.

Таблица 4 – Понятие «инновационная деятельность», определяемое разными авторами

Автор Определение понятия
1 2 3
1 Поляков В.В. Инновационная деятельность: процесс, направленный на разработку и на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.
2 Жариков В.В. Инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на отечественных и зарубежных рынках.
3 Байтасов Р.Р. Автор трактует это понятие как процесс, включающий разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительских ценностей.
4 Ковалев Н.Р., Пирожков В.А. Инновационная деятельность – вид труда, связанный с превращением (трансформацией) идей в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, либо новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, либо в новый подход к социальным услугам.

 

Исходя из вышепредставленных определений авторов, мы вполне можем сделать следующий вывод — инновационная деятельность компании это сложный механизм, который требует вложения больших сил, ответственности и умений.

В более обобщенном смысле дает нам понятие Интернет ресурс Википедия. Оттуда следует, что инновационная деятельность — это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, который направлен на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Как результат инновационной деятельности можно рассмотреть товары/услуги с новыми качествами.

Также инновационная деятельность может быть определена как деятельность по созданию, освоению, распространению и использованию инноваций [30].

Автор Жариков В.В. в своем труде выказывает мнение, что инновационная деятельность – это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в целом приводят к инновациям. Основными видами могут быть:

а) подготовка и организация производства, охватывающие приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества, необходимых для создания нового технологического процесса;

б) предварительные производственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования;

в) маркетинг новых продуктов, предусматривающий виды деятельности, связанные с выпуском новой продукции на рынок, включая предварительное исследование рынка, адаптацию продукта к различным рынкам, рекламную кампанию;

г) приобретение технологии со стороны в форме патентов, лицензий, ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;

д) приобретение овеществлённой технологии – машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением на инновационное предприятие продуктовых или процессных инноваций;

е) производственное проектирование, включающее подготовку планов и чертежей для определения производственных процедур, технических спецификаций [24].

Иными словами инновационная деятельность включает в себя совокупность различных этапов по созданию и распространению новых продуктов, технологий, услуг и процессов во внешней и внутренней среде.

Автор А.Н. Цветков приводит наглядное представление инновационного процесса в схеме (рисунок 3).

Рисунок 3 – Схема инновационного процесса по А.Н. Цветкову [45]

Начальный этап инновационного процесса — инициация, которая определяет главную цель будущей инновации. После определения главной цели следует выбор идеи. При выборе идеи проводятся исследования рынка и спроса на данный вид продукции.

При получении результата исследования принимается решение о разработке продукции. Далее проводится этап конструирования, для каждого продукта или процесса производится свой метод конструирования. После проведения испытаний, инновацию в завершенном виде выводят на рынок.

На сегодняшний момент компании следят за позитивными результатами фундаментальных исследований новых идей. В результате такой научно-технической гонки на рынке ежедневно появляются все новые и новые товары и услуги. [3]

Инфраструктура инновационной деятельности в целом представляет собой комплекс следующих взаимосвязанных систем [51]:

— информационного обеспечения;

— экспертизы (включая государственную) инновационных программ, проектов, предложений и заявок;

— финансово-экономического обеспечения инновационной деятельности;

— производственно-технической поддержки создания новой конкурентоспособной наукоемкой продукции, высоких технологий и их практического освоения;

— сертификации наукоемкой продукции;

— продвижения нововведений на региональный, межрегиональный, федеральный и зарубежные рынки;

— подготовки и переподготовки кадров для инновационной деятельности;

— координации и регулирования развития инновационной деятельности.

Возможным источником финансирования деятельности инновационных предприятий выступают гранты, являющиеся непосредственной основой разработки концепции нового продукта и исследования потенциального рынка; они не подлежат возврату и служат основой, когда такие предприятия обращаются за частным капиталом для своего дальнейшего развития.

На венчурном рынке наблюдается спад активности: количество сделок в новом финансировании осталось на прежнем уровне, однако объем инвестиций сократился на 26% по сравнению с 2016 годом. За 2017 год объем «выходов» увеличился в 5 раз, количество сделок – в 13. Позитивным фактором является все большее участие российских инвесторов в международных процессах: увеличивается количество инвестиций в иностранные проекты и количество синдицированных сделок.

Среди наиболее привлекательных индустрий для инвесторов остаются «ИКТ» и «розничная торговля».

Несмотря на нестабильную экономическую обстановку в стране создаются новые венчурные фонды. В 2017 году объем венчурного рынка в России составил 447,5 млн. долл. или 319 сделок.

Резюмируя все вышеизложенное, можно сделать вывод, что важной составляющей системы финансирования инновационной деятельности является полиархичность источников, их гибкость и мгновенное реагирование к быстро меняющейся инновационной среде, что связано с достаточно высокой степенью риска инновационной деятельности и ее неопределенности.

Как показывает опыт зарубежных компаний, наиболее эффективной формой финансирования инновационной деятельности предприятий на первоначальном этапе являются внешние прямые инвестиции в акционерный капитал (бизнес-ангелы, фонды венчурного капитала).

Данная форма финансирования учитывает особенности деятельности инновационных предприятий, специфику рисков, а также их потенциальную прибыльность.

Важную роль сыграл закон Сарбейнза-Оксли, ставший ответом законодателей на корпоративные скандалы в Enron, WorldCom, Tyco, Adelphia, Peregrine Systemsand Global Crossing, Qwest Communications International, создавший новый правовой режим для публично проданных корпораций. Он создавал систему, при которой признавалось неверным ориентация корпораций на краткосрочные доходы, а не создание долговременной ценности, а руководителей и аппарат управления акционерных обществ вынудил отказаться от вознаграждений, в том числе и в виде ценных бумаг [17].

Следующий период развития венчурного рынка получил условное название «Эрамегаскупки». Он начался в конце 005 – начале 2006, продолжился на протяжении всего 2007 года, когда рекорд «Самая большая покупка»был несколько раз установлен и превзойден в течение 18-месячного периода с начала 2006 в течение середины 2007. Необходимо также отметить, что этот бум не был географически ограничен США из тронул как промышленно развитые страны Европы, таки Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Венчурные инвестиции выступают важным источником внебюджетного финансирования инновационных проектов, обладают доходностью выше среднего уровня, осуществляются в условиях неопределенности и риска. Развитие глобального рынка венчурных инвестиций демонстрируют показатели динамики венчурных инвестиций, их удельного веса в процентах от ВВП, вт. ч. по стадиям развития инновационных предприятий.

Вторая практика также предусматривала покупку акций венчурной компании, которой на определенный период могли предоставить развивающее финансирование до достижения искомого результата разработок или исследований или истечения установленного срока. Эти варианты практик венчурного рынка привели к формированию двух типов экономических авторов, которые распространены на нем более всего:

  • Фирма, занимающаяся операциями с частными акциями, (управляющая компания), которая предоставляет акционерам за выплату комиссионных услуги по управлению и процент от прибыли, заработанной инвестиционными профессионалами и менеджерами фирмы, занимающейся инвестиционными и акционерными. Самый известный пример такой инвестиционной фирмы – Blackstone Group.
  • Фонд частных инвестиций или подобный инвестиционный механизм, который распоряжается деньгами инвесторов инвестируя их в портфели, среди которых бывают и венчурные.

Рассмотрим в ракурсе указанной модели тенденцию эволюции мирового рынка венчурных инвестиций.

Таблица 1.1 Сводные показатели мирового рынка венчурных инвестиций (2014 – 2017 гг.)

Год общий объем инвестиций (млн. дол.) тенденция средний объем сделки (млн. дол.) тенденция количество сделок (тыс.) тенденция
2014 46 0,1 9,8 1 4,6 -0,5
2015 29,4 -16,6 7,7 -2,1 3,8 -0,8
2016 46,1 16,7 8,7 1 5,3 1,5
2017 54,2 8,1 9,4 0,7 5,7 0,4

 

Обобщив представленные данные в виде графика, можно явно увидеть объективную динамику эволюции мирового рынка венчурных инвестиций в первом десятилетии настоящего века:

Бесспорно, что на венчурном рынке существует географическая дифференциация. Основные авторы этого рынка распределились, на протяжении первого десятилетия следующим образом:

1.США;

2.Евросоюз;

3.Израиль;

4.Китай.

Дадим комплексную характеристику их венчурных рынков по модели. Представим её в виде сводной Таблицы 1.2.

Обобщая приведенное в таблице, необходимо отметить, что рынки США, Евросоюза и Израиля сегодня могут быть названы классическими, так как на протяжении первого десятилетия века демонстрировал и сходство поведения и протекания процессов. Китайский рынок, мощноворвавшийся в общемировую венчурную сферу, напротив, на фоне общего спада вышеозначенных рынков продемонстрировал бурный рост, который, как видится диссертанту, связан не только с объективными экономическими условиями развития национальной экономики КНР, но и с волевым решением руководства КПК об интенсификации развития венчурного бизнеса в стране.

Таблица 1.2 Комплексная характеристика странов венчурных рынков

Год США Евросоюз Израиль Китай
Кол-во сделок Средний объём сделки (млн. долл.) Общий объём инвестиций (млрд. долл.) Кол-во сделок Средний объём сделки Общий объём инвестиций (млрд. долл.) Кол-во сделок Средний объём сделки Общий объём инвестиций (млрд. долл.) Кол-во сделок Средний объём сделки (млн. долл.) Общий объём инвестиций (млрд. долл.)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
2005 6 359 11,0 94,1 3 959 5,1 20,1 606 6,9 4,2 н/д н/д н/д
2006 3 335 9,1 36,7 2 753 3,6 9,9 350 6,3 2,2 н/д н/д н/д
2007 2 472 8,8 22,4 1 779 3,0 5,3 221 5,9 1,3 н/д н/д н/д
2008 2 279 9,5 20,1 1 484 2,9 4,3 204 4,9 1,0 н/д н/д н/д
2009 2 431 9,5 23,0 1 429 3,6 5,1 230 6,5 1,5 н/д н/д н/д
2010 2 573 10,6 24,5 1 441 3,7 5,3 222 5,9 1,3 163 6,1 1,0
2014 2 754 10,9 29,1 1 324 4,8 6,3 244 6,1 1,5 254 8,3 2,1
2015 2 967 11,0 32,2 1 543 5,4 8,4 258 6,2 1,6 293 8,5 2,5
2016 2 817 8,6 31,0 1 234 6,1 7,5 247 8,5 2,1 260 16,5 4,3
2017 2 489 11,0 21,4 915 5,03 4,6 150 5,3 0,8 188 10,1 1,9

 

Обобщая показатели состояния мирового венчурного рынка, необходимо отметить, что в 2015 году объём собственно рынка венчурных инвестиций в мире составил $ 28,9 млрд.

Основные авторы этого рынка распределились следующим образом:

Таблица 1.3 Объём рынка венчурных инвестиций по странам в 2015 году

№ п/п Страна Объём венчурных инвестиций (млрд. долл.) Объём венчурных инвестиций (%)
1. Соединенные Штаты Америки 21,4 73%
2. Европейский Союз 4,6 16%
3. Китай 1,9 6%
4. Израиль 0,9 3%
5. Индия 0,4 1%
6. Российская Федерация 0,3 1%

 

Представив изложенную информацию в виде диаграммы, мы можем убедиться, что наибольший объём мирового рынка венчурных инвестиций находится, по-прежнему, в США.

Рис. 1.2 –Общий объём мирового рынка венчурных инвестиций 2015 г.

 

Поэтому уместно сделать вывод, что на рынке господствующей является, безусловно, американская модель. Её отличительными чертами являются четкое разделение первичного и вторичного рынков венчурных инвестиций.

При этом надо учитывать, что первый рынок, где собственно и проводятся первичные инвестиции в «стартапы» предприятий значительно меньше второго, где производятся выкупы и последующие операции с акционерными портфелями венчурных предприятий, инвестиционными обязательствами и более крупными фондовыми портфелями, сформированными на их основе.

Цель вторичного рынка и большинства проводимых там операций, это возврат венчурным инвесторам их капиталовложений в предприятия на первых стадиях, а так же в возврате инвестиций как минимум в их исходном объёме, либо, в лучшем случае, с прибылью.

Наиболее крупные сделки на российском технологическом рынке за 2017 год

  • ru Group – UCP (доля «VKontakte») $1,47 млрд.
  • ru Group – Иван Таврин (доля «VKontakte»), 12,43 млрд рублей.
  • «Yandex» – Auto.ru, $175 млн.
  • АФК «Система», ОАО «МТС» – OzonHoldings, $150 млн.
  • Консорциум во главе с VostokNafta – GetTaxi, $150 млн.13
  • «Ulmart» – Zvooq, $20 млн.
  • Naspers – Esky.ru, $18,8 млн.
  • VaizraCapital – «Островок», $12 млн.
  • IFC – Lamoda, $10 млн.
  • iTechCapital – Aviasales, $10 млн.

Подводя итог исследовании отметим следующее:

— на протяжении первого десятилетия венчурный рынок концентрировался в США, где были выявлены, иногда и целенаправленность формированы его принципиальные особенности.

— варианты практик венчурного рынка привели к формированию двух типов экономических авторов, которые распространены на нем более всего:

  • Фирма, занимающаяся операциями с частными акциями, (управляющая компания), которая предоставляет акционерам за выплату комиссионных услуги по управлению и процент от прибыли, заработанной инвестиционными профессионалами и менеджерами фирмы, занимающейся инвестиционными и акционерными. Самый известный пример такой инвестиционной фирмы – Blackstone Group.
  • Фонд частных инвестиций или подобный инвестиционный механизм, который распоряжается деньгами инвесторов инвестируя их в портфели, среди которых бывают и венчурные.

Венчурный рынок является одним из основных источников финансирования инновационных проектов. По оценке J’son&Partners Consulting, в 2015 г. объем венчурного рынка составил 447,5 млн. долл., в том числе новое финансирование – 258,2 млн долл., «выходы» из проектов – 189,3 млн.долл.

Эксперты отмечают, что инвестиционной активности снижена на рынке по сравнению с 2017 годом, по сравнению с которым объем нового капитала существенно сократился, а именно на 26%.

В 2017 году объем венчурного рынка в нашей стране составил 447,5 млн долларов или 319 сделок. Наблюдается спад активности: кол-во сделок в новом финансировании осталось на таком же уровне, а вот объем инвестиций сократился на целых 26% по сравнению с 2016 годом. За 2017 год объем «выходов» увеличился в пять раз, количество сделок – в тринадцать.

Позитивным фактор все таки есть, им является тот факт, что все большее количество российских инвесторов участвуют в международных процессах: увеличивается количество инвестиций в зарубежные проекты и количество синдицированных сделок. Среди наиболее привлекательных индустрий для инвесторов остаются «ИКТ» и «розничная торговля». Несмотря на нестабильную экономическую обстановку в стране создаются новые венчурные фонды, что можно назвать положительной динамкой.

Резюмируя все вышеизложенное, можно сделать вывод — важной составляющей системы финансирования инновационной деятельности является полиархичность источников, их гибкость и мгновенное реагирование к быстро меняющейся инновационной среде, что связано с достаточно высокой степенью риска инновационной деятельности и ее неопределенности.

 

Глава 2. Анализ роли инновационной инфраструктуры в странах мира

2.1. Характеристика инновационной инфраструктуры США

 

В данном параграфе будет рассмотрена РФ со стороны развитости инновационной сети в национальной и глобальной среде. Данные сети способствуют развитию экономики и укреплению конкурентоспособности на «мировой арене».

По данным за 2013 год доля инвестирования США в НИОКР составила 2,7% от ВВП страны и занимает первое место по данным Battelle Memorial Institute [27]. Так же известно, что 80% от этого значения инвестируются на малые предприятия. Россия занимает десятое место по инвестированию в НИОКР – 24 млрд; 1% от ВВП страны.

Рисунок 9 – Доля расходов на НИОКР от ВВП.

 

Анализируя данные Росстата можно утверждать, что Россия достаточно сильно уступает другим странам с развитой рыночной экономикой и по развитию в целом малого предпринимательства (10–11% ВВП), и даже по развитию инновационного предпринимательства, что является отрицательной чертой российской экономки. Доля такого предпринимательства в общей структуре малого бизнеса РФ незначительна, она варьируется в промежутке между 1,4 % до 3,5%. Из всех малых инновационных предприятий (МИП), не более 15% можно назвать по-истине инновационными. Они проводят научные исследования, занимаются охраной интеллектуальной собственности и коммерциализацией нововведений на рынке. Большая часть этих предприятий в РФ занимается модернизацией существующих технологий. [20].

Сравнительный анализ позиций России на «мировой арене» позволяет описать уровень инновационной развитости.

Более того, в связи с инновационным индексом развития, который тесно связан с уровнем взаимодействия науки и производства, уровнем квалификации специалистов, уровнем поощрительных мер рынка, выявленные результаты говорят о низком уровне развития и ближайшими соседями по индексу развития являются такие страны, как Хорватия, Польша, Иордания, Ямайка (табл. 3) [41].

Таблица 2 — Позиции России по ряду экономических показателей

Показатель Россия США Германия Япония Китай
Объёмы промышленного производства (млрд.долл.)/место среди других стран 290/10

 

 

2732/1

 

 

838/4

 

 

1360/2

 

 

1072/3

 

 

Выпуск продукции обрабатывающей промышленности (млрд.долл.)/место среди других стран 137/11

 

 

1738/1

 

 

643/4

 

 

952/2

 

 

760/3

 

 

Индекс инновационного развития/место среди других стран  

 

2,60/54

 

 

 

5,80/1

 

 

 

4,89/2

 

 

 

3,90/12

 

 

 

3,21/29

 

 

 

Общий объм ассигнований на НИОКР (% от ВВП)/местосреди других стран 1,17/28

 

2,66/6

 

2,49/6

 

3,2/4

 

1,23/25

 

 

Если рассматрвать статистику по объёмам затрат на НИОКР в некоторых странах, то по полученным данным можно сказать следующее — в большинстве стран объёмы финансирования со стороны государства составляют не более 33% и со стороны образовательных учреждений около 36%, в то время как частный сектор составляет почти 60% всего финансирования. Важно отметить, что Россия имеет совершенно противоположные показатели в финансировании.[1, c.11]

На долю государства объём финансирования составляет почти 63%, в то время как частный сектор покрывает только около 50% от затрат государства (доля частных предприятий около 30%). Более того в сравнении с другими странами затраты образовательных учреждений также гораздо выше, что может быть обусловлено активным финансированием со стороны государства.

Проводя анализ структуры государственного финансирования, можно выдвинуть предположение, что основная часть направляется на развитие оборонной промышленности, в то время как меньшая часть на прикладные исследования. Таким образом, расходы на НИОКР в области национальной обороны составляют 2,2%, а на исследования национальной экономики всего 1,03% от всех расходов государственного бюджета [15].

Таблица 3 — Финансирование НИОКР в исследуемых странах, 2017 г.

Страна или группа стран Частные предприятия (%) Государство (%) Образовательные учреждения (%)
ЕС27 55 34,2 55
США 66,4 27,7 5,9
Япония 77,1 16,2 55
Россия 29,4 62,6 8
Китай 69,1 24,7 55

 

Рассматривая инновационный потенциал России, со стороны выданных патентов, следует отметить полное несоответствие реальным возможностям нашей страны. Более того, показана отрицательная динамика, что также говорит о недостаточном уровне практической реализации, имеющегося потенциала (рис. 4) [42].

Рисунок — 4. Доля стран в общем числе выданных патентов в процентах (2016-2017 гг.)

 

Опираясь на проведенный анализ, можно утверждать,что уровень инновационного развития достаточно низок, а так же имеется ряд проблем, не позволяющих реализовать инновационный потенциал России в полной мере эффективно. Результаты, получаемые при осуществлении инновационной деятельности, должны быть выше и более эффективны.

Чтобы выявить ключевые проблемы российской экономики, рассмотрим и дадим анализ процессу осуществления инновационной деятельности, а точнее, где и с помощью каких именно ресурсов происходит реализация инновационного потенциала России.

Наша страна обладает самыми большими в мире территориальными ресурсами, играющими в свою очередь достаточно важную роль в построении эффективной экономики и нуждающимися в качественном и рациональном использовании.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Сейчас в России можно выделить ряд «организованных» территорий в соответствии с типом инновационности:

— технопарки;

— наукограды;

— закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО);

— технико-внедренческие зоны (ТВЗ);

— академгородки [25].

Наукограды. Такой статус присуждается муниципальным образованиям, которые подходят под определенные критерии. Во-первых, научная и производственная деятельность должна быть градообразующей; во-вторых, на данной территории кол-во работающих, занятых в науке должно быть не менее 15%; в-третьих, результаты деятельности научно-производственного комплекса данного муниципального образования должен составлять не менее половины от всего выпуска продукции других субъектов, которые входят в данный округ.

На данный момент в России около 75 городов, в их числе и посёлки, относят к наукоградам. Но официальный статус, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации, имеют лишь 14 муниципальных образований и около 70 ожидают ответа на получение данного статуса [24].

Вышеуказанные муниципальные образования обладают высоким уровнем научно-технической базы, более того, около 50% занятых находится именно в научной сфере за счет благоприятных условий, которые создаются в этой области. Вследствие этого, мы можем видеть низкий отток специалистов из данных муниципальных образований, что является положительным моментом. Финансирование наукоградов производится из средств федерального бюджета, но правительство не отличается последовательностью.

Непоследовательность выражается в том, что наукограды не достигли «самостоятельного» уровня развития и до сих пор нуждаются в поддержке со стороны государства, а вот правительство только снижает финансирование.

Наряду с наукоградами, можно отметить другой тип инновационности – технополисы.

По своей сути технополис является аналогом наукограда, что и предопределяет основные характеристики этого типа. Технополисы получили широкое распространение на территории США и ведущих странах Запада во второй половине XX века, один из наиболее известных – это Кремниевая долина в США.

Проводя анализ вышеперечисленных организации инновационной деятельности в России, вырисовывается целый ряд проблем, которые не позволяют максимально использовать инновационный потенциал России и тем самым ограничивающих реальные возможности данных организационных систем инновационной деятельности. Данные системы имеют жесткое распределение: либо бизнес структуры, либо научно-исследовательские организации. Отсутствие всякого синтеза науки и бизнеса.

Таким образом, на сегодняшний день существует огромное количество барьеров, возникающих между участниками инновационного процесса – наукой, производством, финансовыми институтами, государством, потребителем.

И главная задача состоит в активизации всех участников и механизмов инновационного процесса для эффективного развития экономики страны.

Для того, чтобы лучше понять инновационную систему США, стоит рассмотреть исторические аспекты инноваций и инновационной политики.

В первые 125 лет своей независимости США не являлись глобальным техническим передовиком, это преимущество принадлежало европейским странам, в первую очередь, Великобритании и Германии.

С развитием индустриальной революции, основанной на стали, в 1890-х годах США вошли в ряды мировых лидеров, производя революционные инновационные продукты. Такие американские фирмы, как Дюпон, Форд, Дженерал Электрик, Дженерал Моторс, Кодак, Свифт, Стандард Ойл, стали глобальными лидерами благодаря величине масштабов этих предприятий, который крайне важен для инноваций. Еще одним фактором успеха являлось развитие бизнеса благодаря антитрестовскому закону Шермана 1890 г. и клейтоновскому антитрестовскому закону 1914 г., поскольку именно эти акты стимулировали конкуренцию, что, в свою очередь, заставляло фирмы заниматься инновациями. Так продолжалось до Второй мировой войны – по большей части промышленные инновации разрабатывались, в основном, изобретателями и частными компаниями.

Третий большой период, который можно выделить в истории инноваций США начался одновременно со Второй мировой войной. Ванневар Буш, руководитель Управления НИОКР во времена ВМВ, поспособствовал развитию инноваций на основе науки, а также увеличил влияние крупных компаний и федерального правительства на инновационную деятельность: стали создаваться централизованные корпоративные R&D лаборатории, которые направляли инновации преимущественно в промышленность – электронику, фармацевтику, ракетно-космический комплекс. Это сопровождалось значительным государственным финансированием национальных лабораторий и существенно увеличившимся финансирование университетских исследований. Этот подход позволил США выйти в лидеры в основные виды промышленности – от программного обеспечения до авиации и биотехнологий.

Администрация Кеннеди в 1963 году предложила Гражданскую промышленную технологическую программу, предлагающую сменить фокус НИОКР на оборону и исследование космоса, которая затем изменялась Джонсоном и Никсоном. Эти попытки государства поддержать коммерческие инновации не сопровождались ни стратегическим видением, ни миссией, и не были связаны с экономической политикой, в связи с чем не отличались успехом.

Система стала изменяться в 1970-х гг. благодаря вызовам Японии и Германии. Рецессия 1974 (крупнейшая со времен Великой депрессии) стала стимулом к серьезному государственному продвижению технологий, инноваций и конкуренции: Картер, Рейган, Буш первый вложили много усилий в разработку государственной политики регулирования инновационной деятельности, результатом которых стали: закон Стивенсона-Вайдлера, закон Бай-Дойля, Закон о передаче и продвижении национальных технологий, а также созданием программ, продвигающих инновации: инвестиционная компания для малых предприятий (SBIC), компания по расширению производства (MEP), соглашения о сотрудничестве по НИОКР (CRADAs). Эти усилия навели порядок в налоговых субсидиях НИОКР, а также снизили прибыль на вложенный капитал и корпоративные налоговые ставки. В результате к 1992 году, во время восхода Силиконовой долины и роста популярности Интернета такие компании как Эппл, Сиско, Интел, Майкрософт, Оракл, США удовлетворила вызов, по крайней мере, в отношении инноваций.

Следующий этап ознаменован потерей трети рабочих место в 2000-х годах и почти 100-миллиардному дефициту десятилетие спустя. Этот период продолжается до сих пор, во время которого Обама создал Национальную сеть промышленных инноваций, расширил налоговые субсидии для НИОКР, увеличил финансирование для Департамента энергии и других научных бюро.

Как мы видим, во всех этих периодах роль государства в инновациях то увеличивалась, то снижалась, но на сегодняшний день система государственного регулирования США, в том числе и в отношении инноваций, начинается с Конгресса, который одобряет или отклоняет законопроекты, а также с органов исполнительной власти, которые иногда провозглашают нормативно-правовые акты. Кроме того, Управление по информационным и нормативно-правовым делам при Административно-бюджетном управлении Белого дома также проводят проверку рассматриваемых нормативно-правовых актов, особенно высокозатратных. За последнее десятилетие государственное регулирование инноваций устрожилось, как в объеме, так и в количестве направлений. На сегодняшний день инновации, кроме общих нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в области объектов интеллектуальной собственности, существует более двадцати законов и указов, определяющих процедуры трансфера и коммерциализации технологий, среди которых:

— закон Бай-Дойля, 1980, предоставляющий высшим учебным заведениям, некоммерческим организациям и малым предприятиям права собственности на изобретения, созданные при финансировании правительства;

— закон о технологических инновациях Стивенсона Уайдлера, 1980, предоставляющий широкие полномочия Министерству торговли США по повышению роли инноваций для коммерческих и государственных целей;

— закон о торговых марках, 1984, регулирует правовую охрану и передачу интеллектуальной собственности, созданной в организациях государственных форм собственности: этот закон устанавливает механизм сотрудничества между государственными лабораториями (GOGO) и лабораториями-подрядчиками (GOCO), в рамках которых первые выдают вторым лицензии на использование патентов, получая при этом роялти от использования результатов НИОКР;

— закон о развитии инноваций в малом бизнесе, 1982, ставший драйвером экономического роста за счет малого бизнеса;

— закон о национальных кооперативных исследованиях, 1984, уменьшивший антитрестовские барьеры и приведший к созданию сотен консорциумов, занимающихся НИОКР;

— закон о трансфере федеральных технологий, 1986, предоставивший вузам, государственным лабораториям, компаниям, органам местного самоуправления право заключать соглашения о сотрудничестве в НИОКР;

— всеобъемлющий Закон о торговле и конкуренции, 1988, закрепивший центры трансфера промышленных технологий как промежуточный институт сотрудничества государственного и частного секторов в области НИОКР.


Страницы:   1   2   3   4